» » Крупным княжеством в северо восточной руси было. Северо-Восточная Русь в XI-XIII вв

Крупным княжеством в северо восточной руси было. Северо-Восточная Русь в XI-XIII вв

Расположенная на северо-востоке от Приднепровья Ростово-Суздальская (позднее – Владимиро-Суздальская) земля (иначе ее часто называют Северо-Восточной Русью) была далекой окраиной Древнерусского государства. От остальной части Древнерусского государства эту землю отделяли густые и труднопроходимые леса. Население Северо-Востока составляли кривичи и вятичи. Главным источником землевладения являлось княжеское пожалование. Землевладельцы русского Северо-Востока были в гораздо большей степени связаны с княжеской властью, нежели со своими земельными владениями.

В XI в. на Северо-Восток в массовом порядке переселялись жители Южной Руси в поисках свободной земли и защиты от княжеских усобиц и набегов кочевников. Переселялись и новгородцы, искавшие более плодородной земли.

Княжение Юрия Долгорукого. По разделу Руси Ярославом Мудрым Северо-Восток отошел Всеволоду, затем – Владимиру Мономаху. Первым самостоятельным князем Ростово-Суздальской земли стал сын Мономаха Юрий Долгорукий. При нем столицей княжества вместо древнейшего на Северо-Востоке города Ростова стал Суздаль. Юрий упорно боролся за киевский великокняжеский престол со своим племянником Изяславом и с черниговскими князьями. Именно за стремление распространить свою власть на далекий Киев он получил прозвище «Долгорукий». С Юрием связано первое летописное упоминание о Москве (1147 г.), куда он приглашал своего союзника. Однако ученые не признают Юрия основателем Москвы, полагая, что поселение на месте Москвы существовало еще в Х в. В 1155 г. Юрий стал киевским князем и оставался им до смерти в 1157 г.

Княжение Андрея Боголюбского. Особенности политической жизни Северо-Восточной Руси. Наследником Юрия на Северо-Востоке стал его сын Андрей Боголюбский. Он вернулся на север еще при жизни отца, стремясь избежать постоянных на юге усобиц. Андрей взял с собой икону Богоматери, написанную по преданию Св. Лукой. Впоследствии эта икона (Владимирская) стала важнейшей религиозной святыней Северо-Востока и Московской Руси. Андрей перенес столицу из Суздаля во Владимир. Это объяснялось тем, что в старых городах – Ростове и Суздале – власть князя ограничивало вече, а в молодом «пригороде» Владимире веча не было. Своей резиденцией Андрей сделал укрепленный замок Боголюбово неподалеку от Владимира, по которому и получил прозвище Боголюбский.

Стремясь укрепить собственную власть, Андрей изгнал из Владимиро-Суздальской земли старших дружинников своего отца и стал опираться на лично преданную ему младшую дружину. Это привело к значительным переменам во взаимоотношениях князя и дружины. Если в период Киевской Руси дружинники были вассалами князя, то теперь бояре Северо-востока, получавшие от князя свои земельные владения, становятся его слугами. (Отношения вассала и сюзерена (сеньора) характеризуются обоюдными обязательствами и договорным характером, в то время как слуга имеет односторонние обязательства, а господин не связан каким-либо договором). Так было положено начало процессу становления княжеского единовластия и деспотизма.


При Андрее Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси. Андрей фактически самовластно распоряжался не только на Северо-Востоке, но и в Киевской земле. Так, в 1169 г. он взял Киев штурмом, подверг его жестокому разграблению и посадил на киевский престол своего младшего брата Глеба, а сам остался во Владимире. Это свидетельствовало о падении роли Киева среди русских городов. После смерти Глеба на киевском престоле находились смоленские князья, получившие великое княжение также по воле Андрея. Правда, позднее Андрей рассорился с ними и пытался изгнать их из Киева, но неудачно. Отношения с младшими князьями Андрей также стремился строить не на основе вассалитета, а на основе подданничества (служебничества).

Пытаясь окончательно подорвать первенствующую роль Киева, Андрей пытался учредить во Владимире отдельную митрополию, но не добился согласия константинопольского патриарха.

Княжение Всеволода III Большое Гнездо. В 1174 г. Андрей был убит приближенными, недовольными его деспотическим нравом. После его смерти возникли усобицы. На владимирский престол претендовали сыновья старшего сына Юрия Долгорукого Ростислава (давно умершего) и младшие сыновья Юрия Долгорукого – Михаил и Всеволод. Ростиславичам оказали поддержку старые вечевые города Ростов и Суздаль, Михаилу и Всеволоду – город Владимир. В 1176 г. Михаил и Всеволод одержали победу. Победа князей, опиравшихся на город Владимир, не имевший своего веча, способствовала еще большему ослаблению вечевого начала на Северо-Востоке. Всеволод, ставший после скорой смерти Михаила, единоличным правителем Владмиро-Суздальской Руси, правил до 1212 г.

