» » Проект на тему: «Эти занимательные числительные. Имя числительное Другие виды числительных

Проект на тему: «Эти занимательные числительные. Имя числительное Другие виды числительных

Правильное употребление числительных в речи учить правильному употреблению числительных в косвенных падежах в устной речи; расширять и углублять познания о стилях речи, на практических примерах анализируя их особенности; воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Карточки с текстами - 10 шт. (РМ); текст «Экран криминальных сообщений».

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию

II. Актуализация опорных знаний

С какими стилями речи вы знакомы?

Сегодня мы попытаемся составить автобиографию на основе употребления чисел.

Как вы считаете, к какому стилю речи мы отнесем этот документ?

Какие стилистические особенности для него характерны?

2. моя биография в числительных

Отвечая на следующие вопросы, напишите текст-автобиографию, прописывая числительные словами.

1. В каком году, какого числа и месяца ты родился(сь)?

2. В каком году ты поступил(а) в первый ?

3. Сколько кружков ты посещал(а) за свою жизнь?

4. В каком классе и какой школы ты учишься сейчас?

5. В каком году ты планируешь закончить школу?

6. Какой номер твоего домашнего телефона?

III. Постановка целей и задач урока

IV. Работа с печатным материалом 1. Вопросы

Что такое научный стиль?

Чем он отличается от других?

2. работа в парах

Тексты раздаются по партам: 1, 2, 3 и снова 1,2,3.

2) Записать два любых предложения с числительными из текста в тетрадь.

ТЕКСТ 1 Набухшие семена теплолюбивых культур (огурцы, помидоры, кабачки) можно закалить, подержав их 20-30 часов в помещении с температурой около 18-25 градусов тепла, а потом на 50-70 часов вынести на холод, поддерживая температуру минус 1-3 градуса. На 3-5 дней раньше образуются завязи у растений, выращенных из семян огурцов, обработанных таким образом. Можно поступить и иначе. Проведите предпосевное прогревание семян в течение 1-2 часов от комнатной температуры до плюс 50-60 градусов. И опять на огурцах раньше появятся завязи.

В прошлом тысячелетии было обнаружено несколько пар альбатросов, считавшихся истребленными, на уединенном островке примерно в 700 километрах южнее Токио. Это уникальное место стали строго охранять. Через 5 лет там стало уже 50 пар. Альбатросы гнездятся не ежегодно. Зато оно живут очень долго, до 80 лет. За кормом для птенца родители летают очень далеко, до 200 километров от гнезда. (Из журнала «Юный натуралист»)

ТЕКСТ 3 Опытные птицеводы-любители для птицы заготавливают больше квашеной капусты, чем зерна, заготавливая ее на зиму по 600- 700 килограммов. Если курица снесет за год 200 яиц, она должна затратить, а значит, и получить

С кормом только кальция в организме. Поэтому кормить нужно птицу качественно и питательно, чтобы она не испытывала недостатка в минеральных веществах. Для 20 кур вполне хватит кормушки длиной не менее 110, шириной не менее 24, высотой 13 сантиметров.

(Из журнала «Юный натуралист»)

Проверка происходит между парами, работающими по данным карточкам.

V. Домашнее задание

Найдите текст научного стиля с числительными, потренируйтесь

Правильно произносить их, принесите на .

VI. «на закуску»

Прочитайте документ, написанный в виде информационной ста

Тьи, правильно произнося числительные. Узнайте произведение.

ЭКРАН КРИМИНАЛЬНЫХ СООБЩЕНИЙ

Гражданка Мухина, найдя кошелек с 562 093 рублями, приобрела самовар стоимостью около 250 600 рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 900 рублей, прибавив к найденным 562 093 рублям еще кое-что из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38-ой минуте пира на хозяйку напал некто Пауков, но гости, увлеченные едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров (на его счету уже 265 подобных операций). Видно, жалеет теперь Мухина о 590 000 рублей, потраченных на негодяев гостей!

VII. Итог урока

Что вызвало у вас затруднение при склонении числительных?

