» » Мышление как биологический процесс. Мышление с точки зрения нейробиологии Триз на уроках биологии

Мышление как биологический процесс. Мышление с точки зрения нейробиологии Триз на уроках биологии

Собирает, анализирует, сортирует, обрабатывает и хранит информацию. Только что полученные сведения сопоставляются с хранящимися в нашей и систематизируются, дополняя, уточняя или видоизменяя наши представления об окружающем мире и о нас самих. Благодаря этой огромной постоянной работе с информацией в мозге получает отражение объективно существующая реальность. Эти процессы отражения, т. е. познания человеком существенных связей и отношений вещей или явлений, и составляют сущность мышления.

Элементарные формы мышления, или, точнее, способность к отражению объективной реальности, свойственны и высшим животным. Человеческое мышление отличается от зачатков его у животных в первую очередь полнотой и глубиной отражения. В мозге животных получают отражение лишь наиболее простые, имеющие для них непосредственное значение закономерности и связи окружающего мира. А человеческое мышление способно охватить любые явления — от законов микромира до глобальных проблем устройства Вселенной — и познать их сущность.

Человеческое мышление имеет длинную предысторию. Оно развивалось в процессе практической деятельности, становления и развития общественно-производственных отношений одновременно с совершенствованием нашего мозга. Результаты познавательно-практической деятельности закреплялись в языке и с помощью речевого общения передавались от одного поколения к другому.

Таким образом, главная особенность мышления состоит в том, что оно протекает преимущественно в форме понятий, выраженных словами, в которых закреплен человеческий опыт. Это позволяет нам в процессе познания не ограничиваться только непосредственной информацией, исходящей от , а получать представление о таких свойствах и отношениях объектов мышления, которые непосредственно недоступны нашему восприятию — устройстве атома или характере процессов, происходящих в недрах звезд. Благодаря мышлению создается наука, возникает возможность познания законов природы, общества и самого мозга — носителя нашего мышления. Вот почему мышление называют высшей формой отражения объективной реальности.

Мышления — мозг. Важные физиологические механизмы его работы были открыты русскими учеными И. М. Сеченовым и И. П. . Они создали учение о рефлекторном характере работы мозга, об условно-рефлекторном (сигнальном) принципе высших форм его деятельности (см. ). Тем самым были развенчаны религиозные догмы о том, что мыслительная деятельность человека проявление бестелесной, нематериальной, божественной души. А это подрывало основы и самой религии.

Вопрос об отношении материального и духовного, об отношении материи и мышления всегда был и остается центральным вопросом философии. Вопреки идеализму и учению церковников, утверждающих, что мышление представляет собою якобы проявление особого духовного начала и является первичным, не зависящим от материи и никак не связанным с ней самостоятельным явлением, марксистско-ленинская философия считает материю первичной, а мышление лишь особым свойством высокоорганизованной материи.

