» » Какие реформы проводил. Реформы Александра II

Какие реформы проводил. Реформы Александра II

Сильно отличались от всех предыдущих российских реформ XIX века (и уж тем более от реформ XVIII века ).

  1. Крестьянская реформа Александра . 19 февраля 1861 года произошла отмена крепостного права . Реформ, конечно, была спонтанна и недоработана. Однако все крестьяне стали свободными. Не все из них были к этому готовы, и многие просто не могли найти себя после освобождения. Единственным серьезным минусом реформы было ее проведение в период экономического кризиса. Все остальные недочеты были делом времени. Главным «плюсом» было то, что крестьяне не просто выгонялись на улицу, а получили в пользование наделы земли с правом выкупа в кредит.
  2. В 1857 году были ликвидированы Военные поселения , основанные еще Александром I .
  3. В 1863 году прошла финансовая реформа с целью модернизации финансовой структуры государства под капиталистический промышленный тип государственной экономики (по европейской модели). Был создан Государственный Банк .
  4. В этом же году прошла реформа образования (Университетский устав ). Результатом стали глобальные преобразования в структуре высшего образования. Вузы стали более самостоятельными и похожими на нынешние высшие учебные заведения.
  5. В 1864 году была проведена Земская реформа (реформа местного самоуправления, давшая больше полномочий органам на местах).
  6. Судебная реформа того же года также приблизила структуру судебных учреждений к современному виду.
  7. 1870 год - год реформы городского самоуправления (дала толчок к промышленному развитию городов).
  8. В 1871 году была, наконец, завершена реформа образования. В этот раз Александр взялся за среднее образование не без помощи Министра просвещения Дмитрия Толстого.
  9. В 1874 году была проведена военная реформа. Реформа была многоструктурной и затрагивала военное образование, технологические моменты, организационные моменты, обмундирование и многие другие нюансы, как например, отмена телесных наказаний или введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутирования и воинских поселений.

Реформы Александра II в 60х-70х годах XIX века стали действительно «Великими реформами », хотя и не все были доведены до конца. Тем не менее, Российская империя стала на самом деле правовым государством. Кроме того, эти перемены разрешили многие социальные и экономические проблемы в обществе и дали возможность нормального развития промышленности в стране.

В 1880 году Александр II начал разрабатывать Конституцию Российской империи , но доделать ее не успел по причине смерти.

Смерть Александра II.

Многие историки советской эпохи описывают всеобщее недовольство народа внутренней политикой Александра II . На самом деле эти сведения многократно преувеличены. Факт заключается в том, что в нескольких многонациональных городах Российской империи (в первую очередь - в Москве и в Санкт-Петербурге) радикально настроенная «интеллигенция» решила продолжить деятельность несостоявшихся революционеров (декабристов ).

По всей стране стали образовываться тайные организации. Некоторые из них даже имели по несколько ячеек в разных городах. Большинство таких террористических организаций спонсировались из-за рубежа сторонниками разложения Российской империи, а таких в Европе хватало.

За последние 15 лет правления Александра II на него было совершено шесть покушений. Как минимум три последних покушения были организованны радикальной террористической группировкой «Народная воля », идеи которой, на самом деле, были далеки от народной воли.

  1. 1866 год - пуля просвистела над головой Александра в Санкт-Петербурге.
  2. 1867 год - в Париже польский террорист выстрелил, но попал в лошадь.
  3. 1879 год - в Петербурге террорист четырежды выстрелил в императора, но со стрельбой у него были серьезные проблемы, потому как ни одна пуля не достигла цели.
  4. 1879 год - «Народная воля» взорвала вагон поезда, но император, по счастливой случайности, пересел на другой поезд перед этим.
  5. 1880 год - те же личности подложили взрывное устройство в Зимнем дворце, но Александр до взрыва не успел, так как задержался из-за встречи с принцем Гессенским.
  6. 1 марта 1881 года народоволец Рысаков бросил бомбу в императорскую карету на Малой Садовой Санкт-Петербурга. Александр Николаевич не пострадал, но был тяжело ранен казак его лейб-гвардии. Несмотря на просьбы гвардейцев, император выскочил из кареты и склонился над раненым, пытаясь ему помочь. В этот момент другой народоволец Гриневицкий подкрался к императору и бросил бомбу ему под ноги. Через час всероссийский император скончался от ран, не совместимых с жизнью, в Зимнем дворце. Гриневицкий был убит сразу своей же собственной бомбой. Кроме того, в результате покушения погиб тот самый раненый лейб-гвардеец и случайный прохожий - 14-летний мальчик из мясной лавки. Еще 17 человек было ранено.

Все участники преступления были схвачены (всего 6 человек) и приговорены к смертной казни. Как раз в этот день Александр II собирался одобрить проект конституции, но не сложилось.

К сожалению, всю «Народную волю» выявить и ликвидировать не удалось. Чуть позже от этой организации откололась «Террористическая фракция », одним из членов которой был старший брат В.И. Ленина .

После смерти Александра II на престол взошел его второй сын Александр Александрович (

Введение

Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования

Глава 2. Отмена крепостного права.

Глава 3. Буржуазные реформы Александра II.

Заключение. Последствия реформ Александра II.

Список использованной литературы.

Введение.

Реформы проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны.Поэтому в своей работе я решил рассказать о реформах этого великого императора и попытался проанализировать их.

Прежде всего в первой главе я сказал несколько слов о лич-ности Александра Николаевича и о первых годах его царствования.

Вторую главу я посвятил проблеме отмены крепостного пра-ва,потому что на мой взгляд,эта реформа явилась самой значитель-ной не только за время его царствования,но и за все столетие.

В третьей главе я рассказал о прочих буржуазных реформах, таких как земская реформа,судебная,военная,образовательная,хозяйс-твенная.

В заключении я попытался оценить последствия реформ Алек-сандра II.

Глава 1.

Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования.

Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх,по-тому что ни у императора Александра I,ни у цесаревича Константина не было сыновей,а в своем поколении он был старшим князем.Соот-ветственно его образование и воспитание было прекрасно поставле-но,и направлено на то,чтобы подготовить его к высокой миссии.

Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер,а в де-вять лет его обучением занялся В.А.Жуковский.Программа,по которой учился будущий император была тщательно проработана и направлена на то,чтобы сделать,чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным,сохранив его от преждевременного увлече-ния мелочами военного дела.Программу Александр успешно освоил,но уберечься от военной "муштры" того времени не смог.

В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александров-не,принцессе Гессен-Дармштадтской.С этого времени Александр начи-нает свою служебную деятельность.На протяжении десяти лет от яв-лялся правой рукой своего отца.Судя по свидетельствам истори-ков,Александр II находился под сильным влиянием отца и перенимал некоторые его качества.Однако его отличали от железного характера Николая врожденная мягкость и великодушие.Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно - в разные моменты жизни он производит разное впечатление.

Первые годы своего царствования император пытался ликвиди-ровать последствия Восточной войны и порядков николаевского вре-мени.В отношении внешней политики Александр явился продолжателем "начал Священного Союза",руководивших политикой и Александра I,и Николая I.Кроме того,на первом приеме дипломатического корпу-са,государь заявил,что готов продолжать войну,если не достигнет почетного мира.Таким образом он продемонстрировал Европе,что,в этом плане,является продолжателем политики отца.Также и во внут-ренней политике у людей сложилось впечатление,что новый император продолжит дело своего отца.Однако на практике это оказалось не так:"повеяло мягкостью и терпимостью,характеристичными для темпе-рамента нового монарха.Сняты были мелочные стеснения с печа-ти;университеты вздохнули свободнее...",говорили,что "государь хочет правды,просвещения,честности и свободного голоса."

