» » Кунг фу боевые искусства стили с оружием. Кунфу монастыря шаолинь в современном виде

Кунг фу боевые искусства стили с оружием. Кунфу монастыря шаолинь в современном виде

ВСТУПЛЕНИЕ

Много тайн и загадок во всех боевых искусствах, но в кунг-фу, их в десятки раз больше.Одно из древнейших боевых искусств, которое несомненно возникло на заре цивилизаций...

Для начала, перед тем как вы будите читать дальнейшие записи, хотелось бы немного поговорить о понятии слова КУНГ-ФУ. Китайский иероглиф обозначает это как человек - художник, человек - заказчик и исполнитель своего я. Человек, который не придерживается определенных рамок ведения поединка, а работает спонтанно судя по обстановке, которая складывается во время боя. Так что понятие КУНГ-ФУ очень растяжимо. Китаец, глядя на красивую картину, может сказать - «какое хорошее КУНГ-ФУ», и хорошее стихотворение тоже может вызвать это же слово.Значит можно сказать, что КУНГ-ФУ - это не только умение драться и все крушить, а это образ жизни. КУНГ- ФУ можно постигать всю свою жизнь, открывая в себе свой внутренний мир. И когда ты на правильном пути, то в тебе открываются все новые таланты и возможности, ты начинаешь сочинять стихи, музыку, писать картины. Ведь все великие мастера боевых искусств занимались не только боями, а еще имели высокое эстетическое развитие. Так что правильное занятие боевыми искусствами ведет тебя не к жестокости и убийству, то есть вниз, а все выше и выше к вершине мастерства ГУН-ФУ, и ты постигнешь многие секреты не только боя, но и жизни. И нельзя сбрасывать со счета свое здоровье, вы всегда будете находиться в отличной форме, забудете о болезнях и плохом настроении, ведь эти занятия дают бодрость, здоровье и силу на многие годы.

Так что начинайте заниматься КУНГ-ФУ, ведь это никогда не поздно, но конечно это нужно делать в более юном возрасте, чтобы успеть достичь вершин, ведь жизнь очень мала. И не настраивайтесь, что вам не достигнуть вершины, ведь это дано не многим, но важней здоровья и отличного самочувствия ничего нет.

В этих записях я собрал на мой взгляд самое необходимое для начала занятий КУНГ-ФУ из многих древних трактатов и из хорошей литературы о боевых искусствах востока. Не случайно здесь много философии, ведь без нее невозможно постичь истину.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Не пить вино, не есть мясо, подавлять половые влечения, не отвлекаться на посторонние предметы, почитать наставника и старших учеников. Не допускать в отношениях с ними обмана, не хвастаться своими знаниями и не демонстрировать, не применять свое искусство только для самообороны, всячески уклоняться от схватки, не обучать людей недостойных. Тактика челнока - Бей подобно молнии, исчезай как ветер. Цзяо утвердил в кунг - фу подход к тактике боевого поединка как к способу малым победить великое. Цзяо Юань соединил технику школ Тигра, Дракона, Змеи, Леопарда, Журавля. На основе заповедей Цзяо Юаня выработалось понятие ПЯТЬ КАЧЕСТВ ВОИНА.
ПЯТЬ КАЧЕСТВ ВОИНА
НЕЖНОСТЬ - способность чувствовать противника, предвидеть его поведение, чтобы выработать оптимальную схему своих действий.
ПРЯМОТА - последовательное и неуклонное выполнение выбранной схемы действий, необходимых для победы, без оглядки на возможное собственное поражение.
БЕССТРАСТНОСТЬ - сохранение при любых обстоятельствах душевного равновесия, обретение способности реагировать не на отдельное действие противника, а видеть его целиком, оценивая его боевые возможности.
ГРАЦИОЗНОСТЬ - способность передвигаться и действовать в боевой обстановке с наименьшими затратами сил.
КОМБИНАТОРНОЕ МЫШЛЕНИЕ - способность выбирать оптимальные комплексы движений, легко перестраиваться с одной системы на другую, что особенно важно при ведении поединка с несколькими противниками.
ЭНЕРГИЯ ДЖИН ЛЕК

Скорее психического, чем физического характера, Джин лек проявляется в случае исключительной сосредоточенности. Только овладение этой внутренней энергией позволяет совершить невозможные поступки, не сбрасывая со счета атлетические возможности индивидуума. Джин Лек доступна лишь подлинным мастерам и продолжает действовать даже тогда, когда физические силы покидают их с возрастом. Такие люди способны остановить противника на расстоянии.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ЭНЕРГИИ - недостаточно уметь создавать в себе прилив сил, готовый все сломать, - надо уметь правильно силу направить. Это зависит от правильной координации мышц. Концентрация энергии предполагает также концентрацию во времени (скорость движения) и в пространстве (завершение удара и поддержание силы на точках и ограниченных для его нанесения мест при использовании естественных частей тела и силы реакции).

ПЕРЕДАЧА ЭНЕРГИИ - весь удар силы, сосредоточенной в руке или ноге и направленной в сторону противника, должен поразить его в намеченное место, так, словно он был бы сражен выброшенной с силой катапультированной массой, кинетическая энергия которой внезапно остановилась, превратившись в разрушительное действие ударной волны. Это очень короткое, но эффективное касание, в котором сосредоточены мобилизация телесных сил и умственная сконцентрированность. Этот момент иногда сопровождается коротким и сильным криком, который облегчает разгрузку.

СТОЙКИ - эффективность того или иного приема в большой мере зависит от принятой стойки. Стоики позволяют направлять в заданном направлении всю силу корпуса, с другой стороны они обеспечивают стабильные точки устойчивости, необходимые для концентрации энергии при нанесении и блокировании удара.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИЛЫ

Всякое действие вызывает противодействие равной силы в обратном направлении. В кунг-фу, также как и в карате, желаемый эффект при каждом обмене ударов тот же. При каждом ударе корпус полностью напрягается на какой-то очень короткий промежуток времени не только для защиты, но и для ответного удара в обратном направлении. Следовательно получается двойной эффект при нанесении удара, ударная волна отбрасывается вперед благодаря устойчивости точек опоры и синхронному действию мышц. Тем самым увеличивается мощность удара в обратном направлении.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРЮШНОЙ СИЛЫ

Точка ШИ ХАЙ - море дыхания - является источником обильной и продолжительной силы. На первом уровне основная задача - развитие мышц живота, понижающих центр тяжести тела. Можно сказать, что удар наносится животом и лишь дополнительно рукой или ногой. Второй уровень связан с изучением внутренних стилей. В жизненном центре человека существует источник, о котором мало кто подозревает, но который является неистощимым потому, что он связан со скрытыми силами вселенной. Это довольно метафизическое понятие, но только благодаря ему можно достичь вершин мастерства.

СКОРОСТЬ
Ничего не даст знание приемов или их предугадование, если выполнение затягивается. Техника должна сработать в тот же миг как она пришла в голову. У китайцев есть выражение - контр-нападение должно быть начато после нападения противника и закончится до него - в этом суть искусства. Выигрыш времени достигается только при полной расслабленности.

СИЛА И ГИБКОСТЬ
Необходимо обладать обеими, и силой и гибкостью, в зависимости от условий боя.

ДЫХАНИЕ
Тело проходит через фазы силы и слабости в зависимости от дыхательного периода: при вдохе мускулы расслабляются, появляется чувство легкости и, наоборот, при выдохе или задержке дыхания мышцы сжимаются - и можно наносить сильный удар.

Дыхание должно быть брюшным как при внутренних стилях.

УДАР, НАНЕСЕННЫЙ ПРАВИЛЬНЫМ ПРИЕМОМ - НЕВИДИМ.
ПРОТИВНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОВЕРГНУТ, НЕ ВИДЯ ТВОИХ РУК.
ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ ИССКУСТВОМ БОЯ, НАДО ПОСТИГНУТЬ ЕГО ФИЛОСОФИЮ,
БЕЗ РАЗУМА ОНО НЕВОЗМОЖНО.

