» » Темы семинара по русскому языку и литературе. Районный семинар учителей русского языка и литературы

Темы семинара по русскому языку и литературе. Районный семинар учителей русского языка и литературы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Формы работы с текстом для подготовки пересказа» (выполнение задания 1 и 2 итогового собеседования по русскому языку).

Итоговое собеседование по русскому языку. Устная часть по русскому языку состоит из четырех заданий. Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты. Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты). Задание 3- построение монологического высказывания на одну из выбранных тем с опорой на план (описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу). Время на подготовку – 1 минута. Представление высказывания- не более 3 минут. Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут. Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись. Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет» . Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов. Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

Спонтанная речь, её особенности. Лингвистический феномен. Неподготовленная речь. Меняется в зависимости от коммуникативных условий. Основная доминирующая над подготовленной устной речью. Реальный показатель уровня языковой компетенции говорящего!!!

Отклонения от норм «подготовленной речи».

Монологическое высказывание.

Требования к монологическому высказыванию. Наличие четкой структуры ответа (обязательное наличие вступительных и заключительных фраз). Четкое соблюдение жанра высказывания(описание, повествование, рассуждение). Представление собственного мнения. Соблюдение временных рамок.

Виды пересказа:

Группы обучающихся:

Выделение групп (6,7 классы).

Работа с текстом. 1. Пронумеровать абзацы. 2. Пронумеровать предложения внутри каждого абзаца, сохраняя общую нумерацию. 3. При работе с текстом, можно произвести следующую графическую работу: - в овал обвести те слова, значения которых вам неясно или вы встречаетесь с ними впервые, выпишите их справа, обратитесь к толковому словарю, чтобы определить их значение; -/ (знак косая черта) поставьте у слов, в которых вы не уверены в ударении, обратитесь к словарю, чтобы избежать ошибок при произношении, выпишите эти слова справа, поставьте ударение; -? (вопросительный знак) поставьте у слов с неясной для вас орфографией, т.е. вы не понимаете, почему пишется так, обратитесь с вопросами к учителю или соответствующему словарю, выпишите эти слова справа; - в () (скобки) возьмите те знаки препинания, которые самостоятельно объяснить не можете, обратитесь за помощью к учителю. - подчеркните грамматические основы предложений, они помогут вам при пересказе.

Подробный пересказ. 1 . Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай весь текст. 2. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста, обрати внимание на грамматические основы в каждом предложении, выдели ключевые /опорные слова без которых главная мысль не понятна. 3. Сформулируй идею в нескольких предложениях. 4. Вырази идею в одном предложении. 5. В соответствии с абзацным членением озаглавь части текста. 6. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода). 7. Составь план пересказа. 8. Пользуясь планом, перескажи текст, можешь его записать слева страницы. 9. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)

Выборочный пересказ 1 . Внимательно прочитай текст. 2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы. 3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки слева страницы. 4. Определи основную мысль пересказа. 5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать. 6. Составь план отобранного текста. 7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа.

Сжатый пересказ Сжатый пересказ 1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства. 2. Выдели в тексте все его части. 3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему? 4. Составь план сжатого пересказа. 5. В каждой части выдели главное, используй выделенные грамматические основы, ключевые слова. 6. Отметь то, что можно объединить. 7. Подумай, как связать части между собой. 8. Изложи сжато каждую часть, можешь записать полученный текст слева.

Спасибо за внимание!!!

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к методической разработке «Формы работы с текстом для подготовки пересказа (выполнение задания 1 и 2 итогового собеседования по русскому языку)».

Структура работы.

Работа включает следующие компоненты:

  1. Итоговое собеседование по русскому языку. Основная задача собеседования. Перечень заданий (можно ознакомиться в презентации).
  2. Определение «спонтанной речи». Особенности «спонтанной речи» (можно ознакомиться в презентации).
  3. Монологическое высказывание, его особенности (можно ознакомиться в презентации).
  4. Пересказ. Виды пересказа. Работа над пересказом (можно ознакомиться в презентации).

Эти 3 компонента представляют собой теоретический блок и необходимы учителю русского языка и литературы как терминологическая основа новой формы допуска к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Практическая часть представляет собой предположение о целесообразности выделения групп внутри класса по сформированности навыка пересказа, а также разработку ряда памяток для обучающихся при работе с текстом для дальнейшего его пересказа.

Актуальность работы:

На данный момент работа имеет преимущественно теоретический характер, ввиду недавнего возникновения необходимости подготовки обучающихся к итоговому собеседованию по русскому языку. Дальнейшие перспективы данной работы могут быть представлены в виде целостной работы по подготовке обучающихся 5-8 классов к новой форме аттестации.

Практическая значимость будет доказана положительной динамикой перехода обучающихся в более высокую группу, выделяемую выше, в идеале 50 процентный показатель обучающихся 3 (желтой группы).

В соответствии с требованиями ФГОС каждый учитель трижды в год представляет таблицу сформированности УУД у обучающихся, считаю целесообразным использовать деление на группы (сильную, среднюю, слабую, очень слабую) и в плане подготовки к ИС (итоговое собеседование). Выглядеть это может следующим образом: 1-сильная (обучающийся владеет 4-мя видами пересказа, лишь иногда прибегает к помощи учителя, способен справиться с трудностями самостоятельно, речь достаточно развита, речевых ошибок мало); 2- средняя (обучающийся владеет 3-мя видами пересказа, трудности возникают, скорее всего с «творческим» пересказом, или возможны вариации, помощь учителя необходима, речь развита, речевые ошибки частотны);3- слабая (можно говорить о владении лишь 2-мя видами пересказа, скорее всего это будет подробный и сжатый пересказы, речь не достаточно развита, много речевых ошибок, при работе с письменным текстом-много орфографических и пунктуационных ошибок, самостоятельно работает с трудом, необходима постоянная помощь учителя); 4- очень слабая (обучающийся, в лучшем случае, владеет одним видом пересказа, или не владеет ни одним видом пересказа, письменная речь затруднена большим количеством орфографических и пунктуационных ошибок.

Деление на группы учитель способен выполнить сам, но при необходимости можно провести мини-исследование на практическом материале в виде входящей диагностики. Следует учесть, что в первую очередь к пересказу следует готовить на основе письменного текста, также как он представлен в ИС, это дает огромные возможности для отработки орфографических и пунктуационных навыков. Каждую группу для самих обучающихся лучше обозначить цветом, например, 1 группа- зеленый, 2 группа- желтый, 3 группа-красный,4 группа- фиолетовый.