В действительности,так оно и было,так как,наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне,Александр потребовал "откровен-ного изложения всех недостатков".Некоторые историки полагают,что на первых порах программы вообще не было,так как трудности воен-ного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоуст-ройстве страны.Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу,которая стала лозунгом для России на долгие годы:"Да утверждается и совершенс-твуется ея внутреннее благоустройство;правда и милость да царс-твует в судах ея;да развивается повсюду и с новой силой стремле-ние к просвещению и всякой полезной деятельности..."

Глава 2.

Отмена крепостного права.

Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше,чем в любой другой европейской стране и приняло такие формы,что мало чем отличалось от рабства.Однако пойти на отмену крепостного пра-ва правительство смогло лишь в 1861 году.

Что же заставило помещиков и правительство отказаться от столь удобной формы эксплуатации?

Еще в 1856 году император,принимая у себя представителей дворянства,сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы.По его мнению "лучше начать уничтожать крепостное право сверху,нежели дождаться того времени,когда оно начнет само по се-бе уничтожаться снизу."

В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса поме-щичьего хозяйства,основанном на принудительном,крайне неэффектив-ном,труде крепостных крестьян.

В социальной сфере - усиление крестьянского протеста против крепостничества,которое выражалось в увеличении волнений.

Для сравнения приведем данные:

1831-1840 гг. - 328 крестьянских волнений;

1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений;

1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.

Как мы видим,крестьянское недовольство существующим порядком нарастало с каждым днем.Правящие круги опасались того,что разроз ненные крестьянские волнения перерастут во "вторую пугачевщину".

Кроме того,поражение в Крымской войне показало,что крепост-ное право - главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того,что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав,правительство встало на путь социальных,экономических и политических реформ.

3 января 1857 года был образован секретный комитет "для об-суждения мер по устройству быта помещичьих крестьян",но так как он состоял из ярых крепостников,то действовал нерешительно.Одна-ко,через некоторое время,заметив,что крестьянское недовольство не утихает,а напротив,нарастает,комитет вплотную преступил к подго-товке крестьянской реформы.С этого момента существование комитета перестало быть "секретом" и в феврале 1858 года он был переимено-ван в Главный комитет "о помещичьих крестьянах,выходящих из кре-постной зависимости".

Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе.А оно координально различалось.Большинство помещиков выступало во-обще против реформы.Некоторые соглашались,но на различных услови-ях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина,другие,хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения,или намеревавшиеся перестро-ить его на предпринимательских началах,выступали за более либе-ральный ее вариант - освобождение крестьян с землей со сравни-тельно умеренным выкупом.

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране.В 50-х годах ХIХ в.сложились два идейных центра,возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А.И.Герцена и Н.П.Огарева,

Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова в Лондоне.

Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного дви-жения среди тех слоев дворянства,которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления,учредить гласный суд,ввести гласность вообще,провести преобразования в сфере просвещения и т.д.

В.И.Ленин называл обстановку общественно-политического кри-зиса в России на рубеже 50-60-х годов "революционной ситуацией" и выделял три ее объективных признака:

1) "кризис верхов",выражавшийся в их невозможности "управ-лять по старому";

2) "обострение,выше обычного,нужды и бедствий угнетенных классов";

3) "значительное повышение активности масс",не желавших "жить по-старому".

Но революционные силы были настолько слабы,что с помощью проведения ряда буржуазных реформ,самодержавие не только смогло выйти из кризиса,но и укрепить свои позиции.Вот в какой обстанов-ке проводилась отмена крепостного права.

К концу августа 1859 года проект "Положений о крестьянах" был практически подготовлен.В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета.Здесь было сделано новое "дополнение" к проекту в пользу помещиков:по предложению одного из крупнейших землевладельцев

П.П.Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам (но по соглашению с ними) немедленно в собственность и бесплатно ("в дар") четверть надела.Такой надел получил название "четвертного" или "дарственного" (крестьяне называли его "сиротским").

19 февраля "Положения" (они включали в себя 17 законодатель-ных актов) были подписаны царем и получили силу.В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.

По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу.Это особенно важный момент в крестьянской реформе,и я хотел бы обра-тить на него внимание.Веками крестьяне боролись за свою свободу.Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущест-во,насильно женить,продать,разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать где и как ему жить,он мог жениться,не спрашивая на то согласия поме-щика,мог самостоятельно заключать сделки,открывать предприя-тия,переходить в другие сословия.Все это предоставляло возмож-ность развития крестьянского предпринимательства,способствовало росту отхода крестьян на заработки,а в целом давало сильный тол-чок развитию капитализма в пореформенной России.

По "Положениям" было введено крестьянское самоуправле-ние,т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами.Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю,раскладывать повинности,определять очередность отбывания рекрутской повинности,принимать в общину и уволь-нять из нее.Также вводился волостной крестьянский суд по маловаж-ным преступлениям и имущественным искам.

Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен,поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством "выкупной системы".В "Положениях"указано,что помещики смогут получить земельную ссуду,как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел.Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами,как казенный долг,который они должны были погасить в течении 49 лет "Выкупными платежами".

Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглаше-ния между помещиком и крестьянином по поводу размера надела,а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года с момента освобождения.

Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных,экономических отношений,устоявшихся десятилетиями,рас-тянулась на многие годы.По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности,что и при крепостном праве.Лишь несколько уменьшилась барщина и отменили мелкие натуральные поборы.До перевода крестьян на выкуп,они находились во временнообя-занном положении,т.е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить об-рок.Так как определенного срока по истечении которого временноо-бязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп не было,то их освобождение растянулось на 20 лет (правда к 1881 году их оставалось не более 15%).

Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года,ее значение для дальнейшего развития страны было очень вели-ко.Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феода-лизма в капитализм.Освобождение крестьян способствовало интенсив-ному росту рабочей силы,а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства.Помещикам же ре-форма обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйс-тва к капиталистическим.

Глава 3.

Буржуазные реформы Александра II.

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость про-ведения и других буржуазных реформ - в области местного управле-ния,суда,образования,финансов,в военном деле.

1 января 1864 года было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях",вводившее бессословные выборные ор-ганы местного самоуправления - земства.Они избирались всеми сос-ловиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

Земства несли ответственность за народное образование,за народное здоровье,за своевременные поставки продовольствия,за ка-чество дорог,за страхование,за ветеринарную помощь и другое.

Все это требует больших средств,поэтому земствам было позволено вводить новые налоги,облагать население повинностями,образовывать земские капиталы.При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни.Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным,но и расширили круг его полномочий.Самоуправление получило столь широкое распространение,что многими было понято,как переход к представительному образу правления,поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне,и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение",по кото-рому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы,избираемые на четыре года.Городская дума избирала свой пос-тоянно действующий исполнительный орган - городскую управу,состо-явшую из городского головы и нескольких членов.Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской упра-вы.Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители,обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов,торгово-промышленных заведений,банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия).

Таким образом,основная масса городского населения была уст-ранена от участия в городском самоуправлении.Компетенция городс-кого самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов,устройство базаров и т.п.).

Одновременно с земской реформой,была подготовлена и судеб-ная.Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных.Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный,гласный суд с участием присяжных заседате-лей,адвокатурой и состязательностью сторон.Присяжные заседате-ли,участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого,мере наказания же определяли сами судьи.Решения,принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными,в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате.Решения окружных судов,в которых принимали участия присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в том случае,если было совершено нарушение законного порядка судопроиз-водства.Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством.Состав мировых судей избирался на уездных земс-ких собраниях.

