» » Наказывает ли Бог детей за грехи родителей? О наказании за грехи Почему бог жестоко наказывает грех.

Наказывает ли Бог детей за грехи родителей? О наказании за грехи Почему бог жестоко наказывает грех.

От своих родителей или родственников человек наследует не только черты лица и характера. К сожалению, нам передаются болезни и греховные наклонности близких. Но правда ли, что дети несут наказание за грехи отца и матери? Существует ли родовое проклятие?

Родовой грех — неприятный «дар» родителей

Каждый человек рождается со своей индивидуальной внешностью и чертами характера. Но тем не менее многое он наследует от родителей. Иногда дает о себе знать и влияние дальних родственников: например, от прадеда мальчику передался высокий рост или от прабабушки — дар рисования.

Кроме этого, все более похожими на наших отцов, матерей, дедов и бабушек делают нас навыки поведения. Они закладываются в результате воспитания. Хочет ребенок этого или нет, но он непроизвольно наследует взрослых.

К сожалению, от родителей детям могут передаваться и некоторые физические заболевания. Но, кроме них, человеку от его родственников достаются и другие, еще более неприятные наследственные «подарки» — вирус духовных недугов. В православии этот «подарок» принято называть родовым грехом. Что это значит? Разве дети должны отвечать за порочную жизнь родителей? Делать такой вывод не вполне корректно, поэтому попробуем найти верный ответ на этот вопрос и привести соответствующие примеры.

Предрасположенность ≠ греховная зависимость

Наверняка каждому читателю известны примеры семей, в которых от алкоголизма страдают родители. Очень большая вероятность того, что дети, выросшие в таких условиях, тоже окажутся зависимыми от этой страсти.

Но это совсем не значит, что родившийся младенец обязательно вырастет алкоголиком.

Также и с родовым грехом. Он совсем не указывает на то, что за пороки родителей Бог накажет их потомство пьянством. Но сыновья и дочери в таких семьях имеют большую предрасположенность к греху алкоголизма. Тем не менее, не стоит признавать этих детей «безнадежными»: от самого человека зависит, преодолеет он порок или попадется на его удочку.

Но откуда тогда появилось мнение о том, что за грех родителей Бог наказывает детей? И какими аргументами можно переубедить людей, что это не так?

За проступки одного Бог наказывает род до шестого колена?

Камнем преткновения в понимании последствий родового греха стали слова из ветхозаветных книг. В Книге Исход подаются такие слова:

Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20:5).

Те же мысли о родовом грехе звучат и во Второзаконии, Числах, книге пророка Исайи. Но уже пророк Иезекииль, известный предсказанием о рождении Мессии от Девы, указывает на то, что дети не отвечают за пороки родителей:

Вы говорите: «Почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18. 19-20, 30).

И другой пророк, Иеремия, вносит ясность в вопрос понимания родового греха и ответственности чад за поступки родителей:

В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер. 31:29-30).

В Новом Завете Бог представляется не как Справедливый Судья, а как Милостивый и Любящий Господь.

О степени Божьей любви к человеку свидетельствует Голгофская жертва: за пороки каждого из нас бессмертный Бог распинается на кресте.

И разве этот любящий Бог может наказывать детей за проступки их родителей? Нет. Но как же тогда быть с последствиями родового греха? Ведь встречаются династии, где на протяжении нескольких поколений словно висит некое проклятие? Как это понимать?

Совсем не так, как предлагают вам колдуны и гадалки, готовые «снять родовое проклятие».

Родовой грех — это наказание не от Бога, а от родителей

Вернемся к нашему примеру с семьей алкоголиков. От детей вирус страшного духовного недуга передается детям. Но если в тебе уже есть вирус, то возрастает вероятность заболеть.

Если дети не противятся соблазну выпить, а поддаются искушению, то они также становятся зависимыми. Их будущим сыновьям и дочерям будет еще сложнее остановить этот греховный ком, накатывающий с уже большей силой.

И если они с Божьей помощью, молитвой и Таинствами не излечатся от родового греха, то следующему поколению передадут еще большую склонность к духовной болезни.

Так может продолжаться на протяжении многих поколений, пока люди не осознают и честно не признаются себе в грехе алкоголизма: «Да, я поддался бесовским искушениям, впал в самые тяжкие. Но я хочу преодолеть зависимость, не сам, а с Божьей помощью». После такого признания наступает тяжелейший этап духовной борьбы. Это очень сложно. Но с Богом действительно все возможно.

