» » Семья козимо медичи. Лучшие из Медичи: Козимо Старший

Семья козимо медичи. Лучшие из Медичи: Козимо Старший


МЕДИЧИ (Medici) Козимо Старший (прозванный Старшим - Cosimo il Vecchio) , родился 27 сентября 1389, Кареджи, округ Флоренции - умер 1 августа 1464, Флоренция), - сын Джованни ди Биччи, основателя династии Медичи. Купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния.

Положил начало могуществу семьи Медичи, превратившей Флорентийское государство из республики в синьорию. Активно участвовал в городских делах, снискал народное доверие и расположение большими пожертвованиями на общественные нужды и культуру, дарами и займами гражданам и государству, раздачей хлеба в голодные годы.

В 1433 Козимо, стоявший во главе народной партии в оппозиции к правящей олигархии, был арестован, а затем изгнан из Флоренции. Но уже в ноябре 1434 он с триумфом возвратился во Флоренцию. С этого момента и до конца своих дней он был фактическим правителем государства, оставаясь простым гражданином, не принимая никакого титула и не меняя республиканских форм.

Козимо был рачительным хозяином, сам вел торговые и банковские дела своего дома, наблюдал за обработкой принадлежавших ему земельных угодий. Основой политического могущества Козимо было его личное состояние, позволявшее ему выступать кредитором короля Англии, герцога Бургундского, герцога Сфорца, папы и других государей Италии и Европы.

Характерной чертой власти Козимо (и наследовавших ему Медичи) являлось широкое покровительство гуманистам и людям искусства, принесшее ему всеевропейскую славу мецената.

Он собирал художественные произведения и книги, оказывал содействие Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Леону Баттиста Альберти, Кристофоро Ландино, Иоанну Аргиропулу, Марсилио Фичино и складывавшемуся вокруг него кружку гуманистов (Платоновская академия), обеспечивал заказы художнику Филиппо Липпи, архитектору Микелоцци. Посмертно был удостоен согражданами почетного титула «отец отечества».

Козимо де Медичи (1389-1464). Козимо, родился во Флоренции 27 сентября 1389. Это он заложил основание политического могущества Медичи во Флоренции. Умный и дальновидный предприниматель, он весьма удачно расширил банковский дом, основанный его отцом. К 40 годам Козимо был уже одним из богатейших людей Флоренции: владел шерстопрядильными фабриками, монополизировал добычу незаменимых в текстильной промышленности дубильных квасцов, вел многостороннюю коммерческую деятельность. Существовавшая во Флоренции тесная взаимозависимость между политикой и экономикой, между налогами, которые следовало платить данному лицу, и его положением в правящей группе, вынудила Козимо активно заняться политикой. Он стал членом правящей олигархии, но его огромное богатство возбудило опасения у одного из вождей этой олигархии - Ринальдо дельи Альбицци. В 1420-х годах между ними разгорелось личное соперничество. Козимо выступал против войны с Луккой, в то время как Ринальдо был ее сторонником. И когда столкновение не только завершилось неудачей, но и вовлекло Флоренцию в войну с Миланом, Ринальдо настоял на изгнании Козимо и его семьи.

Изгнание длилось один год. В 1434 друзья Козимо завоевали большинство в правительстве, и Медичи были приглашены обратно, а Альбицци и их приверженцы отправились в изгнание. С 1434 и до самой своей смерти в 1464 Козимо удавалось оказывать сильнейшее влияние едва не на все сферы жизни Флоренции, в том числе и на астрологию ; своим преемникам он оставил прочно укрепленные позиции политического руководства. Достигалось это самыми различными средствами.

Первой целью Козимо было сохранение единства своей партии, с тем чтобы избежать вражды, приведшей к свержению Ринальдо. По этой причине Козимо никак внешне не подчеркивал своей ведущей роли, а оставался как бы рядовым гражданином. Его друзья и сторонники занимали высшие места в городском управлении не чаще него самого. Козимо становился гонфалоньером только три раза, всякий раз на два месяца: другие флорентийские патриции оказывались на виду гораздо чаще. Однако Козимо входил в комиссию, ведавшую государственными долгами, и эта позиция позволяла ему предоставлять своим сторонникам финансовые льготы. Банковское дело также давало возможность скреплять политические союзы денежными средствами. Кроме того, Козимо женил своих сыновей и внуков на знатных флорентийках.

Бурная деятельность банка Медичи, имевшего отделения в крупнейших европейских городах, давала Козимо доступ к единственной в своем роде информации относительно событий в политической жизни других стран, что сделало его бесценным консультантом по международным делам. Козимо влиял на внешнюю политику Флоренции во время большого кризиса, разразившегося в северной Италии после смерти в 1447 Филиппо Мария Висконти, последнего правителя Милана из этого рода. Он подталкивал Флоренцию к тому, чтобы поддержать Франческо Сфорца в его притязаниях на наследие Висконти - невзирая на противодействие Венеции. Это знаменовало поворот в политике Флоренции, так как Венеция являлась ее традиционным союзником, а Милан - традиционным противником. В последовавшей войне Флоренция, таким образом, оказалась вместе с Миланом против Венеции и Неаполя. Но когда в 1454 в Лоди был заключен мир и противников Сфорца заставили признать законность его правления, выгоды достались главным образом Флоренции и Козимо. Авторитет Флоренции в Италии благодаря союзу с Миланом возрос, а Сфорца считали инициатора этого союза Козимо своим близким другом. Он сделался посредником, через которого Сфорца вели переговоры с Флоренцией, и вскоре их примеру стали следовать и главы других государств. Благодаря столь тесным связям с зарубежными властителями Козимо стал незаменимым человеком в флорентийском правительстве. Он хорошо разбирался и в том, в каких случаях следует поразить воображение людей, а когда надо проявить решительность и беспощадность. Однако его излюбленными методами, как во внутренней, так и во внешней политике, были переговоры и убеждение.

Хотя все командные высоты во Флоренции были монополизированы сторонниками Медичи во главе с вождем Козимо, он прекрасно сознавал, насколько ненадежным может оказаться такой олигархический режим в случае недовольства граждан. Поэтому Козимо всячески заботился о том, чтобы преумножить великолепие города, и затеял обширное строительство. Он способствовал завершению строительства общественных зданий, начатых правительством или гильдиями, и на собственные деньги поручил Микелоццо выстроить громадный дворец Медичи, который все еще стоит на Виа Ларга. Он воздвиг или обновил многие церковные строения: монастырь св. Марка, дортуар монастыря Санта Кроче, церкви Сан Лоренцо во Флоренции и в Бадиа близ Фьезоле, где у него была вилла. На их фасадах появился герб Медичи - 5 красных кружков (или ядер).