Судебные уставы 1864 года вводили институт "присяжных поверенных"- адвокатуру,а также институт судебных следователей.Пред-седатели и члены окружных судов и судебных палат,присяжные пове-ренные,их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование.Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом.После этого они не могли быть уволены или устранены от долж-ности на какое-то время,а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления,но и тогда решение об из отстранении от должности выносил суд. Таким образом закон вводил важный принцип несменяемости судей.

В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.

В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск.При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе.По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности,и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения,но бед-нейших из них,так как те,кто побогаче могли откупиться,наняв за себя рекрута.Такая форма воинской повинности легла тяжким бреме-нем на плечи бедных слоев населения,потому что срок службы в то время был 25 лет,то есть кормильцы,уходя из дома,покидали его практически на всю жизнь,крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По новому закону,призываются все молодые люди,достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число но-вобранцев,и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников).Призы-ву не подлежали единственный сын у родителей,единственный корми-лец в семье,а также если старший брат призывника отбывает или от-был службу.Взятые на службу числятся в ней:в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе,во флоте - 7 лет действи-тельной службы и 3 года в запасе.Для получивших начальное образо-вание срок действительной службы сокращается до 4-х лет,окончив-ших городскую школу - до 3-х лет,гимназию - до полутора лет,а имевших высшее образование - до полугода.

Таким образом,мы можем сделать вывод,что новая система предпола-гала не только военное обучение солдат,но в то же время проводил-ся ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это заметно во время управления военным министерством графом Д.А.Милютиным).

Военные расходы,вызванные Восточной войной,а также выкупная операция,затеянная в это время заставило правительство выйти из рамок бюджета.Правительство брало кредиты за границей,прибегало к внутренним займам,выпускало кредитные билеты.Все это привело к тому,что встала реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства.

Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер,одна из которых - отмена винных откупов.

При Екатерине II частные лица "откупали" право продажи вина в определенном округе за некоторую сумму.По новому порядку вино могло продавать любое лицо,но все вино,поступавшее в продажу облагалось "акцизом" (налогом в пользу государства).Таким же акцизом были обложены соль,сахар,табак.Были увеличены некоторые таможенные пошлины.Главным же средством поднять экономическую мощь страны считалось постройка сети железных дорог.В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз,и почти также увеличился ввоз товаров в Россию.Число торговых и промышленных предприятий замет-но увеличилось,а также число фабрик и заводов.Появились кредитные учреждения - банки,во главе которых стоял Государственный банк (1860 год).

Россия начала терять характер патриархального землевладель-ческого государства.Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности,созданных новыми условиями общественной жизни.

Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений,принятых императором Николаем I. Преподавание в университетах получило больше свободы,они стали доступны для вольнослушателей,как мужчин,так и женщин.Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам,после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить.В 1863 году был издан устав,согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление.Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете,что являлось поводом для частых "студенческих беспорядков".Под влиянием таких настроений граф Д.А.Толстой решил осуществить реформу средней школы.В начале царствования императора (при министре А.В.Головине) доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий.Гимназии же были двух типов:классические,с изучением древних языков и реальные,соответственно без них,но с преобладанием естествознания.Граф Толстой,поддерживаемый М.Н.Катко-вым в 1871 году составил новый устав гимназии,одобренный госуда-рем.Классическая гимназия была сделана единственным типом общеоб-разовательной и всесословной средней школы,выпускники которой имели право поступления в университет.Реальные гимназии заменили "реальными училищами";цель их была в том,чтобы давать образование людям всех сословий,но приспособленное к практическим потребнос-тям и к приобретению практических познаний.Этой реформой было создано полное преобладание классической школы.Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов,а именно:из-за отсутствия дос-таточного количества преподавателей латыни и греческого язы-ка,пришлось выписывать специалистов из-за границы.Естественно,их преподавание не нравилось студентам,так как первые не знали ни русского языка,ни русской литературы.

Таким образом,несмотря на то,что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма,она не вошла в нравы нашего общества.

Одновременно с реформой мужской средней школы,реформирова-лась и женская.До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы,в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании.Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования.

Но,несмотря на усилия,народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

Заключение.

Последствия реформ Александра II.

Итак,мы рассмотрели основные преобразования и реформы,прове-денные Александром II. Основная реформа его царствования - осво-бождение крестьян - в корне изменила порядок,существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы.

С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность,в города хлынул поток рабочих рук,открылись новые сферы для предпринимательства.Между городами и уездами восстано-вились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости,выравнивание всех перед су-дом,создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности.А чувство этой свободы пробудило желание развить ее.Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

Мне хотелось бы закончить словами А.А.Кизеветтера о правлении Александра II:

"Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования."

Список использованной литературы:

1. С.Ф.Платонов "Лекции по русской истории",Москва, издательство "Высшая школа",1993 год.

2. С.Ф.Платонов "Учебник русской истории",Санкт-Петербург, фирма "Стройлеспечать",1993 год.

3. С.Ф.Платонов "Собрание сочинений",т.1.

4. В.А.Федоров "Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века", Москва, издательство "Манускрипт",1993 год.

Реформы Александра II — попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века. Ведь в то время, когда Россия оставалась полуфеодальной державой, в Европе полным ходом шла промышленная революция: строились железные дороги, повсеместно в быту и промышленности внедрялись электричество и сила пара. В направлении либерализма развивались общественные отношения
  • Россия к середине XIX века переместилась на восьмое место по выплавке металла. Англия превосходила её в 12 раз.
  • К середине века Россия имела 1,5 тыс. км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось 15 тыс. км.
  • Средний урожай в России 4,63 четверти с десятины, во Франции — 7,36 четвертей, в Австрии — 6,6
  • 1861 году в хлопчатобумажной промышленности России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков. В Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков.

Краткая биография Александра II

  • 1818, 17 апреля — рождение
  • 1825, 12 декабря — объявлен наследником престола.
  • 1826 — наставником наследника назначен В. А. Жуковский, разработавший в том же году 10-летний план воспитания Александра Николаевича.
  • 1834, 17 апреля — Александр в день своего совершеннолетия принес присягу на верность императору
  • 1837, 2 мая-10 декабря — Александр Николаевич совершил путешествие по России, во время которого посетил 29 губернии империи
  • 1838-1839, 2 мая-23 июня — путешествие за границу, подводящее итог обучению Александра
  • 1841, 16 апреля — свадьба Александра Николаевича и принцессы Гессен-Дармштадтской Марии Александровны
  • 1842, 18 августа — рождение дочери Александры (умерла в 1849 году)
  • 1839-1842 — Александр стал членом Государственного Совета и Комитета министров
  • 1843, 8 сентября — рождение сына Николая (умер в 1865 году)
  • 1845, 26 февраля — рождение сына Александра, будущего императора (умер в 1894 году)
  • 1847, 10 апреля — рождение сына Владимира (умер в 1909 году)
  • 1850, 2 января — родился сын Алексей (умер в 1908 году)
  • 1852 — назначен главнокомандующим Гвардейским и Гренадерским корпусами
  • 1853, 17 октября — родилась дочь Мария, умерла в 1920 году
  • 1855, 18 февраля — смерть
  • 1855, 19 февраля — вступление на российский престол императора Александра II
  • 1856, 26 августа — коронация Александра II в Москве
  • 1857, 29 апреля — родился сын Сергей, умер в 1905 году
  • 1860, 21 сентября — родился сын Павел, умер в 1919 году
  • 1861, 19 февраля — Александр II подписал Манифест и Положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости
  • 1865, 12 апреля — смерть наследника престола великого князя Николая Александровича и провозглашение наследником великого князя Александра Александровича
  • 1866, 4 апреля — покушение Д. Каракозова на жизнь Александра II
  • 1867, 25 мая — покушение А. Березовского на жизнь Александра II
  • 1879, 2 апреля — покушение А. Соловьева на жизнь Александра II
  • 1879, 19 ноября — взрыв царского поезда под Москвой
  • 1880, 12 февраля — взрыв царской столовой в Зимнем дворце
  • 1880, 19 февраля — празднование 25-летия вступления на престол Александра II.
  • 1880, 22 мая — смерть императрицы Марии Александровны.
  • 1880, 6 июля — женитьба Александра II на Е. М. Долгорукой-Юрьевской.
  • 1881 1 марта — смерть Александра II от рук террористов из организации