Существует гипотеза, что процесс мышления протекает в головном мозге. Более того, она является общепринятой. Для этой гипотезы есть немало оснований, например, медицинских. Общеизвестно, что в случае травматических повреждений мозга возможны нарушения памяти, речи и самого мышления. Например, потеря кратковременной памяти или памяти на лица, появление дефектов речи, таких как заикание, и существенные изменения в осуществлении некоторых мыслительных операций, таких как абстрагирование или синтез. Примем эту гипотезу и мы. Итак, головной мозг как "физический уровень" мышления изучают нейробиологи. Многим из них, как правило, не свойственно широкое теоретизирование в отрыве от экспериментальных данных и построение неких концепций функционирования мозга. Известный американский нейрофизиолог Дэвид Хьюбел (David H. Hubel) в одной из своих работ прямо написал: "К счастью, спекуляции о принципах работы мозга не являются единственным путем для исследования, и изучать мозг - более увлекательное и, кажется, более полезное занятие". К его позиции можно отнестись с уважением, однако, надеюсь, это взгляд на проблему отдельных исследователей, а не научной дисциплины в целом. Нейробиологи в лице нейроанатомов и нейрофизиологов дали нам богатейший фактический материал. Подсчитано и измерено довольно много. От типичного объема головного мозга (1400 см3) и количества нейронов в нем (1011-1012) до величины мембранного потенциала (0,07 В) и максимальной "тактовой частоты", с которой нейроны могут генерировать импульсы (до 800 Гц, а 100-200 Гц - типично). В шутку можно дать "ориентир" разработчикам микропроцессоров - 1012 "транзисторов" на кристалле, напряжение питания ядра - 0,07 В, частота - около 1 кГц. Технологический процесс прикиньте сами. Это действительно только шутка, потому что нейрон невообразимо сложнее транзистора, а архитектура головного мозга имеет такую потрясающую степень параллелизма, что высокого быстродействия отдельных элементов или высокой тактовой частоты "устройства" в целом и не требуется. Кстати, на секунду отвлекусь на вопрос, связанный с происхождением современного человека. Наши возможные предки, или, по иному мнению, тупиковые ветви развития рода человеческого, нашими предтечами совсем не являющиеся, имели одну характерную особенность. Объем их головного мозга был значимо меньше, чем у Homo sapiens sapiens, за одним единственным исключением (табл. 2).

Таблица 2. Объем головного мозга у древних людей.

Несколько слов по поводу взаимоотношений неандертальцев и сапиенсов

Если прежде, когда в науке о происхождения человека преобладали взгляды о стадиальной эволюции: erectus - neanderthalensis - sapiens, более примитивный склад ума неандертальца не ставился под сомнение, то в современной антропологии четкого мнения по этому поводу нет.Как известно, своим именем неандертальцы обязаны долине Неандерталь в Германии, где впервые были найдены останки этого вида ископаемого человека. Черепная крышка неандертальца была предложена для изучения замечательному естествоиспытателю и ярому стороннику здравого смысла Рудольфу Вирхову (1821-1902). Первым диагнозом после осмотра фрагмента черепа было: ребенок-идиот, чьи родители в течение долгих лет стеснялись представить его обществу (не следует забывать и о политических демократических пристрастиях ученого).Так или иначе, значительно меньший объем лобных долей мозга поздних европейских неандертальцев, вероятно, был причиной того, что с прошлого века палеоантропы-неандертальцы считались нашими примитивными предшественниками. Однако дальнейшие находки неандерталоидных форм заставили ученых пересмотреть свои взгляды. Было доказано, что появление палеоантропов следует отнести к гораздо более раннему периоду. Кроме того, выяснилось, что неандертальское человечество было также разнообразно, как и современное, поэтому делать выводы о каких-либо "стандартах" объема мозга вряд ли стоит. Объем мозга современного человека не константа. Он варьирует в пределах первых сотен кубических сантиметров. В границах этой нормы абсолютно не выражена зависимость между объемом мозга и интеллектуальной мощью индивида. Хрестоматийным стал пример с французским писателем Анатолем Франсом, объем мозга которого был значительно меньше средней величины. Вот уж не подумаешь, читая "Остров пингвинов" или "Боги жаждут". Единственное, чем могу обрадовать представителей горделивого пола (мужского), - это тем, что ваш мозг, господа, как правило, больше по объему, чем мозг ваших очаровательных спутниц! Обнаружение форм погребальной обрядности у неандертальцев стало своего рода сенсацией. В пещере Шанидар (Ирак) археологи нашли коллективное погребение неандертальцев, одним из которых был мужчиной преклонных лет с ампутированной рукой. Специфическая форма стертости зубов позволила предположить, что ряд "ручных" операций он выполнял зубами. Анализ сохранившейся пыльцы в культурном слое показал, что тела погребенных были укрыты слоем цветов, содержащих наркотические вещества.Нет нужды доказывать, что уровень мышления неандертальцев был довольно высок.Что касается большей агрессивности сапиенсов, то бесспорных доказательств этому нет. Например, и те и другие были склонны к каннибализму. Однако рассматривать это как свидетельство агрессивности я бы поостереглась, памятуя, что каждый христианин и сегодня причащается...Вероятнее всего, между сапиенсами и неандертальцами могла иметь место метисация (то есть смешение), ведь палеоантропологи склонны относить "их" и "нас" к одному виду...

