» » Сюжет и композиция литературного произведения. Фабула, сюжет и композиция произведения Сюжет и композиция на примере произведения

Сюжет и композиция литературного произведения. Фабула, сюжет и композиция произведения Сюжет и композиция на примере произведения

Композиция – построение целого из отдельных частей. В любом литературном произведении предполагается экспозиция произведения, то есть описание места действия, знакомство с героями, завязка сюжета, его кульминация и развязка.

В соответствии со строгими литературными канонами написан и роман в стихах «Евгений Онегин». В романе 8 глав. Глава первая намечает экспозицию. Начинается она размышлениями главного героя – Евгения Онегина, который находится в пути к деревне своего дяди. Дорога долгая, и автор позволяет себе лирические отступления, помогающие читателю понять, в какое время происходят события данного романа. Таким образом, намечается время и место действия. Одновременно Пушкин знакомит нас со своим героем, рассказывает о его воспитании, интересах, характере.

Вторая глава продолжает экспозицию, она знакомит читателей с другими героями описанной Пушкиным истории – семейством Лариных, Владимиром Ленским, которым предстоит стать главными действующими лицами сего произведения.

В 3-й главе происходит завязка сюжета. Онегин, успевший подружиться с молодым помещиком и завидным женихом — , сначала напрашивается, а потом и приезжает в гости к Лариным. Здесь его замечает старшая дочь Лариных, Татьяна, которая влюбляется в него. В этой же, третьей главе она пишет Онегину письмо. Сюжет начинает развиваться.

В четвертой главе происходит объяснение Онегина с Татьяной, в котором Евгений, по сути, отверг нежные чувства провинциальной девочки. Татьяна предается грусти, Владимир Ленский, напротив, счастлив с .

Так наступает зима, подходят святки. Приближается кульминация романа – ее самый напряженный момент. Предваряет кульминацию . Он как бы готовит читателя к предстоящим в романе событиям: празднику именин, ссоре Ленского с Онегиным и дуэли, на которой Ленский был убит.

Онегин понимал, что все можно было исправить, что он был неправ в отношении Ленскому. Пусть Ленский проявляет горячность, он молод, и ему простительно. Но он, Онегин ведь старше и мудрее. Все можно было бы исправить, но…

в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов…»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

И вот это самое общественно мнение не позволило Онегину сделать шаг к примирению.

Онегин выстрелил первым. Казалось, что он даже не целился. Или оказался более опытным стрелком? Как бы там ни было, Ленский погиб, не успев сделать своего выстрела.

За кульминацией следует развязка сюжета. И надо заметить, что развязка весьма напряженная, особенно последние стихи, где описана встреча Онегина и Татьяны наедине. Впрочем, мы забегаем вперед.

Глава седьмая рассказывает о сестрах Лариных, о том, что стало с ними после гибели Ленского. вскоре вышла замуж за улана и уехала с ним к месту его службы. Татьяна осталась одна. Она несколько раз посещала имение Онегина, где с разрешения ключницы пользовалась его библиотекой, читала книги с его пометками. И это времяпрепровождение в усадьбе Онегина позволило ей понять душу любимого ею человека.

Тем временем родственники и соседи были озабочены тем, что Татьяна засиделась в девушках, а ей пора было выходить замуж. На семейном совете решили везти ее в Москву на ярмарку невест.

Последняя 8-я глава повествует о встрече Татьяны, ставшей супругой пожилого князя, приближенного ко двору, генерала царской армии, и Онегина. В этой же главе рассказывается о любви Онегина к Татьяне. Роман заканчивается разговором Татьяны с Онегиным, во время которого молодая светская дама преподнесла Онегину урок.

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Роман заканчивается звоном шпор вернувшегося князя. В этом звоне слышится готовность хозяина дома в любой момент защитить честь своего имени, и любимой супруги.

Художественное произведение представляет собой сложное целое, во внутренней организации, в соотношении отдельных элементов которого существует строгая закономерность. Произведения различаются не только по жанрово-родовым признакам, но и по сюжету и композиции. Фабула — это система основных событий, фактов, которые изображаются в произведении. Однако само по себе событие или факт, почерпнутый из окружающей жизни, еще не составляет художественного произведения. Фабула в результате творческой деятельности писателя реализуется в сюжете. Так, в основу романа Горького «Мать» легли реальные события революционной борьбы сормовских рабочих. Прототипами Павла Власова и Пелагеи Ниловны послужили участники сормовских событий — Петр Заломов и его мать. Но роман «Мать» не является научно-документальным исследованием, в котором с хроникальной точностью воспроизводятся исторические факты.