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни. Инициатором реформ выступил император Александр II

Причины реформ Александра II

  • Существование крепостного права, тормозившего экономическое развитие России
  • Поражение в
  • Отсутствие возможностей у сословий Империи влиять на деятельность государства

Реформы Александра Второго

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год)
  • Финансовые реформы (с 1863 года)
  • Реформа образования (1863 год)
  • Земская реформа
  • Городская реформа (1864 год)
  • Судебная реформа (1864 год)
  • Военная реформа (1874 год)

Крестьянская реформа

  • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
  • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
  • Земля предоставлялась крестьянской общине
  • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
  • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
    (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности - барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик
  • Крестьянин получал
    - личную свободу,
    - независимость от помещика;
    - право переходить в другие сословия;
    - право самостоятельного вступления в брак;
    - свободу выбора рода занятий;
    - право защиты своих дел в суде.
    - самостоятельно совершать сделки
    - приобретать и распоряжаться имуществом;
    - заниматься торговлей и промыслами
    - участвовать в выборах местного самоуправления

Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя

Финансовая реформа

Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства

  • Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
  • Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
  • Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
  • Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
  • Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
  • Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги

Реформа образования

  • Принят новый университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию
  • Принято положение о начальных училищах
  • Устав о средних учебных заведениях с разделением их на 2 типа: классические гимназии, их выпускники имели право поступать в университет без экзаменов; и реальные училища
  • Создана система женского образования: закон о женских училищах
  • Принят новый закон о печати, в котором деятельность цензуры снижалась

Земская реформа. Кратко

Её цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности, лучше, чем кто бы-то ни было знакомых с местными реалиями жизни
Были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Городская реформа

Преследовала те же цели, что земская. В губернских и уездных городах были организованы городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр. Под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа

Судебная реформа. Кратко

Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией. Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения

  • Независимость судебной власти
  • Единый суд для всех сословий
  • Гласность судопроизводства
  • Состязательность судопроизводства
  • Право сторон и подсудимых на защиту в суде
  • Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых
  • Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
  • Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией
  • Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов
  • Несменяемость судей
  • Обособление прокуратуры от суда
  • Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести

Реформы Александра 2:

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год);
  • Финансовые реформы (с 1863 года);
  • Реформа образования (1863 год);
  • Земская реформа;
  • Городская реформа (1864 год);
  • Судебная реформа (1864 год);
  • Реформа государственного управления (1870 год);
  • Военная реформа (1874 год).

· Суть реформ Александра 2 заключалась в перестройке государства на новый тип, который мог бы эффективнее строить экономику по пути индустриализации и капитализма.

Основной реформой этого периода можно назвать крестьянскую реформу, которая провозгласила отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась на протяжении нескольких лет и, несмотря на то, что правящие классы не хотели свободы для крестьян, император понимал, что с крепостным правом дальше двигаться невозможно, поэтому изменения все же были осуществлены. В результате реформы, крепостное право было упразднено, крестьяне получили независимость и могли выкупиться от своего помещика, получив при этом надел для ведения домашнего хозяйства. Для осуществления выкупа крестьянин мог взять ссуду в банке на 49 лет. Выкупившиеся крестьяне освобождались от административной и юридической зависимости от помещиков. Кроме того, свободные крестьяне получили ряд гражданских прав, могли вести торговлю и осуществлять сделки с недвижимостью.

Еще одна важная реформа – реформа судебной системы. Суд перестал ориентироваться на сословный принцип, и все граждане страны теперь имели равные права перед законом. Появился также суд присяжных, а судебная система полностью отделилась от административной и сформировалась в самостоятельный институт.

Земская реформа и городская реформа призваны были упростить управление государством и сделать его более эффективным. Согласно новым законам, деревни и города теперь могли сформировать собственные органы самоуправления и заниматься решением хозяйственных вопросов, не ожидая приказа сверху. Это позволило развить экономику регионов, так как управление стало ориентироваться на реальную ситуацию в той или иной губернии.

Военная реформа должна была сделать армию более эффективной, чтобы не повторилась ситуация с Крымской войной. Была введена всеобщая воинская повинность, армия получила новое вооружение, сменился принцип воспитания солдат. Также открылось множество учебных заведений для военных.

Вместе с военными училищами стали открываться новые обычные школы и вузы. Ректора университетов получили больше прав и могли самостоятельно принимать решения – это помогло стране сделать скачок в просвещении общества.

Немаловажной была и реформа печати. Был провозглашен принцип гласности и пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства.

40. Освобождение крестьян и осуществление земельной реформы.

19 февраля 1861 Г., в пятую годовщину своего вступления на престол, Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и ряд «Положений», которые разъясняли условия освобождения крестьян. Бывшие помещичьи крестьяне из разряда пользователей землей перешли в разряд собственников и приобрели личную свободу. Крестьянин мог теперь свободно наняться на работу, уйти в город или заняться промыслами Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной за­висимости, признавало право собственности помещика на все земли. Исходя из этого, крестьяне наделялись усадебной и поле­вой землей не безвозмездно, а за повинности и затем выкуп. Пре­имущество отдавалось «полюбовному» соглашению между крестья­нами и помещиком. В случае не возможности достижения такого соглашения в действие вступали нормы, предусмотренные рефор­маторами. В течение первых двух лет должны были быть составлены устав­ные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. Крестьяне переводились на положение временнообязанных. Они оставались в этом состоянии до момента перехода на выкуп. Размеры крестьянских наделов определялись местными поло­жениями. Все губернии были поделены на три полосы (чернозем­ная, нечерноземная и степная). В черноземной и нечерноземной полосах в каждой местности были определены высшая и низшая нормы наделов. Крестьянам предполагалось передать те наделы, которыми они пользовались до реформы. Если отводимый кре­стьянину надел был больше высшей нормы, то помещик имел право отрезать «излишек » до этой нормы. И наоборот, если фак­тический надел крестьянина был меньше низшей нормы, то по­мещику приходилось прирезать земли до этой нормы.

Помещики постарались установить нормы в таком размере, чтобы можно было отрезать в свою пользу часть крестьянских зе­мель. Подача помещиками в Редакционные комиссии занижен­ных данных о размерах крестьянских наделов привела к тому, что даже после увеличения комиссиями высших норм крестьяне в большинстве губерний потеряли часть земель. В итоге крестьяне получили в среднем 3,4 десятины на душу. Между тем для обеспе­чения прожиточного минимума крестьянин черноземной полосы должен был иметь не менее 5,5 десятины на душу, а в остальных местностях - от 6 до 8 десятин



Временнообязанные крестьяне должны были выполнять в пользу помещика временные повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей к выкупу растянулся на 20 лет (с 1863 по 1883 г.). Лишь в западных губерниях все кре­стьяне были сразу переведены в разряд крестьян-собственников. Основной повинностью признавался оброк. Размер барщины был ограничен 40 мужскими и 30 женскими днями в год. Через два года крестьяне могли перейти с барщины на оброк без согласия помещика.

