» » Может ли человек противостоять искушению. Соблазны

Может ли человек противостоять искушению. Соблазны

Говоря о силе воли с точки зрения психологии, часто вспоминают знаменитый зефирный тест в Стэнфордском университете , в рамках которого исследователи оставляли детей от четырёх до шести лет наедине с маршмэллоу, пообещав им, что если те смогут потерпеть 15 минут и не съесть сладость, то после окончания срока получат в награду уже две зефиринки. Стоит ли говорить, что, оказавшись перед выбором, получить ли один зефир сейчас, или два, но попозже, многие дети не могли продержаться в течение назначенного времени.

Эксперимент, который впервые был проведён в 60-х годах, имел продолжение. Уолтер Мишел, который его проводил, изучил, как складывалась в дальнейшем жизнь детей, принимавших участие в исследовании. Согласно его выводам, те, кто справился (волевых малышей было около трети) также лучше учились, получили хорошее образование и стали в целом более успешны, а ещё в меньшей степени были склонны к тому, чтобы брать большие кредиты и демонстрировать общественно опасное поведение.

Зефирный эксперимент - хороший повод, чтобы начать разговор о том, как именно устроена сила воли, и почему одни люди умеют стойко противостоять соблазнам, а другие продолжают уплетать условный зефир на протяжении всей жизни, нарушая собственные обещания и терзаясь виной. ( можно посмотреть пародию на стэнфордский эксперимент, где вместо детей и зефира - студенты колледжа и пиво. Видео срежиссировано, но в шутке много жестокой правды: именно так терзается множество алкоголиков по всему миру.)

Иногда наша неспособность противостоять сиюминутным соблазнам рушит долгосрочные планы и мешает стать теми, кем мы мечтаем быть. Силу воли можно развивать, однако для этого полезно будет разобраться, как работает самоконтроль, и как помочь своему мозгу сберечь собственные нейроны, наши деньги, время и доброе имя. Мы попробовали прояснить вопрос, опираясь на книгу Ирины Якутенко «Воля и самоконтроль» , выпущенную издательством «Альпина», а также работы Келли Макгоникал и других авторов, исследующих силу воли.

«Низменная природа»: религиозный миф или суровая правда?

Мыслители прошлых веков находили подходящие для своего времени определения того, что происходит с человеком, которого тянет совершить что-то безнравственное и запретное.

В мифологеме, созданной Платоном, возничий, олицетворяющий разум человека, управляет колесницей, в которую запряжены два коня - благородный и низкого происхождения. Хороший конь тянет колесницу души ввысь, а злокозненный конь-бастард стремится всё время завернуть на симпосий .

Христианские представления надолго связали слабоволие с идеей греха: источником человеческой невоздержанности, как и страданий, которую она приносит, стало нарушение обещания, когда люди соблазнились запретным плодом и получили в наказание все тяготы земной жизни. Стремление к низменным удовольствиям связывалось с происками бесов, которые подбрасывают человеку дурные идеи.

Простое удовлетворение желания в такой ситуации превращается в порочность, смешиваясь со сладостью нарушения запрета. Вина и стыд за плотские потребности так прочно укоренилась в европейском сознании, что по сей день мешают людям контролировать импульсивные побуждения, раскручивая карусель вытеснения, срывов и самобичевания.

Неудивительно, что в ответ на христианскую концепцию морали возникла идея Руссо о естественной добродетели. Сторонники теории о «благородном дикаре» искали вдохновения в идеализированных представлениях о райской жизни далёких предков или диких племён, не обезображенных цивилизацией. Эта фантазия является обратной стороной предания о грехопадении и её антисценарием, потому что сводится к желанию найти рай невинности, в котором люди могли бы жить без внутренних конфликтов, просто следуя своим желаниям.

Важно, что используя мифологемы и религиозные образы, мыслители прошлого пытались ответить на вопросы, актуальные до сих пор.

Можно ли устранить противоречие между биологическим и социальным? Почему люди принимают решения, о которых жалеют? Как вести более правильную жизнь?

Первобытный человек, которого идеализировали сторонники «натурализма», переходил к насилию и убийству себе подобных в ситуациях, которые мы сегодня предпочитаем решать мирно, не заботился о принципе согласия и вполне мог умереть от обжорства, если бы это позволили ресурсы. Чем сложнее становилось общество, тем больше социальных условностей и механизмов сдерживания требовалось. Ощущая агрессию, сексуальное влечение или голод, современный человек не спешит немедленно удовлетворять желания - и даже не всегда осознаёт скрытые побуждения, если они конфликтуют с личной и общественной моралью.

Сегодняшний мир дал рекордно большому количеству людей возможности для лёгкого удовлетворения основных потребностей. Если ещё несколько столетий назад простой европейский горожанин мог поесть мяса со свежей булкой и жирными соусами только в праздник и хвалился, когда удавалось наесться до отвала, то сегодня от бесконтрольного поедания гамбургеров принято удерживаться. Между тем структуры нашего мозга ещё не привыкли к такому сказочному изобилию, и при виде простых удовольствий реагируют импульсами: ешь это немедленно, кто знает, будет ли пища завтра!

Физиология и природа базовых желаний человека мало изменились с древних времён. Вопрос сегодня не в том, испытываем ли мы «низменные» желания, а в том, как мы их контролируем и сублимируем. И порой речь идёт о куда менее невинных вещах, чем лишняя булочка.

Что творится в мозгу, когда мы переживаем искушение?

Дорсальная часть фронтомедиальной коры останавливает побуждение, если оно не совпадает с долгосрочными целями. Именно дорсальная часть способна затормозить уже начавшееся действие - например, она помогает оставить уже надкушенный кусок на тарелке.

Передняя островковая доля мешает «откатить» побуждение назад. Она заботится о том, чтобы мы не бросали то, что приносит удовольствие, толком не начав. Тем не менее, она же может сослужить и плохую службу: вернуться к предыдущей версии реальности, в которой мы ещё не воображали, как приятно смягчится мир после рюмки-другой, довольно трудно. Передняя часть островка вызывает острое чувство разочарования, которое мы испытываем, отказываясь от того, что уже решили сделать.

Долгосрочные жизненные цели формируются в префронтальной коре лобных долей. Здесь рождаются как рациональность, так и мотивация, в том числе связанная с эмоциями. Чем сложнее переживания, тем труднее говорить об их локализации.

Если в прошлом полагали, что отделы мозга строго специализированы, сегодняшняя практика его изучения показывает, что активность в ответ на разные стимулы неоднозначна, а разные отделы взаимодействуют и обмениваются информацией. В числе зон, связанных с мотивацией и принятием решений, называют вентральный стриатум , гипоталамус , миндалины и другие части старших отделов.

Почему у одних есть сила воли, а у других - нет?

То, как у конкретного человека устроены перечисленные структуры, влияет на способность противостоять соблазнам. Неумение сопротивляться искушению может быть вызвано разными физиологическими причинами.

У кого-то плохо работает захват серотонина и дофамина, которые влияют на удовольствие, так что его приходится искать «на стороне». Например, в печенье за работой или в рюмочке после ужина. У других медленно реагирует передняя поясная кора, и тогда человеку трудно притормозить перед тем, как реализовать побуждение. У третьих случаются заминки в работе задней части фронтомедиальной коры, потому им плохо даётся соотнесение своих сиюминутных желаний с планами. А у четвёртых слишком активна островковая доля («где один бокал, там и два, так что придётся допить всю бутылку, не оставлять же, ну в самом деле?»).

То, как именно работают части мозга, зависит от генетики (слабости можно унаследовать, пусть даже ваш родственник пил, а вы - трезвенник, зато каждую ночь сидите за компьютером до утра), воспитания и влияния общества.

