» » Все школьные сочинения по литературе. «Кнутом иссеченная муза»

Все школьные сочинения по литературе. «Кнутом иссеченная муза»

», «Элегия», «О Муза! я у двери гроба!..».

В начале урока можно вспомнить изученное ранее стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» и выяснить, какой Некрасов хочет видеть свою музу, какой поэзии ждет от нее.

Поэт не случайно показывает своей музе крестьянку, которую секут на площади. Он называет свою музу сестрой обездоленных и угнетенных, а в стихотворении «Муза» из сборника «Последние песни» снова возвращается к этому образу:

О, Муза! наша песня спета. Но вечен сон небытия,

Приди, закрой глаза поэта! Сестра народа - и моя!

В «Последних песнях» возрождается и образ «несжатой полосы» как символа незавершенного труда. Стихотворение «Сон» (1877) перекликается со стихотворением «Несжатая полоса» (1854). Таким образом, поэта и поэзии пронизывает все творчество Некрасова.

Вопросы и к стихотворению «Блажен незлобивый поэт...»

Это стихотворение - один из первых откликов поэта на проблемы писательского труда. Оно написано на смерть Гоголя, случившуюся 21 февраля 1852 года, и направлено против теории «искусства для искусства». Некрасов трактует Гоголя как писателя-обличителя, который «любил - ненавидя», и провозглашает этим «гоголевское направление» в литературе 50-х годов. В 1855 году Н. в статье «Очерки гоголевского периода» напишет: «Никогда „незлобивый поэт“ не может иметь таких страстных почитателей, как тот, кто, подобно Гоголю, „питая грудь ненавистью“ ко всему низкому, пошлому и пагубному, „враждебным словом отрицанья“ против всего гнусного „проповедует любовь“ к добру и правде».

Под влиянием этого стихотворения Тургенев , как он сам признался в письме Феоктистову от 26 февраля 1852 года, написал свой знаменитый некролог на смерть Гоголя, послуживший причиной его ареста и ссылки.

1. Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще?

2. В чем особенности композиции стихотворения? Какая и поэтические интонации преобладают при характеристике «незлобивого поэта» и его поэтического оппонента, который, «уста вооружив сатирой», проповедует любовь «враждебным словом отрицанья»?

3. Почему писателю-обличителю, писателю-сатирику «нет пощады у судьбы»? Какие поэтические образы стихотворения созвучны его общественной позиции?

4. Сопоставьте точку зрения Чернышевского на стихотворение с точкой зрения А. Дружинина: «При всем нашем добросовестном старании мы с вами никогда не попробовали любить ненавидя или ненавидеть любя».

Вопросы и задания к стихотворению «Поэт и Гражданин»

1. Почему, по-вашему, стихотворение «Поэт и гражданин» было напечатано более крупным шрифтом и в начале первого издания стихотворений Некрасова, вышедшего 19 октября 1856 года?

2. Какие две жизненные и идейно-эстетические позиции сталкиваются в стихотворении? Какие призывы Чернышевского о служении искусства трудовому народу звучат в словах Гражданина?

3. Каковы идейные декларации Гражданина? Выпишите и прокомментируйте их. Какой характер придают речи Гражданина напористые интонации, обилие глаголов в повелительном наклонении, возвышенная лексика? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

5. Каков символический смысл образа бури на море?

6. Принимает ли Поэт до конца точку зрения Гражданина или остается при своем мнении? Почему последние слова в стихотворения принадлежат Поэту , а не Гражданину?

7. Какой оттенок приобретает образ музы в финале стихотворения?

8. Прочитайте стихотворение Некрасова «Замолкни, Муза мести и печали…». (Это стихотворение было поставлено последним в том же сборнике стихов 1856 года. В этом году Некрасов уехал лечиться за границу и сам рассматривал свои стихи как рубеж между двумя периодами его поэтической деятельности.) Сопоставьте его со стихотворением «Поэт и Гражданин». Нет ли в них противоречия?

9. Какие черты характера Поэта созвучны самокритичной оценке Некрасова?

11. Сопоставьте мнения о стихотворении «Замолкни, Муза мести и печали…», высказанные В. П. Боткиным и Н. Г. Чернышевским.

