» » Боя́рская ду́ма. Боярская дума Кто входил в состав боярской думы

Боя́рская ду́ма. Боярская дума Кто входил в состав боярской думы

Дума XVII в. по внешности ничем не отличается от Думы XVI века. Думцы по прежнему первые люди в правительстве и возле царя. Только теперь в XVII в., думцы выдвигаются на свои высокие места больше своей личной заслугой да милостью государя, а не своей знатной ʼʼпородойʼʼ. Дума такого состава, конечно, не может требовать себе такой же чести в государстве, как Дума знатных княжичей XVI века. дума XVII века вся в воле государя.

Царь советовался со своими ʼʼдумцамиʼʼ по всœем государственным делам; с их совета издавались новые законы, с боярского совета решались и дела по управлению. Думные бояре были не только советниками, но и заведовали отдельными частями управления.

Из думных бояр выбирались опытные люди вести переговоры с иноземными послами. Боярина, члена Думы, посылали ревизовать ту или иную область, из думцев выходили и главнокомандующие войском. Словом, длительность членов Думы была очень сложна и разнообразна и далеко не ограничивалась только сидением в Думе. Благодаря этой разнообразной деятельности, не всœе бояре собирались всякий раз на совещание в Думу. В 1631 году считалось 40 человек членов Думы. Из них более половины было в служебной отлучке, так что весь наличный составь совета не достигал 20 человек.

При царе Алексее около этой Ближней государевой Думы образуется еще одно учреждение, прямо подведомственное царю, только от него принимающее распоряжение и в исполнении их отдающее отчет тоже только ему. Учреждение это носило название Приказа Тайных Дел. В этом приказе сосредотачивались всœе дела особой важности, которые царь хотел знать в точности сам, наблюдать за их течением и направлять его; в данный приказ стали поступать всœе просьбы челобитные людей, обращавшихся к царю, как к источнику правосудия и справедливости, с жалобами на всякие притеснения и обиды со стороны высших чиновников и других правительственных учреждений. Через посредство Тайного приказа царь Алексей рассчитывал иметь свой глаз во всœех ветвях управления государством, посылая для разбора различных затруднений или недоразумений в делах различных ведомств хорошо известных ему дьяков и подьячих этого приказа; в данный приказ направлялась вся личная переписка царя, здесь ведались его личные имения и промышленные предприятия, аптека, Гранатный и Потешные дворы, царская благотворительность, наконец личная казна царя.

В XVII веке заседание Думы, или, как тогда говорили, ʼʼсидение великого государя с боярами о делахʼʼ, происходили три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. При накоплении дел заседали и каждый день.

Думцы размещались на лавках по чинам. Окольничие садились ниже бояр, думные дворяне - ниже окольничих, а в каждом из этих разрядов всœе размещались ʼʼпо породеʼʼ и по старшинству.

Особого помещения для заседания Думы не было. Собирались в той палате дворца, где государь укажет, обыкновенно в Золотой палате. При царе Алексей ʼʼсидение с боярамиʼʼ происходило и в так называвшейся Передней палате, а при его болезненном наследник -в самой ʼʼкомнатеʼʼ государя, ᴛ.ᴇ. в его кабинœете.

Часто обмен мнений переходил в горячий спор, продолжавшийся до тех пор, пока спорившие не приходили к одному решению; говорил свое мнение и государь. Думцы соглашались, или возражали и спорили, пока не приходили к решению, примирявшему всœех.

Прения в Думе затягивались иногда на очень долгий срок; в 1685 ᴦ. целые полгода обсуждался вопрос: мириться ли с поляками против татар, или с татарами против поляков, и к решению - учинить мир и союз с Польшей против Крыма - пришли только после очень ожесточенных споров

Приговоры помечались обыкновенно на самих делах, доложенных в Думе, и излагались кратко, либо пространно, в случае если решали сложное и необычное дело; и краткие и пространные приговоры облекались потом в форму указов. Ни царь, ни бояре приговоров не подписывали, и ʼʼна всяких делах, - говорить Котошихин, - закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни каким делам руки своей не прикладывают: для того устроены думные дьякиʼʼ.

