» » Детские и юношеские журналы ссср и россии. «Толстые» журналы — их прошлое и настоящее Советские журналы для молодежи

Детские и юношеские журналы ссср и россии. «Толстые» журналы — их прошлое и настоящее Советские журналы для молодежи

Коротко о самых популярных журналах прошлого века.

В Советском союзе в свое время существовало около 200 периодических изданий разной степени популярности. Предлагаем вам сегодня вспомнить те из них, которые оставили в сердцах читателей наиболее яркий след.

«Весёлые картинки»

«Весёлые картинки» - детский юмористический журнал, рассчитаный на детей от 4 до 10 лет. Издавался в Москве ежемесячно с сентября 1956. Наряду с «Мурзилкой» был наиболее популярным детским журналом в СССР в 1960-80-е годы. В начале 1980-х годов его тираж достигал 9,5 млн экземпляров.

«Вокруг света»

«Вокруг света» - старейший российский научно-популярный и страноведческий журнал, выпускающийся с декабря 1860 года. За время существования он сменил несколько издателей. С января 1918 по январь 1927 и с июля 1941 по декабрь 1945 журнал не издавался. Тематика статей — география, путешествия, этнография, биология, астрономия, медицина, культура, история, биографии, кулинария.

«За рулём»

«За рулём» - популярный советский и российский русскоязычный журнал об автомобилях и автомобилестроении. До 1989 года был единственным автомобильным периодическим изданием в СССР, рассчитанным на широкий круг читателей. К концу 1980-х тираж журнала достигал 4,5 млн экземпляров. Известно, например, что в этом журнале работал поэт Владимир Маяковский.

«Здоровье»

«Здоровье» - ежемесячный советский и российский журнал о здоровье человека и способах его сохранения. Начал издаваться с января 1955 года. Первоначально был органом пропаганды здорового образа жизни, но впоследствии стал полноценным научно-популярным журналом.

«Знание - сила»

«Знание - сила» - научно-популярный и научно-художественный журнал, основанный в 1926 году. В нем публиковались материалы о достижениях в различных областях науки - физике, астрономии, космологии, биологии, истории, экономике, философии, психологии, социологии. Девиз журнала - высказывание Фрэнсиса Бэкона: «Knowledge itself is power» («Знание само по себе - сила»).

«Иностранная литература»

«Иностранная литература» («ИЛ») - литературно-художественный журнал, специализирующийся на публикации переводной литературы. Основан в июле 1955 года как орган правления Союза писателей СССР.

Для советских читателей журнал был единственной возможностью познакомиться с творчеством многих крупных западных писателей, книги которых в СССР не издавались по цензурным соображениям.

«Искатель»

«Искатель» - ежемесячный альманах, публикующий приключенческие, фантастические и детективные произведения, научно-популярные очерки, а также художественную и учебно-развивающую литературу для детей от 2 до 14 лет. Был основан в 1961 году, в год столетнего юбилея журнала «Вокруг света», как литературное приложение к последнему.

В «Искателе» впервые опубликованы главы из повестей братьев Стругацких «Стажёры» и «Понедельник начинается в субботу». На страницах журнала публиковались произведения Айзека Азимова, Рэя Брэдбери, Клиффорда Саймака, Роберта Хайнлайна, и Роберта Шекли.

«Костёр»

«Костёр» - ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников. Был основан при издательстве «Детская литература» в 1936 году. Выходил с июля 1936 по 1946 гг., затем после десятилетнего перерыва выпуск был возобновлен в июле 1956 года. В разное время «Костёр» являлся органом ЦК ВЛКСМ; ЦК ВЛКСМ и Союза писателей СССР. В нём печатались Маршак, Чуковский, Шварц, Паустовский, Зощенко и многие другие.

В этом журнале работал Сергей Довлатов. И в нем же состоялась первая публикация Иосифа Бродского в советской печати. Так же здесь впервые были опубликованы некоторые произведения известных зарубежных детских писателей - Джанни Родари и Астрид Линдгрен.

«Крестьянка»

«Крестьянка» - периодическое издание, выходящее с 1922 года. Первый номер «Крестьянки» вышел тиражом пять тысяч экземпляров, а в 1973 году тираж достиг отметки в 6,3 млн экземпляров.

В первом выпуске было опубликовано обращение председателя ВЦИК Михаила Калинина к читательницам, в котором разъяснялась роль издания в приобщении тружениц к общественной и культурной жизни страны.К каждому выпуску прилагалось бесплатное пособие - уроки кройки и шитья, вязания, моды и так далее.

На страницах журнала выступали Крупская и Луначарский. Для него писали Демьян Бедный, Максим Горький, Серафимович, Твардовский и другие именитые писатели.

«Крокодил»

«Крокодил» - сатирический журнал, основанный в 1922 году как приложение к «Рабочей газете». В конце 20-х годов на собранные среди подписчиков журнала и его сотрудников средства был построен самолёт.

В журнале на постоянной основе работали писатели Зощенко, Ильф и Петров, Катаев, художники Кукрыниксы и Борис Ефимов. Периодический публиковались Багрицкий и Олеша.

В 1933 году НКВД обнаружило в «Крокодиле» «контрреволюционное формирование», занимавшееся «антисоветской агитацией » в форме сочинения и распространения нелегальных сатирических текстов. В результате двое сотрудников журнала были арестованы, редколлегия распущена, а редактор лишился своего поста. По решению Оргбюро и Политбюро ЦК ВКП (б) «Крокодил» был передан «Правде», и с этого времени начал участвовать во всех советских политических кампаниях.

С 1934 года «Крокодил» являлся важнейшим официальным рупором политики на всех уровнях общественно-политической жизни.