Величину выкупа крестьянских повинностей определили сле­дующим образом: была найдена величина капитала, которая, бу­дучи положенной, в банк, выплачивающий на вклады в год 6 % прибыли, приносила бы ежегодно сумму оброка, получаемого помещиком. Например, при размере оброка в 10 рублей величина выкупа составляла 166 рублей 66 копеек. Иначе говоря, положив в банк сумму в размере 166 рублей 66 копеек, помещик получал в год 6 % от этой суммы, что как раз и составляло 10 рублей.

Разумеется, крестьяне не могли сразу выплатить помещику всю сумму выкупа. Но помещик был заинтересован в получении именно всей суммы единовременно. Поэтому была проведена выкупная операция с участием государства. Крестьяне получали государ­ственный кредит в размере 80 % выкупной суммы. Помещики получали 80 % всего выкупа сразу после заключения выкупной сделки. Остальные 20 % крестьяне должны были уплатить поме­щику по договоренности. Затем в течение 49 лет крестьяне долж­ны были возвращать государству кредит с процентами в форме выкупных платежей. Сумма этих платежей намного превышала затраты государства.

По крестьянской реформе 1861 г. община и ее выборные органы стали низшим звеном административного управления в деревне на всех категориях земель. Были определены функции общины, получившей наименование сельского общества , права и обязан­ности сельского схода как собрания глав крестьянских дворов, а также избираемого сельским сходом старосты.

Подготовкареформ
Подготовка земской реформы началась в 1859, когда полным ходом шла работа над крестьянской реформой 1861 Лидером в этой законодательной деятельности правительства был Н. А. Милютин Основные принципы земельной реформы - выборность, всесословность, самоуправление в вопросах местных хозяйственных нужд - были включены в проект еще до отставки Милютина в апреле 1861. Возглавивший затем подготовительные работы министр внутренних дел П. А. Валуев(оппонент Милютина) был вынужден считаться с этим проектом и принять его за основу.
Формированиеместныхорганов
«Положение 1 января 1864» предусматривало создание земства в 34 губерниях Европейской части России. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, где почти не было дворянского землевладения, а также на национальные окраины России - Прибалтику, Польшу, Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию. В 1911-13 земские учреждения, помимо 34 губерний, были введены еще в 9-ти.
Согласно «Положению» создавались земские учреждения в уезде и губернии, состоявшие из земских собраний и земских управ. Избирательная система строилась на сочетании сословного и имущественного принципов. Каждые три года жители уезда разных сословий избирали от 14 до 100 с лишним гласных - депутатов уездных земских собраний. Выборы проводились по куриям (частям), на которые разделялось все уездное население. Первую курию составляли землевладельцы, имевшие 200 десятин и более земли (включая надельное землевладение крестьян, еще не перешедших на выкуп) или другое недвижимое имущество стоимостью 15 тыс. руб., или годовой доход в 6 тыс. руб. Тон в этой курии задавали дворяне (помещики), однако со временем все большую роль начали играть представители других сословий - купцы, скупавшие дворянские земли, богатые крестьяне, приобретавшие землю в собственность. Вторую курию составляли горожане, владевшие купеческими свидетельствами, торговыми и промышленными предприятиями с годовым доходом не менее 6 тыс. руб., владельцы городских недвижимых имуществ стоимостью не менее чем 500 руб. - в небольших и 2 тыс. руб. в крупных городах. Третья курия главным образом состояла из представителей сельских обществ, крестьян, для которых не требовался специальный имущественный ценз. Создание сословного крестьянского самоуправления (сельского и волостного) позволило дать выход крестьянам во всесословные земские учреждения. В результате первых земских выборов 1865-66 дворяне составили 42% уездных и 74% губернских гласных, крестьяне соответственно - 38,5% и 10,6%, купцы - 10,4% и 11%. Гласные уездных земств избирались в куриях, а губернских - в уездных земских собраниях. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Земские собрания являлись распорядительными органами, они избирали исполнительную власть - губернские и уездные земские управы (три, пять человек).
Праваземств
Компетенция земства ограничивалась местными хозяйственными делами (медицина, народное образование, агрономия, ветеринарная служба, устройство местных дорог, организация статистики и др.). Земские сборы обеспечивали финансовую базу деятельности земских учреждений. Бюджет утверждался земским собранием. Он складывался в основном из налогов на недвижимость, прежде всего - на землю, при этом главная тяжесть ложилась на владения крестьян. В пределах своей компетенции земства обладали относительной самостоятельностью. Председателя губернской земской управы утверждал министр внутренних дел.
В структуре земских учреждений не было «мелкой земской единицы», т. е. всесословного волостного земства, наиболее близкого к нуждам местного населения, не был предусмотрен и общероссийский орган, который мог бы координировать деятельность местных земств. В результате земства оказались «зданием без фундамента и крыши». Правительство препятствовало и общению земств друг с другом, боясь конституционных веяний. У земств не было собственных органов принудительной власти, что вынуждало их обращаться к администрации и полиции. Все это поставило земство с первых шагов в оппозицию к самодержавной власти и вместе с тем делало его уязвимым, не защищенным от пресса могучей государственной машины. Общий пересмотр земской реформы осуществлен в царствование Александра III. В 1890 принята земская контрреформа существенно ограничившая права земств.
Значениеземскойреформы
Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, она способствовала развитию местного благоустройства. Описанный А. П. Чеховым земский интеллигент - врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела - стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции

См № 39 и 40

4. Земская и городская реформы , проведенные, соответственно, в 1864 г. и 1870 г., сформировали выборные органы местного самоуправления на основе избирательного права по куриальной системе (с разными нормами представительства для различных сословий) и имущественному цензу. В городах ими стали городские думы , исполнительными органами которых служили городские управы и возглавлявший их городской голова , а в сельской местности – уездные и губернские земские собрания (или попросту земства) с исполнительными органами в лице земских управ .

Несмотря на ограничение их полномочий вопросами хозяйства, здравоохранения и просвещения (власть по-прежнему осталась в руках назначенных правительством губернаторов), земства и городские думы дали либеральной интеллигенции первый опыт организации . В них шли лучшие силы интеллигенции, благодаря чему значительно улучшились образование и медицинское обслуживание, особенно в сельской местности.

5. Образовательные реформы заключались во введении выборного самоуправления вузов (1863), равенства сословий при приеме в учебные заведения (за исключением отдельных элитных) – при сохранении, однако, высокой платы за обучение. Основными типами средних школ были гимназии с гуманитарным уклоном и реальные училища , дававшие преимущественно техническое образование. Были созданы первые женские гимназии и высшие женские курсы, что положило начало женскому образованию в России.

6. В рядувоенных реформ главной стала замена петровской рекрутской системы комплектования армии всеобщей воинской повинностью (1874), позволявшей развернуть из обученного запаса массовую армию во время войны (по примеру передовых европейских стран). Отныне призыву в армию подлежали всесословия (кроме духовенства), не исключая и дворян. Имевшие среднее или высшее образование призывались на льготных условиях и с сокращением срока службы в качестве вольноопределяющихся . Условиями освобождения от военной службы отныне стали не сословное происхождение, а семейное положение (единственный кормилец в семье) или общественно значимая профессия (педагоги, врачи и др.).

Кроме того, были сокращены сроки службы солдат и матросов с 25 до 6 лет (позднее – 3 года в армии и 5 лет на флоте), отменены телесные наказания для них, широко применявшиеся раньше (1863). Территория страны была разбита на военные округа . Армия была оснащена нарезным оружием, флот – паровыми, а затем и броненосными судами.

