» » Продуктивные способы образования имен существительных. Словообразование имён существительных Образование имен существительных

Продуктивные способы образования имен существительных. Словообразование имён существительных Образование имен существительных

Имя существительное – одна из наиболее часто используемых частей речи, призванная назвать (или дать имя) некоторому объекту: предмету, чувству, животному, погодному явлению, человеку и так далее, отвечая тем самым на вопросы «кто?», «что?». Как образуются имена существительные, знать необходимо каждому человеку, в особенности, если его профессия (например: журналист, литератор, писатель, редактор и др.) связана с написанием статей, литературных произведений, эссе и пр. В настоящее время образование существительных в русском языке происходит разными способами. Поэтому в данной статье мы рассмотрим наиболее важные и часто используемые приемы и подробно остановимся на суффиксальном способе образования существительных, как на одном из самых колоритных и многогранных методов создания новых слов.

Способы словообразования существительных

  1. Путем переосмысления значения уже имеющихся в языке слов, а также посредством полного их разделения друг от друга (образование омонимов). Пример: современное слово "чайник" в значении "плохо или вовсе не разбирающийся в той или иной теме человек". Раньше оно употреблялось только в значении "сосуд с носиком". Это лексико-семантическое словообразование.
  2. Возможность образования слов из словосочетаний определяет лексико-синтаксический способ. Например: кровопотеря, времяпрепровождение и пр.
  3. Морфолого-синтаксический способ, особенно в проявлении субстантивации прилагательных, способных выступать и как существительное, и как прилагательное. Например: больной, военный, подручный и пр.
  4. Морфологическое словообразование – один из самых богатых способов образования существительных. Наиболее распространенными видами его образования выступают: аффиксация, сложение основ и суффиксальный метод.
  5. Приставочный (префиксальный) способ в словообразовании имени существительного используется реже, чем суффиксальный. Зачастую имеющие приставку существительные созданы от глагольной основы или прилагательного, имеющего ту же приставку.
  6. Бессуффиксальный способ словообразования – основа профессиональной речи (подклад, обдув, нагрев и т. д.). Иногда данный метод используется и в просторечии (слова: отпад, окрик и пр.). Профессионально-терминологическая лексика же значительно богаче и увесистей просторечия и распространяется в массы посредством СМИ (например: позитив, фанат и пр.).

Суффиксальный способ словообразования

Существительные, созданные с помощью суффиксов, можно представить в виде четырех групп:

  1. Название лиц – способ образования существительных по признакам (занятиям, месту жительства, свойствам, социальной принадлежности, вероисповеданию и пр.). Используются суффиксы –щик, -чик, -ец, -ник, - ик, -тель, -ич, -ист, -анин, -ак (-як). Причем отдельно следует выделить суффиксы, образующие отчества: -ович, -овн-а, -ич, -иничн-а, -ич, -ичн-а, -ович, -евич. Примеры слов: приказчик, холодец, учитель, финансист, Ильинична, Викторович.
  2. Имена отвлечённые образуются:
  3. от глаголов посредством суффиксов -ние, -ение, -к-а, -б(а), -ти, -отн(я), -н(я), -овн(я). Примеры: любование, стрельба, родня;
  4. от прилагательных посредством суффиксов -ость (-есть), -ин(а), -изн(а), -от(а), -ет(а), -ств(о) (-еств(о). Примеры: видимость, целина, белизна, отечество;
  5. Имена собирательные образуются суффиксами -еств(о), -ств(о), -н(я), -ёжь, -в(а), -от(а), -j- (орфографически -ё). Примеры: беднота, молодежь, студенчество.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

ДРУГОЕ

Иногда случается так, что очень простой вопрос может поставить человека в тупик. Так, на обычный вопрос: что такое…

В русском языке много слов, имеющих одинаковое начало. Это происходит из-за употребления приставок, которые часто…

Родственными словами называют слова, которые имеют один и тот же корень. При этом они относятся к разным частицам речи.…

Слово «сечь» в русском языке - это сразу две части речи: имя существительное и глагол (его неопределенная…

Термином «склонение» в русском языке называют изменение именных частей речи (существительных, числительных,…

При изучении русского языка используется множество различных анализов и разборов слов, предложений, словосочетаний.…

