» » Ордонансовые роты. Сломанные копья

Ордонансовые роты. Сломанные копья

Получение звания "салага"

Первое звание, тут все проще простого.
Летите на пиратскую базу, получаете ранг пирата, а также неплохой пиратский корпус.

Получение звания "юнга" (100 очков)

Для выполнения, в галактике должна быть построена научная база, в этом случае вам дается задание найти блок памяти на незаселенной планете. Покупаем 1-3 зонда, загружаем на планету и летим по своим делам. По возвращению забираем блок памяти и сдаем его на пиратскую базу.
В качестве награды сейчас и в дальнейшем будут выдавать отличное акриновое оборудование с малым весом и максимальным на тот год возможностями, но естественно не без минусов.

Получение звания "рейдер" (250 очков)

Ну наконец-то нормальное задание, нужно убить одного пирата-стукача, но это еще не все.
После того как вы возьмете задание, вам на нижнюю панель будет постоянно приходить одно глупое сообщение, там написано что-то про вашу буренку. Так вот, это секретное послание агентуры. Летим на указанную в сообщении планету, и тут вам предлагают сливать информацию в пользу Коалиции. Ни в коем случае не говорите, что не знаете о чем говорит агент, даже если хотите играть за пиратов, ибо вы пропустите некоторые куски сюжета.
Сливаем им того пирата, которого нам надо убить. Далее, летим убивать пирата, и после того как выпадает капсула, берем с пирата деньги, загружаем на борт и:

  • либо хватаем и несем на ПБ (+ к пиратам)
  • либо хватаем и несем на ближайшую коалиционную планету (+ к коалиции)
В независимости от того, что вы выбрали, по окончанию вы получите 1 микромодуль на выбор и новое звание.
Чтобы девушки-спецагенты давали вам задания, нужно по возможности выполнять задания в пользу коалиции.

Получение звания "шкипер" (450 очков)

Вот тут задание будет посерьезнее, нам нужно уничтожить бизнес-центр в системе атакованной доминаторами, причем нами же и вызванными.
Летим на планету, чтобы встретиться с представителем агентов, докладываем ему все и летим в систему где наш бизнес-центр.
Выполнить задание можно 2-мя способами:

  • Делаем, как сказали пираты. По прибытию в систему, маяк активируется автоматически. Долетаем до бизнес-центра и ждем доминаторов. Как только в систему вторглись, расставляем 3 кварковые бомбы, и стреляем по ним уничтожая бизнес-центр. Доминаторов можно не трогать, и лететь на пиратскую базу. (+ к пиратам)
  • Играем за Коалицию. Прилетаем в систему, маяк активируется, долетаем до БЦ, и как только в систему залетают доминаторы, на панель приходит сообщение о том что нужно охранять БЦ в течении 60ти дней. Собственно это и делаем. Через 60 дней, база самоуничтожится, и вам останется только лететь на пиратскую базу за лычкой, и на коалиционную планету за наградой. Ах да, в вашем трюме остались еще 3 кварковые бомбы. (+ к коалиции)
В независимости от того, за кого вы отыграли, по окончанию вы получаете на выбор: 3 ММ 3-го уровня, 2 ММ 2-го уровня или 1 ММ 1-го уровня.

Получение звания "головорез" (750 очков)

Пора за лычкой. На первый взгляд задание простенькое, но не все так гладко.
Отправляемся в путь и убиваем рейнджера, возвращаемся на ПБ.
Тут нам сообщают что рейнджер жив, и сейчас находиться в госпитале. Летим в агентуру, и на планету, где лежит рейнджер. Дальше нас ждет квест.

Прохождение квеста:
Разрешаем дроиду себя отсканировать, бластер оставьте при себе и вы попадете к доктору. На вопрос о вашем самочувствии ответьте: "как хорошо прожаренный пенчекряк". Забираем его халат и линяем. Идем в отдельные палаты, и там находим нашего рейнджера.
Не надо его душить подушкой, ничего хорошего из этого не выйдет. Далее к лифту, на первый этаж, к служебным помещениям, и в туалет. Там моем руки и берем костюм рабочего. Далее, на третий этаж, вставляем карту рабочего, проходим в комнату к начальнику охраны, подслушиваем разговор, уходим. Далее в безымянную дверь, охранникам комнаты говорим, что вызывает Майор к себе и идем дальше.
Тут уже идет ответвление в зависимости от того, за кого вы играете:

  • Если за спецагента, то жмите "отказаться от убийства". Поднимаемся на 4-й этаж и говорим что у вас есть важная информация, говорим всем правду и... задание выполнено. Награду получите на месте. (+ к коалиции)
  • Запираемся в помещении, обыскиваем все, надеваем дыхательную маску и начинаем откачивать воздух. Сначала 3-й уровень, а дальше все остальные. Выходим через главный вход. Встретившемуся Охраннику срываем маску. Задание выполнено. Награда ожидает вас на ПБ. (+ к пиратам)
После квеста, летим на ПБ и получаем 2 микромодуля на выбор.

Получение звания "атаман" (1000 очков)

Чтобы стать атаманом, надо убить атамана, что логично. К вам в помощь отправляют таинственного мистера Шу. Спросите у него кто он такой и какова его цель, он должен вам сказать что он ликвидатор, за это вы получите дополнительную награду.
Летим на планету, где поселился атаман, ждем мистера Шу на орбите планеты, и выбираем из 2х способов его устранения:

  • Если вы не хотите участвовать в Планетарной битве, отправьте этим заниматься мистера Шу. Через день он вылетит и атаман полетит в другую систему, на планету, где его посадят на 100 лет. Проследите за ним, и после можете отправляться на ПБ. (+ к пиратам)
  • Оставляем мистера Шу на орбите, а сами летим на планету.
    Далее придется победить в Планетарной битве. Она довольно простая, можно сразу отправляться в центр карты к зеленым, попутно уничтожая вышки и захватывая заводы. При этом стоит держать всех роботов в целости, т.е. после каждой перестрелки давать им время на ремонт.
    После победы открывается маленький квест.
    В нем следует сделать следующее:
    - Так и есть
    - Что ты имеешь ввиду?
    - Сильные слова.
    - После того, как ты это сказал, я начинаю понимать...
    Далее на выбор: можете оставить его живым (+ к коалиции) или убить (+ к пиратам).
Если вы оставили его живым, то залетите на коалиционную планету, чтобы получить награду. После летим на ПБ и выбираем себе набор микромодулей.

Стоит отметить: если вы выполнили это задание не в пользу Коалиции, то последнее задание от девушек-спецагенток никак не получить, т.е. вы не получите гибридного дроида.

Получение звания "хан" (1500 очков)

Для получение этого звания нужно выполнить 3 "особых" правительственных задания на выбор. Здесь постараюсь описать каждое из этих заданий, что смогу найти. Все они интересные, поэтому рекомендую пройти каждое из них.

