» » Храмовая гора: история. Тайна храмовой горы

Храмовая гора: история. Тайна храмовой горы

Приверженцам иудаизма вход на Храмовую гору запрещен. Вывеска над воротами:

Мечеть “Купол скалы” расположена в месте, которое ранее занимал храм Соломона (по наиболее распространенной версии). Вход в мечеть немусульманам воспрещен, но в интернете доступны фотографии скалы, расположенной внутри. Ранее, как считается, именно тут находилась Святая Святых соломонова храма и стоял Ковчег Завета.

Любопытно, что возведение храмов вокруг скал нигде в Старом Свете не наблюдается. Ближайшие аналоги лишь в Перу – т.н. Храмы Солнца в Писаке и в Мачу-Пикчу.



Одна из главных мусульманских святынь – мечеть Аль-Акса. Ее часто путают с мечетью “Купола скалы”, но это совсем другое сооружение. Аль-Акса находится в южной части Храмовой горы.

В юго-восточном углу комплекса на Храмовой горе – пустое пространство, напоминающее обычную площадь. Под ней идет сооружение еще одной – подземной мечети.

Вход в мечеть закрыт. И узнать что происходит внутри – нет никакой возможности.

Однако по стенкам спуска ко входу в эту мечеть можно видеть большие блоки, со свидетельствами современной разделки – следами длинного жала отбойного молотка, тросовой и дисковой пилы. При этом далеко не все блоки производят впечатление “свежевынутой породы” – часть больше похожа на осколки ранее изготовленных блоков существенно большего размера. Возникает версия, что нынешние строители мечети по ходу дела разбирают какое-то более древнее мегалитическое сооружение…

Адрес: Израиль, г. Иерусалим
Первое упоминание: X век до н. э.
Основные достопримечательности: Мечеть Купол Скалы, Купол Цепи, мечеть Аль-Акса, фонтан Эль-Кас, Купол Вознесения, Стена Плача
Координаты: 31°46"40.6"N 35°14"06.5"E

Содержание:

В юго-восточной части Старого города Иерусалима, над Стеной Плача возвышается Храмовая гора - священное место трёх авраамических религий .

Храмовая гора с высоты птичьего полёта

Она представляет собой прямоугольную площадь, обнесённую стенами, с золотым Куполом Скалы по центру и Мечетью Аль-Акса с краю. Библейские предания отождествляют Храмовую гору с горой Мориа, на которой Бог повелел Аврааму принести в жертву своего любимого сына Исаака. Но как только Авраам вознёс кинжал над жертвой, ангел, посланный Богом, остановил его.

«Ты не пожалел единственного сына твоего для Меня, и я благословляю тебя и умножу твоё потомство как звёзды небесные и как песок на берегу моря», - сказал Господь Аврааму. На вершине этой же горы во время моровой язвы царь Давид увидел ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, и здесь же ему было указано соорудить алтарь Господу. Когда жертва была принесена, язва в Израильском царстве прекратилась.

Стена Плача

Первый Иерусалимский Храм

Сын Давида - царь Соломон в 967 году до н.э. начал строить на Храмовой горе Дом Господень. Над его возведением в течение 7 лет трудились 30 тыс. израильтян и 150 тыс. финикиян. Их работу контролировали 3,3 тыс. надзирателей. 14 дней праздновали освящение храма, а после того как священники ушли, Дом Господень наполнила шехина - облако, олицетворяющее присутствие Всевышнего. В самой священной части Храма, куда мог входить только первосвященник и только однажды в год, хранился Ковчег Завета - ларец со скрижалями Моисея. Иерусалимский Храм стал местом богослужения всех евреев и символом объединения Израильского царства. В 586 году до н.э. вавилоняне сожгли святилище, и царь Навуходоносор вывез все сокровища из Дома Господня в Вавилон.

Мечеть Купол Скалы

Второй Храм и Стена Плача

Вернувшись из вавилонского плена (536 до н.э.), евреи воздвигли Второй Иерусалимский Храм. На 18-ом году своего правления (ок. 20 до н.э.) царь Ирод расширил площадь Храмовой горы, возведя вокруг неё мощные подпорные стены, вздымающиеся на высоту около 30 метров над уровнем улиц. Второй Храм был разрушен римлянами в 70 году н.э., но до наших дней уцелел небольшой фрагмент укреплений - Западная Стена, или Стена Плача.

Сегодня возле стены собираются тысячи паломников со всего мира, и, помещая в щели между камнями записки, просят Бога об исполнении своих надежд и чаяний. Для еврейского народа Стена Плача - это символ скорби о судьбе Первого и Второго храмов и мечта о Третьем храме . В течение многих веков римляне, византийцы, крестоносцы, арабы и турки изгоняли евреев со своих земель. Раз в году, на Девятое Ава - в день национального траура по разрушенным храмам - евреям разрешалось посещать Иерусалим, и у Стены Плача израильский народ молился о возвращении из вечной ссылки.