Заседания Думы вовсœе не отличались молчаливостью. Сохранилось похожее на протокол краткое и не вполне ясное изложение одного заседания Думы в 1679 ᴦ. с участием патриарха; не видно только, присутствовал ли государь на заседании или нет. Обсуждался вопрос, отдавать ли питейные заведения на откуп, или ведать ими мирскими выборными головами и целовальниками под присягу, ʼʼна веруʼʼ. Патриарх был того мнения, что у питейных сборов следует быть головами за выбором Мирских людей, только не приводить их к присяге, чтобы ʼʼклятв и душевредства не былоʼʼ, за воровство же пригрозить выборным конфискацией всœего имущества и ʼʼказнью по градскому судуʼʼ, а избирателям - тяжелым штрафом. Бояре возражали, что-де опасно без присяги, что в под присягой у выборных было воровство многое, а ʼʼбез подкрепления верыʼʼ воровства будет и того больше.

В Думе, посвящали много времени разбору различных случаев местничества, и ʼʼпресветлый царский синклитʼʼ, как любили именовать Думу московские книжники, не чуждался даже собственноручно в лице того или другого из своих членов, расправиться с каким-нибудь ʼʼнедельнымʼʼ местником.

Боярская Дума существовала до самых времен Петра Великого, когда ее значение перешло к Сенату.

Боярская дума была высшим советом при князе, а с 1547 г. - при царе. Конкретной даты учреждения Боярской думы нет, однако первые упоминания о ней датируются 10-м в. - с . Боярская дума, как и Земский собор, являлась совещательным органом. Ее функции были неотделимы от функций правителя. Она олицетворяла собой высшую исполнительную и судебную власть.

В состав Боярской думы входили не только бояре, но и окольничьи. В Киевской Руси 9-11-го вв. Боярская дума была совещанием между князьями и дружинниками, иногда присутствовали бояре и местная родоплеменная знать, а в 11-м в. уже полностью состояла из бояр. В 12-13-м вв. политическое значение Боярской думы сильно выросло из-за роста землевладения бояр, их привилегий, и уменьшения значения княжеской власти в некоторых княжествах.

В Боярская дума была советом великого князя с его вассалами, имевших некое политическое влияние. В конце 15-го в. в момент образования русского централизованного государства при Боярская дума стала постоянным совещательным органом верховной власти. Ближе к 16-му в. в состав Боярской думы стали входить дети бояр, повысилось влияние носителей княжеской фамилии. В начале 17-го в. Боярская дума предприняла попытки ослабить власть царя при помощи «крестоцеловальной записи», взятой у Василия Шуйского в 1606 г.

Полагал, что отличительной чертой государственного устройства России в 17-м в. было наличие самодержавия боярской аристократии с Боярской думой. С момента начала правления

В Думу входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Самым важным

и престижным был первый чин - боярин.

В этот чин царем назначались лица из двух десятков самых знатных фамилий, потомков правящих фамилий Древней Руси, а также старых мо- сковских боярских родов. Окольничими становились князья и потомки московских бояр. Все они были выходцами из 60 наи- более древних и знатных фамилий. Чин думных дворян полу- чали дворяне, выбившиеся «в люди» благодаря личным заслу- гам, долгой и верной службе государю; здесь не было ни одного князя. Исключение представлял Кузьма Минин - нижегород- ский торговец, представитель «третьего сословия», получивший чин думного боярина за спасение Отечества в год иноземного разорения. В целом думными дворянами стали в XVII в. пред- ставители 85 фамилий мелкого российского дворянства.

Думные дьяки за службу назначались из простых приказных дьяков, а иногда и подьячих. В их функции входили доклад дел в Думе и формирование ее решения.

Кроме того, в старинных списках вместе с боярами и думны- ми людьми упоминаются старшие придворные чины: конюший, дворецкий, казначей, оружничий, кравчий, ловчий. Великие князья вводили в Думу своих родственников, князей удельных, а также приглашали на совет и митрополита Московского. Чис- ленный состав Боярской думы менялся. В конце 70-х гг. XVII в. в ней было 97 человек: 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Таким образом, аристократический характер Думы сохранялся, хотя в Думу все больше проникало дворян и дьяков. По указанию царя на заседаниях Думы обсуждались наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона, спорные вопросы по представлению приказов, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением, и Дума являлась законодательным, распоряди- тельным и контролирующим органом.

