» » Имена героев темные аллеи. Бунин темные аллеи

Имена героев темные аллеи. Бунин темные аллеи

Сочинение

Одной из основных тем творчества И. Бунина является тема любви. Этой теме посвящен цикл рассказов «Темные аллеи». Бунин считал эту книгу самой совершенной по художественному мастерству. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных»
и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», - писал Бунин. Сборник «Темные аллеи» - один из последних шедевров великого мастера.
Рассказ «Натали» целиком и полностью посвящен теме любви. Но любовь в рассказе предстает перед нами не психологическая, а с иррациональной стороны. Та ее непостижимая сущность, которая настигнет, как наваждение, налетает непонятно откуда и
несет героев навстречу судьбе. Именно так получается с Виталием, Соней и красавицей Натали. Характерно для Бунина, что самые иррациональные события всегда им показаны в самых реалистических тонах. У Ивана Бунина мир, данный и неизменный, властвует над человеком. Поэтому герои не философичны и не религиозны. «Приехав домой на каникулы, я решил, что настало и для меня время быть, как все, нарушить свою чистоту, искать любви без романтики …». Приехав в имение своего дяди, встретив там Соню, Виталий уже точно знал, что хочет изменить свою жизнь, стать «как все». Бунин будто показывает нам две совершенно разные личности – прежнего человека и другого, изменившегося: «… краснел при вольных разговорах гимназических товарищей» - и - «… в то лето! я уже не краснел бы». Важно отметить, что разговор Виталия и Сони при первой их встречи идет очень непринужденно, не чувствуется какого-либо смущения ни с его, ни с ее стороны. Самой главной темой их разговора является любовь, со всех
юных тем (о папе, об ужине …) они переключаются именно на эту. Соня рассказывает ему о Натали, своей подруге по гимназии, сразу настраивая его: «Ты будешь сходить с ума от любви к ней, а целоваться будешь со мной. Будешь плакать у меня на груди от ее жестокости, а я буду тебя утешать». Она делает это для того, чтобы не помешать их будущему «роману».
В рассказе можно заметить необычайную динамичность действия. И. Бунин сразу, в начале рассказа, выкладывает все факты.
События развиваются очень быстро, последовательно, «перетекая» из одного в другое. Героя не покидают мысли о любви. Даже во время разговора с дядей он думает о Натали и Соне, он ждет, что же будет дальше. Ему кажется, что он уже любит их обеих. Но Виталий еще не видел Натали, он еще не зависит от нее.
Повествование ведется от мира главного героя, а сам он говорит о себе: «Воображение всегда было живо у меня …», поэтому рассказ «Натали» насыщен красочными описаниями всего происходящего и всего окружающего героев. Описание внешности Сони и Натали, отношение Виталия к ним – совершенно различно, различно настолько, насколько они отличаются друг от друга. Два совершенно противоположных человека. Соню он называет «женщиной», а Натали – «подростком». « … и за что так наказал меня
Бог, за что дал сразу две любви; такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней?» - уже честно рассуждает Виталий о своей любви к обеим девушкам. Но все же настоящая любовь дается человеку только один раз в жизни. И эта любовь Виталия – именно к Натали. Вспомним, что после разрыва, если можно так сказать, с ней, он уже никогда не вспомнит о своей страсти и телесной привязанности к Соне, но всегда будет любить Натали. Даже во время разговора с Натали в березовой аллее, когда он признался ей в своих чувствах, он полностью отрекся от Сони на словах, а на следующее утро и всей душой: «… не навек же я связан с Соней …». Но в то же время Натали отдалилась от него, я думаю, она боялась его, боялась своего чувства, потому что тоже любила: «Да, да, я вас люблю …». Получается, что Соня разрушила это предвещающееся счастье двух влюбленных, но, с другой стороны, благодаря Соне, он встретил Натали, благодаря ей Виталий вдоволь получил «любовь без романтики», был готов восхищаться Натали и посвящать ей себя.
Любовь в изображении И. Бунина трагична. Большая любовь несовместима с обычной, нормальной жизнью. Но любовь, несмотря на весь трагизм, - величайшее счастье человеческой жизни. «… Разве бывает несчастная любовь? … Разве самая скорбная в
мире музыка не дает счастья?».