Горький изобразил в романс в обобщенно-художественной форме процесс пробуждения политического самосознания рабочего класса в период революции 1905 — 1907 гг. Богатое содержание романа, в котором раскрываются судьбы и характеры многочисленных персонажей, противоречия и социальные конфликты, составляет основу его сюжета. Фабулу романа «Мать» можно довольно кратко пересказать, а для передачи сюжета необходимо рассказать весь роман.

Сюжет в произведении словесного искусства всегда предполагает активное развитие действия, движение. Горький понимал под сюжетом «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей — истории роста и организации того или иного характера, типа. Сюжет изображает жизненные противоречия, борьбу и в то же время является средством раскрытия характеров.’ Отсюда можно сделать вывод о том, что сюжет, во-первых, имеет-глубокий социально-исторический смысл: он обусловлен конкретными явлениями жизни (например, в романе «Мать» революционными событиями 1905 г.) и должен соответствовать им. Во-вторых, в сюжете все должно быть мотивировано изображаемыми характерами, т. е. подчинено наиболее глубокому раскрытию становления этих характеров. Так, в романе «Мать» Горький сосредоточивает внимание в основном на «истории роста» Пелагеи Ниловны и Павла как сознательных революционных борцов.

Следовательно, сюжет — это «вся сложнейшая последовательность совершающихся в произведении действий и взаимодействий людей, раскрывающаяся как ряд «историй характеров». Сюжетность является специфическим свойством литературы. В эпических и драматических произведениях сюжет обычно фабульный (событийный). В лирике, как правило, событийного сюжета нет; сюжет в ней выступает в своеобразной форме — как движение чувств, переживаний и мыслей человека (например, «Я вас любил…» Пушкина, «И скучно и грустно…» Лермонтова, «О, весна без конца и без краю…» Блока, «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» Есенина). Иногда и в лирическом произведении отчетливо проявляется фабула, придающая ему повествовательное звучание («Зимний вечер» Пушкина, «Три пальмы» и «Дары Терека» Лермонтова, «Размышления у парадного подъезда» Некрасова, «Стихи о советском паспорте» Маяковского). В свою очередь, некоторые «бессобытийные» эпические произведения, посвященные изображению природы («Лес и степь» Тургенева), душевных движений, переживаний и чувств человека в их лишь внутреннем соотнесении с внешним миром («Певцы» Тургенева, «Палата №6» Чехова, «Судьба человека» Шолохова), пронизаны глубоким лиризмом. Художественная цельность таких произведений определяется единством душевного состояния героев. В «Певцах», например, важен не сам факт состязания Якова-Турка и рядчика, а реакция слушающих. Даже в фабульных произведениях существенны не события как таковые, а внутренняя связь между ними, т. е. движение событий, в процессе которого выявляются противоречия во взаимоотношениях людей.

Столкновение характеров и обстоятельств, лежащее в основе сюжета, составляет к о н ф л и к т произведения. Собственно, сюжетное движение и есть движение конфликта. Основные моменты в развитии и разрешении конфликта определяют построение сюжета.

К основным элементам сюжета относятся экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и разницей. Экспозиция — это обычно вводная часть произведения, в которой изображаются обстановка и условия, определившие возникновение конфликта.

Исходным моментом в развитии действия произведения является завязка. Завязка представляет собой начало движения сюжета: она изображает возникшее противоречие, определяет характер и направление движения действия. Завязка романа «Мать» — приобщение Павла к революционной деятельности — диктует дальнейший ход событий романа. Встав на пуп, политической борьбы за права рабочих, Павел неизбежно идет к столкновению с существующим государственным строем. История формирования характеров Павла и Ниловны как революционных борцов раскрывается в процессе развития действия романа.

Кульминация — это момент наивысшего напряжения в развитии действия, открытого столкновения противоборствующих сил. В романе «Мать» — что первомайская демонстрация, доказавшая плодотворность революционной работы Павла: от стихийного протеста — к сознательной борьбе, от единичного выступления и маленького кружка — к массовой революционной организации рабочих и крестьян. Первомайская демонстрация — перелом и в жизни Ниловны.