Председателем Думы был царь, в его отсутствие - знатный боярин по поручению царя. В случае когда царя не было, реше- ние Думы признавалось проектом и требовалось его окончатель- ное утверждение государем. Особое внимание в Думе уделялось дипломатическим и военным вопросам. Дума контролировала дипломатическую переписку. Для переговоров с иностранными послами Дума создавала временные «ответные» комиссии, а по- том заслушивала отчеты о ходе этих переговоров. Обязанности секретаря Думы по внешним связям исполнял дьяк, возглавляв- ший Посольский приказ.


XVII в. был периодом существенного роста роли Боярской думы, поскольку царская власть в период Смутного времени была ослаблена. Особенно повысилось значение Думы, когда в 1606-1610 гг. на престоле был Василий Шуйский. Он под- чинился требованиям бояр и принял от них крестоцеловальную грамоту, что означало небывалое ограничение власти царя. После его низложения вся полнота власти временно перешла к Боярской думе. Она состояла тогда из семи влиятельных бояр, поэтому ее правление получило в истории название семибояр- щины.

В середине XVII в. роль Боярской думы постепенно снижа- ется, что было одним из признаков усиления в России абсолют- ной монархии. Наряду с Боярской думой при царе существовала так называемая Ближняя, или Тайная, дума - узкий круг особо доверенных лиц, советников верховного правителя. Для управле- ния текущими делами в случае отъезда царя из столицы Бо- ярская дума создавала временные комиссии; более важные де- ла посылались «в поход» царю. При Боярской думе с 1681 по 1694 г. существовала Расправная палата, в которую входили 11 членов и более. Это был особый судебный отдел для рассмот- рения спорных гражданских дел.

Несмотря на снижение роли Думы в государстве во второй половине столетия, она по-прежнему вместе с царем руководи- ла страной в интересах феодалов. Окончательное ее падение от- носится ко времени правления Петра I.

Еще по теме Боярская дума:

  1. Несмотря на происшедшее слитие детей боярских и дворян, вековое различие этих двух разрядов не совершенно умерло и иногда сказывается в памятниках даже половины XVII века.
  2. *(121) Это будут: Годунов Мих. Вас, Зюзин Иванис Григор., Третьяков Фома Иван., Плещеев Бархат Олферьев и Фомин Василий Григорьев. Они и дети боярские, и дворяне первой статьи.

Учреждение, которое обозначается этим термином в настоящее время, не носило этого названия в древности, и вообще не имело определенного названия. Это были заседания, на которых глава государства «думал» со своими советниками-боярами о делах государства. Учреждение это стояло во главе древнерусской администрации с X по XVIII в., хотя очень редко выдвигалось на первый план.

Наши сведения о боярской думе при князьях восходят только ко времени Владимира Святого , хотя, несомненно, она существовала и при его предшественниках. По летописи, Владимир советуется с дружиной «о строи земленем и о ратех и о уставе земленем», в важных делах, выходивших из круга обычных, он созывает, кроме дружин , и «старцев градских» – представителей городского населения. С принятием христианства в думе появляется третий элемент – представители высшего духовенства – епископы.

Боярская дума при царе Михаиле Федоровиче Романове

После Владимира «градские старцы» исчезают из думы, духовенство также не играет в ней заметной роли и она становится учреждением односословным, собранием членов старшей дружины. Князь XII в. часто думает со своей дружиной: задумывая какое-нибудь предприятие, князь должен заручиться согласием своих ближайших сотрудников, которые вольны отказать ему в своем содействии, если данное дело задумано без них. Трудно сказать, кто из старшей дружины обычно заседал в думе, но можно думать, что здесь имели место важнейшие из должностных лиц, как дворский, печатник, стольник, меченоша, мечник, казначей; в юго-западной Руси в думе заседали и представители областной администрации (тысяцкие, воеводы). Во всяком случае, число членов думы было не велико. В обычное время дума собиралась ежедневно поутру. Она ведала военные дела, отношения к другим князьям, суд и расправу, договоры с иноземцами, вопросы о преемстве князей и т. п. Формальностей при обсуждении дел, видимо, не было. Формальные отношения между князем и думой не сложились, по-видимому, даже в Галицкой земле , где боярство пользовалось наибольшим значением.

