» » Как я понимаю что развитие личности. Развитие личности в психологии

Как я понимаю что развитие личности. Развитие личности в психологии

Кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций. Не надо эти разные развития путать: может быть прекрасно развитая с посредственно сформировавшейся памятью и с плохим физическим развитием. Рост человека и его развитие взаимодействуют, чередуя друг друга .

Огурец может только расти. Влажная земля и солнце этому способствуют, но тренировать и развивать внешними процедурами невозможно: огурец растет по своей внутренней программе. А у человека - больше возможностей, у человека развитие, тренировка его тела или души способствуют росту тела, росту душевности, росту душевной глубины, гибкости или стойкости. Тот, кто тренирует свое тело, знает, что определенные тренировки росту мышечной массы способствуют. С другой стороны, развивать можно только то, для чего процессом роста были созданы необходимые предпосылки. Никто не будет развивать в годовалом младенце мужественность - он еще недостаточно вырос, для этого не появилась база.

У человека рост и развитие поддерживают друг друга и сменяют друг друга этапами. Это напоминает чередование горизонтального и вертикального движения: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение)

Процессы роста у человека идут с максимальной интенсивностью в детстве. С возрастом рост что физический, что интеллектуальный - замедляется, а с определенного периода у большинства начинает идти в обратную сторону: интеллект снижается, память слабеет, мышцы постепенно атрофируются. Интересно, что личностное развитие при этом может продолжаться.

Развитие личности - одна из центральных тем практической психологии, и понимается она сильно по-разному в том числе из-за терминологической путаницы. Использую одно и тоже словосочетание "развитие личности", в реальности специалисты имеют в виду по крайней мере четыре разных смысла и соответственно четыре разные темы. Это:

  • «Каковы механизмы и динамика развития личности» (здесь исследуется развитие личности как процесс),
  • «Что достигает личность в своем развитии» (это тема уровня развития личности , тема результата развития),
  • «Какими способами и средствами родители и общество могут формировать из ребенка личность» (тема формирования личности) и
  • «Как, какими способами человеку развивать себя, как личность?», где развитие личности понимается как в процессе как авторских действий .

Разговор о развитии как процессе - это разговор о динамике этого процесса, о его различных механизмах. Развитие происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий, развитие может быть результатом формирования - процесс развития личности многолик и сложен. Понимание "развития личности" как сложного, но преимущественно естественного процесса более характерно для теоретической психологии, исследующей этот процесс.

Что касается результатов развития личности, то помним классическое: рост - это количественные изменения, развитие - изменения качественные. Если вы видите книгу "Развитие личности детей дошкольного возраста", вы знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка год от года, какие когда у ребенка возникают новообразования. Главные вопросы к теме результатов развития личности, это "О каких новообразованиях можно говорить как о качественно новых?", "Как можно проверить, что развитие действительно произошло?", "Можно ли говорить об уровне развития той или иной личности, сравнивать людей по

Время чтения 10 минут

В данной статье мы рассмотрим основные проблемы развития личности и способы их решения. Думаю, что многие задумываются над развитием собственной личности или воспитанием своего ребёнка. Конечно, развитие личности - это комплексный вопрос, на который влияет много факторов - физиологические особенности, среда обитания, воспитание, деятельность.

Кризисные периоды развития личности:

Детские годы

Наверное, многие сталкивались с периодами поведения у детей, которые являются переломными и ведут к радикальным изменениям личности. Первые проявления характера мы наблюдаем у ребёнка ещё в раннем детстве, хотя это больше рефлекторное поведение, желание привлечь внимание матери. С рождения до 1 года - мама является центром Вселенной для ребёнка, и от её отношения у ребёнка складывается картина мира - доверие или недоверие к окружающей действительности.