Кроме того, имеет значение, насколько конфигурация соответствует существующим в данный момент представлениям о том, как нужно поступать, чтобы не быть аморальным безвольным лентяем. Скажем, одни общества ценят разумную умеренность в вине, как это делали древние греки , а другие, по примеру македонян, считают бурные возлияния поощряемым признаком мужественности и ухарства.

Что ослабляет волю?

В работе профессора Стэнфорда Келли Макгоникал «Сила воли: как развить и укрепить» перечисляются основные проблемы, способные стать палками в колёсах самоконтроля. Это недостаток внимательности, нехватка глюкозы, слишком интенсивные усилия (самоконтроль похож на мышцу, его можно накачать, но он устаёт), смешение желаемого и действительного (купив книгу о здоровом образе жизни, многие начинают ещё более активно практиковать нездоровый, ведь ), а также стресс и страх.

Ирина Якутенко называет в качестве одной из главных проблем импульсивность, проявлениями которой являются поспешность в действиях, склонность к их недостаточному обдумыванию, недостаток упорства и постоянный поиск новых острых ощущений. «Импульсивность - предрасположенность человека к быстрым, не запланированным заранее реакциям на внешние или внутренние стимулы без учета негативных последствий таких реакций».

Многие люди постоянно переоценивают свою силу воли и самоконтроль, как будто нарочно стремясь к источникам искушений (или тайно надеясь им поддаться): отправляются в магазин, якобы «просто посмотреть одним глазком» и приходят в компанию, где весело и обильно распивают алкоголь.

Также существует интересная, но спорная концепция «истощения эго», принадлежащая исследователю Рою Баумейстеру. Он назвал так ситуацию, когда после изнурительных эмоционально нагруженных ситуаций (если надо скрывать свои эмоции, на что всегда уходит много ресурса; если имел место нервный срыв) сила воли и самоконтроль работают хуже. Это представляется логичным - многие на фоне стресса обращаются к своей любимой компульсии или срываются на других людях. Однако на тему того, есть ли такой механизм, учёные не пришли к единому выводу. В 2016 году два десятка лабораторий провели дополнительное исследование, так и не заметив, чтобы «истощение эго» было неким общим правилом.

Как же отказаться от быстрого зефира?

Вообще-то механизмы по сопротивлению излишествам уже встроены в наш организм, как и хищнические инстинкты, но мы находим отговорки и способы отключить внутренний ограничитель: «Ещё один раз и всё», «Я не хочу по идеологическим соображениям» (это может быть правдой, но важно понять, соответствует ли имплицитное желание эксплицитному), «Сегодня праздник - день поклонения предкам на острове Пасхи», «Порося, обратись в карася» .

Умение распознавать собственные ловушки и честно отменять свои неверные решения требует определённой смелости. Однако награда не замедлит последовать, ведь удовлетворение от успеха - легальный наркотик.

Мы можем управлять собственными мыслями, если не постесняемся это делать. В одном из вариантов зефирного теста учёные советовали одной группе детей подумать о том, какой он сладкий и воздушный, а другой - концентрироваться на абстрактных качествах (цвет, размер) или вовсе представлять маршмэллоу в виде белых облаков. Во втором случае лимбическая система не торопилась возбуждаться, и дети выдерживали в комнате положенное количество времени, умудряясь не съесть сладкое.

Некоторые дети, проходя тест, начинали отвлекать себя компенсаторными действиями - они пели, болтали ногами, разговаривали сами с собой. Взрослый канон поведения требует сдерживать такие непосредственные проявления. В особенности это касается людей с развитым критическим мышлением и хорошо усвоенными социальными нормами. Они способны сформулировать аргументы в пользу фатализма или объяснить, почему наивные защиты нелепы. При этом сдерживание истощает волю, которая и без того на пределе.

Между тем, у детей вполне можно поучиться замещающим действиям, предварительно продумав приемлемую для вас форму: может быть, это будут автоматическое письмо, пробежка или игрушка-антистресс.

Вот некоторые практические советы по самоуправлению, связанные с принципами устройства мозга. Их приводит в своей книге Ирина Якутенко.

    Уберите с глаз долой всё, что может искушать вас.

    Если соблазна не избежать, сосредоточьтесь на максимально абстрактных его характеристиках.

    Заставьте лимбическую систему работать на вас: задействуйте её, чтобы «очернить» причину ваших искушений. Чтобы «перебить» автоматическую реакцию вожделения, представляйте как можно более эмоционально насыщенную картину неприятных последствий вашего поступка.

    Придумайте четкую стратегию действий в ситуации, когда вы столкнулись с соблазном.

    Обеспечивайте себе внешнее принуждение .

    Обеспечьте себе дедлайн. Это позволит увеличить продуктивность и больше успевать, а чтобы точно выполнить задуманное, можно, например, назначить встречу вечером после работы.

    Найдите причины для внутренней мотивации.

    Воображайте себя в будущем - но не факт, что это сработает. (Есть данные, которые подтверждают, что о себе в будущем мы думаем, как о других людях. Попробуйте представить, что вы-из-будущего и вы-сегодняшний - совпадаете.)

    Если хотите, тренируйте рабочую память - но не слишком рассчитывайте на эффект. При выборе нужно не только быстро извлекать доводы из глубин памяти, но еще и держать их все в сознании одновременно, чтобы префронтальная кора могла сопоставить аргументы.

С пунктом 3 мы советовали бы быть острожными: для некоторых негативная мотивация - мощный источник стресса, который, в свою очередь, ведёт к немедленному зефиру. Если вы имеете проблемы с самооценкой или депрессивные настроения, перед такими мысленными экспериментами нужно проконсультироваться с психологом.

«Некоторые люди думают, что привычки генетически запрограммированы и у них нет иного выбора, кроме как потакать им. Любая привычка в своей фундаментальной сущности - это неврологическая цепь» , отмечает Брэнн Эми в работе «Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность» .

Структуры мозга разных людей действительно отличаются, однако мы можем обучать свой мозг и изменять протоптанные нейронные тропинки, позволяя одним зарасти, а другим - превратиться в широкие улицы. Сила воли не имеет волшебной природы. Чтобы успешно ею пользоваться, достаточно научиться концентрироваться. Тогда в каждый момент времени вы сможете делать правильный выбор, осознанно анализируя свои реальные желания, а также возможные последствия своих поступков.

Мы уже говорили с насельником Иргизского Воскресенского мужского монастыря иеромонахом Дорофеем (Барановым) о трудностях нашей духовной и повседневной жизни , которые святые отцы часто называют искушениями, и о том, как эти искушения распознать. Сегодня, во второй части беседы, мы сосредоточим внимание на правильном отношении к подобным ситуациям и на борьбе с ними.

— Отец Дорофей, как бороться с искушениями?

— Научиться их правильно переживать. К примеру, часто приходится слышать от людей, поддавшихся искушению блудной страстью, что сила ее была столь велика, что они не могли ей противостоять. Это всего лишь попытка оправдать собственное нежелание бороться со злом. Нет таких искушений, с которыми человек не мог бы справиться. Собственно, любое искушение заставляет нас отвечать на главный вопрос в жизни: «Кем я хочу быть? Хочу ли я быть человеком нравственным, живущим согласно духовным законам, которые дал людям Бог, или мне это неважно?».