  • Исследование черной дыры:
    Перед прохождением, желательно хорошо вооружиться. Залетаем в заданную черную дыру, внутри проблем особых не будет, главное перед вылетом соберите аптечки, чтобы полоска хп была полной, т.к. на выходе вас будут ожидать 3 пирата и много хлама, видимо от убитых до вас кораблей. Убираем пиратов, собираем из мусора все что вам пригодится, и возвращаемся на планету, за вознаграждением.
  • Купить технику и продовольствие:
    В общем итоге нам нужно купить 1000 тонн еды, и 1000 тонн техники, итого 2000. Денег за это вы не получите, так что придется заранее накопить не хилый капитал. Лучше заранее, до того как начнется задание, купите все что нужно, не торопясь, и когда уже начнется миссия, вам останется лишь сдать накупленное барахло. Не стоит браться за это задание, если у вас маленький корпус или слабый двигатель. Вы попросту не успеете. Главное не забывайте, когда пролетаете систему, потыкайте на каждой планете и базе правой кнопкой, если на планете хороший запас нужного вам товара - купите. И пользуйтесь поиском по планетам, чтобы сразу купить много, а не собирать по 10-20 техники с каждой планеты.
  • Уничтожить научную станцию:
    Если у вас нет исследовательских зондов к началу миссии, можете их купить как раз в той же системе, на той же базе которую нужно взорвать. Не скупитесь на зонд который дают когда берете задание, зонд и вправду хороший и прослужит вам в дальнейшем. Далее летите на планету где припрятана бомба (Желательно обзавестись хорошими зондами, ибо срок миссии ограничен). Пропускаем дни, и как только появляется бомба, хватаем её и летим обратно. Выкиньте бомбу рядом с базой (не надо только по ней стрелять, бомба сама взорвется) и можете сразу лететь на стартовую планету. Пока долетите, бомба как раз взорвется. Денег естественно не дадут.
  • Собрать дань с 6-и мирных кораблей:
    Задание простое. Летаем по системе, и грабим мирные корабли. Можно отнять груз, можно потребовать деньги. После того как вы ограбите 6 кораблей, на панель уведомлений, придет сообщение о том что задание выполнено.
  • Доставить контейнер с записями пеленгских бесчинств:
    Простое задание на доставку. Если не справляетесь, включите форсаж. По прибытию получите вознаграждение.
  • Собрать полный пакет доминаторского оборудования:
    А вот это уже интересно, пора повоевать с доминаторами.
    Нужно собрать: торсионный реактор(двигатель), стекбаррель(топливный бак), дианод(дроид), ментощуп(захват), пикселит(генератор защиты), сенсотрон(радар) и тех-детектор(сканер).
    Награда: Стандартная сумма правительственных заданий + оплата собранного оборудования в x2. Если оборудование, выбито недавно, то x3, а если еще и принадлежит одной серии, то x4. На выполнение этого задания, вам дается примерно год. Обидно будет не успеть, поэтому стараемся этого не допустить. Если вы решили собирать оборудование только одной серии, то готовьтесь к проблемам. К примеру у Блазеров, очень редко (у меня ни разу не выпал) выпадает сенсотрон, когда у Келлеров, он выпадает у каждого 2-го убитого. Если у вас есть Локализатор взрывной волны, или достаточное кол-во программ "Аварийный сигнал"(можете купить у пиратов за ноды), то можете попытаться собрать одну серию, если нет, то лучше не заморачивайтесь и игнорируйте привязку к серии. Года вам должно вполне хватить, к тому же к этому времени, у вас должен быть вполне боевой корабль. Складывайте оборудование, где-нибудь неподалеку, как все соберете, возвращайтесь за вознаграждением.
  • Найти артефакт разделенный на 3 части:
    Приобретаем зонды, чем больше тем лучше (и главное хороших), летим на первую планету, скидываем там зонды и летим за пиратами. Смело можете убивать обоих, после чего вы узнаете где 2 другие части амулета. В процессе их убийства, как закончится исследование первой планеты, залетаете на нее, хватаете 1-й фрагмент, и повторяете то же самое с 2-я другими планетами. Главное не медлите! На все это у вас чуть более полугода.
  • Найти секретный архив:
    Покупаете зонды, которые вам предлагают (не скупитесь, они хорошие). Исследуете необходимую планету, забираете архив, и летите обратно.
  • Обменять Зверька на статуэтку:
    Делаем все по инструкции:
    • Уничтожаем транспорт, который взлетит на следующий день после выдачи задания
    • Подбираем Вротмневолоса (имя зверька) и везем на пиратскую базу. Заранее посмотрите в поиске где она, а то правитель забыл сказать нам систему, где эта база.
    • Обмениваем Вротмневолоса на статуэтку и везем обратно владельцу.
  • Подбросить наркотики одному политику (квест):
    Проще квеста, я не встречал, поэтому подробно описывать не буду. И так к началу нашей операции, надеваем перчатки и вставляем ключ, попыток не ограничено поэтому можете вводить все 3 кода, как войдете, наденьте бахилы, ну а дальше спрячьте пакетики так, чтобы можно было бы очень легко найти, но чтобы они не были на видном месте, и не надо все 5 пакетиков бросать в одной комнате. Сделайте в каждой комнате по пакетику. Не нужно мудрить, спрячьте в стереовизоре, в цветочном горшке немного присыпав землей, в ботинке, или тапке. При выходе из квартиры не забудьте забрать с собой ключ.
  • Очистить планету от доминаторов (ПБ):
    Битва простенькая. Самое главное, это быстро занять нейтральную базу в центре для постройки роботов, пока её не занял Келлер. Изначально у вас будет всего 5 роботов. Также за оплату нодами, можно увеличить стартовое кол-во роботов.

Получение звания "барон" (3000 очков)

Получаем лычку, и нам открывается новый сектор с 2-я системами: Тортугац и Нифигац. В Нифигац, после получения звания Барон, можно будет залетать и собирать налоги с планет.
Но пока звание мы не получили, летим в Тортугац. Там будет лишь одна пиратская база, хотя по механике игры, она считается планетой. Как только вы на нее сядете, в систему тут же ворвутся вояки. Вылетаем, начинаем их мочить (можно и не стрелять по них, пираты сами все сделают) И ждем прилета ВБ, которая совершит посадку на ПБ. После приземления на ПБ, начнется квест по спасению базы.

Квест делится на 4 части.

В первой части нам предстоит отбить атаку военных. Включаем турель и выбираем больше пулеметов, поскольку ими вам придется пользоваться чаще, т.к. лазеры большую часть будут находиться в перегретом состоянии. Чтобы выиграть нужно запомнить одну вещь. Вас ожидает всего лишь 7 волн, поэтому не стоит сильно экономить боеприпасы пулеметов. Есть 2 способа прохождения. С минами или без них. Я лично проходил без мин. В таком случае, вместо того чтобы ставить мины, собираем боеприпасы. У вас будет приличный запас ракет. Ну и чем же стрелять? Если у вас очень много солдат, и не так много техники, то стреляйте лазерами. Если солдат и техники поровну или если лазеры перегреты, стреляйте пулеметами. Ракеты же очень эффективны против киборгов и тяжелой техники, а вот против солдат, от них толку не больше, чем от пулеметов, за исключением того что запас ракет сильно ограничен. В первые 3 волны, старайтесь не пользоваться ракетами, и дальше можете всаживаться по 3-4 штуки за одну волну.