Результат развития изображаемого конфликта, его разрешение представляет собой развязку. Роман «Мать» завершается арестом Павла и Ниловны. Но в финале романа Горький утверждает мысль о том, что поражение революционеров — временное, что их великое дело в будущем восторжествует.

Иногда для большей полноты выражения основной идеи произведения и своей оценки изображаемого писатель прибегает к эпилогу. Эпилог (от греч — послесловие) определяет направление дальнейшего развития событий и судеб героев, давая возможность сделать окончательные выводы из показанного в произведении конфликта. Например, в эпилоге романа «Что делать?» Чернышевский переносит своих героев в будущее, когда революция уже совершилась; в результате ответ на вопрос заглавия приобрел исчерпывающий характер.

Композиция — это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Однако композицию нельзя рассматривать лишь как структуру произведения, как последовательность глав, сцен и т. д. В силу того что основным средством художественного изображения жизни является образ, композиция подчиняется наиболее полному раскрытию и яркой обрисовке образов, выведенных в произведении. В свою очередь, система образов строится на основе строгого подчинения законам композиции и определяется этими законами. При анализе художественного произведения следует исходить из диалектического взаимодействия системы образов и композиции, из их единства. Принципы группировки образов и средства их раскрытия — это и есть композиционные принципы. Композицию художественного произведения определяет, следовательно, не только соразмерность его частей и целого, но и способы соединения образов и совокупность всех средств их раскрытия. Иначе говоря, композиция — это внутренняя организация, целостная система определенных форм (или способов) художественного изображения.

Основными способами изображения являются повествование, описание (портрет персонажа, окружающая его обстановка — интерьер, пейзаж), характеристика (непосредственная авторская характеристика, характеристика «со стороны» — другими персонажами, самохарактеристика — исповедь, дневник, письмо), собственно-прямая речь персонажа (диалог, монолог, внутренний монолог), авторское рассуждение, лирические отступления, вставные эпизоды, обрамление и т. д.

Фабула, сюжет и композиция произведения

Другие сочинения по теме:

  1. «Евгений Онегин», несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (конец «без конца»), представляет собой «целостный, замкнутый и законченный...
  2. Во второй половине 20-х годов А. С. Пушкин работал над своим романом стихах «Евгений Онегин». Роман, начатый еще в южной...
  3. Цель: помочь ученикам постигнуть идейно-художественное содержание произведения, его композицию и систему образов; развивать навыки определения ключевых эпизодов, их комментирование, высказывание...
  4. Роман «Красное и черное» вырос на творчески обработанной документальной основе: С. Поразила судьба двух молодых людей, приговоренных к смертной казни:...
  5. А за несколько месяцев до того — соответственно в декабре и ноябре 1912 года — были опубликованы два его стиха,...
  6. М. Е. Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь...
  7. В 2000 году выходит довольно неожиданное произведение Г. Штоня «Суд», написанное в 1998 году. Ключ к пониманию произведения кроется в...
  8. Мы не знаем, как следует ни первоначального плана «Евгения Онегина», ни подробностей изменения его содержания и композиции. Из того, что...
  9. Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних...
  10. Крупнейшее произведение начала XV века о Куликовской битве — «Задонщина», названная так по месту битвы на Куликовом поле, «за Доном»....
  11. Главное произведение Боккаччо — «Декамерон», задуманный в 1348 и созданный в 1351-1353 годах. Название книги греческого происхождения, в переводе —...
  12. В фабульном отношении «Демон» тоже имеет ряд черт, сближающих эту поэму с другими произведениями Лермонтова: мотив о трагической любви Демона...
  13. Любое литературное произведение в основе своей есть дискурс, или высказывание. Дискурс характеризуется взаимодействием трех составляющих: предметно-смысловой сферы художественного высказывания (сюжет),...
  14. Композиция — это определенная последовательность изложения частей произведения, принятая автором. Мы не только видим, как и в какой последовательности развивались...

Сюжет и композиция – основные составные части литературного произведения. В этой статье, на определённых примерах, мы рассмотрим, что это и почему именно им уделяется первостепенное значение в теории литературы.

