» » Послание римлянам 11 глава толкование. Русский синодальный перевод

Послание римлянам 11 глава толкование. Русский синодальный перевод

. Итак, спрашиваю: неужели отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.

. Не отверг народа Своего, который Он наперед знал.

Назвав иудеев народом непослушным, представляет себя сомневающимся, говоря: неужели обетования Божии не исполнились от того, что народ израильский сделался непослушным? Нет, отвечает. не отверг народа Своего, «который Он наперед знал» , то есть о котором знал, что он способен к принятию веры. «Ибо и я Израильтянин» . Потом, дабы не возразил кто: разве ты один составляешь народ? присовокупляет: не отверг народа Своего, то есть и другие, кроме меня, есть три тысячи, есть пять тысяч, есть великое множество из народа, которые уверовали, как показывают Деяния апостольские ().

Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:

. Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.

. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.

Апостолу могли возразить: что ты, Павел, говоришь? Неужели в трех, в пяти тысячах, в великом множестве людей полагаешь ты тот народ, который уподобляется песку и звездам? Поэтому говорит: и при Илии спаслось не более семи тысяч; но и Илия не знал их. И теперь, вероятно, есть много уверовавших. Если вы не знаете их, это не новость: и Илия не знал тех. При сем неприметно касаясь словом другого предмета, показывает, что совершенное ими убийство давно свыше предсказано. Именно: дабы не сказали они: мы убили Христа как обманщика, спрашивает: как же убили ветхозаветных пророков предки ваши? Ужели и те были обманщики? Они смело огорчали? Но как же предки ваши раскопали алтари? Неужели и алтари оскорбляли? А как домогались убить самого Илию, ревновавшего об иудеях, славившегося чудотворениями? Если же в те времена, когда так много было порочных людей, Господь избрал для себя только семь тысяч, как показывает Писание, то есть откровение и слово Божие, то отнюдь ничего нет нового, если Он и теперь избирает только достойных. Это объясняет и далее.

. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

И теперь, говорит, есть "остаток" , то есть наилучшие. Когда провевают смолоченное, то в остатке бывает зерно. Так точно и Бог, отвергая дурных, оставляет себе достойных. Когда сказал: «по избранию» , то показал старание спасаемых, потому что они сделались достойны избрания вследствие их старательности, а когда сказал «благодати» , то означил дар Божий.

. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью.

Здесь показывает, что не уверовавшие из евреев не имеют никакого извинения. Вы не можете, говорит, сказать, что требовал от вас дел и трудов. Все есть дело благодати. Почему же не хотите вы спастись, когда такое благо предлагается вам без требования от вас трудов? Поэтому, кто захотел, те и спаслись. Эти-то и составляют народ Божий. Значит, Бог не отверг народа Своего, достойного спасения.

А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

Если бы мы благоугождали Богу делами, то благодать была бы уже неуместна; а если есть место для благодати, то нет уже дела и дело не есть дело. Ибо где благодать, там не требуется дела; а где дело, там нет благодати.

. Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили,

Объяснив, что такое благодать, то есть что она есть дар Божий помимо дел, говорит, что израильтяне, ища праведности, не получили ее, потому что искали ее худо и от дел, чем невозможно получить ее. «Избранные же получили» . Словом "получили" показывает величие благ и то, что все есть дело благодати Божией. И мы в обыкновенной беседе говорим: он получил прибыль, то есть приобрел выгоду без труда.

а прочие ожесточились,

. как написано: дал им дух усыпления (κατανύξεως ), глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.

В свидетели ослепления их приводит Исаию, дабы не показалось, что он говорит свое. Слова "Бог дал" сказаны вместо «предоставил», то есть позволил, попустил им иметь «дух усыпления» . Бесчувствием же называет такой навык души к злу, который неисправим и непременяем; ибо быть бесчувственным (κατανύσσεσθοα ) значит приразиться или прилепиться к чему-нибудь. Они, имея глаза, чтобы видеть чудеса, и уши, чтобы слышать учение Господне, ни теми, ни другими не воспользовались, как должно. Так поступили они не в отношении к одному Христу, но и в отношении к апостолам. «Даже до сего дня» , сказано.

. И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;

. да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.

Так как они, говорит, непременяемы в злобе, то будут подвергнуты крайнему наказанию. «Трапеза их» , то есть все блага и забавы превратятся в противное; они будут уловляемы в сети и пойманы, сделавшись легко пленяемы и одолеваемы всеми и всегда имея в жизни своей соблазны и преткновения. А дабы видно было, что они потерпят это за грехи, сказал: «в возмездие» . Кроме того, от бедствий помрачились очи их, как душевные, так и телесные. И хребет их согбен, ибо они находятся в таком рабстве у римлян, которое никогда не кончится. Это значит слово "навсегда" , то есть они никогда не освободятся от рабства того.

. Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак.