Во второй части, нам дается бродилка:
- Искать другой путь
- К транспортеру
- Зайти в склад
- Что-нибудь поискать
- Покинуть склад
- Отойти от транспортера
- Подойти к стеклянной будке
- Бросить внутрь дымовую гранату
- Покинуть каморку
- К транспортеру
- Воспользоваться ключом.
Далее, у вас есть транспортер. Кол-во топлива на исходе, поэтому сначала едем к Перегонной, заправляемся и теперь к Хранилищу. Забираем ручное оружие, и для транспортера: Гранатомет, Фонарь, Комплект брони и Навигатор. Едем к сортировочной. Далее пролетаем через пропасть, В кабинку с пеленгом забросьте осколочную. Далее в маневренные коридоры, пристраиваемся в конце колонны и стреляете из гранатомета., далее к воротам, и снова воспользуйтесь гранатометом, пальнув по бочкам. Заезжаем в ангар, и расстреливаем последние снаряды в левую и правую кучу. Покидаем транспортер, дважды продвигаемся вперед, стреляем в энергетический узел и добивайте остатки очередями. Проходим через конвейер. Далее как, ваш транспортер прижмет к магниту, бросьте осколочную в кабинку. Посвятите фонарем на сенсор и все. Эта часть квеста может быть совершенно другой, все зависит от того оборудования, которые вы выбрали в Хранилище 13.

Третья часть не сильно отличается от второй, за исключением того, что все мини-игры идут фиксировано. Решительно подходим к малоку, говорите что вы из службы проверки и что вы не потерпите отсутствие порядка. Покажите свое рейнджерское удостоверение, когда речь зайдет о ваших документах. Спросите его имя и номер части и шагайте дальше. Подойдя к следующей двери, выжидайте до тех пор пока не будет написано, что ничего не изменилось. Заходим внутрь. Если противников 4 - бросьте монетку, если 3 - свалите шкаф, если больше, то тут уж ничего не поделаешь. В следующей мини-игре, нужно соединить проводки одного цвета из разных пучков. Здесь вам пригодиться листик. Всего цветов 5: Желтый, красный, синий, зеленый и оранжевый. Просмотрите 4 провода из первого пучка и запишите к цвету. 5-й провод подпишите к недостающему цвету ибо времени на его просмотр может не хватить. Делаем то же самое со 2-м пучком и соединяем проводки одного цвета. Далее поднимаемся наверх, далее все по схеме:
- Выскочить навстречу врагам
- Бросить в противников кубок
- Запрыгнуть в ящик
- Бросить в противников угольком
- Дернуть край ковровой дорожки
- Бежать в сторону лифта
- Схватить картинку Рее Пина

И осталась последняя заключительная очень короткая часть:
Жмем: Прислушаться, Уделить внимание офицеру. И теперь финальный выбор от которого зависит конец:

  • Согласиться на предложение - глупое решение, и за это расплатитесь своей жизнью.
  • Если убиваете Барона - Вы занимаете его место, и станете сами проводить сделки с продажным адмиралом и в итоге Пираты победят Коалицию. Конец для рейнджера не счастливый. Зло победило.
  • Если Убить Генерала - В таком случае, вы пресекаете связь между пиратами и коалицией, тем самым уничтожив пиратскую организацию в целом. Барон не в силах что-то сделать. Коалиция победит пиратов. Спецслужбы инсценируют вашу смерть, и дадут много денег для дальнейшей жизни. Добро победило.
  • Если убить обоих - Вы занимаете место барона, и положили конец пиратской организации. Пираты вернулись к истокам, а вы прославились не только среди пиратов, но и коалиции относилась к вас с уважением, не смотря на вашу пиратскую деятельность.
Победила дружба.

UPD (май 2018): Данное руководство не обновляется с середины 2014 года. Если кто-то перепроходит и видит, что можно что-то добавить, то напишите в личные сообщения, что конкретно хотели бы исправить, я выдам возможность редактирования руководства.
Всем гаалистры времени за мой счёт!

Копьё

КОПЬЁ

1. КОПЬЁ , -я́; мн. ко́пья, -пий, -пьям; ср. Колющее или метательное оружие, состоящее из длинного древка с острым металлическим наконечником. Пронзить копьём. Вооружиться копьями. Метание копья (вид лёгкой атлетики).

Ко́пья ломать. С жаром спорить о чём-л., защищать, отстаивать что-л.

Копьецо́, -а́; ср. Уменьш.

2. КОПЬЁ , -я́; ср.

Без копья́. Разг.-сниж. Без копейки, совсем без денег. Ни копья́ (нет). Разг.-сниж. Ни копейки денег, ничего, нисколько.

копьё

1) колющее оружие - древко с каменным, костяным или металлическим наконечником. Известно с палеолита. В древнем мире и в средние века - главное оружие пехоты и конницы. 2) Легкоатлетический снаряд для метания; деревянный или металлический древко с острым наконечником; длина 2,6-2,7 м (для мужчин) и 2,2-2,3 м (для женщин), масса 0,8 и 0,6 кг (соответственно).

КОПЬЕ

КОПЬЕ, холодное, колющее или метательное, оружие - древко с каменным, костяным или металлическим наконечником, общей длиной от полутора до пяти метров.
Копье известно с эпохи раннего палеолита и первоначально представляло собой заостренную палку, позднее к древку стали привязывать каменный наконечник. В бронзовом веке появляются металлические наконечники, изменился способ крепления наконечника к древку; если в каменном веке он привязывался с внешней стороны древка за хвостовик, то в эпоху бронзы наконечник либо одевался на древко, либо сам расклинивал древко. Кроме того, при наличии внешних кольцеобразных ушек, наконечник привязывался к древку шнурком.
В Древней Руси копье являлось одним из самым распространенных видов вооружения. Древнерусское копье состояло из древка - ратовища и железного или булатного наконечника, состоящего, в свою очередь, из пера (клинка (см. КЛИНОК) ), тулеи (трубки, куда вставляется древко), шейки (между тулеей и пером). Позднее у русских копий появилось яблоко - расширение на шейке. Железная заостренная оковка на конце древка, служившая для упора в землю, называется подтоком. Для скрепления ратовища с наконечником в тулее обычно делалось два круглых отверстия, в которые вбивались гвозди - загвоздки. Русские копья 11-14 веков имели в большей части плоскую, листовидную форму. В этот период копья с жаловидным острием встречались гораздо реже и связываются археологами с культурами сибирских и финно-угорских народностей. Длинные граненые копья получали широкое распространение в России с 16 века в связи с усилением кольчуги (см. КОЛЬЧУГА) на груди и спине сплошными металлическими пластинками - зерцалами. В 16 веке от тулеи копья начинают оттягиваться помочи, или пожилины, усиливающие древко копья в верхней части. Они особенно усиливаются в 17 веке, когда русское копье поступает на вооружение копейных рот нового строя.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "копьё" в других словарях:

    Копь, и; мн. копи, ей … Русское словесное ударение

    См. Копи … Энциклопедический словарь

    копьё - копь/ё [й/о] … Морфемно-орфографический словарь

    Русский топоним. Копьёво деревня в Кологривском районе Костромской области (ОКАТО 34 212 824 003). Копьево деревня в Муромцевском районе Омской области (ОКАТО 52 234 822 003). Копьёво посёлок городского типа, административный центр… … Википедия

    КОПЬЁ1 Брать/ взять на копьё что. Разг. Устар. Захватывать что л. штурмом, приступом. Ф 1, 255. Егорьево копьё. Сиб. Полевая дикая гвоздика. СФС, 69. Биться в копья. Сиб. Ревностно защищать кого л., что л. ФСС, 12; СРНГ 14, 307. Ломать (приломить … Большой словарь русских поговорок

    Толковый словарь Ушакова

    1. КОПЬЁ1, копья, мн. копья, копий, ср. Колющее оружие, состоящее из длинного древка с металлическим острием; то же, что пика. В древности воины были вооружены копьями. Метание копья (один из видов спортивных упражнений). ❖ Копья ломать из за… … Толковый словарь Ушакова

    Копьё, копья, копья, копий, копью, копьям, копьё, копья, копьём, копьями, копье, копьях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    копьё - копьём копьё, копьём … Словарь употребления буквы Ё

    КОПЬ, копи, жен. см. копи. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Тамерлан. Копьё Судьбы , Семенова Татьяна Ивановна. `... И собрал Тимур всех воинов своих и подошёл к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и много людей замучил и стоял на одном месте пятнадцать дней, и убоялся воевать Русскую землю, не…

В древней Руси копья являлись самым распространенным вооружением княжеских дружин. «На конце копья вскормлены», - говорит певец «Слова о полку Игореве» о дружинниках Курского князя, желая отметить их военную доблесть.

Копье - один из древнейших видов холодного оружия. В древней Руси копья являлись самым распространенным вооружением княжеских дружин. «На конце копья вскормлены», - говорит певец «Слова о полку Игореве» о дружинниках Курского князя, желая отметить их военную доблесть. Копьем нанес удар князь Александр Ярославич (Невский) предводителю шведских войск -- Биргеру в битве на Неве в 1240 году. «В праву руку» брал копье Димитрий Донской, выезжая на Куликово поле, как свидетельствует «Задонщина». Копье чрезвычайно просто по своему устройству; оно состоит из древка -- ратовища, иногда называемого также искепищем, и железного или булатного («трещат копья харалужные») наконечника, состоящего в свою очередь из пера, то есть самого острия, трубки, или тулей, куда вставляется древко, шейки -самой тонкой части между тулеей и пером и у более поздних копий -

яблока - расширения на шейке (рис. 8).

Железная оковка на конце древка, служившая для упора в землю, также в виде копьеца, называлась подтоком. Для скрепления древка-ратовища с наконечником в тулее обычно делалось два круглых отверстия, в которые вбивались гвозди- загвоздки. Более древние копья XI-XIV веков были чрезвычайно разнообразны по величине и по форме: от плоских, листовидных, до узких, длинных трех- и четырехгранных, наподобие жала. В раннюю пору копья с жаловидным острием встречаются гораздо реже и связываются археологами с культурами сибирских и финских народностей. Длинные граненые копья получают распространение в России с XVI столетия, по всей вероятности, в связи с усилением кольчуги на груди и спине сплошными металлическими досками - зерцалами, а также юшманами, бахтерцами, требующими для поражения более сильного удара. С XIV-XV веков начинает появляться и яблоко, обычно отсутствующее в копьях XI-XIII веков, что подтверждается изображением копий на миниатюрах (лицевые изображения «Сказания о смерти Бориса и Глеба» XVI века). В XVI веке от тулей копья начинают оттягиваться полосы, или пожилины, усиливающие древки копий в верхней части. Эти полосы особенно увеличиваются в XVII столетии, когда копье поступает на вооружение копейных рот полков нового строя и чаще называется пикой. «На пиках быти с конца полосам железным, двум по меньшей мере, пяти пядей длиною, чтоб ни конным, ни пешим копья не мочно пересечь и что полосы длиннее, то копье крепко и надежнее копейщику». Полосы сохранились и в казачьих и в уланских пиках XVIII-XIX столетий. Копьецо на конце древка, или подток, служило не только для упора копья, но и для равновесия при очень длинном древке. Длина древка копий пикинеров в XVII веке равнялась 11 - 13 футам (около 3,5-4 м).

Пикинерные копья были на вооружении передних шеренг лейб-гвардии Преображенского полка; до 1721 года изготовлялись эти копья в Оружейной палате. Так, например, в 1687 -году по указу Петра I было взято из Оружейной палаты «десять копей железных наведено золотом и серебром... у одного от трубки змеина голова».

С отменой копий в 1721 году в Преображенском полку более короткие копья были только на вооружении иррегулярных частей; донских и запорожских казаков, украинской ландмилиции затем, позднее, копья, под названием пик, были введены в иррегулярных частях у казаков и в регулярной кавалерии у кирасир и улан. Гамель так описывает пики образца 1815 года: «Уланская пика имеет лезвие с долами и трубки с помочами (оттяжками, полосами), прикрепляемыми посредством четырех сквозных винтов и шести шурупцов к древку. Пика черноморских казаков состоит из лезвия, шейки и трубки с двумя дырами, пика же донских казаков имеет только лезвие и трубки с двумя же дырками» !. В течение XIX века образцы пик менялись не один раз, К сожалению, ввиду краткости определителя и утраты многих образцов мы не имеем возможности указать всех изменений и приводим лишь два образца более поздних пик - казачью и уланскую.

Пика казачья. Наконечник трехгранный, с"острыми гранями и глубокими долами; трубка круглая, с четырьмя короткими полосами (помочами) для прикрепления к древку. Древко круглое, с железным подтоком; у пяты две скобы с ремнем; пика окрашена в защитный цвет, при ней брезентовая плечевая петля. Россия конца XIX - начала XX века. Размеры: общая длина 3 м 30 см, длина наконечника (без помочей! 12 см (ГИМ, № 2506/П - табл. VII, рис. 57).

Пика уланская. Наконечник трехгранный, переходящий в трубку с двумя длинными полосами - помочами. На одной из помочей три скобы для прикрепления значка (прапорца); древко черное, крашеное, с железным подтоком. Прапорцы к уланским пикам делались из легкой шерстяной ткани - белой с синим. Россия второй половины XIX века. Размеры: общая длина 2 м 80 см, длина наконечника (без помочей) 27 см (ГИМ, № 68257 -табл. VII, рис. 58).

«При реорганизации кавалерии в 1882 году кирасирские и уланские пики были изъяты из вооружения и оставлены лишь у гвардейских частей, и то па мирное время. Около того же времени в казачьих полках пики были оставлены лишь в первой шеренге всех казачьих войск, у кавказских казаков пик не полагалось вовсе». К началу Великой Отечественной войны пики были отменены и в казачьих частях. Так копье, видоизменившись в пику и просуществовав многие тысячелетия, сошло с вооружения.

