» » Чему учит сказка «Иван царевич и серый волк»? Отзыв о сказке «Иван-царевич и серый волк Иван царевич и серый волк вывод сказки.

Чему учит сказка «Иван царевич и серый волк»? Отзыв о сказке «Иван-царевич и серый волк Иван царевич и серый волк вывод сказки.

Урок русской литературы в 5 классе с казахским языком обучения

Удербаева Н.Г.,

учитель русского языка и литературы

СШ № 20 г. Костанай

Тема: «Иван-царевич и Серый волк».

Цель: научить умению понимать главную мысль, которая заключена в сказке, читать текст сказки осмысленно.

Оборудование: текст сказки, правила работы на уроке, словарные слова, тестовые задания.

Ход урока

I. Словарная работа.

1. Запишите слова в тетрадь:

Добрый конь – хороший конь

свалился спать – лёг спать, заснул

служить верой и правдой – служить добросовестно, честно

терем – в древней Руси жилое помещение в верхней части дома или дом в виде баашни

лесная избушка – уменьш. от изба

откуда ни возьмись – неожиданно, неизвестно откуда

жить-поживать да горя не знать – хорошо жить

II. Проверка осмысления текста сказки. Тест.

1. Определи жанр сказки «Иван-царевич и Серый волк»:

А) волшебная В) о животных С) бытовая

2. Как звали царя, у которого был сад с золотыми яблоками:

А) Афрон В) Берендей С) Далмат

3. Кто воровал золотые яблоки в царском саду?

А) Серый волк В) конь златогривый С) Жар-птица

4. Кому принадлежала Жар-птица?

А) царю Далмату В) царю Кусману С) царю

5. Чья дочь Елена Прекрасная?

А) царя Далмата В) царя Афрона С) царя Кусмана

6. Почему Ивана-царевича схватила стража царя Афрона?

А) потому что стража увидела, как он перелезал через стену

В) потому что он дотронулся до клетки, в которой сидела Жар-птица

С) потому что он похитил Жар-птицу

7. Почему Иван-царевич не мог забрать коня златогривого?

А) потому что сторожа в конюшне ещё не спали

В) потому что он дотронулся до уздечки

С) потому что ему помешали его братья

8. Кто помог Ивану-царевичу преодолеть все трудности?

А) Елена Прекрасная В) Серый волк С) братья

9. Объясни значение выражения: Серый волк синие леса мимо глаз пропускает, озёра

хвостом заметает.

А) поскакал очень быстро В) поскакал, ничего не замечая

С) поскакал, разрушая всё на своём пути

Код правильного ответа: 1А, 2В, 3С, 4С, 5А, 6В, 7В, 8В, 9А.

III. Самостоятельная работа. Работа в группах.

1 группа. Дайте характеристику старшему сыну царя Берендея.

2 группа. Дайте характеристику среднему сыну царя Берендея.

3 группа. Дайте характеристику младшему сыну царя Берендея.

4 группа. Какое число больше всего употребляется в сказке? Привести примеры из текста.

Проверка выполнения задания.

Число «три»:

1) У царя Берендея было три сына.

2) Три ночи подряд сыновья царя караулили сад, чтобы поймать вора.

3) Отправились в три стороны искать Жар-птицу.

4) Три добычи пришлось доставать Ивану-царевичу: Жар-птицу, коня златогривого, Елену Прекрасную.

5) Серый волк три раза превращался: в Елену Прекрасную, в коня златогривого, в Жар-птицу.

Характеристика старшему сыну:

1) Старший сын попросился караулить сад и поймать вора, который крадёт золотые яблоки. Он пошёл в первую ночь. Сколько ни ходил, никого не уследил, лег на мягкую траву и уснул.

2) Утром, когда царь спросил его, видел ли он кого-нибудь, он сказал, что всю ночь не спал, глаз не смыкал, но никого не видел. Он обманул своего отца.

3) Отправился искать Жар-птицу – в одну сторону. Он хочет славы только для себя.