В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное. Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные, часто восходящие к

названиям частей тела человека: локоть, пять < пясть. Счетные слова в древнерусском языке характеризовались морфологическими категориями и синтаксическими особенностями прилагательных и существительных. Выделение числительного как части речи начинается с XIV в., в XVII в. такая часть речи уже бесспорно есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с XVIII в. числительное окончательно оформляется как часть речи.

В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть, семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча, с XIII в. появляется слово

сорок. Все остальные счетные слова образовались из комбинации приведенных выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легионъ, воронъ, колода, леодръ.

Счетные слова в древнерусском языке относились или к прилагательным, или к существительным. Так, слова одинъ – четыре были прилагательными, а остальные счетные слова по происхожде-

нию являются существительными (имели категории рода, числа, могли иметь при себе определения).

Счетное слово одинъ изменялось по родам (м. р. – одинъ, ж. р. – одьна / одина, ср. р. – одьно / одино), склонялось по местоименному склонению твердого варианта – как местоимение тъ (ср. Т. пад. однhмь, как тhмь, а в современном русском языке – одним по аналогии с твердым вариантом: если в твердом варианте –ым, то в мягком –им)), употреблялось с существительными, стоящими в ед. ч. (в форме мн. ч. данное слово сочеталось только с существительными,

не имеющими ед. ч.). В XIX в. можно встретить форму ж. р. мн. ч. одне, которая развивается под влиянием те (сама форма те возникла из окончаний косвенных падежей – ср. тhхъ, тhми).

Счетное слово дъва по происхождению – прилагательное. Оно сочеталось с существительными, которые стояли в двойственном числе. Само слово дъва также употреблялось только в двойствен-

ном числе и имело окончания двойственного числа местоименного склонения твердого варианта:

Им.–В. дъва (м. р.), дъвh (ж. и ср. р.)

Р.–М. дъвою

Д.–Т. дъвhма

Ср.: И.-В. дъва брата дъвh сестрh

Р.-М. дъвою брату дъвою сестру

Д.-Т. дъвhма братома дъвhма сестрама

Рано основа дъву- стала восприниматься как общая основа (ср двужильный). Следы старой формы сохранились, например, в словах двоюродный, обоюдный, обоюдоострый. Двойственное число утратилось приблизительно к XIV – XV вв. и заменилось множественным числом. Следовательно, и у счетного слова дъва появляются окончания мн. ч. местоименного склонения, которые добавляются к основе дъву- : Р. пад. дву-хъ, Д. пад. дву-мъ, М. пад. двухъ. В Т. пад. наблюдается к


тому же влияние склонения слов три, четыре: двумя < контаминация дву-ма + трьм’и, четырьм’и.

Счетные слова три и четыре являлись прилагательными, но склонялись по именному склонению: три склонялось как существительное с основой на *i, а четыре – как существительное с основой

на согласный.

Данные счетные слова сочетались с существительными, которые ставились при них только во мн. ч. Следовательно, сами счетные слова также употреблялись только во мн. ч.: ср.

Им. трие брати три сестры три озера

Р. трии братъ трии сестръ трии озеръ

Т. трьми браты трьми сестрами трьми озеры

Говоря о развитии современных форм слов три и четыре, нужно отметить следующие изменения: 1) Р. пад. и М. пад. данных слов возник под влиянием склонения местоимений и прилагательных

(трьхъ > трех,как тех, добрых), 2) в Т. пад. произошло преобразование м’и > м’а в результате воздействия формы двhма, 3) рано утратилось различие по родам.

Счетные слова пять – девять были существительными женского рода, характеризовались категорией числа, но употреблялись только в единственном числе и склонялись по типу склонения с ос- новой на *i. Так как данные слова относились к существительным, то они управляли Р. пад. существительных, которые, как обычно при словах со значением количества, употреблялись

Им. пять домовъ

Р. пяти домовъ

Т. пятию > пятью домовъ.

Названия чисел десять и сто также относились к существительным. Десять было существительным мужского рода, изменялось по числам и падежам, тип склонения – на согласный:

Ед. ч.: Им. = В. десять

Р. = М. десяте

Д. десяти

Т. десятьмь

Им. десяте

Р. десятъ и т. д.

