» » Устав о воинской повинности 1874 г вводил. Манифест о введении всеобщей воинской повинности

Устав о воинской повинности 1874 г вводил. Манифест о введении всеобщей воинской повинности

Военно-судебная реформа 1867 г. Военное управление подверглось также преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: “Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….”. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода. Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.Подверглась коренным изменениям система военного управления , чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. “Положение о военно-окружных управлениях”. На основании этого “Положения” устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.Особое отношение было к пленным . Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.Наконец 1 января 1874 г . закон о воинской повинности был утвержден Александром 2. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 21 – 40 лет.В “общих основаниях” сказано, что “защита отечества составляет священную обязанность каждого русского гражданина”.Нанимать за себя охотников или откупиться деньгами было запрещено. Все достигшие 20 лет обязаны приписаться к своему призывному участку и вынуть жребий. Лица, вынувшие номер, влекущий к зачислению на службу, поступал в ряды войск, а прочие освобождались раз и навсегда от обязанности поступления на службу, но до 40 лет зачислялись в государственное ополчение.Установление обязательной воинской повинности , во-первых, возвысило звание воина, а во-вторых, привлекло в ряды армии значительное число лиц, принадлежавшим к высшим сословиям и вообще получивших образование, тогда как по действовавшим законам таковые лица прежде освобождались от рекрутской повинности.

“Милютин обратил дело защиты родины, - писал А. Ф. Кони, - из суровой тяготы для многих в высокий долг для всех и из единичного несчастья в общую обязанность”. Общий срок службы по новому закону устанавливался в 15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, на флоте - 10 лет, из которых 7 приходилось на действительную службу и 3 года – в запасе. Лица, окончившие учебные заведения, могли поступать вольноопределяющимися на сокращенные сроки службы. Для имеющих высшее образование срок службы устанавливался в 6 месяцев (14 лет в запасе), для призывников с начальным образованием - 4 года (в запасе 11 лет). Допускались отсрочки до окончания образования и сокращение срока действительной службы. В 1876 г. срок действительной службы был сокращен до 5 лет, позже он неоднократно изменялся – то сокращался (до 3-4 лет), то увеличивался (до 5 лет). От военной службы освобождались только лица, имеющие физические недостатки. Льготы устанавливались также и по семейному положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставу запрещалась замена и найм. В принципе обучения солдат предусматривалось, что сила государства не в одной численности войск, но и в нравственных и умственных качествах этого войска. В армии стали развивать солдат, обучать, возвышать нравственно. Были ограничены телесняе наказания и кулачная расправа. Новый закон имел большое значение и для повышения народного образования. В рескрипте Александра 2 , оценивавшем заслуги Д.А. Милютина, говорилось: “Проникнутый горячей заботливостью о пользе армии и общем благе государства, вы не смирились во внесенном вами в Государственный совет проекте к приумножению не только материальной, но преимущественно нравственной силы войска, а в то же время не упустил из виду необходимости ограждения других важных интересов: быта семейного, промышленности, торговле и искусстве, а в особенности просвещения во всех его степенях”. Новый закон оказал влияние и на состав армии, сделав ее более молодою, вследствие сокращения действительной службы, и однородною, по возрасту нижних чинов. Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученный резерв до 550 тыс. человек, необходимый для развертывания армии в военное время, а также способствовало превращению вооруженных сил России в современную массовую армию. В государственное ополчение должны были зачисляться лица, не проходившее вовсе военной службы, а также и выслужившие положенное число леи (действительной службы и запаса). Предельный возраст пребывания в ополчении устанавливался в 40 лет. Позже он был увеличен до 40 лет. Вместе с тем закон не был до конца последователен . Значительная часть “инородческого” населения устранялась от воинской повинности (уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера). Освобождались от призыва лица духовного звания, менониты, отдельные группы колонистов, деятели науки и искусства. Данные, показатели призыва в течение первых семи лет после принятия закона о всесословной воинской повинности, представлены в таблице. Из приведенных данных видно, что процент призываемых, получивших льготы по семейному положению, составлял в среднем 51,5%. Лица, освобожденные от службы по зачетным квитанциям, не насчитывали даже 0,01%. Следует заметить, что зачетные квитанции продавались правительством по числу вступивших в ряды армии охотников, а также выдавались как отдельным семьям так и обществам:1) за ратников, которые остались на военной службе или умерли, находясь в ополчении; 2) за сданных в рекруты сверх набора и т.д. Характерно, что с каждым годом увеличивалось число лиц, которым были предоставлены отсрочки по образованию.

Вопрос 38. Корректировка реформ в области суда и мсу в 80-90г 19в. Положение о мерах к охранению гос порядка и общественного спокойствия 1881г Положение о земских участковых начальниках 1889. Положение о губернских и уездных земских учр-ях 1890г. Городовое положение 1892г

КОНТРРЕФОРМЫ 1880-1890-Х ГГ. В 1871 г . дознание по государственным преступлениям было официально поручено корпусу жандармов. Собранные материалы должны были передаваться министру юстиции, который мог направить их в судебные инстанции, а мог принять меры к решению дела в административном порядке. В 1872 г . наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей. В 1874 г . из ведения общих судов изымаются дела о "противозаконных сообществах" и участии в них, в 1878 г. - дела о противодействии или сопротивлении властям и о покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду. После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами, усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 г. было принято специальное "Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия", закрепившее и приведшее в систему все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка. Согласно этому Положению, министру внутренних дел, генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Еще в 1866 г . у суда присяжных были изъяты дела о печати, административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов. Наступление на гласность началось задолго до 1881 г. В интересах конфиденциальности допрос высших должностных лиц с 1869 г. мог производиться на дому. В 1887 г . суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело "деликатным", "конфиденциальным" или "секретным". В 1889г . вступает в действие "Положение о земских участковых "начальниках", разрушившее раздельность судебной и административной властей. Этим актом прежде всего был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем, вплоть до 1913 г., они исчезают вовсе. В уездах вместо мировых судей вводился институт земских начальников, наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоупр, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались высшее образование или занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей откровенностью.Параллельно с земскими начальниками в уезде стали действовать уездные члены окружного суда, рассматривавшие дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.
Второй инстанцией для всех этих судов стал уездный съезд, состоявший из уездного члена окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлялся уездным предводителем дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами. Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия, находившиеся под руководством губернатора и в основном состоявшие из государственных чиновников. Земские начальники отбирали кандидатов для волостных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и арестовывали без особых формальностей волостных судей.
В 1890 г. было пересмотрено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов представительства по первой курии: в нее входили теперь исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах в дворянской курии снижался имущественный ценз. Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - земских начальников, губернатора: губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское собрание. Закон предоставлял губернатору право приостанавливать любое постановление земского собрания, если оно "не соответствовало общим государственным пользам и нуждам" либо "нарушало интересы местного населения".

Улучшить подготовку офицерских кадров

Перевооружить армию современным оружием

Улучшить систему военного управления

Ликвидировать отставание русской армии от западноевропейских

Создать армию, обладающую обученными резервами

Причиной введения этой реформы стало поражение Российской Империи в Крымской войне.