Значительно повысился уровень военного образования: была основана сеть военных академий (до этого существовала одна Академия Генерального штаба, основанная при Николае I) и училищ, выделенных из старших классов кадетских корпусов. Доступ в военные учебные заведения (кроме наиболее элитных, вроде Пажеского корпуса) был открыт опять же для всех сословий . Благодаря этому, если в эпоху крепостного права офицеры русской армии были почти сплошь выходцами из дворян, теперь доступ к офицерскому званию был открыт практически всем, и уже к началу Первой мировой войны больше половины офицеров (за исключением гвардии) не имели дворянского происхождения.

Общее значение Великих реформ как второй модернизации России можно сформулировать в трех главных направлениях:

1. Переход на либеральный, гуманистический путь политического развития без революции (характерное отличие от большинства стран Запада ).

2. Переход на более эффективный, рыночно-капиталистический путь развития экономики , основанный не на принуждении, а на таких стимулах, как свобода наемного труда, конкуренция и безработица.

3. В социальных отношениях – ослабление сословного строя, являвшегося пережитком феодального общества.

42. Рост общественного движения и оппозиции самодержавию. Деятельность подпольных и террористических организаций («Земля и Воля», «Народная Воля», «Черный передел»).

“Земля и воля ”, общество (первое) зародилось в конце 1861 г. В нем участвовали Н. Г. Чернышевский, Н. Н. Обручев (автор революционных прокламаций, при Александре III - начальник генерального штаба). А. А. Слепцов, братья Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, П. И. Боков, Н. И. Утин и др. М. И. Михайлов в “Земле и воле” не участвовал: он был арестован до ее возникновения. Общество было связано с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. В конце 1863 г. после подавления польского восстания и торжества реакции “Земля и воля” была ликвидирована ее участниками.

Партия ставила основной задачей работу среди народных масс для подготовки восстания. Внутри партии "Земля и воля" образовалось два течения: землевольцев-"деревенщиков" и зeмлeвольцeв-"гopoжaн". Первые работали среди крестьянства, подготавливая почву для будущей революционной деятельности в деревне, вторые же собирались в городах, обращая свое внимание на рабочих, как на самый революционный слой населения. Важнейшим пунктом программы общества являлся "переход всей земли в руки сельского рабочего сословия", выдвигался и ряд демократических требований, добиться которых можно было "только путем насильственного переворота".

Народная воля - революционная народническая организация, возникшая в 1879 году после раскола организации «Земля и воля» поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор. В частности, члены террористической фракции Народной воли рассчитывали подтолкнуть политические изменения убийством императора Александра II. От названия организации образовано наименование её участников - народовольцы . Небольшая по численному составу партия, опиравшаяся на сочувствие части интеллигенции и не имевшая почвы в широких массах, обнаружила такую энергию, что сама уверовала в свою силу и заставила в неё верить. Политикой графа М. Т. Лорис-Меликова часть общества, ранее сочувствовавшая «Народной воле», была оттолкнута от неё. Когда партия, не смягчённая уступками, 1 марта 1881 г. убила императора Александра II, это убийство вызвало не только правительственную реакцию, но и реакцию общественную в гораздо более широких размерах, чем этого ожидала Народная воля. Тем не менее в следующие годы партия ещё продолжала свою деятельность.

Чёрный Переде́л - тайное общество, связанное с одноимённым журналом. «Чёрный Передел» образовался при распаде общества «Земля и Воля» в 1879 г.; террористическое крыло последнего образовало Народную Волю, а крыло, оставшееся верным чисто народническим тенденциям - общество «Чёрный Передел». Чернопередельцы своей ближайшей задачей ставили организацию широкой народной боевой партии, но условия и обстановка революционной деятельности в России к концу 1879 г. настолько изменились, что выполнение этой задачи при данных политических условиях стало совершенно невозможным. Прежние землевольческие поселения в деревнях совершенно распались; попытки к их восстановлению потерпели неудачу, и всю свою деятельность чернопередельцам пришлось сосредоточить в городах на пропаганде народнических идей среди интеллигенции и рабочих. Но и тут они не имели успеха; призыв к деятельности в народе утратил к этому времени свое прежнее обаяние. Партийно-организационная работа "Черного передела" шла также крайне неудачно. Среди лиц, вошедших в "Черный передел" (в типографскую группу), был рабочий Жирнов, который оказался предателем и вскоре выдал всех членов группы. Организации был нанесен непоправимый удар. В начале 1880 г. главные члены "Черного передела" - Плеханов, Засудит Стефанович, Дейч - выехали за границу и там образовали в 1883 г. с-д. группу "Освобождение труда".

43. Правление Александра III: состояние экономики, развитие капиталистических отношений. Внешняя политика.

Внутренняя политика Александра III (1881 - 1894) былa последовательной. Б ее основе лежал комплекс вполне определенных представлений о том, какой должна стать Россия. Александр III был консерватором по природе, воспитанию, жизненному опыту. Его убеждения сформировались под влиянием горького опыта борьбы правительства и революционеров-народников, свидетелем которой он был и жертвой которой стал его отец - Александр II. Наставления К. П. Победоносцева, видного идеолога русского консерватизма, нашли в лице нового монарха благодарного, готового им следовать ученика.

Удалив от власти либеральных министров (Д. Н. Милютина, М. Т. Лорис-Меликова, А. А. Аба-зу и др.), казнив по приговору суда первомартовцев, царь твердо объявил о намерении утверждать и охранять самодержавие. Александр III верил в историческую миссию России, в самодержавие, призванное вести ее дорогой побед, в православие, духовную опору народа и власти. Самодержавная власть, полагал царь, должна помочь растерянному обществу обрести почву под ногами, окружить его заботой и опекой, строго наказывать за непослушание. Александр III ощущал себя отцом большого семейства, нуждающегося в его твердой руке.

Политика в крестьянском вопросе. В 1881 г. был принят закон об обязательном выкупе крестьянами их наделов.

Политика в рабочем вопросе. Законами 1882- 1886 гг. были заложены основы рабочего законодательства: запрещен труд детей, не достигших двенадцатилетнего возраста; запрещен ночной труд женщин и несовершеннолетних; определены условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями.

Полицейские мероприятия. Распоряжение об «Усиленной охране» (1881) разрешало вводить особое положение в неблагонадежных губерниях.

Мероприятия в области печати и просвещения. Новые «Временные правила о печати» (1882) устанавливали жесточайшую цензуру и давали возможность беспрепятственно закрывать неугодные издания.

Контрреформы. 1889-1892 гг. Закон 1889г. учреждал должность земского начальника. Земские начальники получали административные и судебные полномочия, могли отрешать от должности сельских старост, подвергать телесным наказаниям, штрафу, аресту крестьян. Назначались они правительством из числа местных потомственных дворян.

Закон 1890 г. фактически лишал крестьян права выдвигать гласных в уездные и губернские земские учреждения. Теперь их назначал губернатор.

Законом 1892 г. вводился высокий имущественный ценз, от выборов в городскую думу были отстранены ремесленники и мелкие торговцы.

В 80-е гг. правительство получило возможность смещать судей по своему усмотрению, изъяло из судов присяжных политические дела, уволило многих прокуроров, служивших в 60-70-е гг.

Историки называют эти мероприятия контрреформами, чтобы подчеркнуть: они были направлены против преобразований царствования Александра II.

Оценка царствования Александра III не может быть однозначной. Правительство, с одной стороны, обеспечило внутреннюю стабильность, быстро развивалась промышленность, в страну притекал иностранный капитал. С другой стороны, попытки царя обратить вспять процессы, начатые в годы «великих реформ», не соответствовали потребностям стремительно менявшегося общества. Начавшаяся в пореформенной России модернизация экономики порождала острые, качественно новые проблемы и конфликты. Власть, видевшая свое предназначение в том, чтобы сдержать общество, защитить его от перемен, с новыми проблемами справиться не могла. Результаты не замедлили сказаться: революция, потрясшая основы старой системы, произошла через десять лет после смерти Александра III.