Другие сочинения по этому произведению

«Незабываемое» в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» «Темные аллеи» (история написания) Анализ рассказа И. А. Бунина «Часовня» (Из цикла «Темные аллеи») Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена (по рассказу И.А. Бунина "Темные аллеи") Герои Бунина живут под звездою рока Единство цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» Идейно-художественное своеобразие книги Бунина «Темные аллеи» Любовь в произведениях И. А. Бунина Мотив любви «как солнечного удара» в прозе И. А. Бунина Особенности темы любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи». Поэзия и трагедия любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Проблема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Рецензия на рассказ И.А. Бунина "Ворон" Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века. (И.А.Бунин. «Темные аллеи».) Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи" Философия любви в цикле И. А. Бунина "Темные аллеи"

Как не испугаться своих чувств? Как не стать рабом принятых в обществе моральных принципов? Образ и характеристика Николая Алексеевича из рассказа «Темные аллеи» Бунина поможет найти ответы на эти вопросы.

Внешность героя

Николай Алексеевич появляется на казенной почтовой станции уже в почтенном возрасте. Ему около 60 лет. Старик-военный был похож на Александра II. У мужчины высокий воинский чин. Одет старик в николаевскую серую шинель, военные сапоги с ровными голенищами, замшевые перчатки. Старик строен и чернобров. Лицо мужчины все еще красиво. Понятно, почему женщина говорит, что в молодости он был «отменно хорош». Красавец еще образован. Он читает стихи, умеет говорить томно и интересно. Чем покорил Николай крестьянскую девушку? Внешностью и образованностью. «Темные аллеи» - это душа героя, скрытая за лицом. Мрак и трусость, страх и раболепие, стремление выглядеть так, как хочет общество – это характеристики герои.

Судьба Николая

У 30 –летнего дворянина был роман с крестьянкой 18 лет. Такие отношения были не редки в помещичьих усадьбах. Красота простых девушек привлекала богатеньких сынков. Николай поиграл с бедной девушкой и бросил ее. Как положено дворянину, он женился на даме из своего общества, выбрал равную по сословию. Он любит жену, а она изменяет и бросает его «оскорбительным образом». У Николая Алексеевича есть сын. Отец возлагает на него надежды, но сын «вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…». Автор не говорит, почему получился такой сын. Читатель сам понимает, что продолжатель рода просто взял от родителей то, что хотел. Дворянин стал генералом, он встречает обманутую им девушку спустя 30 лет на почтовой станции. Николай признается, что время любви с крестьянкой было самым счастливым в его жизни. Но он, как и в молодости, бежит от Надежды, понимая, что не представляет, чтобы его женой и матерью детей могла бы стать «содержательница постоялой горницы».

Характер героя

Николай Алексеевич неприязненно относится к людям низшего класса. Он нервно кричит в ожидании на кучера, прислугу. Мужчина внимателен к окружающим, подмечает мелочи. В горнице Надежды он признает чистоту и приятную обстановку. Николай Алексеевич усталый и рассеянный. Эти качества пропадают, когда он узнает в женщине бывшую возлюбленную - Надежду. Нельзя сказать, что жизнь сделала мужчину бесчувственным, озлобленным человеком. Он краснеет «до слез», бормочет от стыда, болезненно усмехается. Автор подсказывает, мужчина умен. Николай признается горничной в несчастье, но бежит от искреннего разговора. Трусливость и нерешительность – основные черты его характера. Даже в преклонном возрасте мужчина остается в плену общественных рамок. Он боится задержаться, не доверяя самому себе. К чему вспоминать то, что прошло. «Все проходит, все забывается.» - пытается сам себя уговорить Николай, но то, как быстро он вспомнил Надежду, говорит об обратном. Мало событий было в жизни дворянина. Ярким пятном осталась юношеская любовь, которой пожертвовали ради положения в обществе.