В соответствии с этим были получены следующие результаты (см. слайд 14 презентации).

Как видно в диаграмме, самой многочисленной является группа 3 и 4.

Они вызывают опасения в плане возможности справится с ИС, да и с другими формами проверки. Особое внимание следует уделить группе 2, она может в случае положительной динамики перейти в группу 3, но может оказаться и в группе 1. Потенциал группы 3 и 4 должен использоваться в полной мере, поэтому их можно определить как ключевое звено при групповой работе, включив в эту группу обучающихся групп 2 и 1.

Практический методы работы с текстом для формирования навыка пересказа.

Для работы в 5 классах следует брать 1/3 часть целого текста для анализа и пересказа. В 6-7 классах можно работать уже с 2/3. Это важный момент ввиду того, что весь текст как правило больше 160 слов. В 6-7 классах следует выполнять задания на пересказ с включением цитаты. Многие лингвисты считают, что обучающимся основного звена не следует представлять тексты небольшого размера, так как они могут его просто заучить. С этим трудно не согласиться, но цитату к текстам предлагаю заучивать, а для лучшего заучивания записывать, например, в небольшой блокнот как брошюру для дальнейшей работы, это задание может стать домашней работой. Цитаты к проработанным текстам всегда будут под рукой.

Работа по подготовке к ИС может проводиться как на учебных заданиях по русскому языку и литературе, так и на индивидуально-групповых, а также возникает необходимость разработки курса внеурочной деятельности под названием «Ступени к ОГЭ» в 5-8 классах. Рабочий материал можно представить в виде «Памятки для обучающегося», она может использоваться постоянно как алгоритм подготовки к пересказу.

Для начала можно расположить текст в центре страницы так, чтобы справа и слева была возможность делать записи и пометы, затем:

  1. Пронумеровать абзацы.
  2. Пронумеровать предложения внутри каждого абзаца, сохраняя общую нумерацию.
  3. При работе с текстом, можно произвести следующую графическую работу:

В овал обвести те слова, значения которых вам неясно или вы встречаетесь с ними впервые, выпишите их справа, обратитесь к толковому словарю, чтобы определить их значение;

-/ (знак косая черта) поставьте у слов, в которых вы не уверены в ударении, обратитесь к словарю, чтобы избежать ошибок при произношении, выпишите эти слова справа, поставьте ударение;

-? (вопросительный знак) поставьте у слов с неясной для вас орфографией, т.е. вы не понимаете, почему пишется так, обратитесь с вопросами к учителю или соответствующему словарю, выпишите эти слова справа;

В () (скобки) возьмите те знаки препинания, которые самостоятельно объяснить не можете, обратитесь за помощью к учителю.

Подчеркните грамматические основы предложений, они помогут вам при пересказе.

Затем слева можно начинать работу над пересказом, методика работы будет отличаться в зависимости от вида пересказа, рабочий материал также можно представить в виде «Памятки».

Подробный пересказ

1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай весь текст.

2. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста, обрати внимание на грамматические основы в каждом предложении, выдели ключевые /опорные слова без которых главная мысль не понятна.

3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

4. Вырази идею в одном предложении.

5. В соответствии с абзацным членением озаглавь части текста.

6. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).

7. Составь план пересказа.

8. Пользуясь планом, перескажи текст, можешь его записать слева страницы.

9. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)

Выборочный пересказ.

1. Внимательно прочитай текст.

3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки слева страницы.

4. Определи основную мысль пересказа.

5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.

6. Составь план отобранного текста.

7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа.

Сжатый пересказ

1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.

2. Выдели в тексте все его части.

3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?

4. Составь план сжатого пересказа.

5. В каждой части выдели главное, используй выделенные грамматические основы, ключевые слова.

6. Отметь то, что можно объединить.

7. Подумай, как связать части между собой.

8. Изложи сжато каждую часть, можешь записать полученный текст слева.

Целесообразно в пределах одного текста представить все виды пересказа с опорой на письменный текст, это позволит избежать ошибок при речевом оформлении.

В приложении 1 представлен один из вариантов работы над текстом для подготовки пересказа (выполнение задания 1 и 2 итогового собеседования) с сохранением авторской орфографии и пунктуации, работы учителем не правились (см. папку «Работы»).

В приложении 2 представлен список используемой литературы.

Приложение 2

Литература:

1. Бондарко Л.В. Спонтанная речь и организация системы языка// Бюллетень Фонетического Фонда № 8 «Фонетические свойства русской спонтанной речи» / Под ред. Л.В. Бондарко, М. Краузе. – СПб, 2001. – С. 17-23.

2. Васильева Л.А., Тананайко С.О., Шерстинова Т.Ю. Определения уровня речевой культуры в разных типах речи / Л.А. Васильева, С.О. Тананайко, Т.Ю. Шерстинова. – СПбГУ, кафедра фонетики, СПб, Университетская наб., 11.

3. Жабин Д.В. Формальные признаки спонтанной речи говорящего в ситуации стресса:

дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Д.В. Жабин. – Воронеж, 2006. – 330 с.

4. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки при освоении русского языка как родного и иностранного: опыт сопоставительного анализа / С.Н. Цейтлин // Х Конгресс МАПРЯЛ «Русское слово в мировой культуре». Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. – Т. 2. – СПб, 2003. – С. 426-432.

5. Лаврова Н.А. О некоторых причинах контаминированных оговорок в речи детей.


Семинар подготовили:

Антрушина Е.Л., учитель русского языка и литературы МБОУ «Архангельская СШ Соловецких юнг»;

Старцева Е.А., Семакова Е.В., Пахова Н.И., учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №25;

Чегодаева Н.П, учитель русского языка и литературы МБОУ ЭБЛ;

Пашкандаева И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №95

По вопросам семинара обращаться [email protected]

1. Технология развития критического мышления. Этапы реализации.

I этап. Вызова. Пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.
Возможные приемы и методы:
- рассказ-предположение по ключевым словам;
- кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки и др.

II этап. Осмысление содержания. Получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения.
Возможные приемы и методы:
- методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?»;
- ведение раз­личных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др.

III этап. Рефлексии. Размышление, рождение нового знания; постановку учеником новых целей обучения.

Возможные методы и приемы:
- заполнение кластеров, таблиц,
- установление причинно- следственных связей между блоками информации,
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям,
- ответы на поставленные вопросы,
- организация различных видов дискуссий,
- написание творческих работ,
- исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

Презентация

2. Игровая технология. Этапы проведения игры.