Козимо любил проводить время с монахами монастыря св. Марка или за книгами, которые собирал и которые составили основу первой со времен античности публичной библиотеки. Тесная дружба связывала его с гуманистами Леонардо Бруни и Поджо Браччолини; особенно он гордился тем, что его стараниями молодой Марсилио Фичино обрел материальную независимость, что позволило ему заняться переводом Платона с греческого языка на латынь. Надпись Pater Patriae (Отец отечества), красующаяся на гробнице Козимо (он умер в Карреджи под Флоренцией 1 августа 1464), - выражение той признательности граждан, которую он снискал еще при своей жизни.


О роли Козимо Медичи в формировании идеологиической базы астрологии Возрождения см.:

Гуманизм Ренессанса: от теологии к эзотерике и символизму

Фрэнсис Йейтс. Гермес Трисмегист


МЕДИЧИ (Medici), семейство богатых флорентийских коммерсантов, представители которого были правителями Флоренции в период Возрождения, а в 16-18 вв. - великими герцогами Тосканскими.

Ранняя история семейства.

В период раннего Средневековья Медичи имели небольшие земельные участки в долине Муджелло (по реке Сиеве) близ Флоренции. В 12 и 13 вв. несколько их представителей перебрались во Флоренцию, и к 1300 Медичи входили в правительство и гильдию менял. В 14 в. во Флоренции было множество Медичи: в 1373 один из представителей рода сокрушался по поводу того, что в результате эпидемии чумы в семье осталось всего 50 взрослых мужчин. Неудивительно, что между ними существовали заметные имущественные различия: одни преуспевали и выдвигались в городе на первые роли, другие были лавочниками и ремесленниками. Однако даже наиболее состоятельные Медичи, хотя иной раз и вступали в брак с представителями социальной и экономической элиты, ни по богатству, ни по статусу не поднимались до уровня известных банковских и торговых домов того времени, таких, как Барди или Перуцци. На противоположном конце социальной лестницы среди Медичи имелись преступники и бандиты. Так, в 1343-1360 пятерых Медичи приговорили к смертной казни за разнообразные (от грабежей до убийств) преступления. Это создавало всему семейству плохую репутацию, которая, разумеется, не улучшалась от того, что его представители часто затевали тяжбы друг с другом.

Такая репутация и отсутствие единства не позволяли семейству Медичи в данный период играть сколько-нибудь значительную роль в управлении Флоренцией. Единственным исключением был Сальвестро де Медичи (1331-1388) . О том, что Медичи принадлежали все же к городским «аутсайдерам», можно заключить хотя бы по тому, что Сальвестро, входивший в преуспевающую верхушку старших гильдий, солидаризовался с младшими, такими как чомпи (чесальщики шерсти). Избрание его гонфалоньером (главой магистрата) в 1378, что было победой представителей низших классов, спровоцировало т.н. «восстание чомпи», попытку обеспечить более значительное участие низов в управлении. Однако вскоре движение было подавлено, и в течение ближайших трех лет старшие гильди восстановили свои позиции, а Сальвестро принудили отправиться в изгнание.

Недоверие к роду Медичи, только усилившееся в результате действий Сальвестро, косвенно повлияло на возвышение той ветви рода, которая получила впоследствии европейскую известность. Поскольку над Медичи тяготели подозрения в политической неблагонадежности и им было запрещено занимать государственные должности, они обратили всю свою энергию на предпринимательство. Прославившиеся в истории Медичи - потомки Аверардо де Медичи (прозванного Биччи) , дальнего родственника Сальвестро. Во второй половине 14 в. дела Аверардо процветали, а под руководством его сына Джованни ди Биччи (1360-1429) семейное предприятие охватывало, наряду с производством шелка и тканей, банковские операции и имело филиалы по всей Европе. В 1421 Джованни был избран гонфалоньером.

Медичи - правители Флоренции. У Джованни ди Биччи были два сына - Козимо (1389-1464) и Лоренцо (1394-1440) ; с Козимо и началась политическая карьера семейства. Из двух его сыновей более талантливым считался Д жованни (1424-1463) , но он умер раньше отца. После смерти Козимо главой рода стал Пьеро (1416-1469) , который, несмотря на тяжелейшую подагру, проявил неожиданную энергию в борьбе с попытками лишить семейство политического веса. Из двух сыновей Пьеро младший, Джулиано (1453-1478) , был убит в результате заговора Пацци, а старший Лоренцо (1449-1492) , прозванный il Magnifico (Великолепный), сохранил за семьей ведущие позиции во Флоренции. Его можно считать самым блистательным из всех Медичи. Преемником Лоренцо после его смерти стал старший сын Пьеро (1471-1503) , однако своей надменностью он оттолкнул от себя большую часть флорентийского патрициата. Когда Италии грозило французское вторжение, Пьеро встал на сторону врагов Франции, и поэтому после того, как в 1494 французские войска действительно вошли в Италию, всему семейству Медичи пришлось бежать из Флоренции. Пьеро был объявлен тираном, а за его голову назначили вознаграждение.

Медичи восстановили свои позиции во Флоренции в основном благодаря политическим талантам Джованни (1475-1521) , второго сына Лоренцо. Лоренцо удалось сделать Джованни кардиналом, и тот, несмотря на молодость, сумел добиться доверия папы Юлия II. В 1511 между республикой Флоренция, с одной стороны, и папой и испанцами - с другой, вспыхнул конфликт. Борьба закончилась поражением и капитуляцией Флоренции, и одним из условий, выставленных победителями, благодаря влиянию Джованни (1512), было возвращение в город Медичи. В дальнейшем контроль Медичи над Флоренцией усилился, поскольку в 1513, после того как Юлия II не стало, папой под именем Льва Х был избран Джованни.