Всеволод (позднее получивший прозвище «Большое Гнездо») провозгласил себя Великим князем Владимирским. Таким образом, на Руси стало два великих княжения: киевское и владимирское. Фактически Всеволод был хозяином во всей русской земле, по своей воле ставя князей на киевский престол и вмешиваясь в дела отдельных княжеств. Один из его сыновей правил Новгородом. Другие русские князья неоднократно искали его защиты и покровительства.

После смерти Всеволода Большое Гнездо между его сыновьями начались усобицы. В 1217 г. старший из Всеволодовичей – Константин – при поддержке смоленского князя Мстислава Удалого разгромил в битве при Липице младших братьев Юрия и Ярослава и стал великим князем владимирским. Но наследовал ему Юрий, а сыновья Константина заняли второстепенные княжеские престолы на Северо-Востоке. К моменту монгольского вторжения Северо-Восточная Русь в основном преодолела усобицы и была единым княжеством, по-прежнему самым мощным в русской земле.

Крупнейшим княжеством в Северо-Восточной Руси X-XIII вв. было Ростово-Суздальское (с 70-х гг. XII в. стало называться Владимиро-Суздальским). Оно располагалось в междуречье Оки и Волги и достигало на севере Белоозера и Устюга.

До X в. почти весь этот район был занят финно-угорскими племенами мери, веси, муромы. Приход сюда новгородских словен и кривичей, начавшийся в конце X в. и усилившийся в последующие века, привел к обрусению местных племен и формированию впоследствии великорусской народности.

Ростово-Суздальская земля с юга граничила с Муромо-Рязанской и Черниговской землями, с юго-запада - со Смоленским княжеством, с северо-запада - с Новгородскими, а с востока - с землями, населенными финно-угорскими и тюркскими племенами. Волга связывала край с Волжской Булгарией и странами Востока, верховья Оки и Волги - с путем «из варяг в греки», Киевской Русью и Новгородом.

В X-XI вв. здесь выросли города Ростов, Белоозеро, Ярославль, Муром, Суздаль. Центром земли был Ростов, в XI в. возвышается Суздаль. В городах высокого уровня развития достигло ремесло: обработка железа и других металлов, гончарное производство, строительное дело и др. Купцы Владимиро-Суздальской Руси вели оживленную торговлю с другими русскими землями (Новгород, Псков и пр.), а также с Византией, Волжской Булгарией, восточными странами и др.

Первоначально связь Ростовского края с Киевом выражалась лишь в уплате дани. В середине XI в. по разделу Киевской земли между сыновьями Ярослава Мудрого (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. В 60-х гг. XI в. была основана Ростовская епископия. В 1108 г. Владимир Мономах построил мощную крепость на р. Клязьме - Владимир.

После смерти Владимира Мономаха (1125) началось обособление края от Киева. Первым независимым от Киева князем Ростово-Суздальской земли стал один из младших сыновей Владимира Мономаха Юрий Долгорукий (1125-1157). При нем началась упорная борьба крепнущей княжеской власти с местной боярской знатью. В ходе этой борьбы выросли новые княжеские города и крепости, главным образом в черноземном центре княжества - «ополье»: Коснятин в устье р. Нерли (1134), Переславль-Залесский и Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154) и др. Населенные зависимым от князя военным и торгово-ремесленным людом, они становятся прочной базой княжеской власти. После длительной военной и дипломатической борьбы (с 1149 г.) Юрий добился киевского престола (1155), почему и получил прозвище «Долгорукий». Умер он в 1157 г. киевским князем.

Его сын и преемник Андрей Боголюбский (1157-1174) продолжил политический курс отца на усиление княжеской власти и гегемонию княжества в Русской земле. Однако центром Русской земли он считал уже не Киев, а основанный дедом Владимир, который и сделал столицей княжества, расширил его укрепления и пышно обстроил белокаменными зданиями. В 10 км от столицы, в устье Нерли, была сооружена княжеская резиденция - белокаменный замок и крепость Боголюбово (отсюда - его прозвище). Он первый присвоил себе титул «великого князя всея Руси» и выражал желание, по словам летописи, быть «самовласцем» всей «Суздальской земли».

При Андрее вырос слой преданных князю младших дружинников, получавших от него в условное владение земли («милостьники», «дворяне»), усилилась феодальная зависимость и эксплуатация крестьян. В княжеских городах, особенно во Владимире, умножилось торгово-ремесленное население, поддерживавшее Андрея Юрьевича в его борьбе с боярской знатью и стремлении связать феодальную Русь единой властью.