Достаточно укорив иудеев, придумывает теперь для них утешение и спрашивает: «неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть?» – то есть неужели они согрешили так, что нельзя уже уврачевать их никак. Они преткнулись, однако падение их было не таково, чтобы не было средства поправить дело. Во время кончины мира, как далее скажется, и они спасутся.

. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.

Здесь желает выполнить две задачи: во-первых, утешить иудеев, а во-вторых – обуздать надмение язычников. Говорит: спасение стало достоянием язычников, когда иудеи преткнулись и не уверовали. По порядку следовало сперва спастись иудеям, а потом язычникам; но поскольку иудеи оказались неверующими, то избраны язычники. На это указывается и во многих местах Евангелия. А спасены язычники, «чтобы возбудить в них ревность» , то есть дабы иудеи уязвились честью, оказанной язычникам, и убедились прийти ко Христу по крайней мере из соревнования к ним.

. Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их.

Если, говорит, иудеи, преткнувшись, приготовили спасение язычникам, и язычники были приняты, когда иудеи были отвергнуты, и падение иудеев стало богатством язычников, то тем более «полнота их» , то есть когда они, обратившись, все спасутся. Так говорит в приятность иудеям и в утешение их. Ибо хотя иудеи пали, однако язычники не спаслись бы, если бы не имели веры.

. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.

. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

Опять утешая иудеев, сокрушает надмение язычников, говоря: хвалю вас по двум причинам: во-первых, потому, что, быв поставлен в учителя вам, имею нужду прославлять «служение мое» , то есть вас, а во-вторых – потому, что имею в виду возбудить к ревности «сродников моих по плоти» – иудеев. Словом "плоть" показал свое родство с иудеями и нежную любовь свою к ним. «И не спасу ли» , – не сказал: всех, но: «некоторых» . Ибо неприметно обнаруживает их жестокосердие; потому что могло статься, что некоторые, воспламенившись соревнованием, будут подражать язычникам и уверуют.

. Ибо если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?

Если, говорит, прогневавшись на них, столько даровал другим, и сделал врагов друзьями, то чего не дарует, когда примет их? Тогда будет «жизнь из мертвых» , то есть нескончаемые блага; ибо на них указывает словом "жизнь" . Вместе с этим намекает и на нечто возвышеннейшее, именно на то, что как воскресение из мертвых будет зависеть не от принятия иудеев, так и спасение других будет зависеть не от них же, если те не будут иметь веры. Все это говорит, казалось бы, в пользу иудеев, подавая им освежающее питье, как часто поступают врачи с тяжко больными.

. Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.

"Начатком" и "корнем" называет патриархов, а "целым" и "ветвями" – тех из потомков их, которые уверовали. Итак, утешает неверующих евреев, говоря: и вы будете святы, если уверуете. Ибо необходимо, чтобы целое и ветви были подобны начатку, то есть то – начатку, а эти – корню. Если же вы не уподобились им, то это служит признаком великой порочности.

. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,

. то не превозносись перед ветвями.

Отломившимися ветвями назвал неверных евреев; ибо они сделались недостойными святого корня. И прекрасно сказал: «отломились» ; ибо никогда не отвергал их так, хотя они многообразно согрешали. А вместо их, отломившихся, привит, говорит, ты, язычник. Не сказал: ты посажен, но: "привился" , и тем уязвляет иудея и показывает, что на древе иудея, то есть на патриархах, стоит язычник и «стал общником корня и сока» , то есть достиг от Бога одинаковых с иудейскими благородства и славы. Итак, не возносись и не тщеславься пред ветвями.

Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.

Что же пользы от этого отломившимся ветвям? Ведь держать свойственно корню. Видишь ли, как только по видимости хвалит иудеев, стараясь лишь утешить их? Впрочем, и этим поощряет иудеев к ревности, показывая понесенный ими вред и то, как другие получили их собственность и владеют ею.

. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».

. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.

Здесь доказывает, что язычники не потому избраны на место иудеев, что иудеи согрешили, но за веру, которую обнаружили язычники. Итак, где, казалось бы, низлагает язычника, там показывает, что падение иудеев было не извинительно. Но исправляет он тех и других. Ты, язычник, скажешь, что ветви отломились, чтобы тебе привиться? Да, отломились, но своим неверием, а не потому, будто обязан тебе честью той: ибо «ты держишься верой» , привившись к корню. Поэтому "бойся" , потому что привитие не есть дело природы, но веры.

. Ибо если не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.

Иудеи были сыновьями патриархов по природе, однако неверием отломились. Тем паче бойся ты, привитый, пощадит ли тебя в случае твоего падения.

. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.

. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что силен опять привить их.

