» » Что сделать на уроке информатики. Информатика в школах: отупение от гаджетов, отсутствие мотивации и знание предмета на уровне пользователя

Что сделать на уроке информатики. Информатика в школах: отупение от гаджетов, отсутствие мотивации и знание предмета на уровне пользователя

Всем привет!

Знаете ли вы, что в некоторых учебных заведениях нашей страны начинают изучать информатику аж со второго класса? С одной стороны, это вроде бы хорошо - повышается компьютерная грамотность детей. А с другой - зачем нужна информатика в начальной школе?

Вы же понимаете, что приобщать ребенка к компьютеру в таком раннем возрасте - значит, слышать от него каждый день «Хочу свой компьютер!» А если исполнить желание своего чада, то придется бороться с тем, что чадо забудет обо всем на свете, часами просиживая перед монитором.

Поэтому, на мой взгляд, целесообразно этот предмет включать в школьную программу только с пятого класса. Но и тут возникает немало вопросов, исходя из которых я поставлю под сомнение целесообразность изучения информатики в школе. Дальше будет интересно, поэтому никуда не уходите.

Когда я вспоминаю уроки информатики в своей школе (мы ее начали изучать лишь с 9 класса), мне представляются страшные на вид (но, наверное, шибко умные для той поры) компьютеры с черно-белым маленьким монитором и грязно-желтыми системными блоками с отверстием для дискет. Я не знаю, на что они были способны, но мы на них печатали текст и играли в какую-то примитивную игрушку (наподобие тетриса).

В дальнейшем у нас появились новые компьютеры с цветными мониторами. Это был настоящий прогресс, и в то время я впервые увидел, как пользоваться мышкой…

Что же изучали мы на уроках информатики?

Язык программирования Бэйсик, навыки работы в Word, игра «Как достать соседа» - вот все, что я помню из 3-летнего курса информатики в школе. Из этого набора мне пригодилось только второе, а все остальное было забыто за ненадобностью.

Изменилась ли ситуация сейчас? Для ответа на этот вопрос нужно заглянуть в современные учебники по информатике. Для примера я возьму серию учебников для 5-9 классов (2013 год, автор Босова Л.Л.) и учебники для 10-11 классов (2013 год, автор Семакин И.Г.).

Посмотрим на оглавление.

5 класс:

  • Устройство компьютера, клавиатура, мышь.
  • Рабочий стол Windows, файлы и папки.
  • Ввод и редактирование текста в Word.
  • Работа в Paint.
  • Навыки поиска информации в Интернете, электронная почта.

6 класс:

  • Операционная система, ее сущность, структура и объекты.
  • Табличные модели, алгоритмы, схемы, графики (набор бесполезной теории).
  • Создание презентаций в Power Point.

7 класс:

  • Всемирная паутина и представление информации в Интернете.
  • Двоичное кодирование (а также шестнадцатиричное).
  • Устройство компьютера.
  • Общие сведения о программах компьютера.
  • Работа с файлами.
  • Обработка графической и текстовой информации.

8 класс:

  • Системы счисления.
  • Алгебра логики (звучит устрашающе).
  • Основы алгоритмизации.
  • Основы программирования на языке Паскаль.

9 класс:

  • Моделирование, СУБД (это мы в институте изучали).
  • Массивы, алгоритмы, Паскаль (снова он).
  • Электронные таблицы.
  • Компьютерная сеть, Интернет, передача информации по сети.
  • Создание сайтов с помощью HTML (абсолютно устаревший метод).

10 класс:

  • Представление чисел в компьютере (зачем мне это нужно???).
  • Алгоритмы, Паскаль (окончательное вдалбливание).

11 класс:

  • Базы данных.
  • Интернет.
  • Создание сайта «Домашняя страница» (что это?).
  • Моделирование (опять тупая теория).

Ну как, дорогие друзья? Скажите, что из этого 7-летнего курса реально пригодится в жизни? Самое полезное, похоже, изучают только в 5 классе, а затем идет нудный, ненужный и узконаправленный материал, который пригодится, наверное, только программистам.

А разве все в школе хотят стать программистами? Уверен,что нет. Но те, кто пишет учебники по информатике, похоже, считают иначе…

Зачем нужна информатика?

Вообще, сам предмет Информатика морально устарел. Гораздо полезнее ввести новый предмет «Компьютерная грамотность» или «Информационные технологии», который бы ориентировался не на изучение алгоритмов, двоичных кодов и бесполезных языков программирования, а на обычную пользовательскую работу с компьютером.

