» » Остров пасхи загадки истории. Позолоченная коллекция Pandora Shine

Остров пасхи загадки истории. Позолоченная коллекция Pandora Shine
by Записки Дикой Хозяйки

Остров Пасхи – это маленький участок суши среди бескрайних просторов Тихого океана. Принадлежит он Чили, его площадь чуть больше 165 квадратных километров, а формой остров напоминает треугольник. Население, численность которого около двух тысяч человек, занимаются овцеводством, рыболовством.

В последнее время доход местным жителям стал приносить туризм. Людей, желающих посетить остров, становится всё больше и больше. Привлекает туристов то, что остров Пасхи окутывают неразгаданные тайны.

Таинственный остров

Открыт этот участок суши в далёком 1772 году, когда на него впервые ступили голландские моряки во главе с капитаном Роггеваном. Случилось это в пасхальное воскресенье, поэтому и остров стал называться островом Пасхи.

Местные жители встретили мореплавателей очень приветливо. И сразу у голландцев появились вопросы. Во-первых, как эти дружелюбные островитяне вообще здесь оказались. Во-вторых, почему они такие разные: одни чёрные, другие красные, а, среди них, и белые люди. В-третьих, как и для чего местные жители так уродуют свои уши, мочки которых с надрезами и сильно растянуты. Но самое удивительное зрелище ожидало путешественников впереди.

Гигантские каменные статуи

Роггеван со своими матросами были потрясены, обнаружив на острове гигантские каменные статуи, которых местные жителями называли моаи. Большинство из этих статуй ростом от 4 до 10 метров. Но отдельные гиганты достигают в высоту более 20 метров. У статуй большие головы с выступающим подбородком и длинными ушами. Ног совсем нет. Одни из них в шапках из красного камня, другие без шапок. Одни стоят на постаментах, другие зарыты до головы.

Сейчас сохранилось 887 этих статуй. Они, по-прежнему, расположены по всему острову и продолжают поражать туристов. Вопрос, могли ли маленькие, беспомощные жители острова воздвигнуть таких исполинов, как и в семнадцатом веке, пока остаётся без ответа.

По рассказам голландских мореплавателей, обнаруженные на острове аборигены поклонялись божеству Мак-Маку. На острове были найдены деревянные таблички с письменами, называемые ронго-ронго. Письмена наносились то слева направо, то наоборот. Расшифровать надписи так никто и не смог. А жаль, ведь именно они, могли бы помочь раскрыть тайну статуй и происхождение самих жителей острова Пасхи.

Гипотезы острова Пасхи

А пока есть только гипотезы и предположения. Других записей об острове не велось, а устные рассказы о культуре островитян со временем становились все более непонятными и расплывчатыми. Есть сведения, что аборигены рассказывали капитану Куку, что двадцать два поколения сменились с тех пор, как вождь Хоту Матуа привел людей на остров, но откуда, они ничего не могли сказать.

По одной из гипотез учёных, жители острова приплыли на него на лодках-каноэ и приступили к изготовлению статуй, используя для их транспортировки листья гигантских деревьев, а стволами этих деревьев подпирали статуи. Когда на остров приплыли европейцы, весь лес уже был истреблен, и экологическая катастрофа привела к вымиранию населения. Доказательством того, что народ острова мог прибыть из-за моря, может служить найденное на одном из камней древнее изображение лодки.

Знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал был уверен, что на остров переселились жители Перу, добравшись до него на своих плотах из бальсового дерева. Для того, чтобы доказать свою точку зрения, он даже совершил удивительное путешествие, переплыв с командой океан на самодельном плоту, названном Кон-Тики. Но если даже, в начале нашего тысячелетия жители нынешнего Перу, действительно приплыли на остров, то могли ли они воздвигнуть гигантские статуи? Что-то верится с трудом.

Что достовернее – инопланетяне или Атлантида?

Может быть правы те, кто утверждает, что здесь не обошлось без инопланетян. Часто именно невероятное вдруг становится очевидным.

Существует и ещё одна интересная гипотеза. Статуи воздвигли люди атланты. Они были ростом до 10 метров, и их древняя цивилизация процветала на огромном материке Атлантиде, от которого остался только кусочек – остров Пасхи. Остальная часть погрузилась в океан. А жители, которых застала голландская экспедиция, появились на острове уже после атлантов, возможно, они приплыли из Перу.

Тайна острова Пасхи будет раскрыта, когда будут расшифрованы письмена на деревянных дощечках. Или, вдруг, на дне Тихого океана обнаружится легендарная Атлантида.

Об острове Пасхи с его знаменитыми каменными истуканами знают практически все, кто интересуется загадками древней истории нашей цивилизации. Огромные каменные статуи, до сих пор не расшифрованная письменность кохау ронго-ронго, загадочные птицелюди, якобы обитающие в подземельях острова, - это только некоторые из тайн небольшого клочка суши, затерявшегося в безбрежном океане.

Загадка Земли Дэвиса

Почти на протяжении двух столетий испанские, английские и голландские мореплаватели бороздили просторы Тихого океана, надеясь открыть «Терра инкогнита аустралис » - «неведомую Южную землю». Однако вместо «большого приза» - предполагаемого внушительного материка - они становились первооткрывателями десятков и сотен островов самого различного размера, как необитаемых, так и населенных. В неудачах никто не видел особой трагедии, океан был настолько велик, что надежда открыть на его просторах нечто более значительное, чем заурядный остров, оставалась еще долгое время.

В 1687 году на поиски Южного материка отправился английский флибустьер Эдвард Дэвис на корабле с довольно любопытным названием - «Удовольствие холостяка». От берегов Южной Америки Дэвис направил свой корабль к островам Галапагос. Примерно в 500 морских милях от берега Чили он открыл низкий песчаный остров, в 20 милях к западу от которого виднелась довольно протяженная и высокая полоса суши. Удивительно, но Дэвис не стал обследовать открытые им земли, а продолжил свой путь, видимо, надеясь найти что-либо более значительное.

Так возникла загадка «Земли Дэвиса», ведь после флибустьера и команды его корабля этих земель больше никто не видел. Открытые Дэвисом острова не раз пытались отыскать, но все попытки оказались тщетны. Был ли это мираж, или открытые Дэвисом острова за короткое время погрузились в водную пучину? А может, флибустьер не очень точно определил координаты обнаруженных им земель и позже его острова были открыты другими мореплавателями?

Каменные статуи изумили голландцев

Именно при поисках Земли Дэвиса голландским адмиралом Якобом Роггевеном был открыт знаменитый остров Пасхи. В апреле 1722 года, в Пасхальное воскресенье, три голландских фрегата приблизились к ранее неизвестному европейцам острову, который адмирал Роггевен, командующий флотилией, назвал островом Пасхи в честь святого дня. С первого взгляда было ясно, что к Земле Дэвиса этот остров никакого отношения не имеет. Голландцы были поражены увиденными на берегу гигантскими каменными статуями, часть которых к тому времени уже была повалена.

Роггевен записал в судовом журнале:

«Эти каменные статуи сначала привели нас в изумление, ибо мы не могли понять, как люди, у которых не было ни тяжелых, толстых бревен, чтобы сделать орудия, ни достаточно прочных канатов, смогли воздвигнуть статуи, обладающие высотой по крайней мере в тридцать футов и соответствующей тому шириной».

Фридрих Беренс, спутник Роггевена, сделал любопытное наблюдение, касающееся жителей острова. Туземцы, по его свидетельству,

«колеру были коричневого, наподобие испанцев, но находились среди них и более черные и даже совсем белые, а также немало красных, как бы обожженных солнцем. Уши у них были такие длинные, что свисали до плеч; некоторые носили в ушах в виде особого украшения белые клубни».

Такие различия в цвете кожи могли говорить о заселении острова с нескольких направлений, хотя, исходя из его размеров, это было маловероятным.

Увы, первая же встреча с европейцами окончилась для островитян трагедией: голландцы решили примерно наказать их за мелкие кражи и расстреляли несколько человек. В последующие годы на остров все чаще заходили корабли, их визиты обычно оканчивались для его жителей эпидемиями болезней, насилием и прочими несчастьями. Самое страшное произошло 12 декабря 1862 года, когда на остров нагрянули перуанские работорговцы, они увезли с острова 1000 самых здоровых мужчин и женщин. После протестов общественности оставшихся в живых (всего 100 человек!) вернули на остров, однако они привезли с собой оспу. Из 5000 островитян уцелело всего 600 человек! Умершие унесли с собой в могилу и разгадку многих тайн острова.

Последний фрагмент затонувшего материка?

А тайн на острове предостаточно! Английский этнограф Макмиллан Браун в своей книге «Загадки Тихого океана», посвященной Пацифиде, большое внимание уделил острову Пасхи. По его мнению, данный остров являлся последним фрагментом затонувшего материка, на котором сохранились памятники культуры исчезнувшей цивилизации. Браун называл остров своеобразным «мавзолеем» королей и знати, когда-то царствовавших на Пацифиде. В каменных истуканах он видел скульптурные портреты самых знатных жителей поглощенного водой материка. Ученый обращал внимание и на до сих пор не расшифрованную письменность кохау ронго-ронго, существовавшую на острове.

Браун полагал, что последними фрагментами Пацифиды были острова, открытые Дэвисом, которые затонули в период между 1687 и 1722 годами, когда Роггевен нашел в этом районе только небольшой остров длиной всего 22 и шириной 11 километров. Этнограф полагал, что катастрофа, разрушившая Пацифиду и отправившая ее на дно океана, произошла внезапно. Об этом по его мнению, их продолжение в результате катастрофы оказалось под водой.

Английский ученый, как и другие сторонники Пацифиды, указывал на наличие на ряде островов Океании развалин древних построек и даже каменных изваяний. Например, на Маркизских островах обнаружены довольно крупные статуи, чем-то напоминающие изваяния острова Пасхи. Даже на крошечном острове Питкерн найдены каменные скульптуры. Может, правы исследователи, считающие острова Океании осколками Пацифиды?

Остров нераскрытых тайн

Увы, согласно данным геологов, остров Пасхи никогда не был частью материка, правда, когда-то из-за извержения вулкана часть острова затонула, но назвать ее очень большой нельзя. Несколько лет назад на этом загадочном острове побывал со своей группой известный российский исследователь профессор Эрнст Мулдашев. Ему удалось сделать на острове ряд любопытных открытий. Ученый, например, изучил загадочные пещеры острова, в которых уже погибло около 60 исследователей. Если верить местным жителям, в этих пещерах живут таинственные птицелюди.

В интервью журналисту «АиФ» об одной из таких пещер Эрнст Мулдашев рассказал следующее:

«Эта пещера находится на высоком обрывистом берегу острова. Прямо из обрыва начинается труба, уходящая вглубь прибрежного холма. Диаметр её составляет около 1,5 метра. На сломах заметно, что стены трубы изготовлены из материала, похожего на керамику, серого цвета, толщиной около 20 см. В местах поворота трубы видны дополнительные вставки из того же материала. На стенках трубы кое-где выгравированы непонятные иероглифы, а также изображения птицелюдей».

Поразительно, но такую трубу из искусственного материала и такими параметрами вряд ли могли создать аборигены острова Пасхи!

Самое интересное, что заползший в пещеру Эрнст Мулдашев в глубине трубы увидел красные светящиеся глаза, тут его напарник закричал о многочисленных странных шарах, буквально облепивших профессора. Их он увидел на экране цифровой камеры. Исследователи поторопились покинуть пещеру; выбравшись из нее, они почувствовали сильную слабость и долго приходили в себя. Красные глаза в глубине трубы однозначно говорили о том, что рассказы о птицелюдях имеют под собой какую-то основу, в пещерах острова явно обитают некие загадочные существа.

По данным Эрнста Мулдашева, на острове сейчас 887 каменных истуканов, изготовленных из вулканического туфа, причем самый большой из них достигает высоты 22 метра (с 7-этажный дом!) и весит 300 тонн. Исследователь считает, что каменных статуй было изготовлено гораздо больше, об этом говорят валяющиеся на острове обломки истуканов. Представляется крайне важным наблюдение Мулдашева о том, что постаменты статуй, так называемые аху, выполнены из очень твердой породы, выходов которой на острове не наблюдается. Значит, этот камень добывался где-то вне острова?

Не слишком ли много загадок и странностей для такого небольшого островка? Как на нем оказались люди разного цвета кожи, зачем островитяне проделывали гигантский объем работы по изготовлению, перемещению и установке огромных каменных статуй, зачем им нужна была письменность, что за птице-люди обитают в подземельях острова? На все эти вопросы гораздо легче ответить, если считать, что остров Пасхи на самом деле является осколком Пацифиды. А может, так оно и есть?

Остров Пасхи - крохотный клочок лавы, своими очертаниями напоминающий наполеоновскую треуголку, на тысячи миль вокруг объят океаном, небесным простором и тишиной. Если, разумеется, не брать в расчет крики чаек и монотонный ритм океанского прибоя. Как писала неутомимая исследовательница острова Кэтрин Раупледж, "живущий здесь всегда к чему-то прислушивается, хотя и сам не знает к чему, и невольно чувствует себя в преддверии чего-то еще более великого, лежащего за пределами нашего восприятия".

Повсюду на острове следы ушедшего прошлого - в длинных коридорах бесчисленных пещер, усыпанных осколками обсидиана; на склонах вулканов, покрытых остатками исчезнувшей культуры; в глазницах каменных великанов, одни из которых лежат, уставившись в зенит, другие же возвышаются над островом, устремив взгляд в неведомую даль.

Кто-то из известных математиков заметил, что жизнь на земле представляет собой необъятное царство приблизительных величин. Кажется этот тезис достаточно убедительно демонстрирует наши представления об острове Пасхи. Так что когда заходит речь о происхождении острова, истоках его древней цивилизации, о назначении таинственных каменных колоссов и о многом другом, что составляет многочисленные его загадки, всегда полезно помнить об относительности тех знаний, которыми научный мир на сегодняшний день располагает.

Интерес к этому крохотному вулканическому образованию, затерявшемуся в океанском безбрежье, со временем ничуть не ослабевает. И число публикаций об этом месте растет год от года. Трудно сказать, становимся ли мы от этого ближе к истине, но несомненно другое: остров Пасхи умеет озадачивать и удивлять.

Подобное ощущение возникло у Тура Хейердала перед лицом волнующей неизвестности, когда он изучал загадочный остров, где жители "не строили ни замков, ни дворцов, ни плотин, ни причалов. Они вытесывали из камня исполинские человекообразные фигуры, высокие, как дом, тяжелые, как вагон, перетаскивали множество из них через горы и долины, и устанавливали на мощных террасах во всех концах острова..."

Неутомимая тяга древних жителей острова к вытесыванию огромных каменных фигур, самая большая из которых высотой с семиэтажный дом и весом 88 тонн, принесла свои плоды: на острове их насчитывается многие сотни. Говорят примерно о тысяче маои (местное название изваяний. - Прим. авт.). Но очередная археологическая экспедиция всякий раз открывает все новые и новые статуи.

Один из исследователей острова Пьер Лоти так описывал свои впечатления о каменных великанах: "К какой же человеческой расе относятся эти статуи, с чуть вздернутыми носами и тонкими выпяченными губами, выражавшими не то презрение, не то насмешку. Вместо глаз лишь глубокие впадины, но под аркой широких благородных надбровий они, кажется, смотрят и мыслят. По обеим сторонам щек выступы, изображавшие или головной убор, похожий на чепец сфинкса, или оттопыренные плоские уши длиной от пяти до восьми метров. На некоторых надеты ожерелья, инкрустированные кремнем, другие украшены высеченной татуировкой".

Статуи, которые описал Пьер Лоти, ряд исследователей острова относят к наиболее древним. Но помимо этих, существуют изваяния иного рода. "Каждый день мы находим статуи другого стиля - других людей, - писал Франсис Мазьер, посетивший остров с научной экспедицией в середине 60-х годов прошлого века. - Обращенные спиной к морю, поставленные на гигантские погребальные платформы из камня - аху, они как бы следят за жизнью острова. У них и только у них открытые глаза. На головах этих статуй огромные красные цилиндры из красного туфа".

Экспедиция Тура Хейердала обнаружила бородатую фигуру в сидячей позе. Она не была похожа на прочие островные изваяния, вызвав массу размышлений по поводу своего происхождения.
Французский же исследователь Франсис Мазьер стал обладателем человеческой фигурки из дерева, которая по характеру исполнения разительно отличалась от всего виденного им на острове ранее. Это подвигло исследователя высказать предположение, что данная фигурка не имеет никакого отношения к полинезийским традициям и принадлежит иной расе.

Сюрпризы поджидают исследователей в лабиринтах островных пещер. В одной из них обнаружены наскальные фрески. Одна из них напоминает пингвина с хвостом кита. Другая изображает голову неизвестного существа. Это голова бородача с глазами насекомого. На его черепе ветвятся оленьи рога. Островитяне называют его "человек-насекомое".

Но какие народы создавали безглазых великанов у подножия вулкана Раку-Рараку? Кто является творцом исполинов, что стоят вдоль побережья? Чья рука нарисовала в одной из пещер голову "человека-насекомого"? "Местные жители не могут объяснить ничего, - писал Франсис Мазьер. - Они рассказывают такую запутанную мешанину из легенд, что можно подумать, будто они никогда ничего не знали и что вовсе не они потомки последних скульпторов".

Современному туристу, посетившему остров, как правило, в качестве "экзотического блюда" преподносят историю о войне двух островных племен - "длинноухих" и "короткоухих". Еще в ходу легенда о прибытии на остров Хоту-Матуа - вождя предков нынешних островитян. "Земля, которой владел Хоту-Матуа, называлась Маори и находилась на Хиве... Вождь заметил, что его земля медленно погружается в море. Он собрал своих слуг, мужчин, женщин, детей и стариков и посадил на две большие лодки. Когда они достигли горизонта, вождь увидел, что вся земля, за исключением маленькой ее части, называемой Маори, ушла под воду".

В этих историях, возможно, сохранились отзвуки каких-то давних событий. Их отрывочность и туманность не дает возможности хотя бы приблизиться к подлинной истории острова. Даже назначение статуй не ясно.

Джеймс Кук полагал, что каменные истуканы сооружены в честь погребенных правителей и вождей острова. Профессор Метро думал, что изваяния изображают обожествленных людей. Американский ученый Томсон считал, что статуи являются портретами знатных людей, а другой исследователь острова, Максимилиан Браун, - что они изображают своих творцов. О том, что в виде каменные фигуры - это изображения богов, говорила Кэтрин Раупледж. Адмирал Роггеван, не высказываясь определенно, заметил лишь, что местные жители перед статуями разводят огонь и, садясь на корточки, склоняют головы.

Среди западных исследователей бытует "соревновательная" версия о назначении статуй. Согласно ей племена, жившие на острове, враждавали между собой за право быть первыми. И якобы престиж в этой неустанной борьбе завоевывался в том числе и количеством статуй, вытесанных каждым племенем-соперником. Таким образом, статуи по этой версии даже не цель, а лишь средство самоутверждения людей.

Вряд ли с подобной трактовкой согласился бы "абориген" острова старик Веривери, некогда поведавший Франсису Мазьеру, в знак особого доверия, следующее: "Все маои (статуи) Раку-Рараку священны и обращены лицом к той части света, над которой имеют власть и за которую несут ответственность. Именно поэтому острову и дали название Те-Пито-о-те-Хенуа, или Пуп Земли... Маои, которые смотрят на юг, отличаются от остальных. Они сохраняют силы арктических ветров..."

Остров Пасхи, Пуп Земли.... Но это не единственные названия острова. Наш соотечественник Миклуха Маклай записал следующее местное название - "Мата-ки-те-Ранги". Джеймс Кук зафиксировал сразу несколько: "Ванху", "Тамареки", "Теапи". Полинезийцы именовали остров "Рапануи", а островитяне и до сих пор называют его "Те-Пито-о-те-Хенуа".

Многие, кто посещал остров, обращали внимание на режущую глаз диспропорцию между гигантскими статуями, каменоломнями, имеющими поистине циклопический размах и скромных размеров жилыми постройками местных жителей.

"В глаза бросалась явная непропорциональность аху с низвергнутыми статуями по сравнению с остатками домов. Статуи возвышались над деревней, устремив на нее свой взгляд. Обращенные спиной к морю эти великаны, казалось, призваны были поддерживать мужество людей-пленников затерянной в океане земли". Так писал Франсис Мазьер. Ему же принадлежат и эти строки:
"Стены каменоломни, выдолбленные в форме кратера, расположены на очень крутом склоне, и надо было проделать огромную работу, не только для того, чтобы изготовить из него цилиндры (головные уборы маои. - Прим. авт.). И здесь, как и всюду на острове, кажется, будто обычные человеческие масштабы не устраивали тех, кто работал в этом карьере".

Между тем Рапануи трудно назвать идеальной обителью для реализации титанически энергоемких фантазий. Начать с того, что пищевые и водные ресурсы на острове ограничены. Пресная вода, основным источником пополнения которой на протяжении веков являются дожди, лишена многих необходимых организму минеральных солей - это результат фильтрации воды во время ее прохождения сквозь губчатые вулканические породы острова. Употребление такой воды, по мнению специалистов, приводило к серьезным заболеваниям.

Само добывание пищи требовало, судя по всему огромных энергозатрат. И ее, конечно же, не хватало. Об этом говорит хотя бы тот факт, что на острове относительно недавно был развит каннибализм. Жертвами людоедов, как донесли свидетельства, стали даже два перуанских купца.
Большинство ученых пришли к выводу, что первая, неизвестная нам цивилизация, являвшаяся творцом маои, других колоссов, была впоследствии уничтожена и ассимилирована второй миграцией, закат которой наблюдается на Рапануи по крайней мере последние триста лет.

"На острове можно обнаружить следы доисторического народа, - делает выводы Франсис Мазьер, - присутствие которого мы начинаем все больше ощущать и который заставляет пересмотреть все данные о времени и этике, навязываемые нам сейчас наукой..."

Вернемся в наши дни. В начале 60-х годов минувшего века мощной приливной волной, проникшей на 600 метров в глубь острова, некоторые маои были отброшены на расстояние до 100 метров. Работы по восстановлению статуй начались сравнительно недавно - не было соответствующей подъемной техники. Лишь после того как японская компания Tadano пожертвовала 700 000 долларов и доставила на остров мощный кран, дело пошло. В этом году были подняты многие опрокинутые цунами маои. Но возникает вопрос: каким образом древние жители острова передвигали каменных великанов, самый маленький из которых весит не менее 35 тонн? Все гипотезы, возникшие вокруг этой проблемы, можно условно разбить на три категории. Фантастические апеллируют к инопланетному могуществу. Рационалистический подход уповает на использование островитянами всякого рода веревок, воротов, лебедок, катков... Существует даже версия, согласно которой статуи передвигались по дороге в несколько километров, покрытой пюре из батата, что делало ее скользкой.

Имеется также гипотеза мистического характера. По мнению островитян статуи передвигались посредством духовной силы-маны, которой обладали вожди их далеких предков. "А что если в определенную эпоху, - задается вопросом Франсис Мазьер, - люди умели использовать электромагнитные силы или силы антигравитации? Это предположение безумно, но все-таки менее глупо, чем история с давленным бататом".
Разумеется, можно предполагать что угодно, но перед лицом колосса высотой в 22 метра обычная логика становится бессильна.

Остров Пасхи иногда сравнивают с осколком лавы, на которой без переходных ступеней возникло самое оригинальное искусство и самая таинственная в мире письменность. Последнее - факт тем более знаменательный, что до сих пор на полинезийских островах письменность обнаружить не удавалось. На острове Пасхи письменность обнаружена на сравнительно хорошо сохранившихся деревянных дощечках, на местном наречии именуемых кохау ронго-ронго. То, что дощечки из дерева пережили тьму веков, многие ученые объясняют полным отсутствием на острове насекомых. И тем не менее большая их часть в конечном счете была уничтожена. Но повинны в этом оказались не древесные жучки, ненароком завезенные белым человеком, а религиозный пыл некоего миссионера. История гласит, что миссионер Эжен Эйро, обративший жителей острова в христианство, заставил предать огню эти письмена как языческие. Так что даже крохотный остров Пасхи заимел своего Герострата.

Тем не менее какое-то количество дощечек сохранилось. Сегодня в музеях и частных коллекциях мира находится не более двух десятков кохау ронго-ронго. Было предпринято множество попыток расшифровки содержания дощечек с идеограммами, но все они закончились неудачей. Равно как и попытка объяснить назначение мощеных дорог, время создания которых теряется в глубине веков. На острове Безмолвия - еще одно название острова - их три. И все три обрываются в океане. Некоторые исследователи на основании этого делают вывод, что остров некогда был значительно больше, чем сейчас.

Рядом с Рапануи расположен крохотный островок Мотунуи. Это несколько сот метров отвесного обрыва, испещренных многочисленными гротами. На нем сохранилась каменная платформа, на которую когда-то были установлены статуи, позже сброшенные по каким-то причинам в море. "Как люди могли соорудить аху с маои там, - размышляет Франсис Мазьер, - куда мы не можем подойти даже на лодке? Там, куда невозможно подняться по скале? Какая масса перенесла сюда этих многотонных великанов? Здесь равно бессильны и теория использования подстилки из батата, и теория деревянных катков!"

Был ли остров Пасхи когда-то частью более обширной территории суши? Вокруг этого вопроса в научном мире и по сей день не утихают споры. Во второй половине XIX века уже хорошо известные в то время ученые Альфред Уоллес и Томас Гексли выдвинули гипотезу, что население Океании, к нему относятся и жители острова Пасхи, является остатком "океанической" расы, жившей на ныне потонувшем континенте.
Академик Обручев, в целом поддерживал данную теорию. Он считал, что когда континент начал постепенно уходить под воду, население возвышенных территорий стало высекать каменные статуи и расставлять их в низинах, в надежде, что это умилостивит богов и остановит наступление моря. Иногда этот континент фигурировал в научных гипотезах как Пацифида, порой как Лемурия.

Современный научный мир, за небольшим исключением, такого рода гипотезы воспринимает с большой долей скепсиса. Но с другой стороны история знает немало примеров, когда, на первый взгляд, совершенно безумная идея на поверку оказывалась истинной. Вспомним хотя бы классический случай с гипотезой о "камнях, которые падают с неба". В 1790 г. в Гасконии упал метеорит. Был составлен протокол, подписанный тремястами очевидцами, который и был отослан во Французскую академию наук. Но "высокий ареопаг" назвал все это глупостью, поскольку науке было хорошо известно, что камни с неба падать не могут. Но это так, к слову.

В последнее время наибольшее распространение имеют две гипотезы: гипотеза американского происхождения полинезийцев и полинезийской культуры (к которой ряд ученых относит и цивилизацию Рапануи) и гипотеза заселения островов Полинезии с запада. Тур Хейердал доказывал, что Полинезия была заселена двумя миграционными волнами. Первая прибыла с южно-американского побережья Тихого Океана (местоположение современного Перу). Переселенцам андского происхождения Полинезия и обязана появлением каменных статуй и иероглифического письма. Вторая волна пришла в начале нашего тысячелетия с северо-западного побережья Северной Америки. Одно время на слуху была версия о викингах, приплывших в незапамятные времена на остров Пасхи и обосновавшихся там. В некоторых версиях историю цивилизации острова пытаются трактовать с позиции этногенеза: якобы первопоселенцы, обладавшие высоким уровнем пассионарности, единственные во всей Полинезии знали письменность. Но постепенно, век за веком, шло рассеивание изначального уровня пассионарности, что в конечном итоге привело к обекурации и угасанию культуры...

Станут ли наши знания об острове Пасхи более точны? Во всяком случае ряд исследователей, например наши соотечественники Ф. Кренделев и А. Кондратов, уповают на это в своей книге "Безмолвные стражи тайн". "Загадки острова Пасхи - это одна из самых животрепещущих и актуальных проблем современной геологии, - пишут они. - Можно надеяться, что данные, полученные геофизиками, геологами, океанологами, вулканологами и другими представителями точных наук, смогут по-новому осветить давно известные факты и помочь найти решение проблем, над которыми безуспешно бились этнографы, археологи, историки".

Надо сказать, сегодня "точные науки" привнесли ряд интересных данных в проблематику эволюции острова. Рапануи расположен в уникальном, с точки зрения геологии, месте. Под ним находится граница разлома гигантских тектонических плит, которые как бы разделяют дно океана. К острову сходятся океанические плиты Наска, Пацифика и осевые зоны подводных океанских хребтов. Что дает лишний повод задуматься о символическом названии острова. Это действительно своеобразный "Пуп Земли".

Сегодня основным богатством жителей Рапануи, безусловно, является таинственное прошлое их маленького островка. Именно оно привлекает сюда ученых со всего света, именно поэтому два раза в неделю в местном аэропорту приземляются самолеты с туристами. В такие часы жизнь острова, неспешная и монотонная, как океанский прибой, оживает. Небольшое здание аэровокзала наполняется разноязычным многоголосьем: кто-то ищет гида, кто-то предлагает машину в аренду, кому-то нужна гостиница... Но проходят считанные часы, и снова над островом воцаряются тишина и покой. Количество автомобилей здесь можно сосчитать на пальцах. И они тоже подчиняются общему ритму неспешного существования. В этих краях скорость 50 километров в час выглядит как непростительное лихачество. Вдоль дорог время от времени встречаются знаки, ограничивающие скорость до 30 километров.

Остров Пасхи не слишком торопится в будущее. Современность - авиасообщение, интернет, телефонная связь - имеет здесь ограниченную сферу влияния. Истинными хозяевами острова по-прежнему являются безмолвные каменные стражи, прочно удерживающие свои тайны в надежно сомкнутых устах.

В основу публикации легли российские и зарубежные материалы об острове Пасхи.

Туземцы, приветствовавшие в пасхальное воскресенье 1722 г. голландских мореплавателей, казалось, не имели ничего общего с гигантскими статуями своего острова. Детальный геологический анализ и новые археологические находки позволили раскрыть загадку этих изваяний и узнать о трагической судьбе каменотесов.

Остров пришел в запустение , его каменные часовые пали, и многие из них утонули в океане. Подняться с посторонней помощью удалось лишь жалким остаткам таинственной армии.

Кратко об острове Пасхи

Остров Пасхи, или Рапануи на местном наречии, - это крошечный (165.5 кв. км) клочок суши, затерянный в Тихом океане на полпути между Таити и Чили. Он является самым изолированным обитаемым (около 2000 чел.) местом в мире - ближайший Городок (около 50 чел.) в 1900 км, на острове Питкэрн, где в 1790 г. нашла пристанище взбунтовавшаяся команда «Баунти» .

Береговая линия Рапануи украшена сотнями насупленных истуканов-туземцы называют их «моаи». Каждый вытесан из цельного куска вулканической породы; высота некоторых почти 10 м. Все статуи сделаны по одному образцу: длинный нос, оттянутые мочки ушей, мрачно сжатый рот и выступающий подбородок над коренастым торсом с прижатыми к бокам руками и лежащими на животе ладонями.

Многие «моаи» установлены с астрономической точностью . Например, в одной группе все семь статуй смотрят в точку (фото слева), где садится солнце в вечер равноденствия. Более сотни истуканов лежат в каменоломне не до конца вытесанные или практически готовые и, по-видимому, ждавшие отправки к месту назначения.

Более 250 лет историки и археологи не могли понять, как и зачем при дефиците местных ресурсов примитивные островитяне, полностью отрезанные от остального мира, умудрялись обрабатывать гигантские монолиты, тащить их километры по пересеченной местности и ставить вертикально. Предлагалось множество более или менее научных теорий , причем многие специалисты считали, что Рапануи был в свое время заселен высокоразвитым народом, возможно, носителем американской , погибшим в результате какой-то катастрофы.

Раскрыть тайну острова позволил детальный анализ образцов его почвы. Правда о том, что здесь случилось, может послужить отрезвляющим уроком для жителей любого уголка планеты.

Прирожденные моряки. Некогда рапануйцы охотились на дельфинов с каноэ, выдолбленных из пальмовых стволов. Однако открывшие остров голландцы увидели лодки из множества скрепленных дощечек - крупных деревьев уже не осталось.

История открытия острова

5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные... с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек» . Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии» .

Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.

Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег , готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.

Вскоре визит омрачился трагедией . Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей - чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы) , стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).

Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.

Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.

Кем были рапануйцы?

Люди заселили остров Пасхи лишь около 400 года. Принято считать, что они приплыли на огромных лодках из Восточной Полинезии. Их язык близок к наречиям жителей Гавайских и Маркизских островов. Найденные при раскопках древние рыболовные крючки и каменные тесла рапануйцев похожи на орудия, применявшиеся маркизцами.

Сначала европейские мореплаватели встречали голых островитян, но к XIX веку они сами ткали одежду. Впрочем, больше ценились семейные реликвии, а не древние ремесла. Мужчины иногда надевали головные уборы из перьев давно вымерших на острове птиц. Женщины плели соломенные шляпы. И те и другие прокалывали уши и носили в них костяные и деревянные украшения. В результате мочки ушей оттягивались и свисали почти до плеч.

Потерянные поколения - найдены ответы

В марте 1774 г. английский капитан Джеймс Кук обнаружил на острове Пасхи порядка 700 отощавших от недоедания туземцев. Он предположил, что местное хозяйство сильно пострадало от недавнего вулканического извержения: об этом говорило много рухнувших со своих платформ каменных истуканов. Кук был убежден: их вытесали и расставили вдоль берега далекие предки нынешних рапануйцев.

«Эта работа, потребовавшая огромного времени, убедительно демонстрирует изобретательность и упорство тех, кто жил тут в эпоху создания статуй. Нынешним островитянам почти наверняка не до этого, ибо они даже не чинят фундаменты у тех, что вот-вот рухнут».

Ученые лишь недавно нашли ответы на некоторые загадки «моаи». Анализ пыльцы из осадочных отложений, скопившихся в болотах острова, показывает, что некогда он был покрыт густыми лесами, зарослями папоротников и кустарников. Все это кишело разнообразной дичью.

Исследуя стратиграфическое (и хронологическое) распределение находок, ученые обнаружили в нижних, самых древних слоях пыльцу эндемичного дерева, близкого к винной пальме, высотой до 26 и диаметром до 1,8 м. Ее длинные, прямые, неветвящиеся стволы могли бы служить отличными катками для транспортировки глыб весом в десятки тонн. Найдена также пыльца растения «хаухау» (триумфетты полутрех-лопастной), из луба которого в Полинезии (и не только) делают канаты .

То, что древним рапануйцам еды хватало, вытекает из анализа ДНК остатков пищи на раскопанной посуде. Островитяне выращивали бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс.

Те же ботанические данные демонстрируют медленное, но верное разрушение этой идиллии . Судя по содержимому болотных осадков, уже к 800 году площадь лесов сокращалась. Древесная пыльца и споры папоротников вытесняются из более поздних слоев углем - свидетельством лесных пожаров. Одновременно все активнее трудились дровосеки.

Дефицит древесины начал серьезно сказываться на образе жизни островитян, особенно на их меню. Изучение ископаемых мусорных куч показывает, что одно время рапануйцы регулярно ели мясо дельфинов. Очевидно, этих плавающих в открытом море животных они добывали с крупных лодок, выдолбленных из толстых пальмовых стволов.

Когда корабельного леса не осталось, рапануйцы лишились своего «океанского флота», а вместе с ним дельфиньего мяса и океанической рыбы. В 1786 г. хроникер французской экспедиции Лаперуза записал, что в море островитяне добывают лишь обитающих на мелководье моллюсков и крабов.

Конец «моаи»

Каменные статуи начали появляться примерно в X веке. Вероятно, они олицетворяют полинезийских богов или обожествленных местных вождей. Согласно рапануйским легендам, сверхъестественная сила «мана» поднимала вытесанных истуканов, вела их на отведенное место и позволяла бродить по ночам, охраняя покой изготовителей. Возможно, кланы соперничали друг с другом, стараясь вытесать «моаи» покрупнее и покрасивее, а также поставить его на более массивную, чем у конкурентов, платформу.

После 1500 года статуй практически не делали, Видимо, на разоренном острове не осталось деревьев, необходимых для их транспортировки и подъема. Примерно с того же времени в болотных осадках не встречается пальмовая пыльца, а на помойки уже не выбрасывают дельфиньи кости. Изменяется и местная фауна. Исчезают все местные наземные птицы и половина морских.

С продовольствием становится все хуже, и население, насчитывавшее некогда около 7000 человек, убывает. С 1805 г. остров страдает от рейдов южноамериканских работорговцев: одних туземцев они увозят, многие из оставшихся болеют подхваченной от чужаков оспой. Выживают всего несколько сот рапануйцев.

Жители острова Пасхи воздвигали «моаи» , надеясь на защиту воплощенных в камне духов. По иронии судьбы, именно эта монументальная программа и привела их землю к экологической катастрофе . А истуканы возвышаются жутковатыми памятниками бездумному хозяйствованию и человеческому безрассудству.

Стыдно сказать, но долгое время я даже не знала, где точно находиться знаменитый остров Пасхи. Для меня было главное, что там прячется Тайна. А вот куда ехать, чтобы до нее добраться, не имеет особого значения. Может, поэтому я там еще и не побывала. Зато теперь первый шаг к путешествию в это удивительное место сделан. Я про него пишу. Если хотите куда-то поехать — пишите об этом как будто сами там были. Работает, проверено!

Остров Пасхи – это маленький треугольный участок суши среди бескрайних просторов Тихого океана. В географическом и культурном отношении остров лежит в Тихом океане в 3703 километрах к западу от чилийского побережья, относится не к Америке, а к Полинезии.

Его площадь чуть больше 165 квадратных километров, численность населения составляет около двух тысяч человек, занимающихся овцеводством, рыболовством. В последнее время доход местным жителям стал приносить туризм. Людей, желающих посетить остров, занесенный ЮНЕСКО в список Всемирного Наследия Человечества, становится всё больше и больше.

Тайны острова Пасхи, или Вопросы, на которые нет ответов

1. Откуда взялись первые жители на этом крохотном клочке суши?

Версий было несколько. Начиная с самой правдоподобной – колонизации переселенцами Древнего Перу — до пришельцев из космоса. А может быть, остров Пасхи — это и есть часть самой Атлантиды? Кому еще, кроме атлантов под силу соорудить каменных исполинов, которыми славится остров.

2. Каменные истуканы Моаи. Кто они?

Огромные глыбы каменных голов с взглядом, направленным в бесконечность… С этих каменных статуй началась слава острова.

Это каменные истуканы самых разных размеров — от 3 до 21 метра. В среднем, вес одной статуи составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом от 40 до 90 тонн. Они изготавливались из цельного вулканического монолита в каменоломнях, расположенных в центральной части острова, а затем готовые фигуры переносились по трем главным дорогам к местам церемониальных постаментов — аху — разбросанных вдоль береговой линии.

Вопреки бытующему мнению, статуи, расставленные по периметру острова, обращены не в сторону океана – они «смотрят» вглубь суши, молча наблюдают за жителями.

Видео — Неразгаданные тайны острова Пасхи. Движущиеся истуканы

Каменные исполины имеют чрезвычайно странный вид — у них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. Некоторые из моаи покрыты головными уборами из камня красного цвета, кто-то имеет ожерелье или татуировку, высеченную в камне.

В каменоломнях и вдоль древних дорог лежит огромное количество незаконченных каменных людей, подле них - брошенные каменные топоры и скребки, которыми предки островитян изготовляли своих великанов. Невольно напрашивается мысль о какой-то катастрофе, внезапно уничтожившей большую часть острова Пасхи.

Каменные гиганты изучены, измерены, исследованы учеными, но до сих пор так и не приоткрыта тайна, каким же образом удалось вытесать из камня эти гигантские фигуры, кто смог перетащить их на такое расстояние к берегу моря и установить на огромный постамент без каких-либо совершенных устройств и механизмов?

Сейчас сохранилось более 800 этих статуй. Они по-прежнему расположены по всему острову и продолжают поражать туристов. Непостижимые, безмолвные и таинственные свидетели погибшей цивилизации, о которой мы, увы, ничего не знаем.

3. Древние письмена кохау ронго-ронго. Что же на них написано?

Есть у острова ещё одна интригующая загадка — это древняя уникальная форма письменности кохау ронго-ронго («говорящее дерево»). Обе стороны таких дощечек были заполнены неалфавитными знаками.

Письмена наносились слева направо, а потом в обратном порядке — справа налево, при этом при чтении таблички необходимо было переворачивать.

Значения этих 603 символов, вырезанных на деревянных дощечках, не разгаданы и по сей день. Даже иероглифы майя расшифрованы — язык же острова Пасха не отдает своих тайн никому.