Не сказал; "видишь" заслугу свою, но: «благость Божию» ; ибо все есть дело благодати Божией. И пребывать старайся – не сказал: в вере, но: «в благости» , то есть до конца жизни делай достойное человеколюбия Божия. Если не будешь поступать так, то будешь отсечен. Так и иудеи были бы привиты, если бы не продолжали оставаться в неверии; ибо не сначала отсек их, но они сами по себе отпали и отсеклись неверием своим. Говоря, что «Бог не пощадил» , имеет в виду, что не милует иудеев, но почитает их недостойными общения и общества святых предков. Весьма мудро устрашает Павел язычника тем, что случилось с иудеями, а иудею примером случившегося с язычниками внушает смелость привиться верой и обнадеживает его упованием на могущество Божие. Силен, говорит, Бог привить их; Он делает все, что превышает надежды наши.

. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

Если, рассуждает, если ты, язычник, которому по естеству сродно зло и который имеешь предков, подобных дикой маслине, отсечен от них верой, и, что было не в природе твоей, привит к хорошей маслине, то есть к патриархам, то не тем ли паче возвратится к своей маслине, то есть к отцам своим, иудей, которому по природе сродно добро? Когда же слышишь, что Павел говорит: «по природе» , то понимай: естественно и последовательно, например: естественно было, чтобы сын святого Авраама был свят. Наоборот, выражение: «не по природе» понимай: неестественно и непоследовательно, например: неестественно, чтобы сын скверного язычника был свят.

. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;

. и так весь Израиль спасется.

Тайной называет здесь неведомое и сокровенное. В чем же состоит эта тайна? В том, что евреи не все не уверовали, но отчасти ожесточились. Из них уверовали многие, о которых, как выше сказано, наперед знал Бог, и многие уверуют впоследствии; ибо израильтяне ожесточились, пока спасутся все предузнанные Богом язычники; тогда и Израиль весь спасется, очевидно, уверовав.

Как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.

. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.

Опять приводит Исаию, который восклицает, что придет от Сиона могущий спасти и очистить грехи израильтян. Когда же это будет? «Когда сниму с них грехи их» , то есть когда удостою их отпущения посредством крещения. Посему хотя не получили они отпущения грехов теперь (ибо ожесточены), но это исполнится впоследствии.

. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.

. Ибо дары и призвание Божие непреложны.

Поскольку, говорит, вы покорились Евангелию и приняты Богом, то они стали упорнее и более отшатнулись и сделались врагами; но так как предки их изначала избраны Богом, то не попустит им погибнуть совершенно (ибо они возлюбленные), но примет их, если уверуют.

. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,

. так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

Вы, говорит, называвшиеся прежде язычниками, не захотели послушаться: поэтому избраны были и получили закон иудеи. Опять, когда призваны были иудеи и не послушались Христа, избраны и помилованы вы. Но помилование вас будет и их помилованием: они будут соревновать вам и уверуют, и таким образом удостоятся вашего помилования.

. Ибо всех заключил в непослушание, чтобы всех помиловать.

То есть обличил, объявил непослушными, чтобы спасти одних упорством других. Ибо прежде, когда непослушны были язычники, спас, как сказано, евреев; опять, когда не послушались Христа иудеи, спасены язычники, когда же спасены язычники, спасутся, соревнуя им, и иудеи, и таким образом все будут помилованы.

. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!

Размышляя о домостроительствах Божиих от начала мира, о том, как устрояет противоположное чрез противоположное и посредством одних непокорных показывает покорными других, пришел в изумление, удостоверяя тем, что Тот, Кто так устрояет дела наши, непременно устроит и будущее спасение иудеев. «Богатством» называет благость, глубина которой только приводит в изумление, а величие которой неизвестно: ибо обогатить так язычников есть дело богатства. Вместе с благостью изумляется и «премудрости» , посредством которой управляет жизнью нашей и умудрил невежественных язычников, и "ведению" , посредством которого Он знает, что полезно каждому. О путях же не сказал: непостижимы, но: «неисследимы» , то есть не могут даже быть исследуемы. "Пути Его" , то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их.

. Ибо кто познал ум Господень? или кто был советником Ему?

. Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?

Один Он, говорит, знает дела Свои, а кроме Его никто другой. Будучи премудр, Он не от совета с другим заимствует премудрость, но Сам по Себе был и есть самодостаточен. Он же есть и источник всех благ и что только дает, дает не как обязанный вознаграждать, подобно взявшему что у другого, но по Своей благости. Ибо «кто дал Ему наперед» , то есть Богу, чтобы воздалось ему? то есть чтобы даруемое Богом благодеяние почиталось отдачею тому, кто дал?

. Ибо все из Него, Им и к Нему.

Он сам есть источник всего: это значит: "из Него" . Он и поддержка всего: это значит: "Им" . Все имеет начало от Него, и Им сотворено, и все стоит и держится, опираясь на Нем, как на основании каком.

Ему слава во веки, аминь.

У Павла в обычае заканчивать речь благодарением, когда говорит он о чем-нибудь важном. Так поступает он и теперь. Так как он исполнился изумления благости, премудрости, ведению и способам домостроительства Божия, то и славословит наконец Бога, научая тем и нас благодарить Бога за великие блага и прославлять Его словами и жизнью.