Андрей Боголюбский проводил активную политику. Он совершил поход в Волжскую Булгарию (1164), захватил и разграбил Киев (1169), стремился распоряжаться замещением княжеских столов в Киеве и Новгороде, считал представителей других княжеских династий своими вассалами - «подручниками».

Андрей Юрьевич вел также трудную борьбу и за приоритет Владимира в церковных делах, пытаясь организовать независимую от Киева митрополию. В этой связи во Владимире началась оживленная литературная деятельность.

Авторитарный, самовластный характер правления Андрея Боголюбского привел к конфликту с местной боярской знатью. В 1174 г. Андрей пал жертвой боярского заговора, в организации которого, по-видимому, участвовал рязанский князь Глеб Ростиславич. Боярская знать при поддержке Глеба Рязанского хотела утвердить на владимирском престоле угодных ей князей. Но это ей сделать не удалось.

В ходе последующей междукняжеской борьбы на великокняжеском столе утверждается брат Андрея - Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176-1212). Он продолжил политическую линию отца и брата, успешно борясь с сепаратизмом боярской знати. У бояр из числа своих врагов Всеволод отбирал «села болярьская» и раздавал их своим дворянам и служилым боярам. Создавая свой вассалитет, Всеволод укреплял свою политическую власть, основанную на феодальном землевладении своих людей (своего двора), полностью зависимых от князя.

Всеволод, как и его брат Андрей Боголюбский, титуловал себя «великим князем», но внес и некоторое изменение в титулатуру, введя дополнение: «великий князь Владимирский», что подчеркивало независимость от Киева и величие Северо-Восточной Руси, ее политическое значение. При Всеволоде Большое Гнездо произошло резкое усиление Владимиро-Суздальского княжества.

Боярство было сильно обескровлено в междоусобной борьбе. В 1177 г. были разгромлены войска рязанских князей (битва на Прусовой Горе), а к 1207 г. сопротивление Рязани было окончательно сломлено. Борьба на восточных рубежах Владимиро-Суздальского княжества против булгар подготавливала осуществленный позже выход к устью Оки.

Дальнейшее усиление авторитета Владимиро-Суздальского княжества произошло при великом князе Юрии Всеволодовиче (1218-1238). Он продолжил наступление на Восток, нанес крупное поражение булгарам (1220) и основал в устье р. Оки крепость Нижний Новгород (1221). Результатом стало подчинение мордовских земель. Северо-Восточная Русь становится полиэтническим образованием. Было восстановлено поколебленное ранее влияние великого князя владимирского в Новгороде и Киеве.

Однако кровавая трагедия уже нависла над Владимиро-Суздальским княжеством. В 1238 г. полчища Батыя вторглись на его землю, опустошили и сожгли многие города и села. В битве с монголами на р. Сти в марте 1238 г. погиб сам Юрий Всеволодович и вся его семья, многие другие князья.

Для территориального определения группы княжеств на Руси, обосновавшихся между Волгой и Окой в IX-XII веках, историками был принят в обиход термин «Северо-Восточная Русь». Под ним подразумевались земли, расположенные в пределах Ростова, Суздали, Владимира. Применимы были также и синонимичные термины, отражающие объединение государственных образований в разные годы - «Ростово-Суздальское княжество», «Владимиро-Суздальское княжество», а также «Великое княжество Владимирское». Во второй половине XIII века Русь, которую называли Северо-Восточной, фактически перестает существовать - тому поспособствовали многие события.

Великие князья Ростовские

Все три княжества Северо-Восточной Руси объединяли одни и те же земли, менялись в разные годы лишь столицы и правители. Первым городом, построенным в этих краях, был Ростов Великий, в летописях упоминания о нем датированы 862 годом н. э. До его основания проживали здесь племена меря и весь, относящиеся к финно-уграм. Славянским племенам подобная картина пришлась не по душе, и они - кривичи, вятичи, ильменские словены - стали активно заселять эти земли.

После образования Ростова, который входил в пятерку крупнейших городов, находящихся под правлением киевского князя Олега, упоминания о меря и веси стали реже появляться в летописях. Некоторое время Ростовом правили ставленники киевских князей, но в 987 году княжеством уже управлял Ярослав Мудрый - сын Владимира, князя киевского. С 1010-го - Борис Владимирович. До 1125 года, когда столица была перенесена из Ростова в Суздаль, княжество переходило из рук в руки то к киевским владыкам, то имело собственных правителей. Самые знаменитые князья ростовские - Владимир Мономах и Юрий Долгорукий - немало сделали для того, чтобы развитие Северо-Восточной Руси вело к процветанию этих земель, но вскоре тот же Долгорукий перенес столицу в Суздаль, где и правил до 1149 года. Но им были возведены многочисленные крепости и соборы в стиле все того же крепостного строения с утяжеленностью пропорций, приземистостью. При Долгоруком развивались письменность, прикладное искусство.