Основные положения реформы:

Учреждены 15 военных округов для улучшения управления армией

Расширена сеть военных учебных заведений для подготовки офицеров(академии, военные гимназии, юнкерские училища)

Вводились новые военные уставы

Проведены перевооружение армии и флота

Отмена телесных наказаний

А в 1874 году была отменена рекрутская система, вводилась всеобщая(всесословноя) воинская повинность

Устанавливались следующие сроки службы в армии: в пехоте - 6 лет, во флоте - 7, 9 лет в запасе,для окончивших уездные училища - 3 года, для окончивших гимназии 1.5 года, для окончивших вузы 6 месяцев, т. е. Срок службы зависел от образования.

Военная служба начиналась с 20 лет. На военную службу не призывались: единственный в семье сын, кормилец, духовенство, народы Севера, Ср. Азии, часть Кавказа и Сибири

Первая русская революция 1905-1907 гг.: ее предпосылки и основные этапы. Создание Советов как органов революционной власти.

Высочайший Манифест Об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский манифест)

Законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12-18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.

Прежде всего, Манифест 17 октября 1905 года обозначил основные права и свободы человека и гражданина, которые были более подробно рассмотрены в
Своде основных государственных законов. Это был значимый шаг к развитию принципов конституционизма в стране.

Кроме того, в Манифесте нашли свое отражение основы государственного устройства, основы формирования и деятельности Государственной Думы и
Правительства, которые также получили свое развитие в Своде.

Свод, в свою очередь охватил более широкий круг вопросов. Кроме указанных вопросов, в данном нормативном правовом акте нашли свое отражение такие важнейшие вопросы, как вопрос о государственной власти, законодательной инициативе и законодательном процессе в целом, о положении данного Свода в законодательной системе, которая существовала в тот период, и многое другое.

Основные гос законы Российской Империи в редакции 23 апреля 1906г: форма правления, порядок законодательства, права и обязанности подданных

За несколько дней до открытия первой Думы, 23 апреля 1906 г., Николай II утвердил текст редакции Основных государственных законов Российской империи. Такая поспешность была связана со стремлением не допустить их обсуждения в Думе, дабы последняя не превратилась в Учредительное собрание. Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.

В первой главе основных законов раскрывалось существо «верховной самодержавной власти». До последнего момента Николай II сопротивлялся изъятию из текста положения о неограниченной власти монарха в России. В окончательной редакции статья об объеме царской власти была сформулирована следующим образом: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть...» Отныне российский император должен был делить законодательную власть с Думой и Государственным Советом. Однако прерогативы монарха остались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства» (только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы), он утверждал законы, назначал и увольнял высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождем российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство.

В девятой главе, устанавливавшей порядок принятия законов, определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государем Императором». Законопроекты, не принятые обеими палатами, считались отклоненными. Законопроекты, отклоненные одной из палат, могли быть вновь внесены на ее рассмотрение только с разрешения императора. Законопроекты, не утвержденные императором, могли быть вновь рассмотрены не ранее следующей сессии.

Основные государственные законы заложили основы новой политической системы, впоследствии получившей название третьеиюньской монархии.

Основные государственные законы 1906 г. являлись конституцией. Таковыми они рассматривались как представителями власти, так и либеральными историками государственного права.

Таким образом, можно сделать выводы, что в России установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых.

Гос Дума

Система представительных учреждений вводилась в России рядом гос.актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая «Основными гос. законами»23 апреля 1906 г. По первоначальному проекту (6 августа 1905 г.) Гос-венная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение полит.ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.

11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издается указ «Об изменении положения о выборах в Гос-венную думу», кот. значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Гос-венная Дума в период с 1905–1907 гг. являлась представительным органом власти, впервые ограничившим монархию в России.

Причинами формирования Думы явились: революция 1905–1907 гг., поднявшаяся после Кровавого воскресенья, и общее народное волнение в стране.

Порядок формирования и учреждение Думы устанавливались Манифестом об учреждении Гос. Думы от 6 августа 1905 г.

Гос-венная Дума должна была работать совместно с Советом министров. Совет министров был постоянно действующим высшим правительственным учреждением, возглавляемым председателем.

Совет министров возглавлял все ведомства по вопросам законод-ва и высшего гос. управ-я, т. е. он в некоторой степени ограничивал дея-сть Гос. Думы.

Основные принципы работы Гос. Думы:

1. свобода совести;

2. участие в выборах широких слоев населения;

3. обязательное утверждение Думой всех издаваемых законов.

Активным избирательным правом в Гос-венную Думу обладали все мужчины старше 25 лет (исключение – военнослужащие, студенты, поденные рабочие и кочевники).

Компетенция Думы по Учреждению: разработка законов, их обсуждение, утверждение бюджета страны. Все законопроекты, принятые Думой, должны были получить одобрение Сената, а позднее – императора. Дума не имела права рассма3вать вопросы, выходящие за рамки ее компетенции, например вопросы платежей по гос. долгам и кредитам Министерству двора, а также по гос. займам.

Срок полномочий Гос. Думы – 5 лет.

Гос-венная Дума была двухпалатной: верхняя палата – Гос. совет (его возглавляли председатель и вице-председатель, назначаемые императором ежегодно); нижняя палата – представители от населения.

В период 1905–1907 гг. было созвано 3 Думы различ. составов. I Дума просуществовала 72 дня. Она была наиболее либерально настроенной, т.к.ее созыв стал следствием революционного движения в России, в ней не было представителей от монархического движения.

После роспуска уже III Думы (когда народные восстания были подавлены царской армией) были внесены значительные изменения в законы о Гос. Думе, например:

2. ограничивалось число представителей от Польши, Кавказа и Средней Азии.

Крымская война вскрыла вопиющие недостатки николаевской армии и всей военной организации России. Армия пополнялась рекрутскими наборами, падавшими всею своею тяжестью на низшие классы населения, ибо дворянство было от обязательной военной службы свободно (с 1762 г.), а богатые люди могли от рекрутчины откупиться. Солдатская служба продолжалась 25 лет и была связана, помимо военных опасностей, с такими тягостями, невзгодами и лишениями, что население, сдавая свою молодежь в рекруты, прощалось с ней, в большинстве случаев, навсегда. Отдача на военную службу рассматривалась как тяжелое наказание: помещики стремились сбыть в рекруты самый порочный (или непокорный) элемент из своих деревень, а в уголовном законе отдача в солдаты прямо предусматривалась в числе наказаний, наравне со ссылкою в Сибирь или заключением в арестантские роты.

Пополнение армии офицерским составом находилось также в весьма неудовлетворительном положении. Военных школ далеко не хватало для пополнения армии необходимыми офицерскими кадрами; большинство офицеров (из дворянских «недорослей» или из выслужившихся унтер-офицеров) было весьма невысокого уровня. Мобилизация армии в военное время была затруднительна в виду отсутствия обученных резервов, как офицерских, так и солдатских.

В самом начале царствования Александра II были устранены наиболее вопиющие тяготы и несправедливости предшествовавшей эпохи: палочные школы «кантонистов» - солдатских детей - были закрыты и кантонисты были уволены из военного сословия.

{1805 -1856г.г.- Кантонистами («Кантон» – с нем.) называли несовершеннолетних солдатских сыновей, числившихся с рождения за военным ведомством, а также принудительно отправленных на подготовку к службе детей раскольников, польских повстанцев, цыган и евреев (детей евреев брали с 1827г.- при Николае I, до того был денежный налог) . – ldn-knigi }

Военные поселения были упразднены. В 1859 году срок обязательной военной службы для вновь поступающих нижних чинов был установлен в армии - 15 лет, во флоте - 14.