1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.

2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. || Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:

3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.

4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.

5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.

9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; 10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.

11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.

12 Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их.

13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.

14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

15 Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?

16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.

17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, 18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.

19 Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться".

20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.

21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.

22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.

23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.

24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе,- что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; 26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.

27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.

28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.

29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.

30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,

1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в [повествовании об] Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы [совсем] пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в [сродниках] моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их - примирение мира, то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться".
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: «Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут». Что же говорит ему Божеский ответ? «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом». Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня». И Давид говорит: «да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда».

Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их.

Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их - примирение мира, то что́ будет принятие, как не жизнь из мертвых?

Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни , что не ты корень держишь, но корень тебя.

Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией ; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени , пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: «придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их». В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию - возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его, ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь.

1. "ПО ИЗБРАНИЮ БЛАГОДАТИ" (11:1-10)

Рим. 11:1-6 . Связь с предыдущей, 10-й, главой усматривается в уже знакомом нам риторическом "Итак спрашиваю" (10:18-19). "Неужели Бог отверг народ Свой?" -в греческом тексте этот вопрос читается несколько иначе: "Бог не отверг народа Своего, не так ли?" В подтверждение звучит категорическое Павлово "Никак!" (ме геноито; сравните толкование на 3:4). И в качестве первого доказательства апостол приводит самого себя. Вот, он поверил в Иисуса Христа и получил праведность от Бога, а ведь он был и остается "израильтянином (Фил. 3:5) из колена Вениаминова".

Хотя и небольшое, это племя играло важную роль в истории всего Израиля (из колена Вениаминова был первый израильский царь Саул). И если Бог смог спасти Павла (Деян. 9; 22; 26), то может, конечно, спасти и других евреев (1-Тим. 1:15-16). "Не отверг Бог народа Своего (цитаты из 1-Цар. 12:22; Пс. 93:14), который Он наперед знал", - уверенно заявляет апостол. (Проегно - переведенное как "наперед знал", буквально означает "имел отношения, исполненные особого значения"; сравните Ам. 3:2 и толкование на Рим. 8:29.) Бог избрал Израиля от вечности и вступил с ним в общение согласно завету, которое никогда не будет нарушено (сравните Иер. 31:37).

Второе доказательство тому, что Бог не отверг народа Своего, Павел приводит из истории Израиля во дни служения пророка Илии. Илия был глубоко подавлен, он вынужден был бежать от Иезавели, спасая свою жизнь. Павел пишет: "Или не знаете" об "Илии? Как он жалуется Богу на Израиля" Далее Павел частично цитирует эту "жалобу" (3-Цар. 19:10,14), меняя порядок сказанного пророком, и приводит заключительные слова Илии: "остался я один, но и моей души ищут".

Итак, Илия думал, что во всем Израиле он один остался верным Богу. Павел продолжает: "Что же говорит ему (Божеский) ответ?" Оказывается, Бог вовсе "не ограничился" одним испуганным, павшим духом Илией; Он отвечает, что "соблюл Себе" в Израиле богобоязненный "остаток" в семь тысяч человек (3-Цар. 19:18). Сохранение этого верного Ему "остатка" было делом Самого Бога.

От исторического примера Павел переходит к своим дням: "Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток". Сам апостол был только одним из многих своих современников-евреев, "призванных" Богом к вере во Христа. И так было во все времена со дня основания Церкви: в ней неизменно находился "остаток" Израиля, избранный Богом по благодати Его. Павел подчеркивает, что это избрание всегда обусловливалось именно Божией милостью (Еф. 2:8-9), а не "делами" призванных. Он подчеркнуто противопоставляет Божию благодать делам человеческим (Рим. 4:4-5; 9:30-32).

Рим. 11:7-10 . Здесь Павел упоминает об избранном "остатке" в связи и на фоне всего остального народа. Как бы по иронии судьбы иудеи, которые ревностно старались исполнять закон, чтобы заслужить Божие признание своими делами (сравните 10:2-3), Богом приняты не были; Он приблизил к Себе лишь тех из них, которых Сам избрал по Своей благодати. "А прочие ожесточились" (сравните 11:25). Что это означает, видно из последующего объяснения Павла и из тех мест Писания, которые он цитирует.

Первая цитата взята из Втор. 29:3-4 и из Ис. 29:10. Из этих стихов следует, что "ожесточение" включает в себя как бы духовную вялость ("дух усыпления"; по-гречески катануксеос - "нечувствительность", возникающая у человека, ужаленного ядовитым насекомым), духовные слепоту и глухоту (сравните Ис. 6:9-10).