«Кругозор»

«Кругозор» - ежемесячный литературно-музыкальный и общественно-политический и иллюстрированный журнал, с приложениями в виде гибких грампластинок. Издавался в 1964-1992 годах.

У истоков журнала были Юрий Визбор, проработавший в нём 7 лет с момента основания, Людмила Петрушевская, поэт Евгений Храмов.

В журнале постоянно издавались песни в исполнении звёзд советской эстрады: Кобзона, Ободзинского, Ротару, Пугачёвой, популярных ВИА («Песняры», «Самоцветы», «Пламя» и т. д.), и многих известных зарубежных исполнителей, спрос на записи которых в Советском Союзе существенно превышал предложение.

«Моделист-конструктор»

«Моделист-конструктор» (до 1966 года - «Юный моделист-конструктор») - ежемесячный популярный научно-технический журнал.

Первый выпуск журнала под названием «Юный моделист-конструктор» вышел в августе 1962 года под напутствием известных авиаконструкторов А. Туполева, С. Ильюшина, а также космонавта Юрия Гагарина. До 1965 года журнал выходил нерегулярно, всего было издано 13 выпусков. С 1966 г. он стал ежемесячным подписным изданием и сменил название на «Моделист-конструктор».

В каждом номере журнала публиковались чертежи и схемы самых разнообразных конструкций - от приспособлений для домашнего хозяйства до самодельных микроавтомобилей и любительских самолётов, а также материалы по истории техники.

«Мурзилка»

«Мурзилка» - популярный ежемесячный детский литературно-художественный журнал. Со дня своего основания (16 мая 1924 года) до 1991 года являлся печатным органом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.

В журнале начинали свой творческий путь такие писатели, как Самуил Маршак, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто и Николай Носов.

В 1977-1983 годах в журнале печаталась детективно-загадочная история про Ябеду-Корябеду и её агентов, а в 1979 году - научно-фантастические сны «Путешествия туда и обратно» (автор и художник - А. Семёнов).

В 2011 году журнал был занесён в книгу рекордов Гиннесса. Он был признан изданием для детей с самым длительным сроком существования.

«Наука и жизнь»

«Наука и жизнь» - ежемесячный научно-популярный иллюстрированный журнал широкого профиля. Он был основан в 1890 году. Издание было возобновлено в октябре 1934 года. Тираж журнала в 1970-х-1980-х годах достигал 3 млн экземпляров и являлся одним из самых высоких в СССР.

«Огонёк»

«Огонёк» - общественно-политический и литературно-художественный иллюстрированный еженедельный журнал. Был основан и издавался в 1899-1918 годах в Санкт-Петербурге (Петрограде), а с 1923 года начал выходить в Москве.

В 1918 году выпуск журнала прекратился и был возобновлен стараниями Михаила Кольцова в 1923 году. До 1940 года - выходило 36 номеров в год, с 1940 года журнал превратился в еженедельник. В 1925-1991 выходили художественные и публицистические брошюры в серии «Библиотека «Огонёк»».

«Парус»

«Парус» (до 1988 года «Рабочая смена») - всесоюзный молодёжный журнал, публиковавший художественные рассказы как начинающих советских авторов, так и всемирно известных зарубежных авторов. Тираж доходил до 1 млн экземпляров.

На последней странице журнала публиковались обложки для кассет как отечественных групп («Алиса»), так и зарубежных («Animals»). Кроме того, практически в каждом номере журнала публиковался фантастический рассказ.

«Пионер»

«Пионер» - ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина для пионеров и школьников.

Первый номер вышел 15 марта 1924 года и был посвящён В. И. Ленину. Считается библиографической редкостью, поскольку автором очерка о Ленине был Лев Троцкий, и выпущенные экземпляры впоследствии были уничтожены.

«Пионер» имел постоянные разделы школьной и пионерской жизни, публицистики, науки и техники, искусства, спорта, детского художественного творчества. Кроме того, журнал организовывал работу тимуровских команд и отрядов.

«Работница»

«Работница» - общественно-политический и литературно-художественный журнал для женщин.

Был учрежден по инициативе Владимира Ленина для «защиты интересов женского рабочего движения» и пропаганды взглядов рабочего движения. Первый номер вышел 23 февраля (8 марта по новому стилю) 1914 года. До 1923 года издавался в Санкт-Петербурге, затем в Москве. С 1943 года «Работница» стала выходить ежемесячно.

В 1985 году журнал начал серию публикаций, рассчитанную на 3 года - Домашняя Академия по домоводству и рукоделию. В программу Академии входили 4 раздела - Кройка и шитье, Вязание, Кулинария, Уход за собой. В постсоветское время в журнале появились разделы «За 50, и все в порядке», «Мужчина и женщина», «Разговор для двоих», «Мужчины в нашей жизни», «Житейская история».

«Ровесник»

«Ровесник» -молодёжный журнал, выходящий с июля 1962 года. Основная аудитория - молодёжь от 14 до 28 лет. В Советском Союзе, существуя под эгидой ЦК ВЛКСМ и КМО СССР, «Ровесник» писал на уникальные тогда для советской молодёжи темы - такие, как рок-музыка, жизнь и культура зарубежной молодёжи.

В 1980-х и 1990-х годах в «Ровеснике» публиковалась «Рок-энциклопедия „Ровесника“» - практически первый опыт рок-энциклопедии на русском языке. Писал её Сергей Кастальский, и в каждом номере публиковались несколько статей энциклопедии, в алфавитном порядке.

«Роман-газета»

«Роман-газета» - советский и российский литературный журнал, выходящий ежемесячно с 1927 года и дважды в месяц с 1957 года.