Иной раз достаточно сложно с первого взгляда определить, какой частью речи является слово, а ведь от этой процедуры…

Русский язык невероятно богат. В нем много различных понятий: части речи, члены предложения, знаки препинания и т. д.…

Речь в нашей сегодняшней статье пойдет о наречиях. Мы постараемся дать наиболее полный ответ на вопрос о том, что такое…

Можно сказать, что имя существительное - одна из основных частей речи русского языка. Напомним, что это самостоятельная…

В русском языке всего шесть падежей:Именительный;Родительный;Дательный;Винительный;Творительный;Предложный.Для чего же…

Род существительного определить довольно просто. Можно всего лишь подставить к нему местоимение: моя мама (женский…

Деепричастия, как и причастия, – это слова, образованные от глаголов. В современном русском языке они стали…

1. Дайте определение имени существительному.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Существительные могут быть одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, принадлежать к одному из трех склонений или являться разносклоняемыми. Существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам, но бывают и несклоняемые существительные. В предложении существительные могут быть любым членом, но чаще подлежащим и дополнением.

2. Что нового вы узнали о склонении и роде существительных?

Кроме существительных трех родов (мужского, женского и среднего), встречаются существительные общего рода; она оканчиваются на –а и могут относиться к лицам мужского и женского пола: зануда Ира и зануда Паша, забияка Оля и забияка Олег.
В языке сохранилось несколько слов, которые склоняются не так, как все остальные существительные. Их называют разносклоняемыми. Это существительные на –мя: время, стремя, имя, бремя, знамя, пламя, племя, семя, вымя и слово путь. Слово путь склоняется по 3 склонению, хотя и принадлежит к мужскому роду; только в Т.п. имеет форму «путём».
В существительных на –мя в родительном, дательном, предложном падежах окончание –и, кроме того, во всех косвенных падежах появляется элемент –ен- : Им-ен-и.
Кроме того, мы научились определять род несклоняемых имен существительных. Обычно они среднего рода, но некоторые надо запомнить: кофе – м.р., салями – ж.р. Если это название географического объекта, то род надо определять по общему понятию: Тбилиси – это город (м.р.), значит и Тбилиси – м.р.

3. У каких существительных и в каких падежах в единственном числе пишутся в окончаниях буквы И и Е?

У существительных 1 склонения –е пишется в дательном и предложном падежах и –и(-ы) – в родительном.
У существительных 2 склонения и –е пишется только в предложном падеже.
У существительных 3 склонения, а также существительных на –ия, -ий, -ие и разносклоняемых –и пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

4. Как образуются имена существительные?

Приставочным способом: правда – неправда;
суффиксальным способом: стол – столик;
приставочно-суффиксальным способом: окно – подоконник;
бессуффиксальным способом – бегать – бег;
сложением: пар+ход – пароход, Российская Федерация – РФ;
переходом из одной части речи в другую: дежурный ученик – дежурный.

5. Как отличить существительное с приставкой не- от существительного с частицей не?

Существительные с приставкой не- пишутся слитно. К ним можно подобрать синоним без не.
Существительные с частицей не пишутся раздельно. К ним нельзя подобрать синоним или в предложении есть противопоставление с союзом а.
Иногда слово без не- не употребляется, тогда это часть корня.
Несчастье (беда; не – приставка). Не счастье, а горе (есть противопоставление). Не ноябрь (нельзя подобрать синоним). Невежда (без не не употребляется).

6. Как различить на письме суффиксы –ек- и –ик-?

Если при изменении слова гласный выпадает, то это суффикс –ек-, если не выпадает - -ик-. Кармашек – кармашка; огурчик – огурчика.

7. Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе чик(-щик-).

Суффикс –чик- пишется после согласных д-т, з-с и ж; в остальных случаях надо писать –щик-. Например: разведчик (после д), каменщик (не после д-т, з-с, ж).

8. Как мы определяем, когда надо писать о, а когда е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных?

После шипящих в окончаниях и суффиксах существительных пишется о, без ударения – е. Собачонка – под ударением; реченька – без ударения.