Купол Цепи на фоне Мечети Купол Скалы

Мечеть Купол Скалы

На месте Первого и Второго храмов в 687-691 гг. мусульмане воздвигли мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»), чтобы подчеркнуть свою власть и святость над евреями. По преданию, Куполом отмечено то место скалы, с которого пророк Мухаммед вознесся на небеса. Верхом на крылатом коне, в сопровождении ангелов он совершил ночное переселение из Мекки в Иерусалим, причём столь быстро, что вода не успела вылиться из опрокинутой чаши. Также по иудейской традиции, именно с этой скалы Господь начал Сотворение мира. Камень Основания, в середине которого возвышается небольшая скала, считается священным и обнесён позолоченной решёткой, чтобы к нему никто не прикасался. Помимо сакрального значения, Купол Скалы является одним из величайших образцов ранней исламской архитектуры . Куббат ас-Сахру венчает огромный золотой купол с полумесяцем на вершине. Стены, своды и арки храма декорированы великолепными мозаиками с растительными, геометрическими орнаментами и надписями, выполненными арабской вязью. В мечети хранятся священные реликвии - отпечаток стопы и три волоска из бороды пророка Мухаммеда.

Мечеть Аль-Акса

Аль-Акса - первая кибла мусульман

Рядом с Куполом Скалы расположена Мечеть Аль-Акса, также названная мечетью мара в честь своего основателя - халифа Умара (634 - 644 гг.). Серый свинцовый купол Аль-Аксы скромнее золотого купола Куббат ас-Сахры, но именно эта мечеть является третьей по значению святыней в исламе после Мекки и Медины. На месте мечети Омара Мухаммед во время своего ночного вознесения в Мекку встретил всех пророков, посланных до него, и совершил с ними молитву в качестве имама. На раннем этапе пророчества Мухаммеда (610 - 623 гг.) Аль-Акса была первой киблой - ориентиром, к которому мусульмане всего мира обращали своё лицо во время молитвы. Позднее этот статус перешёл к Заповедной мечети в Мекке.

Фонтан Эль-Кас

Третий храм

Согласно Книге пророка Иезекииля, Антихрист построит на Храмовой горе Третий Храм и возобновит там службы. А потом Иисус Христос явится на Землю для проведения Страшного суда над мёртвыми и живыми. Однако иудаизм не признаёт идеи Второго пришествия и считает, что Мессия - потомок царя Давида - будет послан на Землю Богом, когда люди начнут жить по законам Торы, в мире и согласии. Новый царь воздвигнет Третий Храм, который станет духовным центром евреев и всего человечества.

Одна из самых впечатляющих и знаменитых смотровых площадок Иерусалима расположена на Елеонской или Масличной горе.

Гора высотой в семьсот девяносто три метра является самой высокой из гор, окружающих город. В прошлом с вершины горы факелами передавались сигналы в Вавилон.

Устроенная на горе большая обзорная площадка является одним из самых популярных туристических мест. Отсюда открывается замечательный вид на Старый город, гору Сион, Кедронскую долину и северную часть Иерусалима. Время подъема до площадки составляет примерно двадцать минут. Рядом с обзорной площадкой расположено Еврейское кладбище, которое было сформировано еще в эпоху Первого Храма.

Виды, которые открываются с горы, не оставляют равнодушными ни одного посетителя. Замечательные фотографии, привезенные из этих мест, еще долго будут напоминать вам об этом прекрасном городе.

Гора Скопус

Гора Скопус – одна из вершин горного хребта, который расположен на востоке Иерусалима.

Гора является своеобразной смотровой площадкой – с нее открывается вид на большую часть Иудейской пустыни, а также можно увидеть весь Иерусалим. Слово "скопус" - греческого происхождения, это перевод еврейского имени, которое обозначает "наблюдение".

С древнейших времен гора Скопус считалась стратегически важным объектом, с которого начиналось нападение на город. Она поднимается над Старым городом на сто метров, а над Мертвым морем возвышается примерно на тысячу двести метров.

На горе и у ее подножия расположены здания различных учреждений. В 1918 году здесь был заложен камень Еврейского университета, который открыл свои двери в 1925 году и существует до сих пор. В 1938 году рядом с ним была построена Больница Хадасса, которая включает в себя и школу для подготовки медицинского персонала. Одной из достопримечательностей является Ботанический сад при университете, открытый в 1931 году.

Раскопки у Храмовой горы

Раскопки у Храмовой Горы – археологический парк, расположенный с южной стороны от Стены Плача. Еще век назад это место было спрятано под толщей земли.