Со вступлением в управление военным министерством

Д. А. Милютина, в 1861 году, началась энергичная и систематическая работа в целях коренной и всесторонней {244} реформы армии и всего военного ведомства. В 60-х годах Милютин преобразовал центральное военное управление. В 1864 г. «Положением» о военно-окружном управлении были введены местные органы военно-административного управления. Вся Россия была разделена на несколько военных округов (в 1871 году их было 14: 10 в Европейской России, три в Азиатской и Кавказский округ) с «командующими» во главе, и таким образом центральное военное управление в Петербурге было разгружено от множества мелких дел и, с другой стороны, были созданы условия для более быстрого и организованного проведения мобилизации в отдельных частях государства.

В заботах о подготовке офицерского состава армии, Милютин совершенно реорганизовал систему военного образования. Прежние немногочисленные кадетские корпуса (состоявшие из общеобразовательных и специальных классов) были преобразованы в «военные гимназии» с общеобразовательным курсом реальных гимназий, а старшие их классы были отделены для специально военной подготовки будущих офицеров и образовали особые «военные училища». В виду недостаточного количества существовавших военных школ, были созданы «военные прогимназии» (с 4-хлетним общеобразовательным курсом), и «юнкерские училища» (с 2-летним курсом). В 1880 году в России было военных училищ (включая специальные) 9, юнкерских училищ 16; военных гимназий 23, прогимназий 8. Для высшего военного образования существовали академии: генерального штаба, инженерная, артиллерийская и военно-медицинская; вновь была создана еще военно-юридическая академия.

Но главной реформой Милютина и главной его заслугой является введение в России всеобщей воинской повинности. Проект, выработанный Милютиным, встретил сильную оппозицию в Государственном Совете и в «особом присутствии о воинской повинности». Заскорузлые консерваторы и сторонники дворянских привилегий возражали против реформы и пугали царя будущей «демократизацией» армии, но при поддержке государя и вел. князя Константина Николаевича, {245} председательствовавшего в Государственном Совете, Милютину удалось провести свой проект.

(3-го декабря 1873 г. государь сказал Милютину: «Есть сильная оппозиция новому закону..., а более всех кричат бабы» (Дневник Милютина). Конечно, то были не деревенские бабы, а окружавшие царя графини и княгини, которые никак не хотели примириться с мыслью, что их Жоржики должны будут становиться в солдатские ряды вместе с деревенскими Мишками и Гришками. В своем дневнике за 1873 год Милютин замечает о прохождении проекта: «идет туго, много споров», или: «горячее заседание», или: «На сцену снова является гр. Д. А. Толстой, и снова раздражительные, желчные, упорные препирательства». Занятно, что министр народного просвещения граф Толстой больше всего спорил против тех льгот по образованию, на которых настаивал военный министр Милютин.) .

1-го января 1874 года был издан Манифест о введении всеобщей воинской повинности. В тот же день был опубликован Устав о воинской повинности, первая статья которого гласила: «Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности». По новому закону, каждый год (в ноябре) производится призыв к отбыванию воинской повинности.

Все молодые люди, которым исполнилось 20 лет к 1-му января этого года, должны являться на призыв; затем из тех, которые будут признаны годными к военной службе, по жребию отбирается такое число «новобранцев», которое требуется в текущем году для пополнения кадров армии и флота; остальные зачисляются в «ополчение» (которое призывается на службу лишь в случае войны). Срок действительной службы в армии был установлен 6-тилетний; отбывшие этот срок зачислялись на 9 лет в запас армии (во флоте соответственно сроки были 7 лет и 3 года).

Таким образом милютинский закон впервые создавал для российской армии обученные резервы на случай мобилизации. - При отбывании воинской повинности целый ряд льгот был предоставлен по семейному положению и по образованию. Освобождались от призыва на действительную службу молодые люди, которые были единственными кормильцами своих семей {246} (льготу 1-го разряда имел единственный сын), а для лиц, получивших образование, срок действительной службы значительно сокращался, в разной степени в зависимости от уровня образования. Лица, имевшие известный образовательный ценз, могли (по достижении ими 17-ти-летнего возраста) отбывать воинскую повинность в качестве «вольноопределяющихся», причем срок действительной службы для них еще более сокращался, а по окончании службы и по выдержании установленного экзамена они производились в первый офицерский чин и образовали кадр офицеров запаса.

Под влиянием «духа времени» и благодаря заботам и стараниям

Д.А. Милютина в 60-е и 70-е годы совершенно изменился весь строй и характер жизни русской армии. Из нее была изгнана суровая муштровка и палочная дисциплина с жестокими телесными наказаниями.

(Телесные наказания сохранились только для оштрафованных», т. е. серьезно провинившихся и переведенных в «дисциплинарные батальоны» нижних чинов.) . Их место заняло разумное и гуманное воспитание и обучение солдат; с одной стороны повышалась боевая подготовка: вместо «церемониальных маршей», они обучались стрельбе в цель, фехтованию и гимнастике; улучшено было вооружение армии; вместе с тем солдаты обучались грамоте, так что милютинская армия, в некоторой степени, возмещала недостаток школьного образования в русской деревне.

1) Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.

2) Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником Не Допускаются10

3) Лица мужского пола, имеющие от роду более пятнадцати лет, могут быть увольняемы из русского подданства лишь по совершенном отбытии ими воинской повинности или же по вынутии жребия, освобождающего их от службы в постоянных войсках.

5) Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени...

9) Число людей, потребное для пополнения армии и флота, определяется ежегодно законодательным порядком.

11) Поступление на службу по призывам решается жеребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

12) К жеребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым к 1-му января того года, когда набор производится, минуло двадцать лет от роду.

13) Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, представляется отбыть воинскую повинность без жеребия в качестве вольноопределяющихся.

17) Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жеребию определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе...

18) Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе. ...

20) Указанные... сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность.

23) Чины запаса призываются на действительную службу в случае необходимости привести войска в полный состав... Во время состояния в запасе чины оного могут быть призываемы Военным или Морским министерством, по принадлежности, в учебные сборы, но не более двух раз в течение всего срока нахождения в запасе и каждый раз не долее как на шесть недель.

24) От призыва на службу из запаса освобождаются лица, занимающие должности по государственной гражданской или же общественной службе.

26) Принадлежащие к податным сословиям лица освобождаются во время состояния на действительной службе от всех взимаемых подушно государственных, земских и общественных сборов; равным образом они освобождаются и от натуральных повинностей. В отношении же к имуществам, им принадлежащим, означенные лица обязаны платежом податей и иных сборов и отбыванием следующих с тех имуществ повинностей на общем основании.

31) Состоящие в запасе пользуются... льготою от взимаемых подушно податей и иных сборов и от натуральных повинностей, которым они подлежали бы лично, в течение года.

36) Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения от призывного до сорокалетнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.

45) По семейному положению 12 устанавливаются три разряда льгот.

Первый Разряд: а) для единственного способного к труду сына при отце, к труду неспособном, или при матери-вдове;

б) Для единственного способного к труду брата при одном или нескольких круглых сиротах братьях или сестрах;

в) для единственного способного к труду внука при деде или бабке, не имеющих способного к труду сына, и

г) для единственного сына в семье, хотя бы при отце, способном к труду.

Второй разряд: для единственного способного к труду сына при отце, также способном к труду, и братьях до восемнадцати лет.