К июлю 1987 года (к 60-летию со дня выхода в свет первого номера журнала) было издано 1066 номеров «Роман-газеты» общим тиражом свыше 1 миллиарда 300 миллионов экземпляров. За этот период в «Роман-газете» выступило 528 авторов, из них 434 советских писателя и 94 зарубежных. Опубликовано 440 романов, 380 повестей и 12 стихотворных произведений.

В 1989 году тираж журнала превышал 3 млн экземпляров.

«Смена»

«Смена» - иллюстрированный популярный гуманитарный журнал с сильными литературными традициями. Основанный в 1924 году, он был самым массовым молодёжным журналом Советского Союза.

С момента основания в журнале выходили премьерные публикации книг, становившихся позже бестселлерами. В двадцатые годы именно в «Смене» появились первые рассказы Михаила Шолохова и Александра Грина, стихи Владимира Маяковского. В тридцатых годах на страницах «Смены» опубликовали свои первые произведения Константин Паустовский, Лев Кассиль, Валентин Катаев. Были напечатаны отрывок из нового романа Алексея Толстого «Пётр I» и его сказка «Приключения Буратино».

В послевоенные годы на страницах «Смены» публиковался отрывок из романа «Молодая гвардия» Александра Фадеева и рассказ ещё не известного в СССР Станислава Лема «Проверка лояльности». В 1975 году на страницах «Смены» появился роман братьев Вайнеров «Эра милосердия».

«Советский экран» - иллюстрированный журнал, выходивший с различной периодичностью с 1925 по 1998 год (с перерывом в 1930-1957 гг.). В январе-марте 1925 года журнал издавался под названием «Экран Киногазеты», в 1929-1930 годах - «Кино и жизнь», в 1991-1997 - «Экран». До 1992 года журнал был органом Союза кинематографистов СССР и Госкино СССР. В журнале публиковались статьи об отечественных и иностранных новинках киноэкрана, статьи об истории кинематографа, критика, творческие портреты актёров и деятелей киноискусства.

В 1984 году тираж издания составил 1 900 тыс. экземпляров. В 1991 году журнал был переименован в «Экран».

«Спортивные игры»

«Спортивные игры» - советский и российский спортивно-методический журнал, выходивший в 1955-1994 годах. Издавался в Москве Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Журнал был посвящён различным проблемам теории и практики спортивных игр.

Журнал рассказывал об игровых видах спорта (футбол, хоккей, баскетбол, теннис и др.). Публиковал результаты спортивных соревнований. По данным на 1975 год, тираж журнала составлял 170 тыс. экземпляров.

«Студенческий меридиан»

«Студенческий меридиан» - публицистический, научно-популярный и литературно-художественный молодёжный журнал, образованный в 1924 году под названием «Красная молодёжь» (1924-1925). До Великой Отечественной войны название менялось дважды («Красное студенчество», 1925-1935; «Советское студенчество», 1936-1967).

В 1925 году журнал возглавила Н. К. Крупская. Будучи педагогом, она вплотную занялась вопросами студенчества и опубликовала здесь значительное число педагогических статей. Примерно в эти годы в журнале работал Александр Родченко, который привлекал к сотрудничеству Владимира Маяковского.

В редакционном архиве хранится сертификат «Книги рекордов», подтверждающий, что редакция обладает уникальной коллекцией из 36 тысяч поцелуев, присланных в «Ст. М.» поклонницами журнала.

В июле-августе 1991 года был спецвыпуск журнала, объёмом 100 страниц, полностью посвященный группе The Beatles.

«Техника - молодёжи»

«Техника - молодёжи» - ежемесячный научно-популярный и литературно-художественный журнал. Издаётся с июля 1933 года.

«Техника - молодёжи» - один из немногих советских научно-популярных журналов, издававшихся во время Великой Отечественной войны. В нем публиковались лучшие произведения советской и зарубежной фантастики.

Редакцией журнала организовано свыше 20 всероссийских и международных смотров-конкурсов автомобилей самодеятельных конструкций. С использованием материалов журнала и с участием его авторов на телевидении выходила передача «Это вы можете».

«Уральский следопыт»

«Уральский следопыт» - издаваемый в Екатеринбурге (Свердловске) популярный ежемесячный литературно-публицистический, просветительский журнал о туризме и краеведении. Первый номер журнала вышел в апреле 1935 года, затем, после девяти выпусков, издание было прекращено. Второе рождение журнал пережил в 1958 году.

В журнале печатались Владислав Крапивин, Виктор Астафьев, Сергей Другаль, Сергей Лукьяненко, Герман Дробиз и многие другие.

В 1981 году редакция журнала «Уральский следопыт» учредила фестиваль фантастики «Аэлита», на котором вручается литературная премия «Аэлита», являющаяся первой крупной литературной премией в Уральском регионе и первой литературной премией в области фантастики в стране.

«Юность»

«Юность» - литературно-художественный иллюстрированный журнал для молодёжи. Он был основан в Москве в 1955 году по инициативе Валентина Катаева, который стал первым главным редактором и был снят с этой должности в 1961 г. за публикацию повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова.

От остальных литературных журналов «Юность» отличалась большим интересом к общественной жизни и окружающему миру. В ней существовали постоянные разделы «Наука и техника», «Спорт», «Факты и поиски». Одним из первых журнал осветил явление бардовской песни, а в восьмидесятые годы - «митьков».

Одной из наиболее характерных особенностей «Юности» был юмористический раздел, который в 1956-1972 годах носил название «Пылесос», позже - «Зелёный портфель». Редакторами раздела в разное время были Марк Розовский, Аркадий Арканов и Григорий Горин, Виктор Славкин и Михаил Задорнов.

Вот такие были самые интересные журналы Советского Союза. А какие были у Вас? Какие больше всего нравилось читать?