Не на пустом месте возникли стереотипы о том, что из оставленных в приюте детей не вырастут «нормальные» люди. Согласно данным Генеральной прокуратуры, в России лишь 10% воспитанников детских домов налаживают нормальную жизнь. Иные не могут справиться с пьянством и наркотиками (40%), становятся преступниками (40%) или вообще доходят до суицида (10%).

Что это? Наказание Господне? Нет, это последствия родового греха. Родители, согрешив, наказывают сами себя и инфицируют своих детей. А ведь, как известно, один тяжкий порок связан и с множеством других. Если человек пьет, он становится раздражительным и в гневе может дойти до побоев и даже убийства.

Если ребенок вырастает в такой среде, где отец-тиран позволяет себе напиваться и избивать мать, то сын в будущем либо пойдет по тому же сценарию, либо возненавидит этот грех и приложит все усилия, чтобы в его жизни это не повторилось.

Как избавиться от последствий родового греха?

Священники, православные психологи и богословы выделяют такие составляющие в преодолении страстей, прочно укрепившихся в вашей семье или даже роду:

  • желание измениться;
  • чтение Евангелия и стремление жить по заповедям;
  • молитва и надежда на Бога;
  • регулярная исповедь и покаяние;
  • причащение;
  • соборование.

Также стоит молиться за своих усопших родных. Ведь если они при жизни не раскаялись в своих страстях, то в ином мире им особенно тяжело. Здесь стоит не забывать, что Православная Церковь не поминает некрещеных и самоубийц.

Как уберечь детей от родового греха?

Лучше всего на этот вопрос ответить словами богослова Алексея Осипова:

Родители, бойтесь совершать грехи, если вы по-настоящему любите своих детей. Не думайте, что ваша личная жизнь их не касается: все ваши грехи и преступления найдут отражение в жизни ваших чад. Поэтому на вопрос «Что делать с непослушными детьми?» есть только один ответ: подумайте сначала, что нужно сделать с собой, тогда вы будете точно знать, что делать с ребенком.

Позаботьтесь о православном воспитании ребенка еще до его рождения.

Священники и православные психологи советуют родителям духовно готовиться к отцовству и материнству до рождения младенца, во время беременности исповедоваться (тем самым очищаться от личных и родовых грехов), регулярно причащаться, посещать богослужения, по возможности воздерживаться от супружеского общения. Полезно читать Евангелие и Псалтирь, слушать классическую музыку. Также желательно избегать шумных компаний с чрезмерным весельем, алкоголем, нескромными шутками и сплетнями.

Воспитывайте дитя на примере благочестивой жизни вашей семьи. Ведь вы можете передать сыну или дочке не только родовой грех, но и любовь к добродетелям.

Если родители вместо ссор и криков предпочитают обсуждение проблем и прислушиваются к мнению другого, то их чадо будет стремиться к этому же сценарию.

Если родители дома читают Евангелие, посещают храм, вместе соблюдают посты и подходят к Причастию, то их сын или дочка будет считать это нормой христианской жизни. И никаких сверхъестественных усилий для православного воспитания и преодоления дурных наклонностей не придется прилагать.

О родовом грехе как наследственной болезни рассказывает профессор Алексей Осипов:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Отвечая на вопрос, болеют ли дети из-за грехов родителей, иеромонах Иов (Гумеров) приводит цитаты из Библии и, опираясь на них, говорит, что в самом деле духовно-нравственные болезни могут передаваться от одного поколения к другому. Однако он подчеркивает, что не существует фатальной зависимости от грехов предков. Какое бы «проклятье» ни довлело над родом, каждый имеет шанс на спасение, каждому Господь протягивает руку помощи. Но от воли человека зависит, воспользуется ли он этим шансом.

Наказывает ли Бог детей за грехи родителей?
Иеромонах Феогност (Пушков)

пока что - только первую часть вывешиваю, полснотью статью как только допишу и издам - анонсирую

Предисловие

В ветхозаветные времена бытовало мнение, что за вину родителей несут наказание (т.е. не просто последствия грехов родителей, как например, наследственные болезни, которыми родители «наградили» детей, а именно «кару») их дети. Так ли это?
Бог, сотворив человека по Образу Своему, вложил в нас естественное понятие о справедливости. Грехом это понятие было искажено в человеке, но не уничтожено совсем. Месть – это искаженное восприятие справедливости, рассматриваемой в ракурсе гордыни. Но наиболее чистому сердцу органически противоестественно карать детей за вину их родителей.

