» » Попробуйте охарактеризовать типичные черты современной молодежи. Субкультура молодежи

Попробуйте охарактеризовать типичные черты современной молодежи. Субкультура молодежи
  • Симонович Николай Евгеньевич , доктор наук, профессор, профессор
  • Российский Государственный Гуманитарный Университет
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ
  • ОБЩЕСТВО
  • МОЛОДЕЖЬ
  • ПРОДУКТИВНОСТЬ
  • МЫШЛЕНИЕ

В статье рассмотрены некоторые психологические черты современной молодежи.

  • Оказание социальной помощи осужденным в исправительных учреждениях с применением современных технологий
  • Психологическая готовность сотрудников исправительных учреждений к выполнению служебных обязанностей
  • Процесс профессиональной социализации студентов по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

В современном обществе происходит смена укладов, общество находится на новом витке своего развития. Мировая глобализация требует формирования общих и выработки единых моделей поведения людей. Современное российское общество стремится к сближению с западными моделями социального поведения. Решая социально-экономические и политические проблемы у нашего общества, появляются и выходят на первый план социально-психологические и личностные проблемы людей .

Структура социального характера включает психологические и социальные черты, формирующиеся у личностей, зависящих от существующих социально-исторических условий. Рассмотрим социальную и культурную жизнь современной молодежи, и их атрибуты – индустрию развлечений, проблему свободного времени, рекламу, поведение потребителей, современные СМИ, интернет, телевидение. Для управления структурами необходимо формировать единый стиль жизни, присущий всем жителям планеты. Рассмотрим ключевые факторы формирования нового общества:

  1. Ориентация на потребление с созданием искусственных потребностей у молодёжи, влияние на чувства и эмоции потребителей.
  2. Применение новых цифровых технологий для расширения границ пространства и времени.
  3. Суггестивное влияние на человеческое поведение, чувства, вкусы людей, манипулирование и внушение.

Рассмотрим психологические черты современной молодежи.

  1. Отношение молодежи к окружающей действительности. Для творческой личности окружающий мир не имеет пространственных и временных границ. Мир воссоздается по собственному сценарию личности. Это осуществляется при помощи новых интерактивных средств коммуникации. Современная личность отрицает всякие запреты, ограничения и правила поведения.
  2. Отношение молодежи к другим людям. Для многих индивидов связь с людьми носит виртуальный характер и осуществляется посредством Интернета и других мультимедийных технологий. Современная личность исключает близкое и глубокое общение, основанное на взаимной заботе и внимании. У многих молодых людей проявляется и формируется инфантилизм.
  3. Отношение молодежи к самой себе. Современная молодежь под воздействием интернета, телевидения, СМИ, кино старается копировать стили поведения популярных людей. Такие индивиды стремятся к групповой принадлежности, становятся разного рода фанатами. У них прослеживается по отношению к самим себе, рыночная ориентация. Они превращаются в потребителей.
  4. Отношение молодежи к работе и свободному времени. Современный молодой человек много работает ради карьеры и обеспечения доступа к наслаждениям и активному потреблению. Другая категория людей ценит свободное время, досуг и потребительское поведение. Для них важна хорошая атмосфера в коллективе больше чем карьера и заработная и плата. Современная личность ориентирована на гедонистическое поведение.
  5. Отношение молодежи к получению образованию и к саморазвитию. Для современного человека высокую ценность имеет инструментальное знание, основанное на коммуникациях и современных цифровых технологиях. Личность старается «идти в ногу» с современными способами получения знаний и применении их на практике. Очень много времени уделяется самообразованию и повышению квалификации на всевозможных курсах, тренингах, стремится к получению современных специальностей.
  6. Стиль жизни современной молодежи. Современная личность понимает красоту согласно веяниям нового времени. Красота представляет собой способ самовыражения. Создается собственный стиль жизни и выставляется напоказ. Такие личности креативны. Креативность проявляется у активных людей через самопрезентацию, а у пассивных заимствуется через подражание и руководство. Пассивные личности подвержены влиянию рекламы, символов, брендов. Они являются основными потребителями.
  7. Общественная и личностная ценность молодежи. У современного человека складывается своя система ценностей. Молодежь уважительно относится к чужим ценностям, но не терпима к людям, которые пытаются изменить её собственные представления о системе ценностей. Активные индивиды за ценности равенства, свободы и независимости. Пассивные индивиды проявляют меньше толерантности по отношению к чужим ценностям.
  8. Мышление и восприятие молодёжью окружающей действительности. В современном обществе мышление является свободным и ассоциативным. Внимание современной молодежи привлекают лишь острые и сильные ощущения. Для таких людей важна визуализация. Индивид жаждет острых ощущений испуга, испытывает радость, наблюдая за чьим-то смущением и стыдом.
  9. Продуктивность социального характера по мнению молодежи. В своем анализе современной молодежи надо обратить внимание на степень продуктивности ее социального характера. Многие возможности человека заменены современными цифровыми технологиями. В социальных отношениях все определяется посредством управления и программирования. Создаются новые социальные технологии управления, в которых определяется место человеку в качестве оператора. Личность заботится не о том, чтобы оптимизировать свои силы при помощи технических средств, а о том, чтобы пассивно погружаться в создаваемые этими средствами реальность.