Сейчас, благодаря археологическим раскопкам, это место было обнажено, и перед общественностью предстали огромные камни, которые были частью зданий Храмовой Горы, а также стенами разрушенного в 70 году Храма Соломона, главной еврейской святыни. На одном из выставленных камней есть надпись из Священного Писания, которая являлась оповещением в древние времена о наступлении субботы. Здесь были обнаружены некоторые ценные вещи, которые стали экспонатами в еврейском музее.

Гора Герцля

Гора Герцля еще называется горой Памяти, т.к. здесь расположено национальное еврейское и военное кладбище с рядом мемориалов. Холм Герцля, высотой 834 метра над уровнем моря, находится в западной части Иерусалима. У его западного подножия построен Яд ва-Шем, мемориал Холокоста.

Гора носит имя похороненного здесь Теодора Герцля, основателя современного сионизма, политического движения возрождения евреев на их исторической родине.

Гора Герцля является местом для проведения крупных городских мероприятий и памятных национальных праздников. На территории кладбища находится несколько мемориалов среди которых: памятник неизвестному солдату, мемориал жертвам террористических актов, памятник еврейским солдатам советской армии во II Мировой войне и др.

Гора Сион

Гора Сион - это высокий холм, расположенный в историческом центре Иерусалима и имеющий огромное историческое значение для всего еврейского народа.

Высота Сиона составляет 765 метров над уровнем моря, а со всех четырех сторон эта гора окружена долинами. Сион граничит с наиболее древней частью Иерусалима - на северном склоне холма даже частично сохранились остатки городских стен, построенных ещё в первом веке нашей эры. Кроме того, на горе располагаются Сионские ворота и старинный храм Успения Святой Богородицы. Также на вершине Сиона похоронен Оскар Шиндлер - немецкий промышленник, спасший от смерти множество евреев во время Холокоста.

Сегодня эта гора представляет собой одно из самых почитаемых мест во всём Израиле. Сион упоминается в Библии и является олицетворением Земли обетованной и всей еврейской истории.

Масличная гора

Масличная гора имеет также название Елеонской. Она находится на высоте тысячи двухсот метров над уровнем море. Склоны горы засажены маслинами, поэтому она и получила такое название.

Масличная гора имеет три вершины, самая высокая из которых - гора Вознесения. По библейской традиции, именно с неё Иисус Христос вознесся на небо.

Масличная гора – самая высокая среди гор, которые окружают Иерусалим. Для туристов здесь расположена прекрасная смотровая площадка, с которой открываются замечательные виды на город.

На вершине горы находится православная церковь Вознесения.


Достопримечательности Иерусалима

На Храмовую гору мы взобрались по деревянному мосту от Стены Плача. Как известно, Храмовая гора стала не просто символом Иерусалима, это самая настоящая пороховая бочка...

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.


Храмовая гора традиционно отождествляется с горой Мория, местом, указанным Аврааму Богом для принесения в жертву Исаака. На Храмовой горе царь Давид выкупил гумно у некоего Аравны (Орны) - иевусея и воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола Соломон построил Храм (так называемый Первый храм), который был разрушен Навуходоносором в 586 г. до н. э. и отстроен заново (так называемый Второй храм) через 70 лет (516 г. до н. э.).

В 70 г. н. э., при штурме Иерусалима, римская армия с боем захватила Храмовую гору и предала Храм огню. Несколько позже Храм был почти полностью разрушен. После подавления Римом еврейского восстания 115–117 гг., на всех евреев империи обрушились кровавые репрессии, а на Храмовой горе было построено святилище Афродиты. В 132 г., во время восстания Бар-Кохбы, по ряду косвенных данных, еврейские повстанцы частично восстановили иудейский Храм и некоторое время проводили богослужения. После подавления восстания все следы еврейского присутствия на Храмовой горе были уничтожены римлянами, где они построили святилище Юпитера Капитолийского. В первой половине IV в., в результате победы христианства в Римской империи, языческие святилища на Храмовой горе пришли в запустение и, очевидно, были разрушены. в южной части Храмовой горы была построена небольшая церковь святой Марии. В 362 г. римский император Юлиан Отступник обещал евреям восстановить Храм, были даже начаты строительные работы. Однако вскоре Юлиан погиб, стройку охватил «случайный» пожар, а вернувшиеся к власти христиане денонсировали все договоры императора.

Весь дальнейший период римско-византийского правления Храмовая гора оставалась в запустении, имперские власти не допускали какой-либо деятельности в этом месте (кроме оборудования городской свалки). Тем не менее, евреи в течение всего римско-византийского периода как легально, так и нелегально, восходили на Храмовую гору для молитвы. Обращенная к западу часть подпорной стены - Западная стена («Стена плача») - с V в. превратилась в традиционное место молитвы евреев.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм, который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание Страшного Суда.

