» » Методика капустина на уровень эстетической воспитанности. Оценка уровня воспитанности

Методика капустина на уровень эстетической воспитанности. Оценка уровня воспитанности
  • № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
  • № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
  • № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
  • № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
  • № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
  • № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
  • № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
  • № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
  • № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
  • №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
  • № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
  • № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
  • № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
  • № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
  • № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
  • № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
  • № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
  • № 22. Ктд, ее специфика и технология
  • № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
  • № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
  • № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
  • № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
  • № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
  • № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
  • № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
  • № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
  • № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
  • № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
  • № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
  • № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
  • № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
  • № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
  • № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
  • № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
  • № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
  • № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
  • № 41. Методы обучения
  • № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
  • № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
  • № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.
  • № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.

    Воспитанность – это свойство личности, которое характеризуется совокупностью достаточно сформированных социально-значимых качеств, которые отражают систему отношений человека к обществу, людям, к себе, к деятельности, природе, к искусству и т.д.

    Воспитанность – обобщающий результат социализации, воспитания и самовоспитания

    Воспитанность – определенный уровень развития возможностей человека

    Воспитанность – это совокупность достаточно сформированных социально значимых качеств (знаний, взглядов, отношений, качеств, действий человека)

    Воспитанность предполагает гармонию количества знаний, творческих действий, проявления чувств и общения.

    Уровень воспитанности – степень соответствия свойств, качеств, отношения личностей к требованиям культуры и общечеловеческим ценностям.

    Уровень воспитанности определяется знанием правил и обязанностей ребенка и стремлением их выполнить. Воспитанность связана с поиском человеком путей самоанализа, самоорганизации. Воспитанность школьника определяется возрастными особенностями и возможностями, реальными условиями жизни, индивидуальными способностями.

    Критерии воспитанности :

      поведение, действие личности

      мотивы поступков (выявление внутренних мотивов, в основе мотивации может лежать: прямые потребности – физические и духовные;тонкие личные – подражание кому-либо)

      стремление к самоанализу, самооценке, самоорганизации, самосовершенствованию

    Критерии воспитанности (с проявлением во внешней форме):

    1. знание норм учениками – важное условие формирования качеств

    метод : анализа ответов на поставленные вопросы

    2. выявление отношения учащихся к поступкам ,событиям и их оценочные суждения

    методы :

      специально задаваемые вопросы;

      тематически ориентированные сочинения;

      организация диспутов и дискуссий – позволяют судить о взгляде;

      личная беседа;

      социометрические методики)

    3. действие

    методы :

      наблюдение – можно оценить отношение к учебе, труду, качество поведения

      наблюдение за игрой – чувство товарищества, коллективизм, умение сдерживать эмоции

      посещение театров и выставок – направленность интересов

      создание специальной ситуации

      распределение поощрений и наград

      остроконфликтные ситуации – снижается способность маскировать чувства и мысли (недопустимо преднамеренное создание конфликта)

      поступки для себя (без чужих глаз)

    Можно выделить 4 группы воспитанности :

    1. Невоспитанность – отрицательный опыт поведения, потому что нет стремления ни к самоанализу, ни к само регуляции.

    2. Низкий уровень воспитанности – неустойчивый, положительный опыт поведения, поведение регулируется только внешним стремлением, должно стимулироваться.

    3. Средний уровень воспитанности – характеризуется положительным опытом поведения, стремлением к самоанализу, к саморегуляции, самоорганизации, но все это делается для того, чтобы видеть, думать об окружающих людях.

    4. Высокий уровень воспитанности – положительный опыт поведения связан с высоким уровнем стремления к самоанализу, самоорганизации, совершенствованию и помощи другим людям.

    Уровни воспитанности по Щурковой :

      нижний – простое усвоение элементарных норм человеческого общежития.

      средний – эмоциональный уровень сопричастности обществу, деятельности в нем, людям, природе, миру и т.д.

      высокий – осознание личностного смысла и общественного значения социальных ценностей и реализации их в жизненном опыте школьника.

    Показатели уровня воспитанности :

    1. неясное представление о нравственных нормах

    2. знает нравственные нормы, но они не являются мотивом его поведения

    3. имеет четкое представление о нравственном поведении, но его поведение не устойчиво

    4. устойчивое проявление осознанных нравственных норм и качеств

    Диагностика :

      Сравнение, сопоставление полученных в ходе изучения данных с описанием типичного, стандартного для данного возраста поведения.