Вот список того, что бы я включил в данный курс:

  • Базовое обучение работе с компьютером (включение/выключение, основные элементы и их функции).
  • Работа с Windows (рабочий стол, папки, файлы, установка и удаление системы, освоение стандартных программ).
  • Изучение необходимых программ (Total Commander, архиваторы, антивирусы и пр.).
  • Изучение Microsoft Office (особенно Word, который нужен практически всем).
  • Изучение Photoshop (это, пожалуй, один из самых популярных графических редакторов).
  • Освоение навыков работы в Интернете (поиск информации, открытие страниц, работа в браузерах).
  • Самостоятельное создание сайтов с помощью движков (например, WordPress).

Многое не преподают в школе, поэтому детям приходится самостоятельно осваивать компьютер дома. Это гораздо увлекательнее, чем строить никому не нужные цепочки алгоритмов на уроках информатики. Так почему бы не сделать обучение детей в школе более интересным? И не начать давать им, наконец, нужные знания?

Вот вы, сидя дома перед компьютером, вспомните хоть что-нибудь из школьного курса информатики? Жду ваших комментариев!

С уважением, Сергей Чесноков


Быстрое совершенствование компьютеров и программных средств, развитие технологий их использования приводит к новым направлениям развития предметной области «информатика» и ставит перед системой образования задачи:

  • переосмысления целей и содержания обучения по курсу «информатика»;
  • поиска путей его реализации на всех этапах непрерывного образования;
  • разработки критериев оценки качества подготовки выпускников учебных заведений всех уровней к жизни и труду в современном информационном обществе.

Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. В связи с этим важнейшими целями обучения информатике на современном этапе ее развития являются:

  • развитие представлений об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы;
  • формирование представлений о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в постиндустриальном обществе;
  • выработка стабильных навыков получения и обработки ориентированной на индивидуальные личностные запросы информации;
  • развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;
  • пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни.

В настоящее время информатика - развитая наукоемкая сфера деятельности, связанная с передачей, хранением, преобразованием и использованием информации преимущественно с помощью компьютерных систем, имеющая тенденцию к превращению в фундаментальную отрасль научного знания об информационных процессах в природе и обществе, реализующую системно-информационный подход к познанию окружающего мира.

Информатика - один из немногих инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих школу современной и приближающих ее к жизни и запросам общества. На сегодняшний день она является одним из основных школьных курсов, способствующих формированию содержательно-логического мышления. Развивающая сторона этой дисциплины направлена на формирование актуальных приемов деятельности, в том числе интеллектуальной, в условиях информатизации. Кроме этого, уроки информатики являются истинной лабораторией передового опыта, новаторства в организационных формах и методах обучения, интегратором различных школьных дисциплин на основе обработки данных этих дисциплин на уроках информатики.

Новое понимание целей обучения информатике (их ориентация на личностные запросы обучаемых, многоуровневость и профилизацию образования), требует разработки образовательного стандарта, фиксирующего социальную потребность подготовки в данной предметной области и определяющего образовательные возможности, предоставляемые учащимся (в первую очередь, содержание обучения), а также критерии уровня обученности с учетом специфики контингента учащихся и типа учебного заведения; стандарта, регулирующего отношения между учащимися и учебным заведением в смысле требований, предъявляемых как учебным заведением к учащимся, так и наоборот.

Отсутствие такого стандарта на федеральном уровне, реальные условия информатизации региона объективно привели к необходимости решения проблем подготовки по информатике, внедрения информационных технологий обучения и управления в рамках отдельных учреждений образования на базе региональных нормативов и образовательных стандартов, учитывающих конкретные условия, сложившиеся в учреждении, его специфические интересы и профильную ориентацию.

Проект такого стандарта был разработан в рамках работы методического семинара при Воронежском государственном педагогическом университете и одобрен на Всероссийской научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» в марте 2000 года в Воронеже.

Концептуальной основой проектирования стандарта явились ценностный (к отбору содержания обучения) и системно-деятельностный (к разработке требований к уровню подготовки учащихся) подходы (Н. В. Кузьмина, З. Д. Жуковская), а также принцип дуальности, предполагающий наличие у любой открытой системы двух контуров: контура функционирования и контура развития (Н. А. Селезнева, А. И. Субетто).

Разработанный под руководством Александра Владимировича Могилева «Проект регионального стандарта среднего (полного) общего образования по информатике» развивает «Обязательный минимум содержания обучения информатике», утвержденный Министерством образования РФ в июне 1999 года (реализация контура функционирования согласно принципу дуальности), а также устанавливает ориентиры развития образования и создает условия обучения в новой образовательной области, обладающей социальным приоритетом, с учетом специфики региона (перспектива заполнения контура развития). Именно принцип дуальности, положенный в основу стандарта, с одной стороны, обеспечивает соблюдение единых требований к уровню подготовки выпускников любого среднего общеобразовательного заведения в области информатики на территории всей страны, с одной стороны, а с другой - открывает перспективы получения дополнительного (углубленного) образования по данной дисциплине в соответствии с избранным профилем будущей специализации.