В Северо-Восточной Руси XIII – XIV в. общественные отношения сложились иначе, чем в Руси Южной. Это отразилось и на боярской думе. Здесь князь приобретает характер наследственного владельца своего удела и его управление княжеством получает вид управления частным хозяйством. Теперь князь призывает для совета тех из своих бояр, которые являются начальниками отдельных ведомств дворцовой администрации (бояр введенных). Таким образом, число заседающих в думе меняется, меняются и самые лица. Часто бояре, заседающие в думе, являются просто свидетелями при выдаче князем различного рода актов. Иногда для участия в заседаниях думы призывается и духовенство.

В Московском княжестве характер думы опять изменяется. Дела важные, экстренные, выходящие из круга дел чисто хозяйственных, случаются здесь чаще, а решение их требует более многочисленного состава думы, в нее призываются все наличные бояре. По мере того, как увеличивалось количество чрезвычайных дел, которые ведала дума, дела обычные отходили к центральным ведомствам – приказам ; чем важнее были дела данного приказа, тем в более близком отношении стояли эти приказы к думе. Изменяется в московском княжестве и характер членов думы. Это уже не вольные, переходящие слуги удельных князей, служащие князю и не связанные с землей, это – люди оседлые, обладающие известными политическими традициями и составляющие плотный класс. Самая дума теперь не случайное собрание нескольких лиц, призванных князем для решения частного дела, а учреждение, имеющее задачей земское строение государства.

С середины XV столетия в составе московского боярства происходят большие изменения. С этого времени начинается усиленный прилив в Москву новых пришельцев. Удельные князья в большом числе вступают на службу к московским князьям и образуют верхний слой служилой аристократии, оттесняя старое московское боярство. В XVI веке в думе две трети членов составляли представители княжеских родов. В то же время члены думы распадаются на несколько групп: высшую группу составляют бояре, за ними идут окольничие, еще ниже стоять думные дворяне. При пожаловании в члены думы принималось во внимание происхождение, одни попадали прямо в бояре, другие должны были пройти через сан окольничего, наконец, третьи попадали только в думные дворяне. Старые московские роды, уступив приезжим князьям первенство в думе, нашли себе место в ней в санах окольничих, наряду с представителями менее знатных княжеских родов. Не все потомки старых московских родов достигали и звания окольничего, иные из них, вместе с потомками удельного боярства и новыми людьми, выделившимися из среднего дворянства, составили группу думных дворян. Но эти три слоя думы не были замкнутыми. Много знатных княжеских фамилий вымерло, другие захудали и потеряли свое положение среди боярства, их места заняли новые роды, выдвинувшиеся позднее. Низшим звеном в цепи думских чинов было думное дьячество. Дьяки первоначально заведовали письмоводством при начальниках дворцовых ведомств – введенных боярах, потом они являются управляющими отделениями думской канцелярии, которые выделились в приказы; дьяки важнейших из приказов и возводились в звание думных дьяков. Они имели только совещательный голос и были докладчиками по делам своих приказов, а также формулировали приговоры думы. Иногда они возводились в звание думных дворян, а затем и окольничих.

Число членов думы при московских государях постепенно увеличивается: в начале княжения Василия Ивановича в думе было 27 членов, в конце 23, кроме думных дьяков, в начале царствования Бориса Годунова в думе заседало 45 человек. Приговором боярской думы считалось только постановление, состоявшееся в обычном общем собрании постоянной думы. Боярская дума, таким образом, приобрела значение необходимого государственного учреждения. Это значение её не было закреплено никаким актом, но оно молчаливо признавалось московскими государями. Иван Грозный , боровшийся с боярами, предоставляет думе управление государством. Самый состав её определяется обычаем: государь волен жаловать в бояре, но жалует он только лиц известного круга, дума остается учреждением аристократическим; новые люди проникают в нее, но проникают медленно, в силу необходимости иметь в составе её дельцов.