Третий разряд: для лица, непосредственно следующего по возрасту за братом, находящимся по призыву на действительной службе или умершим на ней.

52) Для устройства имущественных и хозяйственных дел разрешается отсрочивать, но не более как на два года поступление на службу лиц, управляющих лично собственным недвижимым имуществом.

56) Для лиц, достигших нижеуказанных степеней образований 13 , при отбывании ими воинской повинности по жеребию устанавливаются сокращенные сроки службы на следующем основании:

1) окончившие курс в университетах и других учебных заведениях первого разряда или выдержавшие соответственное испытание состоят: на действительной службе шесть месяцев и в запасе армии четырнадцать лет и шесть месяцев;

2) окончившие курс шести классов гимназий или реальных учи- лиш. или второго класса духовных семинарий, или же курс других учебных заведений второго разряда, а равно выдержавшие соответственное испытание состоят: на действительной службе год н шесть месяцев и в запасе армии тринадцать лет и шесть месяцев;

3) окончившие курс или выдержавшие испытание в знании курса учебных заведений третьего разряда14 состоят: на действительной службе три года и в запасе армии двенадцать лет, и

4) имеющие свидетельство о знании курса начальных народных училищ... или курса других учебных заведений четвертого разряда15 состоят: на действительной службе четыре года и в запасе армии одиннадцать лет.

62) Освобождаются от воинской повинности:

1) священнослужители всех христианских вероисповеданий, и

2) лица православные псаломщики, окончившие курс в духовных училищах..

63) Нижеозначенные лица, если ими будет вынут жеребий, ^Ределяющий поступление их в постоянные войска, освобождаются апиД(ИС1вительной службы в мирное время и зачисляются в запас армии на пятнадцать лет:

1) имеющие степень доктора медицины или лекаря, магистра ветеринарных наук или формации, или же ветеринара...

2) пенсионеры императорской академии художеств, отправленные за границу на казенный счет для усовершенствования в художественном образовании, и

3) преподающие в учебных заведениях..., а равно штатные помощники их.

173) Вольноопределяющиеся разделяются на три разряда соответственно полученному ими образованию и обязаны прослужить в действующих войсках:

1) выдержавшие испытание из курса учебных заведений 1-го разряда - три месяца;

2) выдержавшие испытание из курса заведений 2-го разряда... - шесть месяцев, и

3) выдержавшие испытание по особой программе, устанавливаемой по соглашению министров военного и народного просвещения,- два года.

180) Вольноопределяющиеся по выдержании установленных испытаний, в случае удостоении ближайшего начальства, производятся:

1) в унтер-офицеры-по выслуге рядовым: вольноопределяющимся, принадлежащим по ст. 173 к первому разряду,- двух месяцев, принадлежащим ко второму разряду - четырех месяцев и принадлежащим к третьему разряду - одного года;

2) в офицеры, по выслуге в нижнем звании: вольноопределяющемся первого разряда - трех месяцев, второго разряда - шести месяцев и третьего разряда - трех лет...

Сборник правительственных распоряжений по введению

обшей воинской повинности.-СПб.,

Глава II.

О сроках службы в постоянных войсках и в запасе.

17. Общий срок службы в сухопутных войсках, для поступающих по жеребью, определяется в пятнадцать лет , из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе. Из сего правила допускается исключение для людей, назначаемых в войска Туркестанскаго военнаго округа, а также в войска, расположенныя в областях: Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и Приморской. Общий срок службы для них устанавливается в десять лет, из коих семь лет они должны пробыть на действительной службе и три года в запасе.

18. Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе.

19. Сроки службы для лиц, поступивших в войска по жеребью, исчисляются: а) для поступивших во время общаго призыва (ст. 14) - с 1-го января следующаго за призывом года, и б) для поступивших в остальное время года (кроме означенных ниже в ст. 219) - с перваго дня следующаго за поступлением их в войска месяца.

20. Указанные в предшедших 17 и 18-й статьях сроки службы установляются собственно для мирнаго времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность.

21. Военному и Морскому Министерствам, по принадлежности предоставляется право увольнять в запас нижних чинов сухопутных войск и флота, в случае представляющейся к тому возможности, и ранее выслуги ими установленных в статьях 17 и 18-й сроков действительной службы. За военным и морским начальствами сохраняется также право увольнения нижних чинов, во всё время их службы, во временные отпуски сроком до одного года.

22. Относительно увольнения чинов флота в запас соблюдаются следующия особые правила:
а) Увольнение чинов флота в запас производится вообще по окончании кампании, но не ранее октября месяца.
б) Чины, находящиеся на военных судах в заграничном плавании, по выслуге ими срока действительной службы, могут быть увольняемы в запас, в случае изъявления ими самими на то желания, немедленно по возвращении судна в один из русских портов. По особенно же уважительным причинам, командиру судна разрешается увольнять в запас желающих и из заграничных портов: но в таком случае уволенные возвращаются в Россию на свой счёт.
в) Время, проведённое чинами флота на действительной службе сверх установленнаго для оной срока, зачитается вдвое в срок, определенный для состояния в запасе. Тем же чинам флота, которые, по необходимости задержаны будут на службе, в мирное время свыше одного срока, установленнаго для действительной службы и для состояния в запасе, предоставляются права сверхсрочнослужащих, а не пожелавшим воспользоваться сими правами, производится, в течение всего времени сверхсрочной службы, двойное штатное жалованье.

23. Чины запаса призываются на действительную службу в случае необходимости привести войска в полный состав. Призыв их совершается Высочайшими указами Правительствующему Сенату. Во время состояния в запасе, чины онаго могут быть призываемы Военным или Морским Министерством, по принадлежности, в учебные сборы, но не более двух раз в течение всего срока нахождения в запасе, и каждый раз не долее, как на шесть недель.

24. От призыва на службу из запаса освобождаются лица, занимающие должности по государственной гражданской, или же общественной службе, означенныя в особом списке. Список этот подносится к Высочайшему утверждению чрез Кабинет Министров.

Глава III.

О гражданских правах и обязанностях военнослужащих и лиц, состоящих в запасе.

25. Лица, состоящия на действительной военной службе, сохраняют во время прохождения оной все личныя и имущественныя права своего состояния, с необходимыми лишь ограничениями, установленными в законодательном порядке. Лица податных сословий продолжают числиться в составе тех обществ, к которым принадлежали при вступлении в службу, пользуясь при этом правами, указанными в законах о состояниях (прилож. к ст. 423, примеч., по прод. 1868 г.).

26. Принадлежащия к податным сословиям лица освобождаются, во время состояния на действительной службе, от всех взимаемых подушно государственных, земских и общественных сборов; равным образом, они освобождаются лично и от натуральных повинностей. В отношении же к имуществам, им принадлежащим, означенныя лица обязаны платежом податей и иных сборов и отбыванием следующих с тех имуществ повинностей, на общем основании.

27. Состоящие в запасе подлежат действию общих законов и пользуются, на общем основании, правами, как принадлежащими им по состоянию, так и теми, кои приобретены ими на службе, но подчиняются особым правилам, установленным в законодательном порядке для учета запаса.

28. Чинам запаса предоставляется поступать на государственную гражданскую и общественную службу, а равно избирать инаго рода деятельность, с соблюдением установленных общими законами правил. Повышение в гражданских чинах не дает однако упомянутым лицам права, при поступлении снова в ряды войск, на чин или звание, высшие против предоставленных им при увольнении из действительной военной службы.