«Не знаю я, насколько ты можешь ненавидеть, - но насколько ты можешь любить, - я это чувствую. Я не знаю другого сердца, которое так же умеет любить, как твое, - только ты любишь без фраз и так называемых „излияний“. Пусть не всякий это видит - то и Бог с ним, кто не умеет видеть это» (из письма В. П. Боткина Н. А. Некрасову от 7 декабря 1855 года).

«Лично мне эти стихи очень симпатичны - я знаю, что необходимы в жизни минуты уныния, - но не все имеют основание оставаться в унынии - или в отчаянии, если

Хотите более громкого слова, - как в законном расположении духа. И вы не имеете права - с чего вы взяли, что имеете право унывать и отчаиваться?» (из письма Н. Г. Чернышевского Н. А. Некрасову от 4 ноября 1856 года).

Вопросы и задания к стихотворению «Элегия»

1. Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX века?

2. Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе?

4. Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения?

5. Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина?

6. Сопоставьте стихотворение «Элегия» с одним из стихотворений Пушкина: «Деревня», «Поэту», «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)», «Из Пиндемонти». Как в них решается проблема взаимоотношений поэта и народа?

7. Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа» в стихах Пушкина и Некрасова?

8. Как Некрасов и решают для себя проблему предназначения поэта?

В конце урока может быть прочитано стихотворение «О Муза! я у двери гроба…». В нем еще раз звучит самообвинение в том, что поэт недостаточно служил народу, но он умирает уверенным, что его выбор правильный, что его жребий завиден, что он всегда был в кровном союзе с честными сердцами. Он снова, как и в раннем творчестве, видит свою музу «иссеченной кнутом».

Выводы. В Некрасове всю жизнь как бы жило два человека: один, обладающий поэтическим талантом, способный воспевать тончайшие движения человеческой души, и другой, кому долг и совесть не позволяли «красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать». Поэтому его угрюмая муза им самим была обречена стать музой мести и печали, музой, которую ударами кнута поэт заставлял изображать картины горя народа и звать к борьбе за его освобождение. Отвергая «искусство для искусства» с его воспеванием эстетического чувства и будучи сознательным защитником сатирического «гоголевского направления», Некрасов считал истинными поэтами тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать стихи, а своим образом жизни содействует борьбе за освобождение угнетенного народа. Стихотворение «Отрывок» («Ночь. Успели мы всем насладиться…», 1858) звучит как за русский народ, пребывающий в рабском труде и долготерпении. За тот народ, «чьи работают грубые руки, предоставив почтительно нам погружаться в искусства, в науки, предаваться мечтам и страстям». Некрасов всю жизнь упрекал себя в недостаточно активном служении народу, поэтому и учил свою музу петь пламенные песни борьбы. Предназначение поэта, по Некрасову, - беззаветно служить народу, даже если сам темный и забитый народ этого никогда не узнает и не оценит.

Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен "глаголом жечь сердца людей", "воспламенять бойца для битвы", нести людям "любви и правды чистые учения".

Некрасов выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его "муза мести и печали" стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении "Поэт и гражданин", которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

Некрасов предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность в красоте, справедливости, вере.

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви.

Таким образом, Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что поэт "в годину горя" должен быть вместе с народом, живя его заботами, чувствуя его боль, как свою, идя "в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь". Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении "Вчерашний день, часу в шестом" в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу.

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная!"

Некрасовская муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе. Поэт называет свою "неласковую музу" "печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков". Она не только страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.

В порыве ярости, с неправдою людской

Безумная клялась начать безумный бой...

Муза ведет поэта "чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода", заставляя его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти великого сатирика Гоголя стихотворение "Блажен незлобивый поэт" рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе "незлобивого поэта", которому современники "при жизни памятник готовят".

Любя беспечность и покой,

Гнушаясь дерзкою сатирой,

Он прочно властвует толпой

С своей миролюбивой лирой.

Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, "чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений". Труден и горек его путь. Его "карающая лира" не вызывает в людях понимания и одобрения.

И веря и не веря вновь

Мечте высокого призванья,

Он проповедует любовь

Враждебным словом отрицанья.