Однако, апологеты средневековой дикой нормы римского права ссылаются в защиту себе на слова Писания: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:5-6). «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6-7). Но при этом совершенно не хотят учитывать сказанного в 18-й главе пророка Иезекииля (даже более того, эта глава, которая у пророка обращена к современникам, такими лицами, как доморощенный «униат» Евгений Кадосов, толкуется как пророчество о будущем спасении во Христе).

Итак, нам стоит как рассмотреть собственно как тексты, говорящие о «наследовании вины отцов детьми» (т.е. изучить контекст цитат и их толкование у святых отцов Церкви ), так и особо рассмотреть 18-ю главу пророка Иезекииля.
Глава 1.
Общий грех или наследованные грехи?
Итак, сторонники учения о наследовании вины и грехов детьми от родителей обычно ссылаются на некоторые цитаты из книг Ветхого Завета. Разберем подробно каждую из них.

«И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6-7). «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:5-6 –ср. Втор. 5: 9-10).

Приведем сразу толкование святителя Церкви, авторитетного учителя, блаженного епископа Кирского Феодорита: «У Бога угрозы больше наказаний. И это нетрудно доказать из Божественного Писания. Сказано: "Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени... Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой"(Быт.17: 12, 14). Но найдем, что обрезанные погибли в пустыне, а оставшиеся необрезанными сподобились обетований, данных предкам, потому что Иисус Навин обрезал их в Галгале (см. Нав. 5: 1-8). Так же угрожает Бог имеющим в домах [во время опресноков – им.Ф.] квасное (Исх. 12: 15), но не предал никого наказанию согласно с угрозою. Поэтому и здесь, как чадолюбивых и тех, кто заботится о своих детях, Он устрашает угрозою : "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня" (Исх.20:5). А что неблагочестиво останавливать внимание на одной букве, сему учит Сам Бог, постанавливая законом противоположное. Ибо Он же Сам говорит: "Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление" (Втор.24:16). И чрез пророка Иезекииля говорит: "Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет" (Иез.18:2-4) . Думаю же, что угроза особенно показывает Божественное человеколюбие. Ибо присовокуплено: Ненавидящим Меня. Т.е. Долготерпелив Я к отцам согрешивших, долготерпелив и к детям их. Но если внуки и правнуки поревнуют [т.е. станут подражать – им.Ф.] лукавству отцов и предков – тогда наложу наказания… Можно и в истории найти действительное исполнение Божественных словес. Ибо сказано, что в пятом поколении вышли сыны Израиля из Египта, но за служивших в Египте богам египетским не понесли наказания ни отцы, ни деды их, наказаны же только сами подражавшие нечестию египетскому, потому что после стольких благодеяний и чудес не отринули нечестия египетского. А сыны их, возлюбившие Спасителя их – Бога, приняли праотеческие благословения » (Свт. Феодорит, бл. епископ Киррский. Толкование на книгу Исход. Вопрос № 40 на Исх. 20:5 // Бл. Феодорит Киррский. Изъяснение Трудных мест Божественного Писания. М. ИС РПЦ. 2003г. с. 98-99. ) .
Итак, мы видим, что:
1. В этой угрозе Бог обращается к отцам, чтобы они, греша, подумали о своих детях, которые могут понести последствия их грехов;
2. Наказание Божие простирается к потомкам в том случае , если они становятся подражателями грехов родителей (т.е. родители – виновники того, что дети грешат, ибо отцы детям дали дурной пример). Точность этого подчеркивается словами «наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящим Меня», т.е. если вражда к Богу простирается до 3 или 4 колена – Бог простирает руку для наказания. Это прекрасно подтверждает преп. Ефрем Сирин комментарии на Исх. 20:5:
«Бог, по Долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына, и внука его. Но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, коль скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим » (. Ефрем Сирин. Толкование на кн. Исход. Исх. 20:5 // Творения в 8 тт. М. 1994г. Т. 6. с. 369. ). «И вот, вместо отцов ваших восстали вы, отродье грешников, чтоб усилить еще ярость гнева Господня на Израиля. Если вы отвратитесь от Него, то Он опять оставит его в пустыне, и вы погубите весь народ сей» (Чис.32:14-15) . Опять – речь идет именно о том, что потомки усугубляю в себе вину праотцев. Именно в этом контексте стоит и молитва: «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода. Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе» (Чис.14:18-19). Если бы не было возможности простить при покаянии потомков греха, который потомки усвоили как традицию от предков, но впоследствии осознали греховность этой традиции, то молитва была бы бессмысленна;
3. В истории множество примеров того, что Бог долготерпит и не исполняет угроз;
4. Так же примеры исторического наследования детьми грешников благословений Божиих доказывают для нас тот факт, что если дети не следует путем грехов отцов своих, то они и не наказываются;
5. В подтверждение так же приводится Иез. 18., из чего видно, что отцы Церкви этот текст понимали не только как пророчество о мессианских временах, но и как прямое обличение современников пророка (к этому тексту мы еще ни раз и ни два вернемся).

«Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует, и споткнутся друг на друга, как от меча, между тем как никто не преследует, и не будет у вас силы противостоять врагам вашим; и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших; а оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших и за беззакония отцов своих исчахнут; тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих , как они совершали преступления против Меня и шли против Меня» (Лев.26:36-40). Т.е. они наказываются за то, что сами следовали путем беззакония отцов своих, а вовсе не за самые беззакония предков. Если бы дети не последовали родителям во грехах, то и не были бы наказаны. В словах Божиих беззакония обличаемых и беззаконие их отцов представлено как одна вина, один грех, который они из поколения в поколение творили.

Итак, Сам Бог многократно объясняет, почему вместе с отцами наказываются дети: не потому что они наследовали некую абстрактную вину родителей, а потому что наследовали нрав родителей, стали подражать своим отцам в грехах; дети сделались соучастниками зла, творимого их родителями.

Заключение


Итак, мы видели, что теория «передачи вины по наследству» чужда как святоотеческому богословию, так и самому духу Священного Писания. Мы можем говорить только о передачи некоторых негативных последствий, возникающий в результате того, что родители (которые являются корнем для детей) своими грехами сами искажают свою природу и вносят в нее изъяны. Повредив себе, свое повреждение они передают детям. Но это не вина (culpa) детей, а доставшаяся им в наследство болезнь. Но и это все исцелят всемогущая благодать Христа, благодать и дар Нового Завета. В крещении человек отрезается от старого, ветхого корня и прививается к новому корню – ко Христу. Крещенный человек умер для ветхой жизни и рожден для новой, в новой жизни он живет и спасается. Итак, все «порочное наследство» полностью стирается во Христе.
Но изначально у нас речь шла не о том. Может ли Бог «карать» детей за грехи родителей? – Ответ однозначный: Нет! Он может вразумлять родителей страданиями детей, но в этом случае виной их страдания нужно прямо видеть самих родителей, которые своими грехами причиняют раны своим близким. Ведь известно, что порочное слово может нанести рану сердцу и разрушить жизнь, зато доброе слово мира и любви может исцелить многолетние раны грехов.

Наказывает ли нас Бог, когда мы согрешаем?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы сначала должны провести различие между наказанием и воспитанием. За все грехи верующих в Иисуса Христа – прошлые, настоящие и будущие – уже было понесено наказание на кресте. Как христиане мы никогда не будем наказаны за грех. Это было сделано раз и навсегда. «Тем, кто соединен с Христом Иисусом, теперь не грозит обвинительный приговор» (Римлянам 8:1). Благодаря жертве Христа, Бог видит только Его праведность, обращая взор на нас. Наш грех был пригвожден к кресту Иисуса, и мы никогда не будем наказаны за него.

Тем не менее, грех, который остается в нашей жизни, иногда требует Божьего воспитания. Если мы будем продолжать следовать греховными путями, не покаемся и не обратимся от зла, то Бог прибежит к Своему божественному воспитанию для нас. Если Он этого не сделает, то Он не был бы любящим и заботливым Отцом. Так же, как мы воспитываем наших собственных детей для их же блага, так и наш небесный Отец с любовью воспитывает Своих детей в их же интересах. Евреям 12:7–11 говорит нам: «Вы должны стойко переносить все испытания как наказание, которому вас как сыновей Своих подвергает Бог. Ведь нет сына, которого бы не наказывал отец. А если вас не наказывали, как наказывают всех сыновей, значит, вы не сыновья, а незаконные дети. Если нас наказывали земные отцы и их за это уважали, разве не гораздо больше мы должны повиноваться Отцу духовных существ, чтобы через это обрести жизнь? Те наказывали нас на короткое время и так, как им казалось лучше, а этот Отец – для нашего истинного блага, чтобы сделать нас сопричастными Своей святости. Конечно, всякое наказание не радует, а огорчает, но только на время, а потом те, кого оно исправило, пожнут плоды мирной и праведной жизни».