  1. Информационные процессы;
  2. Компьютер;
  3. Моделирование и алгоритмизация;
  4. Информационные технологии;
  5. Коммуникационные технологии.

Для каждого модуля, в свою очередь, предлагается три уровня обучения:

I. Пропедевтический;
II. Минимальный;
III. Базовый.

Для специализированных средних общеобразовательных заведений и профильных классов школ дополнительно предусмотрен IV (профильный) уровень обучения .

Под уровнем обучения понимаются степень сложности, объем и профильная ориентация предъявляемого учебного материала, развития представлений, набор учебных действий и видов продуктивной деятельности, выполняемых учащимися.

Пропедевтический – уровень обучения информатике, имеющий целью формирование первоначальных представлений об информационных процессах, развитие познавательных способностей учащихся, знакомство с компьютерной техникой, формирование элементов информационной культуры в процессе работы с клавиатурными тренажерами, развивающими, игровыми и другими программами, подготовку к дальнейшему обучению информатике. Рекомендуется к реализации в 1-7-х классах двенадцатилетней школы.

Минимальный – уровень обучения информатике, обеспечивающий реализацию обязательных государственных требований к подготовке выпускников общеобразовательной школы по курсу «информатика» в рамках базисного учебного плана среднего (полного) общего образования. Рекомендуется к реализации в 8-10-х классах двенадцатилетней школы.

Базовый – уровень обучения информатике, предполагающий дополнительное (углубленное по сравнению с минимальным уровнем) изучение отдельных модулей и тем курса информатики и учитывающий достаточную обеспеченность учебного процесса средствами информатизации, а также потребности и запросы контингента учащихся. Рекомендуется к реализации в 8-12-х классах двенадцатилетней школы.

Для каждого уровня устанавливаются требования к обязательному минимуму содержания и требования к уровню подготовки учащихся .

Требования к содержанию образования представлены набором основных тем, предлагаемых для изучения в соответствующем модуле курса.

Требования к уровню подготовки , разработанные на основе системно-деятельностного подхода, отражают уровни познавательной деятельности в виде системы формируемых у учащихся представлений, выполняемых в процессе обучения учебных действий и видов продуктивной деятельности (наиболее диагностируемых показателей, позволяющих спроектировать комплексную систему контроля качества усвоения учебной информации как по каждому модулю, так и по всему курсу информатики в целом).

Основным в структуре стандарта является минимальный уровень . Требования к обязательному минимуму его содержания для всех модулей гарантируют выпускникам любого учебного заведения общего (полного) среднего образования единство образовательного пространства по курсу «Информатика» не только в регионе, ни и в стране (реализация федеральной компоненты).

Пропедевтический и базовый уровни реализуются за счет школьной компоненты и предусматривают дифференцированное формирование образовательной программы самим учебным заведением в соответствии с имеющимися в нем условиями для обучения, избранным профилем, запросами и начальной подготовкой контингента учащихся.

Профильный – уровень обучения информатике, призванный удовлетворить социальный заказ общества на довузовскую подготовку специалистов соответствующего профиля в области компьютерной техники и новых информационных технологий. Концептуальную основу отбора содержания обучения для профильного уровня определяет концепция и содержание будущей профессиональной деятельности. Содержание образования на этом уровне проектируется преподавателем информатики в виде набора специальных курсов на основе предложенных в стандарте для соответствующего профиля (набор спецкурсов согласуется с вузовскими образовательными стандартами аналогичных групп специальностей), а также с учетом имеющегося технического и программного обеспечения. Требования к содержанию и уровню подготовки выпускников профильных классов в области информатики, заложенные в стандарт, с одной стороны, будут являться основой содержания входного контроля (при поступлении в соответствующий вуз), а, с другой – служить базой тех курсов, где продолжается изучение рассмотренных на предыдущих этапах обучения модулей и тем.

Опыт совместной работы средней школы № 9 города Воронежа и экономического и ПММ (прикладной математики и механики) факультетов Воронежского государственного университета показал, что когда известны цели подготовки учащихся на всех уровнях иерархической образовательной структуры (соблюдение принципа преемственности в непрерывном образовании), то требования, предъявляемые к обучаемым (квалификационные - в вузе и необходимые для дальнейшего успешного обучения по избранной специальности - в школе) будут обоснованными, а стандарт, их содержащий, позволит планировать не только содержание, но и процесс обучения таким образом, чтобы в определенные временные рамки были вложены определенные знания, то есть, на предыдущих этапах обучения должны быть даны те знания, которые потребуются на последующих этапах, а последующие этапы в полной мере должны использовать знания, полученные на предыдущих.