Имя существительное – одна из наиболее часто используемых частей речи, призванная назвать (или дать имя) некоторому объекту: предмету, чувству, животному, погодному явлению, человеку и так далее, отвечая тем самым на вопросы «кто?», «что?». Как образуются имена существительные, знать необходимо каждому человеку, в особенности, если его профессия (например: журналист, литератор, писатель, редактор и др.) связана с написанием статей, литературных произведений, эссе и пр. В настоящее время образование существительных в русском языке происходит разными способами. Поэтому в данной статье мы рассмотрим наиболее важные и часто используемые приемы и подробно остановимся на суффиксальном способе образования существительных, как на одном из самых колоритных и многогранных методов создания новых слов.

Способы словообразования существительных

  1. Путем переосмысления значения уже имеющихся в языке слов, а также посредством полного их разделения друг от друга (образование омонимов). Пример: современное слово "чайник" в значении "плохо или вовсе не разбирающийся в той или иной теме человек". Раньше оно употреблялось только в значении "сосуд с носиком". Это лексико-семантическое словообразование.
  2. Возможность образования слов из словосочетаний определяет лексико-синтаксический способ. Например: кровопотеря, времяпрепровождение и пр.
  3. Морфолого-синтаксический способ, особенно в проявлении субстантивации прилагательных, способных выступать и как существительное, и как прилагательное. Например: больной, военный, подручный и пр.
  4. Морфологическое словообразование – один из самых богатых способов образования существительных. Наиболее распространенными видами его образования выступают: аффиксация, сложение основ и суффиксальный метод.
  5. Приставочный (префиксальный) способ в словообразовании имени существительного используется реже, чем суффиксальный. Зачастую имеющие приставку существительные созданы от глагольной основы или прилагательного, имеющего ту же приставку.
  6. Бессуффиксальный способ словообразования – основа профессиональной речи (подклад, обдув, нагрев и т. д.). Иногда данный метод используется и в просторечии (слова: отпад, окрик и пр.). Профессионально-терминологическая лексика же значительно богаче и увесистей просторечия и распространяется в массы посредством СМИ (например: позитив, фанат и пр.).

Суффиксальный способ словообразования

Существительные, созданные с помощью суффиксов, можно представить в виде четырех групп:

  1. Название лиц – способ образования существительных по признакам (занятиям, месту жительства, свойствам, социальной принадлежности, вероисповеданию и пр.). Используются суффиксы –щик, -чик, -ец, -ник, - ик, -тель, -ич, -ист, -анин, -ак (-як). Причем отдельно следует выделить суффиксы, образующие отчества: -ович, -овн-а, -ич, -иничн-а, -ич, -ичн-а, -ович, -евич. Примеры слов: приказчик, холодец, учитель, финансист, Ильинична, Викторович.
  2. Имена отвлечённые образуются:
    • от глаголов посредством суффиксов -ние, -ение, -к-а, -б(а), -ти, -отн(я), -н(я), -овн(я). Примеры: любование, стрельба, родня;
    • от прилагательных посредством суффиксов -ость (-есть), -ин(а), -изн(а), -от(а), -ет(а), -ств(о) (-еств(о). Примеры: видимость, целина, белизна, отечество;
    • Имена собирательные образуются суффиксами -еств(о), -ств(о), -н(я), -ёжь, -в(а), -от(а), -j- (орфографически -ё). Примеры: беднота, молодежь, студенчество.
  • обобщить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках;
  • содействовать совершенствованию орфографического навыка, развитию связной речи учащихся
  • Оборудование:

    • перфокарты, карточки со словами для орфографической работы, отпечатанные тексты.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Сообщение темы, постановка целей

    Прочитайте тему урока (на доске). Каковы цели урока?

    Запишите число, "Классная работа", тему в тетрадь.

    III. Повторение теоретического материала. Проверка домашнего задания

    Дайте определение имени существительного.

    Вспомним, как образуются имена существительные. На этот вопрос нам поможет ответить домашнее задание. Вы должны были разобрать по составу слова и определить способ словообразования. Все эти слова - существительные. Сделайте вывод об образовании имён существительных.

    (Образуются от основ имён существительных, прилагательных, глаголов морфологическим способом:

    а) суффиксальным - барабанщик, градусник, тишина, воспитатель ;

    б) приставочно-суффиксальным - наушники, взморье, заречье, подоконник ;

    в) приставочным (реже) - сверхприбыль, раскрасавица, недруг, соавтор ;

    г) бессуффиксным - перелёт, выбор, синь, глушь, бег ;

    д) сложением основ - атомоход, мореплаватель, первоклассник, орденоносец .)