Мысли не должны сосредотачиваться на одном, и не нужно быть полностью поглощенным в каждое свое движение. Практикующий кунг-фу должен быть в одно время автором и исполнителем своего я, добровольно погружаясь в работу своего тела. Следует отвлечься от окружающей среды, чтобы стать более восприимчивым к внутренним силам, которые управляют телом.
ФИЛОСОВСКИЕ КОРНИ

Человек - Вселенная. Что самое главное в жизни человека - это всегда придерживаться космического порядка. Человек - микрокосмос - всего лишь продолжение вселенной, макрокосма и его жизненная внутренняя энергия - лишь частица Вселенной, и если человек даст ей возможность свободно протекать, то словно вечная энергия космоса будет действовать через него.

БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ
Избегать излишних волнений. Истина здесь рядом в сердце человека. Смысл всех вещей в спокойствии и умеренности. Следует жить в согласии с путем природы, из этого вытекают принципы внутреннего стиля Ву вэй - бездействовать, Вано - освобождаться, и Цуянь - эффективность, спонтанность.

Все должно быть в равновесии, как ИНЬ и ЯНЬ.

Все что является положительным, тоническим, мужским: жизнь, небо, солнце, день. И все, что умеряет жесткое: смерть, земля, луна, ночь. Но эти равновесия являются и находятся в постоянном движении, а истина находится в середине пути. Это фундаментальное философское положение представлено знаменитым символом ДАЙ ДЗИ.

Таким образом, мы прошли небольшой курс о кунг-фу, теперь перейдем к главному: изучению внутреннего стиля Ву-вэй.

Вместо удара в руки и ноги в первую очередь должно прийти дыхание - ци, которое переносится с кровью и является основой доблести и силы.

Когда кончик языка поднимается к небу, дыхание ци становиться здоровым, а когда дыхание ци направляется в киноварное поле, Дух - Щень становиться сильным. Вниз дыхание должно доходить до центра стопы Юнь-Цуань, а вверх оно должно достигать горы Кунь-Лунь - макушки головы.

Следуя этим китайским изречениям, вся сила в боевых искусствах заключается в правильном применении дыхания ци и направлении внутренней энергии путем напряжения и расслабления мышц во время блокирования или нанесения удара. Для того чтобы научиться этому, мы должны научиться правильно дышать, ощущать передвижение энергии Ци по малому и большому кругу, научиться наполнять энергией Ци киноварное поле Дан - Тянь и выбрасывать ее в ногу или в руку.

В дыхательной гимнастике существует шесть разновидностей дыхания, которые представляют собой шесть этапов для более глубокого овладения дыханием.
Естественное дыхание.
Циркуляция субстанций ИНЬ и ЯНЬ (малый оборот небесного цикла).
Циркуляция субстанций ИНЬ и ЯНЬ (большой оборот небесного цикла).
Контроль и периодичность дыхания СИ-ТЯО.
Горловое дыхание ХОУ-ШОУ ХУ-СИ.
Внутреннее дыхание.

Первый этап - это естественное дыхание. Во время вдоха между носом и губами существует небольшая щель, а верхние и нижние зубы касаются друг друга. Кончик языка прикасаеться к основанию нижних зубов. По мере того как делается вдох, брюшная полость выпирает. Во время выдоха рот плавно закрывается, язык опускается к нижнему небу и по мере выдоха живот подбирается. Это дыхание нужно тренировать каждый день в течение получаса. Однако начинать следует с трех - пяти минут, потом доходить до десяти минут и наконец до получаса.

Все остальные этапы также требуют получасовой практики в день. После тридцати дневных занятий первым этапом увидишь результаты в том, что станешь сильнее, бодрее психически, увеличится мощность легких.

Второй этап называется циркуляцией субстанций ИНЬ и ЯНЬ, малый небесный цикл. Согласно теории ЦИ-ГУН, передняя часть человеческого организма относится к субстанции ИНЬ, а задняя к субстанции ЯНЬ, и если субстанции ИНЬ и ЯНЬ охватывает один маленький небесный цикл, это значит, что дыхание ЦИ может расширятся, циркулируя в верхней части туловища, не достигая нижней части организма. И поэтому этот цикл называется малым небесным циклом.

Циркуляция субстанции ИНЬ и ЯНЬ по малому небесному циклу также называется вдохом и выдохом обратного типа, так как в этом случае расширение и сокращение является противоположным относительно первого этапа естественного дыхания, на котором во время вдоха живот подбирается. Хотя дыхание осуществляется через нос, управлять циркуляцией дыхания ЦИ необходимо посредством ума, направляя его в верхнюю часть организма, то есть в данном случае ум управляет дыханием ЦИ.

Во время выдоха в уме следует думать о том, как дыхание ЦИ с макушки головы опускается через грудную клетку в область киноварного поля. Во время вдоха нужно думать, как дыхание ЦИ из киноварного поля поднимается через копчик, по позвоночнику вверх, доходя до мозга. Во время вдоха необходимо втягивать анус.

Если ты стоишь в боевой позиции, тогда во время вдоха следует напрягать пальцы ног, как бы захватывая землю. Это способствует поднятию дыхания ЦИ. Время тренировок этим способом составляет 90 дней. В результате этих занятий можно вылечить заболевание легких, кишечные заболевания, сердечные, пониженное кровяного давления и т. п.

Третий этап называется циркуляцией ИНЬ и ЯНЬ по большому циклу. Он называется так, потому что дыхание распространяется и на нижнюю часть организма. В связи с тем что тренирующийся уже овладел двумя методами, научился дышать более глубоко и полно, циркуляцию ЦИ можно распределять на весь организм. Во время дыхания выдох делается через рот, а вдох через нос. Во время выдоха брюшная полость расширяется и в это время следует представлять, что дыхание ЦИ спускается с макушки через грудную клетку и киноварное поле в центр стопы, где расположена точка ЮНЬ-ЦЮАНЬ, или клокочущий источник. Во время вдоха следует думать, что дыхание ЦИ через точку ЮН-ЦЮАНЬ поднимается до копчика, дальше по позвоночнику и шее, проникая в мозг. Во время вдоха необходимо напрягать пальцы ног. Срок тренировки - 180 дней. Эффект такой же как и на втором этапе, кроме прочего этот тип дыхания укрепляет нервную систему.

Четвертый этап называется контролем периодичности дыхания СИ-ТЯО, он также называется естественным дыханием.

Он называется естественным потому, что здесь происходит последовательное расширение и сокращение брюшной полости, однако вдох и выдох являются более глубокими и долгими, чем на первом. Четвертый этап продолжается в течение 60 дней, он служит для гармоничного развития брюшной полости и для лечения кишечных заболеваний.

Пятый этап называется горловым дыханием. Кроме того, он называется усиленным глубоким дыханием. Горло должно максимально расширяться, т.к. расширение горла позволяет усилить и углубить вдох и выдох. Почему слова, которые поют, хорошо слышны?.. Потому что горло полностью открыто, расширение и сокращение брюшной полости на этом этапе происходит также как на втором и третьем этапе. Кроме того, движение ЦИ нужно делать по всему телу. Время занятий - 90 дней. Очень хорошо укрепляет внутренние органы.

Шестой этап называется внутренним дыханием: вдох через нос, живот во время вдоха подбирается, во время выдоха расширяется. Почему называется внутренним? Потому что во время вдоха не слышно звука дыхания, так что сам дышащий не слышит звука дыхания. Во время вдоха ЦИ опускается с макушки в киноварное поле, потом ниже. Время занятий - 300 дней.

Развивая эти способы дыхания, надо не забывать, что параллельно должна развиваться мышечная система рук и ног, гибкость тела. Что составляет неотъемлемую часть при занятиях боевыми искусствами. После усвоения правильного дыхания и ощущения циркуляции энергии ЦИ по малому и большому кругу нужно учиться выбрасывать энергию через руки и ноги, для того чтобы наносить неотразимый энергетический удар, который называется черный удар ЯНЬ.
ПОКОЙ, МЕДИТАЦИЯ

Покой заключается в пустоте сердца, которое держит лишь образ единого, и десять тысяч вещей падают в пустоту, подобно камням, которые погружаются на морское дно.