Уровень, на котором будет проводиться изучение курса, определяется общеобразовательным учебным заведением в соответствии с профильной ориентацией классов, исходя из ресурсов региональной и школьной компонент учебного плана и обеспеченности средствами информатизации.

Содержание всех уровней строится на основе принципов кумулятивности и концентричности изучения материала. Этапам обучения на I, II и III ступенях школьной иерархической образовательной структуры отвечают соответственно пропедевтический, базовый и профильный концентры обучения информатике, не предполагающие, однако, дублирования материала боле низких концентров. На более высоких концентрах должны рассматриваться дополнительные темы и аспекты содержательных модулей курса информатики. Очевидно, что кумулятивно-концентрическое строение стандарта позволит, с одной стороны, решить проблему повышения качества образования по информатике на всех этапах непрерывного образования, а с другой - восстановить единое образовательное пространство в данной предметной области.

Листрова Людмила Викторовна - к. п. н., учитель информатики средней школы № 9 г. Воронежа. Тел: 55-37-81. E-mail:

Учат ли программировать на уроках информатики? А чему вообще учат? Когда надо начинать преподавать информатику современным детям, которые, в отличие от их родителей, знакомы с компьютерами с раннего детства? Портал Delfi публикует серию статей, подготовленных для сайта Imhoclub Оксаной Мигуновой. Сегодня об информатике рассказывает учитель Рижской 40-й школы Владимир Литвинский.

Цикл статей "Учат в школе" опубликован на сайте IMHOCLUB.lv, где по-прежнему можно задать вопрос героям материалов. Автор проекта - Оксана Мигунова.

Об оснащенности

В Латвии работает программа компьютеризации всех школ, по которой в школы поступают машины: разумеется, вместе с программами и лицензиями на них. Сами школы на свои средства покупают компьютеры не так уж часто. При этом каждая школа сама выбирает, с каким программным обеспечением ей работать. Но, естественно, как правило, берется Windows и Microsoft Office.

Формально (подчеркиваю - формально!) школа не может требовать, чтобы у каждого ребенка дома стоял компьютер с соответствующим софтом и чтобы родители вообще что-нибудь знали о компьютерах. Хотя думаю, что у всех учеников нашей школы компьютер дома имеется.

Как же тогда выполнять домашние задания, которые часто предполагают пользование интернетом и офисными программами? Например, в нашей школе можно прийти в библиотеку, где в читальном зале стоят компьютеры и подготовиться там. Можно позаниматься и в компьютерном классе, если он не занят.

Лучше, конечно, если бы в каждом классе имелись компьютеры, или, идеальная ситуация, - когда ученик утром, сдав пальто в гардеробе, получает ноутбук в свое пользование на целый день. Не думаю, что эта ситуация так уж невозможна.

Дети

Современные дети с компьютером, конечно, на "ты", но лишь в тех вещах, которые им интересны. То, что ребенок играет с двух лет в игрушки, означает, что он хорошо играет в игрушки. И не более того. Это никак не влияет на его уровень компьютерной грамотности, хотя он может иметь сведения о том, что такое файл, что такое папка, как копировать файл и так далее. Но это не поможет умению обрабатывать информацию в Excel, а это, на мой взгляд, важный навык.

Учебники

Конечно, есть учебники для школ по прикладной информатике: базовый курс и работа с офисными программами. А вот учебников по программированию вообще нет. Российские же или англо-американские пособия по языкам программирования надо адаптировать для школ. Потому что есть разница, кто изучает учебник - взрослый человек или школьник, у которого это обязательный предмет. Мотивация другая! В итоге каждому учителю самому приходится изобретать методику обучения программированию.

Что такое информатика

В основной школе это базовые знания о том, из чего состоит компьютер, плюс основные умения и навыки для работы с прикладными программами: обработка текстов, изображений, простейшие таблички, плюс некоторые сведения о работе операционной системы и работе в Сети, включая некоторые этические нормы.

Все это освоение базовых знаний и навыков в количестве одного урока в неделю происходит с пятого по седьмой класс, то есть в течение трех лет, а далее наступает пикантный момент: по образовательному стандарту предполагается, что с 8-го по 9-й класс дети не учат информатику отдельно, а применяют полученные знания на других предметах.

То есть, например, учитель химии будет требовать, чтобы результаты лабораторной работы были сведены в таблицу Excel, а учитель биологии - чтобы доклад был сверстан в виде презентации PowerPoint.

Но здесь, как мы понимаем, все зависит от желания учителей и от их собственных навыков работы с программами. Если учителя не требуют использования офисных программ, все полученные в основной школе навыки благополучно забываются. В старшей школе (10-12-й классы) информатика опять появляется в виде отдельного предмета.

