» » Библия онлайн. Новый русский перевод Iv

Библия онлайн. Новый русский перевод Iv

В этом отрывке рассказана самая известная история обращения в христианство. Постараемся по возможности проникнуть в образ мысли Павла. Если оно нам удастся, мы увидим, что его обращение не было уж столь неожиданным. Мысли о свидетельстве и смерти Стефана беспокоили его, и он не мог от них отвязаться. Разве мог так умереть Плохой человек? Дабы рассеять свои усиливающиеся сомнения, Павел прибегал к крайнему. Сперва он преследовал христиан в Иерусалиме. Но это лишь усугубляло его собственные впечатления, потому что ему приходилось вновь и вновь задавать себе один и тот же вопрос: что давало этим простым людям способность спокойно и бесстрашно встречать опасность, страдания и смерть? Но, находясь в ожесточении, он направился в синедрион.

Указ синедриона имел силу везде, где были иудеи. Павел слышал, что некоторые христиане ушли в дамаск, ион обратился в синедрион за рекомендательными письмами, с тем, чтобы ему выдали христиан и в Дамаске. От Иерусалима до Дамаска приблизительно 220 км. Путешествовали они пешком, что занимало неделю. Сопроводителями Павла были чиновники из синедриона, своего рода полиция. Но Павел был фарисеем и не мог иметь ничего общего с ними; он шел один и думал, потому что больше ему ничего не оставалось делать.

Дорога шла через Галилею, и Галилея еще живей будила мысль об Иисусе. Напряжение нарастало. И так он подошел к Дамаску, одному из древнейших городов мира. Непосредственно перед Дамаском дорога поднималась на гору Хеврон, и перед глазами путника в зеленой долине лежал белый город Дамаск, "жемчужина в изумрудно-зеленом блюде". В тот момент, когда Павел поднялся на гору Хеврон, приближаясь к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба, и к нему проговорил Христос: "Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?" Победил Христос. Внутреннее сопротивление и внутренняя борьба в Павле прекратилась, и Павел смирился.

И в Дамаск Павел вошел уже измененным человеком. И насколько он изменился! Он, мысливший войти в город с карающей рукой, вошел немощный и слепой, опираясь на руку сопроводителей.

В словах воскресшего Христа к Павлу заключается сущность христианства: "иди в город; сказано будет тебе, что тебе надобно делать". До этого момента Павел делал то, что он хотел, что сам считал за правильное, чему велел ГОЛОС рассудка. Но с этого момента ему приходилось делать то, что ему было велено. Христианин делает уже не то, что ему вздумается, а старается идти путем, предназначенным для него Христом.

ХРИСТИАНСКОЕ РАДУШИЕ (Деян. 9, 10-19а)

Анания, несомненно, один из забытых подвижников христианской Церкви. Если правда, что смерть Стефана воздействовала на Павла, то обращению Павла Церковь обязана и братскому отношению Анании. Репутация Павла шла впереди его.

Анания получил весть от Бога пойти и помочь Павлу: он должен пойти на улицу, называемую "Прямой". Это была большая улица, пересекавшая весь Дамаск с запада на восток. Она была разделена на три части: центральную, по которой проходило транспортное движение, и две боковые пешеходные дорожки, на которых теснилась толпа и где в своих лавочках сидели купцы и расхваливали свои товары. Получив Божью весть, Анания смог бы счесть ее безумной. Ведь она значила: "Иди, помоги человеку, который хотел арестовать или даже убить тебя". Поэтому, он смог бы с подозрением приблизиться к Павлу, как бы выполняя неприятную для него задачу, или начать разговор с обвинениями и упреками; но нет - его первые слова были: "Брат Савл".

Сколько радушия было в этих словах! Это один из ярчайших примеров христианской любви. Вот какое влияние может оказать Христос. Один известный проповедник, проводивший евангелизационную кампанию в Америке, обратился во время своей последней проповеди к собравшимся и спросил, что им дали эти собрания. Встала негритянская девочка. Она не была оратором и смогла лишь связать несколько предложений. Вот что она сказала: "Во время этих собраний я приняла Христа, и Его любовь дала мне возможность простить убийц моего отца". Он дает возможность прощать - в этом сущность христианства. Павел и Анания, бывшие доселе врагами, встретились во Христе как братья.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ХРИСТЕ (Деян. 9, 19-22)

Комментарий к Деян. 9,19 смотрите в предыдущем разделе.

Перед нами сообщение Луки о деяниях Павла после его обращения. Для того, чтобы проследить все события этого периода его жизни, надо прочитать также, что говорит Павел в Гал. 1,15-24 . Если свести воедино оба эти описания, мы получим следующую картину:

1. Обращение Савла по дороге в Дамаск.

2. Проповедь в Дамаске.

3. Пребывание в Аравии (Гал. 1,17 ).

4. Возвращение в Дамаск и проповедь там в течение трех лет (Гал. 1,18 ).

5. Приход в Иерусалим.

6. Побег из Иерусалима в Кесарию.

7. Возвращение в Сирию и Киликию (Гал. 1,21 ).

1) Итак, мы видим, что Павел начал сразу со свидетельства в Дамаске, где жило много иудеев, и, следовательно, было много синагог. Именно в них возвысил Павел впервые свой голос, свидетельствуя о Христе. Этим совершил он величайшее духовное мужество. Именно к этим синагогам получил Павел письма и полномочия защищать как официальное лицо интересы иудейской веры и синедриона. Ему было бы намного проще начать свидетельствовать о Христе где-нибудь в другом месте, где его не знали бы, и где его действия не свидетельствовали Против него. Павел говорит: "Я новое творение и считаю, что те, кто меня страшились, должны знать это". И вот он провозглашает: "Я не стыжусь благовествования Христова".

2) Лука не упоминает второго его подвига. Павел отправился в Аравию (Гал. 1,17 ). В жизни Павла произошла перемена, потрясшая его так, что на некоторое время он должен был остаться наедине с Богом. Перед ним открывалась новая жизнь. Ему были необходимы руководство на совершенно новом пути и силы для выполнения чрезвычайно ответственной задачи. За тем и за другим он обратился к Богу. Он получил от Бога видение и теперь он жаждет от Него силы для претворения Божьего откровения в жизнь.