  • В период 1,5-3 года - ребёнок проявляет черты автономного и независимого поведения. При определённой поддержке со стороны взрослых формируются - воля, желание преодолевать препятствия. В негативном случае - зависимость от взрослых, навязчивость и слабоволие.
  • В 3-6 лет также происходит переломный момент - ребёнок начинает ощущать себя личностью, начинает проявлять инициативу, желание участвовать в общих делах. У него появляется умение ставить цели, в обратном случае - беспомощность и пассивность. Очень важно содействовать в развитии самостоятельности, давать посильные поручения ребёнку, вовлекать в трудовую деятельность.
  • С 6 до 12 лет - дети проявляют предприимчивость, готовы к получению новых знаний. Расширяется круг общения, кроме семьи важную роль играет школа - детский коллектив и учителя. Развивается компетентность, то есть ребёнок чувствует себя более уверенно, благодаря обладанию новой информацией и поддержке ближайшего окружения. В негативном случае формируется инертность. Дети чувствуют себя уже более взрослыми и нуждаются в уважении и понимании со стороны взрослых.

Подростковый возраст

Период с 12 до 18 лет считается наиболее важным и сложным в формировании личности. Этот кризис является наиболее затянувшимся, хотя у детей этот период проявляется по-разному. Главное, что в этот период ребёнок ищет своё место в этом мире, выходит из опеки взрослых, формирует свои представления об окружающей действительности и взгляды на свою жизнь.

Основные проблемы развития личности проявляются в протестных реакциях, непослушании, упрямстве. Родителям советуют запастись терпением и по мере возможности помогать подростку в поиске себя, относиться с пониманием к изменениям в личности ребёнка.

Подросток может менять интересы, увлечения, друзей, задача родителей - стараться направлять развитие в нужное русло и оставаться в дружеских отношениях с подростками, не навязывать свои позиции. В подростковый период происходят значительные физиологические изменения в организме, а также формируется самосознание. При позитивном развитии событий подросток берёт ответственность за свою жизнь, выбирает свой дальнейший путь развития. При негативном исходе - появляется замкнутость, желание общаться с неформальными группами, выход за пределы моральных норм, а бывает, и нарушения законов.

Поэтому задача родителей - контроль в меру и больше понимания, плавно направлять развитие личности ребёнка.

Взрослый возраст

В период с 18 до 25 лет возникает потребность в интимности и любви. Важно научиться принимать себя и впускать чувства в свою жизнь, доверять людям, при этом не терять своё "Я" в отношениях. Любовь позволяет открыть новые грани в человеческой сущности и влияет на развитие личности даже в большей степени, чем многие другие факторы. Также она позволяет человеку становиться более понимающим, заботливым, чувствительным к миру других людей. Родителям тоже нужно относиться с пониманием к первой любви, ибо бывают ситуации, когда запреты ведут к конфликтам, а в случае постоянного подавления - отвержение людей и невозможность создать свою семью.

В этот период многие определяются и в профессиональном развитии, бывает ещё максимализм в поведении, если не завершена стадия формирования основного стержня личности. В студенческие годы далеко не все понимают ещё своё дальнейшее развитие и часто меняют отношение к деятельности после завершения вуза.

Рекомендуем при выборе специальности руководствоваться интересам и способностями, чтобы потом не пришлось менять специальность. Бывает, что студенты бросают учёбу, если профессия не по душе. Поэтому данный вопрос нужно решать комплексно, учитывая все факторы. Кроме того, в студенческие годы может проявляться желание самостоятельно себя обеспечивать и зарабатывать параллельно с учёбой. На Западе это уже давно практикуется. Считается, что чем раньше человек становится самостоятельным, тем лучше. Подобные стремления являются позитивным и пригодятся в дальнейшей взрослой жизни.

Очень хорошо, когда человек может брать ответственность за себя и близких ему людей. При этом задача родителей помочь в выборе деятельности.

От 25 и выше

В период с 25 до 60 лет личность уже сформирована, хотя может и дальше развиваться при определённых условиях или желании со стороны самого человека. На этом этапе создаётся семья, возникает необходимость воспитания детей, проявляется забота о других. Наблюдается и профессиональный рост, важно найти себя и своё предназначение.

Работа должна приносить удовольствие, человек реализует себя в социуме и продвигается вперёд в своих достижениях. Достигнув определённых результатов, с удовольствием делится своим опытом с окружающими и детьми. Если человек прошёл до этого нормально все стадии развития и сформировал необходимые качества, то семья будет крепкой, а жизнь - счастливой. В обратном случае будет отвержение общества и других людей, одиночество.