Вторая цитата взята из Пс. 68:22-23; в ней предсказывается, что все то, что должно было стать источником духовного питания Израиля и благословений его от Бога ("трапеза" - символ этих благословений свыше, которые должны были привести иудеев к Иисусу Христу; сравните Гал. 3:24), станет для них поводом к отвержению Бога. "Трапеза" стала для них "сетью, тенетами и петлею" (в англ. тексте, вместо "петлею", - "камнем преткновения"; Рим. 9:32-33) -соответственно и поводом для Божиего осуждения ("в возмездие им"). Коль скоро они отвергли Божию истину (сравните Ис. 6:9-10; Иоан. 5:40), "хребет их согнулся навсегда" (под тяжестью вины и наказания).

2. РАДИ ЯЗЫЧНИКОВ (11:11-24)

Рим. 11:11-12 . И еще один вопрос со стороны читателей предупреждает апостол: "Неужели они преткнулись (сравните 9:32), чтобы совсем пасть?" Он отвечает на него своим решительным "Никак" - в девятый и последний раз в этом послании (3:4,6,31; 6:15; 7:7,13; 9:14; 11:1). Под словом "они" Павел подразумевает "прочих" (стих 7), т. е. большинство израильтян, всех их, помимо избранного остатка (стих 5).

То, что переживает Израиль, не есть падение навсегда, но именно - временное преткновение (спотыкание), которое служит по меньшей мере двум целям Создателя: а) "спасению язычников" и б) "возбуждению ревности" (зависти) в Израиле (сравните Втор. 32:21). Сам Павел к тому времени уже дважды оставлял упорствовавших в их неверии евреев, чтобы проповедывать язычникам (Деян. 13:46; 18:6), и, по крайней мере, еще раз ему предстояло поступить так (Деян. 28:25-28). Этим он содействовал исполнению упомянутых Божиих целей.

Причем Павел был убежден, что происходящее с евреями носит временный характер. Потому он и бросает взгляд за пределы непосредственных результатов их "преткновения" ("богатство миру" и "богатство язычникам") и восклицает: насколько же большим богатством для мира обернется "полнота" иудеев (именно так читается окончание 12-го стиха). Под "миром" здесь понимается человечество (сравните 11:15), и речь идет о духовном обогащении его - в результате того, что многие "язычники" познают Христа (сравните с толкование на слово "примирение" стих 15).

Однако мир ожидает еще большая радость в результате обращения Израиля к Господу Иисусу Христу, когда Он второй раз придет на землю (сравните стих 26). Ибо "полнота" Израиля предполагает обращение "язычников" в большом масштабе (сравните с "полным числом" (по-гречески тоже с "полнотой") язычников в стихе 25).

Рим. 11:13-15 . Здесь апостол Павел выделяет из всей Римской христианской общины одну группу читателей, к которой и обращается: "Вам говорю, язычникам" Далее он подчеркивает свое особое положение как "апостола язычников" (сравните Деян. 9:15; Гал. 1:16; 2:7-8; Еф. 3:8) и заявляет: "я прославляю служение мое", т. е. "высоко ценю" его. Одна из причин этому в том, что Павел надеялся возбудить своим служением ревность у своих соплеменников - израильтян (Рим. 11:11), и тем спасти хотя бы "некоторых из них" (9:1-4; 10:1).

Ведь каждый еврей, поверивший во Христа, пополнил бы собою "избранный остаток". Затем Павел напоминает своим читателям - язычникам, что в Божием плане "отвержение" Израиля - это "примирение миру". Поскольку евреи отвергли Христа, Евангелие было проповедано язычникам. В Писании "примирение" понимается как работа, осуществленная Богом в смерти Христа; смерть Сына Божия не является непосредственной причиной восстановления отношений той или иной личности с Богом - она лишь закладывает для этого основу (2-Кор. 5:18-20). Сказанное в 13 стихе помогает понять смысл выражений "богатство миру" и "богатство язычникам" (Рим. 11:12).

Когда человек верою приходит ко Христу, то результаты Божией работы по примирению с человечеством распространяются и на него; восстанавливается таким образом его личное общение с Богом - нет более духовной вражды между ним и Создателем. Будучи убежденным в том, что Израиль "преткнулся" лишь на время, апостол спрашивает: "Ибо, если отвержение их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?" Это заявление поясняет фразу из 12 стиха: "то тем более полнота их".

Принятие Израилем Иисуса Христа (его "полнота") связывается с "первым воскресением" из мертвых (Откр. 20:4-6), т. е. с "воскресением жизни" (Иоан. 5:29). Им будут охвачены те святые, которые умрут прежде восхищения церкви (1-Фес. 4:13-18), а также святые, замученные в годы великой скорби, которые воскреснут при втором пришествии Христа (Откр. 20:4,56) и ветхозаветные святые (Дан. 12:1-2). При втором воскресении поднимутся все нечестивые, чтобы предстать на суд перед великим Белым Престолом (Откр. 20:5а, 12-13). В учении об общем воскресении всех людей одновременно не учитывается то, о чем сказано в вышеприведенных ссылках.