ЧУДНОЕ СПАСЕНИЕ ПАВЛА (Деян. 9, 23-25)

Здесь ярко показано, какое большое значение имеют несколько слов библейского текста. Лука говорит, что когда же прошло довольно времени, в Дамаске произошло следующее. За этой фразой скрывается срок в три года (Гал. 1,18 ). В течение этих трех лет Павел работал и проповедовал в Дамаске, и иудеи настолько утвердились в решении убить его, что даже поставили охрану у ворот его дома, чтобы он не смог уйти. Но древние города были обнесены стенами, которые иногда были настолько широкими, что по ним могла проехать колесница. На этих стенах были и дома, окна которых выходили за стену. Под покровом ночи Павла доставили в один из таких домов испустили в корзине за стену города; так он выбрался из Дамаска и направился в Иерусалим. Павел стоит еще в самом начале своей опасной жизни, посвященной служению Христу, но уже здесь ему приходится спасаться в крайне трудных условиях, рискуя жизнью.

1) Этот случай свидетельствует о мужестве Павла. Он видел, как иудеи собирались большими группами против него в синагогах. Он знал о судьбе Стефана, помнил о своих планах против христиан и знал, что может произойти с ним. Очевидно, что он ясно давал себе отчет о затруднениях, связанных с принятием христианства, но из тона повествования видно, что Павел проявил мужество в этой ситуации. Этот случай позволил ему доказать свою верность тому Господу, Которого он когда-то преследовал, и Которого он теперь любил, будучи готовым с радостью умереть в служении Ему.

2) Здесь мы также видим последствия его проповеди. Она была столь убедительной и неопровержимой, что иудеи решили прибегнуть к насилию. Никто не станет преследовать бессильного неудачника. Бернард Шоу сказал однажды, что величайшую честь дают автору люди, приказывающие сжечь его книги. Кто-то сказал еще: "Волк никогда не нападет на чучело овцы". Фальшивое, притворное христианство ничем не рискует. Страдать ради Христа - значит заслуживать самую высокую оценку от Бога.

ОТВЕРЖЕН В ИЕРУСАЛИМЕ (Деян. 9, 26-31)

Когда Павел пришел в Иерусалим, он увидел, что к нему Относятся с недоверием. Но ведь иначе и быть не могло.

Именно здесь он разорял Церковь и влачил мужчин и женщин в тюрьму. Мы уже видели, что в самые критические периоды его жизни определенные люди способствовали обращению Павла и его подвижничеству за дело Церкви. Во-первых, молитва Стефана обратила мысль Павла к Церкви. Далее, радушное всепрощение Анании сыграло решающую роль в том, что Павел обратился и стал проповедовать во имя Иисуса. И вот, мы видим, как чуткое сердце и милосердие Варнавы связали Павла с Церковью. Когда каждый сторонился Павла, Варнава поручился за него. Этот поступок показывает Варнаву как истинного христианина.

1) Он доверял Павлу. Когда другие считали его соглядателем, Варнава утверждал, что Павел верующий. Люди в общем делятся на тех, кто верит в хорошее начало в людях, и на тех, кто видит в них только плохое; и странно, что в других людях мы видим себя и судим о них так, как хотелось бы нам их видеть. Если мы подозрительно отнесемся к человеку, то он действительно начнет делать сомнительные дела. Если же мы будем неуклонно верить в лучшее в нем, то он, в конце концов, оправдает наше доверие. Как сказал сам Павел: "Любовь не мыслит зла". Никто не верил в людей больше, чем Иисус, и его ученик стал достойным своего Господа.

2) Он никогда не упрекал человека его прошлым. Ведь часто человека осуждают навечно за одну совершенную ошибку. Милосердие Господа Бога и состоит в том, что он никогда не ставит нам в вину наши прошлые грехи; и мы тоже никогда не должны осуждать человека за то, что он однажды оступился.

В этом отрывке мы видим Павла и специфической роли: он дискутировал с иудеями, говорящими по-гречески. Стефан был одним из них, и, вероятнее всего, Павел пошел в те же синагоги, в которых он выступал против Стефана, дабы засвидетельствовать, что жизнь его изменилась. Ап. Павел открыто говорил о своей жизни в прошлом, что часто очень трудно.

И снова жизнь Павла в опасности. Ему едва удалось спастись. Из Иерусалима его тайно препроводили в Кесарию, а потом в Тарс. И вновь он повторяет свои действия: он отправляется в свой родной город, чтобы и там засвидетельствовать свое обращение, то есть, что Иисус Христос сделал его новым творением.

ДЕЙСТВИЕ ПЕТРА (Деян. 9, 32-43)

Некоторое время в центре внимания стоял Павел, но снова это место занимает Петр. В сущности, этот отрывок является продолжением Деян. 8,25 . Петр изображен в действии. Но этого мало. Явно установлен и источник силы Петра. При исцелении Енея Петр не сказал: "Я исцеляю тебя", а "исцеляет тебя Иисус Христос". Прежде чем обратиться к Тавифе, что означает "серна", Петр молился. Петр надеялся не на свои силы, а призывал силу Иисуса Христа. Мы же много думаем о том, что мы можем сделать сами, а слишком мало о том, что может сделать через нас Христос.

В этом отрывке мы встречаем одно интересное слово. Дважды (стих 32 и 41 ) христиане, живущие в Лидде, названы святыми. Это же самое слово было употреблено Ананией по отношению к христианам в Иерусалиме (стих 13 ). Это слово всегда употребляет Павел по отношению к членам Церкви, потому что все его письма адресованы святым в том или ином месте.