В расслаблении мышцы твои легкие, подобно зыбучему песку, в котором кровь вслед за дыханием ЦИ движется плавно вниз. Вдох и выдох должен быть глубоким, долгим, тщательным и уравновешенным, так чтобы долгота вдоха и выдоха не отличались не на йоту.
РЕГУЛИРОВКА УМА

Дыхание ЦИ должно соединятся с силой ЛИ, мозг должен сохранять единство с сердцем, сердце должно соединиться с умом, а ум должен руководить дыханием.

Дыхание ЦИ укрепляет силу ЛИ, а сила является двигателем дыхания ЦИ. Посредством дыхания совершается усилие, а усилие должно достигать глаз и зрения.

Действие должно совершаться плавно и постепенно, посредством резких движений не достигнешь успеха.
ЕДИНСТВО ВДОХА И ВЫДОХА

Тело движется подобно перекатывающейся волне, и руки вылетают, как катятся волны. И когда наносят удар, даже тени не видно, нужно быстро защищаться, нужно быстро нападать. Так что великий секрет искусства движения заключается в единстве вдоха и выдоха. ЦЗУН-ЦИ (главное дыхание).

Если будешь долго и упорно заниматься, то сила твоя, подобно волне, сможет разрушить гору.
КИНОВАРНОЕ ПОЛЕ

Закон киноварного поля - это основа дыхательных гимнастик, и сила, которая исходит из киноварного поля, равна силе тигра. Все сто суставов человеческого организма движутся вместе и движение - устремление - усилие извергается подобно вулкану, энергия ЦИ пронизывает все суставы - сочленения организма, и сила его как удар грома, а скорость подобна молнии.

Когда главное дыхание ЦЗУН-ЦИ, охраняющее дыхание ВЭЙ-ЦИ и изначальное дыхание ЮАНЬ-ЦИ всего организма сконцентрированы в киноварном поле ДАНЬ-ТЯНЬ, тогда организм способен обрушивать на противника огромную непреодолимую силу. Наилучшее время тренировки концентрации на киноварном поле - это на рассвете, с пяти до семи утра; утром, с девяти до десяти; после полудня с двух до трех и вечером, с девяти до одиннадцати. В начале заниматься десять-тридцать минут, а после одного года можно тратить 30-60 минут.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЫХАНИЕМ ЦИ

Управление дыханием Ци, способность умом направлять дыхание ЦИ в нужное место организма. Например, у вас болит печень и поэтому нужно, чтобы дыхание ЦИ поступало в печень. Понемногу концентрируйте дыхание ЦИ в необходимом месте.

Вы можете направить дыхание ЦИ куда вам нужно. Кроме того, хороший способ управления дыханием ЦИ - это управление дыханием с помощью зрения. Если вы хотите, чтобы дыхание ЦИ направилось в головной мозг, нужно поднять глаза кверху. Если опустить в ноги, нужно смотреть вниз.
Сердце - это изначальный наставник (полководец).
Дыхание Ци - это движение вперед.
Глаза - это стяги и знамена. Если в глазах мутится, зрение не сконцентрировано, тогда не видишь ясных указаний. В результате чего движения и покой теряют правильную последовательность, нарушается регулярное чередование вдоха и выдоха.
Все движения тела, движения ног, повороты рук должны быть подвижны. А эта подвижность достигается посредством тренировки дыхания ЦИ. Быстрое движение, и со всей скоростью устремляется дыхание ЦИ. Если не нужно биться, то все нормально. А битва случается - одерживаешь в ней победу.
ГЛАЗА

В практике боевых искусств важное место занимают глаза. Оттачивай способность зрения видеть расположение и построения противника, ведь воля твоя следует поворотом глаз. Движение сердца должно приводить в движение все сто суставов сочленения организма, а сущностная сила человека проистекает из легких.

Нужно регулировать и контролировать последовательность вдоха и выдоха движения и покоя, принимая вовнутрь дыхание ЦИ и концентрируя его в единый комок. Ведь каждое движение организма пронизано единым дыханием ЦИ, в результате чего и ноги, и руки становятся быстрыми и сильными как у обезьяны.

И движется человек со скоростью вспышки молнии, и с радостным настроением проходит он, победив во всех схватках.
ДЫХАНИЕ ЦИ И СИЛА ЛИ

Дыхание ЦИ циркулирует в системе каналов и меридианов ЦЗИНЬ-ЛО в сухожилиях и каналах МАЙ. А источником силы ЛИ являются кровь, мышцы, кожа и кости. Если противник силен, то облик его, кожа и кости, выражают внешнюю силу, а внутренняя сила заключается в сухожилиях и каналах. Дыхание ЦИ и кровь действуют в виде внутренней силы, а кровь и сила ЛИ действуют как внешняя сила. И только в том случае если ты понимаешь смысл дыхание ЦИ и кровь, тогда будишь источник происхождения дыхания ЦИ и силы ЛИ.

Сначала происходит движение дыхания ЦИ, из чего проистекает действие силы ЛИ, и если киноварное поле наполнено, тогда достаточно силы и дыхания.
СЕКРЕТЫ КУЛАЧНОГО БОЯ

Во время четвертой фазы нужно расправить суставы и удалить из организма отработанное дыхание ЦИ. 9 раз подняться и 9 опустится. Выдох подобен орлу, который хватает когтями рыбу, а вдох - это огромная птица пэн, что расправляет крылья. В час цзы упорно и настойчиво практикуй упражнение «ветер раскачивает иву» а упражнение «алмазный кулак» следует делать в час хай. После еды многократно повторяй упражнение «металлический палец», а затем ребром ладони разбивай деревянную куклу. С открытым сердцем тренируй упражнение «макушкой расколоть кирпич» а после полудня ударом локтя разбивай камень. Когда дыхание ЦИ достигает макушки КУНЬ-ЛУНЬ, делаешь упражнение «алмазная стопа». Когда голоден и устал, поднимай дыхание ЦИ, прыгая на стену. Подвесив мешочки с песком и камнями к ногам, проходи 1000 ли, а когда дыхание ЦИ выходит из киноварного поля, подметай двор. Когда дыхание ЦИ собирается в киноварном поле, поднимайся наверх, и подобно порыву черного ветра, вали на землю лес. Когда дыхание ЦИ выходит и доходит до точки БАЙ-ХУА, ветер движется вниз, проносится по рынку, натягивая свой лук, как лук выгибаешься вперед и наносишь удар ногой в позе тигра, концентрируешь дыхание ЦИ, возвращая в сердце, и направляя его в основание стопы. Дыхание ЦИ пронизывает обе стопы, и ты стоишь подобно всаднику, сидящему на лошади, устойчивый как гора ТАЙШАНЬ - лестница, ведущая на небеса. Если трансформируешь дыхание ЦИ, то в бою подобен пущенной из лука стреле, неуловимой силой духа пролетаешь со скоростью ветра неразгаданай тайной.

Все это переводы с древних китайских трактатов боевых искусств. Каждое такое изречение идет как бы в закодированной форме, и каждый, кто будет это читать, должен сам додуматься, о чем здесь идет речь и как нужно правильно все это применять при тренировках. Рассмотрим дальше эти трактаты, в них пойдет речь о воспитании своих рук, доведении их до жесткости смертельного оружия.

Монахам Шаолиня запрещалось, носить с собой оружие, и поэтому они делали из своих рук и ног страшное оружие, доводя твердость их до твердости метала.
НАБИВАНИЕ КУЛАКОВ

Каждый день рано утром и перед сном сначала наноси удары кулаком по внутренней стенке или по деревянной доске. Каждый день делай по три комплекса, за один комплекс наноси 50-100 ударов. И только через три - пять месяцев начинаешь замечать какие-то результаты. В день следует делать три - четыре комплекса, а каждый комплекс состоит из 50 ударов. После трех - пяти месяцев, когда сможешь разбить кирпич, переходи к разбиванию камней.

А сейчас мы узнаем, как это делали монахи Шаолиня.