Сюжет — это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. М. Горький определял сюжет как "связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей — истории роста и организации того или иного характера, типа".

Сюжет складывается из действий персонажей, из системы образов. В развитии сюжета проявляются черты характеров персонажей, их эволюция. Иногда сюжет отождествляется с содержанием произведения. Однако содержание шире сюжета и не ограничивается просто пересказом происходящего. В сюжете проявляются индивидуальность и мастерство писателя, сказываются его мировоззрение и позиция.

Сюжет — это изображение событий так, как оно дано в произведении. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности. Произведение может начинаться с события, которое произошло позднее всего того, что описывается дальше.

Так, роман Что делать? , Н. Чернышевского начинается со смерти героя,а потом рассказывается обо всем, что предшествовало этому. В романе "Герой нашего времени" М. Лермонтова также нарушена временная последовательность событий, что сделано писателем для того, чтобы переключить внимание читателя с внешних событий на внутреннюю жизнь Печорина.

Последовательная передача изображенных в произведении событий в их причинно-следственной связи называется фабулой. Часто фабула и сюжет совпадают, и тогда мы говорим только о сюжете. Существуют сюжеты хроникальные и концентрические. В хроникальных сюжетах события соотносятся между собой во времени, а в концентрических между ними преобладает причинно-следственная связь. Различие между этими видами сюжетов хорошо иллюстрирует такой пример: во фразе "Король умер, и скоро умерла королева" воссоздается хроникальный сюжет, но если мы скажем: "Король умер, и королева умерла от горя", — это будет формула концентрического сюжета. В произведении может преобладать какой-то тип сюжета, а могут хроникальные и концентрические начала сосуществовать в одном произведении.

Сюжеты могут быть однолинейными или складываться из нескольких одновременно возникающих линий, то сливающихся, то развивающихся параллельно. Сюжет как сложное целое состоит из элементов, каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог. Не обязательно, чтобы в произведении были все элементы сюжета. В современной литературе, как правило, нет пролога и эпилога, может быть несколько затушевана кульминация и даже отсутствовать развязка. Завязка, развитие действия, развязка определяются конфликтом.

Конфликт — это столкновение противоречивых явлений, целей, устремлений героев или противоречие в самом герое, например между чувством и долгом, желанием и невозможностью его исполнения. Конфликт может выступать как противоречие между героем и обществом, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. На конфликте между героем и обществом построены "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова, Горе от ума А. С. Грибоедова. Противоречие между характером Раскольникова и обстоятельствами действительности образует конфликт "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского; в этом же романе представлен и внутренний конфликт как борьба в душе героя. В каждом литературном направлении — свои доминирующие конфликты. В классицизме это конфликт добра и зла, просвещенности и невежества ("Недоросль" Д. И. Фонвизина). В романтизме основу конфликта составляет противоречие между героем и обществом ("Цыганы" А. С. Пушкина, "Мцыри" "М. Ю. Лермонтова). Спектр конфликтов в произведениях реализма более широк: социальные, психологические, социально-психологические, нравственные конфликты образуют сюжетную основу произведений. Сюжет находит выражение в композиции.

Композиция — это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в единое целое. Композиция обусловлена содержанием и жанром произведения. Композиция может быть простой, линейной, когда отдельные эпизоды нанизываются, следуют один за другим и связаны с главным героем. Примером может служить композиция поэмы Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо . События здесь развиваются в хронологической последовательности. Другой вид композиции включает в себя множество сюжетных линий, которые могут идти параллельно или пересекаясь. Хронологический принцип построения может сочетаться с перестановкой событий согласно авторской логике раскрытия характера. Нарушение хронологии в таком случае выступает и в виде ретроспекций — обращений назад ("Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова, "Отцы и дети" И. С. Тургенева). Композиция может быть кольцевой, т.е. начало и конец как бы смыкаются. Они повторяются или близки друг другу.

Важным компонентом композиции является художественное обрамление — создание картин, сближающихся по принципу аналогии, сходства с основным характером или событием произведения. В повести Л. Н. Толстого "Хаджи-Мурат" эпизод с репейником, который долго сопротивлялся сильной руке, пытавшейся сорвать его, подводит к истории с Хаджи-Муратом, до последнего вздоха боровшимся за свою жизнь. Композиционную роль могут играть интерьер и пейзаж в том случае, если они не являются объектом изображения, а служат для раскрытия идейного замысла произведения. В "Мертвых душах" Н. В. Гоголя детали домашней обстановки позволяют судить о характерах Манилова, Собакевича, Коробочки, Плюшкина. В композиции, таким образом, различаются следующие основные элементы: 1) общее построение 2) система персонажей 3) система событий 4) внесюжетные элементы.