Рогатины. Рогатина представляет собой разновидность копья с более широким и массивным наконечником. Рогатина служила и для войны и для охоты. Ею главным образом вооружались пешие рати и воины, охраняющие обоз. Однако, по документам Разрядного приказа, в XVII столетии рогатины выдавались и гарнизонным стрельцам и коннице - детям боярским. Наконечник рогатины обычно назывался «рожон», откуда и существует выражение «лезть на рожон». Происхождение рогатины, как и копья, восходит к глубокой древности. Первое упоминание о рогатине в России встречается в Лаврентьевской летописи под 1149 годом. Повествуя о неудачной битве русских с татарским царевичем Арапшей в 1377 году, летописец отмечает: «рогатины и сулицы (метательные копья) и копья не приготовлены, а ини еще и не насажены быша...» (летопись по Никоновскому списку). Битва с Арапшей была проиграна вследствие беспечности воевод, не успевших вовремя подготовить оружие к бою. Пешая рать Василия Васильевича Темного ходила на татар в 1444 году «с ослопы и с топоры и с рогатинами». В XVII веке рогатины, принадлежавшие, по всей вероятности, городской страже, делались с кольцами по сторонам пера, продетыми в скважины. Приводим некоторые образцы рогатин.

К началу XVIII столетия рогатина исчезает с вооружения войск и служит только для охоты на медведя. Характерной чертой охотничьих

рогатин является крестовина у основания пера. У князей и знатных лиц рогатины украшались гравировкой - серебряной и золотой насечкой, как, например, рогатина тверского князя Бориса Александровича, княжившего в Твери с 1427 по 1461 год.

Бердыши . Бердыш по форме представляет собой топор с искривленным наподобие полумесяца железом, насаженный на длинное древко -ратовище (рис. 9). Часть для насаживания на древко, как и у топоров, называется обухом; край, противоположный лезвию,- тупьем, а оттянутый книзу конец - косицей. Древко скрепляется с железом посредством обуха, косицы, гвоздей-заклепок и ремешков. Вогнав ратовище в обух, прибивают его гвоздями-заклепками через скважины, находящиеся в обухе; таких скважин обычно делали от трех до семи. Косица прикрепляется к древку также двумя-тремя гвоздями и обматывается в несколько рядов тонким ремешком или веревочкой; иногда на каждом обороте ремешок прибивался еще гвоздями с медными шляпками. На нижнем конце ратовища насаживалось железное копьецо для втыкания бердыша в землю как при стрельбе из ружей, так и во время парадного строя. В России бердыши в развитой форме появляются в XVI веке как уставное оружие стрелецких войск и как оружие городской охраны. Для стрельцов в раннюю пору бердыши служили не только дополнительным холодным оружием, но, по-видимому, и подставкой - - подсошком при стрельбе из тяжелых фитильных ружей. Характерной чертой ранних бердышей XVI века является отковка верхнего конца в одно острие; очевидно, бердыш был рассчитан и на укол, позднее же, в XVII веке, верхние концы стали отковывать в два более коротких острия. Изготовляли бердыши исключительно в России, в казенных и посадских кузницах и даже в монастырях. Образцы обычно присылались из Москвы. Так, в 1656 году по царскому указу и по «патриаршей грамоте» велено было в вотчинах Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря по определенной разверстке изготовить бердыши и топорки; с 598 дворов полагалось сделать 18 бердышей и 12 топорков по установленным образцам, «а велено топорки и бердыши, -- говорится в грамоте, - делать с образцов ни больше, ни меньше, весом бы были таковые же, а делать в железе и в укладе добром, а те топорки насадить па доброе топорище мерою два аршина, а бердыши насадить на дереве ж, как ведется, и на концах на тупых у бердышов велеть делать маленькие копойца, чтоб можно в землю воткнуть».

Форма бердыша, по-видимому, развивается из топора, постепенно вытягиваясь и закругляясь по лезвию. В Государственном Историческом музее в Москве имеются такие прототипы бердышей, поступившие из Соловецкого монастыря. Ниже будут приведены их образцы. Очень рано по тупому краю бердыша начинают пробивать круглые небольшие отверстия, служившие первоначально, по всей вероятности, исключительно для облегчения железа, позднее эти отверстия пробивают уже в несколько рядов и они получают декоративный характер. В XVII столетии у некоторых бердышей в отверстия продеваются кольца, и можно предположить, что эти бердыши, как и подобные им рогатины, служили исключительно для городской охраны в ночное время. В боевой обстановке эти кольца являлись бы не только ненужным, но и вредным придатком и вследствие утяжеления оружия и вследствие производимого шума. Плоскости бердышей часто покрывались резным орнаментом или в виде простых точек и схематических листьев, или же в виде сложных рисунков с изображением единорогов, борющихся с драконами, различных химер и цветов. Особенно богато орнаментировались бердыши так называемые посольские, которые держали перед собой воткнутыми в землю стрельцы при встрече иностранных послов. Эти бердыши часто делались гораздо больше и по размерам. Бердыши конных стрельцов и драгун делались меньше обычного типа, последние имели по два железных кольца на древке для погонного ремня. Древко у бердышей плосковатое, овальной или граненой формы.

Алебарды, протазаны и эспонтоны являлись в России только почетным или командным оружием и никакого боевого значения не имели.

Первое упоминание алебард в России относится к 1605 г.: ими были вооружены телохранители Димитрия-Самозванца. Затем на протяжения всего XVII века они не раз встречаются на вооружении царской охраны при встрече иноземных посольств; в начале XVIII века, при Петре I, алебарды выдавались сержантам и артиллеристам; последним они служили как подставка при стрельбе из мортир. В первой половине XIX века алебардами вооружают нижних полицейских чинов, но эти последние по своей форме чрезвычайно мало имеют общего с прежней алебардой. В 1856 году алебарды были упразднены и в полиции.

Алебарда представляет собой соединение копья с топором; последний располагается между тульей и пером наконечника и часто бывает двухсторонний. У западноевропейских боевых алебард на обухе топора часто делались крючья для стаскивания с седла противника. Поздние русские алебарды полицейских чинов совершенно утратили копье и имели вид фигурного топора на длинной рукояти.

Протазан также упоминается в России в начале XVII века и относится, как и алебарда, к почетному оружию. В XVII веке ими были вооружены царские телохранители, в начале XVIII века---штаб и оберофицеры. Протазаны просуществовали в России примерно до середины XVIII века. Эспонтоны, представляющие некоторую разновидность протазанов, имеют широкое копье, но не имеют в основании полумесяца, присущего протазанам; впервые появляются в России в 1732 году для вооружения офицеров кадетского корпуса. Эспоптоны давались офицерам, сержантам и унтер-офицерам. Около 1805 года эспонтоны были отменены в русской армии совершенно как оружие, непригодное к бою.

М.М.Денисова, М.Э.Портнов, Е.Н.Денисов

Это будет моя первая заметка в блоге. Совсем не полноценная статья по количеству слов и информации, зато очень важная заметка, которая и читается на одном дыхании, и пользы в себе несет едва ли не больше, чем многие мои статьи. Итак, что же такое отделение, взвод, рота и другие понятия, известные нам из книг и фильмов с экрана? И сколько человек они в себе содержат?