Во время четвертой стражи наноси удары по мешку с рисом, а вечером при свете звезд бьешь по доске. В полдень наноси удары по обеденному столу, а после обеда бьешь по стене. Лопается кожа и кровь разлетается брызгами, а ты и весной и зимой все продолжаешь свои тренировки.
НАБИВАНИЕ ПАЛЬЦА

Нужно стараться тренировать силу указательного пальца, а для этого дыхание Ци должно выходить из киноварного поля. Сначала следует бить пальцем в пшено, потом нужно бить пальцем в песок и гравий. И палец твой покраснеет и опухнет, но ты должен бить 3800 раз. После этого мясо на пальце превратиться в струпья и мозоли, тогда нужно бить им в железные опилки. После этого, как ударил девять раз по тысяче раз, будет лопаться палец и кровь выступать. Но мозоль покроет потом палец твой тройным слоем, и трижды должен смениться ноготь, и тогда станешь ты мужем, достигшим совершенства в боевом искусстве. Ударишь по стене, и вмиг образуется дырка, т.к. плоть на пальце превратилась в металл.
РАЗБИВАНИЕ КАМНЕЙ ГОЛОВОЙ

Сначала нужно встать в стойку трех кругов и пять раз привести в движение дыхание ЦИ. При этом оно должно выходить из киноварного поля и направляться в точку БАЙ - ХУА. После чего наносят себе удары по макушке и бьют себя по черепу кулаком, и постепенно удары становятся все сильней. Удары головой наносят по стене, можно разбивать деревянную доску. Это упражнение лучше делать в полдень. Когда тренируешься, язык должен касаться неба, рот закрыт, дыхание через нос. Дыхание ЦИ проходит через макушку головы, и когда дыхание ЦИ выходит, издается резкий звук. При этом нельзя расслаблять дыхание ЦИ.

Следует заметить, что эти тренировки должны проходить под наблюдением опытного мастера, чтобы избежать всяческих травм и сотрясений.
УПРАЖНЕНИЯ

Давайте теперь рассмотрим, что дают нам различные упражнения, их очень много в боевых школах востока. Я приведу пример лишь немногих из них, которые чаще всего использую в своих занятиях.
Почеши плечом ухо. Способствует нормализации тонуса сосудов головы, снятию усталости и раздражительности, устраняет скованность в плечевом поясе.
Змея в танце. Разминка мышц поясницы, увеличивает подвижность позвоночника, оказывает эффект при болях головы.
Массируйте колени. Оказывает тонизирующий эффект.
Кольцо змеи. Увеличивает подвижность в тазобедренном суставе.
Змея играет хвостом. Тонизирует нервную систему.
Поверженный дракон. Укрепляет брюшной пресс.
Удав готовиться к броску. Сопровождается массажем рефлексогенных зон поясницы и тыльной стороны кисти. Связано с деятельностью мочеполовой и центральной нервной системы. Способствует профилактике поясничных болей.
Змея кусает себя за хвост. Массирующее воздействие на активные зоны на лодыжках и пальцах ног, связанных с деятельностью нервной системы органов зрения и слуха, желез внутренней секреции.
Руки толкают небо. Используется для восстановления дыхания и умения напряжение и расслабление связать с вдохом и выдохом.
Змея поднимает голову. Для разминки суставов рук отрабатывается движение: рука-змея используемое в боевых приемах.
Брось взгляд назад. Для устранения переутомления и семи заболеваний (сердце, печень, селезенка, легкие и почки, а также от расстройства мочеполовой системы).
ПАЛЬЦОВКА

Считается что каждый палец связан с определенным космогоническим началом - это пять стихий традиционной китайской философии (металл, огонь, вода, дерево, земля).

Либо что-то другое. Например в школах НИНДЗЮЦУ, Большой палец соответствовал пустоте - началу и конечной точке всех вещей. Указательный - ветру и любым газообразным субстанциям, отвечал за мудрость и добродетель.

Средний палец - огонь и горение - представлял разум и агрессию. Безымянный - вода и жидкости - контролировал деятельность тела и эмоции. Мизинец - земля - связан со стабильностью человека в переменчивом мире.

Правая рука позитивная - ИНЬ, отдающая энергию. Левая - пассивная, ЯНЬ, принимающая энергию. Замыкая в кольцо большой и безымянный палец, повышается приспосабляемость и гибкость сознания. Переплетение пальцев КУДЗИ-ИН, которое замыкает круговорот ЦИ по специальной траектории. Одна пальцовка успокаивает разум, другая дает силу, третья адаптацию в экстремальных условиях.

БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ УДАРАХ
ИН-ТРОН - между бровями
ШОКУ - переносица
ТЬЯН-ТИН - сонная артерия
ЛЯНЦЮАН - кадык, гортань, трахея
ЦЮО - нижняя часть грудной кости
УЖОНКОАН - солнечное сплетение
СОНЛИ - на сгибе локтя
УЖАНМЕН - свободная точка 11 ребра
ЦЗЮЙКОАН - под ложечкой
ШЭМЭН - подчревье
ЦРИУРОН - складка паха
КОНСУНЬ - внутренняя часть стопы
ФОНФУ - затылок, основание мозжечка
ВАЛАО - между 2 и 1 спинным позвонком
ШЕН-ЧЖУ - между 3 и 4 спинным позвонком
ШЕН-ДАО - между 5 и 6 позвонком
УЖЭИАН - между 7 и 8
ШЕНЛЮ - между 2 и 3 поясничным позвонком с обеих сторон позвоночника
СЮЙАНЧУ - между 1 и 2 поясничным
МИНМЭН - между 2 и 3 поясничным
ЛАНЕОАН - между 4 и 5 поясничным

Судя по этим описаниям болевых точек, можно сказать, что большая их часть находиться на спине и при правильном нанесении удара полностью парализует противника.

Теперь перейдем к командам, которые подаются перед началом и по окончании занятий. Все это входит в ритуал занятий, и каждый занимающийся должен их знать. Без ритуала ничего не делай, без ритуала ничему не внемли, без ритуала не двигайся с места.
ДУЙСИН - постройтесь
ЧЖАНЛИ - стоять прямо - смирно
НИНЬХАО - здравствуйте
ХАО - ответное приветствие
ЧАНЬ-ЗО - медитация перед тренировкой
ЦИНЬ-ЦЗО - садитесь
ЦИЛАЙ - встаньте
КАЙШИ - начинай
СЕНЬ-ШЕН - учитель
ЦЗАЙ-ЦЗЯН - до свидания
ЛАНСИ - тренировка
ЛЮВЕЙ - конец

Так что команды перед началом будут звучать так; ДУЙСИН, ЧЖАНЛИ командует старший ученик, после этого перед строем выходит учитель и всех приветствует: НИНЬХАО, ХАО - отвечают ученики. Потом звучит команда ЧАНЬЗО, ЦИНЬ ЦЗО, все садятся на медитацию перед занятием.

После 2 - 3 минут медитации звучит команда ЦИЛАЙ, и по сигналу учителя все вскакивают со своих мест. Звучит команда ЛАНСИ КАЙШИ и начинается тренировка, после тренировки старший подает команду ДУЙСИН ЧЖАНЛИ, все строятся, и учитель командует ЦЗАЙ- ЦЗЯН ЛАНСИ ЛЮВЕЙ, и на этом тренировка заканчивается.
НАЗВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ТЭУ-ГЕН-ДИ железный буйвол пашет землю.

ГАН-ЦЗИНЬ-ЦЗЮАНЬ алмазный кулак.

ФЭЙ-МАЙ-ЦЗЯО нога, летящая как перо.

ДА-ТА-ДАЙ удары по мешку с песком.

ДАЙ-ТЕ-ВА ношение железных обручей.

ДА-МУ-ЖЕНЬ бить деревянную куклу.

ТЭ-ГАНЬ-ТУЙ нога как железный столб.

СЕ-ЦЗЫ-ЛОУ-ЛУ скорпион, ползущий по дороге.

ПО-ИНЬ-ЧЖОУ локоть разбивает субстанцию ИНЬ.

ТУЙ-ШАНЬ ЧЖАН ладонь толкает гору.

ПЕ-ЧЖУ-ГАНЬ шест для ударов.

ХЕЙ-ХУ-ТЯО-ШАНЬ черный тигр перепрыгивает гору.

МАО-ЧЖАН размалывающая ладонь.

ФЕН-ЧЖАН ветреная ладонь.

ЧЕНЬ-ЧЖУАНЬ-ЧЖАН ладонь, размалывающая кирпич.

И-ЧЖИ-ЦЗИНЬ палец твердый как метал.