Сюжет вписывается в общую композицию произведений, занимая в нем то или иное, более или менее важное место. В зависимости от соотношения сюжета и фабулы в конкретном произведении говорят о разных видах и приемах композиции сюжета . Самым простым случаем является тот, когда события линейно располагаются в прямой хронологической последовательности без каких-либо изменений. Такую композицию называют еще прямой или фабульной последовательностью .

Следует отметить, что временной охват в произведениях может быть достаточно широким, темп повествования – неравномерным. Существует различия между сжатым авторским изложением, ускоряющим бег сюжетного времени и «драматизированными» эпизодами, композиционное время которых идет «нога в ногу» с сюжетным временем.

Последовательность изложения событий в произведении может быть нарушена.

Важным средством сюжетной композиции становятся хронологические перестановки событий. Нередко эти перестановки диктуются стремлением авторов переключить внимание читателей с внешней стороны происшедшего (что же случится с героями дальше?) на внутреннюю, глубинную его подоплеку. Так, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» композиция сюжета служит постепенному проникновению в тайны внутреннего мира главного героя. Благодаря избранной автором последовательности глав внимание читателя переносится с предпринимаемых Печориным авантюр на загадку его характера, «разгадываемого» от повести к повести, вплоть до «Фаталиста».

Еще одним приемом нарушения хронологий или фабульной последовательности является так называемая ретроспекция, когда по ходу развития сюжета автор делает отступления в прошлое, как правило, во время, предшествующее завязке и началу данного произведения. Подобного рода «ретроспективная» (обращенная назад, к ранее происшедшему) композиция сюжета предполагает наличие в произведениях развернутых предысторий героев, даваемыми в самостоятельных сюжетных эпизодах. Для того чтобы полнее обнаружить преемственные связи эпох и поколений, чтобы раскрыть сложные и трудные пути формирования человеческих характеров, писатели нередко прибегают к своего рода «монтажу» прошлого (подчас весьма далекого) и настоящего персонажей: действие периодически переносится из одного времени в другое. (Так, в «Отцах и детях» И.С. Тургенева по ходу сюжета читатели сталкиваются с двумя существенными ретроспекциями – предысториям жизни Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых).

Фабульная последовательность может быть нарушена таким образом, что разновременные события даются вперемешку; повествование все время возвращается из момента совершающегося действия в разные предыдущие временные пласты, потом снова обращается к настоящему и т.д. Такая композиция сюжета (она называется свободной ) часто мотивирована воспоминаниями или рассказами героев. Иногда свободная композиция становится главным и определяющим принципом построения сюжета; в этом случае принято говорить о собственно свободной композиции («Выстрел» А.С. Пушкина).

Внутренние, эмоционально-смысловые, то есть композиционные, связи между сюжетными эпизодами порой оказываются функционально даже более важными, нежели связи собственно сюжетные, причинно-временные. Композицию таких произведений можно назвать активной, или, воспользовавшись термином кинематографистов, «монтажной ». Монтажная композиция позволяет писателям воплощать глубинные, непосредственно не наблюдаемые связи между жизненными явлениями, событиями, фактами (примером может служить роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Помимо сюжета, в композиции произведения существуют еще и так называемые внесюжетные элементы , которые зачастую бывают не менее, а то и более важны, чем сам сюжет.

Различают три основные разновидности внесюжетных элементов : описание, авторские отступления и вставные эпизоды (иначе их называют еще вставными новеллами или вставными сюжетами).

Описание – это изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей) или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день и, следовательно, также не имеют отношения к движению сюжета. Описания – наиболее распространенный вид внесюжетных элементов, они присутствуют практически в каждом эпическом произведении.

Авторские отступления – более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического и т.п. характера. Авторские отступления – необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там все же появляются («Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Мертвые души» Н.В.Гоголя и др.), они играют, как правило, важнейшую роль, служат непосредственному выражению писательской позиции.