Список литературы

  1. Симонович Н. Е. Социальное самочувствие как социально – психологический феномен в изменяющемся российском обществе. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 1999.
  2. Симонович Н. Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 2003.
  3. Симонович Н. Е. Влияние статуса и позиции личности на ее социальное самочувствие // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 186-187.
  4. Симонович Н. Е. Проблема одиночества личности в интернет – пространстве: психологические особенности // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 188-189.
  5. Симонович Н. Е. Новые подходы к обучению студентов. // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 222-223.
  6. Симонович Н. Е. Инновационные подходы к образованию. // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 312.

Понятие личность неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (потому что тогда ни с чем и ни с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение - стойка системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях. В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, определяющие образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляется в самых разнообразных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, например, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе - других.

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя различные роли - работника, семьянина, спортсмена и т. Она осуществляет поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Она может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и тому подобное. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает "плавание по воле случая".

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Понятно, что и набор ролей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными чертами исполнителя. Сравните, например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий чертами личности. Через особый, только ей присущий способ организовать свою деятельность, отношения, индивид выступает как Человек.

Основные понятия

Бытия человека. Человек как продукт биологической, социальной, культурной эволюции. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Вопросы для проверки

1. Какие сущностные черты свойственны человеку?

2. Как менялись философские взгляды на сущность и бытие человека?

3. Что такое бытие человека?

4. В чем различие понятий "индивид" и "индивидуальность"?

5. Какие основные подходы к изучению личности? В чем они заключаются?

1. Подумайте, почему общество заинтересовано в разработке проблем человекознания. Существует аналогичная потребность в личности?

2. Выскажите собственное суждение по поводу следующего утверждения: "Проблема человека - центральная проблема человеческой истории". Что понимается под "проблемой человека"?

3. Составьте схему, отражающую ваше представление о многообразии связей человека с окружающим миром. Выделите существенные связи. Объясните, почему именно эти.

4. Художникам предложили высокую плату за каждую написанную картину на любую тему, присвоение высших титулов и премий, разные жизненные блага при одном условии: их картины никогда не увидит ни один человек, все они останутся в руках авторов. Художники единодушно отказались. Почему? Как бы поступили вы?

5. Попробуйте охарактеризовать типичные черты современной молодежи (личности), стараясь не употреблять признаков «вечного порядка", то есть присущих людям всех веков и народов. Результаты работы прокомментируйте.

6. Представьте, что вам нужно немедленно отправиться в многолетнюю космическую экспедицию. В полете у вас будет все необходимое. Из квартиры вам разрешено взять с собой только три предмета. Что именно вы возьмете? А что с собой взяла бы человек с раннего Средневековья? Сделайте выводы.

Краткие выводы к вступлению

1. Понятие "общество" в широком смысле охватывает способы взаимосвязи людей и формы их объединения. Общество и природа взаимосвязаны. В последнее время усилилось негативное влияние общества на окружающую среду.

2. Среди важнейших институтов общества - семья, государство, система образования.

3. Общество - динамическая система. ее основными подсистемами являются сферы общественной жизни - экономической, политической, социальное, духовное.

4. Нет общества, которое не создавало бы свою культуру. Ни культуры, развивалась бы вне общества.

5. Изучая общество и общественные отношения, люди издавна пытались постичь сущность самого человека, выявить ее основные черты и специфические особенности. По изменению взглядов на сущность человеческого бытия можно проследить основные вехи развития человекознания.

6. Многозначность и сложность феномена человека отражается в многообразии понятий, используемых при его изучении. Понятие «человек» вбирает в себя как биологическую природу, так и социальную сущность людей. Понятие "личность" характеризует общественное в человеке, его черты и роли, она находит только во взаимодействии с другими людьми.