4) Сговорился со средним братом убить своего младшего брата Ивана и забрать у него добычу. Он злодей.

Вывод: Смог ли старший сын найти Жар-птицу? Почему? (потому что искал один)

Характеристика среднему сыну:

1) Средний сын попросился караулить сад и поймать вора, который крадёт золотые яблоки. Он пошёл во вторую ночь. Он тоже проспал.

2) Наутро сказал отцу, что никого не видал.Он обманул своего отца.

3) Отправился искать Жар-птицу – в другую сторону. Он хочет славы только для себя.

4) Сговорился со старшим братом убить своего младшего брата Ивана и забрать у него добычу. Он злодей.

Вывод: смог ли средний сын найти Жар-птицу? Почему? (потому что искал один)

Характеристика младшему сыну:

1) Младший сын Иван караулил на третью ночь. Он боялся даже присесть. Когда его сон начинал одолевать, росой с травы умывался, чтобы не уснуть.

2) Он схватил Жар-птицу за хвост, но она улетела, а у него в руке осталось одно золотое перо от хвоста. Узнал, кто ворует яблоки.

3) Отправился искать Жарь-птицу – в третью сторону.

Почему отправился в третью сторону? (Старшие братья не предложили ему свою помощь.)

4) Нашёл Жар-птицу, поехал домой на златогривом коне с Еленой Прекрасной. Оправдал доверие отца.

Вывод: Почему младший сын Иван сумел найти Жар-птицу? (Ему помогал Серый волк.)

Почему он позволил Серому волку растерзать своих старших братьев в клочья? (потому что они злодеи, сговорились и убили своего младшего брата)

Чему учит сказка? (Добро торжествует, зло наказывается.)

Кто из героев сказки олицетворяет добро? (Иван-царевич, Серый волк) А кто – зло? (старшие братья Ивана-царевича)

IV. Домашнее задание: прочитать сказку «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо» на стр. 44-48.

Сказка Иван-царевич и Серый волк популярна среди детей много лет. Читателей в ней привлекают герои, их приключения и счастливая концовка. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Иван-царевич и Серый волк читать

Кто автор сказки Иван-царевич и Серый волк

Знаменитая фольклорная сказка имеет несколько вариантов. Также существует она и в двух литературных обработках – В. А. Жуковского, автора известных баллад, и стихотворений и А. Н. Толстого, русского писателя.

Повадился кто-то у царя в саду золотые яблоки воровать. Послал он сыновей выследить похитителя. Две ночи ходили в караул старшие сыновья, да проспали на травке до утра. На третью ночь младший сын на яблоне заметил чудесную птицу с золотым хвостом, подкрался к ней, за хвост ухватил, но не удержал. Только перо золотое в руке осталось. Царь Берендей захотел разузнать о чудо-птице. Велел он сыновьям отправляться на ее поиски. Братья в чистом поле разъехались в разные стороны. Устал в дороге Иван, прилег отдохнуть, проснулся – нет коня, одни кости. Явился тут перед ним Серый волк. Обещал он Иванушке за съеденного им коня помочь найти Жар-птицу. Забыл Иванушка о наставлениях друга, когда за птицей пошел, поэтому пришлось друзьям немало сил потратить, чтобы раздобыть еще и чудо-коня, а потом и Елену Прекрасную. Старшие братья позавидовали удаче Иванушки, убили его, чтобы все отнять. Узнав о беде, на выручку Иванушке примчался Серый волк. Оживил царевича, коварных братьев разорвал в клочья. Привез царевич батюшке коня чудесного и Жар-птицу, а сам на прекрасной девице женился. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Тема красивой сказки – это поиск героем счастья. С пера чудо-птицы начинаются приключения Ивана-царевича. Большая роль в сказке отводится волшебному помощнику – Серому волку, он дает мудрые советы главному герою, вовремя приходит на помощь, спасает жизнь друга, наказывает братьев. Но еще в начале сказки, когда Иван-царевич в саду Жар-птицу выследил, видно, что герой почтительным отношением к отцу, смелостью, ответственностью заслуживает такого чудесного помощника. Основная мысль сказки Иван-царевич и Серый волк – всегда полезно прислушиваться к советам друзей и умных людей. Меньше было бы проблем у Иванушки, если бы он всегда следовал советам Серого волка.