В Смутное время среди бояр является мысль закрепить свое положение письменным актом, но к этому времени боярский класс уже значительно расшатался, его экономическое благосостояние поколебалось, ряды его сильно поредели. Попытки боярства оказались неудачными и в XVII в. Боярская дума теряет политическое значение, превращается в простой орган правительственного механизма. В начале XVII века в думе все еще преобладают родовитые фамилии, но состав её уже меняется, в нее все более и более проникают дельцы из финансового и дипломатического ведомств, люди с большим опытом и способностями, но с неблестящими родословными, – и к концу столетия число представителей старых фамилий уже значительно уменьшается.

В XVII столетии дума является учреждением по преимуществу законодательным. Поводом к изданию новых законов были частные случаи, когда для данного случая не оказывалось подходящего законоположения, или когда затруднялись, можно ли к данному случаю применить известный закон. Дело возбуждалось в думе или по государеву указу, или по приказному докладу или, наконец, по частной челобитной. В этих случаях дума справлялась, не было ли подобных случаев в предшествовавшей практике, и затем или утверждала прежнее постановление, или отменяла его и делала новое. Вершились дела или думской комиссией, или общим собранием без государя, или общим собранием с государем, или собором, т. е. думой с участием высшего духовенства. Помимо законодательства Дума вершила тяжебные дела, она же, вместе с государем вела внешнюю политику, военные дела и государственное хозяйство: администрация была также в ведении думы, она имела влияние и на личные назначения, ей принадлежал надзор за ходом управления; она производила следствие и суд по государственным преступлениям. При тесной связи светского и церковного правительства дума приглашала к участию в своих заседаниях духовных сановников, так как освященный собор, т. е. члены высшего церковного управления, были и членами думы, хотя не всегда присутствовали в ней, в то же время дума считала себя вправе вмешиваться в дела церкви.

Члены думы служили одновременно и по администрации, занимая различные правительственные должности. Одни из них управляли приказами, другим поручалось воеводство городовое и полковое. Таким образом, многие члены думы отсутствовали на заседаниях, и она редко собиралась в полном составе. Часто заседали только члены думы, управлявшие приказами и потому постоянно жившие в Москве, и в таком случае дума представляла как бы комитет министров.

О том, как велись дела в думе, мы знаем мало. Известно, что собирались в думу поутру, часов с 7-ми, после заседания шли к обедне и затем разъезжались по домам, вечером собирались снова и заседания тянулись часов до 11-ти вечера. Иноземец Флетчер сообщает, что заседания думы были три раза в неделю, в XVII в. заседания бывали, по-видимому, ежедневно. Председательствовал в думе царь, а в его отсутствие один из бояр – первосоветник. Рассаживались члены по степени знатности . Обыкновенно слушались доклады начальников приказов, докладчиками были сами начальники, преимущественно дьяки. Если предложение делал сам царь, то предлагал присутствующим высказаться. Прения иногда бывали очень оживленными. Приговоры думы записывались и скреплялись: более важные – всеми дьяками, а те, что имели частный характер – одним, к ведомству которого данный приговор относился.

Когда царь уезжал из Москвы, дума сопровождала его, но в городе оставались начальники приказов и еще несколько членов думы, составляя комиссию. Эта комиссия при Алексее Михайловиче разбирала текущие тяжебные дела и при Федоре Алексеевиче обратилась в постоянное учреждение, получившее название «Расправной Золотой или Разрядной палаты». При Петре I дума до учреждения сената заседала в Москве (под названием боярской или министерской консилии) и вела внутренние дела, собираясь чаще всего в ближней канцелярии, почему иногда и называлась этим именем. Но это был уже только обломок прежней думы. Скоро и она перестала действовать.

См. Ключевский, «Боярская дума древней Руси»; Владимирский-Буданов, «Обзор истории русского права»; Сергеевич, «Русские юридические древности».