Вопрос к вступлению

1. Можно понять человека, не изучая общество, в котором она живет?

2. Можно ли изучить общество, не изучая деятельность людей?

3. В чем заключается взаимосвязь природы, общества и человека?

4. Зачем каждому человеку нужны знания о человеке и обществе?

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В этот период человек проживает важный этап семейной и вне семейной социализации.

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:

  • · 14-19 лет (юноши и девушки) - группу молодёжи, материально зависящую от родительских семей и стоящую перед выбором профессии;
  • · 20-24 года (молодёжь в узком смысле слова) - молодёжную группу интегрирующуюся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающую материальную и социальную самостоятельность;
  • · 25-29 лет (молодые взрослые) - социально-демографическую группу, заканчивающую обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшую субъектом социального воспроизводства.

Таким образом, можно сделать вывод, что нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.

В качестве структурных элементов также можно выделять следующие группы молодёжи:

  • · демографические (пол, возраст, семейное положение);
  • · национально-этнические ;
  • · целевые и контактные (например, все молодые люди, стремящиеся поступить в высшие учебные заведения; все молодые люди, работающие в данной организации);
  • · по уровню образования ;
  • · по месту жительства (городская и сельская молодёжь);
  • · по степени общественно-политической активности ;
  • · по роду любительских занятий (спортсмены, музыканты и т.д.);
  • · по профессиональной принадлежности .

Применение этих и других типологических критериев позволяет построить многомерное личное пространство молодёжи.

Таким образом, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определении социальных позиций молодёжи, её различных групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная принадлежность, образование, профессиональная деятельность, политические взгляды и т.п.

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенности молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, образовательных учреждений, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленными жизненным опытом индивида. Совокупностью сложившихся, устоявшихся переживаний, отделяющих значимое, существенное от незначимого образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, обеспечивающими сплоченность социальных групп и регулирующим поведение личности. Посредством ориентации человек осуществляет выбор наиболее значимых для него объектов. Тем самым ориентации отражают избирательность людей. Это обстоятельство придает им статус самостоятельного явления.

Молодежь, как социальная группы, чье положение полностью обусловлено детерминировано ее социально-экономическим состоянием, в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Молодежь представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной производительной силы, а следовательно ее ценности будут в значительной степени определять ценности всего общества. От того, каких принципов, норм и ценностей придерживается эта социальная группа, во многом зависит ситуация в стране в целом.

Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко. Личность не пассивна в процессе формирования своих ориентаций. Ценности, предлагаемые обществом, личность усваивает избирательно. На формирование ценностных ориентаций оказывают влияние не только социальные факторы, но и некоторые характеристики самого индивида, его личностные особенности. Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Еще раз следует подчеркнуть, что ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны.

В ценностных ориентациях современной российской молодежи традиционно можно выделить 2 группы ценностей: терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

В настоящее время особую актуальность приобретает анализ ценностей различных поколений, и прежде всего молодежи и ее специфической части - студенчества, которое как социальная группа характеризуется возрастом, принадлежностью к высшей школе и вовлеченностью в процесс формирования слоя интеллектуалов. Современные российские студенты вынуждены ориентироваться на смешанную систему ценностей. Традиционные ценности не полностью замещены западными и, скорее всего полной смены ценностей не произойдет. Однако, изменение социокультурной ситуации с попыткой создания рыночной экономики в России, демократических перемен, обусловили появление и возрастание значимости некоторых ценностей отсутствующих или находившихся на периферии традиционной системы ценностей.

Ценности эффективно детерминируют поведение людей, если только они внедряются не силой принуждения, а опираются на авторитет общества. Изучение ценностных ориентаций студентов дает возможность выявить степень их адаптации к новым социальным условиям и их инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.

Характеристика современной молодежи

Интеллектуально-образовательные ценности современной молодежи следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психическою состояния подрастающего поколения. Новые условия породили и новые проблемы, которые стали присущи социокультурным ценностям современной молодежи.

Не имея представления о том, какими являются сегодня основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, крайне сложно рассчитывать на положительный результат в процессе формирования у него лучших качеств гражданина. В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли рваческие ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.

дипломная работа

1.1 Понятие «молодежь» и ее специфические особенности

На протяжении длительного времени в нашем обществе, молодёжь не рассматривалась как самостоятельная, обособленная группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине социально-политического единства.

