Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Закреплять ранее изученный материал о приставках и суффиксах, упражняться в образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов, повторять правило написания разделительного твердого знака после приставок;
- Развивать мышление, память, внимание; расширять словарный запас; развивать мелкую мускулатуру рук;
- Прививать усидчивость, целеустремленность, работать над дисциплиной на уроках, прививать интерес и любовь к русскому языку.
Инвентарь:
- Карточки с приставками.
- Карточки с суффиксами.
- Изображения животных (кот, лиса, соловей, утка, поросенок, медведь, петух).
- Изображение паровоза.
- Карточки с надписью: “строить”, “ехать”.
Все иллюстрации и карточки могут быть как на бумажном носителе, так и в виде слайдов.
План работы:
1. Организационный момент.
2. Подготовка к работе над темой урока:
1). Чистописание.
2). Словарная работа.
3). Сообщение темы урока.
3. Работа по теме урока.
1). Словообразование с помощью приставок (слово “ехать”).
2). Разделительный твердый знак после приставок.
3). Образование новых слов с помощью приставок (работа со словом “строить”)
4). Повтор правила о приставках.
5. Физическая минутка.
6. Продолжение работы над темой урока.
1). Словообразование с помощью суффиксов.
2). Повтор правила о суффиксах.
7. Обобщение.
8. Выставление оценок.
9. Домашнее задание.
Ход урока1. Организационный момент.
2. Подготовка к работе над темой урока.
1). Чистописание: путь.
2). Словарная работа : вокзал, вагон, поезд, дорога, здравствуйте.
Запись диктанта может проводится с помощью компьютера (показ слайдов).
Один ученик пишет эти слова на доске. Затем проводится проверка и обо– значение орфограмм.
Учитель по своему усмотрению ставит оценку за словарный диктант еще
двоим ученикам.
3). Сообщение темы урока.
– Что общего у всех этих слов? – все они связаны с дорогой, с путешествием .
– Мы с вами отправимся в путешествие в Страну Словообразования. Нам нужно помочь отвезти туда наших друзей:
кота, лису, петуха, соловья, утку и медведя.
На доске появляются изображения птиц и зверей.
3. Работа над темой урока.
1). Словообразование с помощью приставок (работа со словом “ехать”).
– На вокзале нас ждет паровоз (с названием “ехать”). Но у него отцеплены вагоны. Нужно их прицепить к паровозу, но они не все подходят (на вагонах написаны приставки). Найдите нужные вагоны и соберите весь поезд.
Дети собирают поезд:
Рис. 3
Убираются приставки из-, над-, без-.
– Мы сейчас составили новые слова. С помощью чего мы это сделали? – с помощью приставок.
– Какой вывод? – приставки помогают образовывать новые слова.
– Давайте записывают составленные слова, выделяя приставки.
2). Разделительный Ъ после приставок перед гласными е, ё, я.
– Чтобы наш поезд завелся, надо разделить составленные слова на две группы. Кто догадался, как можно разделить слова? – так как слово ехать начинается с гласной Е, то перед ними пишется разделительный Ъ .
– Вспомним правила, когда пишется разделительный Ъ.
– Запишем слова в два столбика:
Приехать |
Объехать |
Подъехать |
3). Словообразование с помощью приставок (работа со словом “строить”).
– Пока наши гости едут, Поросенок Наф-Наф строит им дом из кирпичей. Но ему нужна наша помощь. Дело в том, что кирпичи нужны особенные. Догадались, какие?
Поросенок с именем “строить” собирает кирпичи с приставками, которые помогают нам образовать новые слова.
Получаются слова:
выстроить, построить, пристроить, устроить, застроить.
Рис. 4
5. Физическая минутка.
Ребята (под музыку) помогают поросенку строить дом, выполняя особые движения: взять кирпич, положить наверх, прибить гвоздь, подать кирпичи поросенку и т.д.
6. Продолжение работы над темой урока.1). Словообразование с помощью суффиксов.