      Анализ. Выявление причин отклонения поведения от индивидуальной нормы и от ожидаемого поведения.

      Интерпретация. Обобщение и систематизация полученных данных в ходе сравнения и анализа с позиции современных педагогических теорий и взглядов.

      Прогнозирование. Предположение о возможном поведении ученика в будущем в аналогичных ситуациях.

      Сообщение результатов диагностики родителям, учителям, людям, которые работают с этим школьником.

    Критерии диагностики :

      целостное изучение личности школьника (в семье и коллективе)

      сравнение успехов и недостатков с его личным опытом

      учет возрастных особенностей

      ориентировать внимание на положительные, а не отрицательные проявленные качества личности

      систематичность изучения (постоянно)

    Диагностика не сама цель, а изучение для дальнейшего использования.

    Методы исследования :

      наблюдение

      интервью

      эксперимент

      статистические методы

    • ранжирование

    Принципы :

      объективность

      надежность

      достоверность

    Этапы изучения уровня воспитанности :

    1. постановка целей, задач воспитания, анализ предполагаемой программы и процесса действий

    2. составление предварительной характеристики воспитанности школьников

    3. привлечение к анализу воспитанности учителей, учащихся и родителей

    Схема экспертной оценки уровня воспитанности

    Методика Н.П. Капустиной

    Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:

    1. Любознательность

    2. Трудолюбие

    3. Бережное отношение к природе

    4. Отношение к школе

    5. Красивое в жизни школьника

    6. Отношение к себе

    По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.

    Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень

    4.4-4 – хороший уровень

    3.9-2.9 – средний уровень

    2.8-2 – низкий уровень

    1 шкала. Любознательность

    5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.

    4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.

    3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.

    2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.

    1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.

    2 шкала. Трудолюбие

    5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.

    4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.

    3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.

    2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.

    1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.

    3 шкала. Бережное отношение к учебе
    5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.

    4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.

    3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.

    2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.

    1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.

    4 шкала. Отношение к школе

    5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.

    4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.

    3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.

    2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.

    1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.

    5 шкала. Красивое в жизни школы

    5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.

    4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

    3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.

    2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.

    1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.

    6 шкала. Отношение к себе

    5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.

    4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.

    3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.

    2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.

    1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.

    Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса.

    Фамилия, имя ученика

    Любознательность

    Прилежание

    Отношение к природе

    Я и школа

    Прекрасное в моей жизни

    Средний балл

    Уровень воспитанности

    Учащихся

    Имеют высокий уровень воспитанности

    Имеют хороший уровень воспитанности

    Имеют средний уровень воспитанности

    Имеют низкий уровень воспитанности

    Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)

    Я оцениваю себя

    Меня оценивает учитель

    Итоговые оценки

      Любознательность:

    Мне интересно учиться

    Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

    Я всегда выполняю домашнее задание

    Я стремлюсь получать хорошие отметки

      Прилежание:

    Я старателен в учебе

    Я внимателен

    Я самостоятелен

    Я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

    Мне нравится самообслуживание в школе и дома

      Отношение к природе:

    Я берегу землю

    Я берегу растения

    Я берегу животных

    Я берегу природу

      Я и школа:

    Я выполняю правила для учащихся

    Я выполняю правила внутришкольной жизни

    Я добр в отношениях с людьми

    Я участвую в делах класса и школы

    Я справедлив в отношениях с людьми

      Прекрасное в моей жизни:

    Я аккуратен и опрятен

    Я соблюдаю культуру поведения

    Я забочусь о здоровье

    Я умею правильно распределять время учебы и отдыха

    У меня нет вредных привычек

    Оценка результатов:

    5 – всегда 4 – часто 3 – редко 2 – никогда 1 – у меня другая позиция

    По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

    Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

    Средний балл

    5 - 4,5 – высокий уровень (в)

    4,4 – 4 – хороший уровень (х)

    3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

    2,8 – 2 – низкий уровень (н)

    Уровень воспитанности школьников.

    Самооценки обучающихся;

    Оценки родителя.

    1. Поведение в семье:

    2. Поведение в школе:

    Внимательность на уроках;

    3. Отношение к старшим:

    4. Отношение к сверстникам:

    -

    2. Воспитание чувства ответственности и гражданственности, нравственности и гуманизма у учащихся.