Пошлая история

Любовь к крестьянской девушке нашла в речи дворянина эпитет – пошлая. Такие истории были не редкостью на Руси, множество из них стали сюжетами рассказов. С другой стороны, этот же эпитет характеризует и семейную жизнь Николая. Обидно осознавать, что мужчина любил не ту, которая могла бы сделать его счастливым. Власть сословных границ сильнее. Найти себе достойную жену Николай мог только среди равных себе по положению в обществе, опуститься до красавицы крестьянского происхождения он не может. Такая женитьба – это глупость, вздор. Чувство любви у дворянина скрылось в темных аллеях, растворилось в воздухе и растаяло в прошлом.

Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу в стиле реализма, основной тематикой которой являются размышления о любви, потерянной, забытой в прошлом, а также о разбитых судьбах, выборе и его последствиях.

Композиционная структура рассказа является традиционной для новеллы, состоящей из трех частей, первая из которых повествует о приезде главного героя в сочетании с описаниями природы и окружающей местности, вторая описывает его встречу с бывшей любимой женщиной, а в третьей части изображается поспешный отъезд.

Главным героем рассказа является Николай Александрович, представленный в образе шестидесятилетнего мужчины, опирающегося в жизни на здравый смысл в виде собственного эго и общественного мнения.

Второстепенным персонажем произведения представляется Надежда, бывшая возлюбленная Николая, оставленная им когда-то в прошлом, встретившаяся герою на закате его жизненного пути. Надежда олицетворяет собой девушку, которая смогла преодолеть позор от связи с богатым человеком и научилась жить самостоятельной, честной жизнью.

Отличительной особенностью рассказа является изображение темы любви, которая представляется автором как трагическое и роковое событие, ушедшее безвозвратно вместе с дорогим, светлым и прекрасным чувством. Любовь в рассказа представляется в образе лакмусовой бумажки, способствующей проверке человеческой личности в отношении силы духа и нравственной чистоты.

Средствами художественной выразительности в рассказе являются использование автором точных эпитетов, ярких метафор, сравнений и олицетворений, а также применение приема параллелизма, подчеркивающего душевное состояние героев.

Своеобразие произведения заключается во включение писателем в повествование неожиданных резких концовок, трагичности и драматизме сюжета в сочетании с лиризмом в виде эмоций, переживаний и душевных терзаний.

рассказа состоит в передаче читательской аудитории понятия счастья, которое заключается в обретении душевной гармонии с собственными чувствами и переосмыслении жизненных ценностей.

Вариант 2

Бунин творил в 19 и 20 веках. Его отношение к любви было особенным: в начале люди сильно любили друг друга, но в конце либо один из героев умирает, либо расстаются. Для Бунина - любовь страстное чувство, но похожее на вспышку.

Чтобы проанализировать произведение Бунина "Темные аллеи", нужно затронуть сюжет.

Генерал Николай Алексеевич - главный герой, он приезжает в родной город и встречает женщину, которую любил много лет назад. Надежда - хозяйка двора, он узнает ее не сразу. Но Надежда его не забыла и любила Николая, даже пыталась наложить на себя руки. Главный герои, кажется, чувствует себя виноватым в том, что оставил ее. Поэтому пытается извиниться, говоря, что любые чувства проходят.

Оказывается, что жизнь Николая была не так уж и легка, он любил жену, но она ему изменила, а сын вырос негодяем и наглецом. Он вынужден винить себя за совершенное в прошлом, потому что Надежда не смогла простить его.

Произведение Бунина показывает, что спустя 35 лет любовь между героями не угасла. Когда генерал покидает город, то понимает, что Надежда - лучшее, что было в его жизни. Он размышляет о жизни, которая могла бы быть, если бы связь между ними не прервалась.

Бунин вложил в свое произведение трагедию, ведь возлюбленные так и не сошлись.

Надежда смогла сохранить любовь, но это не помогло создать союз - она осталась одна. Не простила и Николая, потому что боль была очень сильной. А сам Николай оказался слаб, не ушел от жены, боялся презрения и не смог противостоять обществу. Им оставалось только быть покорными судьбе.