Теперь уже углубляются навыки, полученные в основной школе по работе с офисными программами, плюс добавляется некий более усложненный графический редактор. Кроме того, добавляется отдельный предмет - основы программирования. Но далеко не во всех школах - этот вопрос отдается на выбор самой школы

Как мы перекроили программу

Мне не нравится этот разрыв с 8-го по 9-й класс, во время которого теряются приобретенные навыки. И у себя в школе мы перекроили программу так, что начинаем информатику позже, с седьмого класса, и естественно, проходим базовый курс быстрее. За два года.

Я обычно сравниваю это с обучением искусству завязывать шнурки. Можно, конечно, объяснить двухлетнему малышу, как это делается. Но это будет долго и мучительно. А можно подождать - и в пять лет научить быстро и легко.

Так и у нас: сразу создается отношение к предмету как к чему-то серьезному. Зато девятый класс мы тратим на освоение элементарных навыков программирования. В нашей школе это обязательный предмет. С десятого же класса основы программирования остаются обязательным предметом для "математических" классов.

Что на выходе

Предполагается, что в итоге ученик должен понимать, как хранится информация в компьютере, что любой файл в конечном итоге сводится к двоичному коду, но файлы могут быть текстовые, графические, исполняемые и т.д., должно быть понимание, почему этот файл могут открыть этой программой, а этот нет; должны быть элементарные представления об алгоритмизации и логической последовательности.

Главное, ребенок должен хорошо понимать, что компьютер - это не мозг, а идеальный исполнитель того, что написал ты. Написал, подчеркиваю, а не подумал. Это понимание в основном дается на уроках программирования.

Навык, необходимый для всех

Здесь есть прямая корреляция с математикой. Если у ребенка математический склад ума, то, как правило, ему легко дается программирование. Поэтому я бы не стал вводить программирование с младших классов, а больше бы нажимал на математику.

А в целом, мне кажется, что базовые навыки программирования пригодились бы всем. Хотя бы потому, что программирование развивает логическое мышление. Вы, например, понимаете, что если в одном месте можно поменять местами части кода, то в другом случае это приведет к тому, что ничего работать не будет.

И еще оно приучает к мысли, насколько важно планировать свои действия. Без плана действия ни одна программа работать не будет. Так что на этом уровне, считаю, программирование пригодится всем.

Никто не заставляет школы выбирать язык программирования, но есть такая вещь, как олимпиады. И там определено, что это может быть Pascal, C++ или Java.

Надо рассказать еще о компании Accenture, которая запустила в Латвии проект Start IT по внедрению в Латвии уроков программирования. (Дело в том, что в свое время большинство латвийских школ отказалась от уроков программирования, и латвийские IT-компании почувствовали это, видимо, на себе.) При этом движение Start IT продвигает именно язык программирования Java как наиболее востребованный сегодня на рынке.

Вузовские требования

При поступлении на специальность "компьютерные науки" ни один латвийский вуз не требует от абитуриентов, чтобы те умели программировать. Оценивают только их успехи в математике.

Получается, что те, кто изучал программирование в школе, в институте (в латвийском, по крайней мере) имеют некоторую фору. Некоторые темы они уже проходили или проходили нечто очень похожее. Но эта фора длится недолго, всего несколько месяцев. Впрочем, у меня в свое время такая же ситуация была с математикой.

Две взаимоисключающие идеи

В Министерстве образования сейчас идут дискуссии о будущем предмета. Причем борются две взаимоисключающие идеи. Одна - что информатика должна начинаться в школах если не с первого, то хотя бы со второго класса… А вторая - что вообще не нужен такой отдельный предмет. Что все, что касается обработки информации (написать текст или сделать презентацию) должно перейти к другим предметникам.

Мне не нравятся обе идеи. Начнем с первой. Что касается первого класса, то здесь все понятно: будет странно, если ребенок начнет работать на компьютере до того, как научился писать и читать. (Я когда-то уже рассказывал в ИМХОклубе, что формально ребенок может пойти у нас в Латвии в школу, не умея читать и писать, и школа должна научить этому.) Но даже и со второго класса…

В итоге это грозит превратиться в урок, где дети будут за компьютерами играть в какие-то игры, якобы логически-развивающее… Я не за то, чтобы делать это на уроках. Ведь в итоге школьники будут воспринимать информатику, как такой урок "расслабления", где в лучшем случае - "учимся играя", в худшем - только играем.

Что касается второй идеи, то, понимаете… Я слышал, что во многих школах Великобритании нет отдельного урока "Computers". Предполагается, что навыками владения прикладными программами ученик овладевает на других предметах. Но по своим коллегам я знаю, что они очень по-разному пользуются компьютерными программами. Для кого-то это естественно, для кого-то - нет. Получается, что знания ребенка будут зависеть от случая.