Это исключение - Homo sapiens neanderthalensis, головной мозг которого превосходил человеческий по объему на 100 см3. По этому поводу есть даже некая теория о том, почему неандертальцы так и не стали главенствующим видом на Земле, несмотря на свое столь высокое интеллектуальное развитие. Да по той простой причине, что вид Homo sapiens sapiens (то есть мы с вами), благодаря своей многочисленности и врожденной жестокости более совершенного конкурента просто-напросто истребил.

Это все к тому, что нам, якобы "венцу творения", явно не стоит задаваться. Могут со временем выясниться неприятные подробности нашего воцарения в подлунном мире. А теперь вернемся к нейрофизиологии.Помимо количественных получены и некоторые качественные результаты. Произведено картирование головного мозга, и имеются приблизительные сведения о том, какой участок головного мозга за какие функции отвечает.

Довольно много известно о двигательной коре, отвечающей за произвольные движения. Знание достигнуто во многом благодаря изучению естественных травм головного мозга человека - частому явлению в наш век войн и автомобилей. Относительно неплохо исследован зрительный тракт, включающий в себя первичную зрительную (или стриарную) кору. На сегодня имеется четкое представление, для чего она нужна и каков ее вклад в анализ зрительной информации. Более или менее изучены и несколько других отделов головного мозга. Очень много сведений получено о разновидностях, строении и функциях нейронов, физике и химии образования нервных импульсов, о синаптической передаче и организации нейронных сетей. Перечень знаний о "физическом уровне" мышления можно продолжать и продолжать, однако ни порознь, ни в совокупности они пока не привели к пониманию механизмов мышления.

Неотъемлемой частью жизнедеятельности человека является мышление. Определение данного понятия было дано еще в древности. Этим вопросом интересовались ученые и мыслители во все времена. И на сегодняшний день данное явление нельзя считать полностью изученным.

История изучения мышления

Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период. При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений. был первым, кто затронул этот вопрос. Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение.

Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление - космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы "вспомнить" те знания, которые были "забыты". Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.

Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку - логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая "мыслительная машина".

Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое.

Мышление: определение

Процессы, происходящие в головном мозге человека, всегда вызывали повышенный интерес. Поэтому существует немало теорий о том, что такое мышление. Определение напрашивается следующее: это познавательная деятельность, которая осуществляется человеком. Это своего рода способ восприятия и отражения действительности.

Главный результат мыслительной деятельности - это мысль (она может проявляться в виде осознания, понятия, идеи или в прочих формах). При этом не стоит путать данный процесс с ощущением. Мышление, по мнению ученых, присуще только человеку, а вот чувственными восприятиями обладают также животные и более низкие формы организации жизни.

Стоит отметить ряд отличительных особенностей, которыми характеризуется мышление. Определение данного термина дает право говорить о том, что оно позволяет получать информацию о тех явлениях, которые не могут быть восприняты при непосредственном контакте. Таким образом, отмечается взаимосвязь мышления с аналитическими способностями.

Стоит отметить, что способность человека к мышлению проявляется постепенно, по мере развития индивида. Так, при познании человеком норм языка, особенностей окружающей среды и прочих форм жизнедеятельности, оно начинает приобретать все новые формы и глубинные смыслы.

Признаки мышления

Мышление имеет ряд определяющих признаков. Основными считаются следующие:

  • этот процесс позволяет субъекту ориентироваться в межпредметных связях, а также понимать сущность каждого конкретного явления;
  • оно возникает на основе имеющихся теоретических знаний, а также ранее выполняемых практических действий;
  • мыслительный процесс всегда опирается на фундаментальные знания;
  • по мере своего развития мышление может выходить далеко за пределы практической деятельности и имеющихся представлений о тех или иных явлениях.