Таким образом, воспитание – это средство, при помощи которого Бог с любовью обращает Своих детей от восстания к повиновению. Благодаря воспитанию перед нашими глазами более четко открывается Божья точка зрения на нашу жизнь. Как царь Давид заявил в псалме 31, воспитание заставляет нас признать и покаяться в грехе, который мы еще даже не совершили. Таким образом, воспитание очищает. Оно также является катализатором роста. Чем больше мы знаем о Боге – тем больше мы знаем о Его желаниях для нашей жизни. Воспитание дает нам возможность учиться и соответствовать образу Христа (Римлянам 12:1–2). Воспитание – всегда нам на пользу!

Мы должны помнить, что грех является константой в нашей жизни, пока мы находимся на этой земле (Римлянам 3:10, 23). Таким образом, мы не только имеем дело с воспитанием Бога из-за нашего неповиновения, но также с естественными последствиями греха. Если верующий украдет что-то, Бог простит его и очистит от греха, восстановив общение между Ним и раскаявшимся вором. Тем не менее, социальные последствия кражи могут быть очень серьезными – в виде штрафов или даже тюремного заключения. Это естественные последствия греха, которые мы должны испытать. Но Бог работает даже через эти последствия, чтобы укрепить нашу веру и прославиться.

Отче, отвечая на вопрос Юлии «можно ли исповедовать нераскаянные грехи предков», Вы отметили, что дети не отвечают за грехи предков. Мне не раз пришлось слышать: из-за грехов родителей болеют дети; Бог наказывает до 6 колена. Внесите ясность. И еще, мы обязаны за всех молиться, поминать и вместе с тем [говорят] «не приносите фартуки» (т.е. длинные записки). Спаси Вас Господи.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня ) преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами:

- Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор.24:16).

- В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер.31:29-30).

- Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19-20).

Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о «родовом проклятии», о «родовом грехе». Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому. Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные.

Уместен вопрос: в равных ли условиях находятся люди в отношении к спасению. На это нужно решительно сказать, что Господь Бог не только всем желает спасения, но и дарует каждому такую возможность. К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы семье не родился, для каждого человека открыты врата Небесного Царства и возможность спасения. Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни находился. В этом тайна человеческой свободы. Это не отвлеченная возможность сделать выбор между добром и грехом, а реальная возможность, которой содействует Божественная благодать, когда Господь видит даже самое малое проявление благой решимости. Об этой неотъемлемой для каждого свободе говорит св. апостол Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если умножается грех, то преизобилует благодать (Рим.5:20). Следовательно, тем, кто, казалось, лишен благоприятных условий для духовной жизни, подается сугубая помощь Божия, восполняющая недостаток условий. От нашего свободного произволения зависит воспользоваться этим или нет.

Святые отцы говорят также и о том, что воздаяние Божие неодинаково. Кто, находясь в неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда особенно велика. «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий» (авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).

В современном мире люди часто слышат о Боге или Библии по телевизору, радио или от знакомых. На слуху многие слова из Священного Писания, в том числе и слово «грех». Сталкиваясь с неизвестным, мы не знаем, что это такое и как новые знания применимы для нашей жизни.

Чтобы узнать ответы на интересующие вопросы, отправимся в интересную экскурсию по Библии и Корану, рассмотрим понятие и виды греха, какие наказание за грех бывают и как спасти душу от вечных страданий.

Что такое грех?

Грех - слово греческого происхождения и буквально переводится как «промах», «мимо цели». Бог, создавая человека, приготовил для всех нас чудесный план, но люди не попали в цель, а промахнулись мимо мишени. Если буквально переводить с иврита, языка, на котором написан Ветхий Завет, то смысловое слово, которое тождественно греху, означает «недостача», «нехватка». Первым людям не хватило доверия Богу, внутренней силы, преданности, чтобы осуществить задуманный Творцом план касательно участия человека в мироздании.

Если говорить правовым языком, грех - это нарушение нормы, то есть обязательных правил поведения. Нормы делятся на два вида: моральные (общественные) и государственные.

Когда в гостях мы сидим за столом, принято не чавкать, не отрыгивать пищу. За это не выгонят и не накажут, но есть правила, которые не допускают таких поступков за столом. Во многих случаях моральное (психологическое) осуждение намного тяжелей перенести, чем официальное, публичное.