Введение в игру (знакомство со смыслом, знакомство с целями и задачами игры, общим регламентом, осуществляется консультирование, инструктаж).

Распределение участников на группы (5-7 человек) (выбор лидера в каждой группе, распределение игровых ролей).

Погружение в игру (учащиеся получают игровое задание).

Изучение и системный анализ (анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику, формулируют, ранжируют проблемы, знакомятся с правилами поведения и правилами игры).

Игровой процесс (поиск или выработка вариантов решений, прогноз возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий, рассматриваемых решений и конкретных действий, расчеты и заполнение документов).

Общая дискуссия (обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы с распределением специальных ролей).

Подведение итогов игры (оценивание решений, знакомство с разными стратегиями, определение их эффективности, подсчет баллов, штрафных и поощрительных очков).

Рефлексия (личностная, интеллектуальная, коммуникативная, кооперативная).

«Выгружение» из игры (разработка «Памятки» или «Уроков, которые можно извлечь», выявление смыслов, возникающих после игры).

Презентация

3. Технология продуктивного чтения. Памятка по подготовке урока.

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (законченный текст, фрагмент, абзац, формулировка правила, таблица, схема и т.п.)..

2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации: – фактуальную (то, о чем говорится в явном виде); – подтекстовую (то, о чем сказано в неявном виде, «между строк»). (Данный уровень может быть не во всех текстах); – концептуальную (основная идея, замысел автора)..

3. Определите роль данного текста на уроке: – используется на этапе введения нового знания или на этапе раз- вития умений; – какова основная цель чтения этого текста на уроке (например, дается специальное продуктивное задание к тексту: составить спи- сок особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.). .

4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения в целях прогнозирования будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст? (Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы. Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение)..

5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками): – короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов (словарная работа); – краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (прогнозирование содержания текста); – вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором: В – вопрос к автору текста, возникающий в ходе чтения. Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос; О – предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос к автору.

6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения – вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или систему вопросов для обобщающей беседы); – или запланируйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.

Презентация

4. Технология составления и работы со СПИСКОМ. Этапы работы.

Этап 1. Первый лист оформляется списками, темы которых задает педагог. Он предлагает составить список того, что каждый имеет. Учащиеся с помощью нумерации составляют свои списки, располагая их вокруг своей фамилии.

Этап 2. Педагог предлагает коллективно составить «список списков», то есть придумать темы - заголовки списков. Каждый участник работы называет заголовок списка, который бы он составил с удовольствием, интересом. Это творческая работа, задача ведущего - дать возможность назвать тему списка каждому. Он записывает их на доске, а все на листах бумаги.

Этап 3. Педагог спрашивает: «Что с этими списками можно делать?» И составляется список «из реплик», которые обозначают вид работы.

Этап 4. Систематизации знаний по определенному учебному предмету или научной области, теме, автору. Педагог предлагает открыть новый лист и составить те списки, с помощью которых он может привести в действие те или иные знания, которые уже освоены его учениками.

Этап 5. На этом этапе работы учащимся предложим думать ассоциативно, искать ответы в разных направлениях. Итоговый список предполагает ответ на вопрос: «Какие всемирно известные списки вы можете назвать?»

Завершающий этап - рефлексивная оценка своей деятельности, осознание отношения к ней с помощью одного слова, реплики, жеста.

Презентация

5. Проектная деятельность. Классификация типов проектов.

«ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БӨЛІМІ»

МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ

« ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА КОСТАНАЯ»

Программа областного семинара учителей русского языка

Современный урок русского языка и литературы в условиях новой парадигмы образования. , методист ОО

Урок русского языка по теме: «Разносклоняемые существительные».

Урок русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными».

, учитель русского языка и литературы СШ № 20

Теоретическая часть.

1.«Современный урок русского языка и литературы в условиях новой парадигмы образования».

, методист ОО

Практическая часть.

2.Урок русского языка по теме: «Разносклоняемые существительные».

, учитель русского языка и литературы СШ № 20

3.Урок русской литературы по теме: «Онегин и Татьяна».

4. Урок русского языка по теме: «Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида».

, учитель русского языка и литературы СШ № 11

5. Урок русского языка по теме: «Антонимы».

, учитель русского языка и литературы СШ № 11

« Современный урок русского языка и литературы в условиях

новой парадигмы образования»

, методист ОО

1.Современный урок с позиции формирования жизненных навыков и ключевых компетенций .

Современное стремительное развитие жизни заставляет перейти школьное образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным стандартам. Стране нужны гармонически развитые люди, способные создавать материальные и духовные блага, законопослушные, не пасующие ни перед какими трудностями. Современная школа просто обязана формировать у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции. И формироваться все это должно на уроке, который должен быть непременно развивающим и личностно – ориентированным. А самыми благодатными уроками для воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки по русской литературе и русскому языку, тем более, что образовательные подходы стали больше ориентироваться на развитие таких жизненных навыков, которые интегрируют в себе умение, способности и компетенции, относимые к разным сферам человеческого бытия . Уроки же по литературе и языку позволяют решить задачи адаптации и развития, учащихся в сфере духовности, нравственности, сформировать у детей социальные и поведенческие навыки в преодолении жизненных трудностей, психологических конфликтов, поиска своего личностного «Я» и своего места в мире и среди людей. Современные требования к образованию таковы, что мы должны отойти от только информационно – просветительского подхода, которые показывает свою неэффективность в решении многих образовательных задач. Сейчас формирование жизненных навыков рассматривается как самый необходимый компонент образования.

Что же такое жизненные навыки?

Жизненные навыки - это готовность личности адекватно действовать для достижения общественно значимых и личных целей в различных ситуациях.

Какой же вклад может внести литература и русский язык?

К таким навыкам мы отнесли:

1. Навыки учебной деятельности;


2. Навыки постановки целей и принятия решений;

3. Навыки критического мышления;

4. Навыки коммуникативные.

На уроках литературы учителю подвластно сформировать у детей навыки межличностного общения, нормы нравственного поведения. Научить решать свои проблемы вместе с литературными героями и на примере их, мыслить критически и творчески эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения , сопереживать, другим людям организовывать свою жизнь здоровым и продуктивным образом.