Наследие Ростова

Значение Ростова было, тем не менее, довольно существенным для истории тех лет. В летописях 913-988 гг. часто встречается выражение «Ростовская земля» - территория, богатая дичью, промыслами, ремеслами, деревянным и каменным зодчеством. В 991 году одна из старейших епархий на Руси - Ростовская - была образована здесь не случайно. На тот момент город являлся центром княжества Северо-Восточной Руси, вел интенсивную торговлю с другими населенными пунктами, в Ростов стекались ремесленники, строители, оружейники... Все князья русские старались иметь боеспособное войско. Повсеместно, особенно в отделенных от Киева землях, пропагандировалась новая вера.

После переезда Юрия Долгорукого в Суздаль Ростовом некоторое время правил Изяслав Мстиславович, но постепенно влияние города окончательно сошло на нет, и о нем в летописях стали упоминать крайне редко. Центр княжества на полвека переносится в Суздаль.

Феодальная знать возводила для себя хоромы, в то время как ремесленники и крестьяне прозябали в деревянных избах. Их жилища больше напоминали подвалы, предметы обихода были в основном деревянными. Но в освещенных лучинами помещениях рождались непревзойденные изделия, одежда, предметы роскоши. Все, что знать носила на себе и чем украшала свои терема, производилось руками крестьян и ремесленников. Чудная культура Северо-Восточной Руси создавалась под соломенными крышами деревянных изб.

Ростово-Суздальское княжество

За тот короткий период, пока центром Северо-Восточной Руси была Суздаль, княжеством успели править всего три князя. Кроме самого Юрия, его сыновья - Василько Юрьевич и Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, а затем, после перенесения столицы во Владимир (в 1169 году), в Суздали год властвовал Мстислав Ростиславович Безокий, но особой роли в российской истории он не сыграл. Все князья Северо-Восточной Руси происходили от Рюриковичей, но не каждый оказался достойным своего рода.

Новая столица княжества было несколько моложе Ростова и изначально упоминалась как Суждаль. Считается, что свое название город получил от слов «зиждить», или «созидать». Первое время после образования Суздаль представляла собой укрепленную крепость и управлялась княжескими наместниками. В первые годы XII века наметилось некоторое развитие города, тогда как Ростов стал медленно, но верно приходить в упадок. И в 1125 году, как уже упоминалось, Юрий Долгорукий покинул некогда великий Ростов.

При Юрии, который более известен как основатель Москвы, произошли и другие немаловажные для события. Так, именно в период правления Долгорукого Северо-Восточные княжества навсегда обособились от Киева. Огромную роль в этом сыграл и один из сыновей Юрия - Андрей Боголюбский, который свято любил вотчину отца и не мыслил себя без нее.

Борьба с боярством и выбор новой столицы Руси

Планам Юрия Долгорукого, в которых он видел своих старших сыновей правителями южных княжеств, а младших - властелинами Ростова и Суздали, так и не суждено было сбыться. Но их роль в некотором роде была даже весомее. Так, Андрей заявил о себе как о мудром и дальновидном правителе. Его своенравный характер всячески старались сдерживать входящие в его совет бояре, но и тут Боголюбский проявил свою волю, перенеся столицу из Суздали во Владимир, а затем захватил и сам Киев в 1169 году.

Однако столица Киевской Руси не влекла этого человека. Завоевав и город, и титул «великого князя», он не остался в Киеве, а посадил в нем наместником своего младшего брата Глеба. Ростову и Суздали он также отвел незначительную роль в истории тех лет, так как к тому времени столицей Северо-Восточной Руси был Владимир. Именно этот город Андрей избрал своею резиденцией в 1155 году, задолго до завоевания Киева. Из южных княжеств, где он правил некоторое время, он вывез во Владимир и икону Вышгородской Божьей Матери, которую очень почитал.

Выбор столицы был весьма удачным: почти на две сотни лет этот город удерживал пальму первенства на Руси. Ростов и Суздаль пытались вернуть себе былое величие, но даже после смерти Андрея, чье старшинство как Великого князя признавалось практически во всех землях Русских, кроме разве что Чернигова и Галича, им это не удалось.

Междоусобицы

После кончины Андрея Боголюбского суздальцы и ростовчане обратились к сыновьям Ростислава Юрьевича - Ярополку и Мстиславу - в надежде, что их правление вернет городам былую славу, но долгожданное объединение Северо-Восточной Руси не наступило.