Когда Медичи вернулись во Флоренцию в качестве ее правителей, в живых оставалось только четверо потомков Козимо. Два из них принадлежали к духовному званию - папа Лев Х и кардинал Джулио (1478-1534) , сын Джулиано, брата Лоренцо Великолепного (впоследствии ставший папой Климентом VII). Так что все надежды на продолжение рода связывались с младшим сыном Лоренцо Великолепного Джулиано (1478-1516) и с единственным сыном старшего сына Лоренцо Пьеро, также носившим имя Лоренцо (1492-1512) . Джулиано, герцог Немурский, болезненный человек, не обнаруживавший сколько-нибудь заметных политических амбиций и способностей, вскоре умер (1516). Лоренцо, которого Лев Х уже сделал герцогом Урбино, неожиданно скончался в 1519, оставив единственную дочь Екатерину . Знаменитые гробницы Медичи работы Микеланджело были воздвигнуты в память об этих двух безвременно ушедших из жизни представителях семьи.

Два оставшихся представителя этой ветви Медичи, Лев X и кардинал Джулио, не могли допустить мысли о том, что потомки Козимо Старшего не будут править Флоренцией. Поэтому они поселили во дворце Медичи двух молодых людей, Ипполито и Алессандро, и воспитали их как наследников семейства. Ипполито (1511-1535) - незаконный сын Джулиано, герцога Немурского, в то время как Алессандро (1510-1537) был объявлен незаконным сыном Лоренцо, герцога Урбинского. Однако неизменно правдоподобным выглядело предположение, что Алессандро, которому кардинал Джулио отдавал явное предпочтение, был его незаконным сыном. Став папой Климентом VII, он сделал Ипполита кардиналом против его воли, тем самым лишив надежд на приход к власти во Флоренции.

Когда последнее республиканское восстание во Флоренции потерпело поражение, город сдался папе, после чего Климент VII посадил Алессандро во Флоренции как наследственного герцога (1532) и упразднил прежнюю конституцию. Это сделалось возможным в результате союза папы с императором Карлом V; их союз скрепила женитьба Алессандро на Маргарите, незаконнорожденной дочери Карла V, скрепила их союз. Поддержанный силами империи, Алессандро делал ставку на грубую силу; жестокий и порочный, он вызывал всеобщую ненависть. Но в 1537 он был убит собственным другом, неизменно участвовавшим в его отвратительных выходках, и дальним родственником - Лоренцино де Медичи, который, возможно, счел себя вторым Брутом, предназначенным освободить город от тирана. (Эта история легла в основу драмы Лоренцаччо (Lorenzaccio) Альфреда Мюссе.)

Великие герцоги Тосканские. Виднейшие граждане Флоренции сочли, что после смерти Алессандро восстановить республику невозможно, поскольку это сделало бы императора заклятым врагом города. Поэтому представитель младшей ветви рода Медичи, потомок Лоренцо, младшего брата Козимо Старшего, стал герцогом Флоренции под именем К озимо I (1519-1574) . Он основал династию, представители которой правили Тосканой как великие герцоги еще в 18 в. и сочетались брачными узами почти со всеми августейшими домами Европы.

Как и в период Возрождения, двор Медичи продолжал славиться в качестве центра искусства, науки и учености. В 1574 преемником Козимо I стал его старший сын Франческо I (1541-1587) . Интерес нового великого герцога к химии привел к основанию предприятия по производству фарфора. Он учредил также Академию делла Круска - с целью очищения итальянского языка и создания его грамматики. Любимым художником Франческо был Джамболонья, который создал для него несколько своих самых известных скульптур. Однако наибольшей известностью великий герцог обязан скандалу, связанному с его страстью к венецианской даме Бьянке Капелло, на которой он и женился после смерти первой жены. Мария, одна из дочерей Франческо, стала королевой Франции - как жена Генриха IV. Франческо умер в 1587, не оставив сыновей, поэтому его младший брат кардинал Фердинандо (1549-1609) вынужден был отказаться от духовного звания и стать великим герцогом. Фердинандо был блестящим администратором; он превратил Ливорно в свободный порт, сделавшийся вскоре одним из важнейших торговых центров Средиземноморья. Под его управлением Тоскана достигла значительного уровня экономического развития, а сам Фердинандо стал одним из богатейших правителей в Европе.

Сын Фердинандо Козимо II (1590-1620) прославился больше всего тем, что по его приглашению Галилей обосновался во Флоренции, где смог заниматься наукой. Прочие Медичи, правившие в Тоскане, - Фердинандо II (1610-1670), Козимо III (1642-1723) и Джан Гастоне (1671-1737) , - ничем себя не проявили.

Наиболее сильной личностью в последнем поколении Медичи оказалась Анна Мария Лудовика (1667-1743) , сестра Джан Гастоне. Она вышла замуж за курфюрста Пфальцского, но в 1716, после смерти мужа, вернулась во Флоренцию. Когда брат умер, Анна Мария Лудовика демонстрировала явное неприятие сговора европейских держав, в соответствии с которым Тоскана должна была перейти под власть герцогов Лотарингских и Габсбургов. Она посвятила себя делу завершения колоссального мавзолея великих герцогов Медичи. По наследству к ней перешли все художественные коллекции, собранные Медичи в течение трех столетий, и она оставила их в полном объеме Тоскане - на том условии, что никакая их часть не может быть вывезена из Флоренции и что они должны быть открыты для ознакомления представителям народов всех стран.



Печатается по материалам Энциклопедии "Кругосвет"

Козимо Медичи (1389-1464), старший сын банкира Джованни де Биччи, был счастливым обладателем дела своего отца и огромного состояния, что сделало его весьма влиятельной фигурой. Он был талантливым предпринимателем и, по своим собственным словам, большее удовольствие получал от самого предприятия, нежели от полученной прибыли.

В политически разношерстной среде Флоренции Козимо имел знакомства и связи с церковными кругами, цехами, элитой и был популярен среди простого населения. Все это помогло ему взять власть в городе, который он мечтал превратить в мегаполис, подобный древнему Риму. Что же он сделал?

Для окружающих Козимо Медичи представал как скромный и простой человек, без каких-либо политических амбиций и административного влияния. Флорентийцы видели исключительно скромного Медичи - всегда спокойного и просто одетого. Но за кулисами городской жизни он был полновластным правителем. Город-государство Флоренция до 1513 года была республикой с избираемым правительством - Синьорией.

Медичи с его практически бесконечными возможностями купил голоса и получил возможность назначать своих людей на любые должности.

