» » Алхимия и астрология как культурно-историческое явление средневековья. Повседневная жизнь алхимиков в средние века Предания о происхождении

Алхимия и астрология как культурно-историческое явление средневековья. Повседневная жизнь алхимиков в средние века Предания о происхождении

Алхимия и астрология

Алхимические опыты обладают рядом особенностей, позволяющих отличить их от экспериментальных исследований в области современной химии. Прежде всего наличием тесной связи между алхимией и астрологией. Адепты не только верили в действенность астрологических предсказаний, которые тогда в принципе не подвергались сомнению, но и тесно связывали друг с другом эти два оккультных искусства. Точнее говоря, знание астрологии считалось совершенно необходимым для того, чтобы преуспеть в последовательных операциях Великого Делания. Не следует упускать из виду это важное обстоятельство, если хочешь иметь исторически корректное представление о лабораторных бдениях средневековых алхимиков, не став жертвой столь обманчивых анахронизмов.

Для алхимиков не только было в высшей степени желательно следовать циклу земного обновления и, соответственно, начинать операции непосредственно Великого Делания, насколько это было возможно, в период весеннего равноденствия, но и требовалось постоянно бодрствовать, чтобы начать свое предприятие в момент наиболее благоприятного расположения звезд на небесном своде, а для этого было совершенно необходимо очень внимательное предварительное наблюдение точного положения - на момент, когда должно начаться Великое Делание, - Солнца, Луны, планет и определенных созвездий в тот самый день, когда делатели начинали ряд опытов, предназначенных стать вехами триумфальной трансмутации. Земля отнюдь не находится в обособленном положении, она испытывает на себе влияние звезд, и без знания астрологии алхимик, как полагали, оказался бы совершенно безоружным, в очевидно невыигрышном состоянии. Одного этого вторжения астрологического детерминизма в определение дня, наиболее благоприятного для последующего успеха алхимических операций, для нас было бы достаточно, чтобы понять коренное отличие труда алхимика от современного научного экспериментирования - современный ученый по собственному усмотрению решает, когда приступить к эксперименту. Помимо этого дух рационализма не может допустить (для алхимиков это считалось само собой разумеющимся), что движение звезд будто бы влияло на операции Великого Делания точно так же, как оно повлияло на медленное естественное созревание металлов в земных недрах. Подобного рода соотнесенность и параллелизм между законами движения звезд на небесном своде и циклами жизни минералов в земных недрах являлись основополагающим представлением древних алхимиков, которого, разумеется, не может допустить рационалистический дух современной науки. Алхимия, с одной стороны, и современная химия - с другой, представляют собой два универсума, два видения мира, коренным образом отличающихся друг от друга и совершенно несовместимых друг с другом.

Страница 12 из 63

12. Философия и наука Средневековья: первые университеты, особенности схоластического метода преподавания. Алхимия, астрология, магия и наука.

Первые университеты появляются именно в период развития схоластической философии: 1158-Болонья, 1168-Кембридж, 1200-Париж, 1209-Оксфорд. Основой появления университетов были школы вида: 1) монастырские (хранители книг); 2) кафедральные (начальном образование); 3) придворные (светские манер) Причина появления университетов - цеховая организация проф-ой д-ти. ЦЕХ: ученик-подмастерье-мастер, а в УНИВ-Т: школяр – бакалавр – магистр(доктор). Структура универ-ов включала 4 факультета: философский – 6 лет; медицинский и юридический по 20-25 лет, и теологический 15-16 лет. На артистич (фил.) изучали: 1.Тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и 2.Квариум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Учились с 14-20 лет. Занятия включали лекции и семинары. Лекции: ординаторные (читались в 1-й пол. дня без вопросов) и экстраординарные (2-ая пол. дня, с вопросами). Диспуты: открытые (все желающ.) и закрытые.