Во Владимире правили младшие сыновья Юрия Долгорукого - Михалко и Всеволод. К тому времени новая столица существенно укрепила свое значение. Андрей многое сделал для этого: успешно развивал строительство, в годы его правления был возведен знаменитый Успенский собор, он даже добивался учреждения отдельной митрополии в своем княжестве, чтобы и в этом обособиться от Киева.

Северо-Восточная Русь при правлении Боголюбского стала центром объединения русских земель, а впоследствии и ядром великого государства Российского. После гибели Андрея смоленские и рязанские князья Мстислав и Ярополк - дети одного из сыновей Долгорукого Ростислава, попытались захватить власть во Владимире, но их дядья Михаил и Всеволод оказались сильнее. Кроме этого, их поддерживал князь черниговский длилась более трех лет, после чего Владимир закрепил за собой статус стольного града Северо-Восточной Руси, оставив и Суздали, и Ростову удел подчиненных княжеств.

От Киева до Москвы

Северо-Восточные земли Руси насчитывали к тому времени немало городов и весей. Так, новая столица была заложена в 990 году еще Владимиром Святославовичем как Владимир-на-Клязьме. Около двадцати лет после своего основания город, входящий в Ростово-Суздальское княжество, не вызывал особого интереса у правящих князей (вплоть до 1108 года). В это время его укреплением занялся еще один князь - Владимир Мономах. Он присвоил городу статус опорного пункта Северо-Восточной Руси.

То, что этот небольшой населенный пункт со временем станет стольным градом земель русских, не мог помыслить никто. Прошло еще много лет, прежде чем Андрей обратил на него свое внимание и перенес туда столицу своего княжества, которая будет ею оставаться еще почти двести лет.

С того момента, как великие князья стали величаться владимирскими, а не киевскими, утратила свою ключевую роль, но интерес к ней отнюдь не пропал среди князей. Править Киевом за честь почитал каждый. Но с середины XIV века некогда окраинный город Владимиро-Суздальского княжества - Москва - постепенно, но верно стал возвышаться. Владимир же, как и в свое время Ростов, а затем и Суздаль, - утрачивать свое влияние. Немало тому способствовал переезд в Белокаменную митрополита Петра в 1328 году. Князья Северо-Восточной Руси воевали между собой, а московские и тверские правители всячески старались отвоевать у Владимира преимущество главного города русских земель.

Конец XIV века ознаменовался тем, что здешние хозяева получили привилегию называться великими князьями Московскими, настолько преимущество Москвы перед другими городами стало очевидным. Великий князь Владимирский Дмитрий Иванович Донской последним носил этот титул, после него все правители Руси величались великими князьями Московскими. Так закончилось развитие Северо-Восточной Руси как самостоятельного и даже главенствующего княжества.

Дробление некогда могущественного княжества

После переезда митрополита в Москву Владимирское княжество было разделено. Владимир передан суздальскому князю Александру Васильевичу, Великий Новгород и Кострому взял под свое правление московский князь Иван Данилович Калита. Еще Юрий Долгорукий мечтал осуществить объединение Северо-Восточной Руси сВеликим Новгородом - в конце концов, это произошло, но ненадолго.

После смерти суздальского князя Александра Васильевича, в 1331 году, его земли перешли к князьям Московским. А через 10 лет, в 1341-м, территория бывшей Северо-Восточной Руси вновь подверглась переделу: Нижний Новгород перешел к Суздали, как и Городец, Владимирское же княжество навсегда осталось за московскими правителями, которые к тому моменту, как уже говорилось, также носили титул Великих. Так возникло Нижегородско-Суздальское княжество.

Поход на Северо-Восточную Русь князей с юга и центра страны, их воинственность, мало способствовали развитию культуры и искусств. Тем не менее повсеместно возводились новые храмы, при оформлении которых применялись лучшие техники декоративно-прикладного искусства. Создавалась национальная школа иконописи с характерными для той поры яркими красочными орнаментами в сочетании с византийской живописью.

Захват земель русских монголо-татарами

Немало несчастий народам Руси приносили междоусобные войны, а воевали между собой князья постоянно, но более страшная беда пришла с монголо-татарами в феврале 1238 года. Вся Северо-Восточная Русь (города Ростов, Ярославль, Москва, Владимир, Суздаль, Углич, Тверь) была не просто разорена - она были практически сожжена дотла. Войско Владимирского было разбито отрядом темника Бурундая, сам князь погиб, а его брат Ярослав Всеволодович был вынужден во всем подчиниться Орде. Монголо-татары лишь формально признавали его старейшим над всеми русскими князьями, на самом деле всем заправляли именно они. В поголовном разгроме Руси сумел уцелеть лишь

В 1259 году Александр Невский провел перепись населения в Новгороде, разработал свою стратегию правления и всячески укреплял свои позиции. Спустя три года в Ярославле, Ростове, Суздале, Переяславле и Владимире были перебиты сборщики подати, Северо-Восточная Русь снова замерла в ожидании набега и разорения. Этой карательной меры удалось избежать - Александр Невский лично отправился в Орду и сумел предотвратить беду, но на обратном пути умер. Случилось это в 1263 году. Лишь его усилиями удавалось сохранять в некоторой целостности Владимирское княжество, после смерти же Александра оно распалось на независимые уделы.