Жизненные навыки, формируемые на уроках литературы и русского языка:

1. Межличностное общение;

2. Умение решать жизненные и нравственные проблемы;

3. Мыслить критически и творчески;

4. Эффективно общаться;

5. Строить здоровые взаимоотношения.

6. Сопереживать другим людям;

7. Организовывать свою жизнь морально и нравственно здоровой.

Исходя из всего этого, вы видите, что в руках словесников мощный нравственный аспект воспитания подрастающего поколения. И нужно по максимуму использовать уроки литературы и русского языка, чтобы воспитать современные жизненные навыки у учащихся. Какие же:

Основные способности и умения, совокупность которых представляют компетенции, являющиеся элементами жизненных навыков интеллектуально – познавательного характера , к ним относятся следующие умения и способности:

    Анализировать учебный материал, сравнивать объекты, факты, явления; синтезировать материал; Составлять материал, конспект; составлять план выступления и выступать перед аудиторией; Классифицировать материал; Делать резюме, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, аналогии; Аргументировать, доказывать; Пользоваться справочной литературой , словарями, энциклопедиями, СМИ и другими источниками, в т. ч. Интернетом; Слушать, делать выводы, оценивать; Пользоваться исследовательскими умениями и навыками: ставить цели и задачи; выдвигать гипотезы; проводить доказательства; делать обоснование и т. п.; Писать рефераты, составлять и проводить презентации; Использовать полученные знания и умения в жизненных ситуациях.

Ключевые компетенции формируются на конкретном уроке, по конкретной теме. Быть компетентным – значит уметь мобилизировать в данной ситуации (обстоятельствах) полученные знания и опыт. О компетенциях говорят тогда, когда они проявляются в какой – либо ситуации, непроявленная компетенция, оставшаяся в ряду потенциальностей, является скрытной возможностью.

2. Современный урок в условиях личностно-ориентированной пара­дигмы образования

Основная функция личностно-ориентированного образования - обеспечивать и отражать становление системы лично­стных образовательных смыслов учени­ка. Технология решения этой задачи пред­полагает не только формировать ЗУНы, но и выделять образовательные объекты, по отношению к которым ученик самоопре­деляется, добывает знания, знакомится с соответствующими культурно-историчес­кими достижениями человечества, а также выявлять и развивать у ученика личност­ный смысл по отношению к объектам и зна­ниям о них.

Личностный смысл образования зави­сит от мотива, которым руководствуется ученик. Процесс поиска и обретения смыслов в ходе обучения предполагает следующие этапы:

Личностное творчество ученика по отно­шению к изучаемым объектам, распределён­ным в соответствии с образовательными об­ластями;

Самоосознание личного опыта, знаний, обнару­жившихся в процессе познания образова­тельных объектов и общекультурных сведе­ний о них;

Соответствующая деятельность по отношению к фундаментальным достиже­ниям человечества, связанным с изучаемы­ми объектами (отношение к общекультур­ным знаниям и социальному опыту).

Качества ученика, развиваемые в ходе реализации комплекса перечисленных эле­ментов его образовательной деятельности , можно назвать образовательными компетенциями.

Образовательная компетенция пред­полагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каж­дого направления присутствует соответствующая совокупность образова­тельных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного пред­мета), можно предположить трёхуровневую иерар­хию компетенции:

    ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; общепредметные - относятся к опре­делённому кругу учебных предметов и обра­зовательных областей; предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, формируемые в рамках учебных предметов.

Таким образом, образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов. И здесь возникает вопрос: каковы механизмы формирования жизненных компетенций ученика, которые всегда личностно окрашены качествами самого ученика? Механизмы индивидуальны для каждого учебного предмета и учителя. Зачастую их реализация тесно связана с использованием в работе педагога инновационных технологий . Обучение с использованием мультимедийных ресурсов становится реальным средством развития технологии образования. Технология мультимедиа позволяет соединить в единое различные формы предоставления информации: текст, графику, иллюстрации, видео - и аудио- материалы. Технология позволяет повысить качество образования через вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, так как при развитии компетенций учащихся образовательное пространство ориентировано на уменьшение репродуктивных форм работы.

3.Как же построить современный урок?

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

 четко определить и сформулировать для себя его тему;

 определить место темы в учебном курсе;

 определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

 и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме . При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания , целью которых является:

 узнавание нового материала;

 воспроизведение;

 применение знаний в новой ситуации;

 применение знаний в незнакомой ситуации;

 творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

 задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

 задания, способствующие осмыслению материала учеником;

 задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке , для чего подумать:

 что контролировать;

 как контролировать;

 как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий , приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом : его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока ? Конспект должен содержать три основные части:

 формальную;

 аналитическую.

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

4. Дидактические требования к современному уроку:

Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;


Реализация на уроке всех дидактических принципов;

Создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков:

1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа , собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т. д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т. д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа , зачет, коллоквиум, смотр знаний и т. д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структурные элементы учебного занятия

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Этапы комбинированного урока:

Организация начала урока

Проверка выполнения домашнего задания

Всесторонняя проверка знаний

Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Закрепление новых знаний.

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

Организация начала урока

Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.

Проектируемое на такой основе обра­зование сможет обеспечивать целостное компетентностное образование. Образова­тельные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих про­изводственных отношениях.

Практическая часть

Урок русского языка

Тема: «Разносклоняемые существительные»

Учитель: , учитель русского языка и литературы СШ № 20

Класс: 10 «А»

Цель урока : Дать понятие о разносклоняемых существительных, о правописании суффикса ЕН (ЕН) в основе существительного на - МЯ.

Отработать навык правописания ЕН (ЕН) в основе существительных на - МЯ

Учить рассуждать, делать выводы, писать эссе, составлять кластер.

Тип урока : комбинированный с элементами критического мышления

Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал, тесты, учебники.

Ход урока.

Орг. момент . дом зад. №17 упр 128 читает учащийся. Задание Списать, найти разносклоняемые существительные, выделить суффиксы, объяснить правописание глаголов в суффиксах. Составим кластер по теме: «Имя существительное». Что было задано на дом? Упр. 119. Опрос по цепочке, объясняют окончание.

А теперь послушаем, рассмотрим кластер.

Ребята, в нашем кластере не хватает разносклоняемых существительных. Какие ассоциации связаны с этим словом? Выслушать ответы учащихся.

А теперь записываем в тетрадях, число, классная работа, тему урока.

Цель четко проговорить учащимся.

На первом слайде выходят слова, читаем и записываем их в тетради, устно делаю перевод.