Мораль сказки Иван-царевич и Серый волк

Счастье всегда на стороне отважных – вот мораль сказки. Чему учит сказка Иван-царевич и Серый волк? Смелым, деятельным, решительным, находчивым легче идти к своей цели.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Не родись красивым, а родись счастливым.
  • Счастье тому улыбается, кто его добивается.

Уважаемые родители, папы и мамы, настоящие и будущие. Запомните главное правило: Никогда, вы слышите, НИКОГДА, читая детям на ночь сказку, не пытайтесь включить мозг! Иначе Ваше душевное здоровье будет потеряно если и не навсегда, то точно – надолго. А я вот включил, каюсь. Итак:

Иван Царевич и Серый волк, или особенности политики Древней Руси.

Для тех, кто не помнит, напоминаю сюжет: Жил был царь Берендей, было у него три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Идиллия. Однако по результатам проверки выявилась существенная недостача яблок по итогам сезона, из чего был сделан вывод, что яблоки, таки да, воруют. К оперативным мероприятиям по пресечению противоправных действий царем были привлечены его сыновья в полном составе, то есть три шт.

Старший и средний сыновья службу завалили, а вот младшему удалось выяснить, что виновным в хищениях является Жар-птица, и в качестве доказухи он подшил к делу ее перо, найденное, по словам Ванюши, прямо на месте преступления. Поймать злоумышленницу не удалось, но противоправная деятельность была пресечена, случаи кражи государева имущества в виде яблок прекратились.

Однако царь Берендей результатами расследования не удовлетворился, смастырил требование об экстрадиции и отправил своих сыновей в сопредельные государства на поиски Жар-птицы.

На первой же ночевке у Ивана-царевича увели коня. Ну, бывает, что уж тут, времена то неспокойные. Ладно, пошел дальше в пешем порядке, устал, устроил привал, и тут к нем подходит Серый Волк. Подходит. Сам. И начинает каяться, что-де это он коня съел, и за это готов службу служить, в том числе – слить информацию о местонахождении Жар-птицы и даже возить Ивана на себе.

А тут так, по-пионерски, за какого-то жалкого съеденного коня, вписывается и возить, и рассказывать, да еще и сам на контакт вышел, сам разговор завел…. Ну да наш Иван, не сказать чтоб дурак, всё это мимо ушей… Обрадовался, на всё согласился.

Долго ли, коротко ли, доехали они, в смысле, Иван на верхом на Волке, до владений царя Афона. Серый волк, проявив недюжинное знание внутреннего распорядка караульной службы и систем сигнализации, отправляет Ивана на дело:

«-Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся - час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!»

Иван наш задание валит, сигнализацию, установленную на клетке, таки да, активирует, в общем – вяжут его Афоновские ребята на месте преступления по полной программе. Царевич наш тут же раскололся, кто он и откуда, попытавшись прикрыться дипломатическим иммунитетом, да не тут то было. Афон, похоже, парень был не промах, и сразу попытался обделать свои делишки руками сынка соседнего царя:

«-А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас… Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой.»

Вербовка прошла успешно, и Иван, уже как двойной агент, поехал решать проблемы царя Афона к царю Кусману.

А что Серый Волк, спросите Вы? Ему бы самое время сказать «Знаешь, Ванюша, за твоего жалкого коня я отработал, на точку тебя вывел, все карты в руки дал, а то, что тебя, фраера, жадность сгубила, так то не мои проблемы.» Ан нет, поди ж ты, согласился и дальше сотрудничать без дополнительной оплаты, но, при этом, четко установив расположение сил в команде – Иван – Лох, Волк- д’Артаньян.