Можно выбрать второй путь — выйти из круга, очерченного Богом заповедями, но тогда надо быть готовым к тому, что в твоей жизни произойдет духовная катастрофа. Не надо питать иллюзий, она неизбежна. Я это как священник вижу каждый день. Не было еще ни одного случая, когда человек, нарушивший нравственный запрет, после этого был бы счастлив. Люди разрушают семьи, надеясь, что во втором браке им больше повезет. Иногда им даже кажется, что они счастливы в новых отношениях, но это счастье отравлено горечью. И человек живет, не понимая, почему у него ребенок растет наркоманом, или на работе сплошные проблемы, или болезни преследуют… Он все ищет какие-то причины, а причина одна: он перешел нравственную черту и стал беззащитным перед злом. В конце концов, помотавшись по бесконечному кругу мирских «утешений», которыми обычно пытаются заглушить эту горечь, человек понимает, что все-таки нужно договориться с Богом, и приходит на исповедь. Пока покаянием с души не смоется тяжесть греха, человек будет подвергаться искушениям. Поэтому, если преследуют испытания, нужно проанализировать свою жизнь, вспомнить о нарушенных заповедях и принести Богу покаяние.

Увидеть себя в истинном свете

— Но искушения преследуют и тех людей, которые стараются жить внимательно и тяжких грехов не совершают. Какой тогда для них смысл в подобных испытаниях?

— Мы подошли к очень важному моменту в понимании смысла искушений: они также служат лакмусовой бумажкой для проявления наших внутренних духовных червоточин. Например, если нас, по нашему же мнению, несправедливо притесняет начальство, возможно, мы слишком много о себе думаем. А когда на нас ни с того ни с сего накидывается с бранью человек, возможно, стоит вглядеться в себя и увидеть в себе гордость, которая потребовала такого врачевания.

В нашей жизни постоянно происходит что-то, что нас возмущает, особенно когда мы слышим нелицеприятные оценки в свой адрес. Как мы обычно действуем в ответ? Стремимся себя оправдать, изыскиваем аргументы для доказательства нашей правоты. Если оставаться на той же позиции, аналогичные искушения будут повторяться вновь и вновь, до тех пор, пока мы не увидим, что все наши неудачи в

отношениях с людьми имеют корень в нашей гордости. Но стоит изменить подход — относиться к нападкам со смирением, как мы обнаружим, что они прекращаются. Бог смиренным подает благодать.

Вообще, искушения полезны. Проходя через них, человек получает возможность правильно понять свою жизнь и трезво себя оценить. Рушатся льстивые предположения о себе и уничижительные о других. Полагал себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, скатился на самое дно. Непрестанно требовал что-то от других, не вникая в их ситуацию? Теперь тебя притесняют, гонят, злословят. Считал себя лучше других— и столкнулся с грубым насилием греховных помыслов. Благочестивому человеку проще, чем грешнику, впасть в духовную прелесть по поводу своих духовных дарований и успехов, и лекарством от этой болезни служат искушения. В таких обстоятельствах человек воочию видит свою немощность в суждениях, поступках, делах, эмоциях и смиряется. Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях становимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. Часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые испытания, чем те, что были.

— Как справляться с внутренними искушениями — к примеру, с таким, когда преследуют нехорошие мысли об обидевшем нас человеке? Иногда такое состояние длится очень долго.

— Для борьбы с помыслами необходимо считать себя хуже других людей. Ставьте любого человека, который вас обидел, задел, проявил по отношению к вам несправедливость, неуважение, грубость, выше себя. Смотрите на него снизу вверх, и тогда неприятные столкновения с людьми будут предельно минимизированы, потому что ты всегда будешь готов уступить, не ответить злом на зло, извиниться. Можно не верить в действенность этого рецепта и искать тысячи причин не прибегать к нему, но это единственный способ, чтобы добиться душевного мира. Когда внутри себя человек считает, что он самая последняя букашка, его невозможно обидеть. Когда в мир пришел Христос, он показал, что единственный выход из мира зла, который нас окружает, — дать этому злу абсолютную свободу, дать злу возможность сделать с тобой все, что угодно, но при этом не терять надежды на Бога. «Бог своих не оставит», — такая у христиан присказка. Вот это сочетание готовности не отвечать злом на зло и упования на Бога делает христианина абсолютно непобедимым. Мы думаем, что, если всем подряд уступать место в очереди, не дойдешь до прилавка, но я знаю человека, который решился на такой эксперимент и был препровожден к кассе бабушками под аплодисменты всей очереди.

В современном мире человек настолько привык защищать свое пространство — личное и семейное, что он постоянно находится в состоянии готовности отразить агрессию окружающего мира. Сегодня желание уступить, помочь кому-то, отложить свое дело и заняться чужим воспринимается людьми как какой-то подвиг. А между тем посмотрите, как жили святые. Святая блаженная Матрона. Казалось бы, какое положение может быть ниже: слепорожденная, неходячая, не покидавшая дома, а между тем она оказывала влияние на судьбы миллионов. Поэтому единственный путь если не удалить, то минимизировать искушения — это уничтожить себя как самоценную личность, сказать: «Я себе не принадлежу, я принадлежу Богу. Он решает, что для меня хорошо, а что плохо». С такой внутренней установкой зло в виде искушений к человеку не пристает. А если пристает, то быстро отступает.

Помощь не замедлит

— Значит, какое бы искушение Бог нам ни послал, оно всегда на пользу?

— Да. Более того, если Он посылает искушение, значит, в данный момент Ему более, чем когда-либо, угодно, чтобы мы смирились и научились терпению. Мы же часто полагаем, что искушение мешает нам делать то, что было бы более угодно Богу. И этим ложно обольщаемся, так как думаем, что нам лучше Бога известно, чем более угодить Ему. Да и само мнение о том, что мы угождаем Богу, когда делаем некое доброе дело, обольщает нас, возвышая в собственных глазах, и это высокоумие перечеркивает и доброе дело.

— Молитва помогает переносить искушения легче?

— Конечно! Это очевидно из слов молитвы Господней «Отче наш» — молитвы, которую произнес сам Христос, сказав ученикам, что они должны молиться именно так. Поэтому, если человек сталкивается с нравственным выбором, и ему очень тяжело этот выбор сделать, нужно призвать на помощь Бога. Вот почему так важно знать хотя бы эту молитву: чтобы в сложной ситуации не остаться с бедой один на один.

Если же искушение связано с осуждением, неприязнью или враждой к кому-либо из ближних, то надо вспомнить о всем добром в этом ближнем и начать регулярно молиться за него. И помощь Господня не замедлит. Ясным становится свое состояние, понятным искушение. И как только оно познается, искушение рассеивается как дым.

— Святые отцы говорят, что молитва Иисусова тоже помогает в искушениях, особенно когда человек впадает в гнев или уныние.

— Безусловно. Иисусова молитва — это словесное выражение постоянной памяти о Боге. Человек словно вцепляется в ризу Христову: «Господи, не отходи от меня, как я от Тебя не отхожу». Молитва Иисусова — постоянное призывание Бога, но для современного человека, живущего в миру, будет трудно творить ее непрестанно. Это в Византии во времена Григория Паламы(1296-1359, архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, православный святой. - О.Л. ) на рынке кузнец и кожевник могли часами спорить о практике Иисусовой молитвы. Сегодня такой уровень молитвенного подвига возможен только в монастырях. Хотя, если человек подвергается каким-то тяжелым внутренним искушениям, ему стоит прибегать к этой молитве как к оружию в борьбе против вражьих нападок.

Я бы только предостерег читателя от магического отношения к молитве, которое в наше время очень распространено. Некоторые люди даже молитву воспринимают как заговор: прочитал — и готово, эффект налицо. Это не так. Молитва — всего лишь разговор с Богом. Мысловно открываем окно в небо и кричим, зовем Бога. Конечно, мы ждем помощи от Него. Но, если она не приходит, это не значит, что Бог нас не слышит, и поэтому надо бежать к экстрасенсам. Это говорит о том, что, по мнению Бога, потерпеть неприятности нам полезнее. Терпение искушений, даже длительных, — это тоже духовное упражнение.