Основные мыслительные операции

Определение слова "мышление" на первый взгляд не раскрывает всей сущности данного процесса. Чтобы лучше понять его смысл, стоит ознакомиться с основными операциями, которые и раскрывают суть термина:

  • анализ - разделение изучаемого предмета на составляющие;
  • синтез - выявление взаимосвязей и объединение разъединенных частей;
  • сравнение - выявление схожих и различных качеств предметов;
  • классификация - выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;
  • конкретизация - выделение определенной категории из общей массы;
  • обобщение - объединение предметов и явлений в группы;
  • абстрагирование - изучение конкретного предмета в независимости от других.

Аспекты мышления

На мышление и подход к решению проблем оказывают влияние существенные аспекты, которые формируются в процессе жизнедеятельности человека. Стоит отметить такие существенные моменты:

  • национальный аспект - это менталитет и специфические традиции, которые исторически заложены в человеке, проживающем в определенной местности;
  • общественно-политические нормы - формируются под давлением социума;
  • личные интересы - субъективный фактор, который может повлиять на окончательное решение проблемного вопроса.

Виды мышления

Как уже упоминалось, еще в античный период данному понятию было дано определение. Виды мышления следующие:

  • абстрактное - подразумевает использование ассоциативных символов;
  • логическое - используются устоявшиеся конструкции и распространенные понятия;
  • абстрактно-логическое - совмещает в себе оперирование символами и стандартными конструкциями;
  • дивергентное - поиск нескольких равноправных ответов на один и тот же вопрос;
  • конвергентное - допускает лишь один единственно правильный путь решения проблемы;
  • практическое - подразумевает выработку целей, планов и алгоритмов;
  • теоретическое - подразумевает познавательную деятельность;
  • творческое - имеет целью создание нового "продукта";
  • критическое - проверка имеющихся данных;
  • пространственное - изучение объекта во всем многообразии его состояний и свойств;
  • интуитивное - быстротечный процесс с отсутствием четко очерченных форм.

Фазы мышления

Исследователи обращают внимание на активный, динамичный характер мышления. Учитывая, что основной его целью является решение проблем, можно выделить такие основные фазы:

  • осознание наличия проблемы (является результатом потока информации, которая обрабатывалась на протяжении определенного периода времени);
  • поиск возможного решения и формирование альтернативных гипотез;
  • всесторонняя проверка гипотез на предмет применимости их в практической деятельности;
  • решение проблемы проявляется в получении ответа на проблемный вопрос и фиксирование его в сознании.

Уровни мышления

Определение впервые заинтересовало Аарона Бека, которого по праву считают отцом когнитивной психологии. Он полагал, что на бессознательном уровне человеком руководят убеждения и устоявшиеся схемы. В связи с этим выделяют такие уровни мышления:

  • произвольные мысли, которые находятся на поверхности сознания (их легко осознавать и контролировать);
  • автоматические мысли - это некоторые стереотипы, которые устоялись как в обществе, так и в сознании человека (в большинстве случаев они закладываются процессе воспитания и обучения);
  • когнитивные убеждения - это сложные конструкции и схемы, которые возникают на бессознательном уровне (они трудно поддаются изменению).

Процесс мышления

Определение процесса мышления гласит, что это набор действий, при помощи которых человек решает те или иные логические задачи. В результате также могут быть получены принципиально новые знания. У данной категории есть следующие отличительные особенности:

  • процесс носит опосредованный характер;
  • опирается на ранее полученные знания;
  • во многом зависит от созерцания окружающей среды, но не сводится к нему;
  • связи между различными категориями находят свое отражение в вербальной форме;
  • имеет практическую значимость.