    Что ещё вы знаете о словообразовании имён существительных?

    (В существительные переходят прилагательные, теряя при этом свои грамматические признаки (не изменяются по родам, не согласуются с существительными): рабочий, дежурный.

    Также: стенгазета - начальная часть 1-го слова и второе слово; завхоз - начальные части слов; МОПК - соединяются названия начальных букв, ТЮЗ - начальные звуки - это аббревиатура).

    IV. Повторение морфемного состава имён существительных

    Какие морфемы записаны на доске?

    На какие две группы можно разделить эти суффиксы?

    (Словообразующие и формообразующие; имён существительных и других частей речи.)

    Выберите суффиксы других частей речи.

    Суффикс -еньк- - и для существительных, и для прилагательных: маленький, дороженька .

    Определите значения суффиксов (суффиксы субъективной оценки; названия лиц по месту их жительства, по роду занятий)

    В тетради в строчку запишите примеры слов с данными суффиксами.

    Какие слова записали?

    V. Орфографическая работа

    Прочитайте слова на доске (на карточках). Что у них общего?

    сокровищ:

    безветрие

    К словам "безветрие", "сила", "родник" подберите синонимы.

    (убрать карточки со словами, под ними - ключ:, тиш:, мощ: )

    Что теперь общего? (Орфограмма "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных")

    Как вы думаете, какое будет задание?

    Запишите эти слова в три столбика: по склонениям, ставя, где нужно, мягкий знак.

    (1 ученик за доской)

    Проверьте. Кто не согласен?

    Какие существительные относятся к первому склонению? ко второму? к третьему? Когда на конце имён существительных после шипящих пишется Ь? Для чего он служит? (показатель рода) В какой форме стоят существительные I и II склонений? (В форме мн.ч. родительного падежа.)

    Существительные I и II склонения поставьте в форму творительного падежа единственного числа. Запишите в строчку.

    Назовите слова, в окончаниях которых пишется О.

    Какая гласная в окончаниях других слов? (Е)

    Объясните написание окончаний.

    VI. Работа с перфокартами

    Итак, мы повторили некоторые правила, с которыми познакомились, изучая имя существительное. Но осталось ещё одно, очень важное и очень сложное. Какое? (И - Е в безударных окончаниях имён существительных в ед.ч.)

    Когда в падежных окончаниях имён существительных пишется И? Е?

    Проверим ваше умение использовать это правило на практике.

    Приготовьте перфокарты, листочки.

    шёл к станции по дороге по аллее
    беседовал о профессии об отзыве о героизме
    рассказывал о берёзе о лекции о брошюре
    говорил о Марии о Наталье о Маше
    сидел на ели на постели на ёлке
    говорил Дарье Ксении Даше
    писал в тетради в тетрадке в альбоме
    материал по истории по географии по химии
    беседа о космосе медицине растении

    Сдайте работы.

    VII. Работа с текстом

    На наших уроках мы не раз обращались к поэзии А.А.Фета. Какую особенность некоторых его стихов мы отметили? (Отсутствие глаголов, обилие существительных. При этом стихи динамичны: действие обозначают существительные бег, шёпот, шелест и т.п.; также есть движение взгляда, изменения в природе и в состоянии лирического героя - всё это передано с помощью существительных.)

    Прочитаем текст.

    Афанасий Афанасьевич Фет: Имя, знакомое с детства. Фет - замечательный поэт-пейзажист, воспевший в своём творчестве природу России. В его стихах предстаёт перед нами робкая русская весна: : . Нам открывается русское лето: . Мы любуемся неповторимой русской осенью: : . Нас радует сказка русской зимы: : .

    У Фета особый путь в искусстве: он стремится запечатлеть ускользающую, мимолётную красоту - красоту мира и человеческих чувств.

    Какова тема текста? Какое предложение содержит главную мысль? Озаглавьте текст.

    Почему в тексте так часто повторяется слово "русская"?

    Объясните постановку тире в третьем предложении. В роли каких других членов предложения может выступать имя существительное? Приведите примеры из текста.