Бунин показывает грустную историю судеб двух людей. Любовь в мире не смогла противостоять устоям старого общества, поэтому стала хрупкой и безнадежной. Но есть и положительная черта - любовь привнесла много хорошего в жизни героев, она оставила свой след, который они будут помнить всегда.

Практически все творчество Бунина затрагивает проблему любви, так и "Темные аллеи" показывают, насколько важна любовь в жизни человека. Для Блока любовь стоит на первом месте, ведь именно она помогает человеку совершенствоваться, менять жизнь к лучшему, получать опыт, также учит быть добрым и чувственным.

Образец 3

Темные аллеи – это и цикл рассказов Ивана Бунина, написанный в эмиграции, и отдельный рассказ, вошедший в этот цикл, и метафора, позаимствованная у поэта Николая Огарёва и переосмысленная автором. Под тёмными аллеями Бунин имел в виду таинственную душу человека, бережно хранящую все чувства, воспоминания, эмоции, встречи когда-то пережитые. Автор утверждал, что у каждого есть такие воспоминания, к которым он обращается снова и снова, а есть самые дорогие, которые тревожатся редко, они надёжна хранятся в отдалённых уголках души – тёмных аллеях.

Именно о таких воспоминаниях рассказ Ивана Бунина, который был написан в 1938 году в эмиграции. В страшное военное время в городе Грасс во Франции русский классик писал о любви. Стараясь заглушить тоску по Родине и уйти от ужасов войны, Иван Алексеевич возвращается к светлым воспоминаниям о молодости, первых чувствах и творческих начинаниях. В этот период автор написал лучшие свои произведения, среди которых и рассказ «Тёмные аллеи».

Герой Бунина Иван Алексеевич, шестидесятилетний старик, военный в высоком чине, оказывается в местах своей молодости. В хозяйке постоялого двора узнаёт бывшую крепостную девушку Надежду, которую он, молодой помещик, когда-то соблазнил, а в последствии оставил. Их случайная встреча заставляет обратиться к воспоминаниям, которые всё это время хранились в тех самых «тёмных аллеях». Из беседы главных героев становится известно, что Надежда так и не простила своего вероломного барина, но и разлюбить не смогла. А Иван Алексеевич только благодаря этой встрече понял, что тогда, много лет назад, он оставил не просто крепостную девушку, а лучшее, что ему подарила судьба. А ведь больше он ничего и не нажил: сын – мот и транжира, жена изменила и ушла.

Может сложиться впечатление, что рассказ «Тёмные аллеи» о возмездии, но на самом деле он о любви. Это чувство Иван Бунин ставил превыше всего. Надежда, постаревшая одинокая женщина, счастлива, потому что все эти годы у неё была любовь. А жизнь Ивана Алексеевича не сложилась именно потому, что когда-то недооценил это чувство и пошёл по пути разума.

В небольшом рассказе, кроме предательства, поднимаются темы и социального неравенства, и выбора, и ответственности за чужую судьбу, и тема долга. Но вывод один: если жить сердцем и превыше всего ставить любовь как дар, то все эти проблемы решаемы.

Анализ произведения Темные аллеи

В одном из стихотворений Огарева Бунина «зацепила» фраза «…стояла тёмных лип аллея…» Далее воображение нарисовало осень, дождь, дорогу, и старого служаку в тарантасе. Это и легло в основу рассказа.

Замысел был такой. Герой рассказа в молодости соблазнил крестьянскую девушку. Он уже и забыл о ней. Но жизнь имеет обыкновение приносить сюрпризы. Случайно, через много лет проезжая через знакомые места он остановился в проезжей избе. И в красивой женщине, хозяйке избы, узнал ту самую девушку.

Старому военному стало стыдно, он краснеет, бледнеет, что-то лопочет, как провинившийся школьник. Жизнь наказала его за совершённый поступок. Он женился по любви, но так и не познал тепла семейного очага. Жена не любила его, изменяла. И, в конце концов, бросила его. Сын вырос негодяем и бездельником. Всё в жизни возвращается бумерангом.