    3. Осознание школьниками своих учебных, общественных и трудовых обязанностей как долга перед обществом и коллективом.

    Микроисследование №1.

    Анкета для учащихся 1-4 классов.

    Качества личности

    Оценка родителей

    Оценка кл. руководителя

    Самооценка

    Общий балл

    1. Поведение в семье:

    Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

    Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

    Положительная реакция на замечания в семье;

    Забота о младших членах семьи;

    Выполнение поручений, обязанностей в семье.

    2. Поведение в школе:

    Внимательность на уроках;

    Старательность в выполнении домашних заданий;

    Трудолюбие и аккуратность в учебе;

    Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

    Бережное отношение к школьному имуществу;

    Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

    Дисциплинированное поведение на переменах.

    3. Отношение к старшим:

    Вежливое общение со старшими;

    Выполнение поручений, просьб старших;

    Оказание помощи нуждающимся в ней;

    Уважение по отношению к старшим.

    4.Отношение к сверстникам:

    - активное участие в совместной деятельности;

    6. Отношение к самому себе:

    Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

    Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

    Самооценки обучающихся;

    Оценки родителя.

    Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

    Высокий уровень

    Выше среднего уровня

    Средний уровень

    Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

    Высокий уровень.

    Выше среднего.

    Средний уровень.

    Низкий уровень.

    Микроисследование №2.

    Анкета для учащихся 5-9 классов.

    Качества личности

    Оценка родителей

    Оценка кл. руководителя

    Самооценка

    Общий балл

    1. Поведение в семье:

    Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

    Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

    Положительная реакция на замечания в семье;

    Проявление уважения к старшим;

    Забота о младших членах семьи;

    Выполнение поручений, обязанностей в семье.

    2. Поведение в школе:

    Внимательность на уроках;

    Старательность в выполнении домашних заданий;

    Трудолюбие и аккуратность в учебе;

    Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

    Бережное отношение к школьному имуществу;

    Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

    Дисциплинированное поведение на переменах.

    3. Отношение к старшим:

    Вежливое общение со старшими;

    Выполнение поручений, просьб старших;

    Оказание помощи нуждающимся в ней;

    Уважение по отношению к старшим.

    4.Отношение к сверстникам:

    - активное участие в совместной деятельности;

    Готовность бескорыстно помогать другу;

    Стремление не подвести своих одноклассников и друзей;

    5. Поведение на улице и в общественных местах:

    Соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице;

    Бережное отношение к экологии.

    6. Отношение к самому себе:

    Соблюдение правил личной гигиены;

    Аккуратность и бережливость в одежде;

    Самокритичность в оценке своего поведения и поступков;

    Выполнение режима дня и утренней зарядки;

    Правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках.

    Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

    Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

    Самооценки обучающихся;

    Оценки классного руководителя;

    Оценки родителя.

    Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

    Оценивание общего уровня воспитанности школьника

    Оценивается по 5-балльной системе.

    Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).

    Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).

    Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).

    Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

    Характеристика каждого уровня воспитанности

    Высокий уровень. Школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших, проявляет волевое стремление к учению, общественной и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Самостоятелен, умело ведет патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.

    Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьник выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, сотрудничает с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимает замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводит дело до конца. Самовоспитанием занимается не систематически, хотя и считают его необходимым.

    Средний уровень. Учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из – под педагогического контроля, не помогает учителю. Школьник еще не понимает ценности получения образования для развития своих способностей. Такая позиция порождает узкий круг интересов детей. Нередко проявляет отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных качеств. Знания учащегося часто поверхностны.

    Низкий уровень. Школьник равнодушно относится к жизни школы, семьи, страны, не испытывает сопричастности к делам коллектива, общества, не видит социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Наблюдается неподчинение положительным воздействиям и требованиям, не считается с мнением учителей. Не осознает необходимости в среднем образовании, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление к развлечениям, праздному образу жизни. Учебные, трудовые и жизненные навыки и умения не сформированы, носят поверхностный характер.

    Микроисследование №3.

    Анкета для учащихся 10-11 классов.

    Качества личности

    Оценка родителей

    Оценка кл. руководителя

    Самооценка

    Общий балл

    1. Поведение в семье:

    Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

    Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

    Положительная реакция на замечания в семье;

    Проявление уважения к старшим;

    Забота о младших членах семьи;

    Выполнение поручений, обязанностей в семье.