Освобождение Руси из-под ига монголо-татар, возрождение промыслов и развитие культуры

Страшные то были годы... С одной стороны - нашествие на Северо-Восточную Русь, с другой - не прекращающиеся стычки уцелевших княжеств за владение новыми землями. Страдали все: и правители, и их подданные. Освобождение от монгольских ханов пришло лишь в 1362 году. Русско-литовское войско под командованием князя Ольгерда разбило монголо-татар, навсегда вытеснив этих воинственных кочевников с Владимиро-Суздальщины, Московии, Псковщины и Новгородчины.

Годы, проведенные под вражеским игом, имели катастрофические последствия: культура Северо-Восточной Руси пришла в полный упадок. Разорение городов, разрушение храмов, истребление значительной части населения и, как следствие, - потеря некоторых видов ремесел. На два с половиной столетия остановилось культурное и промысловое развитие государства. Многие памятники деревянного и каменного зодчества погибли в огне или были вывезены в Орду. Были утеряны многие технические приемы строительства, слесарства и прочих ремесел. Многие памятники письменности исчезли бесследно, летописание, прикладное искусство, живопись пришли в полный упадок. Потребовалось почти полвека, чтобы восстановить то малое, что удалось сберечь. Но зато развитие новых видов ремесел шло стремительно.

Единение культур и земель

После освобождения от Ига все больше русских князей приходили к непростому для них решению и выступали за объединение своих владений в единое государство. Центрами возрождения и свободолюбия и русской культуры стали новгородская и псковская земли. Именно сюда стало стекаться из южных и центральных регионов работоспособное население, неся с собой старые традиции своей культуры, письменность, архитектуру. Огромное значение в деле объединения русских земель и возрождении культуры имело влияние где сохранились многие документы старины, книги, произведения искусства.

Началось строительство городов и храмов, а также оборонительных сооружений. Тверь стала едва ли не первым городом в Северо-Восточной Руси, где началось каменное строительство. Речь идет о возведении храма Спаса-Преображения в стиле владимиро-суздальского зодчества. В каждом городе наряду с оборонительными сооружениями строились церкви и монастыри: Спаса на Ильне, Петра и Павла в Кожевниках, Василия на Горке в Пскове, Богоявления в Запсковье и многие другие. История Северо-Восточной Руси нашла свое отображение и продолжение в этих строениях.

Живопись возрождали Даниил Черный и Андрей Рублев - знаменитые русские иконописцы. Мастера ювелирного дела воссоздавали утерянные святыни, многие ремесленники трудились над восстановлением техники создания национальных предметов обихода, украшений, одежды. Многое из тех веков дошло и до наших дней.

В XII веке Русь представляла собой множество феодальных княжеств. Наряду с Киевом возвышались новые города, появлялись новые центры культуры. Первенство среди обособившихся земель принадлежало северному Влади- миро-Суздальскому княжеству, расцвет которого был подготовлен деятельностью князя Юрия Долгорукого. Именно там, в Залесье, был создай один из самых прекрасных во всей средневековой Европе художественных ансамблей, в котором представлены прославленными шедеврами зодчество, живопись и ваяние.

Князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, на севере Руси построил многочисленные крепости, соборы: церковь Бориса и Глеба в Кидекше (в 4 км, от Суздаля) и собор Спасо-Преображения в Переславле-Залесском. Это были храмы-богатыри, они отличались утяжеленностью пропорций, приземистостью, чем напоминали крепостные строения. Прост и строг был их интерьер.

При сыне Юрия Долгорукого, Андрее Боголюбском, Владимир стал крупнейшим очагом русской культуры. Вокруг города воздвигаются земляные валы; с запада в город ведут ворота, названные по примеру Киевских Золотыми. На противоположном конце города - Серебряные. Воздвигаются храмы. Успенский кафедральный собор (1158-1161 гг.) был построен на высоком берегу Клязьмы и стал архитектурным центром города. Собор трехнефный и одноглавый. Именно там находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской Богоматери. Через два с половиной века Андрей Рублев украсил этот собор фресками, которые явились вершиной древнерусской монументальной живописи.

Самая замечательная постройка времени Андрея Боголюбского - церковь Покрова на Нерли (1165 г.), которая поражает своей гармонией, динамичностью и легкостью форм. Церковь неразрывно связана с окружающим пейзажем. Она воспринимается как поэма в камне.