Рано, возможно, даже в дописьменную пору, слово десять включается вместе с другими наименованиями чисел в единый родовой класс, т. е. стало склоняться точно так же, как слова

пять – девять.

Счетное слово съто было существительным среднего рода, изменялось по склонению с основой на *o твердой разновидности (ср. село), изменялось по числам и падежам:

Ед. ч.: Им. съто Мн. ч.: съта

Р. съта сътъ

В. съто съта

Д. съту сътомъ

Т. сътъмь съты

М. сътh сътhхъ

Счетные слова, обозначающие количество от 11 до 19, образовывались следующим образом: указывались единицы, прибавляемые к десятку – одинъ, дъва на десяте, т. е. один, два сверх десятка.

Следовательно, первоначально это было словосочетание, в котором грамматически господствовало название единиц, оно управляло словом десять в М.пад. с предлогом на. В словосочетании с уп-

равлением должно изменяться главное слово, т.е. название единиц.

При этом слова одинъ – четыре по грамматическому роду и падежу должны были непосредственно согласовываться с существительным,как и при самостоятельном употреблении. Существительное должно стоять при 11 в единственном числе, при 12 – в двойственном числе, при 13, 14 – во множественном числе. Ср.: дъвh на десяте (дъвh управляет М. пад. с предлогом существительного десять) озерh (все словосочетание дъвh на десяте согласуется с существительным озерh, стоящим в двойственном числе), пять на десяте (пять управляет М. пад. с предлогом существительного десять) озеръ (существительное озеръ управляет всем словосочетанием пять на десяте). В дальнейшем происходит унификация падежных флексий и лексикализация данного словосочетания, т.е. трансформация словосочетания в слово, что наиболее заметно отразилось на образовании косвенных падежей, т.к. при склонении словосочетаний изменялось только название единиц, а во второй части словосочетания произошло фонетическое упрощение (на десяте > надесять > нацать с редукцией [e] после согласного [д], в результате чего рядом оказались согласные [д] и [с], изменившиеся в [ц]). Значение множественности стало характеристикой самих этих сочетаний, а не входивших в их состав счетных слов.

История числительных двести, триста, четыреста, пятьсот – девятьсот до известной степени параллельна истории слов двадцать, тридцать, пятьдесят – восемьдесят. Так, например, пятьсот

первоначально представляло собой словосочетание, где пять управляло словом съто в Р. пад. мн. ч., при склонении изменялось только название единиц:

Им. пять сътъ птиць

Р. пяти сътъ птиць

Т. пятью сътъ птиць.

Ср. также двести, которое первоначально представляло собой словоочетание, где дъва согласовывалось с существительным, которое стояло в дв. ч.:

Им. двh сътh птици

Р. дъвою съту птицю

Т. дъвhма сътома птицама.

В качестве названий дробей в древнерусском языке использовались различные существительные: полъ (склонение на *u), треть и четвьрть или четь (склонение на *i), пятина, осьмина (склонение на *a).

Собирательные числительные склонялись в древнерусском языке частью по именному (как существительные среднего рода на *o), частью по местоименному склонению.

Порядковые числительные в древнерусском языке относились к прилагательным и характеризовались теми же формами, могли быть именными и членными – пятъ, пятыи. В современном языке сохранились только полные формы порядковых прилагательных.

Тема урока: "Путешествие в Страну выученных уроков". (Наш помощник – имя числительное.)

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: урок – игра.

  • повторение изученного в разделе "Имя числительное" (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических);
  • развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксический разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей детей;
  • воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование: карточки с заданиями, рисунки, иллюстрации к сказкам, детские книги сказок, колокольчик-звонок, mp3 файл с записью урока "Радионяни" и средство для его воспроизведения в аудитории.

ХОД УРОКА

I. ВСТУПЛЕНИЕ. Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята. Все вы, наверное, читали книгу Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков". А наш урок называется "В стране выученных уроков". Что это за страна? Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру. Но сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 45 минут мы побываем на 7 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.