А что Надежда? Она до сих пор любит бывшего барина. У неё не сложилась личная жизнь. Нет семьи, нет любимого мужа. Но при этом не смогла простить барина. Вот такие женщины - одновременно и любят, и ненавидят.

Военный погружается в воспоминания. Мысленно проживает их отношения заново. Они греют душу, как солнце за минуту до заката. Но он ни на секунду не допускает мысли, что всё могло сложиться по-другому. Тогдашнее общество осудило бы их отношения. Он к этому был не готов. Не нужны они ему были, эти отношения. Тогда можно было поставить крест на карьере военного.

Он живёт так, как диктуют общественные правила и устои. Трусоват он по натуре. За любовь надо бороться.

Бунин не даёт любви течь по семейному руслу, оформиться в счастливый брак. Почему же он лишает своих героев человеческого счастья? Наверное, он считает, что мимолётная страсть лучше? Лучше эта вечная незаконченная любовь? Она не принесла счастья Надежде, но она по-прежнему любит. На что она надеется? Лично мне это не понятно, я не разделяю взглядов автора.

Старый служака, наконец, прозревает и осознаёт, что потерял. Об этом он и говорит с такой горечью Надежде. Он понял, что она была для него самым дорогим, самым светлым человеком. Но он так и не понял, какие у него в рукаве были козыри. Жизнь дала ему второй шанс на счастье, а он им не воспользовался.

Какой смысл вкладывает Бунин в название рассказа «Тёмные аллеи»? Что он имеет в виду? Темные закоулки человеческой души и человеческой памяти. У каждого человека есть свои тайны. И они иногда всплывают для него самым неожиданным образом. В жизни нет ничего случайного. Случайность - это хорошо спланированная Богом, судьбой или космосом, закономерность.

Несколько интересных сочинений

Практически все произведения Ивана Бунина оставляют неизгладимый след в памяти, особенно рассказ «Темные аллеи», краткое содержание которого знакомо любителям беллетристики.

На первый взгляд, это простая, незамысловатая история любви двух не похожих друг на друга людей.

Иван Бунин «Темные аллеи»

Новелла была написана в разгар фашистского режима и дала название циклу рассказов, посвященных теме любви. Год написания — 1938.

Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953) - русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Сам Иван Алексеевич считал «Темные аллеи» своим лучшим произведением. Находясь на даче в Швейцарии, уже немолодой, семидесятилетний Бунин в период голода, холода и разрухи создавал шедевры.

В цикл «Темные аллеи» входят три части, написанные автором, начиная с 1938 по 1949 год. Если первым произведением были «Темные аллеи», то последним стал «Ночлег». Всего 38 рассказов, среди которых обожаемые многими «Кавказ», «Руся», «В Париже», «Галя Ганская», «Мадрид», «Генрих» и другие истории. Литературное направление, посвященное эротической теме такого уровня, было создано впервые.

Очень краткий пересказ «Темных аллей» выглядит следующим образом: по воле случая неожиданно встречаются два по сути одиноких человека и вспоминают свою любовь. Автор показывает односторонность данного чувства: женщина любила, мужчина позволял себя любить.

В итоге главный герой представляет себя мужем этой женщины, которая разделяла бы с ним семейную жизнь, родила бы ему детей, а дальше… Бунин не раскрывает тайны, каждый может фантазировать как ему угодно.

Главные герои и их характеристика

В рассказе всего два главных героя - это пожилой военный Николай Алексеевич и хозяйка постоялого двора Надежда .

Внешность героев тщательно описывается. Кажется Бунин сочувствует герою, постоянно подчеркивая его стройность и схожесть с императором Александром II, тогда как Надежда выглядит несколько комично, хотя и симпатично. Автор сравнивает ее с цыганкой за темные волосы и пушок над губой и вдоль щек, а небольшой животик, выпирающий из-под фартука, ассоциируется с гусыней.