В 638 г. арабский завоеватель Иерусалима халиф Омар ибн-ал-Хаттаб провозгласил святость для ислама Храмовой горы, так как, по его мнению, она и есть та гора, которая упоминается в 17 суре Корана «ал-Мирадж» (сейчас эта сура цитируется на изразцах Купола Скалы). Мусульмане считают Храмовую гору своей третьей святыней после Мекки и Медины.

С Храмовой горой связан целый рад традиций, признаваемых всеми тремя основными религиями и делающих это место столь святым. Прежде всего, это великолепное святилище Куббат ас-Сахра (Кипат асела, Купол Скалы), внутри которой находится так называемый Краеугольный камень.

Именно на эту скалу Господь взгромоздил мир в третий день творения. На этот камень возложил Авраам Исаака, чтобы принести его в жертву Всевышнему и Господь остановил его руку. Отсюда идентификация горы как места, называемого Мория. История жертвоприношения Исаака важна не только для иудаизма, христиане видят в сыне Авраама первую, несостоявшуюся, жертву за человечество, предтечу Иисуса. На этом камне спал Иаков, когда бежал от гнева Исава. На нем восстал ангел Господень при царе Давиде, когда мор поразил город. На него поставил царь Давид Ковчег Завета . На нем стояла Святая Святых при царе Соломоне и при Втором Храме. Да и, собственно, сам Иерусалим был основан царем Давидом именно здесь, благодаря близости к святому месту.

Отсюда, по мусульманской традиции, архангел Гавриил поднял на небо Магомета на крылатом коне Аль-Бурак, забрав пророка ночью из дома, а затем, вернул его в Мекку. Мусульмане верят, что когда наступит конец света, трубный глас возвестит об этом именно с этой скалы. Под камнем расположена «пещера бездны», она же «колодец душ». По арабской традиции считается, что именно здесь в день Страшного Суда будут собраны души всех умерших. Особым почтением мусульман пользуется находящийся в галерее мечети резной шкаф, в котором хранится волос из бороды самого пророка Мухаммеда.

Когда арабы заняли Иерусалим, разбив византийцев и персов в 638 г., они нашли вершину Храмовой горы запущенной и замусоренной. По традиции, христиане заваливали гору мусором во исполнение пророчества Иисуса о запустении Святого Города. Принявший ислам еврей Кааб эль-Ахбар показал халифу Омару правильное место. Воины ислама размели мусор, затем, по мусульманской легенде, три дня лили очистительные дожди, моя Камень. Затем по приказу халифа возвели временное сооружение, построенное из дерева, от которого, впрочем, не осталось никаких следов, и лишь одно упоминание в литературе о его существовании.

Позже Купол был перестроен во времена халифа Абд эль-Малика с 687 по 692 г. по проектам византийских христианских архитекторов. Купол Скалы не похож ни на одно мусульманское или арабское здание в мире по своей форме и конструкции - следствие проектирования его христианскими архитекторами. В римской и христианской архитектуре есть похожие аналоги - римляне строили так гробницы-усыпальницы, в раннехристианский период восьмиугольную форму имели баптистерии, позже - церкви. Голубая плитка и многоцветный мрамор верха - дело Сулеймана Великолепного в 1552 г. В Средние века вся ас-Сахра натиралась дорогими благовониями, чтобы верующие могли в этом священном месте явственно ощутить аромат Рая.

Купол сегодня сделан из меди, покрытой золотом, однако в действительности золотым он стал лишь последнего последнего ремонта в 1992 г., до того с г. 1958 купол был алюминиевым под цвет золота, а до 1958 г. - черным. Сам купол - двойной, внутренняя его часть деревянная, построена в XI в., после его падения в 1016 г. Согласно мусульманской историографии, в этот год пострадали все 3 основных святых здания ислама - Кааба в Мекке, усыпальница пророка в Медине и Купол в Иерусалиме.

Сейчас это здание используется в качестве «женской» мечети. Хотя по изначальному замыслу - это не дом молитвы, а архитектурный памятник, оберегающий камень. В феврале 2008 г. землетрясение оставило свой след в Старом городе в Иерусалиме. Рядом с Куполом Скалы возник заметный провал в земле глубиной 1 м, шириной 1,5 м и длиной около 2 м. Изначально здание строилось с тремя целями: подчеркнуть святость Иерусалима и скалы, отмеченной деяниями пророков, провозгласить единство правления ислама во всем Ближнем Востоке и, наконец, противопоставить что-то поистине величественное христианским сооружениям Священного Города.