Для этого мы поиграем в "Третий лишний":

1) один, одиночка, одиночество;

2) пятёрка, пятерня, пять;

3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.

Ответ: один, пять, четыре.

– Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)

– А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.)

– На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык, математика.)

– А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других. Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец урока будет колокольчик-звонок.

II. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

1. Домашнее задание – опрос: что вы знаете об имени числительном как части речи? (Ответы детей. Цель: проверить знание теории.)

2. Индивидуальная работа у доски:

1) синтаксический разбор предложения (Три девицы под окном пряли поздно вечерком.);

2) морфологический разбор числительного ТРИ.

3. Коллективная работа: склонение числительных.

I вариант: 93 года; II вариант: 93 год.

– В чём отличие? (I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое. У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.)

III. ПЕРЕМЕНА.

– Отгадайте ребусы: 7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.

Ответ: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж.

IV. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов.

Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой" и др.

2. Сейчас я вам прочитаю стихотворение-ребус. А вы посчитайте, сколько числительных в этом стихотворении.

У простого сторожа
Непросторный дом:
Часто в нём стоножка
Бродит под столом.
Дорожит стоножка
Чистотою ног
И столичной ваксой
Чистит сто сапог.
Вместо двух непросто
Вычистить все сто,
Сразу столько обуви
Не носил никто!

Ответ: три (сто (2 р.), двух).

3. Письмо по памяти.

– А теперь запишите часть другого стихотворения-ребуса, заменив цифры словами. (Стихотворение записано на доске. Во время письменной работы эта часть доски закрывается.)

Есть у нас 3 сес3цы.
Вы (не)знаете их?
Как(бы) мне ухи3ться
Рассказать о тр...их?

– Найдите числительные в написанном вами стихотворении. (Три, троих.)

– Хотите услышать продолжение стихотворения?

У одной, что в Стрижове,
Над окошком жил стриж.
Стричь она мастерица -
Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Устрицах,
Никаких устриц нет,
Но зато осетрину
Подают на обед.
А у третьей, в Быстрице,
Быстрина на реке,
И резвятся тритоны
По ночам на песке.

V. ПЕРЕМЕНА.

– В каких пословицах и поговорках вам встречались числительные?

Ответ: Семь раз отмерь – один отрежь. У семи нянек дитя без глазу. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. И т.д.

VI. УРОК МАТЕМАТИКИ.

1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами:

Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два. От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть. Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть. Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят.

2. Используя имена числительные, составьте задачи на сказочные темы по иллюстрациям к сказкам. (Обращается внимание на выставку книг.) Задачи могут начинаться так: "Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла в корзине двадцать пирожков..." или "На опушке леса жили Коза и семеро её козлят..."

VII. ПЕРЕМЕНА.

– Отгадайте загадки, в которых есть числительные:

1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)

2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.)

3). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)

4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)

VIII. УРОК ИСТОРИИ.

– В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.

1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". (Четыре лета.)

2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.)

– Все ли слова были понятны?

Словарная работа:

Лето – 1) время года между весной и осенью; 2) год (устар.).

Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.).

Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.

В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах?

IX. ПЕРЕМЕНА.

– Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.

Ответ: один на один, играть первую скрипку, одного поля ягоды, первый блин комом и т.д.

X. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ.

– На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Встаньте. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вперёд, в конце – присядьте, если его в слове нет – попрыгайте.

Семьсот, одиннадцать, сорок;

шестнадцать, восемьдесят, двести;

девятьсот, девятнадцать, девяносто.

XI. УРОК МУЗЫКИ.

– На этот урок к нам пришла "Радионяня". Она споёт вам песенку об интересных числительных. (Прослушивается песня из урока о числительных ПОЛТОРА – ПОЛТОРЫ. <Приложение 1> . )

– Чему же научила вас "Радионяня"?

XII. УРОК БИОЛОГИИ.

– На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах тоже лежат "растения" – "ромашки" (карточки с рисунками для проведения тестовой работы в занимательной форме <Рисунок 1> ). Эти "ромашки" помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных. На лепестках написаны числительные; перенесите номер лепестка в одну из групп. (Тест с последующей самопроверкой.)