ДУКИ-КАО-ХУ встав на одну ногу оседлать тигра.
ТОЧКИ ВЫБРОСА ЭНЕРГИИ ПРИ УДАРАХ И ЛОМАНИИ ПРЕДМЕТОВ

ВАЙ-ГУ-АНЬ расположена на тыльной стороне кулака на 2 цуня выше сустава.

ХОУ-СИ расположена на ладони на 1 цунь выше сустава.

БАЙ-ХУА макушка головы.

ШОНЬ-ЧЖУН середина грудной клетки.

ЦЗЮЙ-ЧЮЭ точка на уровне сердца на 6 цуней выше пупка.

ЮНЬ-ЦЗЮ-АНЬ клокочущий источник, расположена на середине стопы.
НАЗВАНИЕ УДАРОВ И БЛОКОВ

ЦЮАНЬ кулак.

ГОУ рука-крюк.

ХУ-ЧЖАН рука - лапа тигра.

ЛУН-ЧЖАН рука - лапа дракона.

ИН-ЧЖАН рука - лапа орла.

ШЯКУ удар, нанесенный снизу вверх.

ТИН-ЧЖУ удар, нанесенный локтем.

ЦА-ЦЮАНЬ рука-молот.

ЦХЫАНЕЙ-ГУН боковой удар кулаком.

НЫДАН блок рукой вовнутрь.

ВЭКО блок рукой наружу.

СЯАН блок рукой вниз.

Ю правая сторона.

ЦЗО левая сторона.

ЮЦЗО-ФЕН-ЗУН удары правой и левой ногой.

ЛУ-ДА-ГУНЬ удар ногой назад (удар осла).

ШАН-ЦЗЯН блок рукой вверх.

ЛОУТО сметающий блок ногой.

ШИШИКО-ДАН сбив ногой вовнутрь.

ШИЦЗЯ-ШОУ скрещенные руки.

ХУ-КОУ- рука - пасть тигра.

УДАЙ-ТУЙ боковой удар ногой.

ДЕН-ТУЙ прямой удар пяткой.

ТУЙ-ЧЖАН удар ладонью.

ЧУНЬ-ЦЮАНЬ удар железный кулак.
СТОЙКИ

БИМБУ фронтальная стойка.

МАБУ стойка всадника.

ГНУНБУ стойка лучника.

СЮЙБУ стойка пустая нога.

ПУБУ стойка нижняя дракона.

ДУЛИМБУ стойка на одной ноге.

СЕБУ скрученная стойка (обезьяна в кустах).

ГАЙБУ стойка ножницы.

ЦЗЯН-ЧА продольный шпагат.

ХЕН-ЧА поперечный шпагат.

Теперь перейдем к секретам китайской медицины. Я хочу рассказать о секретах китайских пилюль, состав которых я приведу дальше. У китайцев немаловажную роль всегда играла их особая народная медицина, которая большей частью основана на природных компонентах и биоэнергетике организма. Секреты этой медицины идут из самых древних корней восточной цивилизации. Ведь известно что она самая древняя на земле. Развитие боевых искусств древнего востока и развитие медицины всегда шло бок о бок, ведь одно без другого немыслимо.
ШАОЛИНЬСКИЕ ПИЛЮЛИ, ВОЗВРАЩАЮЩИЕ МОЛОДОСТЬ

Берется по 120 грамм горца многоцветкового (сваренного в вине) и дерезы китайской, 120 грамм семян повилики китайской, 120 грамм плодов блестящей бирючины, 60 грамм черных семян кунжута восточного, 180 грамм дудника разнообразного, 240 грамм корня наперстянки обыкновенной, 120 грамм эклипты черной, 60 грамм женьшеня, 60 грамм пиона бело-цветкового, 60 грамм семян целозии серебристой, 180 грамм диоскореи японской, 60 грамм куркулиги орхидеи видной, 60 грамм семян кардамона, 60 грамм дендробиума благородного, 60 грамм чудесных дожей,30 грамм цедры. Все перемалывается в порошок, потом берется мед высшего качества и готовятся пилюли величиной с пулю, которые покрываются оболочкой из воска. Каждый раз применять по 1 - 2 пилюли (два раза в день, запивать холодной кипяченой водой). Можно применять в течение многих лет. Укрепляют печень и почки, восстанавливают естественный цвет волос, улучшают цвет лица, улучшают зрение и слух, укрепляют зубы. При применении нельзя есть свинину, масло и сало, сырое мясо и рыбу, острые блюда.
ШАОЛИНЬСКИЙ ОТВАР ПЯТИ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ

Берется 30 грамм диоскореи японской, 30 грамм суньшаньского женьшеня, 120 грамм соевых бобов, 30 грамм астрагала Хуан-чи, 120 грамм свежего корня наперстянки, 10 штук китайских фиников. Все за исключением фиников помещают в глиняный горшок и варят в течении 1-2 часов до тех пор, пока не останется одна чашка. Оставшуюся жидкость выпить в два приема, заедая финиками. В месяц применять 10 раз. Очень хорошее средство при занятиях боевыми искусствами, увеличивает энергетическую силу и способствует быстрому восстановлению организма при интенсивных занятиях.

В нашем разговоре о кунг фу, давайте опустим банальности. Какие? Ну, например о секретных стилях и техниках, о том какой стиль круче и сколько "смертельных" приемов он имеет, о мастерах, которые жили давно, о... Давайте поговорим о важном, о том, что же это такое и зачем оно нам нужно. Поразительно, но в век информации, в котором мы с вами живем, о кунг фу люди знают очень мало. Обычно все сводится к разговорам о стилях и о том, что кунг фу произошло из Шаолиньского монастыря... Все об этом говорят, но к стати сказать, это не правда. Кунг фу в Китае существует, по меньшей мере 5000 лет, а Шаолиньский монастырь только 1500. Но об этом и других несостыковках имеющихся в популярной литературе, поговорим позже, а сейчас о важном...


Ни что не живет так долго, как то, что действительно необходимо для человека. Нас окружает множество вещей и разных дел, но многие из них, со временем, бесследно исчезают. Остаются только самые важные, на приобретение которых люди не должны жалеть ни сил, ни времени. Древние говорили: "Время жизни потраченное не зря - это время самосовершенствования." Существует не так много способов для этого, но среди них, есть один, особенный, который включает в себя буквально все аспекты человеческого развития. Практикуя этот метод люди, на протяжении многих веков, добиваются гармонии в жизни и полной самореализации. Мы с вами говорим о кунг фу.


Вопреки расхожему мнению, кунг фу - это не вид спорта, это не забавное кино сделанное в Гонконге и конечно же, это не только приемы для самообороны. Если бы боевые искусства были только способом для драки, они давно бы вымерли. В современном мире у людей достаточно способов, чтобы разобраться друг с другом - законы, оружие, масмедиа, экономические рычаги наконец. Но вот чего современному человеку действительно не хватает, так это способа разобраться с самим собой. Невероятно, но факт, внутри нас гораздо больше проблем, чем снаружи. Эта вечная борьба с ленью, бесконечные поиски мотивации, решение моральных проблем, отнимающие много времени и сил. А здоровье? Это вообще отдельный вопрос, начав разбираться в котором, очень быстро осознаешь, что утверждение медиков о том, что сейчас здоровых людей просто нет - это правда. И что же делать? Как бы примитивно это не звучало, но нужно драться, безжалостно драться со своими недостатками за право быть не таким, как все. Нужно найти в себе смелость и принять этот вызов. Законы природы пока ни кто не отменял и все, как в прочем и всегда, достается победителю. Только, когда вы станете достаточно сильны, ваши проблемы начнут с вами договариваться, но не раньше. В нашем внутреннем мире, все, как снаружи, все уважают сильный разум, а не просто разум к сожалению. Для решения таких задач, нужно выбирать подходящий инструмент. Какой? Боевые искусства - правильный выбор.

Эффект от практики кунг фу распространяется на всего человека, как в физическом, так и в психоэмоциональном плане. Уже ни для кого не секрет, что например, рост волос и молодость кожи зависит от работы сердца и легких, а сила мышц от состояния почек. Это знает не только традиционная китайская медицина, но уже и наша с вами, европейская. Умение же контролировать эмоции держит в узде психику, что в свою очередь дает возможность нашему разуму оставаться чистым, полноценно воспринимать красоту мира и ценность жизни, если хотите.