Бремя – қыин кезен

Вымя – желін

Время - уақыт

Знамя - ту

Имя - есім

Пламя - от

Семя - тұкым

Стремя - үзінгі

Темя – бастың төбесі

И существительное муж рода Путь – жол

На втором слайде склонение по падежам существительного поле (2 скл), степь (3скл) и разносклоняемые существительные читает Акшархат, Шолпан, Дина.

2) Сравните, какие окончания и время в Род. и Дат. падежах имеет существительное степь ?

А в Творит. падеже?

Запись учителя на доске.

Вывод: Некоторые существительные в Род, Дат и Предл. падежах единств числа имеют окончание 3 скл, а в Творит падеже – окончание 2 скл.

Эти существительные называются разносклоняемыми .

Существительные на - мя (ЕНТ) имеют в основе всех кос падежей – ЕН, например: знамя – на знамен и. Племя – у племен и, темя – на темен и и т. д. и. т.д.

Проведем тренировочную работу .

Я диктую, а вы по порядку записываете, (опрос) Объясняете правописание гласной,

У 1 – Язык племени (пламя – разноскл сущ в Род. Пад

А) Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река В) Шумели старые, печальные липы в сквере. С) Маша улыбнулась, и лицо её оживилось.

Д) Знание человека возвышает, а невежество унижает

Е) Со мной случилось невероятное и, можно сказать, фантастическое приключение

5.Определите предложение с частицей ни:

А) (не, ни) спешите с ответом В) где он) (не, ни) побывал за долгую жизнь!

С) (не, ни) бывать этому Д) товарищ (не, ни) мог (не, ни) помочь мне

Е) вокруг (не, ни) души

6.Укажите наречие с буквой о на конце

А) Налев … В) Изредк… С) Издавн… Д)Справ…Е) Досыт…

7.Укажите вариант с написанием слово через дефис

А) Не было (ни) у (кого) В)Рассказать кое (про) кого

С) Были (же) случаи Д) Кое (какой) товар Е) Пришел (ни) с (чем)

8.Укажите вариант, в котором имеются прямые дополнения

А) Подошел к окну. Ухаживает за дамой. Нужно вызвать на помощь В) Надо помочь хозяину.

Девочка сидела на скамье. Я достал соленых огурцов С) Мы любим земля. Я ловлю рыбу. Шевченко встретил декабристов Д) Перешагнуть через костер. Он стоял за кустами.

Нагнулся над щукой. Е) Кристина рассказывала о происшествии. Пошел побродить по местечку

9.Определите тип придаточного предложения: вскоре он угадал, где находится

А) придаточное предложение образа действия В) придаточное предложение место

С) придаточное предложение изъяснительное Д) придаточное предложение условие Е) придаточное предложение причины.

10.Найдите предложение, в котором есть придаточное изъяснительное

А)Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать

В) Я хочу рассказать тебе, что солнце встало, что весна пришла.

С)Солнце село, но в лесу ещё светло. Д)Чтобы колеса не раскатывались, под них вместо тормозов подложили цепи. Е)Работа будет выполнено в срок при том условии, что никто не станет её отвлекать.

11.Укажите слово, в котором три слога

А) Лежит В)Знаю С) Будет Д) Ворон Е) Ворону

12.Придаточно изъяснительное прикрепляются к поясняемому слову в главном предложении при помощи частицы, употребленной в значении подчинительного союза, в предложении:

А) Граф хотел узнать, не рассказывал ли Сильвио об одном очень странном происшествии

В) Он знает, как я обидел его друга. С) Мне сказали, что у меня в кабинете сидит человек, не хотевший объявить своего имени

Д) Граф и графиня рады были, что я разговорился Е) Он сказал просто, что ему есть до меня дело.

13.Не являются словосочетанием:

А) Темный лес В) Глубокая нора С) Дрожащие листы Д)Жил старик Е)Сверкающие молнии

14.Абай, не заходя в зимовку, попросил скорей оседлать своего коня

А) Обособленным дополнением В) Обособленным обстоятельством С) Обособленным определением

Д) Однородными членами предложения Е)Вводным предложением

15.Перепишите предложение. Расставьте пропущенные знаки препинания и укажите их количество.

Один раз когда он проходил мимо дамы она опять внимательно посмотрела на него и опять ему показалось что они где-то встречались.

Итог урока: Что сегодня изучили на уроке? На какие вопросы отвечает придаточные изъяснительные предложения? Чем отделяются главные предложения от придаточного изъяснительного? Как присоединяются главные предложения к придаточному?

Урок русской литературы

Тема: «Онегин и Татьяна»

Учитель: , учитель русского языка и литературы СШ № 11

Класс: 9

Цели: знать содержание романа; героев романа; их цели в жизни. Нравственные устои и принципы; уметь объяснять причины духовных исканий героев; логически проводить рассуждения, анализировать, сравнивать; воспитывать посредством текста нравственные черты

Оформление: 1. Запись на доске.

2. Презентация.

3. Маршрутные листы.

4. Карточки.

Деепричастием себя называю,

Добавочное действие обозначаю,

На вопрос КАК? я всегда отвечаю,

Совершенного или несовершенного вида бываю,

Сказуемое-глагол поясняю.

В предложении обстоятельством себя являю.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проведем урок-игру: пойдем в горы штурмовать высоту «Образование деепричастий».

Назвать цель урока.

Но покорение горных вершин – дело трудное. Альпинисты тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением, слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают.

Ребята, как вы думаете: с чего начинается восхождение к вершине?

Конечно, с медосмотра: горы слабых не любят.

Предлагаю перед штурмом 1-ой высоты пройти «медкомиссию» и проверить «здорова» ли память наших альпинистов.

Это будет наш старт.

III. Старт (проверка домашнего задания).

1. «Узнавание в лицо» (работает весь класс)

Задание: найдите и выпишите деепричастия.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке,

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно... (А. П.)

2. Индивидуальная работа (один ученик работает у доски).

Задание: спишите, раскройте скобки.

1) Посетитель, (не)сняв шапку, вошел в кабинет.

2) Какой-то мальчик, (не)поздоровавшись ни с кем, вошел в учительскую.

3) Солдат, (не) заметив офицера, (не)отдал ему честь.

3. «Освежим память» (фронтальный опрос).

Лист контроля.

1. Почему вы решили, что выписанные слова, деепричастия? Докажите.