В греческом тексте употреблено слово хагиос и оно многозначно. Иногда его переводят прилагательным священный, святой, но в корне оно означает иной, другой человек. В основном, христианин отличается от обычных людей. Но в чем его отличие? Хагиос относилось непосредственно к израильтянам. Это особый священный народ. Их отличие от других народов заключается в том, что Израиль был избран Богом для Своих целей. Но Израиль не выполнил свое предназначение. Он вел себя непослушно. Это привело к утрате данных им Богом привилегий. И Церковь стала истинным преемником Израиля. Отличными от других стали христиане, и эта отличительность состояла в том, что они были избраны для особых целей Божиих.

И мы, христиане, отличаемся от прочих людей не тем, что мы избраны для особых почестей на этой земле, а тем, что мы избраны для великого служения. Мы спасены для служения.



9:1 Савл. См. 7,58 и ком.

еще дыша угрозами и убийством. Савл уже помог расправиться со Стефаном и считал, что должен и в дальнейшем делать все, чтобы искоренить новое учение.

9:2 последующих сему учению. Другой перевод: "стоящих на этом пути". Выражение, равнозначное следующим наименованиям: "христиане" (оно встречается только в 11,26; 26,28; 1 Пет. 4,16), "ученики" (ст. 10,19), "святые" (ст. 13), "все, призывающие имя Твое" (ст. 14) и "братья" (ст. 17,30). Слово "путь" указывает, что христианское движение состоит из последователей Иисуса, Который Сам есть Путь (Ин. 14,6). Оно неоднократно встречается в Книге Деяний (13,10; 16,17; 18,25; 19,9.23). Петр (2 Пет. 2,2) употребляет выражение "путь истины" (ср. Пс. 118,30) как определение христианской веры, в отличие от "пути, ведущего в погибель" (Мф. 7,13).

9:3 свет с неба. Сверхъестественный свет, более яркий, чем свет южного солнца (26,13).

9:4 Савл, Савл. Имя, повторенное дважды, указывает на важность обращения (ср. Быт. 22,11; 46,2; Исх. 3,4; 1 Цар. 3,10; Лк. 10,41; 22,31).

гонишь Меня. Гонение на учеников Иисуса равнозначно гонению на Самого Иисуса (Мф. 5,10-12; Ин. 15,19.20).

9:5 кто Ты, Господи. Греч, слово "кириос" может быть употреблено в значении "Господь" (т.е. Владыка Небесный) и "господин", "сударь" (т.е. вежливое, уважительное обращение). Хотя Савл только начинал понимать, кто такой Иисус на самом деле, ярчайший свет и голос с неба, вероятно, заставили его употребить слово "кириос" в его божественном значении - Господь. Ср. Исх. 3,4.

9:7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос. В 22,9 Павел говорит, что они голоса "не слыхали". Греч, слово, переведенное как "голос", может означать и "звук". Спутники Павла слышали некие звуки, но не могли понять значение слов.

9:15 избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. Павел считал себя апостолом язычников (Рим. 1,13.14), равно как Петр был апостолом для иудеев (Гал. 2,8). Но Павел неоднократно проповедовал и иудеям, особенно в синагогах (9,20; Рим. 1,16; 1 Кор. 9,20).

9:17 Господь Иисус, явившийся тебе. Случившееся с Савлом не было видением, он действительно встретил Господа (ср. Ис. 6,1.5).

исполнился Святаго Духа. Ср. 2,38. Здесь ничего не говорится о каких-либо сверхъестественных дарах, подчеркивается лишь убедительность его проповеди об Иисусе как Сыне Божием (ст. 20).

9:18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его. См. Введение: Автор.

9:26 Савл прибыл в Иерусалим. Согласно Гал. 1,18.19, Павел виделся в Иерусалиме только с Петром и Иаковом, братом Господним. Возможно, другие апостолы либо побоялись встретиться с ним, либо в то время проповедовали в других

9:35 в Сароне. Саронская равнина, лежащая вдоль побережья на север от Иоппии.

9:36 В Иоппии. Древний морской порт (позже - Яффа, теперь это южная часть Тель-Авива); см. Иона 1,3.

9:37 Ее омыли. В Иерусалиме тело Иисуса было предано погребению в самый день смерти, но вне города допускалось хоронить менее поспешно (до трех дней).

9:43 у некоторого Симона кожевника. Тот факт, что Петр готов был поселиться у кожевника (иудеи считали это ремесло нечистым, так как занимающиеся им прикасаются к мертвым животным, Лев. 5,2), указывает на то, что евангельская проповедь уже начинала сметать преграды между людьми. Это также предвосхищает видение Петра, описанное в 10,9-23.

9:1,2 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим
Рвение Савла в желании истребить богохульников, которыми он искренне считал на тот момент христиан - восхищает: он ДЫШАЛ угрозами, не только изрекал их или думал о них.
Ненависть к противникам Бога в его понимании поглотила его целиком и проникла даже в лёгкие. Его старания сделать что- то для Бога и те усилия, которые он в этом прикладывал - вызывают восторг. Именно в этом и заключается сила любви и веры: в том, сколько сил мы готовы приложить для того, кого мы любим. Можно говорить о любви, а можно делать поступки, радующие того, кого любишь. Или, по крайней мере, не огорчающие.

Это восхищает особенно в связи с тем, что Савл через немного времени стал ДЫШАТЬ совсем другим воздухом, прямо противоположным ненависти к христианам.

Выходит, у Бога - и совсем холодный - может стать горячим, если его подогреть. И наоборот: любой горячий может со временем остыть. А бывает и так: мы думаем, что горячи, а Бог взвесил нас на весах Своих и нашёл нас холодными. Однако тёплые и сомневающиеся во всём - даже Богу не нужны –Откр.3:15,16.

Тёплые - это не только сомневающиеся и не могущие принять твёрдого решения. Это и те, кто не отдаёт себя какой-либо идее целиком, а более склонны ради идеи не сбрасывать совсем со счетов собственные меркантильные интересы. У них всегда стоит условие ЕСЛИ. В духовном - картина у тёплых - та же:
Я сделаю всё в точности и как хочет Бог при условии ЕСЛИ ……. А если условие не соблюдено, то и простите - не выполню или выполню не совсем.
Например: я бы ходил в проповедь чаще, ЕСЛИ бы в собрании было больше любви. Я бы не кричал на семью, ЕСЛИ бы её члены вели бы себя хорошо и правильно. Я бы помогал соверующим, ЕСЛИ бы у меня было бы больше времени, денег и т д.....