Рим. 11:16 . Временный характер преткновения Израиля и свою убежденность, что этот народ снова будет восстановлен в положении Божиего народа, апостол иллюстрирует на двух примерах. Первый взят им из Ветхого Завета, из Чис. 15:20 "От начатков теста вашего возносите лепешку в возношение". Это повеление Бог дал Израилю перед тем, как они вошли в землю ханаанскую, и относилось оно к первому сбору урожая в земле обетованной.

Впоследствии евреи ежегодно должны были приносить эту хлебную жертву в самом начале сбора нового урожая. Лепешка делалась из муки первого помола и освящалась тем, что предлагалась Богу. Павел объясняет: "Если начаток свят, то и целое" Второй пример взят от растущего дерева: "и если корень свят, то и ветви".

В обоих примерах действует один и тот же принцип: каков "начаток", таково и целое. Ясно, что рост дерева начинается с роста корня, и характер корня определяет характер ветвей, появляющихся позже. В случае приношения "начатков" теста сначала мололи муку, а потом пекли из нее лепешку, которая, будучи первым "законченным продуктом", предлагалась Богу в качестве "начатка". Эта лепешка и корень дерева символизируют израильских патриархов, или конкретно Авраама, а тесто и ветви дерева - Израиль. Следовательно как целое Израиль свят ("отделен для Бога") и его "преткновение" (отвержение им Христа) - временно.

Рим. 11:17-21 . Во времена Павла Бог отошел от Израиля, отстранил этот народ от Себя, о чем апостол образно говорит так: "Если же некоторые ветви отломились" Затем он обращается непосредственно к христианам из язычников: "а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины" Однако Божии благословение и милость не должны послужить им поводом к превозношению, о чем Павел прямо предупреждает их. Поскольку язычники, подобно дикой маслине, привились к хорошему корню, то не Израиль в долгу перед ними, а они - перед Израилем. "Спасение от иудеев" (Иоан. 4:22).

Обычно ветвь культурной маслины прививается к дикому корню, однако, здесь апостол Павел говорит о явлении обратного порядка. Он, конечно, знает, что привитие дикой маслины к культурному виду не соответствует нормальному положению вещей, о чем и скажет позже: "ты… не по природе привился" (Рим. 11:24). И все-таки именно нечто подобное с язычниками.

"Не ты корень держишь, но корень - тебя", - эти слова Павла придают силы его предостережению. Именно корень - источник питания и жизни всех ветвей дерева, как Авраам - "отец всех верующих" (4:11-12,16-17). Так что и верующие из язычников соединились с Авраамом, и в каком-то смысле своим спасением они обязаны ему.

Апостол предвосхищает возможное возражение со стороны какого-нибудь верующего из язычников: "Ветви отломились, чтобы мне привиться". Хотя не в этом была истинная причина, почему ветви отломились. Павел отталкиваясь от подобного возражения, развивает свою мысль далее. Он указывает на истинную причину, по которой "ветви отломились": "они отломились неверием" Израиля, а любой из уверовавших язычников, будучи "привитой ветвью", "стоит" (сравните 5:2) по вере ("держится верою" - 11:20).

Потому-то, как бы обращаясь к каждому из таких христиан в отдельности, Павел вновь предупреждает: "Не гордись, но бойся" (сравните 12:16). Он напоминает им: "Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя". Грамматическое построение греческой фразы предполагает тут только отрицательный ответ. Как это явствует из предыдущих стихов, в стихе 21 речь идет о преткновении Израиля (11:11), о его "оскудении" (11:12) и отвержении (11:15), потому что "ветви отломились" (11:17) по причине неверия (11:20).

Итак, в стихах 11-21 апостол показывает, что в осуществлении Своего суверенного избрания Бог - неизменно справедлив. И если Он руководствуется чувством справедливости, временно отстранив от Себя Израиль за его неверие, то, конечно, может не "пощадить" и язычников, если те станут гордиться и превозноситься.

Рим. 11:22-24 . В этих стихах Павел подводит итог всему сказанному по поводу суверенности и справедливости Божиего избрания, как выразились они во временном отстранении Израиля как народа и в предложении праведности по вере всему человечеству. "Итак видишь благость (крестотета - благожелательность, проявленная на деле; это слово встречается также в Рим. 2:4; Еф. 2:7; Тит. 3:4) и строгость Божию".

Слово апотомиан, переведенное как "строгость", встречается всего один раз в Новом Завете (сравните производное от него наречие апотомос в 2-Кор. 13:10, где оно тоже переведено как "строгость" и в Тит. 1:13, где оно переведено как "строго"). Суверенное избрание Богом иудеев не противоречит строгости, проявленной к ним за их преткновение (Рим. 11:11) в неверии и ожесточении (стих 25), но оно не противоречит и проявлению Им благости по отношению к отдельным язычникам. Божия доброта к язычникам будет продолжаться до тех пор, пока они "пребывают в благости Божией", т. е. не идут вразрез с Его волей.