Важнейшая хар-ка схоластики - идея рационализации положений христианства, что подразумевало нахождение соответствия м/у Божьим словом и миром. Метод схоластов - построение схол (комментариев к священным текстам): восходящие (от мира к слову Божьему) и нисходящие (от слова к миру). 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского: 1-док-во от движения (Бог-перводвигатель), 2-док-во от причинности (я –мама и папа... - адам и ева – Бог), 3-док-во от цели (река течет в направление, заданным Богом) 4.док-во от бытия совершенства (наиболее добр, красив, справедлив – Бог), 5-док-во от абсол необход (небытие....Бог).

Важнейшая логическая проблема схоластов - спор об универсалиях (общие понятия обозначающие классы объектов: дом, дерево, человек). Как соотносятся универсалии и вещи: реализм (вначале существовали универсалии - как идеи Бога, а потом на их основе появились вещи); номинализм (береза, дуб, пальма - многол, ствол, крона; дерево – многол растение, имеющее твердый ствол, ветки, крону); концептуалисты (компромиссная позиция: универсалии реальны, но только относительно ума человека).

В поздней схоластики Раймондом Лулии создана 1-я логистическая машина, прообраз соврем-х ЭВМ. Позитивное значение схоластич этапа фил-ии: 1-основательный анализ интел-х способностей человека, 2разделение на номинализм и рационализм способствовало дифференциации идеализма на субъективные и объективный, а также легла в основу эмпиризма и рационализма, как направление в теории познания. Негативное значение - мысль схоластов не выходит за пределы текста, не имеет отношения к актуал. проблем.

Важная особенность средневековой науки - становление полумистич опытного знания. Предпосылки опытного знания: 1-Христианское отношение к труду: трудился Иесус, апостолы, а также монахи для усмирения гордыни. 2-Изменение отношения к природе, должна быть трансформирована для принесения пользы людям. Т.О. появляется прослойка людей соединяющих теоретич и практич д-ть, т.е. монашество.

Роберт Гроссетест - неоплатонизм, где бытие - процесс эмонации света из единого, именно свет есть зримое проявление Бож. первоосновы, изучал оптику. Роджер Бекон - «знание - сила человека»: 1)Критика теоретич знания, подвержено 4 порокам: лже авторитет, лже знание, предубеждение и привычки. Предлагает 4 лекарства: изучение древних языков, оптики, математики, 4-опыт (всякое знание полученное непосредственно, а не логически). 2)Учение об опытном познании, включает: веру в авторитеты, логические выводы и опыт. Опыт: внутренний (откровение - сверхест истины) и внешний (на основе органов чувств - естеств истина). Уильям Оккам - учение о знании: 1) интуитивном (ощущения, переживания) 2) абстрагированным (отвлечение от существования и несуществования вещей). Существуют лишь единичные вещи и интенция (устремление души к познанию). Ввел теорию общих понятий (терминизм). Из разновидностей терминов вытекают науки: 1)реальные (о бытие), 2)рациональные (рассматриваются понятия по отношению к другим понятиям – логика).

Магия – это мистическая д-ть, имеющая целью принуждение сверхест-х силы к необходимому шагу, образу действий. Различают черную и белуб. Белая включает в себя: алхимию (опыт: химич экспер, позволил получить лекарство, спирт, яды, возгорающие в-ва и мистика: поиск Красного льва –превращающего все в золото) и астрологию (опыт: астрономич знания, математика, космобиология, астропсихология(знаки зодиака) и мистика – цель астрол поиск путей откровений). В овнове мистики алхимиков лежал поиск путей творения мира. Золотой век (рай) – Грехопадение (смеш) – Искупление (д-ть алхим) – Спасение (рай).

В средние века наука: 1)анбивалентна (соединяет созерцательность и мистические аспекты), поэтому нельзя средневековье назвать началом науки. Еще отсутствовала идея автономности природы (средство выражения духовных сил). 2)качеств-й хар-р знаний: определить сущность вещи – постичь ее божественный замысел, найти ее место в мировой иерархии. 3)полумистич хар-р опытного знания. 4) созерцательный теологотесктовый хар-р познания - божественные тексты имели больший научный статус, чем природа.