У Павла же сама по себе способность не утрачивать первую любовь к Богу – была очень яркой. Предмет любви немного подправили, в нужное русло её энергию направили – и всё встало на свои места: ревность по Богу у Павла совпала, наконец, со знаниями о Нём и Его замыслов. Но это будет чуть позже, а пока - из ноздрей дыхание угроз у Савла валит и ордера на арест христиан у первосвященника выпрашиваются.

9:3-5 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
Хотя Савл не гнал Иисуса Христа в буквальном смысле - здесь сказано Павлу, что он гонит Христа. Почему? Потому, что Павел преследовал христиан - духовное тело Христа - что Иисус расценивал как гонение себя самого, так как он и члены "тела" его - суть одно (Кол.1:24).
Иисус видел сверху, что иного способа перенаправить ревность Савла в нужное русло – просто нет, ибо он верил в то, что делал и искренне служил Богу тем, что делал. Пришлось Павлу свыше истину в разум внедрять: ведь воин Господа был отличный, только чуточку стопы направить на правильный путь и всё. Открылся Христос ему с неба и сам лично: похоже, иначе Савл не поверил бы в воскресение Христа и в то, что он – Божий посланник.

Можно поразмыслить - почему с Павлом нужно было поступить так? Разве Павел был не способным понимать? По посланиям его видно, что это не так. Что же тогда?

Павел насколько был увлечён бурной деятельностью для Бога и поглощен этим полностью, что ему просто некогда было остановиться для размышления над своей позицией и над тем, насколько она верна.
Ему надо было, как он думал, бороться с еретиками, а не размышлять.

Так что плоха и одна крайность - не успевать размышлять и другая: много размышлять, но при этом - ничего не делать и всегда бояться ошибиться. Как активно действующие, но не проверяющие время от времени согласованность своих действий с волей Божьей, так и не действующие вообще - одинаково не достигают цели угодить Богу.

В идеале получается, что надо действовать для Бога и для блага людей, но время от времени удостоверятся по Писанию в правильности своих действий.

9:6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
Против рожна идти действительно трудно: рогатина упирается в грудь вола и ранит его, если он противится и против человеческого рожна упирается. А против Божьего „рожна”– и того трудней идти: жизнь потерять можно.
Савл испугался слепоты своей и голоса с небес, но понял, что надо что-то менять в своей жизни, если с самих небес его призывают.

9:7-9 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. 9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил
Остальные тоже слышали голос с небес, но на них он не подействовал так, как на Савла: оцепенение со временем прошло и ни к чему не побудило.
Савл же ослеп на 3 дня, ни пища, ни питьё на ум ему не шли за это время: настолько велико было потрясение.

9:10-14 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.11 Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
В тексте 17 разъясняется, что к Анании тоже обратился Иисус Христос с небес. Он знает, что Савла не воспримут как служителя Христова, если не вмешаться и не подкрепить его назначение через известных христианам пророков: после всех „добрых” дел Савла никто из христиан не поверит ему на слово. Но невидимая работа по превращению Савла в апостола Павла - тем временем продолжалась.
Иисус призывает на службу пророка Ананию и научает того, что ему надобно делать в отношении Савла. Анания пытается возразить Богу, указывая на очень скверную репутацию Савла:
13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. .
Анания не промолчал, а задал интересующий вопрос, и правильно сделал, чтобы не носить потом камня за пазухой.
Иисус поясняет Анании, что для него - не репутация Павла в глазах людей важна, а пригодность его на дело, которое уготовано для Савла. И если Иисус избирает именно Савла для исполнения воли Божией, то кто же будет этому противиться? Анания – не стал.

Итак, Анания - пророк был послан к Савлу для того, чтобы, во-первых, и самому было возможно принять Савла как служителя Божьего, во-вторых, помочь и Савлу принять путь Божий, в-третьих, помочь всем остальным принять Савла как христианина.

9:15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
Савл оказался сосудом, пригодным для свидетельствования о Христе пред царями и сынами Израиля, хотя христианам могло показаться совсем иначе, ибо много зла сделал им Павел.
Никто не знает, кого именно и по каким критериям избирают Вышние для исполнения определённой воли Божией, но попытка самостоятельно определять –пригоден кто-то для Христа или нет – может для нас плохо закончиться: таки трудно идти против „рожна” Вышних

9:16-19 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, 19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске
Пророк не стал, разумеется, перечить Иисусу, пошёл к Савлу и сделал всё, как ему было велено: Павлу надлежало прозреть и исполниться святого духа. Эта физическая слепота как и физическое прозрение – показали Павлу символически суть его духовной слепоты и прозрения, когда уверен, что служишь Богу (Павел именно так считал, преследуя христиан), а на самом деле - противишься Ему. Он словно очнулся от спячки и сразу же принял крещение в знак становления христианином.

Интересно проанализировать ощущения Павла, что может пригодиться христианам, когда им приходится сталкиваться с необходимостью изменить свои внутренние убеждения, порвать со своим прежним прошлым и прочее:

Павел м н о г о л е т был уверен в правильности «своего пути», да и было с чего: он на самом деле был в истинной религии, поклонялся живому Богу и прекрасно знал Писание, более того - воспитывался «при ногах Гамалиила -- ([евр. Гамлиэл, "Божья награда"] фарисей, законоучитель и член иерусалимского синедриона), можно сказать, «духовную семинарию» закончил, а ревностным в служении Богу был настолько, что слАва его как гонителя Христова опережала его самого ("я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме" )

И вдруг он узнает, что заблуждался…
Что помогло ему не «слететь с катушек» разочарования и продолжить путь к Богу после того, как он терзал Божьих служителей? Наверное то, что Павел на самом деле любил истину, и она была ему важнее, чем мнение друзей фарисеев и даже синедриона, чем его высокое на тот момент положение в народе израильском и все такое…человеческое..