Некрасов убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение - служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение "Элегия", которое считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми, кто заявлял, "что тема старая - страдания народа и что поэзия забыть ее должна". Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна "изменчивой моде". Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия. "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" - этот вопрос, содержащийся в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы народы, как и прежде, "влачатся в нищете, покорствуя бичам". Эти слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения "Деревня": "Здесь рабство тощее влачится по браздам..." Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и бесправии. Значит, тема "страданий народа" должна быть основной в поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что тот, "кому посвящены мечтания поэта", "не внемлет он и не дает ответа".

Подобно Пушкину в стихотворении "Памятник", Некрасов в своей "Элегии" подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.

Примечание. Нужно иметь в виду возможность разных вариантов темы. Например, "Н. А. Некрасов и его предшественники о назначении поэзии".

Один из важнейших мотивов лирики Некрасова , отражающий процесс его творческой эволюции, его духовного становления, представлен стихотворениями, посвященными определению целей поэзии и назначения поэта .

Прежде всего самобытностью, оригинальностью отмечены его стихи , обращенные к Музе . Муза его не столько лирична, возвышенна или рисуется в патетических тонах, сколько трагична . Только Некрасов способен был дать такую смелую и дерзкую метафору: Муза – крепостная крестьянка, молодая женщина, истязаемая плетью палача. Для его поэзии нет запретных, непоэтических тем.

Важно и то, что этот образ-символ станет у Некрасова сквозным, постоянным , так что можно говорить еще об одном некрасовском тематическом цикле. Горький образ-метафора, возникший в 1845 г. ("Вчерашний день часу в шестом...") отныне живет в душе поэта, который то и дело возвращается к нему, варьирует его, дополняет новыми ассоциативными значениями и смыслами и в 1850-х и, наконец, в 1870-х гг., в момент уже смертельного исхода, накануне роковой развязки.

Деятельность писателя, по Некрасову, – самое тяжелое призвание человека, крест, как гласит Евангелие. Признак такого призвания – самоотвержение, принесение себя в жертву служения людям. Это всегда жертва страдания. Иной путь для художника невозможен. Без мук, без сомнений, отчаяния, "сокрытых слез и боязливых дум" не рождается произведение истинного искусства.

В финальной строфе стихотворения "Безвестен я..." появляется уподобление иссеченной, страдающей Музы – Христу:

Нет! свой венец терновый приняла,

Не дрогнув, обесславленная Муза

И под кнутом без звука умерла.

Образ страдающей Музы получает в творческом поиске новое развитие, обретает все более трагедийную окраску в связи с судьбой самого поэта. Некрасов глубоко искренен в этом поиске. Сила его в том, что он никогда не лгал перед другими и собой; покаяние было естественным его состоянием, и там, где другие не замечали своих ошибок, он был беспощаден к себе, винил себя во всех смертных грехах, даже в том, в чем не был виноват. Обвинения, которым он сам давал невольный повод в своих стихотворных исповедях, разрастались как снежный ком, отравляя ему существование, становясь темами для новых его мучительных переживаний и новых покаяний ("Что ты, сердце мое, расходилося..." (1860), "Скоро стану добычею тленья..." (1874)).



Однако при всех сомнениях, состоялся ли он как большой поэт, у Некрасова ясно и безусловно живет мысль о том, что ему все-таки удалось сказать новое слово в поэзии, которого не было прежде. Вот почему в раздумьях о поэзии и значении поэта Некрасов всегда полемичен. Всегда в такого рода произведениях у него появляется противопоставление своей точки зрения, своей позиции, своих художественных принципов традиционным. Такие стихотворения, как правило, основаны на контрасте, на отрицании устойчивых поэтических представлений и поэтических клише. Поэт часто включает в такие произведения эпизоды пародийного толка, высмеивающие знакомые штампы и шаблоны ("Нет, Музы ласково поющей и прекрасной..." (1852)).

В преддверии смерти , уже не предощущаемой, как в начале 1850-х гг., а вполне реальной (поэт знал, что смертельно болен и умирает), вновь появляется знакомый образ-символ. Стихотворение так и озаглавлено – "Музе", оно возникло в "Последних песнях".