29. Чины запаса, призванные в войска с государственной гражданской службы, сохраняют за собой должности по этой службе и имеют право на занятие их вновь по увольнении из рядов войск.

30. В случае преступлений и проступков, чины запаса подсудны уголовному суду гражданскаго ведомства, за исключением: а) неявки по призыву на действительную службу или к учебным сборам, б) преступлений и проступков, совершенных во время сих сборов, и в) нарушений обязанностей дисциплины и воинскаго чинопочитания во время ношения ими форменной военной одежды. В сих случаях чины запаса подлежат военному суду.

31. Состоящия в запасе пользуются указанною в ст. 26 льготою от взимаемых подушно податей и иных сборов и от натуральных повинностей, которым они подлежали-бы лично, в течении года со времени отчисления в запас. В случае призыва их из запаса в ряды войск, они пользуются упомянутою льготою также в течении года со времени роспуска их со службы.

Глава IV

О лицах неспособных к продолжению военной службы, а равно о призрении их и семейств военно-служащих.

32. Состоящие на действительной службе или в запасе, в случае совершенной нетрудоспособности, по болезни или увечью, как к строевой, так и не к строевой службе, увольняются вовсе от службы и исключаются из списков запаса, с выдачею свидетельства о выполнении воинской повинности (ст. 160, п. 1). Но лицам, уволенным из военной службы за ранами, предоставляется зачисляться в запас, в случае собственнаго их на то желания.

33. Нижние чины, сделавшиеся во время состояния на действительной службе неспособными к продолжению оной, а также нижние чины запаса, получившие увечье во время учебных сборов, в случае неспособности их к личному труду и неимения собственных средств к жизни, ни родственников, желающих принять их на свое иждивение, получают от казны по три рубля в месяц; те же из них, которые будут признаны требующими постороннего ухода, размещаются по богадельням и благотворительным заведениям, а в случае неимения в них свободных мест, поручаются попечению благонадежных лиц, с платою от казны стоимости содержания призреваемого, но не свыше шести рублей в месяц.

34. Семейства воинских чинов, убитых или без вести пропавших на войне, или умерших от ран, полученных в сражениях, призреваются на основании особаго о них положения.

35. Семейства чинов запаса, призванных в военное время на действительную службу, призреваются земством, равно как городскими и сельскими обществами, в среде коих сии семейства находятся. Тем обществам, которыя не в состоянии будут своими средствами обезпечить нуждающиеся семейства, выдается необходимое пособие из казны.
Примечание. Способы призрения означенных семейств и распределение обязанностей по сему предмету между земством и городскими и сельскими обществами, а также порядок назначения и расходования пособий от казны, имеют быть определены особыми правилами.

Глава V.

О государственном ополчении.

36. Государственное ополчение (ст. 5) составляется из всего не числящагося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужскаго населения, от призывного (ст. 11) до сорока-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенныя из запаса армии и флота.

37. Лицам, имеющим более сорока лет, не воспрещается вступать в ополчение, в случае собственнаго их на то желания.

38. Составляющия ополчение лица именуются ратниками и делятся на два разряда. В первом разряде, который предназначается, как в состав ополченных частей, так и для усиления и пополнения постоянных войск, в случае истощения или недостатка их запаса, числятся младшие четыре возраста, т.е. лица, зачисленные в ополчение (ст. 154) при последних четырех призывах; ко второму же разряду, назначаемому только в состав ополченных частей, принадлежат все остальные возрасты.

39. Государственное ополчение созывается Высочайшими манифестами. Первый разряд ратников, в случае необходимости призыва онаго для усиления постоянных войск, может быть созываем и Высочайшими указами Правительствующему Сенату.

40. Государственное ополчение распускается с окончанием войны, или ранее по миновании в нем надобности. Равным образом распускаются, по миновании надобности, ратники перваго разряда, призванные для усиления постоянных войск.

41. Призрение семейств ратников, поступивших на службу, возлагается на земство и городские и сельские общества, на основании особых на то правил. Семейства же ратников, погибших на войне или умерших от ран, полученных в сражениях, призреваются наравне с семействами воинских чинов (ст. 34).

Глава VI.

Об изъятиях, отсрочках и льготах по отправлению воинской повинности.

I. Об изъятиях и отсрочках по телесным недостаткам.

42. Из лиц, подлежащих поступлению на службу по жеребию (ст. 10), освобождаются от оной те, которые, вследствие телесных недостатков или болезненного разстройства, совершенно не способны к военной службе; из сего исключаются однако умышленные членовредители (ст. 218), во всяком случае обращаемые в войска.

43. Наименьшая мера роста для приема на военную службу по жеребию определяется в два аршина и два с половиною вершка. Росписание же телесных недостатков и болезней, препятствующих приему на службу, а равно наставление присутствиям по воинской повинности относительно порядка освидетельствования вынувших жеребий лиц, издаются Министрами Внутренних Дел и Военным и Управляющим Морским Министерством, по взаимному между ними соглашению и по предварительном обсуждении упомянутых предметов в медицинском совете.

44. Прием на службу лиц, оказавшихся для нея недостаточно возмужалыми, или одержимых такими болезнями, которыя не признаются совершенно освобождающими от службы, а также лиц, не оправившихся после недавно перенесенных болезней, отсрочивается на один год. Если же, по истечении года, они вновь будут признаны слабосильными, то назначаются на службу в следующем за тем году, буде окажутся к ней годными, в противном случае им выдается свидетельство от освобождении их от службы (ст. 160, п. 1).

II. О льготах по семейному положению.

45. По семейному положению устанавливается три разряда льгот:
Первый разряд: а) для единственно способнаго к труду сына, при отце к труду неспособном, или при матери-вдове; б) для единственно способнаго к труду брата, при одном или нескольких круглых сиротах, братьях или сестрах; в) для единственно способнаго к труду внука, при деде и бабке, неимеющих способнаго к труду сына, и г) для единственнаго сына в семье, хотя бы при отце, способном к труду.
Второй разряд: для единственно способнаго к труду сына, при отце, также способном к труду и братьях моложе восемнадцати лет.
Третий разряд: для лица, непосредственно следующаго по возрасту за братом, находящимся по призыву на действительной военной службе, или умершим на оной.
Примечание 1. Приемыши, усыновленные до 10-ти летнего возраста, и пасынки у отчима или мачихи, неимеющих сыновей, считаются за родных сыновей.
Примечание 2. В семействах, исповедывающих магометанский закон, допускающий многоженство, все дети одного отца считаются нераздельно, как родные, и единственным сыном признается лишь тот, кто во всем отцовом семействе находится единственным.

46. Способными к труду в семействе считаются имеющие от восемнадцати до пятидесяти пяти лет от роду, за исключением: а) совершенно не имеющих возможности работать, вследствие увечья или болезненнаго разстройства, б) сосланных, в) находящихся в безвестной отлучке более трех лет, и г) находящихся на действительной службе нижними чинами в сухопутных войсках или во флоте.

47. Имеющия право на льготу по семейному положению назначаются на службу, в порядке, указанном ниже в статьях 146 и 152 сего устава, в таком только случае, если для выполнения набора не достанет прочих людей, призванных по жеребью.

48. Лица, имеющие право на льготу перваго или втораго разряда (ст. 45), лишаются этого права, если они, по заявлению отца или матери, деда или бабки не служат поддержкою семьи.