С царем Кусманом вышла абсолютно та же ситуация: волк знал (кстати, или говорил, что знал) систему сигнализации и расписание несения службы, Иван облажался, спалился, слил все контакты и был завербован уже царем Кусманом изъять у царя Далмата Елену Прекрасную.

А дальше — внимание. К царю Далмату Волк Ивана уже посылать не стал, а пошел сам, через некоторое время вернувшись с некоторой особой, которую он представил как Елену Прекрасную. Ваня долго разбираться, кого ему привели, не стал – под описание подпадает, и ладно.

А потом жадность заела нашего Ванютку просто вусмерть, а Серый Волк, похоже, и рад потакать. Волк продемонстрировал, что владеет полиморфом, и Ваня отдал его сначала царю Кусману в качестве Елены прекрасной, потом царю Афону в качестве златогривого коня. Вроде, всё получилось – серый волк, как заканчивался дюрейшн у полиморфа, честно сваливал, а Ваня получил и коня, и Жар-птицу, и Елену Прекрасную.

И, глядя на все эти превращения, ни разу, повторяю – ни разу, не задался вопросом: кого он везет с собой в качестве Елены Прекрасной… Да и мысль о том, что дипотношения со всеми окрестными царями он испортил окончательно, его, похоже, вообще не парила.

Дальше было весело. В какой-то момент Серый Волк сказал «мне дальше идти нельзя» и Ваня поехал один на златогривом коне, с птицей и красавицей. Едет, насвистывает, боевое охранение не выставляет. Донасвистывался.

Как указано в протоко…в смысле, в сказке, той же ночью на него наехали его братья, спящего убили, коня, птицу и девку себе забрали и поехали домой. Тут же прибежал Серый Волк (минуточку! Ему же сюда нельзя было….), взял в заложники Вороненка, сгонял Ворона за живой и мертвой водой, Ивана оживил.
Клёво.

Лег спать, проснулся, от того, что тебя водой брызгают, имущества нет, а тебе, сонному, говорят: «Крепко ты спал, - говорит серый волк. - Кабы не я, совсем бы не проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей!»

Ваня сел на Волка, догнали братьев. Какие там договоры были у Волка с братьями, мы уже не узнаем, потому что Волк их немедленно порешил, собственноручно, и, как было указано в протоколе осмотра места преступления, «клочки по полю разметал». Концы в воду.

Так а это… вот и всё…

В итоге мы имеем в качестве основного и единственного претендента на трон некого весьма недалекого, чтоб не сказать – тупого, Ивана (осмелюсь напомнить, что в начале истории он был младшим сыном, без реальных претензий на престонаследование), который обязан всем Серому Волку, подконтролен, снабжен «постельным» агентом влияния, и имеет при этом в народе репутацию лихого парня (а как же, конь то – огого! Птица то – ухуху!, баба то – ыгыгы!). Кроме того, повязан кровью братьев. Плюс к этому – внешнеполитическая ситуация у Берендея – хуже некуда. В общем – полная дестабилизация ситуации в стране.

Блестяще проведенная операция, майора Серого Волка представить к правительственной награде.

PS. Мне вот одно интересно: это была изначально спланированная операция, и яблоки в виде Жар-птицы тоже воровал Серый Волк под полиморфом (тогда понятно, почему поймать его смог именно Ваня), или же импровизация и ловкое использование сложившейся ситуации?

В общем, читая сказки, не включайте мозг. НИКОГДА.

Русская народная сказка "Иван Царевич и серый волк"

Жанр: народная волшебная сказка.