    2. Поведение в школе:

    Внимательность на уроках;

    Старательность в выполнении домашних заданий;

    Трудолюбие и аккуратность в учебе;

    Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

    Бережное отношение к школьному имуществу;

    Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

    Дисциплинированное поведение на переменах.

    3. Отношение к старшим:

    Вежливое общение со старшими;

    Выполнение поручений, просьб старших;

    Оказание помощи нуждающимся в ней;

    Уважение по отношению к старшим.

    4.Отношение к сверстникам:

    - активное участие в совместной деятельности;

    Готовность бескорыстно помогать другу;

    Стремление не подвести своих одноклассников и друзей;

    5. Поведение на улице и в общественных местах:

    Соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице;

    Бережное отношение к экологии.

    6. Отношение к самому себе:

    Соблюдение правил личной гигиены;

    Аккуратность и бережливость в одежде;

    Самокритичность в оценке своего поведения и поступков;

    Выполнение режима дня и утренней зарядки;

    Правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках.

    Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

    Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

    Самооценки обучающихся;

    Оценки классного руководителя;

    Оценки родителя.

    Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

    Оценивание общего уровня воспитанности школьника

    Оценивается по 5-балльной системе.

    Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).

    Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).

    Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).

    Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

    Характеристика каждого уровня воспитанности

    Высокий уровень. Школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших, проявляет волевое стремление к учению, общественной и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Самостоятелен, умело ведет патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.

    Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьник выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, сотрудничает с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимает замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводит дело до конца. Самовоспитанием занимается не систематически, хотя и считают его необходимым.

    Средний уровень. Учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из – под педагогического контроля, не помогает учителю. Школьник еще не понимает ценности получения образования для развития своих способностей. Такая позиция порождает узкий круг интересов детей. Нередко проявляет отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных качеств. Знания учащегося часто поверхностны.

    Низкий уровень. Школьник равнодушно относится к жизни школы, семьи, страны, не испытывает сопричастности к делам коллектива, общества, не видит социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Наблюдается неподчинение положительным воздействиям и требованиям, не считается с мнением учителей. Не осознает необходимости в среднем образовании, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление к развлечениям, праздному образу жизни. Учебные, трудовые и жизненные навыки и умения не сформированы, носят поверхностный характер.

    МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧЕНИКА

    Для каждого ученика готовится индивидуальная анкета. Учащимся не сообщается, что анкета служит для измерения уровня воспитанности.

    Учитель говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет сориентироваться в этом.

    Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее. В анкете много позиций, требующих большой разъяснительной работы классного руководителя по формированию у детей понятий и представлений.

    Разъяснив учащимся смысл анкет, классный руководитель объясняет правила оценивания ответов по пятибалльной шкале:

    Отметка «5» ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, постоянно;

    Отметка «4»: отношение или качество проявляются часто, но не всегда;

    Отметка «3»: указанное отношение, качество проявляются редко;

    Отметка «2»: отношение, качество не проявляются никогда;

    Отметка «1» не используется.

    Учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается методика оценивания.

    После родителей оценки выставляет классный руководитель.

    В случае, если родитель или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится.

    Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за каждый критерий. В результате получают 6 средних отметок, по 6 критериям.

    Сложив все средние баллы, получают общую сумму баллов ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место, а тот, кто набрал меньшую сумму, - последнее. Все остальные располагаются между этими двумя позициями.

    Анкеты сохраняются, чтобы на следующий учебный год сравнить результаты за прошедший год с новыми показателями.

    Можно использовать иную систему оценивания:

    в 5-9-х классах вместо отметки «5» ставить «в» (есть всегда);

    вместо «4» - букву «ч» (часто);

    вместо «3» - букву «р» (редко);

    вместо «2» - букву «н» (нет этого качества).

    В 10-11-х классах классный руководитель оценивает учащихся вместе с экспертной группой (2 учащихся класса и 2 учителя). В этих классах можно оценивать несколько иначе - в уровневом эквиваленте:

    Высокий - «в» (мне присуще данное свойство, качество);

    Средний - «с» (думаю, что это мне свойственно, но не всегда я этому следую);

    Низкий уровень - «н» (я не знаю, свойственно ли мне это вообще);

    Буквой «о» - отрицательный (я занимаю противоположную позицию; зачем мне это нужно, если я занимаю противоположную позицию, т.е. думаю иначе и поступаю в соответствии с этим).

    Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)

    Оценка результатов:

    5 – всегда.

    4 – часто.

    3 – редко

    2 – никогда

    1 – у меня другая позиция

    Я оцениваю себя

    Меня оценивает учитель

    Итоговые оценки

    1. Любознательность:

    Мне интересно учиться

    Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

    Я всегда выполняю домашнее задание

    Я стремлюсь получать хорошие отметки

    1. Прилежание:

    Я старателен в учебе

    Я внимателен

    Я самостоятелен

    Я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

    Мне нравится самообслуживание в школе и дома

    1. Отношение к природе:

    Я берегу землю

    Я берегу растения

    Я берегу животных

    Я берегу природу

    1. Я и школа:

    Я выполняю правила для учащихся

    Я выполняю правила внутришкольной жизни

    Я добр в отношениях с людьми

    Я участвую в делах класса и школы

    Я справедлив в отношениях с людьми

    1. Прекрасное в моей жизни:

    Я аккуратен и опрятен

    Я соблюдаю культуру поведения

    Я забочусь о здоровье

    Я умею правильно распределять время учебы и отдыха

    У меня нет вредных привычек

    По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

    Средний балл

    5 - 4,5 – высокий уровень (в)

    4,4 – 4 – хороший уровень (х)

    3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

    2,8 – 2 – низкий уровень (н)

    Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса

    № п/п

    Фамилия, имя ученика

    Любознательность

    Прилежание

    Отношение к природе

    Я и школа

    Прекрасное в моей жизни

    Средний балл

    Уровень воспитанности

    сам

    учитель

    сам

    учитель

    сам

    учитель

    сам

    учитель

    сам

    учитель

    сам

    учитель

    сам

    учитель

    В классе ________ учащихся

    Имеют высокий уровень воспитанности

    Имеют хороший уровень воспитанности

    Имеют средний уровень воспитанности

    Имеют низкий уровень воспитанности

    Схема экспертной оценки уровня воспитанности

    Методика Н.П. Капустина

    Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:

    1. Любознательность

    2. Трудолюбие

    3. Бережное отношение к природе

    4. Отношение к школе

    5. Красивое в жизни школьника

    6. Отношение к себе

    По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.

    Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень

    4.4-4 – хороший уровень

    3.9-2.9 – средний уровень

    2.8-2 – низкий уровень

    1 шкала. Любознательность

    5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.

    4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.

    3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.

    2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.

    1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.

    2 шкала. Трудолюбие

    5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.

    4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.

    3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.

    2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.

    1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.

    3 шкала. Бережное отношение к учебе
    5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.

    4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.

    3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.

    2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.

    1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.

    4 шкала. Отношение к школе

    5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.

    4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.

    3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.

    2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.

    1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.

    5 шкала. Красивое в жизни школы

    5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.

    4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

    3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.

    2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.

    1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.

    6 шкала. Отношение к себе

    5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.

    4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.

    3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.

    2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.

    1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.


    «Анализ методик изучения уровня воспитанности учащихся»

    руководитель ШМО: Меньшикова М.В.

    МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода

    Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

    Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

    1. конкретизировать цели воспитательной работы;
    2. дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
    3. обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
    4. обосновать выбор содержания и методов воспитания;
    5. соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
    6. видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

    Чтобы правильно определить уровень воспитанности учащихся

    важно правильно подобрать методику для оценки его воспитанности.

    Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся.

    Выделяется при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:

    1. Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.
    2. Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
    3. Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
    4. Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.

    Примерные методики изучения уровня воспитанности классного коллектива

    Диагностические методики исследования воспитанности учащихся 5-11 классов (М.Н. Нечаев)

    Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, общению, развлечению, творчеству.

    Инструкция.

    Учащимся предлагается по пятибалльной системе оценить сферы их интересов.

    1 б. - сфера не значима для учащегося

    2 б. - сфера малозначима

    3 б. - сфера средней значимости

    4 б. - сфера значима

    5 б. - сфера очень значима

    Напротив номера называемой сферы ставится ответ цифрой, соответствующей выбору ученика.