9:20-24 И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. 24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его
Молниеносное преображение Павла от гонителей христиан в проповедника Христа – многих свидетелей его гонениям смущало, трудно было поверить в то, что он вдруг стал другим. Но самого Павла это нисколько не смущало: он ревностно отстаивал теперь мессианство Иисуса Христа. Ряды противников Божьих потеряли своего сильного воина, он по их мнению предал доброе имя иудея - ортодокса в вероисповедании. Но для того, но чтобы такой славный воин не достался никому – его решили просто убить и все дела.

9:25–27 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса.
Но Бог позаботился о Павле через учеников Христа и не дал ему погибнуть от рук иудеев, направив путь его в Иерусалим.
Понятно, что в Иерусалиме Павлу присоединиться к ученикам было невозможно: никто не верил ему. Трудно поверить тому, кто вчера тебя готов был растерзать, а сегодня - в объятья готов броситься.
Только один Варнава поверил рассказу Павла о призвании Христом с небес и похлопотал за него пред собранием Иерусалимским. Недаром всё же он имя утешителя носил.

В принципе, это нормально и естественно ТАК реагировать на недавнего гонителя христиан, понятно, почему все испугались Павла. Однако Павел глотку рвать не стал, оправдываясь и доказывая им что-то словами: он на деле решил им показать, кто он.

9:28-31 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса.29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.30 Братия, узнав [о сем], отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Павел своей проповедью о Христе раздражил всех иудеев, как коренных жителей Иерусалима, так и Елиннистов (иудеев, прибывших из других стран): так подло он предал (по их мнению) их общее вероисповедание предков.

Ясно одно: активных Божьих проповедников никто не выносит - это раз. И два - их запоминают и узнаЮт все, кому они мешают жить своими иными взглядами на жизнь и на Бога.
И неважно, какого сорта противящийся проповеди христианской: из язычников или из народа Божьего тот, кто думает иначе и говорит иначе, чем привыкли уши.
Если заявился кто как Божий проповедник – всё, готовь «вёсла», и «суши сухари» для дальней дороги: не дадут тебе, инакомыслящему, спокойного жития.
Пришлось и Павлу в Тарс убегать.
Посмотрели на карте - далеко, однако, от Иерусалима. И за месяц пешком не дойти.

9:32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде
Когда читаем о том, что Пётр обходил все собрания по Иудее – представляем, сколько же на это ему требовалось времени? Немало, не день, думаем, и не неделю. Месяцами Пётр в путешествиях пребывал и вдали от дама. Как же он умудрялся всё таки совмещать заботу о семье - с заботой о всех собраниях? До сих пор не встретили разъяснения этого механизма совмещения – в Писании.
Если только представитЬ, что все вместе ходили, с детьми и жёнами? Но это маловероятным кажется: автомобилей не было, а на ишаке с семьёй далеко, думаем, не уйдёшь и широко слово Божье не распространишь.
В общем, одно ясно: как-то получалось у апостола Петра совмещать заботу о домашних своих и о собраниях Божьих. Или благодаря общинному типу собраний в те времена – семьи святых служителей Божьих выживали, пока они с проповедью города обходили.

9: 33-35 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
Чудо исцеления парализованного Петром – многих привлекло к о
Х р и с т у
, не к Петру, ибо Пётр намеренно громко объявлял всем, что « не я, а Христос исцеляет больного»
Заметим для себя: Пётр не насморк или не головную боль лечил, а лечил он совсем безнадежных больных, чтобы ни у кого не было повода усомниться в мощи святого духа, действующего в Павле благодаря Иисусу Христу. Среди иудеев того времени не было споров о том, кто такой Иегова и как произносить правильно Его имя, и кому ещё поклоняться, кроме Него. Не в этом задание Божье для апостолов состояло, а в том, чтобы во Христа воскресшего уверовали Иудеи, поэтому на Христа воскресшего и обращалось внимание прежде всего.

9:36-43 Случай воскрешения Тавифы Петром:
В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.... Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
Представим себе, что Тавифа при жизни была брюзжащей особью женского пола, запомнившейся только колкостями в адрес своих подруг и собирательницей сплетен, к примеру, по округе. Стали бы её подруги умолять за неё Петра?
Тавифа или по-другому Серна была преисполнена при жизни многими добрыми делами и потому была в любви у многих сохристиан, даже не обладая даром ясновидения или красноречия: не красными словами славится христианин, но добрыми делами.

И проповедывать (а в особенности - укреплять в вере собрания) - очень важно не только словами, но и делами. И, порой, дела громче слов говорят. Посмотрит кто- то за тем, как себя Серна-христианка ведёт - глядишь, и захочется самому христианином стать и среди христиан жить.
А иной христианин - и слова красноречиво говорит, но поглядят на дела его и думают: «да нет, я уж лучше среди язычников останусь, они -попорядочнее будут»

42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.43 И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника.
Чудо воскрешения умершей сестры – также впечатлило всех жителей Иоппии: апостол Христа обладал умением творить те же чудеса, что и сам Христос: исцелять больных и воскрешать к жизни умерших.
Этими же способностями, только в духовном смысле, обладают и современные ученики Христа: больных и разочаровавшихся в жизни исцеляют духовно силою слова Божьего, укрепляя здоровье их веры, а мёртвых во грехах или не желающих больше жить – оживляют тою же силою, приводя в чувство и показывая, что жить стОит и есть ради чего.

Слушать ДЕЯНИЕ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ глава 9 онлайн

1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику

2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

Обращение Савла. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.

8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.

9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

Озарение Савла. Художник Г. Доре

10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.

11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,

12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;

14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.

15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.

16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.

17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.

18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,

19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

20 И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.

22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.

24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.

25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.

26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.

27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса.

28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса.

29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.

30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.

31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.

32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.

39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

43 И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника.