Зрелый возраст

В период с 60 лет приходит новый этап переосмысления жизни. Главные проблемы развития личности тут проявляются в отношении к себе и прожитой жизни, анализируется достижения и неудачи. Очень важно понять, что Вы сделали много полезного и во многом преуспели - создали семью, вырастили детей, преуспели в работе или творчестве.

Даже если не сложилась семья, то реализовали себя в других сферах деятельности и оставили свой след на этой Земле. Ищите больше позитивного и продолжайте жить и радоваться жизни, помогать близким, передавать мудрость жизни. В Западной культуре бальзаковский возраст - вторая молодость, у людей появляется больше времени, они осваивают новые специальности или путешествуют.

В любом случае, нужно найти свою реализацию, хобби - вышивка, вязание, написание книг, разведение цветов или другие интересы.

Проблемы развития личности в психологии

  1. Что больше влияет на развитие личности - анатомические особенности или влияние среды? Суть вопроса в том, что развитие во многом зависит от физических особенностей строения организма и человеческого мозга. Ребёнок только на определённом этапе может научиться говорить или развить другие способности. Бывает, что аномалии развития влекут изменения и в психическом состоянии. При этом важную роль играет и среда обитания, воспитание в семье. Пока учёные не могут дать точный ответ, что оказывает большее влияние? Скорее это взаимосвязанные вещи.
  2. Какое образование оказывает большее влияние на развитие личности - организованное или стихийное? Под организованным понимаем - обучение с определёнными целями и задачами (школы, вузы), под стихийным - обучение без чётких целей, в процессе жизни (общение со сверстниками, семья, телевидение). Естественно, что влияние оказывают оба варианта обучения, а вот пропорция влияния может меняться в каждом конкретном случае.
  3. Какая взаимосвязь между задатками и способностями? В данном вопросе психологи исследуют задатки, которые являются врождёнными особенностями человека и оказывают существенное влияние на возникновение способностей. Возможно ли их развитие, и что является основополагающим: задатки или обучение и воспитание развития способностей? Учёные до сих пор решают этот вопрос, хотя бывает, что способности проявляются со временем, а не сразу в детстве. Встречаются истории, когда человек начинает хорошо рисовать или писать стихи под воздействием определённых обстоятельств.

Проблемы развития личности в современном обществе

Наверное, многие задумывались, что время идёт, и современные реалии вносят свои изменения в процесс развития личности. Конечно, перестроечный период и главенство рыночных отношений поставили во главу всего такие понятия, как: материальное благосостояние, власть и сила.

Наблюдается снижение нравственных ценностей, зачастую принято считать, что для достижения своих целей все средства хороши. При этом не стоит забывать, что мы живём в социуме, и нужно помнить о правилах и моральных ценностях. Как мы можем помочь детям вырасти настоящими людьми с глубоким внутренним миром?
Конечно, семья имеет главенствующую роль в формировании личности, особенно на начальных этапах.

1. Вопросы воспитания

Для начала определим, что значит воспитание? Это формирование личности человека с целью подготовки для жизни в обществе. Воспитание должно быть позитивным и производится постоянно. Главную роль в данном вопросе играют родители, потом педагоги.

Конечно, благодаря семье ребёнок узнаёт, что такое хорошо, а что такое - плохо, узнаёт нормы поведения и правила жизни, что ценно, а что нет. Воспитание касается не только поведенческих вопросов. Существует такие виды воспитания: умственное, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое, правовое, половое, экономическое, экологическое воспитание.