(1) Образовано от глагола. 2) Имеет суффиксы - а,-я, - в, - вши, - ши. 3) Обозначает добавочное действие. 4) Относится к глаголу-сказуемому. 5) Отвечает на вопросы что делая? что сделав? и вопросы обстоятельств.)

2. Кто ввел термин деепричастие? Почему деепричастие особая форма глагола?

(Термин деепричастие введен М. Смотрицким. Значение термина можно объяснить как «причастность к глаголу».)

3. Что называется деепричастием?

4. Какие признаки глагола есть у деепричастия?

5. Какие признаки наречия есть у деепричастия?

6. Как пишется не с деепричастиями?

(Проверить индивидуальную работу, выполненную на доске.

- Перестройте предложения таким образом, чтобы они отражали правильное поведение действующих лиц: 1) Посетитель, сняв шапку, вошел в кабинет. 2) Какой-то мальчик, поздоровавшись со всеми, вошел в учительскую. 3) Солдат, заметив офицера, отдал ему честь.

- А как мы должны вести себя в горах? (В горах кричать, бегать, прыгать опасно. Чем выше горы, тем опаснее любой шум: могут случиться снежные обвалы.)

IV. Инструктаж (объяснение нового материала).

Итак, у деепричастия есть морфологические признаки: неизменяемость и вид.

Еще раз называю тему и цель урока.

1. Учитель по таблице объясняет тему (электронный учебник, 11 класс).

2. Самостоятельная работа с учебником (1 вариант - § 23; 2 вариант - §24) – читают, рассказывают друг другу.

3. - Что знаю?

Что нового узнали об образовании деепричастий несовершенного вида?

(1. Быть – будут – будучи .

2. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов:

На - чь (стричь, беречь);

На - ну (пахнуть, гнуть);

Ждать, петь, бежать, пить, бить, ждать, мять, шить, печь, стеречь, пахать, резать.

3. Не зная броду , не суйся в воду. (добавочное и основное действие происходят одновременно).

Что нового узнали об образовании деепричастий совершенного вида?

(1. Некоторые деепричастия совершенного вида образуются от основы глаголов будущего простого времени с помощью суффиксов - а, - я: войдя, нахмурясь, увидя.

Добавочное действие происходит раньше основного: Что имеем, не храним, потерявши , плачем.)

V. Перед штурмом первой высоты (закрепление).

Коллективная тренировка.

Задание: образуйте деепричастия от глаголов видеть, увидеть, ненавидеть, решаться, решиться, вырастить, зависеть, продолжать, продолжить, приберечь.

Какой суффикс нужно выбрать? От чего это зависит?

2. Индивидуальная тренировка (работа на месте по карточкам с самопроверкой).

Карточка №1

Задание: от глаголов замирать, чувствовать, безмолвствовать наслаждаться образовать деепричастия несовершенного вида, обозначить суффиксы. С 2-мя деепричастиями составить и записать предложения.

Карточка №2

Задание: От глаголов построить, услышать, растаять образовать форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначить графически суффиксы глаголов и деепричастий.

VI. Мы получаем право на штурм первой высоты в 1000 метров.

(Тренировочные упражнения)

Выборочно-распределительный диктант.

Задание: выписать деепричастия, распределив их по видам (несовершенный и совершенный вид).

1.Учись, на людей глядя. 2. Уважая человека, уважаешь себя. 3. Начиная дело, о конце думай. 4. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки. 5. Сделав зло, не жди добра. 6.Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с родиной – всю жизнь. 7. Послав девять глупцов по делу, проследи за ними, чтобы не оказаться десятым.

VII. Перед нами высота в 2000 метров.

Работа по рядам. Задание: разберите слова по составу. Определите вид деепричастий.

1. Выпив, стараясь (вы-пи-в (сов. в.), стара-я-сь (несов. в.).

2. Наливая, завернув (на-ли-ва-я (несов. в.), за-вер-ну-в (сов. в.).

3. Развертывая, проговорив (раз-верт-ыва-я (несов. в.), про-говор-и-в (сов. в.).

VIII. Штурмуем высоту в 3000 метров.

Задание: замените, где можно один из глаголов, деепричастием. Укажите условия замены. Определите вид деепричастия.

1. Казахстан развивается и расширяет международные контакты. 2. Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег. 3. Всадник поравнялся с толпой и спрыгнул с лошади.

IX. Привал. Литературная викторина по басням (устно).

Задание: вставьте деепричастия совершенного или несовершенного вида.

1. Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

(Наевшись), выспалась под ним;

Потом, глаза (продравши) , встала

И рылом подрывать у дуба корни стала.

....................................................................

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

(Не чувствуя ), что он вкушает их плоды.

2. Волк ночью, (думая) залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор.

(Почуя) серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах

И рвутся вон на драку.

3. Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона (взгромоздясь) ,

Позавтракать было совсем уж собралась.

X. Штурм высоты в 4000 метров.

Уровневые задания.

Уцепившись, изучив, преодолев, споткнувшись, найдя, заняв, успокоившись.

III уровень. Задание: спишите деепричастия, одновременно записывая неопределенную форму глаголов, от которых они образованы. Выделите суффиксы деепричастий.

II уровень. Задание: выделите суффиксы деепричастий, определите вид и составьте несколько (4-5) предложений.

I уровень. Задание: составьте текст на тему «Случай в горах».

XI. Штурм вершины горы.

Тест.

1. Укажите предложение с деепричастием.

А) Партизаны остановились против Алеши и взяли ружья на изготовку. (А. Ф.)

Б) Река врезалась в горный отрог, покрылась пеной и запестрела мшистыми валунами. (А. Ф.)

В) Подходя к подъезду, Грибовский нос к носу столкнулся с выходившим из дверей человеком. (А. В.)

2. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида.

А) Здесь, погрузившись в сон железный,

Усталая природа спит. (Ф. Т.)

Б) Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом. (Ф. Т.)

В) Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят. (Ф. Т.)

3. Укажите предложение с деепричастием совершенного вида.

А) За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть. (Л. Т.)

Б) Нагоняя тьму, разыгралась буря. (И. Б.)

В) Взяв у старосты ножницы, он подстриг усы. (И. Б.)

Что называется синонимами?

Подберите к словам синонимы (устно)

Энергичный - … , странный - … , праздник - … , смелый - ….. ,

Высокомерный - …. , необыкновенный - …. , небольшой - …. .

Проверка.

Запись темы урока.

Цели урока.

Задание 1. Узнай в лицо. (Изучение новой темы) - работа в группах.