Есть правила поведения, которые устанавливает государство. За кражу, хулиганство, оскорбление, клевету может последовать не только осуждение обществом, но и большие денежные штрафы, обязательные общественные работы и даже лишение свободы.

Бог установил правила поведения, чтобы люди были счастливы, соблюдая их. Но люди захотели жить по-своему, и не пожелали исполнять божественные нормы. Это и есть грех (неповиновение, непослушание).

Грех может совершиться непроизвольно, по слабости, или осознанно и специально (беззаконие). Это две разновидности греха, но за каждую человек будет нести ответственность перед Богом.

Если грех делается специально, намеренно, тогда это беззаконие. Если говорить в христианском ключе, беззаконие - это целенаправленное нарушение правил поведения, установленных Богом.

Беззаконие - тяжкая форма греха. Если из-за своей греховной природы человек не специально совершает проступок перед Богом, то беззаконие - грех, который может доставить человеку удовольствие, и он совершает его, зная о последствиях. Это бунт, несогласие, гордость.

Как грех пришел в мир

Бог сотворил Адама и Еву, имея определенные виды на первых людей. Одной из важных функций, которую Творец возложил на человека, была забота о мире, который Он сотворил в Эдеме. Творец поместил людей в идеальные условия, и дал одну заповедь (закон), чтобы человек не ел с дерева познания добра и зла. В Бытие 2: 16,17 читаем:

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

В Эдеме появился дьявол. Он не захотел, чтобы у человека были идеальные отношения с Богом, и поэтому стал искушать Еву. Он утверждал, что, вкусив запретный плод, люди станут, как боги и будут различать, что есть добро, а что зло. Адаму и Еве это показалось интересным: быть Богом и не зависеть ни от кого - это мечта человечества с древних времен. Ева знала о запрете есть с дерева, где находился плод, и знала, что Бог говорил Адаму: если они попробуют плод, то смертью умрут. Но несмотря на такие жесткие предупреждения Бога, люди проявили свободу выбора и захотели стать равными Творцу.

Адам и Ева не послушались Бога, нарушили закон и грех, через это неповиновение пришел в мир. А на уровне генетики и мы рождаемся уже грешными.

Можно сделать вывод, что грех сидит в людях с момента зачатия, сидит в наших клетках, венах, крови. Во всем нашем существе. Потому что мы - потомки Адама и Евы.

Первые последствия греха

Когда Адам и Ева были изгнаны из Рая за нарушение заповеди Бога, у них родились дети - Каин и Авель. Старший сын, Каин, был хорошим земледельцем, а младший, Авель, скотоводом. Случилось однажды им принести жертву Богу. Авель принес самого лучшего мяса, а Каин самых лучших и спелых овощей и других плодов земли.

Богу понравилось подношение Авеля, а дары Каина Он отверг. Творец увидел печальное сердце Каина и мысли его, и сказал Каину (Бытие 4:7):

если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Грех, словно магнит, тянет людей к себе, чтобы мы совершали но мы можем иметь над ним власть. Однако Каин не смог победить грех в своем сердце. Греховная природа родила в Каине зависть, а зависть побудила его убить родного брата. И он осуществил намерения сердца своего: Каин вывел брата в поле и там расправился с Авелем.

Таким было первое последствие греха - зависть и убийство.

Какие грехи существуют

Греховных поступков в жизни очень много, одни из них встречаются редко, а другие часть нашего естества:

  1. Зависть. "Ненавижу коллегу по работе, он все время счастлив, а моя жизнь - сплошные проблемы!" Это чувство грызет вас, пока вы, наконец, не выплескиваете всю злобу на человеке. Ярким примером зависти служит описанная выше история Каина и Авеля.
  2. Гордость. Очень часто слышим такие восклицания «Где твоя гордость!», «У меня тоже гордость есть». В этом контексте многие путают гордость с силой воли, твердостью. Гордость - ужасный грех, и означает, что в центре всего у человека стоит собственное «Я». «Я хочу», «ты должен сделать это, потому что я хочу».
  3. Блуд и прелюбодеяние. Блуд - половые отношения до брака, прелюбодеяние - это измена супругу или супругу в браке. Прелюбодеяние описано в Ветхом Завете как тяжкий грех. Когда Бог давал Моисею заповеди на горе Синай, одно из постановлений было «не прелюбодействуй».
  4. Убийство. Бог дает жизнь человеку, и только Он может эту жизнь забрать. Когда один человек насильно лишает жизни другого человека - это один из страшных грехов человечества.
  5. Сребролюбие. Буквальный перевод - «любить серебро». Типичный грех мира, в котором мы живем. Деньги важны в жизни, но если они начинают занимать все наши помыслы - это приводит к рабству и зависимости от греха.
  6. Идолопоклонство. Один из самых незаметных и еле уловимых грехов современной цивилизации. Если что-то в нашей жизни занимает главенствующее положение, а не Бог, то это идол. Например, телевизор, книги, деньги притягивают нас к себе, и мы все время тратим на них, забывая посвятить Богу хотя бы час в течение дня.