О муза! Наша песня спета.

Приди, закрой глаза поэта

На вечный сон небытия,

Сестра народа и моя!

Последние предсмертные стихотворения Некрасова – как стон боли и отчаяния , дважды повторенный мотив, с все более нагнетаемым трагическим настроением. Сначала эмоциональный всплеск в "Последних песнях" ("О муза! Наша песня спета...") и, наконец, последнее его стихотворение, без заглавия, с ощущением близкого конца, но и с проблеском надежды на счастливый исход будущей своей творческой судьбы:

О Муза! Я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба –

Не плачь! Завиден жребий наш,

Не надругаются над нами...

Не русский – взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу...

Завершая свой жизненный и творческий путь, поэт последним усилием воли перебрасывает образную арку от предсмертного стихотворения к первому, где появился образ его Страдалицы-Музы. Однако если сначала поэт дистанцирован от Музы, то в конце слит с нею воедино: говоря о ней, автор говорит о себе – умирающем, но не изменившем своим идеалам писателе.

Несколько обособленно в лирике Некрасова стоит знаменитое программное стихотворение-манифест "Поэт и Гражданин", впервые опубликованное в его сборнике стихотворений 1856 г. Произведение необычно тем, что стихотворная форма соединена в нем с драматургической. Это звучащий диалог двух действующий лиц, сопровождаемый авторскими ремарками: "Гражданин (входит)"; "Поэт (берет книгу)"; "Поэт (с восторгом)" и пр.

Чем же восторгается Поэт? Как ни странно, тем, с чем идет у него внутренняя полемика: подвергается сомнению пушкинская позиция при чувстве восхищения своим предшественником. Некрасов использовал диалогический прием знаменитого стихотворения Пушкина "Разговор книгопродавца с поэтом". Четырехстишие "Не для житейского волненья...", которое с восторгом читает Поэт, поражаясь гению Пушкина (стихотворение "Поэт и толпа"), как раз и вызывает резкую отповедь Гражданина.

Стихотворение Некрасова оказалось провидческим. "Так я, по-твоему,–великий, повыше Пушкина поэт?"– возмущается Поэт чрезмерно высокой оценкой своего труда. Вспомним, однако, что именно такой спор вспыхнет над открытой еще могилой Некрасова спустя более 20 лет, в исходе декабря 1877 г., когда толпа радикально настроенной молодежи во время похорон поэта потребовала от Достоевского признать его "выше Пушкина".

Призыв к действию высказан Гражданином в чеканных стихах, которые десятилетиями повторяла вся Россия:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупречно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь...

Репрессии властей последовали самые жестокие. Недобрую услугу Некрасову оказал Чернышевский, оставленный им на время своего заграничного путешествия 1856–1857 г. полноправным редактором "Современника": он поспешил опубликовать на страницах журнала сразу же после выхода сборника стихов именно "Поэта и Гражданина" и стихотворения "Забытая деревня" и "Отрывки из путевых записок графа Гаранского". Стихи были восприняты цензурой и правительственными чиновниками как призыв к революции, к ниспровержению существующего порядка и власти. Сборник Некрасова попал под запрет, автору же грозил арест.

Самое парадоксальное заключается, однако, в том, что и литературная критика (Чернышевский, Добролюбов), и позднейшая наука о литературе оказались в оценках "Поэта и Гражданина" близки суждениям перепуганных сановников Александра II. Стихотворение истолковывалось и истолковывается до сих пор как политический манифест, как призыв к крови, жестокости, к насильственному переустройству мира, к революции.Не был принят во внимание просветительский его характер, сосредоточенность автора на раздумьях о законах искусства и поэтического творчества. Не было замечено и то, что требование действия, активных усилий связано в тексте с конкретной ситуацией: с развернутым эпизодом бури, грозящей погубить корабль, когда жизнь висит на волоске и нужно спешить на помощь людям, спасать их и самого себя, когда пассивность преступна и когда в равной мере жалки и "гражданин безгласный", и легкомысленно "болтающий поэт". Любовь к людям может выразиться только в деятельности, нужно быть полезным, а не разделять участь "богатых словом, делом бедных", не быть холодным душой к страданиям, слышать голос отчизны и требования своей совести.