Детство советских ребятишек отличалось отсутствием интернета. Дефицит информации восполнялся с помощью книг, телевидения, периодической печати. Традиционно каждая семья выписывала несколько наименований журналов и газет. И среди них всегда была детская периодика, выполняющая главную задачу партии — гражданское воспитание подрастающего поколения в духе коммунистических идеалов.

Добрейший сказочник «Колобок»

Юные читатели в каждом номере находили звуковые пластинки с популярными сказками, увлекательными историями. К выпуску издания подключались артисты разговорного жанра, музыканты, композиторы, известные детские писатели и художники. Читатели из 70-и стран мира не остались равнодушными к «Колобку» — несколько десятков тысяч экземпляров ежемесячно отправлялись за рубеж.

Главный герой, от имени которого шло повествование, был близок детям и понятен. Колобок не только рассказывал им интереснейшие истории из жизни бабушек, дедушек, но и погружал в мир классической музыки, приобщал к искусству театра, отвечал на их извечные «Почему?». У журнала было огромное преимущество — «живучесть» винила. Одно поколение вырастало, ему на смену приходило второе — и уже новые читатели и слушатели пользовались хорошо сохраненным материалом.

Рекордсмен книги Гиннесса — «Мурзилка»

В 2001 году журнал удостоился книги Гиннесса — с 1924 года он издавался беспрерывно, став культовым для многих поколений. Рассчитан журнал был на дошкольный и младший школьный возраст. Красочно и доступно информировал о природе, жизни детей в школе, дома, о развитии страны. Помимо советских писателей для издания готовили статьи зарубежные мастера пера. Стихи, рисунки, головоломки увлекали детей с первых страничек журнала и удерживали внимание до конца. Необычный персонаж и друг Мурзилка — главный герой издания — обучал детей некоторым школьным предметам, давал углубленные знания по темам «Школа безопасности», «Галерея искусств».

Прототип современных комиксов — «Весёлые картинки»

«Весёлые картинки» — один из детских журналов, которым искренне интересовались даже взрослые. Минимум текста, максимум иллюстраций, комиксов привлекали малышей от трех до шести лет, приобщая их к периодике. Юмористические герои были настолько популярны, что журнал выходил огромными тиражами. Окунувшись в мир сказки и творчества, ребёнок мог с легкостью осваивать окружающее пространство — знания давались ненавязчиво, в игровой форме. Новый номер всегда ждали с нетерпением.

Успешная история «Барвинка»

Известные украинские авторы: Максим Рыльский, Владимир Сосюра, Наталья Забила, Михаил Стельмах и другие стали основателями литературно-художественного издания «Барвинок». Изначально он выходил на украинском языке в Харькове. Позже стал популярным на территории всего Советского Союза — публиковался тиражом более 2 млн экземпляров и дублировался при этом на русском языке. ЦК ЛКСМУ выдавал премии авторам журнала за лучшие произведения, интересные и полезные сведения об украинских традициях.

Юношеские познавательные журналы СССР — достойнейшие конкуренты интернета

Для детей постарше любимыми изданиями были «Пионер», «Костер», «Юный техник», «Юный натуралист». Рубрики журналов были познавательными, развлекательными и развивающими одновременно. Среди авторов можно было встретить практикующих биологов, физиков, многочисленных ученых из других отраслей наук. Опубликованный материал воспитывал преданность коммунистическим идеалам, высокие морально-этические качества, любовь и верность стране, в которой они жили, учились и творили.

Литературные журналы печатали произведения известных и современных классиков вперемежку с фантастикой, научно-популярными рассказами, стихами. Несколько поколений выросли на произведениях Кассиля, Успенского, Алексина, братьев Стругацких. Интерес к знаниям, трудолюбие закладывались с детства — так появлялась в Союзе прогрессивная молодёжь, способная строить здоровое общество.

Оформить подписку на любой из указанных журналов теоретически было доступно всем, а практически – как всё в Советском Союзе – либо с нагрузкой, либо не для всех.

Некоторые очень популярные и любимые в народе журналы «родились» ещё до революции. Так, журнал «Огонёк», непременный атрибут советского интеллигента, был основан в 1899 году и до 1918 года выходил регулярно, пока не закрыли издательство, но в 1923 году Михаил Светлов настоял на возрождении еженедельника и стал его первым Главным редактором. Самым известным «долгожителем» среди советских журналов является журнал «Вокруг света», первый номер которого вышел в декабре 1860 года. В советское время этот страноведческий и научно-популярный журнал издавался постоянно, кроме перерыва с 1918 по 1927, а также во время войны – с 1941 по 1945 годы. На сегодняшний день выпущено 2 872 номера этого замечательного журнала. Любимые журналы советских женщин – «Работница» и «Крестьянка» - тоже ровесники.

«Крестьянка» впервые вышла в свет в 1922 году, её активными авторами были известные советские деятельницы: Н. , М. , А. Ульянова, на его страницах печатали свои произведения С. Серафимович и М. Горький, Демьян Бедный и А. Луначарский. Журнал «Работница» начал издаваться ещё в 1914 году, на его страницах публиковал свои статьи В. , журнал имел яркую революционную «окраску» и преследовался царской цензурой.

Но с января 1923 году журнал издавался регулярно, три раза в месяц, даже во время войны этот журнал издавался, хоть и ограниченным тиражом. Этот журнал формировал у советских женщин не только правильную политическую позицию, но и обучал их правильно ухаживать за собой, вести домашнее хозяйство и растить детей. Начиная с 1970-х годов, журнал перестал быть политизированным, на его страницах рассматривались социальные, медицинские вопросы, а также печатались полезные советы и кулинарные рецепты, выкройки для шитья и другая полезная информация.