В тоже время скромность Козимо склонила на его сторону симпатии простых горожан, а потому старой элите и богатым слоям люди часто предпочитали молодого энергичного банкира. При такой поддержке практически всех слоев населения Флоренции Козимо Медичи стал неофициальным правителем города. С республикой было фактически покончено и Медичи теперь имел полную свободу действий.

Монументальность личности Козимо Медичи проявилась во внешнем облике Флоренции. В конце Средних веков и в начале Эпохи Возрождения католическая церковь много проповедовала о пользе простой и даже бедной жизни, однако сама мало соответствовала этому принципу.

Сегодня сложно представить строительство памятников, монументов и даже соборов в качестве личных мемориалов. Строения были монументальные и требовали больших затрат. Одним из таких затратных долгостроев был собор Санта-Мария-дель-Фьоре.

В начале XV века Флоренция была одержима недостроенным собором. В течение более чем ста лет архитекторы строили стены здания, имеющие форму латинского креста. Однако большие сложности возникли при проектировке и возведении купола. Решить эту проблему взялся архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446), который много изучал классическую римскую архитектуру. Именно из римской архитектуры он взял рискованный, но революционно новый проект двойного купола, который был построен без использования строительных лесов к 1436 году.

Сегодня «Куполоне» (или «Куполище») является визитной карточкой Флоренции. И именно Козимо Медичи удалось убедить власти утвердить этот проект. Также флорентийский банкир стал основным спонсором этого строительства.

Свое внимание Медичи обращает не только на соборы, но и на светские строения. Медичи становится попечителем ряда строительных проектов, равных которых нет во всей Тоскане, да и во всей Италии. Один из них - Палаццо Медичи, построенный в 1460 году. Козимо выбрал скромный, но монументальный проект Микелоццо ди Бартоломео (1396-1472), близкого друга семьи Медичи. Также приложил свою руку к строительству упоминавшийся уже Брунеллески.

Палаццо Медичи - это, бесспорно, дворец очень могущественного человека. Для своих огромных размеров он выглядит непривычно просто и скромно. Грубый кирпич придает экстерьеру неповторимый вид, а стены не имеют практически никаких украшений. Здание дворца стало выражением личности своего основателя - монументальное, но скромное. Козимо был полностью ответственным за строительство.

Палаццо Медичи стал протитипом для всех дворцов, которые будут строиться в Италии в дальнейшем, его появление ознаменовало рождение стиля Козимо Медичи.

Медичи также вкладывал огромные деньги в искусство. В течение жизни он выделил более 600 тысяч флоринов на различные культурные проекты. Эта сумма в шесть раз превышает ежегодную казну Флоренции в те годы. Внутри Палаццо Медичи был богато украшен шедеврами, такими как, например, капелла волхвов, расписанная Беноццо Гоццоли (1421-1497).

Для дворца Козимо Медичи великий Донателло создал своего «Давида». У Медичи и Донателло, к слову, были очень теплые личные взаимоотношения. Банкир взял под свое крыло противоречивого и революционного для своего времени художника, обеспечив Донателло все условия для работы. Статуя Давида явилась первым изображением обнаженного мужчины со времен античности, ознаменовав обращение европейской культуры к своим римским и греческим истокам.

Козимо Медичи мечтал о Флоренции как о мощном политическом, финансовом и культурном центре. Под его опекой город действительно стал центром итальянского Возрождения: художники, архитекторы, писатели и гуманисты стекались сюда со всей Италии. Не будем преувеличивать заслуг Козимо, но он как защитник искусства дал мощный импульс для Ренессанса.

Медичи был как его дворец - простой снаружи и увлеченный, импульсивный и деятельный внутри, и неудивительно, что после смерти он был назван Pater Patriae – отец нации.

Сегодня во Флоренцию стекаются десятки тысяч туристов, чтоб окунуться в историю, великолепие и культурное богатство этого города. Была бы Флоренция такой, если бы не Козимо Медичи - большой вопрос.

Место смерти:

Вилла Кареджи

Георафия жизни:

Италия, Флоренция

Род деятельности:

Финансист, банкир, правитель, гуманист, меценат

Медичи (Medici) , Козимо Старший (Il Vecchio) (27.09.1389, Флоренция – 01.08.1464, вилла Кареджи) – итальянский финансист, банкир, с 1434 г. фактический правитель Флорентийской республики, гуманист и меценат. Сын очень успешного банкира, Джованни де Медичи, заложившего основы семейного богатства и могущества. Когда умер отец (1429), Козимо уже был опытным дельцом, деловая хватка, видимо была у него от рождения, ну а богатую практику он получил в филиалах банка в Европе. Довольно скоро Козимо увлек водоворот политического соперничества с родом Альбицци, стоявшим во главе флорентийских патрициев. Альбицци стремились уничтожить Козимо, но добились только изгнания. Правление Альбицци было недолгим, и Козимо, своим достойным поведением и щедростью снискавший всеобщее признание на родине, вновь был призван во Флоренцию новым городским советом (6 октября 1434 г.). Народ устроил ему триумфальный прием. Вернувшись из изгнания, Козимо использовал свое богатство, связи и влияние, чтобы упрочить власть Медичи в городе и республике. Не имея никакого официального титула, Козимо становится негласным правителем Флоренции. Уважая республиканские формы правления, он расставлял своих сторонников в органах власти и постепенно захватил власть во Флоренции. Козимо принес процветание и стабильность во Флоренцию, проведя некоторые реформы в интересах среднего класса и щедро финансируя общественные и художественные работы. Брунеллески, Микелоцци, Лоренцо Гиберти, Лука делла Роббиа, Леон Баттиста Альберти, Фра Анжелико и Паоло Уччелло – все эти великие мастера жили и творили во Флоренции во время Козимо. В 1462 г. Козимо Медичи подарил Марсилио Фичино виллу Кареджи близ Флоренции, которая стала центром неоплатонических исследований и получила название «Академия ». Как и многие другие гуманистические академии, «Академия Платона» была свободным союзом, объединявшим людей самых разнообразных профессий. Среди членов Академии были философ Пико делла Мирандола, поэт , художник Антонио Полайоло, священник Джорджио Веспуччи (дядя знаменитого путешественника Америго Веспуччи), поэт . На собраниях Академии читались сочинения, посвященные Платону, и обсуждались проблемы, связанные с его философией. При Козимо была основана Лауренцианская библиотека. В итальянских делах Козимо стремился проводить мирную политику, опиравшуюся на союз с Миланом, играл важную роль в формировании итальянской Лиги и способствовал союзу с Франческо Сфорца, герцогом миланским (1450). Главной его заботой во внешней политике было не допустить иностранной интервенции. После смерти Козимо Медичи был удостоен почетного звания «Отца отечества» (Pater Patriae, начальные буквы этого звания PP обозначены на его кресле на посмертном портрете, созданном Понтормо в 1519 г., галерея Уффици, Флоренция). История литературы и искусства окружила имя Козимо Медичи ореолом величия и славы. Как купец, ведший дело с грандиозным размахом, как мудрый и дальновидный государственный деятель, как человек с образованием, как меценат на широкую ногу, он был блестящим представителем флорентийской знати. Уже благодаря тем богатствам, которые оставил ему отец, он был самым богатым частным человеком в Италии. Сам он преумножил эти богатства почти до невероятных размеров. Его торговые связи окутывали всю Европу, они простирались на Восток и в Египет. Но и обладая громадным состоянием, он не забывал, что он купец. Он обыкновенно говорил, что если бы у него по мановению волшебного жезла было бы все, что только нужно для жизни и ее украшения, он все-таки старался бы увеличить свое состояние. Благодаря этому образуются и прочные связи между людьми, и возвеличивается отечество. Козимо имел разносторонние интересы. В молодые годы он участвовал в Константском соборе и объехал большую часть Германии и Франции. Италия была перед его мысленным взором вся как на ладони, благодаря своим торговым агентам и осведомителям, он знал тайны всех владетельных дворов и настроение народных масс. Незримыми путями стекались к нему политические и торговые известия. Но сам он казался замкнутым, совершенно непроницаемым для любопытных глаз, загадкой для государственных людей и послов, так что они приходили иной раз в отчаяние. Этому всего более способствовала холодная вежливость его речей, чем вообще отличалась флорентийская дипломатия. Благодаря такому же холодному расчету, уму и проницательности бесшумно достиг он и господства в республике. Конечно, когда он только возвратился из изгнания в 1434 г., первые его действия отличались беспощадной суровостью. Он толпами изгонял своих врагов или заключал их в тюрьмы, конфисковывал их имущество, разоряя тяжелыми штрафами и налогами. Он не надеялся примирить их с собой, потому что знал предания республики, систему заговоров и мести. Но Козимо утвердил свою власть, не прибегая к кровавому насилию. Он не менял сложившуюся систему власти, только расставлял на ключевые должности людей, преданных ему лично и его партии. В то же время он не опасался привлекать к участию в государственных делах людей всех сословий, лишь бы они были к этому способны. Хорошим оратором он не был, его обращение с людьми, своими согражданами, всегда было ровное и сдержанное, речь спокойна и взвешена, без всяких шуток и фамильярностей. Ко всем относился он с видимой приветливостью и участием и всегда выражал готовность помочь нуждающимся. Лично он не был честолюбцем и эгоистом, довольствовался немногим, иными словами, жил с благородной простотой. Если он шел по городу, то за ним, как правило, следовал лишь один слуга. И на улице, и в совете он с подчеркнутым уважением относился к старшим гражданам. Его неутомимая деятельность, для которой он часто жертвовал сном, была, по-видимому, посвящена только благу города. Он обладал отменным вкусом, любил роскошь и пышность, но все это служило к пользе и украшению республики. Он сооружал много построек в городе и в его окрестностях как властитель, любящий красоту и великолепие. Величественный дворец его был украшен колоннами, статуями, картинами, книгохранилищами, резными камнями и разными произведениями древнего и нового искусства. На книги он денег не жалел, и агент его Никколо Никколи пользовался безграничным кредитом для приобретения книг по всей Европе. У него были роскошные сады и виллы вроде замков. Однако в этом заключался более глубокий смысл, чем только любовь к роскоши. Прибавим к этому ту царственную щедрость, с которой он делал приношения в монастыри и церкви. Он восстановил собор Сан Марко, а в Санта Кроче дом для новициата и капеллу, он построил церковь Сан Лоренцо, у главного алтаря которой должны были со временем упокиться бренные останки самого Козимо. Он употребил значительные денежные суммы на восстановление и украшение одной церкви в Иерусалиме. Уже и тогда многие задавались вопросом в недоумении, свидетельствует ли это великолепие построек, образов и скульптурных украшений в церквах и монастырях о благочестивой набожности его, или о жажде славы и тщеславии человека, чьи гербы красуются на зданиях. Но пышность и великолепие города, которые для граждан были предметом гордости, а для чужеземных гостей предметом изумления, были в то же время правом на власть для человека, все это создавшего. Однако такая щедрость, для удовлетворения которой банк семьи Медичи стал как бы государственной казной, была и наследственной чертой, характеризующей эту семью, и плодом благоразумного расчета. Козимо многим рисковал, прежде всего, своими деньгами, многие были перед ним в долгу. Но он находил отдохновение, когда читал, обрезывал виноградные лозы в своих имениях или играл в шахматы. Понятно, что будучи очень богатым и многим рискуя, он и должен был быть первым человеком в республике, но он никому не давал этого почувствовать. Он торжествовал над ненавистью, его удостоили титулом «отца отечества» на основании общественного декрета, выгравированного на его надгробном памятнике. Все Медичи являются покровителями наук и искусств, но ни один из них, и даже Лоренцо Великолепный, не был покровителем их в таком возвышенном, бескорыстном и благородном смысле, как Козимо. Он не был человеком ученым, хотя образованный и начитанный, с быстрым соображением, одаренный тонким пониманием изящного. Он знал языки, всю свою жизнь обнаруживал гуманитарные пристрастия. Вообще, любовь к искусству и литературе была первой его страстью, а второй была страсть к банковским операциям. Козимо понимал и ценил всякие ученые заслуги, всякий благородный труд. Сочинитель, поэт, которому необыкновенно легко давались гекзаметры, простой переписчик текста, учитель грамматики, переводчик, глубокомысленный богослов или философ, архитектор, возводивший дворцы и храмы, художник, украшавший их своими картинами и скульптурами, инженер, создававший каналы и сложные механизмы, – все они были для Козимо членами одной семьи, им лелеемой. Их произведения украшали город и прославляли республику. Он привлекал к себе даровитых людей, давал им места и работу и платил жалованье. Причем каждому он давал работу по его способностям, не налагал ни на кого никакой другой обязанности, кроме той, какой требовало само дело или внутреннее влечение. Он не требовал к себе почитания, но благосклонно принимал, если его воздавали. Он был выше всяких дрязг и сплетен, выше мелочных обид, которые столь же обыкновенны в литературном мире, как и во всякой сфере, где возможно соперничество. Один только поэт Филельфо, доходивший в своих притязаниях до безрассудства, не постыдился бросить грязью в Козимо.