Первое определение понятия “молодёжь” было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: “Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет”. Немного позже более полное определение было дано И.С. Коном: “Молодёжь это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная теми или другими социально-психологическими свойствами. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”.

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Немецкий социолог Карл Мангейм (1893--1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются). Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок.

Сегодня молодёжь РФ -- это 33 миллиона молодых граждан -- 23 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако, последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет.

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

У немалого числа молодых людей отсутствует четко-выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы. Позиция отчуждения просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинальное мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности молодой человек сталкивается с ограничениями, он не полностью включён в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособлению, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уходу, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Сознание молодёжи определяется несколькими объективными обстоятельствами:

1. В современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

2. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность механизмов социализации не является жёсткой системой, каждый из этих механизмов выполняет свои специфические функции в развитии личности .

Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Это выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей. Это лишь не полный перечень проблем, при решении которых в значительной степени формируется образ последующей жизни.

Современная молодежь -- это «компьютерное поколение», «поколение виртуальной реальности», поэтому ее культурные запросы и ценностные ориентиры принципиально отличаются от всех предшествующих поколений. Современная же молодежь России выросла в период социально-экономических катаклизмов, бандитских разборок и активного внедрения массовой культуры. Поэтому она сама пытается разобраться, что есть добро, а что -- зло, что справедливо, а что -- нет, что прекрасное, а что -- безобразное. Переоценка житейских, этико-эстетических и религиозных ценностей протекает на основе быстрого развития новых информационных технологий, что приводит молодежь к признанию рационального понимания собственного бытия, где на первый план выдвигается принцип прикладной пользы, значимый для жизни и дальнейшего саморазвития. Создается собственная социально-интеллектуальная среда, которая способствует моральной независимости, эстетической оригинальности, проявляющейся прежде всего в молодежной моде, языковом сленге, а порой в негативизме как протесте против традиций, норм, идеалов и общечеловеческих ценностей культуры общества, так как молодежная культура представляет собой, скорее субкультуру или контркультуру. В современной молодежной культуре существует противоречие между технической «продвинутостью» и мировоззренческой слаборазвитостью, пересыщением объема знаний и культурной деградацией. Это противоречие выражается в том, что полное поглощение образовательного цикла компьютерным знанием ведет к формированию «специализированных личностей» (А. Кинг), которые в результате интенсивной работы с компьютером, все более технизируясь, утрачивают интерес к чисто человеческим ценностям: любви, состраданию, вере, так как они не входят в круг ценностей компьютерного мира. Жизнь в мире «электронных симуляций» позволят молодежи уйти от объективной реальности, остается только виртуальный мир, в котором жизненный опыт заменяется информацией с дисплея. Данный опыт не безопасен, так как развивается однообразное мышление, не учитывается интуитивное, чувственно-подсознательное, происходит внутреннее изменение личности, порой ведущее к деградации. Однако следует отметить, что в современной молодежной культуре появилась новая волна ценностного отношения к жизни, появилась тенденция к формированию мировоззрения «качества жизни», значимости деятельности в реализации своих возможностей на основе Интернет-образования, развитие творческих способностей. Создается новая компьютерная культура общения и ее ценности.

Культура современной молодежи по своей структуре неоднородна, существует множество различных направлений, имеющих свои идеалы, цели, моду, имидж и так далее. Все имеющие субкультуры можно сгруппировать в несколько основных направлений: субкультура Интернет-сообщества; субкультура приверженцев музыкальных вкусов (брейкеры, битломаны, роллинги); гедонистически-развлекательное направление («рейверы», «реперы», «золотая молодежь», «голубая тусовка», «митьки»); субкультура молодежи аполитичного характера (хиппи, панки, дредеры); идеологическое направление (пацифисты, зеленые, отклонисты); агрессивно-криминальное направление (антифа, гопники, скинхеды, сатанисты); субкультура фанатов (спортивные, актерские, футбольные). Каждая из этих субкультур пытается переосмыслить имеющие ценности и идеалы, вырабатывая свои собственные, порой, отрицающие общечеловеческую мораль, право и веру. Поэтому сущностной характеристикой современной молодежной культуры, не смотря на ее неоднородность и многообразие форм и направлений, несомненно, является переоценка всех ценностей предшествующих поколений с позиций рационализма и прагматизма. Романтическо-героические идеалы, где служение исключительно добру было нормой, а порой смыслом жизни, заменяются идеалами личной выгоды и пользы. Но следует отметить, что объективная реальность уже существующей цивилизационно-культурной среды определяет во многом стереотипы мышления, поведения и чувствования молодежи, а значит, и ее ценностные ориентиры. Современная молодежная культура по-своему уникальная и неповторима и является составной частью культуры общества и возможной основой для дальнейшего культурного развития.