Ничто из того, что происходит с нами в жизни, не случается вне промысла Божия. При этом промысел Божий посылает каждому человеку только такие искушения, наказания (от слова «наказ» — урок), которые необходимы именно ему для его спасения. Не только телесные скорби христианину надо принимать как из благотворящей руки Божией, но также и зло, которое причиняют люди или злые духи.

Господь видит сердце человека, знает его возможности, и, если мы не можем перенести какое-то тяжелое искушение, оно нам не посылается. А другой подвергается очень сильным искушениям, но лишь потому, что Бог знает: ему это вынести по силам. «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного», — говорил преподобный Антоний Великий. Так что будем благодарить Бога за все искушения, через которые Он ведет нас к Себе.

Газета «Саратовская панорама» № 22 (950)

Беседовала Оксана Лаврова

Джон Норкросс, Джонатан Норкросс и Кристин Лоберг - авторы книги «Прокачай себя» - точно знают как устоять перед искушающей песней сирен. Они предлагают начать со следующих научно обоснованных способов:

Сделайте короткую передышку

Сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов. Снизьте вашу физическую тягу и успокойте ваши вышедшие из-под контроля мысли. Релаксация поможет вам пройти через большое число потенциальных срывов.

Прекратите

Когда вы начинаете верить, что ваше желание - это то, что вам необходимо, жестко скажите себе, что вы не пятилетний ребенок без воли и самодисциплины. Когда мои пациенты пытаются убедить меня, что они беспомощны, я просто их спрашиваю: «А вы сможете сопротивляться за тысячу долларов?» 99% отвечает: «Конечно». Это доказывает, что они обладают необходимыми навыками для сопротивления. Поэтому настройте свой ум.

Скажите: «Да, я могу»

Напомните себе, в недвусмысленных выражениях, что вы уже не раз успешно сопротивлялись. Подтвердите свой уровень постоянства.

Пройдитесь

Исследования показывают, что быстрая ходьба снижает тягу. У некоторых работает более медленная медитативная ходьба. В прямом смысле уйдите от ваших побуждений.

Используйте здоровую противоположность

В периоды искушений и тяги используйте здоровые альтернативы. Чем покупать новую вещь, загляните в свой шкаф и подумайте, какие вещи вы могли бы раздать. Чем прозябать на диване, встаньте и начните активно действовать. Чем злобно молчать после ссоры с партнером, начните спокойный, конструктивный разговор о проблеме.

Придумайте глупость, чтобы отвлечься

Найдите отвлекающее действие, которое полностью займет ваши руки и мысли. Для меня это компьютер и ответы на электронную почту, для других хорошим отвлечением может быть пазл, видеоигра или разминка.

Поощряйте себя

Если вы столкнулись с тягой, подкрепите себя, чтобы не сбиться с пути. Укрепляйте свою решимость, вознаграждая постоянство.

К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

Глава 9.
Как противостоять искушению?

Мне не раз приходилось слышать признание отчаявшихся христиан:"Я понимаю, что если я свое время и силы посвящу на укрепление моей связи со Христом, то Он позаботится о моих грехах. Я знаю, что от меня не требуется разрешать самому мои личные проблемы, т. е. бороться со своими трудностями, и что, ТЕОРЕТИЧЕСКИ, если я отдался Христу, я перестану грешить. Но на практике получается по-иному; я нахожу, Что грешу даже после того, как утром я провел определенное время в общении с Ним. Неужели мне ожидать до 90 лет, прежде чем я смогу получить победу в моей жизни? Что я должен делать теперь"?

Какова наша роль в попытках победить грехи, трудности, искушения, с которыми мы ежедневно сталкиваемся? Каковых усилий требует Бог с нашей стороны для победы над искушениями?

Я бы хотел напомнить вам, прежде всего, что, если мы одни, без Бога, пытаемся победить наши грехи и искушения, мы не будем иметь успеха. Пытающийся преодолеть грех и искушения своими собственными средствами, методами и хитроумными уловками обязательно проиграет сражение. Беру на себя смелость также предложить, что метод борьбы каждого человека с искушениями до того, как он поймет нашу истинную роль в достижении благочестивой жизни, вероятно, зависит от силы воли, которой он обладает (или которой ему недостает). Вопрос о том, как противостоять искушению, включает в себя все аспекты вопроса о праведности, достигаемой только через веру во Христа. Таково личное применение теории в случае кризисного состояния.

Раз уж мы затронули такую тему, я хотел бы подчеркнуть тот факт, что понятие греха не ограничивается сферой поведения: грешить - это не просто совершать ошибки. Согласно Писания (Римл. 14:23): "Все, что не по вере - грех". Следовательно, единственным величайшим грехом (влекущим за собой все остальные грехи) и исходным моментом в искушении есть все, совершаемое нами,- справедливое или не справедливое,- когда во взаимоотношениях со Христом мы не имеем ВЕРЫ. Когда мы живем без Него, не зависим от Него, тогда грехи - неправильные поступки - органически вытекают из этого как логическое следствие. Если мне кажется, что моя главная проблема состоит в том, что я грешу, то я должен понять, что действительная проблема заключается в вопросе моей зависимости от Бога, т. е. живу ли я жизнью веры или же полагаюсь на свою собственную силу.

Вот почему сатана изо всех сил старается разбить нашу связь со Христом. Он знает, что эта связь есть главный залог святости, наши трудности и прошлые падения, и как только ему удается отвлечь наше внимание от Христа, он тотчас прикончит нас, поражая одним из своих больших орудий.

Библия вдохновляет нас на подлинную победу, заверяя нас в том, что Иисус знает все наши трудности и сражения:

"Итак, имея Первосвященника Великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божьего, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр. 4:14-16).

Этот текст говорит нам о том, что мы имеем на небе великого Первосвященника; Он находится на небе как настоящая живая Личность в человеческом облике. Что Он делает там? Он помнит, что значит жить в нашем греховном мире; Он также умеет "сострадать нам в немощах наших". Живя на нашей земле, Он был искушаем, подобно нам сегодня.

Хорошо, но ведь Он не сталкивался с искушением съесть тройную порцию мороженого в кафе "Баскин-Роббинс" пять раз в неделю. У Него не было соблазна смотреть приключенческие, полные кошмаров и убийств детективы или полуночные телепередачи. Библейское выражение "искушен во всем" не означает, что тогда были в точности такие же искушения, с которыми мы встречаемся сегодня. Разнообразные машины нашего времени имеют своих прототипов в колесницах Его времени. Чтение комических басней, популярное в мое время, соответствует современному увлечению марихуаной. На протяжении веков в понятиях греха, искушений и соблазнов произошла эволюция, но главный принцип, лежащий в основе всех грехов и искушений, остается прежним. Человек, пытающийся представить себя, как Иисус мог искушаться всеми теми мелочами, которые соблазняют нас сегодня, заходит слишком далеко... Но Иисус был искушаем в такой же степени, как и мы, и даже больше, чем мы когда-либо будем искушаемы; и все же Он не грешил.

Поскольку Иисус является нашим великим Примером того, как нужно жить, следует обратить внимание на то, как Он побеждал искушения. Что может посоветовать нам по этому вопросу? Он находился в Гефсиманском саду как раз перед Своим арестом и судом. Его ученики должны были поддерживать Его, но они задремали; им было трудно бодрствовать. Иисус же сказал им: "Молитесь, чтобы не впасть в искушение... Что вы спите? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение" (Лук. 22:40,46). Вы заметили, в какой последовательности даны советы? Молитесь ТЕПЕРЬ - ДО ТОГО, как придет искушение.