– Мы построили красивый дом. А вот и наши гости прибыли. Они могут заселяться в свои квартиры. Но вот незадача. Им надо изменить свое имя, чтобы попасть в квартиру. Наши друзья не учились в школе, они не знают, как это сделать. Давайте поможем. Догадайтесь, как нужно изменить героев и в какой квартире им жить.
На доске домик с шестью квартирами:
Ик, -ок, -онок, -ёнок, -оньк, -ушк.
Рис. 5
Ребята изменяют животных:
Одновременно ребята помещают героев в “квартиры”.
2). Повтор правила о суффиксах.
– Запишем получившиеся слова, выделим в них корень и суффикс.
7. Обобщение.– Вот и помогли мы нашим друзьям добраться до нового места и поселиться в теплых квартирах. Молодцы, ребята.
– Что мы делали на уроке? – образовывали новые слова с помощью приставок и суффиксов.
Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед
корнем и служит для образования слов:
Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня
и обычно служит для образования слов:
Вспомним значения некоторых суффиксов.
Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов: -ик, -чик, -оньк-, еньк-, -ок, -ёк, -к-, -ушк- :
Чик, -щик, -ист, -тель, -ник - образуют названия лиц по роду занятий,
по профессии:
Ец, -анин, -янин, -ин, -ич - образуют названия лица по месту жительства:
Онок, -ёнок - образуют названия молодых животных (детёнышей):
Чередование звуков. Беглые гласные. Правила
При образовании и изменении слов может происходить замена одних
звуков другими в одной и той же части слова. Такая замена называется
чередованием звуков.
Гласные чередуются с гласными, согласные – с согласными.
Иногда в одной и той же морфеме гласные отсутствуют, затем
появляются, т.е. чередуются с нулём звука. Такие гласные называются
беглыми:
сон – сна, городок – городка.
Правописание гласных и согласных в приставках. Правила
Неизменяемые приставки
о- под- на-
об- (обо-) про- над- (надо-)
от- (ото-) до- пра-
Выбор гласной в приставках про- , пра- зависит от смыслового
значения приставки. Приставка пра- употребляется редко,
она обозначает древность, степень родства через поколение:
прародина, прабабушка, прадедушка, правнук.
Гласные в неизменяемых приставках пишутся в безударном
положении так, как и в ударном:
Приставки в- , об- , над- , под- , пред- , от- пишутся одинаково
во всех словах.
В русском языке нет приставки з- .
Буквы з и с на конце приставок. Правила
В приставках раз- (рас-) , из- (ис-) , воз- (вос-) , вз- (вс-) , без- (бес-) ,
низ- (нис-) , через- (черес-) перед звонкими согласными корня пишется з,
а перед глухими – с:
Запомните фразу, которая поможет выучить все глухие согласные
звуки:
Ф о к а, х о ч е ш ь п о е с т ь щ е ц?
Суффиксы выполняют в русском языке очень важную роль. С их помощью не только образуются новые слова, но и грамматические формы, а также они служат для передачи эмоциональной составляющей речи. Именно поэтому знать, какие бывают суффиксы и для чего они используются, просто необходимо.
Что такое суффикс?
Суффикс - морфема, стоящая позади корня. Иногда бывают случаи, когда суффикс стоит за окончанием. В таком случае он называется "постфикс". В первую очередь это касается морфемы -ся-/-сь-: умываютСЯ (окончание -ют, постфикс -ся-), собираюСЬ, красуетСЯ и другие.
Основная функция суффикса - образование новых слов, однако бывают случаи, когда эта морфема играет формообразующую роль. Немало в языке и суффиксов экспрессивно-эмоциональной окраски.
Настолько многочисленна, что изучаться в школе начинает еще с начальных классов. Какие бывают суффиксы в русском языке, 2 класс проходит уже в середине года.
По этой морфеме легко узнать, какая часть речи перед нами. Так, благодаря специфичным -ущ/-ющ и -ащ-/-ящ- мы понимаем, что перед нами причастие, а -в- однозначно говорит, что рассматриваемое слово - деепричастие. Рассмотрим для начала эти морфемы с точки зрения назначения, а потом поговорим о принадлежности к какой-либо части речи.