44. Россия в начале ХХ в.: характеристика экономического потенциала. Кризис политической системы самодержавия. Образование нелегальных политических партий. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Спокойная, по определению министра иностранных дел Н. К. Гирса, политика Александра III была продолжена и в первое десятилетие царствования Николая II (1894-1917). «Спокойствие» состояло в поддержании дружественных отношений с Францией, уважительных, но лишенных доверия - с Германией, нацеленных на сохранение сложившегося положения в балканских делах - с Австро-Венгрией, доброжелательных и не слишком теплых - с Великобританией.

«Спокойная политика» Николая II в европейских делах определялась необходимостью обеспечить благоприятные внешние условия для экономического развития России, решавшей болезненные задачи модернизации, с одной стороны, и для усиления российского влияния на Дальнем Востоке - с другой. Именно на Дальнем Востоке произошло важнейшее внешнеполитическое событие российской истории начала XX в. - русско-японская война 1904-1905 гг.

Причины русско-японской войны. Ситуация, возникшая на Дальнем Востоке, требовала от России активных действий. Китай, ослабленный затяжным кризисом, приковал к себе корыстное внимание всех крупных участников мировой политики: Великобританию, Францию, Германию, США, Японию, Россию. Шла ожесточенная борьба за раздел сфер влияния в Китае. Япония в 1894 г. ввела войска в Корею, вступила в войну с Китаем, навязала ему унизительные условия мира (частично они были пересмотрены под давлением России, Франции и Германии). Россия в 1891 г. начала строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, рассматривая его как начало энергичного освоения своих сибирских и дальневосточных окраин. В 1896 г. Китай предоставил России концессию на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), в 1898 г. добилась права аренды южной части Ляодунского полуострова с крепостью-портом Порт-Артур и портом Дальний. Боксерское восстание в Китае дало повод иностранным державам открыто вмешаться во внутренние китайские дела. Россия ввела войска в Маньчжурию и, несмотря на протесты Японии, заручившейся поддержкой Германии и Великобритании, отказывалась их выводить (хотя российско-японский договор предусматривал вывод войск к осени 1904 г.). Япония, в свою очередь, навязывала России неприемлемые для нее условия соглашения по Корее. Дело шло к открытому столкновению.

В ночь на 27 января 1904 г. японские миноносцы напали на русские корабли, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура, а также на крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Война началась.

Ход военных действий. На суше русские войска (главнокомандующим был назначен А. Н. Куропат-кин, лишенный сколько-нибудь значительных воинских талантов) потерпели поражение в сражениях у Лаояна (август 1904), у реки Шахэ (октябрь 1904), под Мукденом (февраль 1905). Во всех сражениях численное превосходство было за русскими армиями. Японцы оказывались сильнее в военно-техническом отношении, их генералы лучше владели искусством ведения современной войны. В декабре пал Порт-Артур, осажденный в июле, - он был сдан невежественным и трусливым генералом А. М. Стесселем.

Причины поражения России. Неподготовленность высшего руководства к войне; военно-техническое отставание; бездарное командование; растянутость коммуникаций, удаленность театра военных действий; внешнеполитическая изоляция (Россию не поддержало ни одно крупное государство, опасавшееся ее усиления на Дальнем Востоке).

Итоги и последствия войны. Мирный договор был подписан в Портсмуте, в США, которые выступили посредниками на переговорах. Несмотря на крайне неудачный ход войны, С. Ю. Витте удалось заключить выгодный (с учетом сложившейся ситуации) мир: Россия уступила Японии Южный Сахалин и Порт-Артур, признала Корею зоной японских интересов, но избежала уплаты контрибуций. Обе страны обязывались вывести войска из Маньчжурии.

Последствия военного поражения для России были значительными: авторитет власти в глазах общества был подорван катастрофически; усилились оппозиционные и революционные настроения. Война, воспринятая как национальный позор, унесшая десятки тысяч человеческих жизней, сыграла свою роль в развитии революции 1905-1907 гг.

В результате Русско-японской войны 1904–1905 Япония превратилась в ведущую державу Дальнего Востока. Внешнеполитические позиции России были серьезно подорваны. Поражение также обнажило пороки ее военной организации (техническая отсталость флота, слабость высшего командного состава, недостатки системы управления и снабжения) и способствовало углублению кризиса монархического строя.

Политические партии в России в начале XX в. (консервативные, либеральные, радикальные)

События 1905-1907 гг. создали благоприятные условия для образования множества политических партий - как общероссий­ских, так и местных, которых насчитывалось до 50. Все эти партии относились к трем основным направлениям: консерватив­но-монархические; либерально-оппозиционные; революционно-демократические (радикальные).

В ходе революции возникают монархические и националисти­ческие партии - «Русская монархическая партия» (весна 1905 г.), «Союз русского народа» (ноябрь 1905 г.) и др. Лидерами правых были В.М. Пуришкевич, А.И. Дубровин, Н.Е. Марков 2-й, И. И. Восторгов, Г. Г. Розен и др. Социальную основу этих партий составляли аристократия, чиновники, православное духовенство, мелкие купцы и мещане, часть монархически настроенных крестьян и интеллигенции. «

В октябре 1905 г. возникли либеральные партии. 12-18 ок­тября прошел I съезд Конституционно-демократической партии (кадетов), которая с 1906 г. именовалась также «Партией народ­ной свободы».

Второй крупной либеральной партией стал «Союз 17 октяб­ря» (октябристы), возникший в октябре 1905 г. - феврале 1906 г. Лидерами партии были известные предприниматели и фи­нансисты А.И. Гучков, М.В. Родзянко, братья П.П. и В.П. Рябушинские, Н.С Авдаков, а также представители интеллигенции Л.Н. Бенуа, проф. В.И. Герье. Октябристы были партией крупно­го капитала. Они выступали за укрепление конституционной мо­нархии непарламентского типа, их программа предполагала осуществление гражданских свобод, но при сохранении «единой и неделимой России». В программе провозглашалась необходи­мость социальных реформ - социального страхования рабочих и ограничения рабочего дня, передачи крестьянам государственных земель и земель императорской фамилии. Промежуточное положение между кадетами и октябристами занимали «Партия мирного обновления» и ее преемница «Пар­тия прогрессистов».

Эсеровская партия в период революции достигла максималь­ной численности - 50-60 тыс. человек, причем большинство ее членов составляли крестьяне, хотя в руководстве преобладала интеллигенция. Главной целью эсеров в революции было сверже­ние самодержавия и установление демократической республики, поэтому они бойкотировали выборы в I Государственную думу. Эсеры принимали участие практически во всех вооруженных вы­ступлениях и восстаниях, проводили акты террора. 4 февраля 1905 г. И.П. Каляев убил дядю императора, великого князя Сер­гея Александровича (генерал-губернатор Москвы).

Неонароднической идеологии придерживались и представите­ли «Трудовой народно-социалистической партии» (энесы), со­зданной в сентябре-ноябре 1906 г

Энесы и эсеры оказывали большое влияние на крестьянство и на его представителей в Государственной думе, образовавших «Трудовую группу». Кроме того, в 1905 г. возникли и крестьян­ские организации, крупнейшим из которых был Всероссийский крестьянский союз, насчитывавший до 200 тыс. членов (лиде­ры - С.В. Курнин, В.Ф. Краснов, СП. и В.П. Мазуренко).

Социал-демократы в период революции оставались разделен­ными на большевиков и меньшевиков, что сильно осложняло их действия.