Качества ума

Определение уровня мышления неразрывно связано с определением К ним относятся следующие:

  • самостоятельность - способность генерировать оригинальные идеи и мысли, не прибегая к помощи окружающих, не пользуясь стандартными схемами и не поддаваясь постороннему влиянию;
  • любознательность - потребность в получении новой информации;
  • быстрота - время, которое проходит с момента осознания проблемы до генерирования окончательного решения;
  • широта - способность применять к решению одной и той же задачи знания из разных отраслей;
  • симультанность - умение смотреть на проблему с разных сторон и генерировать разносторонние пути ее разрешения;
  • глубина - это степень владения той или иной темой, а также понимания сущности ситуации (подразумевает понимание причин тех или иных событий, а также умение предвидеть дальнейший сценарий развития событий);
  • гибкость - умение учитывать специфические условия, в которых возникает проблема, отходя от общепринятых шаблонов и алгоритмов;
  • логичность - установление точной последовательности действий в решении задач;
  • критичность - склонность к тому, чтобы подвергать глубокой оценке каждую из возникающих идей.

Какие методики определения уровня мышления известны?

Исследователи отметили, что мыслительные процессы у разных людей протекают неодинаково. В связи с этим возникает необходимость в такой работе, как определение уровня логического мышления. Стоит отметить, что по данному вопросу разработано достаточно много методик. Наиболее часто используются следующие:

  • "20 слов" - это тест, который помогает выявить способности человека к запоминанию.
  • "Анаграммы" - методика, которая направлена на определение способности к комбинаторному мышлению. Также тест позволяет выявить склонность к коммуникациям.
  • "Выявление существенных признаков" - методика определения мышления, которая призвана выявить умение человека отличать первостепенные и второстепенные явления.
  • "Заучивание слов" - определяет, насколько развиты способности, связанные с запоминанием и воспроизведением информации. Также тест позволяет оценить состояние памяти и концентрации внимания у людей, страдающих психическими заболеваниями.
  • "Количественные отношения" - тест на уровень логического мышления у подростков и взрослых людей. Вывод делается на основании решения 18 задач.
  • "Куб Линка" - это методика, которая направлена на выявление у человека специальных способностей (наблюдательность, склонность к анализу, умение выявлять закономерности и т. д.). Путем решения конструктивных задач можно оценить степень сообразительности человека.
  • "Построение забора" - тест на уровень развития мышления. Выявляется, насколько хорошо испытуемый понимает конечную цель, насколько точно он следует инструкции. Определяющими факторами также считаются темп и координация действий.

Как развить мышление: пошаговая инструкция

Если тест на определение уровня мышления показал неудовлетворительные результаты, не стоит сразу опускать руки. Развить данную способность можно следующим образом:

  • записывайте свои идеи, а также ход решения проблемы (это позволяет задействовать больше отделов головного мозга);
  • обратите внимание на логические игры (самым ярким примером являются шахматы);
  • купите несколько сборников с кроссвордами или головоломками и посвящайте их решению все свободное время;
  • чтобы активизировать мозговую активность, необходим (это может быть неожиданное изменение режима дня, новый способ выполнения привычных действий);
  • физические нагрузки (лучше всего отдать предпочтение танцам, так как они заставляют постоянно думать и запоминать схему движений);
  • займитесь изобразительным искусством, что поможет вам найти новые формы подачи своих идей;
  • заставьте свой мозг усваивать новую информацию (можно начать изучать иностранный язык, посмотреть документальный фильм, прочитать раздел энциклопедии и т. д.);
  • подходите к решению проблем системно, а не хаотично (данный процесс включает установленную последовательность этапов - от осознания проблемы до выработки окончательного решения);
  • не забывайте об отдыхе, ведь чтобы мозг работал наиболее продуктивно, ему нужно давать время на восстановление.

Мышление и психология

Стоит отметить, что в психологии весьма активно изучается данное понятие. Определение мышления простое: совокупность процессов умственной активности, на которых основана познавательная деятельность. С этим термином связывают такие категории, как внимание, ассоциация, восприятие, суждение и прочие. Считается, что мышление - это одна из наивысших функций человеческой психики. Оно рассматривается как опосредованное отражение действительности в обобщенной форме. Суть процесса состоит в выявлении сущностей предметов и явлений и установления взаимосвязей между ними.