Осознанный выбор профессии

Все современные инициативы - Code Academy, например, - по обучению программированию "с пеленок", это, мне кажется, от нехватки программистов на рынке труда. Такая же ситуация и в Латвии. У нас среди выпускников, например, обязательно какая-то часть (скажем, человек десять-пятнадцать) собираются дальше учиться по этой специализации. Но все равно программистов все время не хватает: например, потому что они уезжают в другие страны или даже не уезжают, но работают отсюда на иностранные компании.

Интересно, что некоторые выпускники оставляют "компьютерные науки" специализацией второго выбора. Например, не поступил на архитектурный, пошел туда. То есть у них особой любви к программированию нет, но есть понимание, что это востребованная специальность. Впрочем, тут есть и такая штука: даже при огромном дефиците программистов никому не нужны плохие программисты…

Досье: Владимир Литвинский

Преподаватель информатики (и математической лингвистики факультативно) и заместитель директора в 40-й школе. Работает в школе с 1990 года. Дважды награжден "Золотой ручкой" (награда, присуждаемая Рижской думой). В свободное от школы время преподает на юношеских компьютерных курсах "Progmeistars". Вместе с коллегами по 40-й и компьютерным курсам организовал и проводит летнюю математическую школу МИФ (Математика, Информатика, Физика).

Элементы занимательности на уроках информатики

Ни для кого не является секретом, что современных школьников с каждым годом все труднее привлекать к изучению учебного материала. Способом повышения мотивации учащихся к изучению информатики может стать и ситуация успеха, и применение электронных энциклопедий, и соревнований, и нетрадиционные уроки и многое-многое другое.

Один из способов вовлечения учащихся в активную учебную деятельность является использование элементов занимательности.

В толковых словарях термин «Занимательность» определяется как нечто «возбуждающее, вызывающее интерес, внимание, увлекательное».

В словаре по педагогике дается следующее определение: «Занимательность в обучении – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстрированного материала, художественной литературы, музыкальных и изобразительных средств».

Элементы занимательности должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Цель введения их состоит в том, чтобы соединить игровые и учебные мотивы и в такой деятельности постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательным.

Для этого нужно так разрабатывать методику игровых занятий, чтобы деятельность учащихся была игровой по форме, т.е. вызывала те же эмоции, переживания, что и игра, и в то же время давала возможность активно приобретать нужные сведения, восполнять пробелы в знаниях, способствовала бы воспитанию познавательных интересов.

Существует большое количество организационных форм обучения, через которые можно реализовать занимательность. Это использование нетрадиционных уроков: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины, КВН и т. д. Основными педагогическими средствами, через которые реализуется занимательность, является использование на уроках игр, головоломок (кроссвордов, сканвордов, ребусов, криптограмм), викторин и занимательных задач (задач-рисунков, логических мини-задач, задач-шуток и задач с неполным условием).

Занимательность можно применять для всех компонентов учебно-познавательной деятельности. Для мотивации целесообразно использовать ребусы и задачи-рисунки; для актуализации знаний - сканворды, викторины, занимательные задачи (задачи-рисунки, логические мини-задачи и задачи-шутки); для формирования понятий и начальных представлений о явлениях - игры, задачи с неполным условием; для отработки умений - игры; для повторения и обобщения материала - игры, головоломки (кроссворды, сканворды, ребусы, криптограммы), викторины, логические мини-задачи и задачи-шутки; для контроля - кроссворды и логические мини-задачи.

Возрастных ограничений на использование занимательности нет. Стоит только учитывать возрастные особенности учащихся, направленность обучения, доступность преподаваемого материала.

При отборе занимательных материалов для урока необходимо определить место занимательности в изучении раздела, темы, в структуре конкретного урока; выделить ее направленность (мотивация, актуализация знаний, отработка понятийной базы, контроль и т.д.); определить, как она согласуется с намеченными целями урока; понять, соответствует ли занимательный материал уровню подготовленности учащихся.

Материал с занимательным содержанием по информатике учитель может найти в сети Интернет (самый простой способ), но не следует забывать, что у каждого материала есть автор и ссылка на автора обязательна; много разработок можно найти в печатных изданиях. И, наконец, занимательные задания можно подготовить самостоятельно, можно привлечь к этому виду деятельности заинтересованных и наиболее подготовленных учащихся, что будет способствовать развитию их творческих способностей, знакомству с профессиями, связанными с компьютером.

Приведем несколько конкретных примеров использования элементов занимательности на уроках информатики.

Анаграммы. Ученикам нравится работать с анаграммами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. При этом выявляется глубина знаний. Теоретических вопросов.

Игра «Слова». Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия. Путем перестановки букв нужно составить слово, относящееся к информатике. Все буквы должны быть использованы.