Абсолютно все, что представляет из себя человек, кунг фу развивает и улучшает. Кунг фу это целостная система, в которой ни что не остается без внимания. Цигун, тренируя дыхание развивает сердечно сосудистую систему, укрепляет нервную, улучшает работу всех внутренних органов и стимулирует иммунитет. Гун фа, делает мышцы и сухожилия сильными, связки гибкими, а суставы подвижными. Цюань фа, приводит тело к идеальной координации, развивает скорость не только движений но и разума, который в свою очередь начиная думать максимально рационально, совсем не мешает творческому началу. А работа с противником, этот обязательный элемент боевых искусств, не только учит быть хладнокровным перед лицом опасности, но дает возможность полностью контролировать эмоции, укрепляя психику и сохраняя здоровым тело. Все это кунг фу - боевое искусство стоящее на страже здоровья, а по сути являющееся искусством жизни.

А вопрос, заниматься ли боевыми искусствами для самосовершенствования, оставьте здравому смыслу, он вам безошибочно укажет правильный ответ.


Традиция кунг-фу монастыря Шаолинь не имеет ничего общего с широко используемым понятием «боевых искусств» как это понимается людьми, стремящимися к победам над противниками, или используемым в контексте вооруженных сил, армии. Также мало общего у спортивного ушу и традиционного шаолиньского кунг-фу. За всю свою историю Шаолинь никогда не был университетом боевых искусств или кузницей профессиональных бойцов.

Почему же при всем этом Шаолинь на протяжении многих веков сохраняет славу «Первого в Поднебесной по боевым искусствам», а шаолиньское кунг-фу привлекает последователей со всех уголков Земли? Уникальность шаолиньского подхода состоит в том, что еще с древних времен боевые искусства стали использовать для совершенствования духа и постижения Чань.

Чань похоже на спокойное чистое озеро, а когда начинаешь говорить о Чань словами, то все слова похожи на неправду и правду одновременно. Поэтому для постижения Чань всегда использовался метод от «сердца к сердцу» или «от состояния Учителя к состоянию Ученика». Постижение Чань часто идет через устранение сосредоточения на собственном «я» и освобождение от штампов сознания, благодаря которым и обеспечивается приток страданий. Чань - это полнота смирения и принятие жизни прямо, такой, какая она есть. Для устранения штампов Чань использует пограничные состояния сознания и специальные методы тренировки, поскольку только экстремальная ситуация скорее всего обращает нас к пониманию реальности. В экстремальной ситуации всегда существует угроза для жизни, поэтому, чтобы выжить, необходимы полное сосредоточение и полная свобода от всех штампов. Практика кунг-фу этому способствует.

Научит ли Шифу меня драться? Очень вероятно, что «да», или, по крайней мере, Вы станете сильнее духом и телом. Но шаолиньское кунг-фу это очень непростое боевое искусство, и Вы можете ставить более амбициозную задачу, при этом, лучше всего, ничего конкретно не ожидая и не планируя. На занятиях в Школе Мастера Ши Янбином, Вы не только научитесь удачно выполнять шаолиньские таолу (комплексы, нормативная последовательность движений) и работать с оружием (шест, хлыст, меч). Тренировки организованы так, что воздействуют на все уровни организма (дух шэн, сердце синь, энергию ци, внутреннюю силу цзин, внешнюю силу ли).

Шаолиньское кунг-фу Мастера Ши Янбина, Шаолинь 2015

В основе традиции кунг-фу Шаолиня лежит Чань-медитация. Далее следует практика цигун, которая дает возможность регулировать ци и задействовать внутреннюю силу цзин в нужном месте и в нужное время, в отличие от использования грубой силы ли через жесткое мышечное напряжение. Применение внутренней силы имеет разные формы и выражения, которые мы чаще всего и называем боевыми искусствами. Шаолиньское кунг-фу всегда занимало достойное место в братской семье китайского ушу наряду с Уданской школой, багуачжан, тайцзицюань, синьицюань.

Шаолиньские приемы сложны в освоении, просты в применении, в них используются принципы естественных движений тела, гармоничное сочетание расслабления-напряжения, в них нет пустых движений, все приемы сугубо практичны. Движения округлы, совершаются по вращательной траектории и способствуют накоплению ци и эффективному выбросу силы. При ударах рука согнута в локте - и в то же время не согнута, выпрямлена - и в то же время не выпрямлена. Для тренировки не требуется много места, по шаолиньскому выражению, «кулак бьет там, где может улечься корова». Атака и защита должны происходить фронтально или с боковой стороны.

Ученики Школы Мастера Ши Янбина изучают:

  • искусство кулачного боя и искусство владения оружием;
  • навыки владения традиционным оружием шаолиньского монастыря – шестом и мечом, хлыстом;
  • технику захватов и заломов (циньна);
  • множество методов жесткой и мягкой наработки.

И, конечно, цигун и медитация являются неотъемлемой частью тренировочного процесса.

Cодержание статьи:

Вплоть до середины прошлого века, термин «кунг-фу» использовали только в одной стране – Китае. Так продолжалось вплоть до 1960-х годов. Именно тогда, фильмы с участием известного спортсмена и артиста Брюса Ли рассказали об этой древней системе боевых систем всему миру. Но полагать что такие понятия как кунг-фу, айкидо и дзюдо одно и то же – большая ошибка. Почему так, можно прочитать ниже.

Кунг-фу: значение термина и история его возникновения

Времена в промежутке между III и VI веками, становятся для истории Китая самыми сложными. Некогда мощная империя разрозненна, экономика разрушена, возникает опасность вторжения в страну варваров из Тюркской орды. В конце V века в китайской провинции Хэнань начали строиться первые даосские монастыри, которые стали основой консолидации государства.

Так появился самый известный буддийский монастырь – Шаолинь. Его первый патриарх Бодхидхарма (годы жизни 440–528 гг.) заметил, что почти все монахи физически слабы. Внедренная им система медитации и развития физического здоровья, известная как шаолиньское ушу , стала основой учений кунг-фу.

В переводе с китайского языка, кунг-фу – индивидуальное достижение в чем-либо. Второе значения этого слова – боевое искусство.

Самые известные стили кунг-фу:

  • Шаолиньцюань – акробатические приемы и прыжки сочетаются с мощными ударами;
  • Тайцзицюань – здесь движения медленные и плавные;
  • Вин Чунь – мгновенные атаки при помощи рук. Бой происходит на близком расстоянии;
  • Танланцюань – техника копирует движение богомола: раскачивания и уклоны сочетаются со скоростными зацепами руками типа «крюк».

Любой боевой стиль кунг-фу стоит на трех китах – техника, сила, скорость. Развивать их следует равномерно. Например, если боец обладает отличной техникой и скоростью, но его тело физически слабо, то значительный урон противнику он нанести не сможет.

Как научиться кунг-фу в домашних условиях

Рассмотрим морально-психологическую сторону вопроса. Зачем вам кунг-фу? Повысить физику тела, поправить здоровье, побуждают другие обстоятельства? Почти у многих цель размыта. Но в любом случае, для достижения положительного результата следует потратить некоторое время и силы.

Необходимо тщательно подготовиться:

  • Место для занятий . Идеальная площадка для тренировок – пустая комната. Если таковой не найдется, следует освободить пространство с размерами 2 на 2 метра;
  • Спортивный инвентарь . Для отработки ударов руками и ногами понадобится боксерская груша. Хотя на первом этапе удары можно наносить «по воздуху»;
  • Инструкция. Наставника нет, поэтому материалы о тренировочном процессе следует искать самостоятельно. Как вариант – ролики на одном из каналов YouTube;
  • Выбор техники. Направлений кун-фу огромное множество. Есть школы оборонительного плана, которые делают упор на равновесие и гибкость, а есть агрессивные техники, направленные на развитие мышечной массы и выносливости. Что выбрать – решать вам.

После подготовительного процесса можно приступить к тренировкам. Как правильно это делать, можно прочитать ниже. А пока, небольшой совет – постарайтесь найти себе партнера для спарринга, ибо боксерская груша – это хорошо, но живого человека она вряд ли заменит.