Проверка:

1) простое количественное – 1;

2) сложное количественное – 4;

3) составное количественное – 3, 10;

4) простое порядковое – 7;

5) сложное порядковое – 11;

6) составное порядковое – 6, 12.

XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор): 1) составить словарный диктант с числительными; 2) сочинение-миниатюра "Наш класс" с использованием числительных.

XIV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Имя числительное относится к одной из частей речи, обозначающей количество, число и порядок предметов, отвечающее на такие вопросы: который, сколько и какой. Числительное делится на­ лексико-грамматические разряды, их три:
- количественные (один, пять, двенадцать, четыреста пятьдесят пять);
- собирательные (обе, семеро, двое);
- порядковые - (сто сорок первый, двадцатый, пятидесятый).

Количественные числительные.
В их состав входят такие числительные: неопределенно-количественные и определённо-количественные. К первым относятся числительные указывающие количество единиц (неопределённое), например, немного, мало, много и т.д. Вторые имеют значение определённого количества единиц, например, три, четыре, двадцать, полтораста,­ существуют местоименные, как например, сколько-то, сколько-нибудь, несколько.

Числительные имеют следующие два значения:
1. Количественно-числовое, оно представлено в двух частных значениях, а именно:
- количественное (количество здесь является признаком предмета: восемь столетий, три табуретки, пятнадцать дней, несколько поручений) и­ числовое (может быть, как отвлечённым количеством, так и числом: восемь делится на восемь без остатка, трижды девять - двадцать семь, числительное несколько не является всяким неопределенным количеством: так как это может быть и два, и четыре и десять и просто очень много или мало).
2. Счетно-порядковое, которое называет порядковое место каждого предмета, оказывающегося при остановке счёта­ последним во всем ряду однородных: дом десять (дом, десятый в ряду домов, если остановка счёта ограничена количеством десять);­ вагон пятнадцать, место тридцать шесть (место, является последним в ряду, если происходит остановка счета, ограниченная 36-ю местами).

О правописании количественных числительных.
К простым относятся числительные, состоящие из одной основы, например: "четыре"(4), "семь "(7), "шесть(6).

К сложным относятся числительные, которые состоят из двух основ, такие пишутся слитно, например: «девятнадцать» (19), «девяносто» (90), «девятьсот» (900).

К­ составным числительным относятся те, которые состоят из нескольких слов, они пишутся раздельно: «девяносто­ девять тысяч девятьсот девяносто восемь» (99998).

О правописании числительных.
1. В числительных «девятнадцать, пять тридцать и двадцать» на конце мягкий знак, а в числительных « девятьсот, семьдесят, пятьсот» - он пишется в середине слова.
2. Числительные «сто и девяносто» с окончанием о­ в винительном и именительном падежах, в остальных пишется в окончании буква «а»,например, «истратить девяносто долларов», «не хватает девяноста долларов»). В числительном «сорок», имеющем нулевое окончание в винительном­ и именительном падежах, в остальных пишется в окончании буква «а» («товар не стоит сорока рублей»). «Двести» в винительном, именительном падежах­ пишется с окончанием «и», а такие числительные, как «четыреста и триста» - «а», например, («этот памятник стоит уже четыреста лет»).
3. Числительные сложные, как количественные, так и порядковые, которые состоят из двух основ, следует писать слитно, например («девятнадцать, девятнадцатый, восемьсот, восьмисотый»).
4. Раздельное написание имеют составные числительные, например, («семьсот пятьдесят восемь) не считая нулей.
Что касается порядковых числительных, которые оканчиваются на «- миллионный, - тысячный, - миллиардный», то они пишутся слитно («стомиллионный», «двухсотсорокамиллиардный»).
5. Дробные пишутся раздельно («четыре десятых», «восемь целых и одна четвертая»), однако, такие, как­ «двух-, трёх- и четырёхсполовинный» пишутся всегда слитно. В числительных «полтораста» и «полтора», имеющих всего две­ формы падежей: именительный и винительный, пишется полутораста и полутора во всех остальных падежах, где нет родовых различий.