Отгадай загадки.

Запись в тетрадь :

Зной - …. , лето - …. , шум - …. .

Проверка – защита + индивидуальное задание.

Задание 2 Подскажи словечко…

Определите, кому принадлежат строки из стихотворения.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И ……. И ….. кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет …….. – песнь заводит,

……….. – сказку говорит.

Проверка.

Задание 3. Осада замка. (3 у доски – 1 из группы))

Распределите слова по группам, подберите антоним к каждому слову.

1 – Размер 2 – место 3 – качества человека.

Громадный -… , честный - … , справа - … , высокий - …. , жестокий - … , жадный - ….., вверх - …. .

Проверка.

Задание 4 Лабиринт пословиц.

Что такое пословица? Чему учат пословицы?

1. Добавь антоним.

Родная сторона – мать, чужая - ….. .

Корень ученья горек, а плод - ….. .

Что посеешь, то и …. .

Проверка.

2. Вспомни пословицы с антонимами, запиши.

Труд – лень

Свет – тьма.

Проверка.

3. Замени казахскую пословицу русской. Подчеркни в ней антонимы.

Одежда хороша новая, а друг старый.

Проверка.

Задание 5. Трудные ступеньки.

1 ступенька – 1 уровень – упражнение предложения), переписать, подчеркнуть антонимы.

2 ступенька – 2 уровень – упражнение 317, записать, найти пару.

3 ступенька – 3 уровень – закончить пословицы.

Тяжело в ученье - …………. . Делу время - ……… .

Кто хочет много знать, ………. .

Проверка.

Задание 6. Загадочная дверь. (2 у доски)

Многозначные слова тоже имеют свои антонимы. Подбери их.

1 вариант – 1 рычаг. 2 вариант – 2 рычаг

Мягкий свет - …. Острый нож - ……..

Мягкие движения - …… острый перец - ……

Мягкий климат - ……….. острая шутка - …….

Проверка.

Задание 7. Сумрачная комната. (1 у доски)

Игра «Наоборот». Подбери антоним.

Запись в тетрадь :

Высоко - …., далеко - ….., потолок - …… , потерял - …… , трус - ……, начло - ….. .

Проверка.

Задание 8. Спуск по веревке . (Работа в группе)

Вьем веревку из слов – антонимов. Составить стихотворение с антонимами.

Проверка.

Итоги следствия.

1. Домашнее задание: стр. 124 выучить, упражнение 316, выписать антонимы

2. Оценивание

3. Рефлексия: О чем узнали на уроке? Что называется антонимом?

Достигли ли цели урока? Почему?

В условиях модернизации системы образования необходимо повысить качество, эффективность, продуктивность урока, который напрямую зависит от профессионализма и творчества учителя;

Признать необходимость создания на уроке условий для формирования ключевых компетенций и жизненных навыков учащихся как фактора повышения качества образования;

В урочной деятельности обеспечить условия для реализации современных требований к развитию ключевых компетенций учащихся как к внешней оценке качества образования;

Внедрять в процесс обучения технологии, методы и приемы, формы деятельности, способствующие формированию жизненных навыков учащихся при подготовке учащихся по сложным темам и разделам русского языка и литературы.

Семинар учителей русского языка и литературы

«Комплексное использование межпредметных технологий в работе учителя-словесника»

19 апреля 2016 года в гимназии прошел практико-ориентированный семинар учителей русского языка и литературы города по теме: «Комплексное использование межпредметных технологий в работе учителя-словесника». На семинаре присутствовала методист МУ ДПО «Методический центр ПКПР» Канашина Валентина Михайловна, учителя города, руководители гимназии.

Как известно, задачей учителя-словесника является не только вооружение учащихся языковедческими и литературоведческими знаниями, умениями и навыками, но и формирование у них нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. В школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести человека. Ещё античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель?» И сами же отвечали: «Потому что все учителя должны являться наставниками морали». Не вызывает сомнения, что к учителю русского языка и литературы это относится в первую очередь, ибо именно он является проводником идей общечеловеческих ценностей.

Словесник - звено в цепи поколений; его деятельность направлена на передачу детям и юношеству общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Учебные достижения обучающихся всегда положительны в том случае, когда работа педагога носит творческий характер, деятельность учителя и ученика осуществляется с учётом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики; когда подход к обучению носит деятельностный характер.

На современном этапе задачей учителя является формирование творческой личности школьника. Педагогика сотрудничества ученика и учителя, их взаимообогащающие и гуманистические взаимоотношения реализуются в их взаимной творческой деятельности - другого пути нет.

Идея сотрудничества исключает авторитарность, эксплуатацию памяти. Она стимулирует совместный поиск, глубокую веру учащегося в свою защищённость и право на ошибки, на утверждение себя через поиск и успешное преодоление интеллектуальных и физических трудностей, с одной стороны, и с другой - веру учителя в духовные силы своих учеников. Творческое начало в деятельности учителя и учащихся, возможно, и есть то искомое, которое способно действительно вскрыть внутренние резервы обучения. Творческая познавательная деятельность учащихся - это самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика - нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как правило, в общественном опыте). Следовательно, основными критериями творчества в познавательной урочной деятельности ученика являются самостоятельность, поиск и перебор возможных вариантов движения цели. Выполнение творческих заданий учениками, применение форм и методов ведения урока, способствующих раскрытию творческих способностей учащихся - одно из важных направлений работы учителя.

Как известно, совершенствование содержания образования в школе опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей. Это является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. Использование межпредметных связей, интегрированных уроков активизирует мышление учащихся, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Практика показала необходимость применения межпредметных связей.

Систематическая поурочная деятельность с опорой на межпредметные связи отмечает повышение функций образования, развития и воспитания учащихся русскому языку и литературе. Опыт показывает, что вопросы этического, нравственного, трудового, духовного воспитания не могут решаться в рамках учебного материала одного предмета. Ознакомление с эстетическими и этическими понятиями предполагает выход учителя-словесника в философию, историю, музыку, живопись, этику, эстетику. Межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств комплексного подхода к обучению современных школьников.

Таким образом, появляется необходимость в комплексных формах, имеющих межпредметное содержание: обобщающих уроках, семинарах, научно-практических конференциях.

Важно, что такие формы связаны с коллективным решением учебных проблем в сочетании с индивидуальными заданиями, соответствующими познавательными интересами учащихся. Из практики работы следует отметить, что межпредметные связи всесторонне влияют на процесс обучения - от постановки задач до его организации и результатов.