Игра «Что лишнее?» Она позволяет развивать устную речь, а также умения классифицировать объекты. Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.

1) Путем перестановки букв нужно составить слово, относящееся к информатике. Все буквы должны быть использованы.

2) Определить, какое слово в группе лишнее.

3) Объяснить свой выбор.

1) ВИКЛУРАТА, СТКИДОЖЙ, НЕРСКА, ТЕРПНИР.

Клавиатура, джойстик, сканер, принтер.

(Принтер – устройства вывода данных, всё остальное – устройства ввода).

Криптограммы. Криптограммой называется род задачи-головоломки, в которой буквы текста заменены какими-либо условными знаками или цифрами. Наиболее распространенный способ зашифровки - это ключевые (вспомогательные слова). По построению форма криптограммы может быть разнообразной. Чтобы разгадать криптограмму, нужно, прежде всего, разгадать ключевые слова, приведенные в тексте. Затем каждое найденное слово подписать в соответствующем порядке под цифрами данного ряда. Отыскивая такие же цифры на рисунке криптограммы и заменяя их теми же буквами, которые были в ключевых словах, вы прочтете то, что было скрыто под цифрами в фигуре криптограммы. Слова текста криптограммы отделяются друг от друга зачерненной клеткой, в которую также вписывается необходимый знак препинания.

Файндворды - это загадки, в которых слова необходимо находить в сетке, заполненной буквами (”find” (файнд) - по-английски находить).

Решать поставленную задачу усвоения предметной терминологии также помогает работа с ребусами и кроссвордами. Она состоит из двух частей: решения и составления.

Ребусы. Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов информатики. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом термины, как правило, запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровывать и при повторении, когда ученики сами объясняют смысл предложенного понятия.

Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

Кроссворды можно использовать при повторении. Учащиеся заполняют клетки самостоятельно. Если возникают вопросы, то дети советуются друг с другом, вспоминают термины и находят решения. Активизируется процесс общения учеников.

На уроках возможны и короткие проверочные работы в виде решения кроссвордов. По мере прохождения темы в качестве альтернативного ожно предложить домашнее задание: составить несколько ребусов или кроссворд по данной теме. Его обычно выполняет большинство учащихся. Работа оценивается обязательно положительно.

При составлении кроссвордов ученики работают со специальной литературой (такой навык весьма важен), повторяя термины, изученные на уроках, и знакомятся с новыми понятиями. Учителем оценивается количество слов по заданной теме, количество новых слов, сложность сетки кроссворда, правописание.

Задачи-рисунки представляют собой рисунки-схемы каких-либо объектов, сделанные в необычных ракурсах, т.е. с тех сторон, с которых данный объект мы наблюдаем нечасто. На рисунках отображаются только видимые части объектов. Необходимо определить объект.

Игра «лото». Каждому учащемуся раздается таблица-лото для ответов и пронумерованный перечень возможных вариантов ответов (среди которых есть лишние, неполные и т.д.). Ученики по очереди вытягивают карточку-вопрос. Ученик зачитывает номер карточки и вопрос для всего класса. Ученики из перечня ответов выбирают единственный, и вписывают его номер в таблицу-лото. Взаимопроверка осуществляется через сравнение с эталоном.

Викторина. Название «Викторина» образовано от латинского слова «виктория» – победа- и придумано оно было редакцией журнала «Огонек» в надежде, что игра поможет читателям одержать победу в борьбе за расширение своего умственного кругозора.

Викторина может содержать логические задачи и задачи-шутки.

Вопросы к викторине по теме «Обработка графической информации»:

  1. Чего не может делать графический редактор?
  2. Почему растровые изображения легко масштабируются без потери качества?
  3. Когда на уроках информатики при работе за компьютером применяется ластик?
  4. Что строится в ГР MS Paint быстрее – окружность отрезками или отрезок окружностями?
  5. Сколько времени понадобится для создания в пакете векторной графики CorelDRAW качественного растрового изображения круга?

Игра «Логика настоящего программиста». По данным определениям отгадайте компьютерный те р мин или понятие информатики, которое является мног о значным словом. Давший правильный ответ по меньшему числу определений считается выигравшим.

  1. Железная, женская, формальная, диалектическая, инду к тивная, дедуктивная, математическая, двузначная, мног о значная... (логика).
  2. Информационная, жизненная, телевизионная, обязател ь ная, показательная, концертная, цирковая, социальная, п о литическая, школьная, жизненная, бухгалтерская, компь ю терная, системная, прикладная, офисная, мультимедийная, профессиональная, развлекательная, образовательная, всп о могательная, сетевая, резидентная, игровая... (программа).
  3. Любительская, профессиональная, сборная, спортивная, футбольная, баскетбольная, дружная, сплоченная, саперная, пожарная, машинная... (команда).