Вставные эпизоды – это относительно законченные фрагменты действия, в которых появляются другие персонажи, действие переносится в другое время и место и т.п. Иногда вставные эпизоды начинают играть в произведении даже большую роль, чем основной сюжет (например, «Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя).

В некоторых случаях к внесюжетным элементам можно отнести также психологическое изображение, если душевное состояние или размышления героя не являются следствием или причиной сюжетных событий, выключаются из сюжетной цепи (например, большинство внутренних монологов Печорина в «Герое нашего времени»). Однако, как правило, внутренние монологи и другие формы психологического изображения так или иначе включаются в сюжет, поскольку определяют дальнейшие поступки героя и, следовательно, дальнейшее течение сюжета.

При анализе общей композиции произведения следует в первую очередь определить соотношение сюжета и внесюжетных элементов, определив, что из них важнее, и исходя из этого, продолжать анализ в соответствующем направлении. Так, при анализе «Мертвых душ» Н.В. Гоголя внесюжетным элементам следует уделить первостепенное внимание. Вообще же внесюжетные элементы зачастую имеют слабую или чисто формальную связь с сюжетом и представляют собой отдельную композиционную линию.

Учебная информация

Учебные вопросы

Вопросы для самопроверки

1. «Такэтори моногатари» как обработка народной сказки.

2. Особенности структуры и композиции «Такэтори моногатари».

3. «Уцухо моногатари» как жизнеописание бодхисаттвы.

4. Место религиозного мистического элемента в «Уцухо моногатари».

5. «Отикубо моногатари» как бытописательская повесть.

6. Роль предметного мира в бытописательской повести.

Список литературы

1. Повесть о дупле (Уцухо моногатари). В 2 т. / Введ., пер. с яп. и примеч. В. И. Сисаури / Под ред. В. Н. Горегляда. − СПб. М., 2004.

2. Повесть о прекрасной Отикубо / Пер. с яп. ВН.Марковой. − СПб. : Азбука классика, 2006. − 314 с.

3. Старинные японские повести / Пер. с яп. − СПб. :Северо Запад, 2003. – 386 с.

4. Горегляд В.Н. Японская литература VIII XVI вв. : Начало и развитие традиций / В.Н.Горегляд. − СПб. : Центр «Петербургское востоковедение», 1997. – 416 с.

5. Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках / Н.И.Конрад. − М. : Наука, 1991. – 562 с.

6. Сисаури В.И. Японский роман X−XII вв. / В.И.Сисаури. − СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2011. − 247 с.

Тема 6. Роман «Гэндзи моногатари» (6 ч.)

Цели и задачи : изучение особенностей ранней японской романистики.

2. Сюжет и композиция романа.

3. Идейно-тематическое содержание произведения.

В начале XI в. придворная дама, поэтесса Мурасаки сикибу («фрейлина Мурасаки») создает роман «Повесть о Гэндзи» («Гэндзи моногатари»), который по праву может считаться художественной энциклопедией жизни придворной аристократии той эпохи.

Автор романа Мурасаки (настоящее имя писательницы неизвестно, Мурасаки − ее прозвище) происходила из старинного рода Фудзивара. В эпоху Хэйан придворные звания присваивались женщинам безотносительно к тому, какое положение они занимали при дворе. Так, звание сикибу Мурасаки получила, вероятно, в связи с тем, что ее отец служил по ведомству церемоний (сикибу-сё ), она жебыла фрейлиной. Отец ее был ученым, брат − поэтом. Сама Мурасаки получила прекрасное образование: была начитанна в китайской классике, умела слагать стихи. Полагают, что Мурасаки родилась в конце 70 х годов X в., умерла в 1014 г., но называются и другие даты.

«Гэндзи моногатари» состоит из двух частей (первую часть составляют 44 главы, вторую −10 глав), первая часть появилась в 1005 г. Роман чрезвычайно обширен: в нем триста действующих лиц, из них главных, или, во всяком случае, проходящих через все произведение, более тридцати. Действие охватывает семьдесят лет. Героем романа является побочный сын императора − Гэндзи.