  • 1.2. Эволюция подходов к анализу науки. Позитивистская традиция в философии науки. Концепции о. Конта, л. Витгенштейна, к. Поппера, т. Куна, п. Фейерабенда, м. Полани
  • Глава 2. Наука в культуре современной цивилизации
  • 2.1 Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного
  • Развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности
  • 2.2 Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусст­во. Наука и обыденное познание
  • Наука и философия
  • Наука и искусство
  • Наука и обыденное познание
  • 2.3 Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества
  • Основные функции науки:
  • Глава 3. Возникновение науки и основные
  • 3.2 Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная наука и математика
  • 3.3 Развитие логических норм научного мышления в период Средневековья. Особенные формы средневекового знания: алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука
  • 3.4 Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
  • Предпосылки возникновения экспериментального метода и его
  • Соединения с математическим описанием природы. Философские основания науки Нового времени: эмпиризм ф.Бэкона и
  • Рационализм р. Декарта
  • 3.5 Становление и развитие основных идей классической науки Нового времени. Г. Галилей, и. Ньютон
  • 3.6 Становление идей и методов неклассической науки в середине XIX - начале XX вв.
  • Глава 4. Структура научного знания
  • 4.1 Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Классификация наук. Естественные, технические, социальные, гуманитарные науки
  • Классификация наук
  • 4.2 Структура эмпирического знания. Наблюдение, сравнение, эксперимент. Единство эмпирического и теоретического знания
  • 4.3 Структура теоретического знания. Уровни и формы мышления. Проблема, гипотеза, теория, закон
  • 4.4 Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования. Философские основания науки и их роль в научном поиске и обосновании научного знания
  • Философские основания науки
  • 4.5 Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира
  • Глава 5. Методология научного познания
  • 5.1 Классификация методов научного познания. Философские методы познания
  • 5.2 Эмпирические методы научного познания
  • 5.3 Теоретические методы научного познания
  • 5.4 Общелогические методы познания
  • 5.5 Формы научного познания
  • Глава 6. Динамика науки как процесс порождения нового знания
  • 6.1 Проблемные ситуации в науке и включение новых
  • Теоретических представлений в культуру
  • Виды проблемных ситуаций:
  • 6.2 Общие закономерности динамики науки как процесса порождения нового знания
  • Глава 7. Научные традиции и научные
  • Причины научных революций:
  • 7.2 Проблемы типологии научных революций. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания
  • 7.3 Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая
  • Глава 8. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
  • 8.1 Главные характеристики и особенности современной постнеклассической науки
  • Главные характеристики постнеклассической науки:
  • 8.2 Саморазвивающиеся синергетические системы и новые
  • Стратегии научного поиска. Роль синергетики в развитии
  • Современных представлений об исторически
  • Развивающихся системах
  • 8.3 Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира
  • 8.4 Проблемы биосферы и экологии в современной науке. Философия русского космизма и учение в.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере
  • 8.5 Взаимосвязь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Новые этические проблемы науки в конце хх - начале ххi вв.
  • 8.6. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов
  • Классификация глобальных проблем
  • 9.2 Научные сообщества и их исторические типы. Исследовательские группы, научные традиции, научные школы
  • 9.3 Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия
  • 9.4 Функционирование науки и факторы общественной жизни. Наука и экономика. Наука и власть. Наука и сфера образования. Проблема государственного регулирования науки
  • Наука и экономика
  • Наука и власть
  • Наука и сфера образования
  • Календарь важных научных открытий хх в.
  • Глоссарий
  • Персоналии
  • Список рекомендуемой Литературы
  • Философия, история
  • 3.3 Развитие логических норм научного мышления в период Средневековья. Особенные формы средневекового знания: алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука

    Средневековье хронологически охватывает период со II в. н.э. до XIV в. н.э. В сфере духовной культуры для Средневековья характерно господство религиозной картины мира – теоцентризм. Центром мироздания объявляется высшая сверхъестественная сила – Бог.