Глава 10. ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ

§ 7. МЫШЛЕНИЕ КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Важным направлением исследований являются работы Ж. Пиа¬же и его сотрудников. Пиаже пользуется понятием «интеллект», а не «мышление». Когда же он говорит о «психологии мышления», то имеет в виду лишь определенную трактовку мышления, главным образом ту, которая представлена в работах представителей Вюрцбургской школы и к которой он относится критически. Давая определения интеллекта, Пиаже рассматривает такие его трактовки как «психическая адаптация к новым условиям» (Э. Клапаред, В. Штерн), как «акт внезапного понимания » (К. Бюлер , В. Кёлер). Сам Ж. Пиаже определяет интеллект как «прогрессирующую обратимость мобильных психических структур» , считает, что «интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой» . Формулы эти нуждаются, естественно, в расшифровке. Один из традиционных способов выявления специфики мышления заключается в том, что его сравнивают с восприятием, т.е. другой формой познания. По этому же пути идет и Ж. Пиаже :

«восприятие - это знание, приобретаемое нами об объектах или их движениях в результате прямого и непосредственно осуществляющегося контакта с ними, тогда как интеллект - это знание (курсив мой - О. Т.), существующее лишь тогда, когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом имеют место различного рода отклонения и когда возрастают пространственно-временные расстояния между субъектом и объектом» .

Одним из исходных является различение объекта и субъекта. Объект - это некоторая внешняя данность, существующая вне субъекта, он неизменен. Субъект - это индивидуальный субъект, рассматриваемый с точки зрения действия. Между ними складываются определенные отношения. Теория Ж. Пиаже включает в себя два основных компонента: учение о функциях интеллекта и учение о стадиях развития интеллекта.

В самом общем виде интеллект понимается как дальнейшее развитие некоторых фундаментальных биологических характеристик, фундаментальных в том смысле, что они неотделимы от жизни. В качестве таких характеристик выделяются следующие: организация и приспособление (адаптация). адаптация в свою очередь включает в себя два взаимосвязанных процесса, названных ассимиляцией и аккомодацией. Организация и адаптация - это основные функции интеллекта, или функциональные инварианты. Инвариантные характеристики рассматриваются как свойства биологического функционирования вообще. Организованность интеллектуальной деятельности означает, что в каждой интеллектуальной активности субъекта можно вычленять нечто целое и нечто входящее в это целое в качестве элемента с их связями. смысл термина «ассимиляция» сводится к подчеркиванию воссоздания субъектом в ходе его познавательной активности некоторых характеристик познаваемого объекта.

«аккомодация » - это процесс приспособления самого познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром. Происходит не только воспроизведение индивидом отдельных и целостных характеристик познаваемого объекта, но и сам субъект меняется в ходе познавательной активности. Тот познавательный опыт, который накоплен данным человеком к определенному периоду, Ж. Пиаже называет познавательной структурой. Одна из особенностей функционирования человеческого интеллекта заключается в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоено (ассимилировано), а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. При описании функционирования интеллекта в качестве одного из основных используется термин «схема».

Схема - это познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность, которая представляет собой прочное взаимосвязанное целое, в котором составляющие его акты поведения тесно взаимодействуют друг с другом. В понятии «схема» находит дальнейшую конкретизацию идея Ж. Пиаже об организованной природе интеллекта. К числу основных в теории Ж. Пиаже относится понятие «равновесие». Имеется в виду равновесие между ассимиляцией и аккомодацией. Два типа функционирования интеллекта образуют состояния сбалансиро-ванного и несбалансированного равновесного состояния.

Учение о стадиях развития интеллекта, которым посвящено большинство исследований, включает в себя выделение четырех стадий такого развития:

  1. сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет);
  2. дооперациональное мышление (от 2 до 11 лет);
  3. период конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет);
  4. период формальных операций.

Развитие интеллекта начинается до овладения речью. Одно из первых проявлений интеллектуальной активности ребенка состоит в прослеживании будущих результатов движения (как элементарной форме передвижения). Становление элементарных целенаправленных двигательных актов есть становление генетически исходных форм интеллекта. Основной признак конкретных операций (например, классификация) - привязанность к предметам. Формальные операции как бы оторваны от предметов. Развитой интеллект понимается как система операций.