Китайские боевые искусства: правильно тренируемся

Первое, о чем следует подумать, так это о плане занятий. Интенсивность тренировок высокая, и перерыв между ними для новичка должен быть не менее 48 часов. Приступим:

  1. Разминка . Важнейший этап в любом спорте. Начиная с шеи и заканчивая областью голеностопа, боец улучшает циркуляцию крови в теле и прогревает мышцы. Следует следить, чтобы ритмичные движения не приносили спортсмену дискомфорта;
  2. Основные стойки . Через стойку выполняют различные блоки и удары. Всего их, если считать базовые позиции, около дюжины. Начинать нужно со стойки «мабу» (позиция наездника – ноги широко расставлены и согнуты в коленях, ступни полностью соприкасаются с полом, спина прямая, руки на уровне пояса), затем, когда позиция отработана, переходить к «гун-бу» (взведенный лук ) и т.д.
  3. Отработка ударов . Удары ног (с выпрямленной ногой, круговая подсечка, боковой мах, удар пяткой и т.д.), рук (тыльной частью кулака, рубящий удар, прямой удар ладонью и т.д.), составляют основу системы кунг-фу. Технику исполнения ударов, во избежание травм, следует практиковать в конце тренировки, когда мышцы разогреты.

Помните, основные движения системы кун-фу продиктованы поведением животного мира: тигра, журавля, богомола, змеи и т.д. Во время занятий мысленно ассоциируйте себя со зверем, насекомым или пресмыкающимся (зависит от ситуации) и тренировки будут проходить более интересно и продуктивно.

Чем отличается кунг-фу от карате?

Для непосвященных кунг-фу и каратэ могут показаться совершенно одинаковыми. Оба являются азиатскими боевыми искусствами, и оба они довольно популярны в кино. Тем не менее, существует множество различий, которые отличают их друг от друга:

Каратэ

Кунг-фу

Происхождение и родина

Япония, 19 век.

Китай, 5 век.

Краткое описание

Форма безоружного боевого искусства.

Включает в себя не только боевые стили, но и упражнения, связанные с концентрацией и самодисциплиной.

Отличительные особенности

Резкие удары ногами, коленями, локтями и руками.

Состоит из множества стилей имитирующих атаки животных. Большинство стилей включают удары и блоки.

Синонимы

Каратэ-до

Движения

Линейные и точные

Циркулярные и круговые

В двух словах отметим: кунг-фу красивый и эстетичный вид борьбы, а каратэ имеет более жесткий стиль. Оба боевых искусства настолько различны, что ни одно из них не имеет преимущества перед другим.

Древнее учение кунг-фу развивалось таким образом, что стало для китайцев не столь боевым искусством, как наукой о самосовершенствовании в любом аспекте жизни. Соединив в одно целое «усилие» и «терпение», можно развить нужные для человека навыки и стать мастером своего дела. Будь то саморазвитие, занятие бизнесом, хобби и те же боевые техники единоборств: проделав большую работу и достигнув высоких достижений, в чем либо, китайцы говорят просто – «кунг-фу».

Видео: реальные возможности стиля кунг-фу

В данном ролике будет показано, на что способен боец, практикующий данный стиль:

Постараемся дать краткое описание того, что представляет собой кунфу монастыря Шаолинь в современном виде, т.е. таким, каким оно практикуется в храме в наши дни.

С чего начинается обучение кунфу? – Конечно, прежде всего, с нахождения учителя. Если вы пришли обучаться в монастырь, то какой либо из монахов должен взять на себя ответственность за ваше посвящение, поскольку в Шаолине считается, что буддийское прибежище (куй и саньпао) — это необходимое условие для начала тренировки. Это первая и основная из буддийских практик, а согласно канонам Шаолиня занятия кунфу не отделимы от практики дхармы (буддийское понятие о духовном совершенствовании).

«Принятие прибежища» не просто некий ритуал — это как бы «пропуск» в истинные врата Шаолиня, приобщение к настоящей традиции. Прежде чем дать вам знания и энергию, учитель должен убедиться в вашем устойчивом намерении морального и духовного продвижения. Без получения такого благословления считается, что практика кунфу будет долгой и безуспешной, к тому же невозможно будет освоить более сложные разделы. Напоминаем о том, что кунфу в Шаолине есть следствие буддийской практики, а не наоборот. Но, этот обряд коренным образом отличается от аналогичных в других религиозных традициях. Выполнение его не отрицает приверженность к другим традициям, но требует полной осознанности и искренности в своем продвижении на пути очищения сознания. Прибежище также называют «Три драгоценности», т.е. необходимо осознать свое непротиворечие трем основным установкам буддийского учения: Будде — как всеобщему идеалу добра и справедливости, великому Учителю этого мира, источнику света и вдохновения; Дхарме — как уникальной практике духовного преображения и избавления от страданий; и Сангхе — как единому сообществу всех живых существ, идущих по пути мира и сострадания.

Конечно, кунфу занимаются не только буддисты и ритуал прибежища в настоящее время зачастую очень формален, но все преподаватели боевых искусств в Шаолиньской долине, да и многие ученики, считают своим долгом найти учителя-монаха в самом монастыре. Согласно древней пословице «Чхань цюань и тхи», т.е. «Чань (медитация) и кулак (практика кунфу) — одно тело».

Но не все монахи в Шаолине занимаются кунфу. Они делятся как бы на две части: одни из них называются Вэньсэны («культурные» монахи) занимающиеся только буддийскими практиками, а вторая Вусэны («боевые» монахи), т.е. те, кто собственно и занимается кунфу (помимо буддийских практик).

Занятия начинаются с изучения основных стоек, движений и подготовки тела. Все это называется «Цзи пэнь гун» — базовая работа. Она состоит из отработки позиций ног (бусин), самая важная из которых стойка «мабу» (позиция лошади или всадника).

В Северном Шаолине традиционно считается, что ноги являются основой работы кулака, поэтому в практике кунфу 70% тренировки посвящено ногам и только 30% рукам. Для начальной подготовки ученику необходимо освоить то, что называется «чжуан гун» (стояние в “столбе”). В записях о шаолиньском боевом искусстве говорится: “Стойка все равно, что лошадь для всадника, стойки не установлены — руки не помогут, ноги не согласованы с телом — трудно владеть собой в бою, нельзя приблизиться к противнику, стойки беспорядочны — руки беспорядочны”. «Мабу чжуан» — это стояние в стойке мабу. Существует много способов и секретов этого упражнения, позволяющих практиковать стойку весьма долго (до нескольких часов). Достигается это конечно, не столько благодаря физической тренировке, сколько способностью мобилизации внутренней энергии и умению направлять ее внутри тела (цигун). Надо сказать, что классическое исполнение стойки мабу трудно, так как имеет много требований, например:

— ступни параллельны друг другу, располагаются на расстоянии 2,5 длины;

— бедра параллельны земле;

— колено проецируется на большой палец ноги;

— позвоночник прямой(в пояснице и грудной области не прогибается) вертикальный,

— макушка(bai hui) напротив точки “hui yin”(располагается в промежности);

— копчик проецируется на линию пяток;

— стойка должна быть твердой и прочной, тело как будто по колено вкопано в землю;

— дыхание нужно сосредоточить в киноварном поле (dan tian — низ живота).

Стойка «гунбу/gong bu» — позиция лука. Передняя согнута под 90°, задняя выпрямлена, ступни направлены вперед. Стойка употребляется преимущественно для атакующих движений и также имеет много требований для выполнения.

«Тинцзыбу/ding zi bu» – стойка, напоминающая иероглиф «ding» (т). Одна нога носком упирается в землю, другая всей ступней прижата к земле, колени сжаты, спина прямая (вертикально), верхнее бедро параллельно земле.

Стойка «сюйбу/xu bu» — пустой шаг. Одна нога согнута, на ней 90% веса, другая выставлена на пол шага вперед, носком упирается в землю, голень вертикальна, взъем стопы вертикален, бёдра сжаты.

Стойка «пубу/pu bu» — стелющийся шаг. Употребляется для атак по нижнему уровню, подсечек. А также прекрасное упражнение для суставов ног. Одна нога полностью согнута в колене, голень прижата к бедру, колено развернуто наружу, вторая нога выпрямлена, обе ступни параллельны и прижаты к земле, корпус развернут к вытянутой ноге.