Компьютерный версификатор.

Прочитав, скажи в ответ слово «Да» иль слово «Нет».

  1. В древности считали в двоичной системе счисления. (Нет.)
  2. На Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом» - специальным значком над буквой. (Да.)
  3. Арабские цифры изобрели арабы. (Нет. Их придумали в Индии, но в Европу эти цифры попали от арабов.)
  4. Мы до сих пор пользуемся в быту шестидесятеричной с и стемой счисления древних шумеров (Вавилон). (Да. Измерение времени и градусная мера углов основывается на шест и десятеричной системе счисления.)
  5. В современной Европе иногда применяется двенадцатеричная система счисления. (Да. Год состоит из двенадцати месяцев, половина суток из 12 часов. В русском языке счет часто идет дюжинами, английский фунт состоит из 12 шиллингов. Сервизы, салфетки, столовые приборы продают наборами по 6 и 12 штук.)

Игра "Найди имя файла". Правила игры : участники делятся на 3 группы. Каждой группе предлагается карточка-задание и таблица кодов. Записывая в строку номера правильных ответов, по кодировочной таблице получают имя файла, которое в разных группах должно совпадать, что позволит проверить правильность ответов и организовать обсуждение.

Использование элементов занимательности на уроках способствует усвоению материала, повышению интереса к предмету, они приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют применению компьютерных технологий в будущей профессии. Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело.

Использование элементов занимательности обогащает урок, наполняет его новым содержанием, делает более интересным для учащихся.

Информатика в школе помогает детям получить знания об устройстве компьютера, об азах работы с ним, о различных операционных системах и программах. Зачастую, хорошо пройденного и освоенного школьного курса по информатике хватает даже для того, чтобы в дальнейшем устроиться на работу, связанную с деятельностью, которая требует хорошего знания программ Microsoft. В основном это базовые программы Microsoft office Word и Microsoft office Excel. Без них сложно представить работу на компьютере. Тем более что такие программы считаются достаточно простыми, важно лишь на начальном этапе работы с компьютером освоить их.

Информатика в школе. Общий курс

Традиционно начинают изучать с 5 класса, но некоторые школьные программы рассчитаны на углубленное изучение этого предмета, начиная уже с 1 класса. Конечно, в начальной школе детей не знакомят со сложными определениями, терминами, понятиями и алгоритмами. На этом этапе предмет постигается с помощью занимательных игр и задач. Для этого разработан специальный учебник «Информатика для детей в играх и задачах».

С 5 класса начинается более подробное изучение Информатики и ИКТ (информационных компьютерных технологий). Компьютерная грамотность достигается при помощи учебников Босовой, Угриновича и Семакиной, выпущенных для средних общеобразовательных школ. Эти пособия признаны как оптимальные для понимания различных процессов взаимодействия с компьютером. Если внимательно слушать учителя, разбираться во всех нюансах, делать все правильно, то в дальнейшем даже более сложные программы не будут сложными.

Информатику в школе преподают с использованием соответствующих определенным учебникам рабочих тетрадей с задачами, составленными теми же авторами. Школьный курс предусматривает на каждый учебный год по одной такой тетради. И об этом следует помнить родителям, которые отправляют ребенка в школу.

В старших классах средней школы учащиеся занимаются по специальному задачнику-практикуму, в котором собраны объединённые по темам практические задания, помогающие подготовиться к предстоящей ГИА по информатике. Помимо нового материала задачник-практикум содержит пройденный материал, начиная с 5 класса. Подобное повторение нацелено на закрепление полученных ранее знаний для лучшей подготовки к предстоящему экзамену.

Информатика в 9 классе. ГИА по информатике

ГИА по информатике (Государственная итоговая аттестация) - экзамен, который учащиеся сдают в 9-м классе. По баллам ГИА учитель проставляет итоговую годовую оценку по информатике, которая учитывается не только при формировании 10-х классов, но и важна для школьников, решивших закончить обучение в школе после 9 класса. Эти баллы влияют на дальнейшее поступление в ПТУ или техникум, ведь получив высокие баллы на ГИА по информатике, можно уже весной быть зачисленным в колледж, так как результат аттестации засчитывается как вступительный экзамен.

Школьная программа отводит достаточное количество часов на подготовку учеников к сдаче ГИА по информатике, в процессе которой затрагивается изучение или повторение следующих тем:

  • системы счисления;
  • файловая система организации данных;
  • алгебра логики;
  • графы;
  • программирование;
  • базы данных;
  • кодирование информации;
  • электронные таблицы (Excel);
  • компьютерные сети.

Конечно, для работы бухгалтером или программистом, этого не достаточно, но даже если пройденная в школе информатика не пригодится при получении дальнейшего образования, в наши дни необходима каждому человеку.