В Ев. От Матфея описано это же событие, но несколько иными словами: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: Дух бодр, плоть же немощна" (Матф. 26:41). В таком случае некоторые могут сказать: "Так вот в чем секрет! Я должен быть начеку, чтобы при первом же признаке появления искушения начать молиться и таким образом одержать победу".

Нет, не думаю, чтобы Иисус учил именно такому образу действий. Вся суть в том, чтобы молиться ДО ТОГО, как наступит искушение. Разве не об этом говорил Иисус? "Бодрствуйте и молитесь - ТЕПЕРЬ, чтобы не впасть в искушение" ПОТОМ, "Да приступаем с дерзновением к престолу благодати" - ТЕПЕРЬ, "чтобы получить помощь во время благопотребное" - ПОТОМ. Вы улавливаете в этом смысл?

Я уверен, что наши попытки вести христианский образ жизни были обречены на поражение, потому что во время кризиса мы пытались использовать резервную силу, которой у нас не было. Мы забываем, что мы не можем выписать чек, если на нашем счету в банке нет денег, могущих обеспечить покрытие чека. И если мы все же выпишем чек, не имея резерва денег в банке, чек будет возвращен (ремитенту) в виду своей недействительности.

Смею сказать вам, что подлинная победа над искушением ВСЕГДА достигается задолго до ТОГО, как искушения постигают нас. Если вы положитесь единственно на то, что вы сделаете в момент, когда постигнут искушения, вы понесете поражение. Ап. Петр подчеркивал необходимость иметь силу ДО ТОГО, как постигнет искушение: "Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения" (2Петр. 2:9). Заметьте, чтобы быть избавленными, необходимо быть в числе благочестивых, и запомните, что быть благочестивым – значит быть чем-то больше, чем просто членом церкви.

Нам это должно быть хорошо известно! Иуда тоже был членом церкви; он даже выполнял функции кассира церкви. Анания и Сапфира также были ее членами. Под благочестием подразумевается нечто большее, чем показная нравственность, поддерживаемая на виду у других. Быть благочестивым - значит нечто большее, чем просто платить десятину, быть инициаторами санитарной реформы или отдать свое имущество в распоряжение церкви. Ведь именно лучшие представители иудейского народа - церковные лидеры (по понятиям внешнего благочестия) - предали Иисуса крестной смерти.

Наше благочестие невозможно рассматривать в отрыве от личного знакомства с Богом, а также без соучастия в Его благочестии.

Верно ли суждение о том, что Бог не может избавить неблагочестивых от искушения? Отчего же не может? Говоря о том, что Богу все возможно, люди забывают, что Он представил нам свободу выбора. Бог не может изменить мою жизнь, если я

не попрошу Его об этом. Из-за великой борьбы, происходящей во вселенной между добром и злом, Бог добровольно ограничил Свои права в вопросе относительно перемены в моей жизни. Принцип, лежащий в основе Его царства, не есть сила, Он никогда не оказывал на нас давления. Мы должны РЕШИТЬСЯ придти под контроль Его любви. Но если мы не изберем руководства Божьего, Он не сможет помочь нам противостоять искушениям. И лишь после того, как мы позволим Ему помочь нам стать по-настоящему духовными, а не просто набожными людьми, Он сможет избавить нас от искушений. Иными словами, великий Бог, Который создал и теперь управляет солнцем, луной, звездами и всеми планетами вселенной, удерживая их от столкновения друг с другом; Бог, Который поддерживает жизнь во всей вселенной; Бог, Который утвердил земной шар весом... тонн ни на чем,- Этот Самый Бог не может сделать ничего, чтобы изменить мой образ жизни, если я не позволю Ему этого. Мы часто перечитываем Библию, выискивая в ней обетования даровать нам помощь в трудное время, упуская из виду упомянутые тут же условия, при которых эти обетования исполнятся. Один из таких текстов находим в 1Кор. 10:13:

"Вас постигло искушение, не иное, как человеческое; и верен Бог Который не попустит вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести".

Относится ли этот текст ко всем, желающим его исполнения? Разве Павел не имел в виду только благочестивых людей? Возможно, Павел не имел в виду только благочестивых людей? Возможно, Павел был слишком снисходителен по отношению к христианам коринфской церкви, но он считал, что читатели его послания знают, что значит быть духовными, благочестивыми и иметь связь с Богом посредством веры. И я считаю, что это обетование не относится к человеку, не имеющему такой связи с Богом.

Итак, все мы немало слышали о различных средствах, рекомендуемых нам для победы над искушениями. Вам приходилось когда-нибудь применять какое-либо из них? Я испробовал все средства, но ни одно из них не помогло. Я не верю, что молитва, с которой я обращаюсь к Богу, когда приходит искушение, обеспечит мне победу. Я убедился в этом на собственном опыте. Я также не верю в то, что ссылки на тексты Св. Писания, когда нас окружили искушения, обеспечат нам победу. Я испытал это и убедился в неэффективности такого метода. Я также не верю в эффективность пения гимнов потому, что я пропел все 16 куплетов, и не помогло. И когда люди прибегают к этим средствам, они вскоре расстраиваются и впадают в уныние, так как поражение следует за поражением. Беда заключается в том, что они ведут битву там, где нет необходимости в битве. Не поняв, что наша победа может быть обеспечена лишь через связь со Христом, мы изобрели множество искусственных средств-заменителей. Припоминаю, как один человек рассуждал о действительных фактах, которые "доказывают", что единственным выходом из искушения является молитва во время искушения. Он рассказывал о человеке, разгневавшемся на своего ближнего; тот был готов ударить своего соперника по лицу. Его глаза налились кровью, шея покраснела, вены напряглись до предела. Но как раз перед тем, как он должен был ударить беднягу по лицу, ему вдруг пришла мысль о том, что он искушается. И он вспомнил совет о том, что, достигнув такой степени сознания, нужно молиться. Действительно ли это так? Он должен был молиться задолго до того, как он дошел до упомянутой степени!

Предположим, я стою в очереди (вот уже пятый раз на этой неделе) в кафе "Баскин-Роббинс", готовый заказать тройную порцию мороженого (таков, знаете ли, вегетарианский способ "напиваться"!)... Так вот, я стою. Продавец уже взвешивает мою порцию, вафельный стаканчик уже у меня в руках, и я готов вкусить соблазнительную приманку. Вдруг я сознаю, что передо мной - искушение. Странно, что я не распознал искушения раньше! Если это так, то сила воли на этой стадии поможет мне преодолеть желание совершать поступок, но она не обеспечит мне подлинной победы, так как НАСТОЯЩЕЕ ПОСЛУШАНИЕ исходит от сердца.

Постарайтесь запомнить два факта, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу:

1. Настоящая причина нашей подверженности греху и искушению заключается в нашей надежде на самих себя;

2. Если я полагаюсь на самого себя, мне обычно приходится применять определенные приемы и манеры, чтобы выбраться из постигшего меня кризиса.

Даже если мне удастся преодолеть прогрессирующее искушение, "победа" все же будет лишь поверхностной. Божий план относительно нас состоит в том, чтобы мы противостояли греху и искушению в их начальной стадии, выиграв битву веры, что возможно лишь в том случае, если мы всецело полагаемся на Бога. А при наличии такой связи с Богом посредством веры, в банке на моем счету имеются деньги. И когда приходит искушение, Бог дает их мне.