Основные методы воспитания:

  1. Собственный пример, дети впитывают атмосферу в семье и стиль поведения взрослых, поэтому даже, если говорить, что нужно поступать определённым образом, а самим нарушать эти правила, не удивляйтесь, что и дети будут нарушать. Говорят, что в первую очередь нужно воспитать себя, а потом - детей.
  2. Косвенный пример - часто в разговорах мы даём оценки тех или иных понятий, действий, событий. Дети слышат и воспринимают эту информацию. Поэтому старайтесь позитивно отзываться о супругах, работе, давать правильную оценку жизненным вопросам, это поможет в развитии личности Вашего чада.
  3. Убеждение - один из основных методов применяемый в воспитании, цель - формирование необходимого поведения. Со временем слова близких людей и воспитателей формируют убеждения человека и влияют на его поступки в жизни.
  4. При этом обращаются к сознанию человека и его чувствам. Главным образом убеждение производится посредством рассказов, лекций, диалога или диспута (только в спокойной форме). Пример тут тоже имеет значение.
  5. Поощрение - проявляется в оценке поведения, похвале и позитивном отзыве при должном поведении и определённых заслугах. Поощрение вызывает положительные эмоции и уверенность в себе и людей разного возраста, что помогает в достижении дальнейших успехов.
  6. Метод взрыва, наказание - это крайняя мера, негативная оценка поведения, применяется при устойчивом непонимании, вся семья не поддерживает поведения, высказывает неодобрение и отказывается идти на поводу, наказание проявляется как лишение определённых удовольствий и радостей. Однако этот метод должен быть ограничен в применении. Стараться взывать к позитивным сторонам личности.

2. Нравственное совершенствование

Проблемы развития личности касаются и нравственной стороны развития человека. Для формирования положительных качеств личности очень важно наличие воли, активность и целеустремлённость. Каждый человек стремится в идеале быть лучше, походить на героев фильмов или книг. Вопрос, какие идеалы лежат сейчас в основе формирования личности?
Если раньше было много позитивных героев, то в современном кинематографе часто за основу берутся другие ценности, поэтому стоит направлять развитие детей и советовать, что больше подойдёт для просмотра или чтения.
Нравственность - это комплекс правил и норм, присущих определённому человеку и необходимых в общественной жизни.
Как уже было сказано, важно придерживаться активной жизненной позиции для достижения определённых целей, а также заниматься самовоспитанием.

  1. Ставить перед собой посильные задачи на месяц, неделю, день. Планировать своё время.
  2. Ежедневно вечером подводить итоги, что выполнил, а что нет? Что сегодня удалось?
  3. Вести творческий дневник, в который записывать свои мысли, наблюдения и оценки, советы. Концентрировать внимание на успехах и достижениях. Всё это позволяет лучше понять себя, серьёзнее относиться к жизни, будет способствовать интеллектуальному и моральному развитию личности.

Важным моментом является занятость - тренировки физические и умственные, поиск самовыражения, подготовка к будущей профессии, борьба за свою мечту.

3. Развитие творческой личности

Развитие творческой личности - это очень интересный и важный вопрос. Далеко не все при рождении уже обладают творческим подходом к решению жизненных вопросов. Всё это формируется в ходе жизни и воспитания. Сухомлинский считал, что "главный способ самовоспитания души - красота". Причём красота понималась в широком смысле - искусство, музыка, отношения с людьми.

Таким образом, творческое развитие возможно, в США даже практикуют "курсы креативности", где обучают нестандартному и творческому мышлению, а во Франции в специальных центрах для руководителей - стажировка, где большая часть занятий посвящается художественной культуре.

Это способствует развитию вкуса к хорошо сделанной работе, гармоничным профессиональным отношениям, упорядоченности в работе. В основе развития творческой личности лежит эстетическое воспитание. Мы учимся воспринимать и любить прекрасное в жизни и людях.

4. Интернетомания

Мы живём в век развития технологий невероятно быстрыми темпами. Это очень хорошо с одной стороны - открываются новые возможности получения информации, скорость передачи данных, новые способы общения с людьми из разных уголков мира. При этом обращают внимание на то, что дети много времени проводят в Интернете, что вызывает определённую зависимость и искажает картину мира, возникает виртуальное восприятие мира.

В США увеличилась детская преступность, теряется грань между виртуальным и реальным миром. Рекомендуют ограничивать пребывание ребёнка за компьютером и стараться вовлекать его в активные действия, занятия, игры, тренировки. Старайтесь использовать прогресс в пользу себе и детям - для обучения, развития личности, получения необходимой информации и других важных целей.