В Советском союзе в свое время существовало около 200 периодических изданий разной степени популярности. Давайте вспомним те из них, которые оставили в сердцах читателей всех возрастов наиболее яркий след…

«Весёлые картинки»

«Весёлые картинки» — детский юмористический журнал, рассчитанный на детей от 4 до 10 лет.

Издавался в Москве ежемесячно с сентября 1956. Наряду с «Мурзилкой» был наиболее популярным детским журналом в СССР в 1960—80-е годы. В начале 1980-х годов его тираж достигал 9,5 млн экземпляров.

«Вокруг света»

«Вокруг света» — старейший российский научно-популярный и страноведческий журнал, выпускающийся с декабря 1860 года. За время существования он сменил несколько издателей.

С января 1918 по январь 1927 и с июля 1941 по декабрь 1945 журнал не издавался. Тематика статей — география, путешествия, этнография, биология, астрономия, медицина, культура, история, биографии, кулинария.

«За рулём»

«За рулём» — популярный советский и российский русскоязычный журнал об автомобилях и автомобилестроении. До 1989 года был единственным автомобильным периодическим изданием в СССР, рассчитанным на широкий круг читателей.

К концу 1980-х тираж журнала достигал 4,5 млн экземпляров. Известно, например, что в этом журнале работал поэт Владимир Маяковский.

«Здоровье»

«Здоровье» — ежемесячный советский и российский журнал о здоровье человека и способах его сохранения.

Начал издаваться с января 1955 года. Первоначально был органом пропаганды здорового образа жизни, но впоследствии стал полноценным научно-популярным журналом.

«Знание — сила»

«Знание — сила» — научно-популярный и научно-художественный журнал, основанный в 1926 году.

В нем публиковались материалы о достижениях в различных областях науки — физике, астрономии, космологии, биологии, истории, экономике, философии, психологии, социологии.

Девиз журнала — высказывание Фрэнсиса Бэкона: «Knowledge itself is power» («Знание само по себе — сила»).

«Иностранная литература»

«Иностранная литература» («ИЛ») — литературно-художественный журнал, специализирующийся на публикации переводной литературы. Основан в июле 1955 года как орган правления Союза писателей СССР.

Для советских читателей журнал был единственной возможностью познакомиться с творчеством многих крупных западных писателей, книги которых в СССР не издавались по цензурным соображениям.

«Искатель»

«Искатель» — ежемесячный альманах, публикующий приключенческие, фантастические и детективные произведения, научно-популярные очерки, а также художественную и учебно-развивающую литературу для детей от 2 до 14 лет.

Был основан в 1961 году, в год столетнего юбилея журнала «Вокруг света», как литературное приложение к последнему.

В «Искателе» впервые опубликованы главы из повестей братьев Стругацких «Стажёры» и «Понедельник начинается в субботу». На страницах журнала публиковались произведения Айзека Азимова, Рэя Брэдбери, Клиффорда Саймака, Роберта Хайнлайна, и Роберта Шекли.

«Костёр»

«Костёр» — ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников. Был основан при издательстве «Детская литература» в 1936 году. Выходил с июля 1936 по 1946 гг., затем после десятилетнего перерыва выпуск был возобновлен в июле 1956 года.

В разное время «Костёр» являлся органом ЦК ВЛКСМ; ЦК ВЛКСМ и Союза писателей СССР. В нём печатались Маршак, Чуковский, Шварц, Паустовский, Зощенко и многие другие.

В этом журнале работал Сергей Довлатов. И в нем же состоялась первая публикация Иосифа Бродского в советской печати. Так же здесь впервые были опубликованы некоторые произведения известных зарубежных детских писателей — Джанни Родари и Астрид Линдгрен.

«Крестьянка»

«Крестьянка» — периодическое издание, выходящее с 1922 года. Первый номер «Крестьянки» вышел тиражом пять тысяч экземпляров, а в 1973 году тираж достиг отметки в 6,3 млн экземпляров.

В первом выпуске было опубликовано обращение председателя ВЦИК Михаила Калинина к читательницам, в котором разъяснялась роль издания в приобщении тружениц к общественной и культурной жизни страны.К каждому выпуску прилагалось бесплатное пособие — уроки кройки и шитья, вязания, моды и так далее.

На страницах журнала выступали Крупская и Луначарский. Для него писали Демьян Бедный, Максим Горький, Серафимович, Твардовский и другие именитые писатели.

«Крокодил»

«Крокодил» — сатирический журнал, основанный в 1922 году как приложение к «Рабочей газете». В конце 20-х годов на собранные среди подписчиков журнала и его сотрудников средства был построен самолёт.

В журнале на постоянной основе работали писатели Зощенко, Ильф и Петров, Катаев, художники Кукрыниксы и Борис Ефимов. Периодический публиковались Багрицкий и Олеша.


В 1933 году НКВД обнаружило в «Крокодиле» «контрреволюционное формирование», занимавшееся «антисоветской агитацией» в форме сочинения и распространения нелегальных сатирических текстов. В результате двое сотрудников журнала были арестованы, редколлегия распущена, а редактор лишился своего поста.

По решению Оргбюро и Политбюро ЦК ВКП (б) «Крокодил» был передан «Правде», и с этого времени начал участвовать во всех советских политических кампаниях.

С 1934 года «Крокодил» являлся важнейшим официальным рупором политики на всех уровнях общественно-политической жизни.

«Кругозор»

«Кругозор» — ежемесячный литературно-музыкальный и общественно-политический и иллюстрированный журнал, с приложениями в виде гибких грампластинок. Издавался в 1964—1992 годах.

У истоков журнала были Юрий Визбор, проработавший в нём 7 лет с момента основания, Людмила Петрушевская, поэт Евгений Храмов.