Если же язычники "не пребудут в благости Божией", то тоже будут "отсечены". Конечно, это не значит, что христианин рискует потерей спасения, - речь в данном случае идет о язычниках в целом, коль скоро они отвернутся от Евангелия, как отвернулся от него народ Израиля. В отношении еврейского народа верно и обратное: "но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их".

Итак, вопрос не в том, может ли Господь это сделать, а в решении Его - поступить так или иначе. Бог по Своей суверенной воле решил оставить Израиль за его неверие и предложил оправдание по вере всем людям. И этим он продемонстрировал Свое решение - открыть и язычникам доступ в семью Авраама, образно говоря - "привить" их к "духовному стволу" Авраама (Рим. 4:12,16-17; Гал. 3:14).

Отсюда тем более ясно, что если Израиль откажется от своего неверия, то Бог силен вновь привить эти "природные ветви" к тому "духовному стволу", к которому они изначально принадлежали, т. е. к их собственной "маслине". Ведь, как Павел писал прежде: "всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Рим. 10:13).

"Маслина" - это не Церковь, это - духовная семья Авраама. Верующие язычники тоже подпали под Божие благословение, так что в век Церкви тело Христово слагается как из них, так и из евреев (Еф. 2:11-22; 3:6). Но придет такое время, когда весь Израиль обратится ко Христу (как пишет об этом Павел в 11:25-27). Из слов апостола, однако, не следует, что обещания, данные Богом Израилю, отменены, и со времени образования Церкви осуществляются в ней.

Именно так учат некоторые богословы, но их учение чуждо учению Павла, который ясно говорит, что падение Израиля - явление временное. Хотя на язычников и распространяются благословения, вытекающие из завета Бога с Авраамом (Быт. 12:36), потому что они стали духовными его детьми (Гал. 3:8-9), они, тем не менее, не подменили собою евреев как наследников Божиих обетовании (Быт. 12:2-3; 15:18-21; 17:19-21; 22:15-18).

3. О СПАСЕНИИ ИЗРАИЛЯ (11:25-32)

Рим. 11:25-27 . Павел называет временное падение Израиля "тайною". В Священном Писании тайна - это не то, что трудно понять, а то, что ранее не было открыто, а потому и оставалось неизвестным, но вот теперь - открыто и возвещено людям (сравните Еф. 3:9; Кол. 1:26; Матф. 13:10-16; смотри таблицу Новозаветных тайн).

Павел хочет, чтобы его читатели до конца познали эту "тайну", касающуюся места Израиля в Божием плане, в Его суверенном избрании. Бог не хочет, чтобы язычники "мечтали о себе" (в значении "возвышали себя в собственном мнении"). Бог на время отстранил Израиль, чтобы явить Свою милость и язычникам, но это не дает им оснований "мечтать о себе", т. к. совершенное Богом предназначалось для дальнейшего прославления Его.

Целью Создателя было, чтобы какое-то количество людей из всех народов, уверовав, обрели праведность по благодати Его. Для достижения этой цели Бог на время прервал Свои особые отношения с избранным народом, и вот Израиль проходит через полосу "частичного ожесточения" - "до времени, пока войдет полное число язычников". Итак есть "полнота" для Израиля (Рим. 11:12) и "полнота" для язычников. В настоящее время Бог "составляет себе народ из язычников" (Деян. 15:14).

В Рим. 11:25 Павел делает два уточнения относительно ожесточения Израиля (сравните стих 7:8): а) оно является частичным (и в нынешнее время "остаток" избирается по благодати Божией - стих 5) и б) оно носит временный характер (продлится до тех пор, пока Бог изберет по Своей воле ко спасению определенное число язычников).

Греческое слово поросиз, переведенное здесь как "ожесточение", отличается по смыслу от глагола склериней ("ожесточает"; сказанное в отношении фараона в (9:18), как отличается оно и от существительного склеротета в Рим. 2:5, переведенного как "упорство", но буквально значащего "ожесточение"). Слово поросиз имеет смысловой оттенок "отупения", "оцепенения", а склеротета именно "упорства".

После того, как "войдет полное число язычников", ожесточение Израиля прекратится и "весь Израиль спасется", т. е. будет освобожден, избавлен (в Ветхом Завете "спасен" часто подразумевает "освобожден") Мессией, Который вновь придет от великой скорби. В подтверждение своих слов Павел цитирует пророка Исаию (59:20-21 и 27:9). Выражение "весь Израиль спасется" не означает, что все евреи, которые будут жить в то время, будут возрождены свыше.

Многие из них так и останутся неспасенными, как это видно из того, что Господь, после Своего возвращения, совершит над Израилем суд (Иез. 20:34-38), в результате которого будут, в частности, "выделены" и "выведены" евреи, продолжающие сопротивляться Богу. Итак, Бог, очистив Свой народ от греховного начала в нем, с оставшимися заключит новый завет (Иер. 31:33-34).