При князе Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего могущества. Восстановлен после пожара Успенский собор; построена церковь св. Дмитрия (1194- 1197 гг.). Эта небольшая церковь отличается тяжеловесным ритмом и мощью, но собор по-своему строен и пропорционален. На его внешних стенах - каменная резьба, рельефы с изображением библейского царя Давида, князя с сыновьями, сюжет из романа "Александрия" - полет Александра Македонского на небо. При преемниках Всеволода возведены храмы Рождества Богородицы в Суздале и Георгиевский в Юрьеве-Польском.

Все храмы были расписаны фресками и украшены иконами. Выдающиеся иконы этого времени: Дмитрий Солунский, Ярославская О ранта. Создавалась русская школа иконописи, для которой характерны народная орнаментальность, яркие, красочные сочетания, введение кармина (красная краска), что было чуждо византийской живописи.

Развивается декоративно-прикладное искусство, достигшее вершины в оформлении Золотых ворот Рождественского собора (применен способ огневого сечения).

Монголо-татарское нашествие разрушило многие храмы, сгорели иконы, погибли люди. Трагедия русского народа нашла свое отражение в литературе, которая выполняла миссию объединителя. Она сохранила то лучшее, что было накоплено в духовном развитии Киевской Руси и могло стать основой возрождения.

Тема героического единоборства русского народа с иноземными захватчиками стала ведущей в русской литературе XIII-XIV веков. Наиболее впечатляюще она раскрыта в "Повести о разорении Рязани Батыем в 1237 году" и в "Слове о погибели Русской земли". Знаменателен образ рязанского жителя Евпатия Коловрата ("Повесть о разорении..."). Это поэтическое обобщение силы и мощи русского народа, не склонившего головы перед врагом. Даже Батый, восхищенный смелостью Евпатия, говорит над телом погибшего героя: "Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего".

В середине XIII века создается "Житие Александра Невского", где в типичном для воинских повестей стиле рисуется победа Александра над немецкими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.

Разорения в период монголо-татарского нашествия избежали только Новгород и Псков, где и расцвела русская культура XIII- XV веков.

1. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер кня­жеской власти в северо-восточных землях.

Земли, расположенные на северо-восток от Приднепровья, или Северо-Восточная Русь, в течение долгих веков были одним из самых глухих углов восточнославян­ских земель. В крае было много лесов. Поэтому его часто называли Залесским. Густые непроходимые леса защищали земли от вторжений врагов. Среди лесов располагались пригодные для земледелия зем­ли. Здесь издавна жили финно-угорские племена (меря, весь, мурома). С IX века сюда стали прони­кать ильменские словене, кривичи и вятичи. Насе­ление занималось земледелием, скотоводством, рыб­ной ловлей, добычей соли, бортничеством, бобровым промыслом. В городах и па селе были развиты ре­мёсла. Первоначально столицей земли был Ростов, возникший как племенной центр финно-угорского народа меря (позднее в нём обосновались вятичи). Вторым по значению городом был Суздаль.

Северо-восточные земли имели одну важную осо­бенность. Если старые центры русской государствен­ности - Приднепровье и Новгородская земля - сначала были освоены восточнославянскими племе­нами, а затем здесь возникла княжеская власть, то русский Северо-Восток во многом осваивался по инициативе уже существовавшей княжеской власти. Так, наряду с Ростовом и Суздалем, старейшими го­родами края были Ярославль, основанный Яросла­вом Мудрым, и Владимир-на-Клязьме, основанный Владимиром Мономахом. Поэтому князья получили здесь возможность, во-первых, объявлять земли сво­ей собственностью, во-вторых, раздавать их своим дружинникам и церкви, в-третьих, ограничивать по­литические и экономические права населения.

В результате северо-восточные князья сразу же стали крупнейшими землевладельцами и полноправ­ными властителями в своём княжестве. А так как

львиная доля княжеских доходов поступала не от за­морской торговли или военных походов, а от эксплуа­тации личных земель, то главной целью северо-восточных монархов стало расширение собственных владений.

2. Юрий Долгорукий (1125-1157).

Северо-Восточ­ная Русь (Ростово-Суздальская земля) попала по во­ле Ярослава Мудрого в руки Всеволода. Потом этим краем владели его потомки - Владимир Мономах, а затем его младший сын Юрий Долгорукий, который и стал основателем местной княжеской династии. Своё прозвище Юрий Владимирович получил за стремление «протягивать руки» с далёкой северо-­восточной окраины в самые разные концы Русской земли. Активно участвуя в княжеских усобицах, он превратил Ростово-Суздальскую землю в обширное независимое княжество. Юрий Долгорукий основал в крае новые города - Дмитров, Звенигород. С име­нем этого князя связано первое летописное упоми­нание о Москве. В 1147 году он пировал здесь со своим союзником - новгород-северским князем. В 1156 году он приказал заложить в Москве «град» - крепость.