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

1.3 Сущность Боярской Думы

ГЛАВА II. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

2.1 Компетенции Думы

2.2 Состав Боярской Думы

2.3 Порядок заседания и принятия решений

2.4 Документирование деятельности Думы

ГЛАВА III. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ

3.1 Роль Думы в системе государственных органов Московского государства

3.2 Прекращение деятельности Боярской Думы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной курсовой работы является изучение Боярской Думы как высшего органа власти централизованного русского государства. В рамках достижения поставленной цели были определены задачи: изучить теоретические аспекты и рассмотреть Боярскую Думу как первый прототип государственных дум; проанализировать Боярскую Думу как высшего органа власти централизованного русского государства, определить роль Боярской Думы в системе государственных органов Московского государства.

Объект исследования: особенности Боярской Думы как высшего органа власти централизованного русского государства.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что произошедшее уже более десяти лет назад принятие новой российской Конституции и провозглашение Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления ставит историко-политическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов.

Теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной. Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту. Признается, что работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни.

Исторические традиции проявляются не только в сохранении определенной формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который так же может существовать в различных формах (например, президентская или парламентская республика). Иными словами, конкретные условия организации и деятельности законодательных органов страны формируются под воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических традиций, восприятие их населением и др.


ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

1.1 Боярская Дума в эпоху Киевской Руси

В эпоху Киевской Руси Боярская Дума являлась совещанием князей со своими дружинниками и «старцами градскими» (местной родоплеменной знатью), в удельный период Боярские Думы представляли собой совет при великом князе. В Московском княжестве в состав Боярской Думы входили так называемые «путные бояре» (ведавшие «путями», то есть отдельными отраслями управления) высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий и т.д. На завершающем этапе объединения русских земель вокруг Москвы Боярская дума превращается в постоянно действующий орган.
На протяжении второй половины XVI-XVII в. шел процесс формирования сословного строя, характерного для феодального общества. Процесс этот начался еще во времена Киевского государства и завершился во второй половине XVII в.

1.2 Боярская Дума как сословный орган

Первоначально Боярская Дума была консультативным боярским органом при монархе (московском великом князе). Членов Боярской Думы назначал царь, и собственно только члены Боярской Думы могли называться боярами. В титулованных бояр (т.е. бояр с титулом князя) превращаются бывшие удельные князья, сохранявшие свои вотчины и получившие новые поместья (служилые князья). Сам факт наличия Боярской Думы позволяет некоторым исследователям говорит об ограниченности власти монарха в России в это время. В действительности бояре особо не мешали великокняжеской политике. Даже в начале каждого закона писали: «Царь (великий князь) указал, а бояре приговорили.» Т.е. указывал все равно именно великий князь (царь), а бояре лишь соглашались 1 . Со временем, в Боярской Думе, кроме бояр, появился дополнительный думский чин - окольничий. В Боярской Думе также начали работать профессиональные чиновники и клерки - дьяки и подьячие. У каждого боярина, как правило, был свой персональный секретарь-референт, являвшийся думским дьяком. Боярская Дума выступала апелляционной судебной инстанцией.