Операция - это внутреннее действие, которое произошло из внешних, предметных действий. В отличие от последних операция есть действие сокращенное, оно совершается не с реальными предметами, а с образами, символами, знаками, организовано в определенную систему, в которой операции уравновешиваются благодаря свойству обратимости (имеется в виду наличие симметричной и противоположной ей операции, которая, исходя из результатов первой восстанавливает первоначальную ситуацию или исходное положение). Развитие детского мышления понимается как смена описанных выше стадий. Последовательность стадий выражает внутреннюю закономерность развития. Стадии «привязаны» к определенному возрасту, хотя и неоднозначно. Обучение может ускорять или замедлять процессы развития.

Концепция Ж. Пиаже - это одна из наиболее разработанных и влиятельных концепций (анализ концепции см., например, в ). Привлекательными сторонами этой концепции являются генетический подход при решении общепсихологических проблем, выделение конкретных стадий развития, тщательная разработка «клинического» метода исследований, подчеркивание, что интеллектуальная деятельность, не просто воспроизводит особенности некоторых внешних предметов, но и характеризуется изменением самого познающего субъекта, которое, предопределяет последующие возможности познания новых объектов, стремление связать интеллект с более широким классом процессов жизнедеятельности. Вместе с тем нельзя не отметить ограниченность этой концепции. Пытаясь выделить основные характеристики интеллекта, Ж. Пиаже решает эту задачу путем привлечения прежде всего биологических и даже физических понятий (представление о равновесии).

Развитие структуры интеллекта Ж. Пиаже описывает с помощью понятий логики и математики. Однако в этих понятиях чрезвычайно трудно выразить то новое качество, которое появляется на уровне человеческого интеллекта по сравнению с тем, что есть в биологических, физических или абстрактных логико-математических системах. Представление о том, что интеллект есть организованное целое, является правильным, но столь общим, что не дифференцирует его от поведения, направленного на добычу пищи. Интеллект человека оказывается биологической функцией. В учении о развитии интеллекта абсолютизируется момент самодвижения, недооценивается значение целенаправленных, формирующих воздействий извне. Периоды развития операций слишком «привязаны» к возрасту. Так, в исследованиях П.Я. Гальперина и его школы было показано, что при специально организованном целенаправленном обучении можно сформировать формальные операции (классификации) уже у старших дошкольников. В теории Ж. Пиаже не получил освещения вопрос о функциональном развитии, в результате онтогенетическое и функциональное развитие остаются несоотнесенными. Формально-логическое мышление как высшее развитие, в онтогенезе трактуется ограниченно, так как в подростковом возрасте достигает «завершенных состояний», «конечного равновесия» .

Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в одной действительности, ни у субъекта на данный момент времени существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны.

Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет и уровень развития. Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Вторая сигнальная система - понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных, то им было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как имеющий преобладание первной сигнальной системы, мыслительный - преобладание второй сигнальной системы, а средний как уравновешенный по этому признаку.

3. Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под которой в общественных науках понимается форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.
В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данн ая деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые людьми в той или иной мере, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.
Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постановку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполнения действий называется операцией. Характер операций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта человека - операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).
Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Разновидностями практической деятельности являются материально-производственная (преобразование природы) и социально-производственная (преобразование общества). Содержание духовной деятельности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

1. Клетка – сложная система, состоящая из трех структурно-функциональных подсистем поверхностного аппарата, цитоплазмы с органоидами и ядра.

Эукариоты (ядерные) – клетки, обладающие, в отличие от прокариот, оформленным клеточным ядром, ограниченным от цитоплазмы ядерной оболочкой. Эукариотические клетки от простейших организмов до клеток высших растений и млекопитающих, отличаются сложностью и разнообразием структуры. Типичнойэукариотической клетки не существует, но из тысяч типов клеток можно выделить общие черты. Каждаяэукариотическая клетка состоит из цитоплазмы и ядра.