В журнале постоянно издавались песни в исполнении звёзд советской эстрады: Кобзона, Ободзинского, Ротару, Пугачёвой, популярных ВИА («Песняры», «Самоцветы», «Пламя» и т. д.), и многих известных зарубежных исполнителей, спрос на записи которых в Советском Союзе существенно превышал предложение.

«Моделист-конструктор»

«Моделист-конструктор» (до 1966 года — «Юный моделист-конструктор») — ежемесячный популярный научно-технический журнал.

Первый выпуск журнала под названием «Юный моделист-конструктор» вышел в августе 1962 года под напутствием известных авиаконструкторов А. Туполева, С. Ильюшина, а также космонавта Юрия Гагарина.

До 1965 года журнал выходил нерегулярно, всего было издано 13 выпусков. С 1966 г. он стал ежемесячным подписным изданием и сменил название на «Моделист-конструктор».

В каждом номере журнала публиковались чертежи и схемы самых разнообразных конструкций — от приспособлений для домашнего хозяйства до самодельных микроавтомобилей и любительских самолётов, а также материалы по истории техники.

«Мурзилка»

«Мурзилка» — популярный ежемесячный детский литературно-художественный журнал. Со дня своего основания (16 мая 1924 года) до 1991 года являлся печатным органом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.

В журнале начинали свой творческий путь такие писатели, как Самуил Маршак, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто и Николай Носов.
В 1977—1983 годах в журнале печаталась детективно-загадочная история про Ябеду-Корябеду и её агентов, а в 1979 году — научно-фантастические сны «Путешествия туда и обратно» (автор и художник — А. Семёнов).

В 2011 году журнал был занесён в книгу рекордов Гиннесса. Он был признан изданием для детей с самым длительным сроком существования.

«Наука и жизнь»

«Наука и жизнь» — ежемесячный научно-популярный иллюстрированный журнал широкого профиля. Он был основан в 1890 году.

Издание было возобновлено в октябре 1934 года. Тираж журнала в 1970-х—1980-х годах достигал 3 млн экземпляров и являлся одним из самых высоких в СССР.

«Огонёк»

«Огонёк» — общественно-политический и литературно-художественный иллюстрированный еженедельный журнал. Был основан и издавался в 1899—1918 годах в Санкт-Петербурге (Петрограде), а с 1923 года начал выходить в Москве.


В 1918 году выпуск журнала прекратился и был возобновлен стараниями Михаила Кольцова в 1923 году. До 1940 года — выходило 36 номеров в год, с 1940 года журнал превратился в еженедельник.

В 1925—1991 выходили художественные и публицистические брошюры в серии «Библиотека «Огонёк»».

«Парус»

«Парус» (до 1988 года «Рабочая смена») — всесоюзный молодёжный журнал, публиковавший художественные рассказы как начинающих советских авторов, так и всемирно известных зарубежных авторов. Тираж доходил до 1 млн экземпляров.

На последней странице журнала публиковались обложки для кассет как отечественных групп («Алиса»), так и зарубежных («Animals»). Кроме того, практически в каждом номере журнала публиковался фантастический рассказ.

«Пионер»

«Пионер» — ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина для пионеров и школьников.

Первый номер вышел 15 марта 1924 года и был посвящён В. И. Ленину. Считается библиографической редкостью, поскольку автором очерка о Ленине был Лев Троцкий, и выпущенные экземпляры впоследствии были уничтожены.

«Пионер» имел постоянные разделы школьной и пионерской жизни, публицистики, науки и техники, искусства, спорта, детского художественного творчества. Кроме того, журнал организовывал работу тимуровских команд и отрядов.

«Работница»

«Работница» — общественно-политический и литературно-художественный журнал для женщин. Был учрежден по инициативе Владимира Ленина для «защиты интересов женского рабочего движения» и пропаганды взглядов рабочего движения.

Первый номер вышел 23 февраля (8 марта по новому стилю) 1914 года. До 1923 года издавался в Санкт-Петербурге, затем в Москве. С 1943 года «Работница» стала выходить ежемесячно.


В 1985 году журнал начал серию публикаций, рассчитанную на 3 года — Домашняя Академия по домоводству и рукоделию. В программу Академии входили 4 раздела — Кройка и шитье, Вязание, Кулинария, Уход за собой.

В постсоветское время в журнале появились разделы «За 50, и все в порядке», «Мужчина и женщина», «Разговор для двоих», «Мужчины в нашей жизни», «Житейская история».

«Ровесник»

«Ровесник» —молодёжный журнал, выходящий с июля 1962 года. Основная аудитория — молодёжь от 14 до 28 лет. В Советском Союзе, существуя под эгидой ЦК ВЛКСМ и КМО СССР, «Ровесник» писал на уникальные тогда для советской молодёжи темы — такие, как рок-музыка, жизнь и культура зарубежной молодёжи.


В 1980-х и 1990-х годах в «Ровеснике» публиковалась «Рок-энциклопедия „Ровесника“» — практически первый опыт рок-энциклопедии на русском языке. Писал её Сергей Кастальский, и в каждом номере публиковались несколько статей энциклопедии, в алфавитном порядке.

«Роман-газета»

«Роман-газета» — советский и российский литературный журнал, выходящий ежемесячно с 1927 года и дважды в месяц с 1957 года.

К июлю 1987 года (к 60-летию со дня выхода в свет первого номера журнала) было издано 1066 номеров «Роман-газеты» общим тиражом свыше 1 миллиарда 300 миллионов экземпляров.

За этот период в «Роман-газете» выступило 528 авторов, из них 434 советских писателя и 94 зарубежных. Опубликовано 440 романов, 380 повестей и 12 стихотворных произведений.

В 1989 году тираж журнала превышал 3 млн экземпляров.