Но беда заключается в том, что некоторые упрямые люди (те, которые в состоянии противостоять искушениям, обходясь без ярко выраженной зависимости от какой-либо высшей силы), обманывают себя, думая, что они противостоят искушениям надлежащим образом. Но запомните, грех и искушение сильнее, чем сила воли самого сильного человека, и если я считаю, что имею силу воли, достаточную, чтобы самостоятельно победить жало искушения, то я жестоко обманываюсь. Единственно, чего я могу достичь своей СИЛОЙ ВОЛИ в борьбе с искушением,- это ПОКАЗАТЬСЯ победоносным СНАРУЖИ. А внутри я уже проиграл битву.

В действительности, полная победа всегда исходит изнутри, ДО ТОГО, как меня постигнет кризис.

"Хорошо,- возразит кто-либо,- Иисус цитировал Писания, когда Его постигало искушение, и таким образом Он победил диавола".

Иисус действительно ссылался на Св. Писание, но не благодаря этому Он одержал победу. Интересно читать описание Его искушений в пустыне: "Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола" (Матф. 4:1). Иисус был Водим Духом. Он охотно доверял Свою жизнь и поступки руководству Божьему.

Некоторые утверждают, что камнем преткновения в искушении является аппетит, и что Иисус победил аппетит, приводя места Св. Писания. Но разве грех быть голодным после того, как ты воздерживался от пищи в течение шести недель? Нет.

И искушение диавола заключается НЕ В ТОМ, чтобы соблазнить Иисуса поесть. Его суть заключалась в совершенно другом. Суть состояла в том, чтобы искусить Иисуса сделать что-либо от Себя, самостоятельно, используя присущую Ему божественность, и пренебречь Своей зависимостью от силы Своего Отца. Если бы Иисус поддался сатанинским искушениям, Он не оставил бы нам примера того, как нужно жить и как противостоять искушениям.

Иисус не попался в сети диавола. Его неизменным ответом было: "Так написано"..., но некоторые используют данный факт для подтверждения идеи о том, что для избавления от трудностей мы должны помнить Писания. Разве в Своей победе Иисус ПОЛАГАЛСЯ на цитаты из Св. Писания? Нет! Давайте подробней исследуем этот вопрос.

Попадали ли вы когда-либо в положение, когда вы, будучи искушаемы, чувствовали, что если бы вы процитировали определенное место Св. Писания, это помогло бы, но вы не цитировали Писания, не желая получить помощь на той стадии искушения?

Предположим, вы искушаетесь съесть тройную порцию мороженного в кафе "Баскин-Роббинс". Вы боитесь, что если помолитесь, Бог не допустит, чтобы вы прошли через это искушение. Поэтому вы откладываете молитву до тех пор, когда приходится просить о прощении. Я говорю это, исходя из личного опыта.

Кроме того, есть искушения, в которых вы не имеете времени ни молиться, ни цитировать места Писания. Некоторые искушения требуют тщательной подготовки, мышления и обдумывания с вашей стороны - это замедленная форма искушения. Кратковременное искушение имеет ускоренный характер: вы даете мне пощечину, я отдаю ее вам обратно. Времени для цитирования библейских текстов нет. Нет времени также для молитвы. Некогда также петь гимны. И если вы хотите получить помощь в кратковременном искушении, вам необходимо иметь резерв в небесном банке задолго до того, как вас постигнут искушения. Имеет ли такое заявление смысл? И существует ли вообще какое-либо ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ различие между "замедленными" и "скоротечными" искушениями? Не существует никакого различия. Искушение носит замедленный характер, если вам кто-либо предложит: "Давай на следующей неделе пойдем в кафе "Баскин-Роббинс". Я буду там тебя ждать". Единственная разница заключается в том, что вы имеете в своем распоряжении неделю, чтобы обдумать ваш поступок.

Если не с целью одержания победы, тогда зачем же Иисус цитировал Св. Писание? Ссылка на св. Писание была непроизвольной реакцией на кризис момента. Он уже не раз ссылался на Св. Писание? Ссылка на Св. Писание прежде, в тайной коленопреклоненной молитве, задолго до того, как разразился кризис, и Ему было известно, что значит получить изобилие милости и силы от Божьего присутствия в Нем, которое достигалось посредством ежедневной личной связи с Отцом. Человек МОЖЕТ молиться, когда его постигает искушение; если он в союзе с Отцом, он МОЖЕТ цитировать Св. Писание, он МОЖЕТ петь, но НЕ ЭТО дает ему победу над искушением. Понятно ли?

Верно, что Иисус советовал нам бодрствовать и молиться. Но Он не имел в виду нашей готовности встретить какое-либо специфическое искушение. Мы должны бодрствовать, чтобы ничто не поколебало нашей личной зависимости от Него и не прервало нашей ежедневной связи с Ним. Только в таком случае нам гарантирована победа. В книге "Путь ко Христу" об этом сказано следующее:

"Христос проложил для нас путь спасения. Он жил на земле среди испытаний и искушений, с какими и мы встречаемся сегодня. Он вел непорочную жизнь. Он умер за нас, и теперь Он желает взять на Себя наши грехи, а нам предлагает праведность" (стр. 62).

Каким образом наша зависимость от Христа обеспечивает нам победу над грехами? Какую роль играет наша связь с Богом?

"Христос изменяет сердце. Он живет в вашем сердце благодаря вашей вере. Вы должны поддерживать эту связь со Христом посредством веры и постоянно подчинять свою волю божественной воле; и до тех пор, пока вы будете поступать так, Он будет действовать в вас по Своему благоволению. И тогда со Христом, действующим в вас, вы проявите тот же дух и будете совершать те же добрые дела, дела праведности, дела послушания" (ПХ, 62-63, курсив - автора).

Этот же принцип лежит в основе текста Евр. 4:16, но многие из нас неправильно понимали его значение и злоупотребляли им. Если бы нам пришлось прочитать этот текст так, как мы его часто читаем, когда нас окружают искушения, мы бы прочитали его следующим образом: "Да приступаем, чтобы получить милость". Но ведь текст звучит совершенно не так! Он гласит: "Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для помощи в БЕДСТВЕННОЕ ВРЕМЯ" (англ. перев. Евр. 4:16). Вы заметили разницу между первым и вторым вариантом чтения текста? Я уже упоминал о банке, из которого мы можем черпать резервную силу. Безграничное богатство милости Бога и Господа нашего Иисуса Христа ставит любого миллионера здесь, на земле, в положение нищего! Есть ли на небе банк, из которого мы можем черпать средства? Да, есть. Если мы знаем, что значит быть в контакте с великим Банкиром неба, то в случае, когда наступит кризис, мы будем обеспечены силой. Не правда ли? И мне хотелось бы узнать больше о пребывании в постоянном контакте с ИСТОЧНИКОМ этой силы.

"Хорошо,- скажет кто-либо,- вы говорите, что Бог избавляет от искушений только благочестивых; поэтому, если я впадаю в искушение, значит, я не благочестивый?"

Так ли это? В определенном смысле - да! Я не полагался на Бога в то время и потому пал. Господь знает, как избавить меня от искушения во время, когда я больше полагаюсь на Него, чем на себя, даже в то время, как я пытаюсь узнать, что значит быть благочестивым или зависимым от Него ПОСТОЯННО.

Иными словами, я могу рассчитывать на полную победу всякий раз, когда я полагаюсь на Него. (Не существует понятия частичного подчинения; ибо в любой момент я полностью полагаюсь либо на Бога, либо на самого себя). Так что победу над грехами можно получить и задолго до наступления 90 лет. Это произойдет в момент, когда я полностью предамся Ему. Может быть, даже в самом начале моей христианской жизни, ибо прогресс моего освящения заключается в ПОСТОЯНСТВЕ моего подчинения руководству Его любви.