    В Европе официальной религиозной доктриной считалось христианство в форме католицизма. Все учения, которые противоречили христианству, жестоко карались, уничтожались труды античных ученых, философов-материалистов, например Демокрита.

    В рамках Средневековья наука, а также философия, выступали как служанки богословия, т.е. наука и философия допускались в той мере, в какой они могли подтверждать истины христианства.

    В науке этой эпохи господствует схоластический метод. Суть метода – цитирование авторитетов, ссылка на авторитет Библии, а также на авторитет Священного предания, т.е. на работы видных христианских теологов – отцов церкви.

    В развитии науки и философии Средневековья можно выделить два концептуальных подхода: патристику и схоластику.

    Патристика – учение отцов христианской церкви, характерное для раннего Средневековья (II–V вв.). Классиком патристики является Тертуллиан. Он выдвинул знаменитый лозунг: «Верую – потому что абсурдно» . По его мнению, чистый разум не может объяснить полностью божественные истины, которые описаны в Библии. Эти истины постигаются верой.

    Другой видный представитель патристики А.Августин разработал учение о теодицее – это оправдание Бога за зло, которое существует в мире. По Августину, источником зла в мире является не Бог, а сам человек. Бог наделил человека свободой воли, и человек волен выбирать между добром и злом.

    Схоластика, характерная для позднего Средневековья (XII – XV вв.), стремилась к обновлению религиозных догматов. Схоласты приспосабливают античные научные и философские тексты, прежде всего труды Аристотеля, к потребностям христианской теологии. Схоласты развивают навыки интеллектуального мышления, считая, что постижение Бога возможно с помощью логики и логических рассуждений.

    Вершиной схоластики является учение Фомы Аквинского. Аквинский считал, что вера не должна противоречить разуму. Однако некоторые религиозные догматы не могут быть рационально доказаны, например, догмат о непорочном зачатии девы Марии. Он полагал, что эти догматы не противоразумны, а сверхразумны. Они доступны лишь сверхразуму, то есть божественному разуму. Именно Аквинский сформулировал положение «Философия – служанка Богословия» . Философия должна разумными способами доказывать существование Бога.

    Ф.Аквинский обосновал пять доказательств бытия Бога:

      Все в мире движется. Существует первый двигатель – это Бог.

      Все в мире имеет свою причину. Существует причина всех причин – это Бог.

      Все в мире происходит по необходимости. Главной необходимостью является Бог.

      Все существа в мире различаются по степени совершенства. Источником совершенства, самым совершенным началом является Бог.

    5. Мир устроен целесообразно, а конечным источником целесообразности является Бог.

    В средние века философские дисциплины и наука рассматриваются как вспомогательные средства для подтверждения истин богословия. Оформляется специфическое понимание критерия истины, под которым понимается ссылка на авторитет Бога и священных текстов.

    В период Средневековья формируются специфические формы знания: 1. натуральная магия; 2. алхимия; 3. астрология.

    Натуральная магия понимается как знание скрытых сил и законов природы. Магия предполагает, что повлиять на естественные явления, на вещественное состояние природы можно с помощью слова в виде молитв и заклинаний. Поэтому операции над природными телами, эксперименты над природными веществами сопровождались словесными заклинаниями. Тем самым, полагали маги, можно призвать на помощь для исследования природы сверхъестественные силы. Магия как форма средневекового знания получает наибольшее развитие в арабском мире. Крупнейшим представителем натуральной магии на арабском Востоке считается Ибн Рушд (в латинской транскрипции Аверроэс) – XII в. н.э., который являлся крупным ученым, философом и врачом. Впоследствии его идеи перекочевали в западноевропейскую науку.