Вывод

Итак, мы рассмотрели основные проблемы развития личности и способы их решения. В любом случае, важную роль в формировании человека имеет саморазвитие и воспитание подрастающего поколения. Давайте развивать себя и показывать пример нашим детям! Только мы сами создаём себя и свою жизнь.

Многие люди со временем практически останавливаются в собственном развитии. У кого-то пропадает желание к саморазвитию в связи с достижением основных поставленных жизненных целей, кто-то занимается тем делом, которое ему не слишком нравится, а у некоторых людей банально не хватает свободного времени.

При этом, важно понимать, что развитие личности является одним из основных условий улучшения собственной жизни. Если человек не развивается, с течением времени у него нет новых возможностей, которые он мог бы предложить другим людям: в результате, в связи с быстрым развитием технологий и появлением новых возможностей для обучения он начинает проигрывать другим людям по большинству параметров.

Для того, чтобы развитие личности было комплексным, необходимо уделить внимание нескольким различным составляющим этого процесса. В целом оно подразумевает под собой изменение количественных и качественных свойств – в частности, это характер, способности, мировоззрение и самоощущение и т.п.

Накопление опыта – важная составляющая для собственного развития

Личностный рост подразумевает получение опыта в различных сферах жизни. Его можно приобрести как с помощью обучения (это касается как института, так и посещения различных курсов, мастер классов и т.д.), так и с помощью различных практических ситуаций.

Для получения разностороннего опыта лучше всего менять собственные увлечения и выходить за рамки собственной зоны комфорта - то есть тех вещей, которые вы хорошо умеете делать.

Так, человеку увлекающемуся изучением языков, стоит попробовать себя в единоборствах или фотографии, а тому, кто склонен к музыке, следует заняться чем-то непохожим – от скалолазания до плавания. Кроме того, следует посещать различные тренинги в рамках своей профессиональной области, которые позволят знакомиться с новыми методами и технологиями и получить реальную практику.

Наконец, следует делать выводы из любых происходящих ситуаций и корректировать свое поведение в случае их повторения.

Развитие гибкости характера – основа успешного выхода из любой ситуации

У каждого человека есть свои достоинства и недостатки, многие из которых заложены еще при рождении и воспитании. При этом, необходимо уметь акцентировать внимание и использовать собственные положительные качества и работать над отрицательными чертами.

Для того чтобы улучшить собственный характер и научиться лучше понимать себя, необходимо знакомиться с книгами по психологии. Многие из них позволяют изменить отношение к себе и окружающему миру, а также научиться извлекать пользу из любых совершаемых действий и происходящих ситуаций.

Определение собственного типа характера позволит лучше понять предрасположенность к тем или иным видам работы, а также развить возможность подстраиваться под заданные условия. Данная способность является важной составляющей для того, чтобы научиться достигать поставленных целей.

Личностный рост – это формирование мировоззрения и самосознания

Многим людям сложно определиться со своим отношениям к различным составляющим мира. Кроме того, практически у каждого человека зачастую возникает ситуация непонимания поведения окружающих людей или происходящих ситуаций. Наконец, нередки ситуации, когда мнение людей идет вразрез с ценностями общества: в результате этого может возникать серьезный дисбаланс.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности, необходимо пробовать себя в различных сферах жизни, знакомиться с трудами ученых в области психологии и физиологии (в том числе для того, чтобы избегать социальных ловушек, с которыми каждый человек сталкивается ежедневно).

Кроме того, для того, чтобы работать над самосознанием, необходимо уделять время не только духовному и умственному развитию, но и приводить в порядок все сферы жизни:

  1. Следует сформировать определенный режим дня, в котором необходимо выделить время на себя и свои увлечения. Важно понимать, что в конце каждого дня следует подводить его итоги. Также полезной практикой является ;
  2. Правильное питание и тренировки являются основной для того, чтобы снизить уровень недовольства теми или иными составляющими жизни (поскольку спорт позволяет выбрасывать негативные эмоции), а также наладить эмоциональное состояние и ход мыслей;
  3. Найти баланс между различными составляющими своей жизни. Так, необходимо выстроить жизненные приоритеты и уделять время той или иной части жизни соответственно выстроенным приоритетам. В случае если наблюдается перекос (работу, отношения и т.д.), вырастет недовольство собой, а возможности для личного роста уменьшатся.