Активный флорентийский политический деятель, один из выдающихся государственных людей своего времени. Купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В 1415 и 1417 годах ненадолго избирался членом Синьории (Приората). В 1417 году был назначен управляющим Римским филиалом банка Медичи, а в 1420 году формально возглавил весь банковский дом Медичи. После смерти отца Джованни ди Биччи в 1429 году, получив в наследство огромное состояние в 180 тыс. флоринов , не считая кредитов и недвижимого имущества, Козимо и его брат Лоренцо возглавили партию пополанов . В то время городу Флоренции повиновалась значительная часть Тосканы , города Пиза , Ареццо и Вольтерра . Флорентийцы задумали покорить и город Лукку , в чём их поддержала партия аристократов во главе с Ринальдо Альбицци . В 1430 году Козимо вошел в состав Комитета Десяти, созданного для руководства войной с Луккой. Военными действиями управляли аристократы, поэтому их влияние усилилось. Все восемь приоров и гонфалоньер , составлявшие сеньорию, избирались тогда из аристократической партии. Чтобы упрочить своё положение, аристократы решили изгнать из города пополанов - своих главных соперников в борьбе за власть. Но кроме политических соображений Ринальдо Альбицци руководствовался и личной враждой к семье Медичи . Ходили слухи, что во время войны, заведуя военными расходами, Альбицци присвоил себе государственные деньги. Возникновение этой молвы Альбицци приписывали Медичи.

    Свой главный удар партия аристократов направила на Козимо, обвинив его в распространении ложных слухов и в подстрекательстве народа с намерением провести мятеж и сделаться правителем Флоренции . В результате сеньория потребовала от Козимо объяснений, и он, не слушая предостережений друзей, явился во дворец, где его арестовали по обвинению «в возвеличивании себя выше, чем других», и заключили в темницу. Стеречь Козимо поручили начальнику тюрьмы Федериго Малавольти. Медичи опасался, что его отравят, а потому воздерживался от еды и за четыре дня заключения съел только немного хлеба. Заметив это, Федериго сжалился над Козимо и пообещал, что будет разделять вместе с ним всю еду, которую будут приносить, в доказательство своей преданности Козимо. Слова эти вернули узнику мужество, со слезами на глазах он обнял и поцеловал Федериго, горячо благодаря за сострадание и доброту и обещая воздать ему за них, если судьба предоставит такую возможность.

    Тем временем флорентийцы для решения вопроса с Козимо назначили комиссию с неограниченными полномочиями из 200 человек, называвшуюся балией. Почти все члены комиссии принадлежали к партии аристократов, и поэтому Ринальдо Альбицци смело выступил с предложением казнить Козимо. Но прийти к согласию балии не удалось. Кто-то сочувствовал Медичи, кто-то боялся и молчал, так что принятие окончательного решения постоянно откладывалось. Тогда Козимо решил действовать.

    Как-то раз тюремщик привёл на обед к Медичи некого Фарганаччо, приятеля гонфалоньера . Козимо, дружески поговорив с Фарганаччо, дал ему письменную доверенность на получение тысячи ста дукатов : из них сто Фарганаччо забирал себе, а тысячу должен был передать гонфалоньеру Бернардо Гуаданьи. Человек небогатый, Гуаданьи принял деньги и сделал своё дело - убедил балию отвергнуть предложение Альбицци о смертной казни. В результате Козимо и многих его друзей и родственников на десять лет изгнали из флорентийской республики

    В изгнании

    3 октября 1433 года Козимо предстал перед членами синьории. Выслушав приговор, он с безмятежным видом заявил, что отправится в любое место, какое ему назначат, однако вместе с тем попросил защиты, добавив, что на площади собралось немало людей, желавших его смерти. Гонфалоньер взялся помочь Козимо избежать столкновений с недоброжелателями: отужинав дома у гонфалоньера, Козимо под сильной вооруженной охраной отправился к границе республики .

    Всюду по пути Козимо встречали с почетом, а венецианцы и вовсе открыто посетили его, и притом не как изгнанника, а как важного государственного деятеля, по сути правителя Флоренции. Позже Козимо уехал в Падую , также был принят там с большим почетом; венецианское правительство активно вело с ним переговоры. А тем временем его друзья, оставшиеся в городе, готовили низвержение аристократической партии. Когда изгнание Козимо продолжалось уже почти год, в конце августа 1434 года гонфалоньером был избран Никколо ди Кокко, и вместе с ним в сеньорию попали ещё восемь сторонников Медичи.

    Ринальдо Альбицци и его партия были напуганы. Альбицци старался убедить своих сторонников, что единственный шанс на спасение - признать выборы в сеньорию недействительными, на этом основании назначить новые выборы и, уничтожив старые списки кандидатов, составить новые, из людей верных. Причём для достижения этой цели Альбицци предлагал любые методы, вплоть до вооруженного восстания. Конечно же, такой путь не устраивал многих аристократов; те считали, что это не выход, и предложенный Альбицци план требует слишком откровенного насилия, что может навлечь на партию всеобщее осуждение. Большинство сторонников Альбицци не отважились на такое опасное дело.

    В результате новый состав сеньории по предложению гонфалоньера предал Ринальдо Альбицци и его партию суду. Это вынудило соратников Альбицци наконец взяться за оружие, но было уже поздно. Часть врагов была изгнана, часть казнена. В том же 1434 году Козимо Медичи был встречен во Флоренции как триумфатор, а сами жители города вышли ему навстречу за городские ворота, приветствуя как отца народа. Теперь правительство состояло из сторонников Козимо и действовало под его влиянием. Эта дата является началом правления династии Медичи во Флоренции.