    Алхимия. Алхимию нередко определяют как предхимию. Образ алхимика – это человек, который работает в лабораториях, проводит многообразные эксперименты, опыты. Задачей таких опытов является трансформация, то есть превращение металлов с помощью философского камня в золото. Сверхзадачей алхимика является создание эликсира жизни с целью обеспечить бессмертие человека. Основой эликсира жизни считалось искусственное золото. Это золото и стремились получить алхимики.

    Алхимики полагали, что любое вещество – это неосуществленное золото. Поэтому они проводят многочисленные эксперименты над веществами, прежде всего над свинцом и ртутью (подвергают их дроблению, смешиванию, нагреванию, охлаждению и т.д.). В то же время опыты алхимиков могли нанести вред здоровью людей (в препараты, которые они рекомендовали, входят ядовитые вещества – мышьяк, ртуть). Положительные результаты алхимических экспериментов способствовали развитию фармакологии и медицины.

    Астрология – учение о звездах, это предсказание судьбы человека на основе положения звезд, по знакам зодиака.

    Таким образом, средневековые формы знания сочетали в себе, с одной стороны, религиозные идеи, так как они уповали на помощь сверхъестественных сил, а с другой стороны, эти формы знания содержали в себе рациональные научные идеи.

    "

    Кто и когда впервые изобрёл компас?

    Кто первым из европейцев добрался до Америки?

    Где и как создавали средневековые рукописные книги? Как их украшали? 1.

    Развитие практических знаний. В Средние века процветали астрология и алхимия.

    Астрологи утверждали, что по звёздам можно определять будущее. С ними советовались короли, полководцы и путешественники. Алхимики были заняты поисками «философского камня», с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото. Но наблюдения и опыты астрологов и алхимиков позволили накопить знания по астрономии и химии. Алхимики, например, усовершенствовали способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали многие химические приборы. Астрологи изучали расположение звёзд и светил, их движение и законы физики.

    юдневековый іач по цвету мо- I определяет стояние боль- ІГО. Миниатюра / в.

    Накапливала полезные знания медицина. Больницы (госпитали) сначала создавали епископы и монастыри, а затем и городские советы. В больницах не только лечили, но и давали приют паломникам и нищим. А господа и богатые горожане могли пригласить к себе платного врача. Раны и переломы чаще лечили не врачи, а цирюльники (парикмахеры), они же вырывали зубы. Чтобы поставить диагноз, врачи измеряли пульс больного, рассматривали цвет его языка и мочи. Уже стало ясно, что надо соблюдать правила личной гигиены, и медики советовали по утрам умываться и чистить зубы, не злоупотреблять горячими ваннами, не предаваться обжорству, делать физические упражнения и совершать прогулки на природе.

    В математике появилась цифра 0; вместе с распространением арабских цифровых обозначений (вместо римских) это позволило решать сложные задачи. 2.

    Первые механизмы. С XIV века в горном деле и ремесле стали всё шире применять водяные мельницы. Простое водяное колесо издавна было основой мельниц, которые строили на реках и озёрах для помола зерна. Но в Средние века изобрели более мощное колесо, которое приводилось в движение силой падающей на него воды. Реку перегоражйвали плотиной и отводили от неё узкие каналы - желоба. Вода устремлялась в жёлоб и падала сверху на лопасти колеса, ускоряя его вращение. При обработке металла таким колесом приводили в движение молот весом до одной тонны. Энергия мельницы применялась также в сукноделии, для промывки (обогащения) и плавки металлических руд, поднятия тяжестей и так далее. Мельница и механические часы - первые механизмы, ими мы обязаны Средневековью.

    Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия.

    Большая водоподъёмная машина. Гравюра XVI в.

    Раньше металл плавили в маленьких горнах, нагнетая в них воздух ручными мехами. С XIV века начали строить домны - плавильные печи до 3-4 м в высоту. Водяное колесо было соединено с большими мехами, с помощью которых вдували в печь воздух.