Слово может существовать и без суффикса, однако именно он придает лексеме особое значение. Также нередки и обратные случаи, когда имеют место два и даже три суффикса. Так в слове учительство их два: -тель- и -ств-, а в слове "учительствовать" три: к двум предыдущим добавился глагольный -ова-.
Какими бывают по функции?
Рассмотрим, какие бывают суффиксы с точки зрения своей функциональности.
Оттенки значений
Также суффиксы могут подразделяться в зависимости от того, какой оттенок значения передают. Не секрет, что основную смысловую нагрузку несет в себе корень. Суффикс лишь уточняет, делает слово более выразительным. Разберем, какие бывают суффиксы с этой точки зрения и передаваемые ими значения:
- Уменьшительно-ласкательное: стол-столик; баран-барашек; красавец - красавчик; ребенок - ребеночек.
- Увеличительное: сапожищи, ручища, кулачище, великанище.
- Детеныши животных: утенок, теленок, котенок, слоненок.
- Обозначение принадлежности к какой-либо профессии: продавщица, крановщик, буфетчица; также местности: сибиряк, петербуржец, москвич, южанин; национальности: украинка, грузин, немец, финн.
- Субъективное отношение к предмету или человеку: ворюга, малявка, хитрюга, жадина, хохотушка.
Суффиксы существительных
В средней школе начинают подробно изучать морфологию, поэтому для каждой части речи определяют, какие бывают суффиксы в русском языке (5 класс). Разберем данную морфему с этой точки зрения.
Приводить в пример будем лишь самые характерные суффиксы, по которым можно однозначно сказать об их морфологической принадлежности.
Суффиксы существительных:
Значение |
|
|
|
|
|
|
|
Ошк-/-ушк-/-юшк-/-ышк- | Уменьшительно-ласкательные: воробушек, крылышко, избушка, змеюшка. |
Чик-/-щик- | Принадлежность профессии: грузчик, паркетчик, сметчик, мебельщик. |
Суффиксы прилагательных
Теперь поговорим, какие бывают суффиксы прилагательных.
Это, пожалуй, самая богатая часть речи на данные морфемы.
Значение |
|
Качество, обретенное под воздействием чего-либо (времени, местоположения и проч.): лежалый, усталый. |
|
Указывают материал, из которого сделан предмет. Пишутся всегда с одной "н" (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный): глиняный, песчаный, кожаный. Также может указывать на предназначение предмета (платяной шкаф) или на способ работы (ветряной, торфяной). |
|
Указывает на экспрессивный признак: увеличенные части тела (губастый, хвостатый) или другое качество (косматый, очкастый) |
|
Ев-/-ов-, -ин- | С помощью этих суффиксов образуются дедов, отцов. Также указывает, из чего приготовлен или сделан предмет: грушевый, анисовый. |
Енн-/-онн- | Свойство (военный, утренний, клюквенный, медленный) |
Ив-/-лив-/-чив- | Склонность, какое-либо качество, обладание чем-либо: дождливый, ленивый, красивый |
Ист-, -чат- | Похожесть: серебристый, маслянистый. Склонность, похожесть: замашистый, порывистый, репчатый (похожий на репу). |
Выполняющий действие либо способный к нему, имеющий связь: наблюдательный, удивительный, избирательный. Объект действия, его предназначение: плавательный; желательный. |
Суффиксы глаголов
Какие бывают суффиксы у глаголов в русском языке? Чаще всего формообразующие (о них мы писали ранее). Однако есть и такие, которые наделены определенными значениями. Так -ова-/-ыва- расскажет нам, что действие не закончилось, а находится в процессе (планировать, фантазировать, ухаживать) - это все глаголы несовершенного вида.
Суффиксы -ся-/-сь- хоть и образуют возвратный глагол, словоизменительными не являются. В основу они входят целиком.