«Бинбу/bing bu» — соединенная стойка — ноги вместе.

«Лунсинбу/long xing bu» — шаг дракона(передне-скрестный).

Статичная работа над стойками, должна укрепить не только физическую структуру тела, но и обеспечить энергетическую поддержку (юн ци) суставам, связкам и мышцам ног. Благодаря «столбовой» работе «чжуан гун» тело и сознание обретают устойчивость и силу, необходимые для дальнейших тренировок. Поэтому говорят «Чжан чжуан — шаолинь вугун чжи и» (“Столбовая” работа — основа практики Шаолинь). Стойки, сами по себе, не несут конкретной боевой нагрузки, но незаменимы для подготовки силы и выносливости. Они как фундамент и несущая конструкция дома, являются изначальным условием и необходимым основанием для создания последующей прочной технической структуры.

Для умения двигаться, необходимо освоить основные способы шагов. Шаги несколько отличаются от стоек.

Основные типы шагов (бу фа/bu fa):

1) шан бу/shang bu — шаг вперед.

2) хоу бу/hou bu (тхуй бу/tui bu) — отступление назад.

3) цзиень бу/jian bu — «шаг — стрела», ударный быстрый шаг вперед в стойку гунбу, обычно сопровождается мощной атакой. Имеет несколько разновидностей в зависимости от стиля, но основной отличительной особенностью, как шанбу так и цзиеньбу, является то, что ступни обеих ног направлены вперед для обеспечения быстрого продвижения и смены атакующих позиций (Здесь сказывается пристрастие шаолиньской техники к быстрым стремительным атакам по фронтальной линии, причем даже скорее к набору атак).

4) тхяо бу/tiao bu — прыжковый шаг.

5) тхиень бу/tian bu, яо бу/yao bu — шаги прыжковые, но с разной постановкой ног.

6) фэй бу/fei bu — летящий (взлетающий) шаг стремительный прыжковый шаг с подтягиванием ног.

7) тхоу бу/tou bu — «шаг вора», «шаг украдкой» — шаг с перекрещиванием ног.

Нужно отметить, что трудно дать полное описание стоек, шагов и способов передвижений, т.к. вариантов их сотни и зависят от стиля или мастера. Даже внутри самой шаолиньской традиции зачастую встречаются совершенно разные толкования. Поэтому данное описание лишь один из наиболее часто встречающихся вариантов. Такая картина стоек характерна почти для всех стилей, но в каждом конкретном случае существуют свои разновидности, присущие данному стилю, например стоек «тинбу» насчитывается больше 5-ти и т.д. Стойка же «мабу» для начинающих называется «сыпхин/si ping/ мабу» — ровное, и существенно отличается от стойки продвинутого «юань/yuan/ мабу» — округлое.

дань туй (dan tui) — прямой пинающий удар ногой вперед;

дэн туй (deng tui) — толкающий (топчущий) удар;

чжэн ти туй (zheng ti tui) — прямой удар-мах вперед;

ли хэ туй (li he tui) — удар снаружи вовнутрь;

вай бай туй (wai bai tui) — удар стопой изнутри наружу;

тао гоу (dao gou) — «перевернутый крюк» — круговой удар назад;

цэ чхуай (ce chuai) — лягающий боковой удар;

ляо туй (liao tui) –“поднимающая нога”;

сао туй (sao tui) — «сметающая нога», различают: циень сао (qian sao) — передняя подсечка, хоу сао (hou sao) — задняя подсечка и ли сао (li sao) — подсечка внутрь.

Удары ногами в прыжках:

арцицзяо (er qi jiao) — удар в прыжке с подтягиванием одной ноги к груди, вторая делает дань туй;

сюань фэн цзяо (xuan feng jiao) — «стопа-вихрь» — закрывающий удар с поворотом на 360 градусов;

тэн кхун пай лиень (teng kong bai lian) — «лотос раскрывается в воздухе» — раскрывающий удар в прыжке с разворотом на 360 гр.; пхань лун кхун (pan long kong) — «дракон сворачивается в воздухе» — боковой удар в прыжке; хоу тэн кхун (hou deng kong) — задний удар в прыжке с разворотом на 360 гр.

Кроме этих основных ударов наиболее часто встречаются также движения: чхань (chan) — удар заступом, цхай цзяо (cai jiao) — удар вперед, хоу тэн (hou deng) — толчок назад, фэй цзяо (fei jiao)-прыжок с ударом вперед, шуан фэй (shuan fei) — прыжок с ударом обеими ногами,цха (ca) — трущее движение, па цзяо (ba jiao) — подсекающее движение ногой, гуа (gua) — висячий удар ногой, чжан тхи (zhang ti) — удар крюком снизу и т.д.

Кроме того, каждый стиль имеет свои разновидности исполнения движений. Отдельные движения и удары обретают оформленность в «приемах», «формах» из которых состоят «таолу» (осн. техники, комплексы) — то, что характеризует понятие «стиля», в них (таолу) и содержится основа техники,так сказать, её квинтесенция — «цюань фа».

В основу базовой работы также входит изучение основных движений рук, ног, координация “6 соединений/liu he” (ступни -ладони, колени-локти, плечи — бедра), а также работа тела, головы и глаз.

В технике рук различают «шоу син/shou xing» — формы рук и «шоу юн/shou yong» — использование рук. Основные формы употребляющиеся для защиты и нанесения ударов это — кулак (используются: «лицо кулака/mian quan» — передняя часть, «спина кулака/bei quan» — тыльная сторона, основание кулака, «глаз кулака/yan quan» — верхняя часть, выставленные костяшки пальцев), ладонь (чжан/zhang), крюк (гоу/gou) — пять пальцев собранные вместе, запястье согнуто под острым углом, «ба цзы чжан/ba zi zhang» (ладонь черепицы) — свернутая форма ладони, лапа тигра «ху чжао/hu zhao», «пальцы наподобии цветка» — пальцы раскрыты, а ладонь свернута.

Использование рук (способы):

кулак (цюань фа/quan fa): чхун цюань/chong quan — прямой удар (существует около 10 разновидностей):

ян цюань/yang quan — удар кулаком вверх, рука согнута в локте 90 градусов;

инь цюань/yin quan — удар вниз;

цза цюань/za quan — разбивающий удар сверху вниз (существует несколько видов);

фэй цюань/fei quan — летящий кулак, боковой удар;

хэ цюань/he quan — соединяющий кулак,охватывающий удар обеими кулаками вперед горизонтально;

фань пэй/fan bei — удар обратной стороной кулака;

тань пиень/dan bian – удар-плеть, основанием обеих кулаков в стороны;

пхи цюань/pi quan — рубящий удар сверху-вниз;

а также цзя/jia — подставка, кэ/ke — преграждающий, цзай/zai — всаживающий, цзуань/zuan — буравящий, кунь/gun — круговой, ляо/liao — поднимающий, по/bo — блокируюшие движения и т.д.

ладонь (чжан): пхи чжан (pi zhang) — вертикальный рубящий удар; тхуй чжан (tui zhang) — толчок ладонью вперед; цян шоу (qiang shou) – “рука-копье”, протыкающий удар пальцами вперед; цие чжан (qie zhang) — режущий удар с поворотом кисти вокруг своей оси; фан пэй чжан (fang bei zhang) — удар обратной стороной кисти; ань чжан (an zhang)- давящая ладонь; цзя (jia) — блок-подставка вверх; ляо чжан (liao zhang)- блокирующее или атакующее движение по круговой траектории.

локти (чжоу): тин чжоу (ding zhou) — удар «макушкой» локтя; пхань чжоу (pan zhou) — круговой удар вперед внешней стороной основания предплечья; хоу тин чжоу (hou ding zhou) — удар назад; шан чжоу (shang zhou)- удар вверх. Надо отметить, что полное количество ударов и приемов с использованием локтя свыше 100.

Существуют также удары тигриной лапой, когтем дракона, удары и захваты запястьем «гоу», удары пальцами, но трудно дать их общее описание, т.к. использование зависит здесь от стилевых особенностей.