Там же на Храмовой горе находятся одна из важнейших мусульманских мечетей Аль-Акса, ряд строений различных мусульманских периодов и небольшой Музей исламской культуры.

Мечеть Ал-Акса, «Крайняя», знаменует вознесение Магомета на коне Аль-Бурак - «Молния». Она поставлена на юге от Скалы, с тем чтобы мусульмане не молились на еврейский храм. Нынешнее сооружение было заложено халифом Абд аль-Маликом и относится в основном к VIII веку. Мечеть была первоначально маленьким молитвенным домом, построенным халифом Умаром, потом была восстановлена и расширена. Во времена крестоносцев именно тут была штаб-квартира ордена Тамплиеров.

После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 г. мечети на Храмовой горе были превращены в церкви: Купол Скалы стал храмом Господним, а ал-Акса - храмом Святого Соломона. Между ними располагался монастырь Храма и квартал тамплиеров. Последние, в поисках «сокровищ царя Соломона», производили раскопки на Храмовой горе. После того, как город был отвоеван Салах ад-Дином, церкви крестоносцев вновь стали мечетями.

Мечеть ал-Акса неоднократно разрушалась землетрясениями в связи с дефектами конструкции. Храм со всех сторон был облеплен различными служебными постройками ордена, которые были полностью удалены в ходе реставрационных работ 1938-42 годов, проводившихся в том числе и за счет средств Муссолини. С 1948 года реставрационные работы в мечети производились на средства королевской семьи Иордании.
В 1951 г. в ней был убит иорданский король Абдалла, а будущий король Хусейн, его племянник и преемник, правивший до 1999 г., чудом спасся благодаря массивному украшению на шее. На колоннах видны до сих пор следы выпущенных пуль. В 1969 года Деннис Майкл Рохан вообразил себя посланником Господа и совершил акт вандализма - устроил пожар в мечети Аль-Акса. Как считают, у Рохана был иерусалимский синдром (психическое заболевание, которое поражает некоторых туристов или паломников в Иерусалиме: они представляют себя библейскими персонажами). В огне пожара погиб находившийся в мечети минбар (кафедра с лестницей для чтения Корана и проповедей) Салах ал-Дина, прогорел потолок здания, пострадали стены.

Некоторые другие постройки:

К востоку от Купола Скалы находится небольшое сооружение Купол Цепи (Куббат аль-Сильсила), возведенное на месте, где по преданию царь Давид вершил свой суд. Есть гипотеза, что в период Второго Храма здесь находилось помещение высшего религиозного суда Иерусалима – Синедриона. Само название места напоминает о предании, гласящем, что царь Давид (в другом варианте – его сын, царь Соломон), пытаясь разрешить особо запутанные и неясные дела, прибегал к помощи волшебной цепи, которая была подвешена к своду. Если ответчик или свидетель лгали, то цепь отклонялась от их рук или из нее выпадало одно звено, а если говорили правду, то легко давалась в руки. Есть предание, что при строительстве Купола Скалы здесь было помещение, где хранились сокровища, собранные для оплаты строительных работ, а также наиболее ценные материалы строительства. Наконец, есть мнение, что это помещение служило для собраний строителей Купола Скалы, то есть своего рода «прорабской», где к тому же можно было укрыться в периоды зноя и непогоды. Вот эта маленькая постройка перед Куполом Скалы:

Купол Духов (Куббат аль-Арвах). Купол Духов – позднее сооружение, возведенное во дворе Купола Скалы в османскую эпоху, в XVII веке. Его особенность заключается в том, что оно сооружено непосредственно на материнской скальной породе, выступающей здесь на поверхность. По легенде, на этом месте собираются для молитвы души умерших. По мнению некоторых ученых, именно здесь располагались Святая Святых Соломонова и Второго Храма.

На фотографии слева, беседка, куда ломится вся толпа:

Фонтан Каит-Бей (по центру):

Купол Вознесения (Куббат аль-Мирадж) был, как считается, сооружением в виде беседки, возведенной на Храмовой горе в эпоху крестоносцев и служившей баптистерием. В 1200 году мусульмане восстановили ее из плачевного состояния, в которое она пришла к тому времени, и заложили мраморными стенами, превратив в закрытое здание. В то время уже было распространено предание, что это место является одним из священных мест, где пророк Мухаммед совершал молитвы перед своим вознесением на небеса:

Постройка слева:

В юго-западной части Храмовой горы находится музей исламского искусства. Помимо произведений искусства (в основном чеканка по бронзе), здесь экспонируются «свидетельства зверств израильских оккупантов» на Храмовой горе, преимущественно фотографии пресечения полицией беспорядков «молящихся» мусульман.