Рим. 11:28-29 . В этих стихах апостол подводит итог отношениям Бога как к язычникам, так и к евреям. Ради того, чтобы Евангелие было проповедано и язычникам, Бог вынужден обращаться с Израилем в массе его как с врагом. Однако если рассматривать евреев в свете Божиего избрания, то они - возлюбленные Его ради Авраама и заключенного с ним завета, ради угодных Богу ветхозаветных патриархов. Поскольку Бог избрал Авраама, Исаака и Иакова (сравните 9:6-13), он любит всего Израиля и исполнит Свои обещания относительно еврейского народа.

Это еще один довод в пользу того, что ожесточение Израиля - временное (11:15,22-25) и что в конце-концов в массе своей он будет спасен - ведь Бог избрал этот народ. "Ибо дары и призвание Божие непреложны" (буквально "не раскается Бог в данных Им дарах благодати и в призвании, которое совершил"). Он не отбирает назад того, что дал, и не отвергает того, кого призвал (напомним, что "призвать" имеет значение "избрать" и "спасти"; сравните 1:6 и 8:30).

Рим. 11:30-32 . Язычники, к которым обращается Павел, "некогда были непослушны Богу", однако, в наше время благодати они "помилованы". Когда Адам ослушался Бога (Рим. 5:19), его грех распространился на все человечество (Рим. 5:12). (сравните "непослушны" в стихе 30 со словом "непокорность" в Евр. 4:6,11.) В настоящее время евреи, в массе своей, непослушны Богу "для помилования вас" (т. е. язычников - пока не войдет "полное число" их; Рим. 11:25), чтобы и сами они были затем вновь помилованы (стихи 26-27). Конечная цель Бога заключается в том, "чтобы всех помиловать".

И чтобы все было по справедливости, "всех заключил Бог в непослушание" (по-гречески буквально "запер со всех сторон"). "Все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23). "Как иудеи, так и еллины, все под грехом" (3:9), так что "нет различия" (3:22). Когда язычники отвергли Бога и не покорились Ему (1:17-21), Бог избрал Авраама и его потомков, создав из них Свой избранный народ. Теперь же непослушание евреев дает Богу возможность являть свою милость язычникам. А когда цель в отношении них будет достигнута, Он снова явит милость свою Израилю.

4. ВСЕ КО СЛАВЕ БОЖИЕЙ (11:33-36)

Рим. 11:33-36 . В завершение своего рассуждения о Божией праведности, как проявляется она в Его суверенном избрании, Павел возносит славословие Богу. Он восклицает: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!" Божий план спасения человечества свидетельствует о всезнании и всесилии Создателя. Бог открывает смысл некоторых Своих "судов" (по-видимому, в русском тексте Библии в 33 стих вкралась опечатка, и "судьбы" следует читать как "суды") и значение - путей, чтобы люди могли познать их, но проникнуть в них до конца человек не в силах.

Слово анексикниастои, переведенное как "неисследимы", встречается еще раз - в Еф. 3:8, и относится там к богатству Иисуса Христа. Затем апостол цитирует Ис. 40:13; в этом стихе и далее пророк говорит о Боге как о единоличном Творце Своего мудрого плана. Никто не проник в разум Его и не был у Него советником.

Далее апостол приводит в свободном изложении стих из книги Иова (41:3), в котором говорится и о единоличной ответственности Бога за все Его действия. Бог действительно Верховный Владыка всего сущего, Тот, Кому все подвластно, и Кого все должны прославлять. Он никому ничего не должен, и никому не обязан давать отчет в Своих действиях. "Ибо все из Него, Им и к Нему", - говорит Павел в заключение. Бог - первопричина всему, действующее Начало всего и его завершение. Глубокое значение Его путей непостижимо для человека (Рим. 11:33) и непонятно ему (стих 34а); Он не нуждается в наших советах (стих 346), и мы ничего не можем дать Ему, в чем бы Он нуждался (стих 35).

Все исходит от Него, и все сотворено Им (Иоан. 1:3; Кол. 1:16а; Откр. 4:11), все для Него и для Его славы (Кол. 1:16б). "Ему слава во веки. Аминь" (сравните Рим. 15:6; 16:27; 1-Пет. 4:11; Откр. 5:12-13). Только Бог достоин славы (1-Кор. 1:31). Только Он - достойный Объект хвалы со стороны Своего творения.

VI. Божия праведность проявляется в обновленной жизни (12:1 - 15:13)

Некоторые послания Павла можно разделить на две главные части: доктринальную и практическую. Это верно и в отношении Послания к Римлянам, хотя доктринальная часть в нем более чем в два раза длиннее практической. А вот в Послании к Ефесянам и в Послании к Колоссянам эти части примерно одинаковы.