49. Если из семейства, состоящаго из отца или матери-вдовы с детьми, или из деда или бабки с внуками, или же из старшаго брата с малолетними сиротами, убудет по какому либо случаю единственно способный к труду член семьи, то один из находящихся на службе членов такого семейства, по выбору старшаго в семействе лица, увольняется с действительной службы, за исключением однако военнаго времени и времени учебных сборов.

50. Если в вынутии жеребья участвовали одновременно два родные брата, родившиеся в одном и том же году, и оба они, по доставшимся им нумерам жеребья, должны поступать на службу в войска, то из них вынувший больший нумер зачисляется в ополчение. Впрочем таким братьям разрешается мена нумеров жеребья.

51. В каждой семье тот член ея, который должен поступить на службу в войска по жеребью, или состоит уже на службе, может быть заменен, по добровольному согласию, братом родным, или сводным, или же единокровным или единоутробным, или и двоюродным, если только такой брат, желающий заменить другаго, не подлежит сам призыву, не числится в запасе и имеет от роду не менее двадцати и не более двадцати шести лет. Заменяющий обязан прослужить, как в рядах войск, так и в запасе, полные установленные сроки, а заменяемый, с увольнением из войск, перечисляется в ополчение.

III. Об отсрочках по имущественному положению.

52. Для устройства имущественных и хозяйственных дел, разрешается отсрочивать, но не более как на два года, поступление на службу лиц, управляющих лично собственным недвижимым имуществом, или принадлежащим им торговым, фабричным или промышленным заведением, за исключением однако заведений, производящих раздробительную продажу крепких напитков (уст. пит. ст. 301, по прод.1869 г., и примеч. к ней). Такия отсрочки в общий срок службы не зачитаются.

IV. Об отсрочках и льготах по образованию.

53. Воспитанники учебных заведений, означенных в приложении к сей статье, призываются к исполнению воинской повинности по достижении определенного для того возраста (ст. 11), наравне с прочими; но, для окончания образования, поступление на службу в войска по вынутому жеребью, в случае заявленнаго ими желания, отсрочивается:
1) до достижения двадцати двух лет от роду: обучающимся в учебных заведениях втораго разряда и воспитанников Императорской академии художеств, Московскаго училища живописи, ваяния и зодчества, С.-Петербургской и Московской консерватории Императорскаго Русскаго музыкальнаго общества и учительских институтов, семинарий и школ (ср. прилож. к сей статье).
2) до достижения двадцати четырех лет от роду: воспитанникам духовных православных, армяно-григорианских и римско-католических семинарий, а также обучающимся в навигационных училищах разных наименований;
3) до достижения двадцати пяти лет от роду: воспитанникам Московскаго училища живописи, ваяния и зодчества, удостоенным серебряной медали ранее достижения 22-летнего возраста и продолжающим свое художественное образование в училище, а также ученикам по классу пения С.-Петербургской и Московской консерваторий Императорскаго Русскаго музыкальнаго общества, выдержавшим поверочное испытание прежде достижения 22-летнего возраста и продолжающим свое артистическое образование в консерватории;
4) до достижения двадцати семи лет от роду: обучающимся в учебных заведениях перваго разряда; лицам, избранным, по окончании университетскаго курса, для приготовления на учительския должности; равно воспитанникам С.-Петербургской и Московской консерваторий Императорскаго Русскаго музыкальнаго общества, удостоенным аттестата ранее достижения 22-летнего возраста и продолжающим свое артистическое образование в консерватории, и
5) до достижения двадцати восьми лет от роду: воспитанникам духовных православных и римско-католических академий; лицам, избранным, по окончании университетскаго курса, для приготовления в профессорския должности и воспитанникам Императорской академии художеств, удостоенных серебряной медали ранее достижения 22-летнего возраста и продолжающим свое художественное образование в академии.

54. Все обучающиеся в означенных в предшедшей 53-й статье учебных заведениях имеют право заявить, не позже как за два месяца до призыва к жеребью, о желании отбыть воинскую повинность на правах вольноопределяющихся. Заявившие о сем, освобождаясь от жеребья, пользуются вышеопределенными отсрочками для окончания курса наук.

55. Лица, окончившия с успехом курс в православных духовных академиях и семинариях, пользуются по окончании курса, годичною отсрочкою для поступления в духовное звание, освобождающее от воинской повинности (ст. 62).

56. Для лиц, достигших нижеуказанных степеней образования, при отбывании ими воинской повинности по жеребью, устанавливаются сокращенные сроки службы на следующем основании:
1) окончившие курс в университетах и в других учебных заведениях перваго разряда, или выдержавшие соответственное испытание, состоят: на действительной службе - шесть месяцев и в запасе армии - четырнадцать лет шесть месяцев;
2) окончившие курс шести классов гимназий или реальных училищ, или втораго класса духовных семинарий, или же курс других учебных заведений втораго разряда, а равно выдержавшие соответственное испытание, состоят: на действительной службе год и шесть месяцев и в запасе армии тринадцать лет и шесть месяцев;
3) окончившие курс или выдержавшие испытание в знании курса учебных заведений третьяго разряда состоят: на действительной службе три года и в запасе армии двенадцать лет, и
4) имеющие свидетельство о знании курса начальных народных училищ, определеннаго уставом 14-го Июля 1864 года, или курса других учебных заведений четвертаго разряда, состоят: а) при назначении во все войска (за исключением поименованных ниже в пункте б) - на действительной службе четыре года и в запасе одиннадцать лет, - и б) при назначении в войска, расположенныя в Туркестанском военном округе и в областях: Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и Приморской, а также при назначении во флот, - на действительной службе шесть лет и в запасе армии или флота четыре года.
Примечание. Свидетельства о знании курса учебных заведений четвертаго разряда, по надлежащем в сем удостоверении на основании особых правил, составляемых Министерством Народного Просвещения по согласованию с Военным Министерством и с IV Отделением Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярии, выдаются уездными училищными советами, а где их нет - педагогическими советами училищ.

57. От лиц нерусскаго происхождения, обучавшихся в народных школах или таких учебных заведениях, в коих преподавание русскаго языка необязательно, для предоставления им права на сокращенные сроки службы по образованию (ст. 56), требуется, кроме знания училищных курсов, умение бегло и со смыслом читать и четко писать по-русски. Удостоверения в сем могут быть выдаваемы педагогическими советами всех правительственных учебных заведений ведомств Министерства Народнаго Просвещения.

58. В случае поступления в войска по жеребью, лица, означенныя в пунктах 1-м и 2-м статьи 56-й (за исключением медиков, ветеринаров и фармацевтов, отбывающих воинскую повинность в званиях, соответствующих их специальности), назначаются в нестроевые должности и команды не иначе, как с их согласия. Те из означенных лиц, которыя, вследствие телесных недостатков или болезненного разстройства, не будут в состоянии отбывать службу в строю, освобождаются вовсе от службы.

59. Лицам, указанным в пунктах 1-м и 2-м статьи 56-й, предоставляется: 1) поступать в войска по окончании курса, или выдержании испытания, не ожидая времени, назначенного для производства призывов (ст. 14); срок службы их в сем случае исчисляется по правилу, означенному в пункте б статьи 19-й; 2) поступать в те или другия части войск, по их избранию, с тем однако, чтобы общее число таких лиц в каждой части войск не превышало нормы, установленной Военным Министерством.