1. ОБРАЩЕНИЕ САВЛА (9:1-19а)

а. Господь говорит к Савлу (9:1-9)

Деян. 9:1а . Еще в этом стихе связывает его с 8:3. Чем далее за пределы Иерусалима распространялось Благовсстие, тем ожесточеннее преследовал Церковь Савл.

Деян. 9:1б-2 . И так велика была ненависть Савла к последователям Христа, что он пришел к первосвященику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам. Дамаск не был под контролем Иудеи, Галилеи или Десятиградия. Какое же право имел первосвященник давать указания синагогам в Дамаске? Обычно на это отвечают, что Рим шел навстречу просьбам иерусалимского первосвященника об экстрадикции того или иного лица. Но, может быть, дело было в другом. В то время Дамаск находился, как представляется, под управлением царя Ареты IV (2-Кор. 11:32). Желая завоевать расположение у настроенных против римлян иудеев, Арета, который сам ненавидел римлян, рад был оказать "любезность" первосвященнику.

" в Дамаск к синагогам" говорит и о том, что христианство все еще тесно было связано с иудаизмом (в Иак. 2:2 словом "собрание" переведено греческое слово "синагоген", т. е. "синагога"). Тот факт, что христианское учение проникло уже и в Дамаск, свидетельствует о быстром его распространении.

Деян. 9:3-4 . Савл не только услышал голос Господа Иисуса, но и увидел Его (9:17,27; 22:14; 26:16; 1-Кор. 9:1; 15:8). Хотя прямо о том, что Савл видел Христа, не говорится, это подразумевается во фразе: внезапно осиял его свет с неба. Для последующего апостольства Павла то обстоятельство, что он видел воскресшего Господа, сыграло решающую роль (1-Кор. 9:1).

Особого значения исполнен вопрос: что ты гонишь Меня? (сравните 9:5), так как из него следует, что Христос соединяет Себя со Своей Церковью. Это "Меня", прозвучавшее из уст Господа, впервые дало Савлу проникнуть в то, что означает учение христиан об их пребывании во Христе. (Вот почему, когда Анания лгал Петру, он лгал Святому Духу; 5:3.) Для Луки, как и для Павла, Христос есть Голова тела, которым является Церковь.

Деян. 9:5 . Некоторые полагают, что кири ("Господи") в вопросе Савла: кто Ты, Господи? имело значение "Господин". Это возможно, поскольку кири в таком значении употреблялось (например, Матф. 13:27; 27:63; Иоан. 14:11; Деян. 10:4). И все-таки настолько сверхъестественной выглядит вся эта сцена, что в контексте ее едва ли правильно было бы придавать кири чисто человеческий смысл. Хотя Савл, для которого случившееся явилось полной неожиданностью, не узнал в тот же миг в Говорившем к нему Иисуса, он не мог не понять и того, что к нему обращалось Существо Сверхъестественное.

А в следующий момент Иисус и Сам сказал Савлу о Себе: Я Иисус (сравните 9:17). "Рожон" - длинный острый кол, поставленный в наклонном положении. Идти против рожна - выражение, которое в ранних греческих манускриптах встречается не здесь, а только в Деян. 26:14 - соответствовало народному образу препятствия, практически непреодолимого; опасного, рискованного дела.

Деян. 9:6 . Отвечая на вопрос, в ужасе заданный Савлом: Господи! что повелишь мне делать? - Иисус повелел ему: иди в город и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Это не означало, как думают некоторые, что Анания (стих 10) преподал Савлу учение об оправдании. О том, что ему предстоит возвещать Благую Весть, и делать это ценой страдания (стихи 15-16; 22:10,15; 26:16-20), Савлу было сказано Самим Господом на дороге в Дамаск; и Он же открыл ему там истину об оправдании по вере, как это явствует из Деян. 26:18 (сравните Гал. 1:11-12).

Деян. 9:7 . Бросается в глаза расхождение между стих 7 и 22:9. В 9:7 Лукой записано, что люди… шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а в 22:9 евангелист говорит, что они "голоса Говорившего… не слышали". Но это "расхождение" объясняется тем, что при переводе на русский язык не было учтено падежное управление глагола "слышать" в греческом тексте, которое меняло его значение; в оригинале говорится не "слышать", а "слышать, разумея", что передано в англ. тексте Библии: спутники Савла "слышали голос, но не понимали значения того, что он произносил".

Деян. 9:8 . Если "жалом во плоти" (толкование на 2-Кор. 2:17), которым до конца жизни мучился апостол Павел, была болезнь глаз, то так она начиналась. В любом случае разителен контраст между Савлом в 9:1 и 9:8. Там это был решительно шагавший человек, готовый хватать и бросать в темницы христиан, а здесь он уподобился беспомощному ребенку, которого повели… в Дамаск… за руку. Великой силы исполнены проявления Божией благодати, будь-то в чудных избавлениях или в действиях на первый взгляд катастрофического характера.

Деян. 9:9 . Три дня полной слепоты, поста и молитвы (стих 11) были для Савла временем ожидания того, что Бог обещал сообщить ему (стих 6).

б. Искреннее раскаяние Савла (9:10-19а)

Деян. 9:10-14 . Посредством видения Бог наставил Ананию, не имевшего к тому охоты, идти к Савлу, чтобы восстановить ему зрение. В видении же Господь и Савла предупредил о том, что Анания явится к нему на улицу… Прямую, в дом Иуды, где Савл остановился. Прямая улица была одной из двух параллельных улиц Дамаска, ведших от западной стены города к восточной его стене. Заметим, что здесь (в стихе 11) - первая ссылка на место рождения Савла, город Таре (карту; сравните толкование на стих 30).

Интересно и то, что именно в книге Деяний Апостолов верующие впервые названы святыми (стих 13). Церковь с самого начала составляли "отделенные" (греческое слово "хагиоис"; в Рим. 1:1 оно передано как "избранный к благовестию", а в Еф. 1:1 и в Фил. 1:1 - как "святые"). Из Деян. 9:14 следует, что весть о приходе Савла в Дамаск с тем, чтобы преследовать верующих, опередила его, и Анания боялся Савла.