    Благодаря этому в домне достигалась очень высокая температура: железная руда плавилась, образовывался жидкий чугун. Из чугуна отливали различные изделия, а путём его переплавки получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде.

    Для плавки металла в домнах стали применять не только древесный, но и каменный уголь, если вблизи имелись его залежи. Металл, дерево или стекло обрабатывали на специальных станках: токарных, шлифовальных, винторезных. Использовались многие токарные и слесарные инструменты, позволявшие достигать большой точности при изготовлении изделия (например, шара или линз).

    Много чугуна и железа нужно было для производства огнестрельного оружия: тяжёлых пушек для осады крепостей и лёгких орудий для полевых сражений.

    Кузница с водяным двигателем.

    Распространение пушек стало началом переворота в военном деле. Рыцарские доспехи перестали быть надёжной защитой, стены замков теряли неприступность. 4.

    Развитие мореплавания и кораблестроения. Долгое время европейцы не решались пускаться в далёкие плавания в открытом море. Без правильных карт и морских приборов корабли ходили «каботажно» (вдоль берега) по морям, омывающим Европу, вдоль Северной и Западной Африки.

    Плавка руды в доменных печах

    Выходить в открытое море стало безопаснее, после того как моряки освоили компас. Была изобретена астролябия - прибор для определения места, где находится корабль.

    В XV веке появился быстрый лёгкий парусник - каравелла («лодка с парусом»)- подвижный и вместительный. Он имел три мачты с прямыми и косыми парусами и мог двигаться в нужном направлении не только при попутном, но и при боковом и даже встречном ветре. На каравеллах можно было отправляться в далёкие морские путешествия. В 1492 году генуэзский мореплаватель Христофор Колумб, состоявший на службе у испанских королей, достиг прибрежных островов Америки в районе Карибского моря.

    Открытие европейцами Америки имело всемирно историческое значение. Оно положило начало в ближайшие столетия новым Великим географическим открытиям, постижению, освоению и колонизации европейцами всего земного шара и вместе с тем распространению на другие континенты и регионы европейской культуры. Это стало началом всемирной истории и одной из важных вех конца Средневековья. 5.

    Изобретение книгопечатания. С развитием государства и городов, науки и мореплавания возрастал объём знаний и одновременно потребность в образованных людях и книгах.

    Мореплаватель устанавливает местонахождение корабля. Рисунок из книги XVI в.

    Узнайте, как назывался прибор, изображённый на рисунке, и как он действовал.

    Первыми перепиской книг занялись монахи. Со временем в городах возникло множество светских мастерских по переписке книг и даже целых библиотек. Библиотеки были теперь не только в соборах и монастырях, но и в университетах (где учебники

    Каравелла

    Сравните устройство каравеллы с кораблями различных народов Средневековья (с. 42-43, 55, 80, 112, 171).

    Типография. Гравюра XVI в. Слева - наборщики из касс набирают текст. Справа - работник намазывает набор краской, покрывает его бумагой, трёт сверху щёткой или прижимает прессом

    можно было брать на время на дом), у королей и богатых людей.

    В XIV веке в Европе стали изготовлять более дешёвый писчий материал - бумагу, но книг по-прежнему не хватало. Чтобы размножить текст, делали оттиски с дере-

    Изменения в экологии

    Европа унаследовала от древности природные условия, мало затронутые цивилизацией. В Средние века они заметно изменились. Рост населения привёл к увеличению числа поселений. Деревня и особенно бурно растущие города нуждались в материале для строительства - это было прежде всего дерево. Шахты удерживались от обвала с помощью деревянных балок - вертикальных крепежей. Плавильни потребляли всё больше древесного угля. Всё это нанесло непоправимый ущерб лесам. Если в начале Средневековья Европа была покрыта огромными непроходимыми лесами, то к XVI веку леса нещадно вырубались. В некоторых странах природные леса исчезли полностью.