60. Из лиц, подлежащих призыву в местностях, назначенных для комплектования флота (ст. 15, п. 1 и ст. 16), молодые люди, указанные в пунктах 1, 2 и 3-м статьи 56, за исключением лишь окончивших курс в морских учебных заведениях, не определяются на службу во флот без собственнаго на то желания, а обращаются в сухопутныя войска. Означенныя лица, при поступлении по желанию их во флот, обязаны прослужить три года на действительной службе и семь лет в запасе.

61. Для поступающих по жеребью во флот нижепоименованных лиц, определяются следующие сроки службы:
1) приобревшие по экзамену звание шкипера дальнего или каботажного плавания, или штурмана дальнего плавания, состоят: на действительной службе два года и в запасе восемь лет, и
2) приобревшие по экзамену звание штурмана каботажного плавания состоят: на действительной службе три года и в запасе семь лет.

V. Об изъятиях по званию и роду занятий.

62. Освобождаются от воинской повинности:
1) священнослужители всех христианских вероисповеданий, и
2) православные псаломщики, окончившие курс в духовных академиях и семинариях, или в духовных училищах. Но лица, оставившия место псаломщика до истечения шести лет со времени освобождения по этому месту от военной службы, привлекаются к исполнению воинской повинности, с обязательством пробыть на действительной службе и в запасе сроки, соответствующие их образованию; оставившие же церковнослужительство по истечении шести лет зачисляются прямо в запас до тридцати шести летнего возраста.

63. Нижеозначенныя лица, если ими вынут будет жеребий, определяющий поступление их в постоянныя войска, освобождаются от действительной службы в мирное время и зачисляются в запас армии на пятнадцать лет:
1) имеющие степень доктора медицины или лекаря, магистра ветеринарных наук или фармации, или же ветеринара, если не подлежит, по уставам заведений, в которых получили образование, обязательной службе в военном ведомстве.
2) пансионеры императорской академии художеств, отправленные за границу на казенный счет для усовершенствования в художественном образовании, и
3) преподающие в учебных заведениях, как поименованных в приложении к ст. 53, так и во всех вообще правительственных учебных заведениях, не показанных в указанном приложении, те предметы, которые по уставам сих заведений положено преподавать, а равно штатные помощники их в учебных заведениях, содержимых правительством, или уставы коих правительством утверждены. Но, до истечения шести лет со времени зачисления в запас, означенныя лица обязаны ежегодно представлять в подлежащее о воинской повинности присутствие удостоверение их начальства в том, что они не оставили соответствующих их званию занятий; прекратившие же сии занятия ранее означенного времени призываются на действительную службу на срок, соответствующий их образованию.
Примечание. Преподаватели навигационных училищ, если принадлежат к разряду людей, назначенных для пополнения флота, зачисляются в запас флота на десятилетний срок.

64. Освобождаются от действительной службы в мирное время и зачисляются в запас флота на десятилетний срок нижеследующие лица, если ими вынут будет жеребий, определяющий поступление их на службу:
1) шкиперы или штурманы дальнего или каботажного плавания и инженер-механики, управляющие судовою машиною, если таковые лица состоят в соответствующих должностях на мореходных торговых судах, плавающих под русским флагом, и
2) лоцманы и лоцманские ученики, имеющие по закону право на сии звания.
Но те из означенных лиц (п. 1 и 2), которыя в течение десятилетняго срока, более одной навигации не будут исполнять обязанностей, званию их соответствующих, призываются на действительную службу во флот на семилетний срок, с зачетом, однако, в этот срок времени, проведенного в исполнении специальных обязанностей своего звания.

65. Определенные в статье 18-й и в пункте 4-м статьи 56-й сроки действительной службы во флоте сокращаются, с увеличением на соответствующее число лет срока состояния в запасе флота:
1) служившим не менее двух навигаций матросами на судах большаго и дальняго плавания, или машинистами на паровых судах - на два года,
2) служившим не менее двух навигаций матросами на мореходных малаго плавания и каботажных судах, или кочегарами на паровых судах - на один год.

66. Служащим матросами на мореходных судах русскаго торговаго флота, а также машинистами или кочегарами на всякаго рода паровых судах сего флота, отсрочивается в мирное время, поступление на военную службу по жеребью до истечения срока заключенных ими условий, но ни в каком случае не долее двадцати пяти летнего возраста. Время, проведенное сими лицами на судах торгового флота после вынутия жеребья и до поступления на службу, зачитается им в срок, определенный для состояния в запасе флота, по расчету двух лет частной службы за год состояния в запасе флота.

Глава VII.

О состоянии призывных участков.

67. Для отправления воинской повинности учреждаются призывные участки. В состав каждого участка входит или часть уезда или целый уезд.

68. Из городов с населением не менее десяти тысяч мужских душ составляются отдельные участки. В случае желания местных жителей, образование отдельных участков допускается и из городов менее населенных, если в них имеется не менее пяти тысяч мужских душ.

69. В губерниях Лифляндской и Курляндской, при образовании участков, за уезд принимается: в первой - округ орднунгсгерихта, а во второй - округ гауптманскаго суда.

70. Округи области Войска Донскаго, за исключением округов Миусскаго и Донецкаго, а равно уезды областей: Уральской, Кубанской и Терской, составляют каждый один призывной участок. Земли Астраханскаго и Оренбургскаго казачьих войск присоединяются к призывным участкам ближайших уездов Астраханской, Саратовской и Оренбургской губерний. Отступления от сих правил разрешается, по представлениям областных правлений, Военным Министром, по согласованию с Министром Внутренних Дел.

71. Размер призывного участка определяется: участка сельскаго или смешаннаго городскаго и сельскаго населения - в пределах от восьми до двадцати тысяч, а участка исключительно городскаго - от пяти до сорока тысяч душ мужскаго пола. Города с населением свыше сорока тысяч душ мужскаго пола могут разделяться на несколько участков.

72. При образовании призывных участков, соблюдаются также следующие правила:
1) Волости ни в каком случае не раздробляются.
2) В области Войска Донскаго, подлежащее общей воинской повинности население, проживающее на станичных землях, приписывается, по отправлению сей повинности, к ближайшим волостям. Распределение для сего станиц производится областным правлением, по соглашению с войсковым по крестьянским делам присутствием.
3) В Сибири сельские призывные участки образуются или отдельно по волостям, или в составе не более трех волостей. К волостям приписываются, для отбывания воинской повинности, ближайшия отдельныя сельския общества и заводы с их населением, а равно лица, обязанныя общею воинскою повинностью, проживающия на казенных, казачьих и частных землях.

73. В каждом призывном участке определяется место для призыва и приема лиц, подлежащих воинской повинности.

74. Разстояние от призывного пункта участка наиболее отдаленных его селений не должно вообще превышать пятидесяти верст.

75. Если в пределах участка не окажется поселения, удобного для размещения призываемых, то местом для призыва может быть избран ближайший к участку город или селение, с соблюдением при этом изложенного в статье 74-й правила о разстоянии.