Главные герои сказки "Иван Царевич и Серый волк"

  1. Иван Царевич, главный герой, не смог поймать жар-птицу в саду, потом провалил несколько заданий и даже был убит.
  2. Серый волк, благородный и честный. Знает все на свете и ни перед чем не останавливается. Верный друг, и страшный враг.
  3. Царь Берендей, не долго грустил по непутевым старшим сыновьям.
  4. Старшие братья Ивана, ленивые и завистливые, убили брата ради его добычи.
План пересказа сказки "Иван Царевич и Серый волк"
  1. Вор в саду
  2. Перо жар-птицы
  3. Серый волк
  4. Золотая клетка
  5. Златогривый конь
  6. Елена Прекрасная
  7. Замена
  8. Смерть Ивана
  9. Возвращение.
Кратчайшее содержание сказки "Иван Царевич и Серый волк" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея.
  2. Сыновья отправляются в путь, коня Ивана съедает Волк.
  3. Иван не мог украсть жар-птицу, его послали за конем
  4. Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной.
  5. Волк помогает добыть Елену Прекрасную
  6. Братья убивают Ивана, Волк его оживляет, счастливый финал
Признаки волшебной сказки в сказке "Иван Царевич и Серый волк"
  1. Волшебное существо - жар-птица
  2. Волшебный помощник - Серый волк
  3. Путешествие и задания главного героя
  4. Троекратные повторы - три сына, три задания.
  5. Зачин и концовка.
Главная мысль сказки "Иван Царевич и Серый волк"
Если кто-то тебе один раз помог, то ты ему тоже помочь должен.

Чему учит сказка "Иван Царевич и Серый волк"
Сказка учит помогать тем, кто когда-то помог тебе. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым.

Отзыв на сказку "Иван Царевич и Серый волк"
Сказка "Иван Царевич и Серый волк" мне очень понравилась. Особенно мне нравится Серый волк, который является главным героем этой сказки. Он фактически делает за Ивана всю работу, учит того и спасает от всех опасностей. Волк в этой сказке благородный и добрый, но если кто-то поступает нечестно, то он может и наказать. В этой сказке много приключений и счастливый конец.

Пословицы к сказке "Иван Царевич и Серый волк"
Долг платежом красен.
Без друга сирота, а с другом семьянин.
Дорога помощь вовремя.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Иван Царевич и Серый волк"
Было у царя Брендея три сына и прекрасный сад с золотыми яблоками. Но повадился некто эти яблоки воровать и опечалился царь. Решили его сыновья поймать вора. Вот только старшие братья проспали всю ночь в карауле. Только младший сын, Иван, дождался вора и вырвал перо Жар-птицы.
Послал Берендей сыновей за жар-птицей. Старшие в одну сторону поехали, младший - в другую.
Лег спать Иван Царевич, проснулся, а коня нет, только косточки лежат. Тут и Серый волк появился. Расспросил Волк Ивана и решил помочь ему.
Довез до царя Афрона и наказал птицу поймать, а клетки не трогать. Но Иван тронул клетку и его самого поймали. Пришлось ехать за конем к царю Кусману.
Там история повторилась, только Иван уздечкой позарился. Пришлось к царю Далмату за Еленой Прекрасной ехать.
Тут уж волк все сам сделал и похитил Елену Прекрасную.
Возвращаются они. Волк в Елену Прекрасную превратился и царю Кусману его отдали. Отдал Кусман коня. Едут дальше, Волк Ивана догоняет.
Превратился Волк в коня и отдал царь Афрон жар-птицу. Опять Волк убежал.
Расстались Волк и Иваном. Поехал дальше Иван один. Устал, лег поспать, тут и братья его подоспели. Ивана убили, все добытое себе забрали.
Стали вокруг Ивана вороны кружить. Серый волк появился, вороненка поймал, отправил ворона за живой водой. Сбрызнул Ивана и ожил Царевич. Догнали они братьев, и Серый волк их убил.
Вернулся Иван Царевич, женился на Елене Прекрасной и стали весело жить.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Иван Царевич и Серый волк"