Если я поддался какому-либо искушению, это еще не значит, что я уже не принадлежу Богу. Это значит, однако, что, в определенном смысле, я, будучи незрелым христианином, в данное время вместо того, чтобы полагаться на Бога, понадеялся на самого себя и на мнимые приемы, которые якобы могут избавить меня от кризиса. Когда я вижу, что согрешил, я немедленно прибегаю к Богу с покоянием. И если я постоянно буду искать Его, не взирая на собственные падения, Он приведет меня к полной, длительной и окончательной победе. Вот что говорит об этом Св. Писание:

"Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его (Иоан. 3:6). Мне приходилось слышать, как некоторые говорят, что в этом тексте имеется в виду смысл, что мне не должны грешить ПО ПРИВЫЧКЕ; но никто еще не ответил мне на вопрос, когда грех становится ПРИВЫЧКОЙ. Если я съедаю стаканчик мороженого в кафе "Баскин-Роббинс" один раз в год, это привычка? Если я съедаю тройную порцию мороженого 31 декабря ежегодно, это привычка? Или, чтобы это стало привычкой, я должен посещать "Баскин-Роббинс" по меньшей мере раз в месяц? Или привычкой считается, если я пять раз в неделю забегаю в кафе? Как же вы определяете понятие привычного греха в терминах поведения?

Каково же настоящее значение этого текста? В нем говорится, что исходным моментом в совершении греха есть "НЕПРЕБЫВАНИЕ В НЕМ" (т. е. во Христе). Стало быть, если я пребываю в Нем, я не грешу. 9-й стих этой же главы говорит следующее: "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога". Родившись свыше при обращении, я больше не желаю жить независимым. Я желаю познать, что значит жить во Христе; я желаю познать, что значит жить во Христе; я желаю предаться руководству Его любви. В грехе в любом искушении определяющим является тот факт, что мы действуем независимо от Него.

Запомним, что наше прозябание во грехах, ошибках, затруднениях никогда не входило в планы Божьи. Если мы сосредоточиваем на них все наше внимание, дьявол уверен в своей победе. Божий план предусматривает нечто лучшее. А именно: мы должны смотреть на Него, размышлять о Нем, познавать Его в личной ежедневной связи с Ним посредством любви и зависимости от Него. Воля, направленная в таком русле, есть верный путь к победе над искушением.

Благодарность Иисусу за оставленный Им пример; я признателен также людям, которые познали и продолжают познавать истину о подлинной победе над искушениями, за их драгоценный опыт. Меня ободрили слова одного писателя, поделившегося с нами своим опытом в следующих словах:

"Долгое время я пытался победить грех, но тщетно. Теперь мне известна причина, почему. Вместо того, чтобы выполнять роль, предписанную мне Богом и вполне посильную для меня, я пытался выполнять Божью роль которую Он не предназначил для меня, и которая мне совершенно не под силу. Прежде всего, моя роль состоит НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ ПОБЕДУ, но чтобы ПОЛУЧИТЬ победу, завоеванную для меня Иисусом Христом".

"Победа неотделима от личности Христа, и как только я научился принимать Христа как Совершителя победы через СОЮЗ с Ним, я обрел совершенно новый для меня опыт". Я не говорю, что у меня не возникало никаких конфликтов, не происходило никаких ошибок. Было далеко не так. Но конфликты возникали в тех случаях, когда я под давлением различных факторов терял свою веру во Христа как своего личного Спасителя и РАЗЛУЧАЛСЯ с Ним... Битва, которую я обязан вести, есть "добрая битва веры". Я не верю в себя и потому не доверяю своей собственной силе, чтобы победить зло. Я слышу Его голос: "Моя сила совершена в немощи", поэтому я всецело отдаюсь под Его руководство, позволяя Ему действовать во мне по Собственному благоволению... Он никогда не разочарует меня. Живя ПОБЕДОНОСНОЙ ЖИЗНЬЮ ВО МНЕ, ОН ДАРУЕТ МНЕ ПОБЕДУ (В. В. Прескотт, "Победа во Христе", стр. 25-27).

Я призываю тебя, мой друг, познать, что значит приступать к престолу благодати, когда еще нет затруднительных обстоятельств, ДО ТОГО, как разразится кризис, прежде чем сатана окружит тебя искушениями. Так поступал Иисус: Он проводил тихие ранние часы каждого утра наедине с Богом, ища силы на предстоящий день. Таков единственный путь для достижения победы!

Я никогда не забуду того дня, когда эта истина дошла до моего сознания. Я изучал тему о победоносной жизни и постепенно начинал осознавать, что весь процесс освящения основывается на всевозрастающем общении и связи с Иисусом. Это казалось невероятным. Мне не верилось, что все это так просто. И я, помнится, просил в то утро Бога послать мне ответ: "Господи, я, кажется, понимаю теорию, но мне необходимо пережить это на практике. Будь милостив, пошли мне такой опыт сегодня".

Я занимался своей работой и совершенно забыл о своей молитве, вспомнив о ней лишь в полдень, ведя машину по перегруженной транспортом улице города Сакраменто. Вдруг меня стала искушать моя плоть, но в тот же момент как бы заряд электрического тока пробежал по телу; причиной тому не мог быть холод, так как был жаркий летний день. Очевидно, мое отвращение к искушению вызвало во мне холодную дрожь. Искушение моментально исчезло, и хотя я временами пытался вспомнить, что же это было, я не мог этого сделать. Похоже, что у меня была временная потеря памяти. Может, этот опыт покажется вам причудливым, но для меня он ясен. Может быть, вы считаете его заранее психологически обусловленными, но я так не считаю. Я знал, что моя связь с Богом в то утро была действенной, и уверен, что Бог был со мной во время искушения. Я понимаю, как свернул на обочину. Я не мог удержать слез; склонив голову, я просил Бога, чтобы никогда не забыть этого момента и суметь рассказать об этом опыте другим. Я верю, что Бог, по Своей великой любви, тотчас показал мне, что значит полная победа, чтобы ободрить меня ответом на молитву. Я хочу, чтобы каждый час каждого дня с тех пор был похож на этот час; но я, как и все люди, веду ожесточенную борьбу в своем духовном росте, научась все более и более постоянно полагаться на Бога и менее надеяться на собственные усилия. Благодарность великому Небесному Богу, обещавшему победить наши искушения за нас, обещавшему послать нам силу свыше. Благодарность Иисусу, победоносная жизнь и крестная смерть Которого сделала возможной нашу победу. Я желаю познать более полную зависимость от Него, хочу пребывать в Нем каждый миг моей жизни. А вы?

Дорогой Небесный Отец! Благодарю Тебя за то, что Ты не оставляешь нас, когда мы падаем. Мы иногда удивляемся Твоему долготерпению и всепрощению. Будь милостив, помоги нам не надеяться на себя и на свои слабые усилия, чтобы достичь победы, но помоги нам познать всю полноту зависимости от Твоего могущества и твоей силы. Помоги пребывать в Твоей любви. Срази силу врага и дай нам победу чрез Господа нашего Иисуса Христа, просим во имя Его. Аминь!

ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ ИЗ ЭТОЙ ТЕМЫ:

1. Когда мы пытаемся победить сами наши грехи и искушения чрез различные средства, методы или хитроумные уловки, мы заранее определяем наши усилия на неудачу...

2. Иисус, сочувствующий нам Первосвященник в небесах, не был искушен во всем до мелочей и в точно тех же искушениях, что и мы; Он был искушен даже больше, чем мы когда-либо будем искушаемы, и все же Он никогда не согрешил.

3. Иисус является нашим Примером, как побеждать искушения. Он всегда "бодрствовал и молился" прежде наступления искушения; каждая настоящая победа над искушением приобретается задолго до наступления момента кризиса.