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин наиболее значимыми представляются следующие:

1. Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество - такова и молодёжь.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определённый "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением - наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного (читай: выгодного) зрителя .

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

Результаты некоторых исследований показывают, что молодёжь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. При этом политика интересуется молодёжью достаточно интенсивно, особенно в период выборных компаний. В результате непростой ситуации, сложившейся с выборами в России, возник своеобразный конфликт между представлениями молодых людей об участии в выборах и их реальным политическим поведением. Так, если 66 процентов молодых людей считают своим гражданским долгом участвовать в выборах, то только 28 процентов из них приняли участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 2012 г. В периоды между выборами политическая активность молодёжи, как правило, снижается. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Вместе с тем за последние годы возросло число молодёжных политических организаций: «Молодые социалисты России», Молодёжное движение «Ура!», «Молодая гвардия Единой России, «Идущие без Путина», «Новое время». Их деятельность зачастую сводится к акциям, ориентированных на привлечение внимания СМИ.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

По данным исследования проведённого в августе 2011 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18-24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп- и рок-звёзд (15 %), политиков(15%), успешных бизнесменов, олигархов (2 %), спортсменов (3%). Президент В. В. Путин является кумиром 7 % российской молодёжи.

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 -- 24 лет (6,4 процента).

Абсолютное большинство опрашиваемых, которые считают, что здоровый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9 %). Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4 %) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос -- «да, и довольно скоро».

Таким образом, молодежь -- это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Бюрократизм как модель управления

Бюрократия -- это сложное социальное явление, необходимое и неизбежное, продукт развития общества, процесса разделения труда, объективного появления управляющих и управляемых...

Девиантное поведение в подростковой среде

В современном российском обществе, как и во всём мире, девиантное поведение молодежи стало массовым явлением и характеризуется устойчивыми тенденциями роста. Сегодня оно охватывает подростковую и даже детскую часть молодежи...

Молодежь в социально-политическом развитии России

Учитывая теоретико-методологические наработки и современное состояние общества...

Молодежь как объект социальной защиты

Молодёжь -- это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учеными молодёжь понимается как совокупность молодых людей...

Молодежь как объект социальной работы

Среди социологов и демографов более трех десятилетий продолжаются дискуссии по поводу определения понятия «молодежь» как возрастной когорты и возрастных границ для этой социально-возрастной группы населения...

Молодежь на рынке труда

Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством. В России...

Проблемы трудоустройства молодых специалистов после окончания ВУЗа

Молодёжь -- это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей...

Реализация государственной молодежной политики на территории Краснодарского края

На протяжении многих лет, особенно в советское время молодежь не рассматривалась как отдельная социальная группа, это не укладывалось в сложившуюся классовую структуру общества, ее социально-политическом единстве...

Символика молодежной субкультуры: роль и функции

Социальная работа как профессиональная деятельность

социальный работы профессия российский Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека...

Социально-философский образ современной молодежи

В широком смысле молодежь - это совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. Руководствуясь различными подходами...

Социология деревни

Во многом функции деревни и города схожи, но у каждого типа поселения есть свои специфические функции. Выделяют две важнейшие функции деревни: 1. пространственно-коммуникационная; 2. донорская. Пространственно - коммуникационная...

Управление экономической активностью молодежи

Понятие «молодежь» определяется не только по возрастным границам. Оно имеет ряд особенностей, которые отличают эту социально-демографическую группу от остальных...

Характеристика демографических процессов Красноярского края

Ситуация со смертностью в Красноярском крае также имеет много общего с общероссийской. Общий коэффициент смертности в крае ниже среднероссийского (вследствие более молодой структуры населения)...

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии.

Специфические черты российской молодежной субкультуры

Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роли формирования мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге -- «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами -- образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек -- героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей -- непобедимые супергерои триллеров.

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными.

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селёдки в бочке») достаточно жёсткого характера -- несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» -- «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал -- «крутого (-ую)» (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые «команды» с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения -- наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой концессии.