Она красива, но знает себе цену, тогда как Николай постоянно смущается. Он чувствует вину перед женщиной, которую когда-то обманул. В прошлом этот типичный дворянин, поддавшись страсти, но отнюдь не любви, очаровал молодую горничную, обещая жениться.

В конце жизни, достигнув шестидесяти лет, ему бумерангом возвращается подлый поступок. Собственная жена жестоко бросает, сын оказывается мотом и бессердечным человеком. Николай Алексеевич извиняется перед бывшей возлюбленной, но, возвращаясь домой в тарантасе, ощущает смятение чувств. Ему неловко за минутную слабость (поцеловал руку женщины), и в то же время, как истинный интеллигент, кается в своей неловкости.

С Надеждой все понятно. Будучи крестьянской девушкой, служа у господ она многому научилась, например, чистоте. Ее постоялый двор опрятен и привлекателен. Бунин подчеркивает это, описывая вымытые скамьи, побеленную печь и многие другие детали. Сходство с цыганкой в данном случае означает наличие страстной натуры у Надежды.

Влюбившись в барина, женщина преданно хранила и пронесла любовь через всю свою жизнь. Вначале было сложно, она пыталась покончить с собой, но, смирившись с судьбой, обрела покой. Этого смирения нет у пожилого военного, поэтому он кажется усталым, тогда как бывшая возлюбленная наоборот - уверенна в себе и даже упивается победой.

И. А. Бунин «Темные аллеи» написал не только как историю о несчастной любви, сюжет построен так, что читатель понимает: дороги двух совершенно разных людей должны идти параллельно. Даже если они пересеклись, то каждая в итоге продолжит своё первоначальное направление.

План рассказа следующий. Прошло тридцать лет и герои встретились вновь. Но что чувствует каждый из них?

По сути, это встреча с совестью, ведь не зря главный персонаж, Николай Алексеевич, постоянно краснеет, хотя сам убелен сединой и достиг генеральского звания.

У женщины совесть чиста, она осталась верной себе, но есть одно «но». Она не смогла простить. Эта черта характера делает ее одновременно и сильной, и слабой, ведь по-христиански следует простить и не сердиться на человека.

Бунин раскрывает нрав героини. Показывает, что несмотря на все положительные черты, Надежда — женщина корыстная и «крутая». Отдает деньги в рост, но строго требует вернуть в срок.

Условно текст произведения можно разделить на три главы:

  • встреча бывших возлюбленных;
  • разговор о прошлом;
  • размышления главного героя.

В первой части Бунин показывает встречу героев, то, как генерал обращается с хозяйкой постоялого двора (он не узнает ее), тогда как она сразу признает в «вашем превосходительстве» своего Николеньку. Надежда держится с достоинством, однако в словах чувствуется горечь и укор.

Текст второй главы - это воспоминания. Женщина кратко говорит о любви, сделавшей ее выносливой и сильной, хотя и не счастливой. Для мужчины любовь - всего лишь краткое мгновение, приятное воспоминание.

Наконец, в третьей части, Николай Алексеевич, так и не выпив чая, едет домой. Встреча оказалась для него неприятной, совесть обличает, однако он верен себе. Социальное неравенство дает знать о себе.

Ему нужно время для размышления, однако скорее всего он больше никогда не встретится с Надеждой.

Заключение

Экранизация рассказа «Темные аллеи» осуществлялась несколько раз. В 1991 году режиссер Вячеслав Богачев снял одноименный фильм по мотивам сразу нескольких рассказов из сборника Бунина. Еще раньше, в 1968 году, в Ленинграде был поставлен телеспектакль, где текст рассказов «Темные аллеи» и «Мадрид» читали артисты Н. Симонов, А. Фрейндлих и другие.

Используя характеристику и описание судьбы героев, можно сделать краткий конспект, внести данные в читательский дневник, заполнить таблицу, подготовить пересказ в сокращении или написать изложение.

Несомненно, студенты филологического факультета должны отлично знать оригинал и делать конспекты по всем рассказам И. А. Бунина. Сколько страниц для этого нужно прочесть? На этот вопрос ответят поклонники автора.