«Смена»

«Смена» — иллюстрированный популярный гуманитарный журнал с сильными литературными традициями. Основанный в 1924 году, он был самым массовым молодёжным журналом Советского Союза.

С момента основания в журнале выходили премьерные публикации книг, становившихся позже бестселлерами. В двадцатые годы именно в «Смене» появились первые рассказы Михаила Шолохова и Александра Грина, стихи Владимира Маяковского.

В послевоенные годы на страницах «Смены» публиковался отрывок из романа «Молодая гвардия» Александра Фадеева и рассказ ещё не известного в СССР Станислава Лема «Проверка лояльности». В 1975 году на страницах «Смены» появился роман братьев Вайнеров «Эра милосердия».

«Советский экран»

«Советский экран» — иллюстрированный журнал, выходивший с различной периодичностью с 1925 по 1998 год (с перерывом в 1930—1957 гг.). В январе-марте 1925 года журнал издавался под названием «Экран Киногазеты», в 1929—1930 годах — «Кино и жизнь», в 1991—1997 — «Экран».

До 1992 года журнал был органом Союза кинематографистов СССР и Госкино СССР. В журнале публиковались статьи об отечественных и иностранных новинках киноэкрана, статьи об истории кинематографа, критика, творческие портреты актёров и деятелей киноискусства.

В 1984 году тираж издания составил 1 900 тыс. экземпляров. В 1991 году журнал был переименован в «Экран».

«Спортивные игры»

«Спортивные игры» — советский и российский спортивно-методический журнал, выходивший в 1955—1994 годах. Издавался в Москве Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Журнал был посвящён различным проблемам теории и практики спортивных игр.

Журнал рассказывал об игровых видах спорта (футбол, хоккей, баскетбол, теннис и др.). Публиковал результаты спортивных соревнований. По данным на 1975 год, тираж журнала составлял 170 тыс. экземпляров.

«Студенческий меридиан»

«Студенческий меридиан» — публицистический, научно-популярный и литературно-художественный молодёжный журнал, образованный в 1924 году под названием «Красная молодёжь» (1924—1925).

До Великой Отечественной войны название менялось дважды («Красное студенчество», 1925—1935; «Советское студенчество», 1936—1967).
В 1925 году журнал возглавила Н. К. Крупская. Будучи педагогом, она вплотную занялась вопросами студенчества и опубликовала здесь значительное число педагогических статей. Примерно в эти годы в журнале работал Александр Родченко, который привлекал к сотрудничеству Владимира Маяковского.

В редакционном архиве хранится сертификат «Книги рекордов», подтверждающий, что редакция обладает уникальной коллекцией из 36 тысяч поцелуев, присланных в «Ст. М.» поклонницами журнала.
В июле-августе 1991 года был спецвыпуск журнала, объёмом 100 страниц, полностью посвященный группе The Beatles.

«Техника — молодёжи»

«Техника — молодёжи» — ежемесячный научно-популярный и литературно-художественный журнал. Издаётся с июля 1933 года.
«Техника — молодёжи» — один из немногих советских научно-популярных журналов, издававшихся во время Великой Отечественной войны. В нем публиковались лучшие произведения советской и зарубежной фантастики.

Редакцией журнала организовано свыше 20 всероссийских и международных смотров-конкурсов автомобилей самодеятельных конструкций. С использованием материалов журнала и с участием его авторов на телевидении выходила передача «Это вы можете».

«Уральский следопыт»

«Уральский следопыт» — издаваемый в Екатеринбурге (Свердловске) популярный ежемесячный литературно-публицистический, просветительский журнал о туризме и краеведении.

Первый номер журнала вышел в апреле 1935 года, затем, после девяти выпусков, издание было прекращено.Второе рождение журнал пережил в 1958 году.

В журнале печатались Владислав Крапивин, Виктор Астафьев, Сергей Другаль, Сергей Лукьяненко, Герман Дробиз и многие другие.

В 1981 году редакция журнала «Уральский следопыт» учредила фестиваль фантастики «Аэлита», на котором вручается литературная премия «Аэлита», являющаяся первой крупной литературной премией в Уральском регионе и первой литературной премией в области фантастики в стране.

«Юность»

«Юность» — литературно-художественный иллюстрированный журнал для молодёжи. Он был основан в Москве в 1955 году по инициативе Валентина Катаева, который стал первым главным редактором и был снят с этой должности в 1961 г. за публикацию повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова.

От остальных литературных журналов «Юность» отличалась большим интересом к общественной жизни и окружающему миру. В ней существовали постоянные разделы «Наука и техника», «Спорт», «Факты и поиски». Одним из первых журнал осветил явление бардовской песни, а в восьмидесятые годы — «митьков».

Одной из наиболее характерных особенностей «Юности» был юмористический раздел, который в 1956—1972 годах носил название «Пылесос», позже — «Зелёный портфель». Редакторами раздела в разное время были Марк Розовский, Аркадий Арканов и Григорий Горин, Виктор Славкин и Михаил Задорнов.

Чукче дали квартиру на 9 этаже. - Нравится? - спрашивают его некоторое время спустя. - Ноги болят, высоко ходить на девятый. - Но ведь лифт е… Чукче дали квартиру на 9 этаже. - Нравится? - спрашивают его некоторое время спустя. - Ноги болят, высоко ходить на девятый. - Но ведь лифт есть. - Да, есть, но там написано, что он рассчитан на 4 человек. Долго ждать еще троих. Тип: Частушки

Поздняя осень. Жухнет трава. Мальчик Андрюша колет дрова. Лезвия мягко в тело вошло: Вместе с ногами детство ушло... … Поздняя осень. Жухнет трава. Мальчик Андрюша колет дрова. Лезвия мягко в тело вошло: Вместе с ногами детство ушло...