    У власти

    Новое Флорентийское правительство заботилось о расширении торговли, промышленности и банковских оборотов своих граждан. Огромные средства, приобретенные обширными и удачными коммерческими операциями, Козимо употреблял на благо народа: за раздачу хлеба в голодный год он получил название «отца отечества »; Флоренция обязана ему весьма многими сооружениями. Стремясь сделать город центром интеллектуальной жизни Италии, столицей западной культуры, Козимо первым из Медичи начал широко покровительствовать художникам, а в особенности учёным и поэтам. Его дворец был первым крупным гуманистическим центром во Флоренции.

    Став во главе государства, Козимо оставался простым гражданином, не приняв никакого титула и не изменяя республиканских форм. От тирании , вымогательств и насилий Козимо был почти совершенно свободен и пользовался своей властью для устранения внутренних смут и для руководства очень трудными отношениями с Миланом , Венецией и Неаполем . Для организации проходившего во Флоренции Вселенского собора в 1438 году он на установленный срок занял пост гонфалоньера справедливости . Козимо проявлял политическую дальновидность, в зачатке подавляя противников, и средства, порою употребляемые Медичи для сохранения своей власти под видом патриотизма, бывали чрезвычайно жестокими и даже преступными.

    Постепенно изгнанники, враждебные Козимо, умерли, или, занявшись делами городов, в которых проживали, позабыли о давней вражде. У Козимо вроде бы не оставалось реальных врагов, правда, во Флоренции начала формироваться враждебная ему партия, вождём которой был Нери Каппони - один из командиров флорентийской армии, чрезвычайно уважаемый солдатами и заслуживший их привязанность своим мужеством и воинским искусством. Среди многочисленных командиров флорентийского войска выделялся и кондотьер Бальдаччо Ангиари, считавшийся самым сильным и храбрым человеком в Италии . Нери дружил с Бальдаччо и, опираясь на эту дружбу, начал приобретать такую силу во Флоренции, что сделался опасным для Медичи.

    Козимо решил избавиться от этого военачальника, и обстоятельства ему благоприятствовали. Медичи стало известно, что Бальдаччо имел во Флоренции собственного врага, Бартоломео Орландини, обиженного резкими упреками кондотьера за трусость. Бартоломео, вне себя от стыда и ярости, лелеял планы мщения, надеясь кровью обвинителя смыть с себя позор, и Козимо Медичи удалось сделать Орландини орудием в своих руках.

    В 1441 году Бальдаччо прибыл во Флоренцию для переговоров с правительством о выдаче жалованья. Бартоломео Орландини, который к тому времени был гонфалоньером справедливости , решил умертвить Бальдаччо и с этой целью собрал в своём зале большое число вооружённых людей. Когда по обыкновению Бальдаччо явился на площадь, чтобы договориться с правителями об условиях своей кондотты , гонфалоньер вызвал его к себе, и в подходящий момент дал условный сигнал убийцам: те выскочили из комнаты в галерею, умертвили безоружного кондотьера и выбросили его труп из окна дворца. Для Козимо Медичи он был больше не опасен.

    Через десять лет после начала правления Медичи посчитали возможным расширить круг своих полномочий. Кроме того, Козимо Медичи считал необходимым поставить у власти своих сторонников, совершенно оттеснив политических противников. В 1441 году многие флорентийские фамилии были исключены из числа граждан, способных занимать государственные должности. Свободы флорентийцев были сильно ущемлены, а Флорентийское государство из республики по сути превратилось в синьорию .

    Последние годы

    Последние годы жизни Козимо были полны проблем и огорчений. В 1455 году разногласия возникли в самой партии Козимо, но Медичи сумел их преодолеть. Причиной недовольства сторонников Козимо было то, что он постепенно устранял их от решения важных дел, сосредотачивая в своих руках все больше власти. Были предприняты попытки пресечь эту деятельность Козимо, но его поддерживало большое количество граждан, что Медичи и использовал, чтобы усилить свой авторитет.

    Всецело занятый делами государственными, Козимо склонен был оставлять без должного внимания свои собственные, и в последние годы жизни они особенно расстроились, тем более, что Медичи всецело увлёкся постройками. Незадолго до смерти Козимо настоятельно советовал своему сыну Пьеро привести в порядок дела семейной фирмы и следовать советам Диотисальви Нерони, искусного дельца, которого он считал верным другом.

    Козимо для приобретения влиятельных друзей давал взаймы денег, уплаты которых не требовал, а иногда и доли в своих заграничных банкирских операциях, не требуя никакого взноса. Умер Козимо Медичи мирно в своей постели в 1464 году, похоронен в церкви Сан-Лоренцо , по правительственному указу на надгробии было начертано «Отец отечества».

    Семья и дети

    Предки

    Медичи, Козимо Старый - предки
    Аверардо Медичи
    Джованни ди Биччи Медичи
    Якопа Спини
    Козимо Медичи

    Первый выдающийся представитель рода Медичи, банкир, но, кроме того, и политик, фактический правитель Флоренции и основатель величия Медичи, прозванный даже Отцом Отечества. Сын Джованни ди Биччи Медичи и его жены Пиккарды Буэри, рожденный во Флоренции в 1389 году в день святых Косьмы и Дамиана, свое имя получил в честь первого из них – покровителя врачей. Впрочем, того, что он станет врачом, не предполагалось – его ждало более прибыльное занятие, которому посвящал себя в то время его отец. Джованни ди Биччи Медичи был истинным творцом банка Медичи и семейного состояния. Он обладал также значительным политическим влиянием, но богатство и власть не сделали его заносчивым. Важно, что привитые отцовским воспитанием умеренность и скромность прочно закрепились в качестве черт характера Козимо.

    Семья, традиционно разделявшая устремления жителей Флоренции среднего достатка – так называемых popolo minuto, – имела многочисленных врагов среди городских патрициев. Молодой Козимо, получив хорошее образование, приобрел знания и любовь к античному наследию. Он владел многими современными языками, изучал латынь, греческий, еврейский. На протяжении всей жизни у него отмечаются гуманитарные пристрастия, и он считался человеком «образованным значительно более того, как это пристало простому торговцу», как отметил папа Пий II. Практические знания, необходимые для проведения финансовых операций, он получал под руководством отца, а позднее – работая в расположенных в разных городах филиалах семейного банка. В этой области он обнаруживал врожденный талант, теория же и практика банковского дела стали его истинной страстью – второй после гуманитарных и художественных интересов.