76. Составление предложений о разделении уездов на участки и определения призывных пунктов возлагается:
а) в губерниях, где введены земския учреждения, - на уездныя земския собрания;
б) в губерниях, в коих земские учреждения не введены, - на особыя комиссии из уездного предводителя дворянства, городского головы, исправника и мирового посредника (по выбору мироваго съезда);
в) в Прибалтийских губерниях - на комиссии из уезднаго предводителя дворянства (или лица, его заменяющего), бургомистра уезднаго города (или лица, его заменяющего) и следующих лиц: в Лифляндской губернии - орднунгсрихтера и членов приходских судов (по одному от каждаго), в Эстляндской - гакенрихтеров и членов полицейских судов (по одному от каждаго), и в Курляндской - гауптмана и члена крестьянскаго уезднаго суда;
г) в Миусском и Донецком округах области Войска Донскаго - на областное правление сей области. Земли Астраханскаго и Оренбургскаго казачьих войск распределяются по призывным участкам ближайших уездов Саратовской, Астраханской и Оренбургской губерний земским собраниями или комиссиями для разделения на участки сих уездов, по принадлежности, с участием депутатов от управлений названных казачьих войск;
д) в Сибири - на комиссии из председателя окружнаго по воинской повинности присутствия (ст. 85, п. е), окружнаго исправника, городскаго головы и мироваго посредника (в Алтайском горном округе).

77. Составление предложений о разделении городов на участки возлагается на городския управы, а где их нет, на думы или заменяющие их учреждения.

78. Составленныя на вышеуказанном основании предложения о призывных участках (ст. 76 и 77) представляются на утверждение губернатора или начальника области.

79. Если, по местным особенностям, встретится затруднение образовать призывные участки в размерах, определенных в статьях 71, 74 и 75, то предложение о составлении участков, с отступлением от указанных размеров, представляются на разрешение Министров Внутренних Дел и Военнаго. На разрешение сих же Министров должны быть представляемы и предложения об изменениях в участках, уже образованных.

80. Сведения о образованных, на основании предшедших статей, призывных участках, с подробным обозначением составных частей их и мест, избранных для явки по призыву (ст. 73-75), представляются губернатором или начальником области в Министерство Внутренних Дел и Военное. Министерство Внутренних Дел объявляет во всеобщее сведение списки призывных участков и происходящия в них изменения.

Глава VIII.

Об учреждениях по отправлению воинской повинности.

81. В каждой губернии и области, за исключением указанных ниже в ст. 83, состоит губернское или областное по воинской повинности присутствие, под председательством губернатора или начальника области, из следующих членов: губернскаго предводителя дворянства, председателя губернской земской управы и одного члена оной по выбору сей управы, губернскаго воинскаго начальника или лица, его заменяющего, и прокурора областного суда или его товарища.

82. В нижеописанных губерниях и областях состав губернского по воинской повинности присутствия видоизменяется следующим образом:
а) в губерниях, где не введены земския учреждения, вместо председателя и члена губернской земской управы, в состав присутствия назначаются два члена губернскаго присутствия по крестьянским делам;
б) в губерниях, где действуют судебные уставы, место прокурора окружнаго суда заступает губернский прокурор, или иное лицо прокурорскаго надзора;
в) в губерниях Прибалтийских, губерниях Царства Польскаго и Сибирских, вместо председателя и члена земской управы, назначаются: в Прибалтийских губерниях - особый член от правительства и член комиссии по крестьянским делам; в губерниях Царства Польскаго - непременный член губернскаго по крестьянским делам присутствия и один из уездных комиссаров по крестьянским делам; в Сибири - советник губернскаго или областнаго правления;
г) в областях Акмолинской и Семипалатинской (независимо от указанного в пункте в изменения в составе присутствия) в оное назначается, вместо губернскаго воинскаго начальника, штаб-офицер по указанию командующего войсками в области.

83. В областях: Войска Донскаго, Кубанской, Терской и Уральской обязанности губернскаго по воинской повинности присутствия возлагаются на областное правление.

84. В каждом уезде или округе состоит уездное или окружное по воинской повинности присутствие, под председательством уездного предводителя дворянства, из следующих членов: офицера по назначению военнаго начальства, уезднаго исправника, или соответствующего сему званию лица, и члена земской управы по выбору оной. При действии присутствия в призывном участке, имеющем в своем составе городское население, присутствие дополняется членом от городской управы по ея назначению, а где городской управы не имеется, членом по выбору городскаго общества. Кроме того, при действии присутствия в местах призыва, состав онаго дополняется одним из жителей участка, избираемым уездным земским собранием на три года.

85. В нижеозначенных местностях состав уезднаго или окружнаго присутствия видоизменяется следующим образом:
а) в губерниях, где не введены земския учреждения, председателем присутствия назначается одно из местных должностных лиц, по выбору губернатора, а вместо члена земской управы, в состав присутствия избирается мировым съездом один из мировых посредников; особаго же члена, при действии присутствия в местах призыва, не полагается;
б) в губерниях Прибалтийских состав уездных присутствий полается следующий: председатель - одно из местных должностных лиц, по выбору губернатора; члены: 1) офицер по назначению военнаго начальства; 2) один из местных чиновников по выбору губернатора; 3) орднунгсрихтер - в Лифляндской губернии, такенрихтер (в своем участке) - в Эстляндской губернии, гауптман - в Курляндской губернии, и 4) член по выбору волостных старшин уезда на три года. При действии присутствия в призывных участках, в которые входит городское население, состав онаго дополняется бургомистром или заменяющим его лицом;
в) в губерниях Царства Польскаго уездныя присутствия имеют следующий состав: председатель - уездный начальник; члены: помощник уездного начальника по полицейским делам; комиссар по крестьянским делам; два члена из местных обывателей, по назначению губернатора, на три года, и войт той гмины или бургомистр того города, откуда принимаются люди;
г) впредь до введения в области войска Донскаго земских учреждений, обязанности уезднаго присутствия возлагаются на особыя присутствия в следующем составе: председатель - предводитель дворянства; члены: офицер по назначению войсковаго наказнаго атамана, окружной начальник и один или два мировых посредника. В Черкасской области состав присутствия дополняется членом, избираемым жителями г. Новочеркасска, не принадлежащими к казачьему сословию. Число означенных присутствий и пространство действия каждаго из них определяются областным правлением.
д) в областях: Кубанской, Терской и Уральской, уездныя присутствия составляют: председатель - уездный начальник; члены: чиновник по назначению начальника области и один выборный от города, в коем производится призыв. В городах: Екатеринодаре, Владикавказе, Ейске, Кизляре и Уральске, в состав присутствий входят и полицмейстеры сих городов. Если бы начальниками Кубанской, Терской и Уральской областей, по принадлежности, в виду особых местных условий, признано было более удобным не учреждать в каждом городе особаго присутствия, распространяя вместо того круг действия одного присутствия на два или три уезда, то сие может быть допускаемо с разрешения Военнаго Министра, по предварительном соглашении его, относительно областей Кубанской и Терской, с Наместником Кавказским;
е) в Сибирских губерниях и в областях Забайкальской и Якутской окружныя присутствия имеют следующий состав: председатель - должностное лицо по назначению генерал-губернатора; члены: офицер по назначению военнаго начальства, чиновник по назначению губернатора или начальника области, окружной исправник (а в Алтайском горном округе - и мировой посредник) и волостной голова той волости, люди которой принимаются. При действии присутствия в участках, имеющих в своих пределах городское население, состав их дополняется членом от городскаго управления. В областях же Акмолинской и Семипалатинской уездныя присутствия составляют: председатель - уездный начальник; члены: офицер по назначению военнаго начальства, городской голова и член от городскаго управления.

86. Уездное или окружное присутствие действуют в подведомственных ему призывных участках поочередно.