Что такое взвод, рота, батальон и так далее

  • Отделение
  • Взвод
  • Батальон
  • Бригада
  • Дивизия
  • Корпус
  • Армия
  • Фронт (округ)

Это все тактические единицы в родах и видах войск . Я расположил их в порядке от меньшего количества человек к большему для того, чтобы Вам было проще их запомнить. Я за время службы наиболее часто встречался со всеми до полка.

От бригады и выше (по количеству человек) за 11 месяцев службы мы даже не произносили. Возможно, это связано с тем, что служу я не в воинской части, а в учебном заведении.

Сколько человек они включают в себя?

Отделение. Насчитывает от 5 до 10 человек. Командует отделением командир отделения. Командир отделения — это сержантская должность, поэтому и комод (сокращенно от командир отделения) зачастую младший сержант или сержант.

Взвод. Взвод включает в себя от 3 до 6 отделений, то есть может достигать от 15 до 60 человек. Командует взводом командир взвода. Это уже офицерская должность. Ее занимает минимум лейтенант, максимум — капитан.

Рота. Рота включает в себя от 3 до 6 взводов, то есть может состоять от 45 до 360 человек. Командует ротой командир роты. Это майорская должность. По факту командует старший лейтенант или капитан (в армии командира роты или называют ласково и сокращенно — ротный).

Батальон. Это или 3, или 4 роты + штаб и отдельные специалисты (оружейник, связист, снайперы и т.п.), минометный взвод (не всегда), иногда — ПВО и истребители танков (далее — ПТБ). Батальон включает в себя от 145 до 500 человек. Командует командир батальона (сокращенно — комбат).

Это должность подполковника. Но у нас в стране командуют и капитаны, и майоры, которые в будущем могут стать подполковниками при условии сохранения этой должности.

Полк. От 3 до 6 батальонов, то есть от 500 до 2500+ человек + штаб + полковая артиллерия + ПВО + ПТБ. Командует полком полковник. Но может также и подполковник.

Бригада. Бригада — это несколько батальонов, иногда 2 или даже 3 полка. В бригаде, обычно, от 1000 до 4 000 человек. Командует ею полковник. Сокращенное название должности командира бригады — комбриг.

Дивизия. Это несколько полков, в том числе артиллерийские и, возможно, танковые + служба тыла + иногда авиация. Командует полковник или генерал-майор. Численность дивизий разная. От 4 500 до 22 000 человек.

Корпус. Это несколько дивизий. То есть в районе 100 000 человек. Командует корпусом генерал-майор.

Армия. От двух до десяти дивизий разных родов войск + тыловые части + ремонтные мастерские и так далее. По численности может быть очень разной. В среднем от 200 000 до 1 000 000 человек и выше. Командует армией генерал-майор или генерал-лейтенант.

Фронт. В мирное время — военный округ. Точные цифры здесь уже сложно назвать. Они варьируются от региона, военной доктрины, политической обстановки и тому подобным вещам.

Фронт — это уже самодостаточная структура с резервами, складами, учебными частями, военными училищами и так далее. Командует фронтом командир фронта. Это генерал-лейтенант или генерал армии.

Состав фронта зависит от поставленных задач и обстановки. Обычно в состав фронта входят:

  • управление;
  • ракетная армия (одна - две);
  • армия (пять - шесть);
  • танковая армия (одна - две);
  • воздушная армия (одна - две);
  • армия ПВО;
  • отдельные соединения и части различных родов войск и специальных войск фронтового подчинения;
  • соединения, части и учреждения оперативного тыла.

Фронт может усиливаться соединениями и частями других видов Вооружённых Сил и резерва Верховного Главнокомандования.

Какие еще подобные тактические термины существуют?

Подразделение. Этим словом обозначаются все воинские формирования, входящие в состав части. Отделение, взвод, рота, батальон — все они объединяются одним словом «подразделение». Слово происходит от понятия деление, делить. То есть часть делится на подразделения.

Часть. Это основная единица Вооруженных Сил. Под понятием «часть» чаще всего подразумеваются полк и бригада. Внешними признаками части являются: наличие собственного делопроизводства, войскового хозяйства, расчетного счета в банке, почтового и телеграфного адреса, собственной гербовой печати, права командира отдавать письменные приказы, открытого (44 учебная танковая дивизия) и закрытого (в/ч 08728) общевойскового номеров. То есть часть имеет достаточную автономность.

ВАЖНО! Обратите внимание, что термины воинская часть и войсковая часть обозначают не совсем одно и то же. Термин «воинская часть» применяется как общее обозначение, вне конкретики. Если же мы говорим о конкретном полке, бригаде и так далее, то употребляется термин «войсковая часть». Обычно следом упоминается и ее номер: «войсковая часть 74292» (но нельзя употреблять «воинская часть 74292») или же сокращенно — в/ч 74292.

Соединение . Стандартно под этот термин подходит только дивизия. Само слово «соединение» обозначает — соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Вот все вместе и есть дивизия. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это происходит в том случае, если в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, каждый из которых сам по себе имеет статус части.

Объединение. Этот термин объединяет корпус, армию, группу армий и фронт (округ). Штаб объединения также является частью, которой подчинены различные соединения и части.

Итог

Иных конкретных и группирующих понятий в воинской иерархии не существует. Во всяком случае, в Сухопутных войсках. В данной статье мы не касались иерархии воинских формирований авиации и флота. Однако внимательный читатель теперь достаточно просто и с незначительными ошибками может себе представить флотскую и авиационную иерархию.

Теперь нам будет проще вести диалог, друзья! Ведь мы с каждым днем приближаемся к тому, чтобы начать разговаривать на одном языке. Вы все больше узнаете воинских терминов и значений, а я все быстрее приближаюсь к гражданской жизни!))

Желаю каждому найти в этой статье то, что искал,

Копье - это колющее или метательное (общей длиной от 1,5 до 5 м) длиннодревковое оружие. Вес копья - около 4 кг. История, появилосьоно копье в эпоху палеолита (древний каменный век) и первоначально представляло собой заостренную палку, позднее - древко с наконечником. Копье - один из наиболее древних видов оружия. Его расцвет начинается еще в бронзовом веке, когда появление металла повлекло расширение и разнообразие форм наконечников. Вначале наконечник привязывали с внешней стороны древка за хвостовик, позже наконечник либо одевали как перчатку и при наличии внешних кольцеобразных ушек туго привязывали шнурком, пропущенным через ушки, расположенные в нижней части наконечников. Иногда он сам расклинивал древко. Еще в долинах Тигра и Евфрата, где возникали древние города-государства, военные силы состояли из свободных общинников. И ядро этого войска состояло из взрослых, солидных мужей, глав семейств. Они объединялись в фалангу- строй из нескольких шеренг пеших копейщиков, прикрытых щитами и наступающих плечом к плечу. Их удар был неотразим. В Древней Руси копье являлось самым распространенным видом вооружения. Копейщик являлся основой русской армии. Опытный воин метал копье очень точно. Для этого ему было необходимо много тренироваться с мишенями. Дальность полета копья, брошенного рукой, составляла 30-40 м.

Назначение копий

Назначение копий в большой мере зависело от формы их лезвий. Копье состоит из древка, ратовища, иногда называемого также искепищем, и железного или булатного наконечника, состоящего в свою очередь из пера, т.е. клинка, трубки, или тулей, куда вставляется древко; шейки, самой тонкой части между тулеей и пером и у более поздних копий - яблока, расширения на шейке (рис. 12). Железная оковка в виде копьеца на конце древка, служившая для упора в землю, называется подтоком. Для скрепления ратовища с наконечником в тулее обычно делали два круглых отверстия, в которые вбивали гвозди-загвоздки. Более древние копья XI-XIV вв. были чрезвычайно разнообразны по величине и форме: от плоских, листовидных до узких, длинных, трех- и четырехгранных наподобие жала.

Рис. 12. Копье.

Длинные граненые копья получили распространение в России с XVI в. в связи с усилением кольчуги на груди и спине сплошными металлическими пластинками - зерцалами, требующими для поражения более сильного удара. В Новгороде применялись четырехгранные бронебойные копья и в XIVв. Копье переходной формы, уже узкое и четырехгранное, но еще почти ромбовидное, использовалось в XIII в. С XIV- XV вв. появляется и яблоко, обычно отсутствующее в копьях XI-XIII вв. В XVI в. от тулеи копья начинают оттягиваться помочи, или пожилины, усиливающие древко копья в верхней части. Они особенно увеличиваются в XVII в., когда копье поступает на вооружение копейных рот нового строя. Сама форма наконечников была очень разнообразной. Можно выделить несколько копейных разновидностей наконечников. Простая вытянутая, жалообразная форма наконечника имела наибольшее распространение наряду с треугольной формой. Наконечник одевался на древко и служил его естественным и усиливающим продолжением. Наконечники жалообразной формы, предназначавшиеся для нанесения глубоких проникающих ран, имели обычно четырехгранную форму, и копье с такими наконечниками являлось обычным вооружением пехоты в составе регулярных боевых соединений. Помимо наконечника, копья имели султан - цветной развевающийся на ветру хвост обычно из конских волос, который крепился вблизи наконечника и служил не только для украшения, но и для впитывания и задержания крови, льющейся из раны противника на древко. Испачканное в крови древко скользило бы в руках, не позволяя нанести точный и сильный удар. Той же цели - предохранению руки от скольжения по древку - служил выступ, располагавшийся в центре тяжести копья и способствовавший более устойчивому удержанию копья во время боя.

Другой, очень распространенной формой наконечника, являлась листообразная.

Такие наконечники имели две сильно выраженные плоские симметричные режущие поверхности, плавно расширяющиеся в начале и медленно сужающиеся к кончику наподобие вытянутого равнобедренного треугольника. Для усиления наконечника и придания ему большей прочности вдоль него к острию тянулось дополнительное ребро жесткости. Раны, наносимые копьем с треугольным наконечником, были более опасными - широкими и вызывали сильное кровотечение. В то же время наконечник обладал меньшей прочностью и не предназнался для пробивания доспехов. Раны, наносимые треугольным наконечником, были более опасны. По мере перехода от бронзового оружия к металлическому, удельный вес копья с такими наконечниками увеличивается, т.к. более прочный железный наконечник компенсировал ослабление из-за расширения. Логическим продолжением идеи расширения лезвия наконечника явились наконечники ромбовидной формы. Такие наконечники широко использовались при охоте на диких животных, а также в борьбе пехотинцев с кавалеристами и всадников с пехотой. Для нанесения раны таким копьем требовалось значительное усилие, которое развивал всадник на полном скаку, либо пехотинец, упиравший один конец древка в землю, а острие направлявший на коня налетающего кавалериста. Часто копья снабжались более толстым, чем обычно, древком, способным не обломиться под тяжестью налегающего тела. В противовес копьям с расширенным ромбовидным наконечником и усиленным древком, рассчитанным на борьбу пехотинца с всадником, появился вариант копья с удлиненным наконечником. Кинжалообразный прямой клинок был особенно удобен для кавалеристов, наносивших глубокие проникающие раны и способных работать таким копьем на дальней дистанции наподобие меча. Из оружия, используемого для прямолинейных колющих движений, копье постепенно трансформировалось в многофункциональное, гибкое приспособление для боя на дальней дистанции с использованием круговых, вращательных, спиральных и других движений, блоков и финтов. Поскольку всадник таким кинжальным наконечником мог пропороть противника насквозь, то для того, чтобы лезвие не вязло в теле, сразу за ним часто располагался ограничитель, отделявший лезвие от древка. Для придания наконечнику большей прочности по его центру проходило ребро жесткости, по направлению к которому клинок постепенно утолщался.

Очень интересной разновидностью кинжалообразного клинка являлся кривой клинок в форме сужающейся волны.

Применение волнообразного клинка имеет свои особенности. Прежде всего, кончик всегда направлен под некоторым углом к горизонтали, что позволяет ему под усилием огибать твердые поверхности и соскальзывать с них. Например, кинжальный клинок, попав в бляшку, пуговицу на одежде, не пойдет дальше. Волнообразный клинок соскользнет с такого препятствия и пройдет мимо него, поразив противника рядом с пуговицей. Попытки сочетать достоинства зазубренных или волнообразных краев с широким клинком наконечника привели к возникновению многочисленных вариантов копий, имеющих два, три и более утолщений на широких, листообразных наконечниках. Однако в отличие от волнообразных клинковых наконечников, такие зазубренные наконечники труднее проникают вглубь тела противника, а проникнув внутрь, часто застревают в нем. Копья с такими наконечниками предпочитали использовать для метания, причем всадники часто привязывали к древку ремешок или веревку, позволяющую подтянуть копье назад в случае промаха и использовать копье вторично.

Еще одной разновидностью наконечника, широко распространенной в средневековой Европе, была форма наконечника в виде рога.

Эта естественная природная форма полностью соответствовала требованиям прочности и надежности. Копье могло иметь утолщенный второй конец, что позволяло использовать его в качестве дубинки, а кроме того, делало копье более сбалансированным. Утолщение на другом конце копья уравновешивало тяжелый и широкий клинок наконечника, что было особенно важно для всадников. Они могли помещать копье поперек седла и работать обоими его концами. Многие народы использовали для метания копья специальные метательные дощечки, которые как бы удлиняли руку воина и за счет получаемого дополнительного плеча значительно выигрывали в силе броска. С помощью метательной дощечки дальность боя повышалась до 70-80 м. В Европе значение копья как боевого наступательного оружия резко возросло с выдвижением конницы в качестве решающей силы на полях сражений. Весьма активно этот процесс развивался и на Руси. Копье стало важнейшим оружием как знатных, так и простых всадников. Князь, скачущий впереди отряда и ломающий копье в пылу битвы, считался образцом воинской доблести. Копье давало ратнику в рукопашной схватке ряд преимуществ. Оно было длиннее любого другого оружия и им можно было быстрее достать противника. Укол копьем обеспечивал существенный и наиболее легкий прием поражения даже бронированного неприятеля. В средние века копье было самым эффективным оружием первого натиска, поэтому схватка противников начиналась с применения копья. В бою копье использовали не для метания, а для удара. При дворах феодалов имелись запасы оружия, втом числе и копий. Со временем в традиционном удлиненном треугольном копье уплощалось и округлялось перо или удлинялся с выносом вперед центр тяжести лезвия. Обтекаемая плавная форма лезвия получила новое выражение в лавролистных наконечниках. Так появились самые мощные из древнерусских копий - рогатины, имевшие ширину пера от 5 до 6,5 см и длину лавролистного наконечника до 60 см. Чтобы ратнику было легче держать оружие, к древку рогатины приделывали по два или три металлических сучка. Разновидностью рогатины являлась совня, имевшая кривую полосу с одним лезвием, слегка изогнутым на конце, которое насаживалось на длинное древко.

Копейщики

Копейщики были необходимы в любой армии, особенно против конницы, однако в отличие от других видов войск, в бою принимали участие только два первых ряда. Долго выстоять против профессиональных воинов они не могли, но пока держали строй, обеспечивали кавалерии неприятное потрясение. Тренировкам копейщиков во всех странах мира уделялось значительное время и внимание, т.к. копье являлось основным оружием боя на средней дистанции. Всадники тренировались, нанося удары копьем на полном скаку по специальным мишеням - вначале неподвижным, но по мере усложнения тренировки перемещаемым с переменной скоростью. На конец копья надевали кусоктряпки, окрашенный красителем, так что место попадания в мишень сразу было видно. Потом переходили к поединкам между двумя воинами с использованием копий с тупыми наконечниками, окрашенными краской.

Искусство воина владеть копьем

Искусство воина владеть копьем достигало исключительных высот в закрытых монастырских школах Древнего Китая. Упоминание о копье мы также встречаем в японской мифологии, утвеждавшей, что острова Японского архипелага были созданы двумя божествами, использовавшими для этой цели копье. В данном случае отражено существенное значение копья для японского народа и тот факт, что оно было одним из наиболее древних видов оружия, использовавшихся на поле боя. Прототипы японского копья - яри - попали на японскую землю с азиатского континента. Основание наконечника континентального копья было выполнено в форме шара с выемкой, в которую вставлялось древко. Наконечник такого оружия мог в некоторых случаях - при сильных тычках и резком выдергивании - застрять в теле жертвы. Поэтому был создан наконечник копья, закрепляемый с помощью штыря, втыкающегося в древко с фиксацией за счет обмотки шнуром. Именно такой наконечник соответствует стандартному японскому копью, которое пользовалось наибольшей популярностью в конце XIII века в период после монгольских нашествий. В руках натренированных воинов оно было одним из самых страшных видов боевого оружия. Содзюцу - искусство владения копьем - часто рассматривалось как эгоистическое искусство, проявление грубого индивидуализма, поскольку смерть от ран, нанесенных этим оружием, обычно была медленной и мучительной. Раны, наносимые копьями, были страшными, так как последствия укола часто оказывались гораздо большими, чем от рубящего или режущего удара. Чтобы нанести выводящую из строя рану, нужно было воткнуть копье в тело всего на 7-10 см. Режущее и рубящее оружие часто не проникало достаточно глубоко, колющее же обеспечивало эффективный укол. Но хотя копье и являлось более страшным оружием чем меч, его длина и вес требовали большей силы и выносливости для уверенных действий.

Множество систем обучающих действию копьями

В связи с этим возникло множество систем, обучающих действию копьями. Яри обычной формы известно как су-яри - простое копье, или тёку-яри - прямое копье, каги-яри - копье в форме ключа, дзюмондзи-яри - копье с перекрестием и многие другие. Для каждого типа существовала своя система действий, использующая достоинства именно этого типа. Требования боя и различия во вкусах копейщиков привели к возникновению большого количества школ искусства действий копьем. Одним из наиболее опасных типов яри был куда-яри - копье в трубке, в котором используется скольжение древка сквозь куда - металлическую трубку. Именно это копье является основным в такой традиции содзюцу, как Овари Кан-рю. Основателем Овари Кан-рю был Цуда Гонноджо Нобуюки из клана Овари. Также называлась и провинция, окружавшая город Нагоя. Суть Куда-яри Овари Кан-рю заключалась в технике использования куда - глубоко воткнуть и резко вытащить копье, максимально контролируя его. В ударе Кан-рю куда-яри манипулирование древком позволяет воткнуть острие копья не прямо, ас вращением, что приводит кране диаметром 15 см. Стандартная длина копья Кан-рю составляет 3,6 м. Это искусство владения копьем сохранило аспекты предшествовавшего ему стиля, характерного для более ранней эпохи японской боевой культуры.

Способ изготовления копья в современных условиях?

Изготовление копья (древка) мало изменилось с течением времени. Его технология очень проста. Идете в лес, желательно зимой. Ищете ровную ветку подходящего размера, срубаете ее. Она может быть длиной от земли до кончиков пальцев поднятой руки, толщина не существенна, главное, чтобы в разумных пределах. Оптимальная длина - 2,5-3 м. Материалом может служить любое дерево, все определяется регионом, где проживает человек, который делает копье. Это - ясень, орешник, дуб, клен, бук, акация. Из сосны получится не очень хорошее древко - древесина мягкая, ломкая, сучковатая. Затем снимаете с древка кору и размачиваете, при необходимости выпрямляете. Для этого берете струпцины, зажимаете его либо между досками, либо между уголками и даете ему высохнуть в сухом месте не меньше месяца. Далее необходимо хорошо зачистить поверхность от сучков шкуркой, иначе руки будут скользить (рис. 13). Наконечник можно сделать мягким. Берете поролон, обматываете им конец копья, стягиваете изоляционной лентой, а сверху плотно обматываете вторым слоем (рис. 14). Наконечник можно сделать несколько иначе. Для этого зачистите тот конец древка, на который будете надевать приготовленный наконечник. Наконечник делаете следующим образом.

Рис. 13. Первый этап изготовления наконечника.

Рис. 14. Второй этап изготовления наконечника.

Рис. 15. Готовое изделие.

Необходимые предметы: строительная изоляция, крепкая веревка или тонкая проволока, нож, горячий паяльник с толстым жалом, по желанию - скотч или изоляционная лента. Затем при помощи ножа отрезаете кусок строительной изоляции нужной длины (примерно 10 см). При помощи горячего стержня паяльника вдоль продольной оси проплавляете в изоляции отверстие глубиной 5-6 см. Если горячего стержня нет, просто прорежьте соответствующее отверстие. Учтите, что края разреза могут разойтись дальше по линии разреза, поэтому старайтесь сделать поменьше разрезов и не доводите их до краев изоляции. Зачистите тот конец древка, на который будете надевать приготовленный наконечник. Древко желательно очистить от сучков. Наденьте наконечник на древко и зафиксируйте его веревкой или проволокой. Крепежную веревку можно замотать сверху скотчем или изоляционной лентой (рис. 15).