Русское государство середины XVI - середины XVII в.в. являлось сословно-представительной монархией. Сословно - представительной называется централизованная феодальная монархия, в которой относительно сильный монарх, осуществляя свою власть, вынужден привлекать для решения важнейших вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. К середине XVI в. Россия была единым, централизованным государством. К рассматриваемому периоду она сделала значительный шаг в социальном развитии. Это характеризуется ростом ремесленного производства, развитием местных рынков и усилением между ними прочных связей. Развиваются товарно-денежные отношения. Большое значение имеет внешняя торговля. Наблюдается рост городского и сельского населения. В политическом развитии государства большое значение приобретает опричнина, которая была создана для расправы с изменниками и ослушниками. Опричнина подорвала экономическую мощь бывших удельных князей, увеличились земельные владения Царя, постепенно стало вырастать значение поместного землевладения. Объяснить политический смысл опричнины довольно трудно. Ведь она не отвечала на политический вопрос, стоявший тогда на очереди, не устраняла затруднения, которыми была вызвана. Затруднения создавалось столкновениями, какие возникали между государством и боярством. Государь и боярство не расходились друг с другом непримиримо в своих политических идеалах, в планах государственного порядка, а только натолкнулись на одну несообразность в установившемся уже государственном порядке, с которой не знали что делать. Что такое было на самом деле Московское государство в XVI в.? Это была абсолютная монархия, но с аристократическим управлением, т.е. правительственным персоналом. Не было никакого политического законодательства, которое определяло бы границы верховной власти, но был правительственный класс с аристократической организацией, которую признавала сама власть. Эта власть росла вместе, одновременно с другой политической силой, ее стеснявшей. Таким образом, характер этой власти не соответствовал свойству правительственных орудий, посредством которых она должна была действовать. Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то время, как государь пожаловал их как дворовых слуг своих в звании холопов государевых. Обе стороны очутились в неестественном положении. В государстве создалась ситуация, при которой бояре не были заинтересованы в дальнейшем укреплении власти монарха и стремились ограничить ее Боярской думой. Дворянство же было заинтересовано в усилении великокняжеской, а затем царской власти, в перестройке политического аппарата и в более решительной внешней политике. Средние и мелкие феодалы, объединившись с городским населением, решительно выступали против старой феодальной знати. Опорой великокняжеской власти было дворянство. От монарха оно ждало земель, крестьян, повышения своего политического веса. 2 Именно поэтому, из-за нестабильной обстановки в государстве Иван IV создал опричнину. В середине XVI в.в России была следующая классовая структура. Класс феодалов составили бояре, которые получили придворный чин «холопов государевых». Распределение привилегии происходило по принципу местничества (родовитость, знатность). Постепенно такое распределение чинов уступало место чину, жалуемому царем.

На первом месте были придворные чины, которые подразделялись на думных и недумных. К придворным чинам (думным) относились бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. Все эти чины входили в Боярскую думу. Следующим по значению был чин окольничьего. К менее важным придворным чинам - недумным - относились спальники, стольники и др. С середины XVI в. усиливается значение дворян. Ими считались верхушка служилых людей, не получивших боярского чина. Верхушку дворянства составляли «думные дворяне». Делилось дворянство на несколько групп: дворян московских, выборных, городовых и дворовых. Полная отмена местничества в середине XVI в. ликвидировала различия внутри класса феодалов, усилила роль дворянства. Крупнейшим феодалом была церковь. В середине XVI в. наносится удар по церковно- монашескому землевладению. Класс феодально-зависимых крестьян делится на черносошных и владельческих (дворцовых, монастырских, помещичьих). Основными формами эксплуатации были барщина и оброк. В данный период прослеживается постепенное и окончательное закрепощение крестьянства. Холопство в XVI в.делилось на старинное, полное, докладное и кабальное. Во второй половине XVI в. получили большое развитие города. Увеличивается численность посадских людей.

Таким образом, все выше указанные предпосылки ведут к созданию в середине XVI в. в России сословно- представительной монархии, где функции сословно - представительного органа выполняли Земские соборы.

Сословно - представительная монархия ведет свое начало от созыва первого Земского собора в 1549 г., когда Иван IV, ведя борьбу с реакционной частью боярства за укрепление централизованной власти, вынужден был опереться на растущее поместное дворянство и верхушку городского населения, призвав их к участию в специально для этого созданном государственном органе. Новой особенностью общественного строя стало появление на политической арене двух новых социальных сил - дворянства и горожан. В XVI - XVII вв. Боярская Дума в документах именовалась служилыми людьми и состояло из целого ряда категорий (слоев). Верхний слой составляли бояре. Термин боярин стал обозначать звание (чин). Большинство среди них составляли бывшие удельные князья. Но некоторая часть происходила из родовитого старомосковского боярства, не имевшего княжеских титулов. Общая численность бояр была невелика. В 1564 г. их было 33, после опричного террора в 1572 г. из них осталось 17. К концу XVII в. насчитывалось 42 боярина. Следующими после бояр чинами были окольничие, думные дворяне.