    Что вы можете сказать о фамилии Фет? (Она иноязычного происхождения; оканчивается на согласный; слово склоняется, т.к. в данном случае фамилия принадлежит мужчине. Но - "Шарлота Фёт, о Шарлоте Фёт". Это несклоняемое существительное.)

    Найдите разносклоняемые имена существительные. (путь, имя ) Почему они так называются? (Род., дат., предл. пад. ед.ч. - окончания 3-го скл.; тв.пад. - 2-го.)

    Дополните 4, 5, 6 и 7 предложения, напишите, о каких именно приметах весны пишет поэт, что радует нас летом или зимой, что восхищает осенью.

    Прочитайте свои предложения. Какой знак препинания нужно поставить в 4, 6 и 7 предложениях? Почему? (Двоеточие. Ряд однородных членов с обобщающим словом.)

    VIII. Подведение итогов

    Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?

    Оценки за урок: Тетради сдать.

    IX. Домашнее задание

    Параграф 42, план морфологического разбора; упр.234, с.94 (по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение". Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба).

    В современном русском языке имена существительные образуются разными способами:

    • 1. лексико-семантическое словообразование;
    • 2. лексико-синтаксический способ;
    • 3. морфолого-синтаксический способ;
    • 4. морфологическое словообразование.

    Лексико-семантическое словообразование

    Значительное количество существительных появилось в результате переосмысления значения существующих в языке слов. Так, слово приобретает новое смысловое значение, которое сосуществует с уже имеющимся значением - появляются слова-омонимы: бригадир , пионер , кулак , завод , мир , бабка . Например, бригадир (военный чин в русской армии XVIII в., средний между полковником и генерал-майором) и бригадир (руководитель производственной бригады), пионер (солдат сапёрной части инженерных войск в Англии, Германии и в Российском государстве до 30-х годов XIX в.), пионер (тот, кто одним из первых пришёл и поселился на новой неисследованной территории), пионер (тот, кто положил начало чему-нибудь новому в области науки или культуры) и пионер (член детской коммунистической организации).

    Лексико-синтаксический способ

    Образование слов из словосочетаний, объединённых в одно слово в процессе употребления в языке: времяпрепровождение (время препровождение), кровопролитие (крови пролитие), тяжелораненый (тяжело раненный), сумасшедший (с ума сшедший).

    При образовании слов из словосочетаний (прилагательное + существительное) на базе с помощью суффикса -к - образуется , определяемое имя опускается. Этот способ характерен для разговорной речи:

    • пятиэтажный дом
    • высотное здание
    • наличные деньги
    • зачётная книжка
    • духовой шкаф
    • визитная карточка
    • пятиэтажк а
    • высотк а
    • наличк а
    • зачётк а
    • духовк а
    • визитк а

    Лексико-синтаксический способ широко используется при наименовании различных круп: гречка , пшёнка , овсянка , а также других продуктов - тушёнка .

    Морфолого-синтаксический способ

    Достаточно продуктивным способом образования существительных является субстантивация - переход слов других частей речи в разряд имён существительных. Чаще всего происходит субстантивация прилагательных: булочная , прохожий , военный , штатский , рабочий , семейный , рядовой , пеший , конный , котельная , запятая , лесничий , операционная , столовая ; реже - субстантивация : заведующий , трудящиеся , пострадавшая .

    • прилагательные
    • приёмная комната
    • больной человек
    • слабительное средство
    • существительные
    • приёмная
    • больной
    • слабительное

    Морфологическое словообразование

    Наиболее продуктивный способ обогащения лексики современного русского языка - морфологическое словообразование. Основные виды образования слов: суффиксальный, суффиксально-префиксальный (аффиксация), безаффиксный способ и сложение основ.

    Аффиксация - образование нового слова путём присоединения к его основе словообразовательного элемента: суффикса, или суффикса и приставки одновременно.

    суффиксальный способ

    • зе мл -
    • земл яч -
    • земл яч -
    • -як -
    • -к -
    • -еств -
    • земляк
    • землячка
    • землячество

    префиксальный способ

    • путник
    • приятель
    • заголовок
    • не -
    • под -
    • спутник
    • неприятель
    • подзаголовок