Мы долго не возвращались к сказке об Иван-царевиче и сером волке (см. сказку - http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan.htm ), проведя анализ только первого сюжета. Там рассказывалось, что Волк - тотемный предок, который становится наставником Ивана-царевича, ведь отец его отправляет не воровать, как кажется на первый взгляд, а поучиться жизни. Он отправляет именно Ивана учиться, потому что тот показал себя наиболее достойным из всех братьев: пройдя испытание в ночном карауле, он заслужил волшебный дар от предка.
Я долго ожидал от читателей каких-то собственных соображений. Но поскольку таковых уж нет, давайте разбирать сказку дальше. Первый сюжет был разобран в 15-ом выпуске рассылки «Древняя религия славян» от 2 августа 2004г. (
http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan2.htm ). Начало темы с постановкой проблемы, со всеми сюжетами сказки и вопросами в 14-ом выпуске от 24 июля 2004г. (http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan1.htm ). Сегодня мы разберем второй и третий сюжеты и вопросы к ним.

====
Сюжет 2. Волк научает Ивана, как похитить Жар-птицу. Однако, похитив Жар-птицу, Иван хочет сверх меры прихватить и золотую клетку, на чем попадается. Происходит такой диалог Ивана с хозяином жар-птицы, царем Афроном:
"- Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.
- А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?
- А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас... Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой."
Потом эта же ситуация повторяется в сюжете с царем Кусманом, и тот готов простить Ивана, если он похитит для него Елену Прекрасную у царя Далмата.
Вопросы детские такие:
- Разве волк не учит Ивана воровству, разве не этому учит вся сказка?
- Царь Афрон призывает Ивана вести себя по совести, но почему мы не видим даже тени сожаления о содеянном у Ивана?
====
Действительно, волк наущает Ивана стащить Жар-птицу, но ведь такова волчья натура: дичь добывать хоть в лесу, хоть в хозяйском хлеву. Жить-то на что? Не так ли и наши “новые русские” оправдывают свое первоначальное накопление капитала нечистыми средствами?! В свое время психологи проводили эксперимент, изучая готовность людей пойти на мошенничество в игровой форме. Обнаружили, что некоторые люди переходят к этому достаточно быстро, а другие могут долго сопротивляться соблазну, но когда стресс и риск ущерба от честного поведения превышает некий порог, то практически все переходят к “жульничеству”.
А поскольку юный Иван является молодым воином-волком, то он обязан овладеть этим волчьим искусством: преодолевать преграды, незаметно подкрадываться, находить уязвимое место в охране. И кто, как не тотемный предок–волк, может его этому научить лучше всех. Это можно рассматривать как одно из инициационных испытаний.
Посмотрите-ка, ведь царь Афрон явно знает царевича и его отца, раз выражает ему уважение. Значит, и отец Ивана знает царя Афрона, вероятнее всего, они родственники! Так что же получается, отец посылает заранее сына на воровство к родственнику, чтобы поссориться с последним? Ужели он не боится ссоры, не боится потерять сына или даже начала войны?
Вот здесь мы с вами подошли к одному из очень интересных моментов в организации родовой жизни многих древних племен. Этнологи знают, что на Кавказе у некоторых племен, например, у чечен, и сейчас остается в силе традиция так называемого обрядово-инициационного воровства, когда юноша должен похитить нечто у родственника, подтвердив свой взрослый статус. Ведь в древних родовых обществах, когда еще не возникает резкого классового различия, то нет и института частной собственности. Значит, и похищение у родственника вещи является не воровством, а своего рода ритуальным обменом-дарением. Но обычай требует, чтобы этот ритуальный обмен произошел именно как похищение, в котором посвящаемый должен проявить ловкость, смекалку, хитрость, уверенность в себе. Причем родственник, у которого похищают, сразу же понимает, что произошло и кто похитил. Но разыгрывает целый спектакль, одновременно радуясь тому, что его молодой родич исполнил положенное. А ведь далее ему предстоит в соответствии с обычаем похитить себе невесту! Все идет к этому в сказке, и это отражение наших очень древних обычаев.
Однако, отвлекаясь от этой наиболее архаической подоплеки, обратим внимание на два обстоятельства нравственного значения.
Во-первых, Иван не чувствует сожаления о содеянном, потому что с чувством справедливости осуществляет древний принцип «око за око». И волк учит его чувствовать эту справедливую меру возмездия, предупреждая, чтобы Иван не покушался на большее. Но тот прокалывается именно на том, что пытается взять не только «око за око» или «жар-птицу за яблоки», но хватает из алчности больше этой справедливой меры. И эта алчность, не умение удержать меру «око за око», оборачивается тем, что его хватает охрана. Это действие языческого вселенского нравственного закона (именуемого Ротой-Ритой).
Во-вторых, мы видим, что царь Афрон, обращаясь к совести, увещивая и пристыживая Ивана, сам совершает поступок, который нравственным никак не назовешь. Осуждая Ивана за воровство, призывая к совести, он тут же вопреки совести посылает его на новое воровство. Согласитесь, что это не менее безнравственно, чем просто воровать. И в силу действия языческого вселенского закона справедливости, он должен понести соразмерное наказание. Затем эта же ситуация повторяется с царем Кусманом.
Возвращаясь к анализу на наиболее архаическом уровне, мы можем здесь усмотреть, что родственник, у которого посвящаемый не смог похитить вещь, дает шанс испытуемому исправиться, продолжив испытание. Такое истолкование также может иметь место.