Именно как итог горячих обличений всеобщего бездействия, увлеченности благами личной жизни и звучит знаменитое пятистишие – страстный призыв к делу, к честному служению родине, а вовсе не к бунту и не к "топору", как обычно истолковывали этот фрагмент.

Стихотворение стало жертвой крайне грубых и прямолинейных, манипулятивных его интерпретаций. Главное же: никто не заметил, что ключевое слово не только в этом стихотворении, но и во всей некрасовской лирике не "кровь", а рифмующееся с ним "любовь". В более раннем программном стихотворении "Праздник жизни – молодости годы..." (1855) эта логика была отчетливо высказана, причем тоже в размышлении о глубинных законах поэтического творчества, т.е. точно так же, как и в "Поэте и Гражданине". В исповедальном стихотворении автор подхватывает критические нападки своих недругов, утверждая собственную мысль о том, каким может быть, и должно быть, истинно поэтическое слово:

Нет в тебе творящего искусства...

Но кипит в тебе живая кровь,

Торжествует мстительное чувство,

Догорая, теплится любовь.

В "Поэте и Гражданине" это ключевое понятие некрасовской лирики высказалось с исключительной силой и чистотой. Словно для того, чтобы яснее истолковать свою идею, Некрасов еще раз повторит ее, отчеканив в поэтической формуле:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви.

Выразительна последняя строка: почти всю ее, фокусируя на себе внимание, занимает одно слово, акцентируя центральную мысль, волнующую автора.

Некрасов и здесь выступает как блестящий мастер формы, подчеркивая скупыми средствами мысль, которая ему особенно дорога. Можно удивляться силе этого найденного поэтом приема: ритмического выделения особенно важного для него смыслообразующего слова, но еще более удивительно, что эта центральная идея стихотворения оказалась не замеченной ни его критиками, ни восторженными почитателями автора. И те, и другие продолжали толковать о политической подоплеке стихотворения и об остро социальном, гражданственном поэте, не видя самого поэта.

Стихотворение, о котором столько написано, до сих пор остается некоей тайной, и к его истолкованию следует относиться очень осторожно, чтобы не сбиться на традиционные и весьма прямолинейные шаблонные оценки некрасовской позиции в понимании задач поэзии и поэта.

Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен "глаголом жечь сердца людей", "воспламенять бойца для битвы", нести людям "любви и правды чистые учения".

Некрасов выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его "муза мести и печали" стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении "Поэт и гражданин", которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.

С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...

Некрасов предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность в красоте, справедливости, вере.

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.

Таким образом, Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что поэт "в годину горя" должен быть вместе с народом, живя его заботами, чувствуя его боль, как свою, идя "в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь". Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении "Вчерашний день, часу в шестом" в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу.

Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"

Некрасовская муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе. Поэт называет свою "неласковую музу" "печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков". Она не только страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.

В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать безумный бой...

Муза ведет поэта "чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода", заставляя его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти великого сатирика Гоголя стихотворение "Блажен незлобивый поэт" рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе "незлобивого поэта", которому современники "при жизни памятник готовят".

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, "чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений". Труден и горек его путь. Его "карающая лира" не вызывает в людях понимания и одобрения.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья.

Некрасов убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение - служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение "Элегия", которое считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми, кто заявлял, "что тема старая - страдания народа и что поэзия забыть ее должна". Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна "изменчивой моде". Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия. "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" - этот вопрос, содержащийся в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы народы, как и прежде, "влачатся в нищете, покорствуя бичам". Эти слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения "Деревня": "Здесь рабство тощее влачится по браздам..." Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и бесправии. Значит, тема "страданий народа" должна быть основной в поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что тот, "кому посвящены мечтания поэта", "не внемлет он и не дает ответа".

Подобно Пушкину в стихотворении "Памятник", Некрасов в своей "Элегии" подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.

Примечание. Нужно иметь в виду возможность разных вариантов темы. Например, "Н. А. Некрасов и его предшественники о назначении поэзии".