Мурасаки развертывает перед читателем историю жизни своего героя, начиная с его рождения и кончая последними годами жизни. Каждая глава романа вводит в повествование новую героиню увлечений Гэндзи. Отсюда и названия многих глав: «Югао» («Вечерний лик»), «Уцусэми» («Оболочка цикады»), «Суэцуму хана» («Цветок шафрана»), «Обородзуки ё» («Ночь призрачной луны»). Все это прозвища, которыми наделяют женщин Гэндзи или сама Мурасаки в соответствии с характером и внешностью данной героини или ситуацией ее встречи с Гэндзи (например, «Обородзуки ё» − «Ночь призрачной луны» и др.). На протяжении многих глав Мурасаки любовно и увлеченно рисует жизнь своего героя, полную веселья и блеска. Постепенно, однако, намечается перелом в этой беззаботной жизни, начина­ется как бы второй период жизни Гэндзи, и для этого периода характерна совсем иная атмосфера. Женщины, окружавшие Гэндзи, либо умирают, либо уходят в монастырь, сам он приближается к старости. Последняя возлюбленная Гэндзи, принцесса Сан-но Мия, неверна ему, отцом ее сына оказывается не Гэндзи, а молодой придворный. Повторяется история, героем которой был когда то сам Гэндзи, соблазнивший наложницу своего отца. Во всем чувствуется приближение возмездия за легкомысленную жизнь. Предпоследняя глава первой части романа (она называется «Призраки») посвящена изображению печального настроения Гэндзи, он хочет уйти от мира. Перечитывая письма, полученные от возлюбленных, Гэндзи горюет о своем одиночестве и сжигает эти письма «вместе с воспоминаниями о прошлом». Следующая за этой глава состоит из одного названия «Сокрытие в облаках», самой главы нет в романе. Под «сокрытием в облаках» нужно понимать смерть Гэндзи. Вторая часть романа (она часто фигурирует как отдельное издание) рассказывает о жизни сына Сан-но Мия, принца Каору.

Идейно-тематическое содержание произведения

Появление в такую раннюю эпоху − на рубеже XI в. − монументального и сложного романа, подобного «Гэндзи моногатари» представляет собой необычайное явление, не имеющее параллелей в мировой литературе. Не следует, конечно, преувеличивать широту изображения жизни в романе. Мурасаки показала жизнь верхушки общества, не выходя за ее пределы. Представителей другой общественной среды, например поместных дворян, Мурасаки изображает иронически, не скрывая своего пренебрежения. Простой народ отделен в романе от придворной аристократии подлинной пропастью − так, услышав однажды разговор крестьян между собой, Гэндзи не понял их речи, как будто они говорили не на японском языке.

Мурасаки с большой силой художественного обобщения нарисовала хэйанское общество, показала его судьбу. Центральный герой романа, Гэндзи, обладает всеми преимуществами высокого рождения, чарующей внешностью, добрым сердцем. Но свои незаурядные данные он растрачивает в погоне за наслаждением. Конечно, он не вульгарный сластолюбец: истый хэйанский кавалер, он стремился и в любви, как во всем окружающем, находить красоту и очарование, и все же ни ему, ни тем, с кем он связан, такая жизнь не принесла счастья, она должна была завершиться и завершилась печальным концом, возмездием в духе буддизма, идеологии, господствовавшей в эту эпоху. Атмосфера печали и разочарования чем дальше, тем больше окрашивает повествование. Она безраздельно господствует во второй части романа: на принца Каору распространяется возмездие, заслуженное Гэндзи.

В изображении героинь любовных увлечений Гэндзи ярко проявился гуманизм Мурасаки. Каждая из них наделена индивидуальными чертами, это живые, великолепно обрисованные автором женщины хэйанской эпохи, но в их судьбе есть одно общее: грустный, а иногда и трагический конец. И хотя Мурасаки не протестует против традиционного для ее времени и среды взгляда на женщину как на объект любовного развлечения, ее охватывает печаль каждый раз, когда она видит гибель содержательной, глубоко чувствующей человеческой личности.

Он превзошел все, что было создано до него в японской литературе, богатством психологических характеристик действующих лиц, стройностью сюжета, законченным изяществом литературного языка и стиля.

Выводы по теме

Роман «Гэндзи моногатари» является крупнейшим памятником японской литературы, высшим достижением развития художественной прозы моногатари в средневековый период. Он превзошел все, что было создано до него в японской литературе, богатством психологических характеристик действующих лиц, стройностью сюжета, законченным изяществом литературного языка и стиля.