=====
Сюжет 3. Волк не допускает Ивана, чтобы тот похитил Елену Прекрасную, а делает это сам. Когда Иван едет обратно с Еленой Прекрасной и не хочет с ней расставаться, волк помогает ему обмануть, - притворившись сперва Еленой, а потом Конем, - царей Кусмана и Афрона и получить задаром Коня с уздечкой, Жар-птицу с клеткой, не отдавая Елены Прекрасной.
Вопросы:
- Почему волк сам похищает Елену Прекрасную для Ивана, а его не допускает до этого разбойничьего дела?
- Почему Иван, не испытывая никаких угрызений совести, идет на обман царей Афрона и Кусмана?
- Учит ли сказка детей и взрослых быть бессовестными обманщиками?
=====
Из ответов по второму сюжету вы понимаете, что Ивану незачем жалеть царя Афрона и Кусмана. Они ведь сами понуждали его к воровству, значит, и заслужили этого по отношению к себе. Но Иван из уважения к старшим и в благодарность за то, что они его не стали предавать позору, когда поймали на воровстве, не способен был бы подвергнуть их такому осмеянию, каковому их подвергает волк, обращаясь то Еленой Прекрасной, то Конем. Иван к тому же еще и юн, и не настолько силен в волховстве-оборотничестве. Волк, как тотемный предок общий и для Ивана, и для каждого из этих царей, берет на себя исполнение того, что положено им по Роте, по нравственному вселенскому закону.
Если же смотреть на это с точки зрения архаического обычая инициационного воровства, то можно догадаться, что родственники Ивана, приветствуя завершение им цикла испытаний и похищение невесты, одаривают молодых дополнительно свадебными подарками, отыгрывая по обычаю это, как комический спектакль-происшествие.

Открытое же похищение Волком у царя Далмата его дочери, Елены Прекрасной, носит свадебно-ритуальный характер похищения невесты с помощью дружков. Если бы это сделал Иван, это было бы воспринято именно как насилие и разбой, за ним учинили бы погоню. Когда же такое похищение совершается тотемным предком, то все понимают, что совершается священнодействие, результатом которого должна быть свадьба. И в результате Иван просто обязан это сделать, иначе это будет позор перед всеми родными.

Итак, мы видим, что те обычаи ритуального воровства и похищения, которые раньше были нормой взаимообмена, взаимодарения, инициационного и предбрачного испытания в обществе, не знающем частной собственности, в другое время начинают интерпретироваться как подлинное воровство и похищение. Архаический обычай забыт, хотя люди, знающие народную жизнь изнутри, догадываются, что здесь что-то не так, что все это шутовство и игра. Помните, что даже в наше время во многих деревнях двери не закрываются на засов. В результате этого наложения разных пластов восприятия, интерпретаций и попытки художественным путем свести концы с концами возникает удивительный феномен этой сказки.