В периоды мамелюкского, османского и британского правления Палестиной, евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ, так называемый Исламский совет, который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы. По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 году, Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Иордании. До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача, что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня. Во время Шестидневной войны, в ходе боёв за Иерусалим, израильские десантники установили контроль и над Храмовой горой, установив над ней израильский флаг, и командующий операцией, Мота Гур, объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Однако вскоре, по приказу министра обороны Моше Даяна, флаг был спущен, и полномочия ВАКФа вновь были официально подтверждены.

На данный момент, полиция разделяет посетителей Храмовой горы на три категории:

Мусульманам разрешен вход на Гору в любое время суток, без проверок на входе, через все ворота, разрешены любые молитвы, отправления культа и т.д.
- группам неевреев и евреев без признаков религиозности (с непокрытыми головами, в кожаной обуви) разрешен свободный проход на Гору 5 часов в сутки. Они могут проходить через одни ворота, после полицейской проверки на предметы культа (как-то: тфилин, талит, молитвенники, книги Танаха и Талмуда и т.д.), а также проверки в металлоискателе и изъятия алкогольных напитков.
- группам евреев с признаками религиозности полагается особое отношение: проверка удостоверений личности и запись в компьютере личных данных, ожидание особого сопровождения – полицейский в форме, служащий мусульманского ВАКФ и, как правило, полицейский в штатском. Иногда приходится ждать этого сопровождения в течение длительного времени, в то время как группы туристов беспрепятственно проходят на гору. Полиция также ограничивает размер групп религиозных евреев (обычно до 50 человек, но на усмотрение полицейского). Сопровождающие следят за тем, чтобы евреи воздерживались от молитв, даже от шевеления губами, поклонов в сторону места Храма и т.д.Описанная дискриминация неоднократно обсуждалась в Верховном суде. Суд постановил, что у евреев есть конституционное право молиться на Храмовой горе, но сохранил за полицией прерогативу отложить воплощение этого права до лучших времен.

Внутрь самих мечетей неверным вход воспрещен, хотя вроде бы какая-то лазейка есть.

По разному решается вопрос о том, можно ли евреям подниматься на Храмовую гору с религиозной точки зрения. Вход в Святая святых Храма был разрешён только первосвященнику, и только в Йом-Киппур для ведения службы. Внутрь Храма могли заходить лишь коэны. Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, - вообще вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде. Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако этот запрет относится лишь к восхождению на территорию, где стоял Храм, тогда как вход на остальную часть Храмовой горы разрешён. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать запрещённую зону. Вместе с тем, по периметру Храмовой горы располагается зона, в которой, согласно всем мнениям, не располагался Храм. Обход Храмовой горы по периметру, в соответствии с галахой организуется рядом общественных организаций, в частности, Институтом Храма, ассоциацией «Место встречи» и др.

Одним из главных идеологов "Места встречи" был Ицхак Имас. Ицхак и Талья Имасы были убиты арабскими террористами 31 августа 2010г. Они возвращались домой в своей машине и были расстреляны. У них осталось шестеро детей.

В 1993 г., после подписания соглашений в Осло, управление ВАКФом перешло от Иордании к Палестинской автономии. Работников этой организации обвиняют в том, что, под видом ремонтно-строительных работ, они систематически уничтожают археологические ценности - следы еврейского присутствия на Храмовой горе. В то же время, мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой, подстрекательствами к насилию, а так же отказываются признавать сам факт существования Иерусалимского Храма на Храмовой горе. Годами ВАКФ производил различные работы на Храмовой горе вопреки закону, нарушая законы проектирования и строительства и Закон о древностях. До 1996 года уничтожение археологических ценностей на Храмовой горе происходило в основном в ходе работ по техническому обслуживанию, проводимых без какого-либо археологического надзора, в результате чего были уничтожены археологические ценности огромного национального значения.

В дополнение к этому, были проведены ремонтные работы в проходе Двойных ворот - подземном помещении под мечетью Аль-Акса. Это помещение - самая впечатляющая сохранившаяся часть периода Второго Храма, рельефные украшения на его потолке были вырезаны еврейскими мастерами более 2000 лет назад. Это помещение тоже превратили в мечеть, называемую ныне «Ал-Акца акдима» (древняя Аль-Акса).

В 1998 г. ВАКФ открыл новую, третью по счёту, мечеть на Храмовой горе, в так называемых Соломоновых конюшнях. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и другим деформациям, вследствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения.

Пик археологического погрома на Храмовой горе пришелся на ноябрь 1999 года, когда тогдашний глава правительства Эхуд Барак дал неофициальное разрешение проломить аварийный выход, так как новое строение при максимальном заполнении может вместить более десяти тысяч молящихся. Это разрешение вообще не учитывало Закон о древностях и Законы проектирования и строительства. ВАКФ использовал его для прохода на Гору тяжелой техники, и с помощью бульдозеров была вырыта огромная яма размерами 43х46 м и глубиной около 12 м. Работы продолжались около полутора суток, но уже в первые часы стало ясно, что ВАКФ значительно превысил пределы дозволенного.