Крупнейшие политические партии России приняли участие в основных событиях революции, в том числе и деятельности I и II Государственных дум. Но не стоит преувеличивать степень их влияния на население империи: в 1906-1907 гг. совокупная чис­ленность членов всех партий составляла лишь около 0,5% общей численности населения России.

45. Революция 1905–1907 гг.: причины, ход протестного движения, нарастание политического кризиса. Манифест 17 октября 1905 г. и его влияние на революционное движение.

  1. Введение
  2. Реформа образования 1863 год
  3. Земская реформа
  4. Городская реформа 1864 год
  5. Судебная реформа 1864 год
  6. Военная реформа 1874 год
  7. Итоги реформ Александра II

В статье кратко изложены реформы Александра II - коренные преобразования в России, в значительной мере повлиявшие на ее развитие. Реформы сопровождались ломкой многих устоявшихся понятий. Главным событием, безусловно, является отмена крепостного права в тысяча восемьсот шестьдесят первом году.
Крестьянская реформа первая в нашем списке и ее основное событие это крепостного права год 1861

Крепостничество являлось особой формой рабства, которая справедливо осуждаемой видными общественными деятелями. Крепостной строй задерживал развитие страна, служил опорой ее отсталого положения. Необходимость отмены крепостного права признавалась многими. Трудности возникали при разработке методов осуществления этого проекта.

При Александре II работа над разработкой проекта началась с 1857 г. В результате в 1861 г. произошло, наконец, эпохальное событие - отмена крепостничества. Крестьяне обретали свободу, однако земельные наделы были обязаны выкупать у помещиков, внося в виде первого взноса четверть стоимости. Остальную сумму вносило государство, а крестьяне выплачивали долг на протяжении 49 лет. До окончательного выкупа крестьянин получал статус временнообязанного и продолжал работать на помещика и платить оброк. Личная свобода давала возможность заниматься любыми видами деятельности и менять сословный статус.

Государство, таким образом, создавало определенный компромисс между помещиками и крестьянами и выступало его гарантом. Однако, интересы крестьян были учтены в наименьшей степени. Несмотря на это, реформа стала огромным шагом вперед. Россия могла сбросить с себя прозвище "страны рабов". Огромные массы освобожденного крестьянства послужили источником рабочей силы для развития капиталистического производства.

Финансовые реформы (с 1863 года)

Характер выкупа крестьян, где государственные финансы играли огромную роль, потребовал значительных расходов. Общий темп развития России во время реформ также требовал больших капиталовложений. Между тем, состояние было далеко не благополучным. Существенный ущерб казне наносило пресловутое российское казнокрадство, а также скрытое перемещение финансов и злоупотребление государственными средствами Главным направлением финансовой реформы стало упорядочивание работы финансового аппарат, четкий государственный контроль за его деятельностью. На все государственные учреждения было наложено обязательное требование составления смет по расходам. Информация собиралась в министерстве финансов, а затем публиковалась государственная смета. В государственном казначействе сосредотачивались все доходы, вводился жесткий контроль над их распределением.
Прогрессивные изменения произошли в налоговой системе
Налогообложение было разделено на косвенные и прямые налоги. Вводился особый акциз вместо существующей системы винных откупов. В итоге реформы устанавливалась прозрачность бюджета и четкий контроль над финансами.

Следующая реформа - 1863 год Реформа образования

Общественное развитие России сильно сдерживалось из-за не высокого образования людей. С целью исправления этой ситуации вводится положение о начальных народных училищах, что означало понимание необходимости всеобщего образования. Устав гимназий открывал доступ для получения среднего образования всем сословиям. Классические гимназии занимались подготовкой к поступлению в университеты, реальные - к высшие технические заведения.
Главным в реформе образования являлось принятие нового Университетского устава. Университеты получали широкие права, профессора и студенты самостоятельно занимались решением вопросов внутри заведений. Была отменена предварительная цензура для большого количества периодических изданий и книг. Цензура могла подвергать наказанию только за уже опубликованные материалы. Это было огромным шагом вперед для самодержавного государства.

Земская реформа

Ход данной реформы - "в России создается система местного самоуправления ", которое самостоятельно занималось вопросами промышленности, образованием, здравоохранением и т. п. Были организованы выборные уездные и губернские земства во главе с предводителями дворянства. Земства носили сословный характер, где преимущество отводилось дворянам. В то же время у других сословий появилась возможность принимать участие в общественной жизни. Земства быстро набирали силу и активно занимались самоуправлением.

1864 - год - Городская реформа

Городовое положение предусматривало введение самоуправления в городах посредством учреждения городских Дум. Эти органы власти, так же, как и земства, были всесословными, и также для депутатов существовал ценз, определявшийся владением недвижимостью и уплатой налогов. Таким образом, от участия в выборах были полностью отстранены наемные рабочие и представители умственного труда, не имеющие собственного жилья в городах. Преобладающее значение в Думах заняли дворяне и буржуазия. Из среды депутатов избиралась городская управа во главе с городским головой. Думы непосредственно подчинялись Сенату и самостоятельно решали хозяйственные вопросы городского развития.

1864 год - Судебная реформа

Данная реформа была одна из самых радикальных реформ Александра II, так как была основана на последних достижениях правосудия в ведущих державах. В основе судебной реформы было следующиее: бессословность законодательства, независимость судопроизводства и несменяемость судей. Были введены суд присяжных и институт адвокатов. Судебные работники были обязаны иметь высшее юридическое образование или большую юридическую практику.
Создавалась совершенно новая судебная система. Низшей инстанцией становились мировые суды, рассматривающие мелкие уголовные и гражданские дела. Следующей ступенью был коронный суд, разделявшийся на окружной суд и судебную палату. В судебные округа входило несколько губерний. Окружные суда занимались большей частью уголовных преступлений и проходили с участием присяжных заседателей. Судебные палаты занимались делами, касающимися государственных преступлений.
Последней кассационной инстанцией становился Сенат

1874 год - Военная реформа

Острая необходимость в военной реформе была осознана в русском обществе после Крымской войны. Война продемонстрировала несостоятельность России в военном отношении по сравнению с ведущими державами. Требовалось введение нового порядка управления войсками и их комплектации. Наращивание мирового военного потенциала позволяло делать выводы о неизбежности новых военных конфликтов с обязательным участием России.
Россия была поделена на военные округа во главе с генерал-губернаторами. Была реорганизована структура военного командования. С целью повышения военного образования создавались юнкерские и военные училища. Ввиду явной бесполезности упразднялись военные поселения.
Основным мероприятием стало введение в 1874 году всеобщей воинской повинности с двадцати лет.

Итоги реформ Александра II

Реформы Александра II представляют собой значительный шаг в развитии и модернизации Российской империи. Охватив собой практически все области жизни, реформы радикальным образом повлияли на общество и на престиж России на мировой арене. В преобразованиях был учтен весь накопленный опыт государственного устройства в других странах и, по возможности, использован в российских условиях.

Это и послужило источником недовольства для тех общественно-политических движений, которые стремились к полной реорганизации государства без учета реальности. Россия оставалась самодержавной империей с ведущим положением дворянства. Сохранение дворянских привилегий и стремление максимально обезопасить их от воздействия реформ наложило негативный отпечаток на всю деятельность Александра II.

Он подвергался острой критике как со стороны консерваторов, не терпящих сам факт каких-либо изменений, так и стороны радикалов, заявляющих о половинчатости и недостаточности реформ. На самом деле Александр II проявил себя очень гибким и умелым государственным деятелем, понимая, что преобразования необходимы, но должны быть постепенны и не ломать сразу же всю государственную систему.
Александр II стал одной из самых трагических фигур русской истории. Названный царем-освободителем, он был убит теми, кого он собственно освобождал.