Скрытые грехи

Люди сами не замечают, как порой совершают грех. Нам кажется, что мы совершаем правильные поступки или вполне нормальные для человека действия. Обычно такие дела называются в современном мире «природными порывами», «ну я такая, какая есть», «вот такой я человек», «мне сложно измениться, да и кто из нас без греха». Люди констатируют факты, но противостоять или бороться с грехом никак не желают.

К грехам относятся также следующие проявления нашей плоти и мыслей, которые незаметно обнаруживаются в нашей жизни. Среди них такие грехи, как:

  • Злость.
  • Ссоры.
  • Ненависть.
  • Обман.
  • Клевета.
  • Сквернословие.
  • Корыстолюбие.

Для части человечества совершать такие грехи - норма, но следует помнить, что дела плоти ведут к осуждению Богом. Необходимо следить за своими поступками, делами, языком и сердцем.

До Христа и после

Логично, что если есть проступок, то за ним последует наказание. В Ветхом Завете наказанием за смертный грех была смерть. Смертными грехами в те времена считались ворожба, половое совокупление с животными, прелюбодеяние, убийство, применение физической силы к своим родителями, продажа человека в рабство, идолопоклонство. Грешника выводили за город и сбрасывали с горы или побивали камнями.

Существовали такие грехи, которые Бог прощал, если человек приносил в жертву животное. В основном это были грехи, совершенные случайно, по ошибке или незнанию, например, несоблюдение заповедей. В книге Левит 4:27-28 читаем, что Бог позволял в данной ситуации заколоть молодую козу без порока и принести ее в жертву. Тогда грех человеческий прощался. Грешный человек приводил к левиту (священнику) чистое животное, а левит совершал жертвоприношение, и грех «омывался» Богом.

Господь воплотился в человеческое тело, родился от женщины и умер на кресте, пролив кровь. Он принес себя в жертву, заклан был вместо агнца (овцы), чтобы человечество имело возможность жить без греха, если люди поверят и примут Бога в свою жизнь. И наказание за смертные грехи не вспомнится Богом, если люди примут Иисуса Христа и будут следовать заповедям Божьим.

Возмездие за грех - смерть

Если человек живет и радуется жизни, но не задумывается о жизни вечной и не пытается изменить в своей греховной природе ничего, тогда после смерти его ждет вторая гибель - духовная смерть. Тогда Бог людей накажет за грехи адом, где будет «скрежет» зубов и муки вечные. В послании к римлянам 6:23 читаем:

Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Каждый человек умирает, так определил Бог из-за нашего грехопадения. Но очень страшно, если в вечности нас ждет не жизнь вечная с Иисусом Христом, а муки и боль.

Через Библию Господь говорит нам, что все люди согрешили и лишены славы Божьей, то есть человечество не может жить в присутствии Бога, если мы грешны. А за грех Бог еще в Эдеме определил наказание человеку - смерть физическую, боль и страдания. Обращаясь к Адаму, творец говорит ему, что если он не послушается наказов Господа, то смертью умрет. Но физическая смерть - не самое страшное наказание за грехи. Страшно то, что ожидает людей после смерти.

Греховная жизнь ведет людей не только к духовной смерти, но и физической. Чем больше греха в жизни, тем быстрее может наступить финал. Согласно Писанию, наказание за грех - ад после физической смерти. Если человек не одумается и не встанет на праведный путь, не примет Господа в свою жизнь.

Духовная смерть, или вторая смерть - самое главное наказание Бога за грех.

Болезни и грех

Человек несовершенен, и на жизненном пути даже верующие люди совершают ошибки, промахи. Какие наказания за грехи может использовать в нашей земной жизни Бог? Самое главное наказание - смерть. Однако в редких случаях Бог использует болезни как форму наказания. Божье наказание за грехи болезнью Творец осуществляет, когда хочет остановить человека от необдуманных поступков, или чтобы люди задумались о своем поведении в жизни.