Важно понимать, что для успешного личностного роста следует завести привычку к планированию и распределению круга обязанностей. Это позволит даже в условиях серьезной занятости выделить время на собственное развитие, которое в долгосрочной перспективе является важным условием для достижения высоких результатов.

Таким образом, развитие личности – это достаточно сложный процесс, который обязательно должен быть комплексным. Кроме того, важно постоянно заниматься личностным ростом для того, чтобы развивать собственные конкурентные преимущества. Высокий уровень развития позволит проще справляться с поставленными задачами и оставлять больше времени на любимые занятия и отдых.

Система воспитания как условие развития личности

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовнонравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностнообщественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научнотеоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагогвоспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный -путь моральнонравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие -формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания -самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности ".

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать -это значит направлять развитие субъективного мира человека ", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С.Выготский, "учитель с научной точки зрения -только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником ".

Такой подход к построению процесса воспитания -как активного целенаправленного формирования личности -согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.

Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретноисторический характер.

Но социальноисторическое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Показательно, что накопительница психологического опыталитература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. Так, Л.Н.Толстой полагал, что признание права "другого " непросто на участие в "борьбе за существование ", а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственной жизнью бытия этого "другого " становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса. "...Допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, -писал он в трактате "О жизни ", -человек не может не видеть и того, что это -то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества ".

По сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентрировался на борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткой сведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших -это его нравственноэтическая сфера, исключительно к биологическому существованию. Задолго до появления различных разновидностей фрейдизма и современных социобиологических теорий Л.Н.Толстой с гениальной прозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущности человека.

На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил перед всем человечеством чрезвычайно простой и одновременно архисложный вопрос: что же происходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основы его жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение, сострадание к человеку и др.) вдруг начинают терять для него весь свой смысл и значение? Что же такое эта самая "цивилизованность " современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостность нравственного сознания и начинает стремиться к самым варварским формам саморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писатель как предчувствовал, какие чудовищные формы примет в "массовом " сознании обывателя XX столетия эта "эмансипированная " стихия "животности ".

Пытаясь разобраться во всем этом, Л.Н.Толстой вскрыл противоречия нравственного бытия человека современного общества, указав, что главная причина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется в слепом эгоизме, извратившем духовноценностную природу познания.

Отвергая представление о существовании человека исключительно как биологического существа, всецело подчиненного диктату инстинктов, писатель полностью не отрицал власть "природы " над человеком, а также не возлагал все надежды по усовершенствованию человеческого бытия на деятельность его разума. Наоборот, писатель подчеркивал неоднократно, что чрезмерная рационализация бытия человека ни в коей мере не приблизит его к постижению смысла жизни. Только способность личности возвышаться над своим естеством и опираясь на него как на необходимое условие существования, утверждать разумные, истинно человеческие основания бытия, по убеждению Л.Н.Толстого, есть единственный критерий осмысленности ее жизни.

Обессмысливание представления о жизни, происходящее в результате полного порабощения человека "плотью ", служит, по Л.Н.Толстому, самым главным препятствием на пути постижения им смысла своей жизни, в то время как освобождение изпод ее власти вновь возвращает его к самому себе как духовному и нравственному, человеческому существу Homo moralis. Это открытие человека в себе бесконечности своей сущности, которая и становится единственным реальным основанием бесконечности своей существования, и есть, как утверждал писатель, тот высший смысл жизни, который может стать доступен каждому человеку.

Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания, среди которых главной он считал формирование потребности принести благо другому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях достижения этой цели. Л.Н.Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIIIв. Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов и педагогов фактом.

Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.

Однако нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий " или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека.

В связи с этим, отечественные ученые и педагогипрактики исходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвосте детского развития ", ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать "завтрашнему дню детского развития ". В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.

Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего развития ". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными "сотоварищами ", а уж затем и вполне самостоятельно.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Не может быть колебаний, писал А.С.Макаренко, -стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых.

При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.

"Искусство воспитания ", приходит к обоснованному выводу, заключается в использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание правильного сочетания "понимаемых мотивов " и мотивов "реально действующих ", а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подросткового возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность превращает эти "понимаемые " мотивы в реально действующие.

Главная цель развития личности -возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска.

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных ". Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостностная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единой личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

I. Развитие человека как личности. Способность к саморазвитию и самообучению. II. Развивающее обучение как педагогическая технология XX века.

I. Развитие человека как личности. Способность к саморазвитию и самообучению.

Развитие человека как личности.

Ни в педагогике, ни в психологии нет общего, однозначного определения понятия «личность». Содержание понятия «личность» рассматривается с точки зрения различных торий личности. Причём, часто и в рамках отдельных теорий чёткое понятие термина «личность» не сформировано.

С точки зрения педагогики, наиболее значимыми являются следующие.

  1. Когнитивная теория личности. Личность есть социальное «отражение» индивида, сформировавшееся под влиянием внешней среды, важнейшей составляющей частью которого является интеллект, находящийся в состоянии постоянного развития.
  2. Поведенческая (бехивиоральная) теория личности. Личность – это совокупность социальных навыков индивида, сформировавшихся в процессе научения.
  3. Деятельностная теория личности. Личность – это субъект общественных отношений, управляющий отдельными процессами деятельности, поведения индивида, возникающий в ходе развития жизни человека и возникающие не в момент рождения человека, а в момент вступления человека в общественные отношения.

Важным составляющим элементом перечисленных выше теорий и понятий личности является развитие личности, а также тот факт, что личность характеризуется как социальное явление.

Под развитием понимают взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений

В общем развитии человека обычно выделяют биологическую и социальную составляющие. Человек рождается как биологическое существо, однако в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Поэтому в науке человек рассматривается как биосоциальное существо, как субъект (т.е. действующее лицо) исторической деятельности и познания.

Теории развития личности еще недостаточно хорошо разработаны. На сегодняшний день практически нет единой теории, способной дать ясное представление об этой проблеме.

Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными подходами на ее развитие:

1) С точки зрения биологизаторского подхода , каждая личность развивается и формируется в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение, при этом играет весьма незначительную роль.

2) Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – продукт, полностью формируемый социумом.

Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не влиять на социальное развитие человека, на его формирование как личности. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию .Биологическое проявляется в формировании природной предрасположенности к той или иной деятельности, способностях, задатках (например, имеют музыкальный слух, математические способности, хорошие голосовые данные, мышечную силу и т.д.). Именно эти задатки позволяют людям активно развиваться в соответствующих областях искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.Биологически человек имеет большие возможности для развития, используя свой потенциал лишь на 10-12%.

Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает равнозначности их влияния. В развитии личности преобладающее значение играют социальные факторы .

Три фактора развития личности

1) Наследственность. Для проявления задатков и способностей необходимы не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальное обучение в той или иной сфере деятельности.

2) Среда воздействует на личность в известной мере стихийно и пассивно ; она выступает как возможность, потенциальная предпосылка развития личности.

3) В современных условиях приобщение человека к жизни трудно представить без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания . Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности.

Определяющую же роль в развитии и формировании личности играет воспитание.

Основные направления развития личности

- физическое развитие - включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

- социальное развитие - связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Движущие силы развития личности - это противоречия между новым и старым

Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.

К таким противоречиям относятся:

Противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

Противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

Противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.

Движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой

В процессе деятельности происходит разностороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев): в младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым , удовлетворяющее потребность ребенка в общении;

„ в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность , удовлетворяющая потребность в познании предметного мира;

„ в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) - сюжетно-ролевая игра , которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным;

„ в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) - учебная деятельность , в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым;

„ в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) - интимно-личное общение , удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками;

„ в юности (с 15 до 17 лет) - учебно-профессиональная деятельность , которая удовлетворяет потребность в самоопределении.