4. Наша победа зависит от Божьего присутствия в нас, которая достигается в результате ежедневной личной связи с Отцом. Человек МОЖЕТ молиться, когда его постигает искушение; если он в контакте с Отцом, он МОЖЕТ цитировать Св. Писание; он МОЖЕТ петь, но не это дает ему победу над искушением. Понятно ли это?

5. Мы не можем выписать чек до тех пор, пока мы не имеем в резерве денег в банке; мы не можем обращаться к Божьей силе, чтобы противостоять искушению, в момент кризиса, если мы до сих пор не находились в ежедневном общении с Ним.

6. Ключ к определению "плодов" нашего опыта, будут ли они греховными или праведными, зависит от живой связи со Христом. Это взаимоотношение является сущностью, или итогом настоящей христианской жизни.

Умеете ли вы противостоять искушениям? Время от времени искушениям, большим и маленьким, подвергается каждый из нас, но складывается впечатление, что некоторые больше способны себя контролировать, нежели другие. Искушение – это желание чего-то неправильного или неполезного. Очень часто искушение побуждает вас удовлетворить свое желание здесь и сейчас, не задумываясь о последствиях. К сожалению, искушения могут превращаться в навязчивые состояния. А поддавшись искушению, человек склонен испытывать чувство вины, неудовлетворенности или подавленности. Научитесь правильно реагировать на искушения и развивать самоконтроль.

Шаги

Часть 1

Реакция на искушения

    Научитесь распознавать потенциальные искушения. Реакция на искушение – это вопрос самоконтроля и конфликта между немедленным получением удовольствия и достижением долгосрочных целей. К примеру, если вы соблюдаете диету, искушением может стать аппетитный кусочек торта, поглядывающий на вас с прилавка в магазине. Однако поддаться этому искушению значит помешать выполнению вашей долгосрочной цели наладить здоровое питание за счет отказа от чрезмерного количества сладкой пищи.

    Удаляйтесь от искушений. С искушениями справляться проще всего, удалившись от того, что вас искушает. К примеру, если вы пытаетесь бросить курить, старайтесь реже бывать в тех местах, где вы часто курили. Возможно, стоит даже какое-то время избегать общения с теми людьми, с кем вы всегда курили вместе.

    Будьте честны. Если вы отказываетесь от чего-то или от кого-то, потому что это является для вас искушением, не испытывайте чувства вины или необходимости лгать. Скажите честно, почему вы отказываетесь от того или иного. Это укрепит вашу решимость на будущее, а может даже поспособствует исчезновению искушения.

    • К примеру, если вы испытываете искушение изменить, а человек, который представляет для вас интерес, приглашает вас куда-нибудь сходить вместе, честно откажитесь, сказав, что у вас уже есть отношения. Если человек услышит вашу позицию, возможно, в будущем он уже не будет флиртовать с вами.
  1. Представляйте себе то, как вы справляетесь с о своим искушением. Данный метод заключается в том, чтобы представить себе, как вы признаете искушение и даже прикасаетесь к нему, но потом отказываетесь и уходите. Представьте себе этот опыт максимально детализированно. К примеру, если вы пытаетесь отказаться от сладкого, представьте, как держите в руке плитку шоколада. Представьте себе запах и ощущение, а потом мысленно уберите его от себя.

    Подумайте о долгосрочных последствиях. Когда чего-то очень хочешь, легко думать о том, как вам станет хорошо, если вы получите это здесь и сейчас. Но прежде чем поддаться на искушение, уделите минуту размышлениям о долгосрочных последствиях. В некоторых случаях, например, после измены, долгосрочные последствия могут носить поистине катастрофический характер. Вы причините боль своему партнеру, разрушите его доверие к вам и вполне рискуете потерять эти отношения совсем. Однако мы постоянно сталкиваемся с явлением, которое исследователи называют «крохотными искушениями»: разные мелочи, которые сами по себе кажутся безобидными, но в общей картине могут привести к значительным последствиям. Людям зачастую гораздо сложнее противостоять подобным искушениям именно потому, что они кажутся такими безобидными.

    Старайтесь отвлекаться от искушения. Иногда сопротивляться искушению мешает зацикленность на нем. Согласно проведенным исследованиям, бороться с искушениями помогает сосредоточенность на чем-то другом. Попробуйте заняться йогой, медитацией, ходить на пробежки или встречаться со своими друзьями. Что бы вы ни выбрали, посвятите себя этому целиком и полностью.

    • Можно заняться какой-либо деятельностью с теми, кто так же, как и вы, нуждается в помощи. Сместите фокус самого себя на других людей. Это тоже отвлечет вас от борьбы с искушением.
    • Полезно разработать так называемый «план отвлечения». К примеру, примите решение всякий раз, когда рука тянется за сигаретой, тут же собираться и выходить на пробежку. Это отвлечет вас от желания курить, да и здоровью поспособствует.
  2. Не давайте себе выбора. Если вы подвергаетесь какому-либо искушению, не позволяйте себе думать, что у вас есть выбор: преодолеть или уступить. Отказавшись от выбора, вы будете вынуждены отказаться и от самого искушения.

    Часть 2

    Развивайте самоконтроль
    1. Составляйте конкретные планы. Намеренно составьте себе план, например: «Сегодня на обед я не буду есть прирожных. Я хочу следовать своему плану и поэтому лучше съем яблоко» или «Сегодня на вечеринке я выпью только один бокал пива и попрошу друга остановить меня, на случай если возьму в руки еще один». Декларируя собственные подобные планы, конкретно и точно определяя свои шаги, вы сможете сосредоточиться на своих долгосрочных целях и не распыляться на удовлетворение сиюминутные желаний.

      • Полезно формулировать свои планы в виде предложений «если – то». К примеру, можно наметить следующий сценарий: «Если на вечеринке мне предложат пирожное, я скажу: «Нет, спасибо, я слежу за своим уровнем сахара» - и начну с кем-нибудь общаться».
    2. Обратитесь за помощью. Если вам сложно говорить чему-либо «нет», например, еще одной сигарете или куску торта, попросите своего друга или партнера присматривать за вами. Подотчетность другому человеку не оставит вам выбора.

      • Например, если на вечеринке вы пытаетесь следить за количеством употребляемого алкоголя, попросите свою половинку после одного напитка напомнить вам о вашем плане.
    3. Пользуйтесь технологиями. Создайте подотчетность на базе приложений или компьютерных программ, позволяющих отслеживать ваши привычки. Если вы пытаетесь научиться не тратить зря денег, установите программу учета расходов. Если вы следите за своим весом, используйте на телефоне приложение, позволяющее вести учет того, что вы съели.

      • Использование технологий также поможет вам в осознании моментов, когда вы подвергаетесь наибольшим искушениям. Например, вы можете заметить, что склонны переедать по выходным дням.
    4. Бросьте вызов кому-то еще. Если вы пытаетесь устоять перед искушением и знаете, что кто-то борется с той же проблемой, предложите устроить соревнование. Например, вы хотите больше заниматься физическими упражнениями, но не можете себя заставить – предложите другу проверить, кто быстрее сбросит вес или больше времени проведет в тренажерном зале. Дружеское соревнование может быть все, что вам нужно, для создания подотчетности и мотивации к действиям.

      • Перед началом соревнования, убедитесь, что согласны со всеми его условиями.
    5. Развивайте в себе благодарность. Благодарность способствует тому, чтобы помнить, за что вы благодарны в своей жизни. Сосредоточившись на этом, вы вряд ли захотите что-то не то.

      Нарабатывайте практикой навыки. Многие исследования доказывают, что можно развить самоконтроль даже во взрослом возрасте. Подобные упражнения повысят вашу работоспособность и снязят уровень импульсивности.