Жил в Иудее царь Езекия, который любил Бога. Однажды Езекия заболел, и пророки объявили, что он не поправится. К Езекии пришел знаменитый пророк Исая, он посоветовал царю приготовить завещание, чтобы оставить потомкам власть, так как время его жизни на исходе. Но Езекия не стал торопится, он отвернулся от него и в слезах помолился Богу. Творец внял молитве царя и благословил его здоровьем еще на пятнадцать лет. Эту историю можно прочитать в 4 книге Царств, 20 главе. Здесь мы видим, что болезнь - это последствие греховной природы человека. Бог не хотел, чтобы царь Езекия умер, но болезнь свойственна всем людям, и никто не может от нее убежать.

Через болезни Бог не наказывает людей, как думают многие. «Вот грешен я, Господь и дал болезнь». Нет. Болезнь - это проявления греха, греховного тела человека, которое мы имеем с самого момента рождения и соответственно изначально подвержены болезням.

В Библии встречаются случаи, когда Бог наказывает болезнями за грехи. Например, сестра Моисея Мириам покрылась проказой. Мириам упрекнула Моисея за его жену, и за это покрылась проказой, белой как снег стала кожа на ее лице. Моисей пожалел сестру, и по его молитве Бог исцелил Мириам

Но в современном мире Бог чаще использует наказание за грехи людей - смерть, а болезни как испытание или возможность человеку через недуги увидеть Божье исцеление и поверить в существование Творца.

Покаяние и спасение

Все люди боятся смерти, все страшатся умереть. Но когда-нибудь всем надлежит явиться перед Богом. Кара за грехи - смерть, вечная смерть. Но есть единственная возможность получить прощение и избежать наказания за грех - это Иисус Христос.

Сам Господь, когда ходил по земле, говорил такие слова (Евангелие от Иоанна 14:16):

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Господь - это единственный путь, чтобы увидеть Бога. Для этого, каждому человеку надо покаяться и разрешить Господу изменить сердце и жизнь. И тогда все грехи простятся.

А в знаменитых стихах того же евангелия от Иоанна 3:16,17 читаем:

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Бог придумал удивительный план по спасению человечества. Он пожертвовал своим Сыном, чтобы каждый из нас был спасен и обрел жизнь вечную.

Спасение от греха заключено в Господе Иисусе Христе. Принимая в свою жизнь благую весть о том, что Бог спустился на землю и умер за грехи наши, мы обретаем спасение и прощение. Мы можем оступаться, но Бог окончательно прощает нам грех, и грех не имеет больше над нами власти.

Чтобы не зависеть от греха и греховных помыслов и жить в ожидании встречи с Богом, людям надо принять Иисуса Христа как личного спасителя, впустить Его в свою жизнь и полностью довериться Творцу. Для этого человеку надо встать на колени и попросить Бога войти в жизнь и изменить ее.

Единственное, чего Бог не простит, в соответствии с Библией, это если человек будет богохульствовать (хулить Бога); если при людях отречется от Иисуса Христа.

Ислам о грехе и наказании за грех

Ислам, как и христианство, тоже развивает мысль о грехе. Согласно Корану, самыми страшными и тяжелыми грехами считаются:

  • Убийство.
  • Колдовство.
  • Прекращение исполнения намаза.
  • Не соблюдать пост.
  • Не слушаться и не подчиняться родителям.
  • Не совершать обязательный хадж.
  • Гомосексуализм.
  • Измена в браке.
  • Ложные свидетельства.
  • Воровство.
  • Ложь.
  • Лицемерие.
  • Проклинать ближнего.
  • Спор.
  • Нанесение вреда соседям.

Наказание Аллаха за грехи в исламе есть, но Всевышний прощает все грехи, кроме неверия, если верующий сам просит о прощении. Если человек согрешил, то, по исламу, ему просто надо искренне покаяться, и тогда Аллах простит его.

В исламе считается, что грех Адама не переходит на генетическом уровне, а каждый человек ответственен только за поступки, которые он совершил в течение земной жизни.

Ислам проповедует, что у человека есть в соответствии с которой он делает решение: иметь спасение или жить в грехе. Если смертный человек живет и работает честно, но оступается и просит прощения у Аллаха, тогда он будет спасен и увидит Рай.