    Текст методики

    1. Телевидение, радио 13. Самовоспитание личности
    2. Общение в семье 14. Общение с друзьями
    3. Учеба 15. Живопись, рисование, лепка, макраме и т.д.
    4. Спорт, занятия физической культурой 16. Походы
    5. Общение с противоположным полом 17. Экскурсии, краеведение
    6. Домашний труд 18. Техническое творчество
    7. Общение с педагогом, с руководителем 19. Общение с природой
    8. Музыка любая 20. Чтение художественной литературы (вне программы)
    9. Бизнес 21. Изготовление своими руками каких-либо изделий, предметов
    10. Кино 22. Другие виды творческой деятельности (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.д.)
    11. Коллектив класса, крупы 23. Занятие без особой цели - ничегонеделание
    12. Одежда

    Обработка результатов по методике «Сфера интересов»

    Данные по классу представляются в виде таблице, где плюсами отмечаются те интересы, где ребенок поставил 5 или 4 балла. В конце каждой колонки подсчитывают проценты, например: общение с друзьями: все ученики поставили по 5 или 4 балла, у каждого мы проставляем плюс, а затем обозначаем это за 100%, а если 2 человека поставили по 3 балла, значит: 2 делим на количество отвечавших и умножаем на 100% - получаем процент. Так по каждой колонке. В конце подсчитываем результат по классу: складываем все проценты и делим на количество колонок (т.е. 23).

    Ф.И. ученика

    общение с друзьями

    общение в семье

    общение с учителями

    общение с противопол. полом

    общение с природой

    учеба

    спорт

    домашний труд

    бизнес

    живопись, лепка, макраме

    техническое творчество

    изготовление своими руками

    др. виды творческой деят.

    походы

    экскурсии, краеведение

    самовоспитание личности

    коллектив класса

    телевидение, радио

    музыка

    кино

    одежда

    чтение худ. лтератур.

    ничегонеделание

    ОБЩЕНИЕ

    ТРУДОЕМКИЕ, АКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    РАЗВЛЕЧЕНИЯ

    1. Желтобрюхов Коля

    90-100% - очень высокий интерес

    75-90% - высокий

    50-75% - средний; 50% - низкий

    Цель: методика позволяет оценивать уровень проявления социально ценных качеств личности

    Инструкция.

    Учащимся предлагается по пятибалльной шкале оценить вопрос, что больше всего подходит к нему..

    1 - неверно

    2 - скорее верно

    3 - когда как

    4 - в целом верно

    5 - верно

    Текст методики

    1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы. 13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
    2. Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогаю им. 14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
    3. Готов (а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива. 15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
    4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград. 16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
    5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу. 17. Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
    6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека. 18. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, водоемам и т.д.
    7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов. 19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
    8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе. 20. Люблю самостоятельную, трудную работу.
    9. Часто изобретаю свой подход к делу. 21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
    10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела. 22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
    11. Я - целеустремленный человек. 23. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
    12. Умею длительно работать с полной отдачей сил. 24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

    Обработка результатов по методике «Самоанализ личности»

    Ф.И. ученика

    активность нравственной позиции

    коллективизм

    гражданственность в труде

    трудолюбие

    творческая активность

    волевые качества

    итоговый

    уважение к людям

    средний балл

    ответственность перед коллективом

    чуткость и взаимопомощь

    средний балл

    осознание значимости своего труда для общества

    бережное отношение к результатам труда, к природе

    средний балл

    добросовестность

    самостоятельность в преодолении трудностей

    средний балл

    стремление к улучшению процесса работы

    стремление к новому, инициатива

    средний балл

    целеустремленность

    настойчивость и самообладание

    средний балл

    1. Желтобрюхов Коля

    2,61 (н)

    Ключ к методике

    Уважение к труду - складываются ответы на вопросы 1 и 13 - записываются в первую колонку; стремление к нравственному самовоспитанию - складываются ответы на вопросы 2 и 14, высчитывается средний балл: складываются числа первой и второй колонки и делятся на четыре. И так по каждому фактору.

    Ответственность перед коллективом - 3 и 15; чуткость и взаимопомощь - 4 и 16.

    Осознание значимости своего труда для общества - 5 и 17; бережное отношение к результатам труда, к природе - 6 и 18.

    Добросовестность - 7 и 19; самостоятельность в преодолении трудностей - 8 и 20.

    Стремление к улучшению процесса работы - 9 и 21; стремление к новому, инициатива - 10 и 22.

    Целеустремленность - 11 и 23; настойчивость и самообладание - 12 и 24.