Суффиксы местоимений
Последнее, о чем осталось поговорить - какие бывают суффиксы местоимений. Их всего три: -то, -либо, -нибудь. Все они пишутся через дефис и участвуют в образовании кто-нибудь, какой-либо, что-то.
.
Цели. 1. Ознакомить учащихся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов.
2. Развивать умения выделять в слове
приставку и суффикс.
3. Формировать умения образовывать новые слова при помощи приставок и
суффиксов.
4. Развивать умения разбирать слова по составу.
5. Развивать орфографическую зоркость.
6. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.
Оборудование: учебник русского языка 3 кл. Т.Г.Рамзаевой, таблица образования новых слов с помощью приставок и суффиксов
« Чудо – дерево », таблица « Состав слова », карточки « приставки и суффиксы».
ХОД УРОКА
1.Организация класса.
2. Проверка домашнего задания.
- Начнем с проверки домашнего задания. Открываем учебник и тетрадь.
Цель.- Я проверяю, правильно ли вы определили названия грибов по их признаку.
Читаем первый признак. Какой это гриб?
С какой орфограммой встретились? (парная согласная)
Читаем второй признак. Какой гриб?
Какая орфограмма встречается в этом слове?
Третий и четвертый признак проверяются аналогично.
- Какое еще было задание? (к словам рыжик и подберезовик подобрать однокоренные слова)
Какие слова называются однокоренными?
Какие однокоренные слова подобрали?
А я подобрала слово подберезовики. Правильно ли я выполнила задание?
ИТОГ: - Какие слова называются однокоренными?
Как по-другому их можно назвать?
С домашним заданием справились.
3. Повторение изученного материала.
- Какую большую тему мы начали изучать? (Состав слова).
Цель: - Сегодня на уроке мы продолжим изучать состав слова и узнаем, из каких еще частей может состоять слово. На уроке у нас будет помощник. Кто это? (Ежик, у которого иголки- корень слова, носик- приставка, хвостик- суффикс)
Начнем с работы в тетради.
А) Минутка каллиграфии.
Сегодня берем на контроль соединение еж
Напишем это соединение один раз.
Сравним с образцом. У вас также? Напишите соединение еще три раза.
Открываем учебник с.58 упр. 146.
Читаем задание. От какого слова будем образовывать новые слова? При помощи чего? Какой корень в этих словах ?
Какие слова получились?
Уходить, доходить, подходить, входить, отходить.
- Запишем эти слова в тетрадь. Какие части слова будем выделять? (Корень, приставку).
К какому еще слову нужно образовать одно
коренные слова. (К слову летать)
Какой корень будет в этих словах? (лет-)
Образуйте к слову летать однокоренные слова с помощью тех же приставок. Запиши-
те эти слова в тетрадь.
Проверяем. Что выделяем?
Что мы сейчас делали? (Образовывали слова с помощью приставок.)
Сделайте ВЫВОД: что такое приставка?
(Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
В) Знакомство с суффиксом.
Давайте вернемся в наш словесный сад. Посмотрите, не только перед корнем
появляется новая часть, а где еще, (После корня)
Для чего она понадобилась?
На ежике снимаю табличку « суффикс»
После корня он стоит
Перед окончанием
Его я, если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Это суффикс.
Сделаем ВЫВОД: что такое суффикс?
(Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)
Г) Первичное закрепление.
- Сейчас мы потренируемся образовывать новые слова при помощи суффиксов. Упр. 147 с. 58 – читаем задание.
Какие слова у нас получаются?
Запишите в тетрадь только те слова, которые вы образовали с помощью суффикса . Выделите в словах корень и суффикс.
Сравните слова без суффикса и с суффиксом. Какой оттенок внес суффикс в смысл слов? (Оттенок уменьшения)
Городок – это маленький город, а как мы скажем об огромном городе? (городище)
А о большом дубе? (дубище). О сильном ветре?
Какой суффикс появляется в этих словах?