Извлеченный грунт вначале находился на Храмовой горе. Различные предметы архитектуры, такие как части колонн были собраны на Горе. Другие предметы, по разным слухам, были тайно переправлены в Рамаллу. Остальной выкопанный грунт был вывезен на городскую мусорную свалку Иерусалима в Эль-Азарию. Около 60 грузовиков прибыли туда, и там этот грунт был перемешан с местным мусором. Когда начальнику этого участка стало известно, что речь идет о земле с Храмовой горы, он распорядился выделить для этих грузовиков чистое место. Через два дня, когда ВАКФ понял, что земля с Храмовой горы больше не перемешивается с мусором, около сотни грузовиков «тайно» под покровом ночи вывезли выкопанную ВАКФом на Храмовой горе землю на место незаконной свалки в долине Кидрон (на расстоянии около 400 м от Горы). Частично эта земля была перемешана, очевидно, намеренно, с современным строительным мусором из других мест.

В 1999-2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании, поскольку ВАКФ не желает сотрудничать с соответствующими израильскими службами и запрещает любой надзор за своими работами с их стороны. Учреждения мусульманского ВАКФа никогда не разрешали производить на этом месте археологические раскопки. ВАКФ никогда не был готов принять какой-либо явный, официальный признак израильского суверенитета на Храмовой горе, кроме постоянного присутствия полицейских израильской полиции, которые символизируют оккупацию, но не гражданский суверенитет.

В сентябре 1996 г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения туннель, который сегодня называют Хасмонейским. Ясир Арафат тогда заявил, что израильтяне якобы планируют подрыть фундамент мечети Аль-Акса и таким образом разрушить её, освободив место для своего Храма. В Иерусалиме и в некоторых районах на территориях, находящихся под контролем Палестинской автономии, произошли серьёзные беспорядки и вооружённые столкновения, в ходе которых палестинская полиция впервые применила оружие против израильских сил безопасности. Арабы неоднократно забрасывали камнями евреев, молящихся у Стены Плача.

В 2000 г. Ариэль Шарон, в сопровождение сотен полицейских, прибыл на Храмовую гору. Там его встретила демонстрация протеста, на переднем плане которой выступали арабские депутаты кнессета. Собравшиеся на горе встретили его криками «Убийца!». После ухода Шарона, толпа стала забрасывать израильских солдат камнями, стульями, мусорными урнами и другими предметами. В ответ полиция открыла огонь резиновыми пулями. В результате, некоторые были ранены, в том числе арабский депутат кнессета Ахмад Тиби, один из палестинцев был ранен в лицо. Ранения так же получили двое полицейских. Спустившись с горы Шарон заявил: «Храмовая Гора в наших руках и она останется в наших руках!» Палестинцы и израильские либералы назвали визит Шарона опасной провокацией и обвинили его в стремлении накалить обстановку и спровоцировать насилие.
Позже министр внутренней безопасности Израиля Шломо Бен-Ами заявил, что глава служб безопасности ПНА Джибриль Раджуб обещал ему отсутствие реакции в случае, если Шарон не станет посещать саму мечеть Аль-Акса. И.Фалуджи, министр связи ПА, признал, что вспышка насилия была запланирована в июле, задолго до «провокации» Шарона: «Тот, кто думает, что интифада вспыхнула в результате презренного визита Шарона в мечеть Аль-Акса, глубоко ошибается… Эта интифада была запланирована заранее, сразу же после возвращения президента Арафата с переговоров в Кемп Дэвиде…».

На следующий день, 29 сентября, после пятничной молитвы беспорядки и метание камней возобновились. В беспорядках участвовало десятки тысяч человек. В ответ израильская полиция взяла комплекс на Храмовой горе штурмом. По палестинцам был открыт огонь пулями с резиновым покрытием. Массовые беспорядки в Восточном Иерусалиме всколыхнули города Иудеи и Самарии. Палестинцы нападали на израильские блок-посты и поселения, используя камни, бутылки с зажигательной смесью и огнестрельное оружие. Палестинцы захватили и разгромили еврейские святыни - могилу Йосефа близ Наблуса (Шхема) и могилу Рахели у Вифлиема (Бейт-Лехема). Так началась Вторая интифада.