    Затем подсчитывается итоговый уровень по каждому ребенку: складывается средний балл по каждому параметру и делится на 6.

    В конце подсчитывается итоговый уровень по классу: складывается итоговый уровень по каждому ребенку и делится на количество отвечавших. Методика № 3 «Я - лидер»

    Цель: изучение операционных коммуникативных умений учащихся.

    Инструкция.

    Учащимся предлагается оценить вопрос, что больше всего подходит к нему.

    4 - полностью согласен 3 скорее согласен, чем не согласен 2 - трудно сказать 1- скорее не согласен, чем согласен 0 - полностью не согласен

    Напротив номера называемого вопроса ставится ответ цифрой, соответствующей выбору ученика.

    Текст методики

    1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях. 25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
    2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели. 26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
    3. Я знаю, как преодолевать трудности. 27. Не существует проблем, которые я не могу решить.
    4. Люблю искать и пробовать новое. 28. Принимая решения, перебираю различные варианты.
    5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей. 29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
    6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело. 30. Я умею правильно подобрать людей.
    7. Мне трудно добиться того, чтобы все хорошо работали. 31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
    8. Все знакомые относятся ко мне хорошо. 32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
    9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде. 33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
    10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу в жизни. 34. Я никогда не поступлю так, как другие.
    11. Я хорошо планирую свое время и работу. 35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
    12. Я легко увлекаюсь новым делом. 36. Я никогда не поступал так, как другие.
    13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищем. 37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
    14. Организую товарищей, стараюсь заинтересовать их. 38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
    15. Ни один человек не является для меня загадкой. 39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
    16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными. 40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
    17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим. 41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
    18. Для меня важно достижение цели. 42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
    19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи. 43. Решая проблемы, использую опыт других.
    20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое. 44. Мне интересно заниматься однообразным делом.
    21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее. 45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
    22. У меня всегда все получается. 46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
    23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей. 47. Умею находить общий язык с людьми.
    24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей. 48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

    Обработка результатов по методике «Я- лидер»

    Данные по классу представляются в виде таблице

    Ф. И. ученика

    искренность в самооценке

    (7-10 б)

    умение управлять собой

    осознание цели

    умение решать проблемы

    наличие творческого подхода

    влияние на окружающих

    знание правил организаторской работы

    организаторские способности

    умение работать с группой

    итоговый уровень

    1. Желтобрюхов Коля

    15,5 (с)

    Подсчитывается сумма очков по следующим качествам: искренность в самооценке - ответы на вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41; умение управлять собой - 1, 9, 17, 25, 33, 41; осознание цели - 2, 10, 18, 26, 34, 42; умение решать проблемы - 3, 11, 19, 27, 35, 43; наличие творческого подхода - 4, 12, 20, 28, 36, 44; влияние на окружающих - 5, 13, 21, 29. 37, 45; знание правил организаторской работы - 6, 14, 22, 30, 38, 46; организаторские способности - 7, 15, 23, 31, 39, 47; умение работать с группой - 8, 16, 24, 32, 40, 48.

    Выводится итоговый уровень по каждому ребенку: складываются все баллы и делятся на 9.

    Выводится итоговый уровень по классу : складывается итоговый уровень по каждому ребенку и делится на количество отвечавших.

    Если сумма по качеству меньше 10, то оно развито слабо.

    Цель: определение личностной направленности учащихся.

    Инструкция.

    На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначаемых буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение.

    Текс методики

    1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

    А - оценка работы;

    Б - сознание, что находишься среди друзей;

    В - сознание того, что работа выполнена хорошо.

    2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

    А - известным игроком;

    Б - выбранным капитаном команды;

    В - тренером, который разрабатывает тактику игры.

    3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

    А - имеют индивидуальный подход;

    Б - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения;

    В - увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.

    4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

    А - не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;

    Б - вызывают у всех дух соперничества;

    В - производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

    5. Я рад, что мои друзья:

    А - всегда верны и надежны;

    Б - помогают другим, когда для этого представляется случай;

    В - интеллигентны и у них широкие интересы.

    6. Лучшими друзьями считаю тех:

    А - на которых можно надеяться;

    Б - с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

    В - которые могут больше, чем я.

    7. Я хотел бы стать известным, как те, кто:

    А - может сильно любить;

    Б - отличается дружелюбием и доброжелательностью;

    В - добился жизненного успеха.