    Козимо не отличался особой физической привлекательностью. Напротив, он был не слишком красив: среднего роста, худой, кожа оливкового цвета, орлиный нос и толстые губы. Правда, он отличался элегантностью и хорошими манерами, однако не был харизматичным и не впечатлял своим обликом. Говорил медленно, был плохим оратором. Личность Козимо проявлялась в непосредственном контакте, когда он умело аргументировал и умел привлечь собеседника на свою сторону. С возрастом он сделался саркастичным и бесцеремонным, а увядшая, землистого цвета кожа усиливала неприятное впечатление. Однако в отношениях с простыми гражданами он всегда был приветлив и пользовался симпатией народа. Черты лица Козимо и многих членов его семьи увековечены на фреске «Поклонение волхвов», созданной Беноцци Гоццоли в 1459 году, которая находится в часовне флорентийского дворца Медичи.

    После смерти его отца, в 1429 году, Козимо был уже умелым дельцом. С 1420 года он руководит банком Медичи. Вскоре он был вынужден ввязаться в политическую борьбу. После того как Флоренция проиграла в войне с городами Луккой и Миланом, наступило время открытой вражды Медичи с соперничавшим с ними родом Альбицци, предводителем флорентийских патрициев. В 1433 году Ринальдо Альбицци подстроил тюремное заключение Козимо. Враги предполагали вынести ему смертный приговор, однако после месяца дебатов городские власти Флоренции приняли постановление об изгнании всей семьи. Чтобы укрепить свои позиции, Ринальдо Альбицци ограничил количество граждан, имевших право занимать посты в городской администрации. Правление Альбицци продолжалось недолго. Непопулярная налоговая политика, а также неудачи во внешней политике подорвали позиции партии патрициев. На стороне Медичи выступил также папа Евгений Vl, чья резиденция в то время находилась во Флоренции и чьи финансовые интересы были связаны с банком Медичи. А тем временем Козимо своим порядочным поведением и щедростью снискал себе в изгнании всеобщую поддержку. Его пригласили вернуться, и он прибыл во Флоренцию 6 октября 1434 года. По решению властей он вошел в город ночью, через боковые ворота и с малочисленной свитой, и все равно народ устроил ему торжественную встречу.

    Возвращение Козимо Старшего стало началом его фактического правления во Флорентийской республике, которое и продолжалось до самой его смерти. Его противники во главе с родом Альбицци были осуждены на изгнание. Излишних изменений в традиционном устройстве государства Медичи не вводил, брал за образец методы противников, однако тщательно следил за тем, чтобы должности получали верные ему люди. Сам он довольно редко занимал должности в правительстве, а те, что занимал, обычно были связаны с финансами – в чем, разумеется, обнаруживались его личные интересы. Кроме того, Козимо Старший обычно избегал помпы и пышности, держался в тени, одевался демонстративно скромно, а также выказывал несколько преувеличенное почтение по отношению к должностным лицам. Однако в действительности все существенные решения, имевшие отношение к городу и жизни горожан, зависели от него.

    Заботами Козимо Старшего Флоренция переживала период политического, экономического и культурного расцвета. Сильный властитель стремился проводить мирную политику, опиравшуюся на сотрудничество с Миланом. Настоящим триумфом Медичи стало перенесение во Флоренцию в 1439 году Церковного собора, который до этого заседал в Ферраре, где разразилась эпидемия (Козимо склонил к этому Папу обещанием финансировать пребывание курии в городе). В городе-государстве Медичи в 1439 г. была подписана Флорентийская уния, в теории подтвердившая единство Западной и Восточной церкви (хотя установления Унии остались только на бумаге). Присутствие во Флоренции папы Евгения Vl и императора Иоанна VIII Палеолога, а также патриарха Иосифа из Константинополя вместе с их окружением и свитой повысило престиж города. Прибытие с Востока большого числа ученых стало импульсом для расцвета Флоренции как центра гуманитарных наук. Личные пристрастия побудили Козимо Старшего покровительствовать гуманистам, среди которых были философ Марсилио Фичино и грек Иоанн Аргиропулос.

    Сам властитель любил книги и античные рукописи, которые составили его внушительную коллекцию. В своих пристрастиях он обнаруживал недюжинный художественный вкус. Он поддерживал также таких выдающихся личностей, как архитекторы Филиппо Брунеллески и Микелоццо Микелоцци, скульпторов и золотых дел мастеров Джильберти и Донателло, художников Филиппо Липпии Фра Анджелико. Многие из них были его добрыми друзьями. Значительные финансовые средства он передавал на поддержку церквей и монастырей, больниц и приютов. Однажды щедро одаренные монахини из монастыря Сан-Марко вознамерились «скромно» протестовать. Рассказывают, что Козимо им тогда ответил: «Никогда я не смогу дать Богу столько, чтобы вписать его в книгу моих должников».

    В молодые годы, в 1413 году, по воле отца он женился на Контессине де Барди, дочери одного из партнеров по римскому филиалу банка Медичи. К супруге – женщине капризной и к тому же домоседке – Козимо не питал особенно горячих чувств. Однако он искренне ее любил, она же была ему верной спутницей жизни до последних дней. Родила ему сыновей Пьеро и Джованни. Кроме них, у Медичи был третий сын, Карло, рожденный невольницей, которого он воспитывал в собственном доме.

    Итоги собственной жизни Козимо подвел в обращении к сыновьям, в котором он также дал им советы – жизненное руководство «Не задевайте богатых и сильных, но имейте милосердие для бедных и слабых. Не разговаривайте с людьми так, как будто вы их учите. Свою точку зрения излагайте рассудительно.

    Козимо умер 1 августа 1464 года от уремии в одной из своих загородных вилл в Кареджи, близ Флоренции, окруженный домочадцами и друзьями. На смертном одре он посоветовал близким перечитывать Платона. Исповедался и принял причастие. Когда жена, обеспокоенная тем, что супруг часами лежит неподвижно, спросила его почему, то он ответил с мрачным юмором: «Выезжая в деревню, начинаешь готовиться за две недели. Неужели ты не понимаешь, что раз я должен оставить сию юдоль и отправиться в жизнь вечную, это заставляет меня о многом поразмыслить?» В свою очередь, на вопрос о том, почему он часами лежит с закрытыми глазами, он ответил примерно следующее: «Привыкаю». Согласно его предсмертному пожеланию, он был похоронен во флорентийском соборе Сан-Лоренцо, на который он жертвовал при жизни. На его надгробии выгравировано на латыни Pater Patrie – Отец Отечества.