Заветной целью Юрия был киевский престол. Он дважды захватывал Киев. С 1155 года Долгорукий не покидал древнерусскую столицу, оставаясь в то же время и ростово-суздальским князем. Но отношения с киевлянами у Юрия не сложились. Жители Кие­ва не могли простить князю того, что он силой за­хватил киевский престол и роздал все крупные долж­ности выходцам из Суздаля. Суздальцы же, чувствуя временность и шаткость своего положения, радели не о городе, а о собственном кошельке. В 1157 году киевский князь, отличавшийся богатырским тело­сложением и отменным здоровьем, после одного из пиров внезапно заболел и через пять дней умер. Ско­рее всего, князя отравили. Во всяком случае, сразу после смерти Юрия киевляне раз­грабили княжеский двор, поубива­ли многих суздальцев.


3. Андрей Боголюбский (1157- 1174).

В 1157 году на престол в Ростово-Суздальском княжестве вступил сын Юрия Долгорукого Андрей. При жизни Юрий Долго­рукий выделил ему в удел моло­дой город Владимир-на-Клязьме, где Андрей провёл свои детские и юношеские годы. Когда Юрий Долгорукий обосновался в Кие­ве, то он приказал Андрею пере­браться под Киев, в Вышгород. Но тот не выполнил волю отца и уехал в свой лю­бимый Владимир.

Отправляясь на север из Киевской земли, Анд­рей увёз с собой одну из киевских святынь - ико­ну Богоматери. Как повествует летописец, кони, вёз­шие повозку с иконой, остановились в окрестностях Владимира, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Князю пришлось заночевать в поле. Во сне Андрею явилась Богородица, повелевшая основать церковь на месте видения, а ико­ну оставить во Владимире. Князь выстроил вместе с церковью ве­ликолепный белокаменный дво­рец. Его новая резиденция полу­чила название Боголюбово), а сам князь - прозвище Боголюбский. С этого времени и можно назы­вать Северо-Восточную Русь Владимиро-Суздальским княжеством, по имени её главных городов.

В 1169 году Андрей Боголюб­ский организовал поход на Киев. Город был взят штурмом, разграб­лен и сожжён. Множество киев­лян было уведено в плен. До того момента на Руси так поступали лишь с чужеземными городами. Но Андрей не остался в Киеве. Он посадил там одного из своих братьев, а сам вернулся во Влади­мир. Так владимиро-суздальский князь выказал своё небрежение к древней столице. Сумел он под­чинить себе и гордых новгородцев, перекрыв торговые пути к городу и лишив его жителей хлеба.

Главной целью Андрея Боголюбского стало укрепление и воз­вышение Владимиро-Суздальского княжества. В противовес киев­скому и новгородскому почитанию святой Софии он выступал за осо­бое поклонение Владимирской иконе Божьей Мате­ри, небесной покровительнице княжества. Желая, чтобы его стольный (столичный) город ни в чём не уступал Киеву, он заложил во Владимире новую крепость, построил Золотые ворота с церковью по образцу киевских Золотых ворот, величественные каменные соборы.

Но постепенно Андрей терял авторитет в своём княжестве. Строительные работы стоили очень до­рого и вызывали увеличение поборов с населения. А властолюбие князя восстановило против него его ближайшее окружение. Заговор против князя воз­главили бояре Кучковичи. Они ворвались в покои Андрея и изрубили его мечами. На следующий день после убийства жители Боголюбова подняли восста­ние. Дома знати были разграблены, а княжеские чи­новники убиты.

Всеволод продолжил дело старшего брата. Сле­дуя примеру Андрея, он не поехал в Киев, а посадил туда зависимого от себя князя, т. е. своего ставленника. Всево­лод первым присвоил себе титул великого князя владимир­ского. Однако и ему не удалось избежать распада своего княже­ства. Уже при жизни он начал выделять уделы сыновьям. По­сле его смерти в 1212 году еди­ное до того Владимиро-Суздаль­ское княжество раздробилось на несколько удельных, где прави­ли Всеволодовичи. Власть вели­кого князя снова стала усили­ваться при Юрии Всеволодовиче (1218-1238). Границы великого княжества расширились на востоке. В 1221 году после успешного похода на Волжскую Булгарию был основан Нижний Нов­город. Он стал важнейшим торговым и ремесленным центром и опорным пунктом в Поволжье. Юрий на­чал борьбу за подчинение Великого Новгорода и за влияние в южных землях Руси.