    8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

    А - опытным летчиком;

    Б - начальником отдела;

    В - научным работником.

    9. Когда я был ребенком, я любил:

    А - когда меня хвалили;

    Б - игры с друзьями;

    В - успехи в делах.

    10. Больше всего мне не нравится, когда:

    А - меня критикуют;

    Б - в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

    В - встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.

    11. Основная роль гимназии должна заключаться в:

    А - развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

    Б - воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми;

    В - подготовке учеников к работе по специальности.

    12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

    А - человек теряет индивидуальность в общей массе;

    Б - недемократическая система;

    В - невозможно проявлять собственной инициативы.

    13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

    А - для обеспечения отдыха;

    Б - для общения с друзьями;

    В - для любимых дел и самообразования.

    14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

    А - мои усилия достаточно вознаграждены;

    Б - работаю с симпатичными людьми;

    В - у меня работа, которая меня удовлетворяет.

    15. Я люблю, когда:

    А - другие меня ценят;

    Б - приятно провожу время с друзьями;

    В - чувствую удовлетворение от выполненной работы.

    16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:

    А - похвалили меня за мою работу;

    Б - сообщили о том, что меня выбрали в Совет гимназистов;

    В - отметили дело, которое я выполнил.

    17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:

    А - имел ко мне индивидуальный подход;

    Б - вызвал дискуссию по разбираемым вопросам;

    В - стимулировал меня на более интенсивный труд.

    Обработка результатов по методике «Направленность личности»

    Данные по классу представляются в виде таблице

    Подсчитывается количество ответов с одинаковыми буквенными обозначениями по всем вопросам и определяется преобладающая направленность.

    Например:

    С ответами А - 10

    С ответами Б - 4

    С ответами В - 7

    С ответами АБ - 14

    С ответами АВ - 17

    С ответами БВ - 11

    Отмечаем в таблице: направленность личности на себя, т.к. с ответами А больше всего (10) и направленность личности на себя и дело, т.к. с ответами АВ - 17.

    Затем подсчитывается процент: сколько % направленность на себя, на общение, на дело, на себя и общение, на себя и дело, на общение и дело. Количество ответов делится на количество отвечавших и умножается на 100%.

    Методика № 5 «Уровень самоуправления в ученическом коллективе»

    Цель: определение уровня развития ученического самоуправления

    Инструкция.

    Учащимся предлагается оценить вопрос, что больше всего подходит к нему..

    4 - да

    3 скорее да, чем нет

    2 - трудно сказать

    1 - скорее нет, чем да

    0 - нет

    Напротив номера называемого вопроса ставится ответ цифрой, соответствующей выбору ученика.

    Текс методики

    1. Считаю для себя важным, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
    2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
    3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
    4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
    5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
    6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
    7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди учащихся класса.
    8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
    9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
    10. своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
    11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
    12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

    Обработка результатов по методике «Уровень самоуправления в ученическом коллективе»

    Результаты заносятся в таблицу

    Ф.И. ученика

    включенность учащихся в самоуправленческую деятельность

    организованность классного коллектива

    ответственность членов коллектива за его дела

    итоговый

    итого

    итого

    итого

    1. Желтобрюхов Коля

    Баллы по каждому ответу заносятся в данную таблицу, затем складываются первых четыре ответа и выводится итог, потом вторые четыре ответа - итог и последние четыре ответа - итог.

    Затем все ответы складываются, и получается итог по каждому ребенку, следующий шаг - подсчет уровня по классу в целом: складываются все итоговые ответы учеников, делятся на количество опрашиваемых детей и делятся на 16.

    Уровни:

    0,1-0,4 - низкий

    0,5-0,8 - средний

    0,9 - высокий

    Бланки ответов

    Фамилия, имя ученика __________________________________________

    Методика № 1 «Сфера интересов»

    1 б. - сфера не значима для учащегося

    2 б. - сфера малозначима

    3 б. - сфера средней значимости

    4 б. - сфера значима

    5 б. - сфера очень значима

    Номера вопросов

    Методика № 2 «Самоанализ личности»

    1 - неверно

    2 - скорее верно

    3 - когда как

    4 - в целом верно

    5 - верно

    Номера вопросов

    Методика № 3 «Я - лидер»

    4 - полностью согласен