- Какой оттенок внес этот суффикс в смысл слов? (увеличение)
Мы уже говорили, что каждая морфема в слове имеет смысл. В этом мы еще раз убедились на примере суффиксов.
ИТОГ: - С помощью чего могут образовываться новые слова?
Посмотрите на доску. Что вы можете сказать об этих словах?
ПОСАДКА
ПЕРЕСАДКА
(Они образованы с помощью приставки и суффикса)
Сделаем полный вывод.
5. Закрепление нового материала.
Упр. 150 с. 59 – читаем задание.
Цель: - Закрепим тему сегодняшнего урока. С помощью приставок и суффиксов
образуем от данных слов новые слова. Запишите их самостоятельно.
Проверяем.
6. Итог урока.
- Подведем итог нашего урока. Что мы делали сегодня на уроке? (Познакомились с
новыми частями слова)
Что это за части слова ? (приставка и суффикс)
Какие это части слова? (словообразующие)
Для чего они служат? (для образования новых слов)
Всем спасибо. Урок окончен.
7. Домашнее задание.
Роль морфем в русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.
Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка.
Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.
Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.
Цель моей научно-исследовательской работы заключается в том, чтобы раскрыть всю важность и значимость суффиксов и приставок в русском языке.
Что такое суффикс?
Суффикс – значимая часть слова, служащая для образования новых слов.1
В грамматике суффикс - это морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Суффикс бывает словообразовательным (например, чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий) и словоизменительный (формообразующий) (например, чита-л-а, чита-ющ-ий, скор-ее). 2
Суффикс - (лат. suffixus - прикрепленный), разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке "дом-ик") или основой (в русском языке "широт-н-ый") и предшествующая окончанию.
Суффиксы в отличие от приставок могут вызывать чередования в корне слова:
тер-е-ть, вы-тир-а-ть; блест-е-ть, блист-а-ть. Суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи. Суффиксы существительных -ик, -ечк-, -чик- и т.д. (крест-ик, мест-ечк-о, попутчик); прилагательных –лив-, -н- и др.(совест-лив-ый,длин-н-ый); наречий –о-, -а-.
Суффиксы бывают простые и составные. Простые суффиксы выступают как морфемы, осознаваемые как неразложимые и целостные не только с точки зрения значения и выделения, но и внутреннего строения (-и- , -тель-, -н-, -ти и т.д.). Составные суффиксы, являясь целым, чувствуются все же как образования, возникшие путем объединения двух суффиксов.
В качестве составных суффиксов можно назвать суффиксы –тельн- (упоит-ельн-ый), -овник (шип-овник), -тельств(о) (надруга-тельство).
Употребляемые в русском языке суффиксы в своей подавляющей массе исконно русские, возникшие на базе существующего в нем материала или унаследованные им из более древнего источника. (-енств-, -знь. Например, блаж-енств-о, жи-знь)
Однако наряду с исконно русскими суффиксами в именах существительных имеется определенное количество заимствованных суффиксов.(например, суффикс –ер (-ёр) пришедший к нам из французского языка: дириж-ер, дизайн-ер, дубл-ер)
Суффиксы подразделяются на формообразующие, используемые для образования форм слова, и словообразующие, служащие для образования новых слов. Четкость и определенность значения суффикса зависят от того, является ли это значение свободным или оно выступает как связанное, является ли этот суффикс в данном слове или форме производящим элементом или же он достался им «по наследству» от образующей основы.
1Алабугина Ю.В. толковый словарь русского языка для школьников, 2005 стр.378
2 Ожегов С. И. Толковый словарь
3 Большой Энциклопедический Словарь
Формообразующие суффиксы
Формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова. В отличии от окончаний формообразующий суффикс не выражает грамматических значений рода, числа, лица, падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степени сравнения. Формообразующий суффикс бывает нулевым.
К формообразующим суффиксам относятся:
Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –о, -е: -ее, -ей, -е, -ше, –же, -ейш-, -айш- : сильный – сильно – сильн-ее; дорогой – дорого – дороже; тонкий – тонк-о – тонь-ше; глубокий – глубок-о - глуб-же; покорный – покорн-ейш-ий – покорн-ейш-е; высокий – высочайший – высоч-айш-е.
Суффиксы прошедшего времени глаголов изъявительного и сослагательного (условного) наклонения -л- и нулевой суффикс: дела-л – дела-л бы.
Суффиксы неопределённой формы глагола -ть, -ти: лежала - лежать; пас-л-а - пасти.()
Суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени -ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -их-: нес- ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящий, читавший, Рос-ш-ий;
Суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-: организу-ем-ый, любимый, вед-ом-ый, увиденный, раскро-енн-ый, стёртый;
Суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида -а-, -я-, -учи-, -ючи-, в-, -вши-, -ши-: слыш-а, дава-я, будучи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-съ, запер-ши-съ.
С помощью формообразующих суффиксов образуются формы слов, которые тоже не менее важны, чем слово, от которого они образованы.
Словообразовательные (словообразующие) суффиксы.
Словообразовательный суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня, которая служит для образования новых слов.
Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь они служат для образования однокоренных слов: писать – писа-тель; опыт – опыт-н-ый.
Словообразовательные суффиксы – великие строители слов. Ведь с помощью словообразовательных суффиксов образовано большинство слов.
Например, много словообразовательных суффиксов у существительных. Много суффиксов обозначающих деятеля или человека какой-то профессии: -арь, -тель, -ник, -ниц- и ер(суффикс – иностранец пришел к нам из французского вместе с заимствованными словами): аптек-арь, ток-арь, библиотек-арь, учи-тель, спаса-тель, преподава-тель, уче-ник, защит-ник, шут-ник, уче-ниц-а, учи-тель-ниц-а, грав-ер, дириж-ер, билет-ер, дизайн-ер.
Суффиксы –арь, -тель. –ник, -ер могут обозначать и предметы, это второе значение этих суффиксов(фон-арь, учеб-ник, выключа-тель, тренаж-ер).
Но есть и такие суффиксы, которые «создали» несколько слов и больше не «работают» - «ушли на пенсию», например, -ух и –юх: пет-ух, кон-юх.
Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь именно с помощью них образованы все однокоренные слова русского языка.(например, Учить – ученица – учеба - учебник)
Уменьшительные суффиксы
Уменьшительность, особое языковое значение, прежде связанное прежде всего с указанием на уменьшение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный уменьшительный суффикс: заяц – зайч-ик, добрый – добр-еньк-ий, крест – крест-ик.
Образовать уменьшительное слово возможно далеко не во всех случаях, например, если уменьшенного слова вообще не существует: микроб, небоскреб, ураган.
Уменьшительные суффиксы бывают ласкательными и пренебрежительными. Из ласкательных суффиксов наиболее употребительны:
К-: гора - горка, рука - ручка, голова - головка;
Ик-: стол - столик, дом - домик;
Чек-: стакан – стаканчик, чемодан – чемоданчик;
Из пренебрежительных суффиксов наиболее употребительны
Ишк- : город - городишко, платье - платьишко, хвастун - хвастунишка;
Онк-/-ёнк-: лошадь - лошадёнка, корова - коровёнка, кляча - клячонка.
Например, слово картинка – это картина меньших размеров. Если говорить о роли суффиксов, то можно рассмотреть на этом примере. Если человек скажет: «Какая красивая картина,» - то это будет не точно сказано, ведь картинка же маленькая в отличие от картины.
В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь пишет:
« Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие…. Другой род мужики составляли толстые…»
В данном эпизоде Н.В. Гоголь использует слово «тоненькие»
Владимир Владимирович Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь.
Хвостом помахивала,
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось-
она жеребенок,
И стоило жить,
и работать стоило
В этом стихотворении используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с помощью которых автор выражает свое отношение к тому, о чем говорит, то есть о лошади. Автор очень трепетно относится к лошади, он говорит эти слова с любовью.