оценок: 0
Тип: Садисткие стишки

Однажды брат и сестра гуляли во дворе своего дома и увидели на дереве желтый пакет. Брата звали Саша, а сестру - Лена. Саша залез на дерево и доста… Однажды брат и сестра гуляли во дворе своего дома и увидели на дереве желтый пакет. Брата звали Саша, а сестру - Лена. Саша залез на дерево и достал пакет. В пакете лежала сложенная бумага. Лена хотела выбросить ее. Но Саша развернул и увидел, что это карта. В центре был нарисован сундук с бриллиантами. - Видишь, здесь зарыт клад, - сказал Саша сестре. - Пойдем его искать! И они пошли. Дорога привела их в темный лес. Вековые деревья расступались перед ними и стеной смыкались за их спиной. Ни один луч солнца не проникал сквозь черную хвою. Тропинка уводила их все дальше и дальше, и им уже начало казаться, что они заблудились. Как вдруг они увидели УКАЗАТЕЛЬ. Высоко над их головой, на елке висела огромная ЖЕЛТАЯ РУКА. Указательный палец показывал направление. - Саша, может быть, мы вернемся? - сказала девочка. - Нас уже мама ищет! - А как же клад? - спросил Саша. - Мама будет рада, если мы принесем ей сокровища! И они пошли дальше. Вскоре лес стал редеть, и они вышли на поляну. На ней стоял холм, похожий на дзот. Бетонная дверь была открыта. Вниз вели ступеньки. На пороге лежали старинные золотые монеты. - Вот видишь, - сказал Саша,- здесь и есть клад! Они подобрали монеты и стали спускаться по винтовой лестнице. Лестница была темной, но внизу что-то светилось. Спустившись, они оказались в большой комнате из дуба. В ней горел камин. А напротив стояло кресло, в нем сидел кто-то. Это был мертвец. Он сидел, закинув голову и прикрыв глаза. Лицо его было бледное и худое, с острым носом и тонкими сжатыми губами. Мертвая рука свешивалась с кресла из-под окровавленного савана. Лене стало страшно: ей показалось, что мертвец смотрит на них. Но брат сказал, что все это глупости. Рядом с камином они увидели дверь и пошли к ней. Когда они проходили мимо мертвеца, одно его веко дрогнуло, и из-под него сверкнул цепкий колючий глаз - будто сфотографировал - и моментально закрылся. Дети ничего не заметили и вошли в соседнюю комнату. Там стоял мальчик и держал в руках бриллианты. Мальчик вздрогнул, но, увидев их, очень обрадовался. Оказалось, что его зовут Гоша, он тоже нашел желтый пакет и пришел за кладом, но уже давно здесь, так как не может выбраться из этой комнаты. Лена взяла у него один бриллиант посмотреть, но он упал и разбился. Ребята поняли, что это была стекляшка, а их заманили в ловушку. Неожиданно дверь распахнулась, и в комнату вошел мертвец. Вернее тот, кого они считали за мертвеца. Все вздрогнули от ужаса. Мертвец улыбнулся им фальшивой любезной улыбкой, показывая мелкие острые зубы. Он сказал им, чтобы они не пугались, просто он хотел пригласить их к себе в гости, потому что очень любит детей. Он попросил их обождать, так как хочет их угостить, и вышел из комнаты. Ребятам стало страшно, и они стали искать, куда бы им спрятаться. В комнате была еще одна дверь, они стали рваться в нее, но дверь не открывалась. Гоша случайно нажал какой-то секрет, и дверь медленно отодвинулась. Ребята вбежали в нее, и стена за ними закрылась. Они оказались в комнате, облицованной белым кафелем. Вдоль стен тянулись полки, на которых стояли разные банки и пробирки. Дети стали разглядывать их и ужаснулись. В двух больших банках были две живые человеческие головы. Головы посмотрели на них и стали переглядываться друг с другом. Вместо слов изо рта у них влетали пузыри. Рядом в банке плавала человеческая рука. Гоша увидел ее и в ужасе прижался лбом к стеклу. Рука вдруг сложилась в фигу и стала крутиться у Гоши перед носом. Гоша шарахнулся от банки и полетел на пол. В это время раздался еле слышный стон. Они обернулись и увидели в углу стол, на котором лежало нечто, накрытое простыней. Они сдернули простыню и застыли: на столе лежало человеческое тело, все изрезанное ножами. Тут дверь открылась. Вошел ОН. И, схватив детей, затолкнул их в клетку. Только тут Лена разглядела: то, что показалось им саваном, на самом деле было хирургическим халатом. Он ушел, и наступила темнота. В комнате наступила гробовая тишина, нарушаемая лишь ударами капель о кафельный пол. Дети стали приглядываться и различили в темноте портрет женщины, висевший над операционным столом. Женщина на картине склонила голову, из ее глаз катились настоящие слезы. Вдруг портрет ожил. Женщина сошла с него, подошла к умирающему, наклонилась и стала шептать ему что-то. У детей появилась надежда, что она сможет помочь им. И они стали умолять ее выпустить их. Женщина, не говоря ни слова, подошла к клетке и открыла дверцу. Дети принялись благодарить ее, но она смотрела на них такими печальными глазами, что они поняли - она не верит в их спасение. Они тихонько прошли комнату с камином и стали подниматься по лестнице. К их радости наружная дверь была открыта, и за ней было раннее утро. Дети выбежали на улицу. - Бежим скорей домой, к маме! - радостно закричал Саша. Но тут ноги у них подкосились. Прямо перед ними на дорожке показался ОН. ОН шел медленно и улыбался своей хищной улыбкой. И хотя он был еще далеко, и можно было успеть убежать, они не двигались с места и глазами, полными тупого безразличия, смотрели на ЕГО приближение...

оценок: 0
Тип: