» » Почему компоненты здоровья тесно связаны. Здоровье: сущность, понятие, компоненты

Почему компоненты здоровья тесно связаны. Здоровье: сущность, понятие, компоненты

1. Понятие "здоровье", его сущность и компоненты

Здоровье человека – это его главное достояние. Здоровье не купишь за деньги. Если потерял своё здоровье, то его уже не вернуть. Можно бесконечно глотать витамины, таблетки, постоянно лечиться: если вред организму нанесен, то это находит отражение на генетическом уровне. Здоровье это не только полноценно функционирующий организм, но и душевная гармония. Именно об этом говорится в трактовке понятия "здоровье" , находящейся в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ): "Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов".

Здоровье человека многогранное и многоаспектное понятие, которое очень широко изучается в медико-биологической литературе. В настоящее время распространены различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Однако для всех трактовок общим является тот факт, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды, представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия как экзогенных так и эндогенных факторов.

Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: "Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей".

Здоровье человека являет собой сложное понятие, состоящее из нескольких компонентов:

  1. Соматическое здоровье
  2. Физическое здоровье
  3. Профессиональное здоровье
  4. Сексуальное здоровье
  5. Репродуктивное здоровье
  6. Нравственное здоровье
  7. Психическое здоровье

Рассмотрение каждой составляющей здоровья человека крайне важно. Прежде всего нужно обратиться к соматическому здоровью.

Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.

Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза.

Следующим элементом здоровья человека является непосредственно физическое здоровье от которого напрямую зависит работоспособность и продолжительность жизни.

Физическое здоровье – это состояние организма, при котором показатели основных физиологических систем лежат в пределах физиологической нормы и адекватно изменяются при взаимодействии человека с внешней средой .

Фактически физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Рисунок 1. Факторы физического здоровья человека

В современной науке доказано, что не только физическое, но и психическое здоровье влияет на общее здоровье человека и его деятельность.

Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество .

Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

Сексуальное здоровье представляет собой комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

Репродуктивное здоровье –– это компонент здоровья, определяющий репродуктивную функцию организма.

Нравственное здоровье можно охарактеризовать как систему с характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

Профессиональное здоровье –– это состояние, определяющее эффективность профессиональной деятельности человека.

Если рассматривать здоровье человека с точки зрения оценки внутреннего потенциала, то разумно обратиться к точке зрения практической медицины, согласно которой существуют три основных состояния человека:

  1. Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма;
  2. Предболезнь – состояние с возможным развитием патологического процесса в организме и снижением резервов адаптации;
  3. Болезнь – процесс, проявляющийся в виде клинических изменений в состоянии организма человека

Здоровье может быть рассмотрено как биосоциальный потенциал жизнедеятельности человека. Он включает в себя ряд компонентов отраженных на рисунке 2.

Рисунок 2. Компоненты биосоциального потенциала жизнедеятельности человека

В основе биосоциального потенциала человека лежит открытая в 1936 году жизненная энергия. Она была открыта В. Райхом в 1936 г. Жизненная энергия представляет собой структурное образование, в состав которого, как следует из названия, входят биологическая и социальная составляющие .

Таблица. Характеристика компонентов биосоциального потенциала жизнедеятельности человека.

Компонент

Характеристика

Потенциал разума.

Способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться

Потенциал воли

Способность человека к самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

Потенциал чувств

Способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

Потенциал тела

Способность развивать физическую составляющую здоровья, "осознавать" собственную телесность как свойство личности.

Общественный потенциал

Способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству.

Творческий потенциал

Способность человека к созидающей активности, творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих знаний.

Духовный потенциал

Способность развивать духовную природу человека.

Сущность здоровья – это жизнеспособность индивида, а уровень этой жизнеспособности желательно определять количественно. На необходимость такой количественной оценки не раз указывал известный хирург, академик Н.М. Амосов. По его мнению, количество здоровья можно определять как сумму резервных мощностей основных функциональных систем. Эти резервные мощности можно характеризовать так называемым коэффициентом резерва, который представляет собой соотношение максимального проявления функции к ее нормальному уровню.

2. Факторы, определяющие здоровье человека

Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье ("факторы здоровья") и факторы, ухудшающие здоровье ("факторы риска").

В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы:

  1. Факторы образа жизни (50% в общей доле влияния);
  2. Факторы внешней среды (20% в общей доле влияния);
  3. Биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния);
  4. Факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся:

  1. Отсутствие вредных привычек;
  2. Рациональное питание;
  3. Здоровый психологический климат;
  4. Внимательное отношение к своему здоровью;
  5. Сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.

К основным факторам образа жизни, ухудшающим здоровье, относятся:

  1. Курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами;
  2. Несбалансированное в количественном и качественном отношении питание;
  3. Гиподинамия, гипердинамия;
  4. Стрессовые ситуации;
  5. Недостаточная медицинская активность;
  6. Сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.

К основным факторам внешней среды, определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д.

К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.

3. Образ жизни и здоровье

Образ жизни – это определенный вид жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются:

  1. Уровень общей культуры человека;
  2. Уровень образования; материальные условия жизни;
  3. Половые и возрастные особенности; конституция человека;
  4. Состояние здоровья;
  5. Экологическая среда обитания;
  6. Характер работы, профессии;
  7. Особенности семейных отношений и семейного воспитания;
  8. Привычки человека;
  9. Возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие .

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности человека в направлении укрепления и развития здоровья. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями, а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые "работают" на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

По мнению В.П. Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции, при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику.

Рисунок 3. Социальные принципы здорового образа жизни

Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека .

Рисунок 4. Биологические принципы здорового образа жизни

Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов.

Основными элементами здорового образа жизни студентов являются:

  1. Организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям;
  2. Стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности;
  3. Содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность;
  4. Исключение из жизни саморазрушающего поведения;
  5. Культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации;
  6. Достижение душевной, психической гармонии в жизни;
  7. Закаливание организма и его очищение и т.д.

Особое значение имеет оптимальная двигательная активность.

Для организма двигательная активность является физиологической потребностью.

Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости.

Здоровье и двигательная активность – это сближающиеся в настоящее время понятия. "Мышечный голод" для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждалось. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже всего лишь нескольких недель не двигается, то мышцы начинают худеть. Его мышцы атрофируются, работа сердца и легких нарушается. Сердце тренированного человека вмещает в себя почти в два раза больше крови, чем сердце не занимающегося физическими упражнениями. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

Многие люди, оправдывая нежелание заниматься физическими упражнениями, ссылаются на то, что у них для этого не хватает времени. В этой связи уместно вспомнить изречение: "Чем меньше времени тратишь на спорт, тем больше его потребуется на лечение".

4. Наследственность и ее влияние на здоровье и заболеваемость

Наследственность является важным фактором влияющим на здоровье человека, но далеко не всегда определяющим. Умение вести здоровый образ жизни и соблюдение базовых основ экологической безопасности жизнедеятельности позволяют значительно снизить воздействие наследственности.

Наследственность – присущее всем организмам свойство передавать потомству характерные черты строения, индивидуального развития, обмена веществ, а, следовательно, состояние здоровья и предрасположенности ко многим заболеваниям.

По наследству могут быть переданы признаки не только нормального, но и патологического, болезненного состояния организма. Известно более 2000 наследственных болезней человека.

Рисунок 5. Распределение генов родителей

Необходимо подчеркнуть, что признаки каждого из родителей в организме ребенка проявляются неодинаково. Проявление наследственных болезней может происходить на протяжении всего периода индивидуального развития. Известно большое число наследственных болезней, проявляющихся не в раннем возрасте, а на более поздних стадиях развития. Наследственные болезни, а также предрасположенность к ряду заболеваний (язвенная, гипертоническая, желчно-каменная болезни, атеросклероз и др.) не так редки, как долгое время считали, однако многие из них можно предупредить.

5. Здравоохранение и здоровье

Существующая ныне система здравоохранения не в состоянии сохранить и укрепить здоровье человека, приостановить или снизить рост заболеваемости.

К сожалению в силу плохой экологии и гигиенической безграмотности в России во всех возрастных группах отмечается снижение уровня здоровья.

Конечно медицина, несомненно, умеет лечить многие болезни и часто делает просто чудеса, спасая человека от преждевременной смерти. Она достигла больших успехов в предупреждении и лечении инфекционных заболеваний, однако излечение болезней приносит здоровье далеко не всегда. В организме человека нередко остается след не только от перенесенного заболевания, но и от самого лечения, насыщенного небезразличными для здоровья психическими, физическими, химическими и биологическими факторами.

По мнению И.И. Брехмана сугубо лечебная медицина – это не та дорога, которая ведет к храму здоровья, сколько бы средств ни ушло на лечение болезней, здоровья больше не будет .

Если и дальше удовлетворятся только уровнем лечебной медицины и не заниматься здоровьем как таковым, то эффект будет таким, как при попытке заполнения водой бочки с дырявым дном. Недаром еще владыки древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они были здоровы.

6. Здоровье в иерархии потребностей человека

Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату.

Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств:

  1. В нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья.
  2. В человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека.
  3. Здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не стало на первое место в иерархии потребностей человека.

Так, особенно у молодых людей, различные материальные блага жизни, карьера, успех признается более важной ценностью. Однако в более старшем возрасте, большинством людей здоровье признается глобальной и важной ценностью.

Основным мотивом, побуждающим посещать не обязательные занятия физической культурой является укрепление и сохранение здоровья.

Достоверно известно, что в состоянии физического и психического благополучия здоровье обычно воспринимается как нечто безусловно данное, потребность которого хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации его явного дефицита.

Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Оказывается, что её явно недостаточно.

Во-первых, если человек здоров, то он воспринимает это как должное, и не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Вместе с тем, очень часто люди, отягощенные болезнями, тем не менее, не предпринимают действенных мер, направленных на их устранение. Очевидно, что забота человека о своем физическом и психическом благополучии определяется не столько уровнем здоровья, сколько личным отношением к нему человека.

Во-вторых, велико значение отношения окружающих, общественное мнение. К сожалению, у нас не достаточно высок уровень моды на здоровье. По прежнему, те, кто заботится о своем здоровье рискуют прослыть чудаками, отличающимися от большинства людей, фатально безразлично относящихся к своему здоровью.

Таким образом, приходится констатировать, что положительная мотивация для здоровья явно недостаточна. Очень многие люди всем своим образом жизни идут не к здоровью, а от него. И главная причина – в сознании человека, его психологии.

Из этого вытекает необходимость воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности, а также разработка основных положений и условий здорового образа жизни, методология их внедрения, привития и освоения людьми.

7. Влияние культурного развития личности на отношение к здоровью

Велика ли связь между культурным развитием человека и отношением к самому себе, к своему здоровью? Больными могут быть люди разного уровня культуры. Но сохранение и воспроизводство здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры.

В последнее время появилось много публикаций о роли культуры в развитии человека. В них отмечается, что человек – субъект и одновременно главный результат своей собственной деятельности. Культуру с этой точки зрения можно определить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах деятельности .

Очень часто люди не знают, что они способны сделать с самими собой, какими огромными резервами здоровья обладают, что здоровым образом жизни можно вылечить и сохранить здоровье на долгие годы.

Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые бы стали бытием, привычками. Установка на здоровье категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Фокусирование на здоровье , наоборот, мотивирует поведение, мобилизует резервы здоровья.

Литература

  1. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  2. Основы здорового образа жизни петербургского студента // Под ред. В.П.Соломина – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена 2008
  3. Психическое здоровье. Информационный бюллетень // URL: http://www.who.int
  4. Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции // Социс. 2004. № 4. С. 124–127
  5. Физическое здоровье. Информационный бюллетень // URL: http://www.who.int

Человек являет собой отражение двух ипостасей - биологической и социальной. Они находятся в диалек­тическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от со­циального, а социальное, в свою очередь, - от биоло­гического. В настоящее время принято выделять не­сколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»:

Первый уровень - биологическое здоровье связа­но с организмом и зависит от динамического равнове­сия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами - это совершенство саморегуляции в орга­низме и максимальная адаптация (в биологическомсмысле) к окружающей среде. Здоровье на биологиче­ском уровне имеет две компоненты:

Соматическое здоровье - текущее состояние орга­нов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуаль­ного развития.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составля­ют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень - психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-во­левой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здо­рового образа жизни. Психическое здоровье - это со­стояние общего душевного комфорта, обеспечиваю­щее адекватную поведенческую реакцию. Психичес­кое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и пове­дения, познавательные функции).

К компонентам пси­хического здоровья относят нравственное здоровье - комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность чело­века. Как говорили греки: «В здоровом теле - здоро­вый дух».

Третий уровень - социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в це­лом и зависит от места и роли человека в межличност­ных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье - мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности. Это форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составля­ющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает со­циальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Различие между психическим и социальным здоро­вьем условно, психические качества личности не существуют вне системы общественных отно­шений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом общест­ве. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблаго­приятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознани­ем и самосознанием может противостоять воздейст­вию внешних условий, бороться с трудностями и оста­ваться здоровой физически, психически и социально.

Одной из объединяющих социальное и психичес­кое здоровье является творческая компонента здоро­вья . Присутствие элементов творчества в работе рас­сматривают как источник здоровья. Чем больше в тру­довой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и зна­ния, тем больше приносит она удовлетворение, тем за­метнее ее оздоровительное воздействие. И наоборот, чем меньше труд увлекает человека своим содержани­ем и способом исполнения, тем ниже удовлетворение от него, тем скорее, посредством отрицательных эмо­ций, он может стать источником различных заболева­ний. К характеристикам работы, влияющим на здоровье, относят: творчество, познание нового. Работа может быть источником укрепления здоровья, т.к. она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, близким, к работе, к отдыху - является стратегичес­ким изменением образа жизни по направлению к ин­дивидуальному здоровью.

Концепции здоровья

Концепция - это набор основных идей, составляю­щих понятие. Например, концепция педагогики - ко­го учить, чему учить и зачем учить. Концепций поня­тия здоровья существует несколько, из которых наи­больший интерес представляют концепция баланса здоровья и адаптационная концепция здоровья.

Концепцию баланса здоровья предложил Noack (1993), чтобы описать то динамическое равновесие, ко­торое поддерживается, несмотря на внешние пробле­мы (результат факторов среды или поведения). В ней два ключевых измерения здоровья: баланс и потенци­ал здоровья.

Потенциал здоровья - это способность взаимо­действия с окружением для поддержания или восста­новления равновесия. Он может означать иммуноло­гическое сопротивление инфекциям, физическую норму, эмоциональную стабильность, адекватные зна­ния о здоровье, стиль жизни, эффективный способ справляться со стрессами и пр.

Баланс здоровья - выражение моментального со­стояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом.

Кроме того, вводится ресурс здоровья - сумма до­ступных средств для улучшения потенциала здоровья. Укрепление здоровья - силы, направленные на улуч­шение системы баланса.

Однако, потенциал здоровья неизвестен до внеш­него воздействия. Только воздействие определяет воз­можности организма. Поэтому более жизненна адап­тационная концепция здоровья : способность к адап­тации себя и среды.

Адаптация - составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение усло­вий среды существования. При адаптации система пе­рестраивает, изменяет свои структурные связи для со­хранения функций, обеспечивающих ее существова­ние как целого в условиях изменяющейся среды. Способность к адаптации - одно из свойств и усло­вий развития здорового человека. Как универсальное фундаментальное свойство живых организмов, адап­тация является тем «китом», который вместе с саморе­гуляцией поддерживает постоянство внутренней сре­ды, осуществляет связь с внешней средой. Различают два вида адаптивных изменений: сроч­ные и кумулятивные (долговременные).

Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, которые не закрепляются, а исчезают после устранения воздействия. Характер и интенсивность срочной адаптации (реакции) точно соответствует характеру и силе внешнего раздражителя, которые не превыша­ют физиологических возможностей организма.

Кумулятивная адаптация отличается изменения­ми, возникающими в ответ на длительные, повторяю­щиеся внешние и внутренние воздействия.

Исходы адаптивного поведения могут быть пред­ставлены как стадии:

1. Состояние удовлетворительной адаптации.

2. Состояние неполной или частичной адаптации.

3. Состояние напряжения регуляторных механизмов.

4. Состояние неудовлетворительной адаптации.

5. Состояние полома адаптационных механизмов.

Формирование жестких механизмов адаптации со­провождается не уменьшением, а возрастанием соци­ально-психологических возмущающих факторов. По­этому с возрастом растет число людей со срывом адаптации и уменьшается число людей, имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды. Помимо возрастного ограничения пределов и жестко­сти адаптации, на развитие дезадаптивных процессов оказывают влияние два фактора: отсутствие трени­ровки механизмов адаптации естественными факто­рами и невостребованность адаптационных резервов в связи с комфортными условиями жизнедеятельнос­ти. П.К.Анохин отмечал, что резервы адаптационных возможностей в организме всегда выше, чем их реа­лизация. С этих позиций, здоровье следует рассмат­ривать как понятие динамическое, характеризующее­ся индивидуальным, возрастным и историческим ас­пектами.

Возрастной аспект определяется характерными для каждого этапа возрастного развития человека специ­фическими особенностями биологической и социальной адаптации. Для каждого возрастного этапа долж­ны существовать свои критерии здоровья, свойствен­ные этому возрасту, его морфофункциональной орга­низации и социальной роли.

В историческом аспекте развитие производства и производственных отношений, культуры и религии ведет к тому, что меняется во времени сама обстанов­ка, место человека и его роль в социуме. В связи с рос­том качества жизни и комфортности для поддержания своей жизни человек все меньше использует свои функциональные резервы и все больше - достижения своего разума, что от поколения к поколению приво­дит к снижению функционального резерва, резерва адаптации индивида.

Важнейшей ценностью для человека является здоровье . «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот). Великий Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?» ответил:«Здоровье - это не всё, но всё без здоровья - ничто!».

В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Из определений понятия здоровье очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).

Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей».

Здоровье - многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.

Соматическое здоровье -- текущее состояние органов и систем органов челове-ческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития чело-века. Эта программа развития опо-средована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой - обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье — важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека - это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций - следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма - гомеостазисе (homeostasis ; греч. homoios - подобный, сходный + греч. stasis - стояние, неподвижность).

Следует иметь в виду, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности - его физическое здоровье.

Фактически физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое здоровье -- состояние психической сферы человека. Основу пси-хического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обес-печивающее адекватную регуляцию поведения.

  1. Факторы, определяющие здоровье человека

Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье («факторы здоровья») и факторы, ухудшающие здоровье («факторы риска»).

В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы: 1) факторы образа жизни (50% в общей доле влияния); 2) факторы внешней среды (20% в общей доле влияния); 3) биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния); 4) факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся: отсутствие вредных привычек; рациональное питание; адекватная физическая нагрузка; здоровый психологический климат; внимательное отношение к своему здоровью; сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.

К основным факторам образа жизни, ухудшающим здоровье, относятся: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами; несбалансированное в количественном и качественном отношении питание; гиподинамия, гипердинамия; стрессовые ситуации; недостаточная медицинская активность; сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.

К основным факторам внешней среды, определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д. К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.

  1. Образ жизни и здоровье

Образ жизни - это определенный вид (тип) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются: уровень общей культуры человека; уровень образования; материальные условия жизни; половые и возрастные особенности; конституция человека; состояние здоровья; экологическая среда обитания; характер работы, профессии; особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности человека в направлении укрепления и развития здоровья. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Валеология (от лат. valeo — здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Это сравнительно новое научно-педагогическое направление, возникшее в связи с острой необходимостью оздоровления населения, в том числе и молодых людей. В настоящее время валеологические знания включены в программу учебной дисциплины «Физическая культура».

Согласно основным положениям валеологии, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить.

По мнению В.П.Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции , при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику (определение соматотипа, психотипа и т.д.).

К основным социальным принципам здорового образа жизни относятся следующие: образ жизни должен быть эстетичным; образ жизни должен быть нравственным; образ жизни должен быть волевым.

К основным биологическим принципам здорового образа жизни могут быть отнесены следующие: образ жизни должен быть возрастным; образ жизни должен быть обеспечен энергетически; образ жизни должен быть укрепляющим; образ жизни должен быть ритмичным.

Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека.

Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов. Основными элементами здорового образа жизни студентов являются: организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям; стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; исклю-чение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т.д.); культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации; достижение душевной, психической гармонии в жизни; закаливание орга-низма и его очищение и т.д.

Особое значение имеет оптимальная двигательная активность . Для организма двигательная активность является физиологической потребностью. Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни и сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю … машин.

Здоровье и двигательная активность - это сближающиеся в настоящее время понятия. «Мышечный голод» для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждалось. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже всего лишь нескольких недель не двигается, то мышцы начинают худеть. Его мышцы атрофируются, работа сердца и легких нарушается. Сердце тренированного человека вмещает в себя почти в два раза больше крови, чем сердце не занимающегося физическими упражнениями. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

Многие люди, оправдывая нежелание заниматься физическими упражнениями, ссылаются на то, что у них для этого не хватает времени. В этой связи уместно вспомнить изречение: «Чем меньше времени тратишь на спорт, тем больше его потребуется на лечение».

  1. Окружающая среда и здоровье

ХХ век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные средства и способы лечения многих заболеваний. Вместе с тем текущий век принес уменьшение объема двигательной активности, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химическое загрязнение окружающей среды и другие негативные явления. Произошли и существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Тысячи поколений наших предков жили в тесном общении с природой, жили и работали синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла одинаково в любое время года. И, несмотря на два выходных дня в неделю, значительная часть людей с трудом выдерживает рабочий ритм в течение 11 месяцев.

Еще сравнительно недавно все необходимое для жизни человек должен был заготовить сам (топливо, запасы пищи и т.п.). «Потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, человек хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. В настоящее же время здоровье не всегда и не в должной степени является предметом заботы самого человека. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, но не его «производителем».

Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение окружающей среды.

Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые бы стали бытием, привычками. Установка на здоровье категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Иногда человек думает только о болезни, раскрывается ей, впускает ее в себя. Фокусирование же на здоровье, наоборот, мотивирует поведение, мобилизует резервы здоровья. Как тут не вспомнить прекрасный девиз: «Вставайте поутру с мыслью о том, что вы здоровы, и засыпайте с той же мыслью». Так сколько же возможностей и резервов для долгой и здоровой жизни у здорового человека? Эти резервы, однако, далеко не всегда сохраняются и включаются сами по себе. Об этом человек должен позаботиться сам.

Понятие «здоровье» и его компоненты

Слово «здоровье» принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека. Постулат всей жизни (исходное положение, допущение, принимаемое без доказательств): «Здоровье человека - это главная ценность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка».

В большой медицинской энциклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». В тоже время живой организм - система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды. При этом меняется не столько среда, сколько сам организм. Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 год). Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации. Со времени основания ВОЗ эта концепция не подвергалась пересмотру и сейчас критикуется почти во всех работах, посвященных понятию здоровья. Это определение критикуют:

1) за идеальность цели, которую никогда не достичь;

2) за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком;

3) за статичность - здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;

4) за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья.

Основатель валеологии - науки об индивидуальном здоровье человека - И.И.Брехман (1990), определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

Также существуют и другие определения здоровья, которые подчеркивают качественные и количественные составляющие, а также и индивидуальные и коллективные параметры здоровья. По мнению В.П.Казначеева (1991), здоровье индивида - это сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Необходимость количественной оценки здоровья подчеркивал Н.М.Амосов (1987): «Здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций».

Более детально здоровье - это способность:

1) приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям;

2) противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

3) сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;

4) расширять свои возможности, условия и ареал обитания, объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной и морально-этической среды;

5) увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;

6) улучшать возможности, свойства и способности своего организма, качество жизни и среды обитания;

7) производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а также культурные и материальные ценности;

8) созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, человечеству, добру и злу.

Человек являет собой отражение двух ипостасей - биологической и социальной. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, - от биологического. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»:

Первый уровень - биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами - это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень - психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно - потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье - это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье - комплекс эмоционально-волевых и мотивационно - потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле - здоровый дух».

Третий уровень - социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье - мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности. Это форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты. Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья . Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительное воздействие. И наоборот, чем меньше труд увлекает человека своим содержанием и способом исполнения, тем ниже удовлетворение от него, тем скорее, посредством отрицательных эмоций, он может стать источником различных заболеваний. К характеристикам работы, влияющим на здоровье, относят: творчество, познание нового. Работа может быть источником укрепления здоровья, т.к. она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, близким, к работе, к отдыху - является стратегическим изменением образа жизни по направлению к индивидуальному здоровью.

Важнейшей ценностью для человека является здоровье.

В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». По утверждению профессоров В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко (2001), на сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Кроме того, состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья:

· Соматическое (физическое) здоровье – текущее состояние органов и систем человеческого организма, а также уровень их структурных и функциональных резервов.

Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития обусловлена базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Основа физического здоровья проявляется в морфологических и функциональных резервах клеток, тканей, органов и систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов.

· Психическое здоровье – состояние психической сферы человека.

Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.

· Сексуальное здоровье – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

Основа сексуального здоровья определяется:

Способностью к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики;

Свободой от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения;

Отсутствием органических расстройств, заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

· Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты, прежде всего, внутренней. Нравственный компонент здоровья определяется соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам (пр., закону приоритета разума над силой: не применять силу там, где можно добиться разумом).

Отдельно могут быть выделены такие компоненты здоровья, как социальное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д.

Рассматривая виды здоровья, следует отметить, что в упрощенном (и в то же время обобщающем) виде можно считать, что критериями здоровья являются:

Для физического здоровья – «я могу»;

Для психического здоровья – «я хочу»;

Для нравственного здоровья – «я должен».

Таким образом, можно заключить, что сущность здоровья – это жизнеспособность индивида.

Уровень этой жизнеспособности, по мнению учёных, должен определяться количественно. В этом смысле особый интерес представляет количественная оценка здоровья, на которую впервые обратил внимание известный хирург академик Н.М. Амосов. Он писал: «Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» (Давиденко Д.Н., 2001).

Гигиенические основы воспитания здорового ребенка.

Для нормального физического и нервно-психического развития ребенка важны не только достаточное и полноценное питание, но и гигиенические условия жизни, правильный уход и воспитание, соблюдение определенного, соответствующего возрастным особенностям режима. Для достижения этой цели важно, чтобы в семье и в организованных детских коллективах были созданы оптимальные условия для развития ребенка, отвечающие самым строгим гигиеническим требованиям, основывающимся на современных научных данных. Кроме заботы по уходу за ребенком исключительное значение имеет правильное воспитание. Причем уже в раннем возрасте оно должно рассматриваться как первая ступень, обеспечивающая должное физическое, умственное, моральное и эстетическое развитие. Гигиеническое воспитание в детском садике должно дать детям знания, необходимые для укрепления здоровья; на основе этих знаний сформировать навыки гигиены и необходимые для жизни привычки, которые можно объединить в две большие группы:

Привычки личной гигиены.

любить чистоту; следить за опрятностью одежды; пользоваться только личными предметами туалета; садиться кушать, предварительно вымыв руки с мылом; каждый день делать утреннюю зарядку; закаливаться; правильно ухаживать за зубами; уметь пользоваться туалетной бумагой и др.

Привычки культурного поведения .

не кричать, а вежливо просить; благодарить за выполненную просьбу; не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальной комнате, в общественном месте; входя в помещение с улицы, вытирать обувь; ставить на место предметы, после каких- либо действий с ними; здороваться и прощаться и др.

9.Определение понятия «болезнь». Острые и хронические болезни, особенности их течения. Болезнь (morbus) - существуют различные определения понятия «болезнь»; одно из возможных может быть сформулировано так: болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов; болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособленности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.

Особенностью острых (в основном инфекционных) заболеваний - например, инфекций детского возраста - является сравнительное постоянство их симптомов у разных пациентов. Это явление можно объяснить тем, что основные симптомы острого заболевания связаны с воздействием на организм инфекционного агента, а не с ответной реакцией инфицированного организма. Тем не менее отмечаются некоторые индивидуальные симптомы, которые представляют собой значительную ценность при выборе правильного гомеопатического средства. Например, у всех людей, болеющих гриппом, выявляется повышенная температура тела, слабость, головная боль и т. д. Но у некоторых пациентов отмечается многократная рвота, у других - или жидкий стул, или неутолимая жажда, или полное отсутствие жажды и т. д. В целом картина острых болезней менее индивидуальна по сравнению с хроническими. Для острых болезней характерна тенденция к поражению особей молодого возраста независимо от их видовой принадлежности.

Характерной чертой инфекционных заболеваний является их относительная полезность, поскольку как отдельные особи, так и популяция в целом становятся более сильными за счет стимуляции иммунной системы и усиления способности к самостоятельному исцелению. Острые инфекционные заболевания способствуют отбраковке слабых особей внутри популяции (стада, стаи, прайда), что повышает способность популяции и вида в целом к выживаемости. С этой точки зрения вакцинация, возможно, противодействует естественному процессу отбора. В понятие «хроническая болезнь» включаются все типы заболеваний, за исключением острых инфекционных болезней.

В сущности, хроническая болезнь - это не что иное, как неспособность организма (или его иммунной системы) излечиться от какой-либо болезни. Пациент с хроническим недугом никогда не выздоравливает полностью, и его состояние лишь ухудшается. Постепенное ухудшение здоровья, которое обычно ассоциируется с возрастными изменениями, на самом деле представляет собой прогресс болезни пациента. Здоровый индивидуум остается относительно сильным всю свою жизнь; быстрое ухудшение здоровья отмечается незадолго до смерти. К категории хронических болезней относятся почти все болезни взрослого организма (а также значительная часть болезней подросткового возраста), в том числе такие синдромы, как гипо- и гипертиреоидизм, кожные заболевания (включая аллергический дерматит после укусов блох), диабет, злокачественные опухоли, болезнь воспаленного кишечника, артриты, волчанка - короче говоря, огромное количество болезней. Многочисленные диагнозы у больного не означают, что пациент болеет множеством болезней - можно предполагать, что это различные проявления одной и той же болезни.

Причины развития болезней.

Этиология - учение о причинах и условиях возникновения болезней.

Факторы, вызывающие болезни или способствующие их появлению, называются этиологическими. Выявление причин и условий возникновения болезней необходимо врачу как для их профилактики, так и для рационального лечения. Установление причин болезней представляет известные трудности, потому что они начинают действовать на организм человека значительно раньше, чем он обращается к врачу. Болезни могут возникать в результате воздействия какого-либо фактора внешней среды - в таких случаях говорят о внешних (экзогенных) причинах заболевания. Причины болезней, заложенные в самом организме, называются внутренними (эндогенными).

Однако в этиологии патологического процесса редко изолированно действуют только внешние или только внутренние причины. Обычно они взаимосвязаны.

При каждом заболевании необходимо выяснить, что имеет преимущественное значение в его происхождении - внешние факторы или нарушение свойств самого организма, его способности реагировать на воздействие какого-либо раздражителя. Чаще всего причинами болезней являются факторы внешней среды. Свойства самого организма, сложившиеся в его взаимоотношениях со средой, играют при этом роль условий, способствующих или препятствующих возникновению заболеваний. Факторы внешней среды также могут иметь значение условий в возникновении заболеваний. Например, причиной туберкулеза является проникшая в организм туберкулезная палочка. Но возникновение и течение этого заболевания зависят от ряда факторов внешней среды, выступающих в качестве условий заболевания (характер питания, климат и др.). Эти условия либо способствуют развитию туберкулеза и ухудшают его течение, либо, наоборот, снижают тяжесть его течения.

Последствия, вызываемые в организме воздействием болезнетворных причин, зависят от характера сопутствующих условий, так как причина патологического процесса всегда действует в конкретных условиях внешней и внутренней среды.

Почти любой фактор внешней среды может при определенных условиях стать причиной болезни. Эти факторы объединяются в следующие группы: физические, химические, биологические, социальные, алиментарные, недостаточная двигательная активность, чрезмерная двигательная активность, психогенные влияния и др.

1. Физические причины болезней. Этими причинами могут быть:механические, термические, лучистая энергия, электрический ток, изменения атмосферного давления.

2. Химические причины болезней. Различные химические вещества, являющиеся ядами, могут служить причиной заболеваний, вызываемых отравления.

4. Социальные причины болезней. В возникновении, распространении заболеваний большое значение имеют социальные факторы, т. е. факторы той общественной среды, в которой живет человек. Система эксплуатации рабочих создает предрасполагающие условия для развития болезни. Безработица, тяжелые условия труда и быта, низкая санитарная культура, отсутствие организованной государственной системы здравоохранения - вот основные социальные причины болезней.

5. Алиментарные причины болезней. Нарушения питания могут быть факторами, вызывающими болезни или способствующими их развитию. Недоедание или переедание, неправильное соотношение белков, жиров и углеводов в пищевом рационе, отсутствие в нем достаточного количества витаминов, недостаток или излишек минеральных солей, нерациональный режим питания и другие причины являются этиологическими факторами ряда заболеваний.

6. Недостаточная двигательная активность - гиподинамия. Механизация и автоматизация производства, широкое развитие транспортных средств и др. привели к тому, что в современном обществе большая часть людей физически малоактивна. Недостаточная физическая активность неблагоприятно влияет на здоровье.

7. Чрезмерная двигательная активность - гипердинамия. Под чрезмерной двигательной активностью, или чрезмерными физическими нагрузками, следует понимать такие нагрузки, которые превышают возможности их выполнения конкретным лицом.

8. Психогенные причины болезней. Перенапряжение высшей нервной деятельности, нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, возникающие при различных жизненных ситуациях, психических травмах (горе, страх и т. п.), могут привести к изменению функциональных взаимоотношений коры головного мозга и подкорковой области. В результате происходят вегетативные нарушения, проявляющиеся в расстройствах функций различных органов. Эти изменения способствуют развитию гипертонической и язвенной болезней, некоторых кожных заболеваний и др.