Современный урок требует разнообразия форм и методов обучения и использование новых образовательных технологий, что в свою очередь даёт возможность учителю создавать ситуацию успеха для каждого ученика, содействовать раскрытию его творческих способностей.

Одной из приоритетных технологий на современном этапе являются информационно-коммуникативные технологии (создание электронных презентаций, внедрение проектных методик и др.). Это важнейшее условие творческого, нравственного и интеллектуального развития каждого ученика. Используя такие методики, решаются и многие дидактические задачи: усиление мотивации учащихся, развитие их самостоятельности, активности; в проекте возможно совмещение различных форм учебной деятельности.

Особое место среди современных образовательных технологий занимает технология развивающего обучения, т.к. именно она даёт широкий простор ученическому творчеству, что в свою очередь развивает личностные качества школьника.

Исследовательские методы в обучении, лекционная, семинарская и зачётная формы особенно эффективны в старших классах. Важное значение имеет использование на уроках технологии игровых методов, ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Обучение в игре даёт хорошие результаты усвоения программного материала на разных этапах обучения. Особенно эффективна эта технология в работе с учащимися с низкой мотивацией, на уроках литературы, где часто используется диалогическая речь, инсценировки.

Обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) - также одна из важных современных обучающих технологий, успешно применяемая в педагогической практике учителя.

Совершенствование педагогического мастерства - важнейшая задача учителя. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в первую очередь помогает педагогу решить эту столь важную задачу. Кроме того - это прекрасный способ самореализации. При такой организации работы открываются новые горизонты, новые перспективы. Это рождение нового творческого поиска учителя, который в конечном результате ориентирует каждого ученика на изучение словесных богатств родного языка как источника его образованности и духовной культуры.

Все эти вопросы обсуждались во время семинара, в рамках которого учителя гимназии провели уроки русского языка и литературы: в 5а классе урок русского языка по теме «Описание времени года. Весна» (учитель Ступина Ирина Георгиевна ); в 8а классе урок развития речи по теме «Составление делового письма» (учитель Сидорова Елена Анатольевна ); в 9а классе урок литературы «Моя душа мгновений след…» (урок-погружение в творчество М.И. Цветаевой) (учитель Учеватова Марина Станиславовна ).

В процессе обсуждения уроков гости дали высокую оценку тем методам и образовательным технологиям, которые учителя гимназии использовали на уроках, обратили внимание на системность в работе педагогов, хорошую подготовку учащихся. Было отмечено, что все уроки соответствовали требованиям ФГОС. Участники семинара поблагодарили учителей за возможность использовать их опыт в своей работе.

___________________________________________________________________________________(ФИО, группа)

(1, 2 и 3 лист распечатать каждому студенту)

Регламент выступления: не более 5 минут на один вопрос.

Семинар №1 (21 сентября) Русский язык и культура речи

    Язык. Естественные и искусственные языки. Живые и мертвые языки. Русский литературный язык.

    Речь как способ реализации всех функций языка. Типы речи (описание, повествование, рассуждение).

    Культура речи как наука. Охарактеризуйте аспекты культуры речи (коммуникативный, нормативный, этический ).

    Коммуникативные качества речи: правильность ; понятность, чистота, точность, ясность, краткость, уместность, логичность, богатство и выразительность в качестве достоинств речи.Приведите примеры важности каждого пункта коммуникативных качеств речи.

    Речевой портрет (языковой паспорт) и способы его описания. Речевой портрет политика.

Домашнее задание: Составьте свой речевой портрет по плану:

1. ваши обычные речевые роли (участник общения: отправитель/ получатель информации - обосновать);

2. коммуникативные качества вашей речи (перечислить те, что свойственны именно вам);

3. какие правила речевого этикета вы соблюдаете (модель приветствия, прощания и под.);

4. считаете ли вы свою речь грамотной (обосновать):

4.1. на звуковом уровне (благозвучная / неблагозвучная, темп речи, интонация, паузы),

4.2. на лексическом уровне (наличие / отсутствие ошибок, активность словарного запаса, использование ограниченной лексики),

4.3. на грамматическом уровне (морфологическая и синтаксическая правильность речи);

5. предпочтительная форма общения (устная/письменная - обосновать).

Семинар №2 (5 октября) Орфоэпическая норма. Нормы русского ударения

1. Понятие «языковая норма» . Какие виды норм существуют в современном русском литературном языке?

2. Орфоэпическая норма. Стили произношения. Варианты произношения. Нормы московского и петербургского произношения.

3. Правила произношения гласных звуков. Правила произношения согласных звуков.

4. Акцентологические нормы. Русское ударение. Особенности. Трудности. Словесное ударение имён существительных. Словесное ударение имён прилагательных. Словесное ударение глаголов. Словесное ударение причастий.

Прочитайте словосочетания и предложения, обращая внимание на произношение слов:

принципы взаимовыгодных договорных отношений; приглашаем к сотрудничеству оптовых покупателей; акции крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов; специалисты по маркетингу; денежные средства акционеров работают во всех ключевых отраслях экономики; для оптовых покупателей – скидки; размер уставного фонда; разнообразие услуг фирмы приятно удивит занятых людей; вы правы; подтвердили намерение продолжить переговоры с целью обеспечения мира; подписание договора; решение экспертной комиссии; необходимо углубить и упрочить позитивные процессы; прибытие экспертов; в результате сложных маневров самолеты наемников смогли бомбардировать военные объекты противника; правительства ряда стран осудили инцидент и выразили соболезнования семьям погибших; работа с каталогом; я очень занята; большой выбор тортов; вы не правы; этот торт вкуснее и красивее; вчера мы были в пиццерии; раз в месяц, обычно по средам, она клала деньги в банк; хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим гостям.

От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.

Блок – блокировать – блокированный. Национализация –

Приватизация – Экспорт –

Делегация – Копия –

Премия – Пломба –

Прочитайте слова, обращая внимание на чтение ударной гласной. В каких словах допустимы варианты?

Афера, бытие, житие, гренадер, зев, опека, оседлый, преемник, местоименный, недоуменный, иноплеменный, безнадежный, блеклый, белесый, трехведерный, издевка, маневры, наемник, осетр, желчный, сметка, платежеспособный, бесшерстный, валежник, желчь, жердочка, зацветший, клест, нареченный, острие, платеж, никчемный, облекший, обнесший, одноименный, планер, предрекший, расседланный, старьевщик, решетчатый.