Деян. 9:15 . Но Господь заверил Ананию, что Савл есть Его избранный сосуд, чтобы возвещать имя Его пред народами и царями и сынами Израилевыми. Под "народами" здесь понимаются "языческие народы". Савлу предстояло сделаться Павлом, апостолом для необрезанных (Рим. 11:13; Гал. 2:2, 7-8; Еф. 3:8), включая их "царей", т. е. правителей (о правителе Феликсе в Деян. 24:1-23); о правителе Порции Фесте в 24:27 - 25:12, о царе Ироде Агриппе II в 25:13 - 26:32; не исключается, что Павел говорил и императору Нерону; 25:11). И, конечно же, апостол Павел служил и "сынам Израилевым" (9:20; 13:5,14; 14:1; 17:2,10,17:18:4,19; 19:8; 26:17-20; Рим. 1:16). Не поразительно ли, что тот, кто безжалостно преследовал христиан, сделался столь ревностным благовестником, горячим и неутомимым свидетелем Христовым!

Деян. 9:16 . Частично исполнение этих слов Христа видим в перечислении Павлом его невзгод в 2-Кор. 11:23-27. Трижды в трех стихах (разговор Анании с Господом) встречается слово имя - в ассоциации с Самим Христом (стих 14:16; сравните 3:16).

Деян. 9:17 . Брат Савл - сколь утешительно должны были прозвучать эти слова для Савла! Насколько об этом можно судить из записанного в Новом Завете, Анания был первым, кто обратился к Савлу по христиански. Более подробно о том, что говорил Анания Савлу, записано в 22:14-16. Страх и недоверие к Савлу сменились у Анании любовью к нему, потому что так повелел Господь. Возложив на него руки, Анания засвидетельствовал о равенстве между собой и Савлом. Святым Духом Савл несомненно исполнился сразу же после своего обращения (сравните 4:8,31; Еф. 5:18).

Деян. 9:18 . При исцелении от слепоты как бы чешуя отпала от глаз Савла. Как и в двух случаях, записанных в книге Деяний Апостолов до этого, за обращением последовало крещение в воде (8:12,38). После рассказа об этом событии Анания исчезает со страниц книги, и лишь в главе 22, где Павел в очередной раз пересказывает случившееся с ним, об Анании упоминается.

Деян. 9:19а . Потрясение, пережитое им на дороге в Дамаск, а затем три дня без пищи и пития, крайне ослабили организм Савла. Однако и до принятия пищи он укрепился благодаря встрече с Ананией, последовавшему исцелению, исполнению Духом Святым и водному крещению.

2. НАЧАЛО КОНФЛИКТОВ С ИУДЕЯМИ (9:19Б-31)

а. Исповедание Савлом Христа (9:19б-22)

Деян. 9:19б-26 . Проведя лишь несколько дней с христианами Дамаска, Савл стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. Проповедь иудеям в их синагогах была частью Павловой стратегии и в его миссионерских путешествиях (первое путешествие - 13:5,14; 14:1; второе путешествие - 17:2,10,17; 18:4; третье путешествие - 18:19; 19:8). В 9:20 -единственный случай употребления в книге Деяний Апостолов фразы "Сын Божий". На дороге в Дамаск первым, что понял Савл, было именно это: Иисус есть Сын Божий.

Деян. 9:21 . Узнавая о поразительном изменении, происшедшем с Савлом, иудеи дивились, что вполне естественно. Употребленное тут греческое слово "екзистанто" скорее означает "были потрясены". в книге Деяний оно употреблено пять раз (2:7; 8:13; 9:21; 10:45; 12:16).

Деян. 9:22 . Теперь все свои богословские познания Савл употреблял на доказательство того, что Господь Иисус есть Христос (Мессия), чем приводил в замешательство Иудеев Дамаска.

6. Заговор против Савла (9:23-31)

1)В Дамаске.

Деян. 9:23-25 . Одна из тем книги Деяний Апостолов, здесь особо подчеркнутая, - это оппозиция религиозных вождей иудеев провозглашению Благой Вести. Из 2-Кор. 11:32 ясно, что они действовали, объединив свои усилия с усилиями "областного правителя" Ареты, но главными инициаторами в этом были все-таки иудеи. Ученики, зная про заговор против Савла, в корзине… спустили его вниз по стене (ведь враги Савла день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его). Воистину события приняли странный оборот.

Намереваясь не дать спуску христианам Дамаска, Савл вошел в этот город слепым, а "вышел" из него… в корзине! Потенциальный преследователь сам стал объектом преследования. "Ученики" (или последователи), о которых тут говорится, могли быть учениками Савла, и тогда это показывает, насколько успешным было его служение.

Рассказывая о Савле, Лука опускает такую подробность, как его пребывание в Аравии, о чем сам апостол Павел упоминает в Гал. 1:17. Может быть, это имело место между событиями, описанными в стихе 22 и 23. Цель ухода Павла в Аравию - не известна. Он мог пойти туда с проповедью (хотя едва ли - ведь территория эта отнюдь не была густонаселенной, для апостола же, по крайней мере, впоследствии характерно было тяготение к густонаселенным центрам Римской метрополии). Вероятнее всего, он ушел в Аравию, чтобы в уединении размышлять и учиться.

2)В Иерусалиме (9:26-30).

Деян. 9:26-28 . Савл уходил из Иерусалима непримиримым врагом христианства, но волей Бога теперь он в этом самом городе проповедовал Христово благовестие. Однако верующие и здесь поначалу боялись его, не веря, что и он - последователь Христа. В Дамаске Савлу помог Анания. В Иерусалиме он обрел верного друга в лице Варнавы. Свое имя ("сын утешения"; 4:36) этот человек вполне оправдал и по отношению к Савлу. На страницах книги Деяний Апостолов мы сталкиваемся с Варнавой еще в четырех случаях: а) 11:22-24; б) 11:30; 12:25; в) 13:1-2,50; 14:12; г) 15:2, 12, 22, 25, 37.