Этот же пост с видеовставками, в том числе с фильмом "Потерянный Храм"

Построил Храм (так называемый Первый храм), который был разрушен Навуходоносором в 586 г. до н. э. и отстроен заново (так называемый Второй храм) через 70 лет (516 г. до н. э.) вернувшимися из пленения вавилонского . Царь Ирод во время предпринятой им реконструкции Храма (22 г. до н. э.) увеличил площадь Храмовой горы, возведя вокруг нее мощную подпорную стену и засыпав землей промежуток между стеной и холмом. Реконструкция продолжалась и наследниками Ирода - Агриппой I и Агриппой II вплоть до Иудейской войны .

Необходимо подчеркнуть, что на Храмовой горе никогда не производились археологические раскопки (не считая тамплиеров, см. выше). Немногочисленные находки, ставшие известными, обнаружены случайно, во время строительных работ, при этом большинство из них скрывается или сознательно уничтожается работниками ВАКХФ (см. ниже).

В периоды мамлюкского, османского и британского правления евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - так называемый ВАКХФ, который получил фактически бесконтрольную власть над всей территорией Храмовой горы. По окончании Войны за Независимость руководство Иордании сохранило это положение; при этом евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача (см. Западная стена), в нарушение договора о прекращении огня с Израилем. Во время Шестидневной войны , в ходе боев за Иерусалим, израильские десантники взяли контроль над Храмовой горой, их командир М. Гур объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Над Храмовой горой был поднят израильский флаг. Однако вскоре, по приказу израильского министра обороны М. Даяна , флаг был спущен и полномочия ВАКХФа подтверждены.

На Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведенные дни и часы. В 1993 г., после подписания соглашений в Осло (см. Государство Израиль. Исторический очерк. Победа И. Рабина на выборах 1992 г. и начало переговоров с ООП. Соглашения Осло), управление ВАКХФом перешло от Иордании к Палестинской автономии . С этого времени работники ВАКХФа, под видом ремонтно-строительных работ, систематически уничтожают археологические ценности - следы еврейского присутствия на Храмовой горе; одновременно мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой и прямым подстрекательством к насилию. Их заявления, отрицающие факт существования иудейского Храма на Храмовой горе, стали общим местом.

В сентябре 1996 г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый «туннель Хасмонеев» - участок древнего водовода и улицы хасмонейско-иродианского периода, проходящий от площади у Стены Плача до Виа Долороза, около 300 м к западу от Храмовой горы и параллельно ее западной подпорной стене. Глава ООП и автономии Я. Арафат заявил, что израильтяне хотят с помощью туннеля подрыть фундамент мечети ал-Акса и, таким образом, разрушить ее, освободив место для своего Храма. Несмотря на очевидный абсурд этого заявления, в Иерусалиме и в некоторых районах на контролируемых территориях произошли серьезные беспорядки и вооруженные столкновения; впервые палестинская полиция применила оружие против израильских сил безопасности; погибло 15 израильтян и 52 араба. В ходе инцидента арабы с Храмовой горы бросали камни на молящихся у Стены Плача евреев.

В 1998 г. году ВАКХФ открыл новую, третью мечеть на Храмовой горе, в так называемых Соломоновых конюшнях. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и, очевидно, другим деформациям, в следствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения. В 1999–2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании: ВАКХФ не сотрудничает с соответствующими службами Израиля и запрещает даже их надзор за работами. С начала так называемой «второй интифады» в сентябре 2000 г., по указанию израильского правительства, вход на Храмовую гору для немусульман был прекращен (до середины 2003 г., когда положение несколько нормализовалось). В течение этих лет израильская полиция периодически ограничивала доступ мусульман на Храмовую гору, как для жителей автономии, так и для других граждан по возрастному цензу.), возбранялось входить в Храм, а согласно более строгой точке зрения, - вообще вступать на Храмовую гору. Также возбранялось подниматься на Храмовую гору с нерелигиозной целью или в непристойном виде.

На Храмовую гору следовало подниматься с ее правой стороны и спускаться с левой (Бр. 9:5; Мид. 2:2, и др.). Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Аврах ам бен Давид из Поскьера постановил, что «тот, кто вступает туда [на Храмовую гору] ныне, не подлежит наказанию каретом ». Некоторые авторитеты склонны интерпретировать это постановление следующим образом: после разрушения Храма вход на Храмовую гору не ограничен; однако наиболее принятое толкование - постановление не дает разрешения подниматься на Храмовую гору, а лишь отменяет наказание каретом за это.

Мнение Аврах ама бен Давида из Поскьера не было принято в качестве галахи. Кроме того, считается, что все евреи нечисты, поскольку нет красной коровы (см. Пара адумма), пепел которой необходим для ритуального очищения, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако существует точка зрения, согласно которой этот запрет относится только к восхождению на платформу, где стоял Храм, вход на остальную часть Храмовой горы не возбраняется. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать разрешенную зону, и потому неоднократные попытки установить ее не привели галахические авторитеты к согласию.