В конце концов иерусалимские христиане, которых Варнава убедил в том, что Савлу действительно можно верить, приняли его в свою среду, и, живя в Иерусалиме, он смело проповедывал во имя Господа Иисуса.

Деян. 9:29 . Здесь под Еллинистами понимаются грекоязычные иудеи (но не принявшие Христа, в отличие от "Еллинистов" в 6:1). Савл говорил… и состязался с ними, продолжая дело "еллиниста" Стефана, и настолько озлобил их, что они покушались убить его.

Деян. 9:30 . Иерусалимские братия сочли за лучшее отправить Савла в Кесарию (морской порт, располагавшийся примерно в 100 км. от Иерусалима), а оттуда отправили его в его родной город Таре. Этот древний город, уже к тому времени насчитывавший более 4 000 лет, был одним из центров интеллектуальной жизни в Римской империи.

Передвижения Савла на основании Деян. 9 и Гал. 1:17 можно суммировать следующим образом:

1. Иерусалим (стихи 1-22)

2. Дамаск (стихи 3-22)

3. Аравия (Гал. 1:17)

4. Дамаск (Деян. 9:23-25; Гал. 1:17; 2-Кор. 11:32-33)

5. Иерусалим (Деян. 9:26-29; Гал. 1:18-20)

6. Кесария (Деян. 9:30)

7. Таре (стих 30; Гал. 1:21-24)

3)Заключение.

Деян. 9:31 . Возможно, покою церквей на территории Иудеи, Галилеи и Самарии "способствовал" отъезд Савла, неприятие которого иудейскими религиозными вождями достигло высокой точки накала. Церковь все еще составляли евреи, полу-евреи (самаряне) и прозелиты, принявшие вначале иудаизм, а затем перешедшие в христианство. Но все говорило о готовности Церкви выйти за эти узкие пределы. Третьим из семи своих "сообщений об успехе" (т. е. о духовном и численном росте Церкви; сравните 2:47; 6:7; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30-31) Лука завершает этот раздел книги.

III. Свидетельство "до Предела земли" (9:32 - 28:31)

А. Достижение Церковью Антиохии (9:32 - 12:24)

I. ПЕТР ГОТОВИТСЯ К ПОВСЕМЕСТНОМУ ПРОВОЗГЛАШЕНИЮ БЛАГОВЕСТИЯ (9:32 - 10:48)

а. Петр в Лидде (9:32-35)

Деян. 9:32-35 . О Петре в последний раз упоминалось в 8:25, где они с Иоанном возвращаются в Иерусалим из Самарии. Теперь Петр ходил с проповедью по Иудее и, вот, пришел в Лидду. Лидда, упоминаемая в Новом Завете только здесь, соответствует современному Лоду; международный израильский аэропорт расположен чуть севернее этого города.

Позднее Петр много путешествовал, проповедуя, что, в частности, видно из перечисления им его адресатов в 1-Пет. 1:1. Еще прежде Петра обошел территории, прилегавшие к Кесарии, Филипп (Деян. 8:40). Чудесное исцеление Петром паралитика Енея, который восемь… лет лежал… в расслаблении, многих привлекло ко Христу.

Дважды в Деяниях Апостолов Лука, говоря о спасении, употребляет выражение "обратиться к Господу" (9:35; 11:21) и схожее с ним - в 15:19. Благовестие достигало все большего числа людей, потому что в прибрежных районах, где ходили евангелисты, жило немало язычников. Сарон - плодородная равнина, тянущаяся вдоль палестинского побережья (примерно 15 километров в ширину и 70-80 в длину). На юго-восточном крае ее помещалась Лидда. Упоминаемое здесь чудо было Вторым исцелением Петром калеки (3:1-10).

б. Петр в Иоппии (9:36-43)

Деян. 9:36-38 . Пока Петр находился в Лидде, в Иоппии умерла добродетельная христианка (ученица), по имени Тавифа, что в переводе с арамейского означает "серна". Она известна была тем, что много помогала бедным (творила много милостынь). Лидда от Иоппии была километрах в 18, так что, прослышав, что Петр в Лидде, послали за ним двух человек с просьбой прийти. До сих пор (судя по записи в книге Деяний) в ранней Церкви не было случаев воскрешения мертвых, но, очевидно, вера христиан и их упование на Господа были так велики, что они надеялись: Господь через Петра воскресит Тавифу.

Деян. 9:39-41 . Петр пришел в Иоппию, в дом, где лежала усопшая. И, выслав из комнаты плачущих вдовиц и всех бывших там, преклонив колена, помолился, а затем приказал: Тавифа! встань (сравните Мар. 5:41). И умершая ожила.

Деян. 9:42-43 . Это чудо, как и предшествовавшие ему, немало людей побудило уверовать в Господа (2:43,47; 4:4; 5:12,14; 8:6; 9:33-35). После совершения его Петр довольно долго пробыл… в Иоппии, у… Симона кожевника, дом которого находился у моря (10:6).

В этом разделе (9:32-43) отражена подготовка Петра свыше к предстоявшему ему обращению Корнилия. 1) Двумя замечательными чудесами подтвердил он, что служит истинному Богу, Который особо благословляет его. 2) Служение Петра происходило на территории, частично заселенной язычниками. 3) Примечательно и самое проживание его в доме кожевника. Ведь люди этой профессии считались церемониально нечистыми, т. к. находились в постоянном "контакте" со шкурами убитых животных, обрабатывая их (Лев. 11:40).

е. Петр и Корнилий (глава 10)

Значение этого события видно уже из того, что Лука, рассказав о нем в Деян. 10, возвращается к нему в следующей главе и, наконец, его же имеет в виду, в 15:6-9. Территориальное распространение Благой Вести, как отражено это в Деяниях Апостолов, свидетельствовало о том, что начали исполняться слова Иисуса, записанные в Матф. 8:11 "Многие придут с востока и запада и возлягут… в Царстве Небесном".