    Развитие сельского хозяйства требовало расширения пашен. С этой целью также сводились леса, но одновременно осушались обширные болота в Европе. Например, уже в XV веке заболоченная малярийная Ломбардия стала цветущей житницей. Конечно, сведение лесов и осушение болот резко уменьшило количество диких зверей и птиц. Глаз путешествующего по Европе теперь то и дело останавливался на живописных полях, городских стенах, хуторах и деревнях.

    В позднее Средневековье природный пейзаж Европы уже сочетался с культурным пейзажем, созданным человеком.

    вяннои или медной доски с вырезанными на ней буквами, но этот способ был очень несовершенным и требовал больших затрат труда: ведь для каждой страницы нужно было изготавливать новую доску.

    Иоганн Гутенберг.

    Портрет работы неизвестного художника

    В середине XV века немец Иоганн Гутенберг (ок. 1399-1468) изобрёл книгопечатание. После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них составлялись строки и страницы набора, с которого делался оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гутенберг изобрёл и печатный станок.

    В 1456 году Гутенберг выпустил первую печатную книгу - Библию, которая в художественном отношении не уступала лучшим рукописным книгам. С тех пор книгопечатание стало быстро распространяться в Европе. До конца XV века было издано 30 тысяч книг. Книг стало больше, и они уже были не такие дорогие, как рукописные.

    Изобретение книгопечатания - одно из величайших открытий в истории человечества. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям людей. 1. Какова роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний? 2. Почему изобретение книгопечатания считается одним из величайших открытий в истории человечества? 3. Перечислите, что способствовало началу Великих географических открытий. 4. Заполните таблицу «Технические открытия и изобретения Средневековья». Область применения

    Название открытия или изобретения

    Значение открытия или изобретения

    1. Можно ли сказать, что технический прогресс в Средние века происходил медленно? Аргументируйте своё мнение. 2. Какое значение имело изобретение книгопечатания? Как вы считаете, является ли в настоящее время книга основным носителем информации? Свой ответ поясните. 3. Опираясь на известные вам факты, напишите рассуждение о том, как торговля, военные походы, завоевания территорий и культурные контакты людей в период Средневековья влияли на развитие европейской науки и техники. 4. Представьте, что вы средневековый мастер-изобретатель или купец, обладающий секретом какой-либо технической новинки (астролябии, механических часов и пр.). Вам нужно привлечь внимание людей, которые могут найти применение этому изобретению, пустить его в производство и обогатить как себя, так и вас. Опишите все достоинства и преимущества вашей новинки, возможные сферы её использования, ожидаемые выгоды. 5. Какими техническими изобретениями и научными открытиями, сделанными людьми в Средневековье, вы пользуетесь в повседневной жизни?

    Подведём итоги

    Вы узнали, что:

    в эпоху Средневековья расширялись и становились более реалистичными взгляды европейцев на мир;

    в XII-XIII веках в Европе возникли первые университеты;

    средневековая религиозная философия - схоластика - выработала научный метод, способствовавший развитию науки в дальнейшем;

    существовали разные жанры средневековой литературы;

    средневековая архитектура прославилась романским и готическим архитектурными стилями;

    в XIV веке в Италии зародилась новая культура - культура Возрождения;

    в Средние века происходило накопление научных знаний и развитие технических усовершенствований;

    появление книгопечатания имело огромное значение для мировой культуры.

    "7"г:: 1. Перечислите, что изменилось в представлениях человека о мире, Боге, са? мом себе в эпоху Возрождения по сравнению с периодом раннего Средневе ковья. Какие из этих изменений вы считаете самыми важными? Почему? 2.

    Выскажите своё мнение: есть ли связь между гуситским движением в Че хии и деятельностью гуманистов в Италии? Аргументируйте свой отвеї 3.

    С помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов подготовьте презентацию об одном из деятелей культуры средневековой Европы (не бо лее 7 слайдов). Объясните, почему вы выбрали именно этого человека. 4.

    Расположите в хронологической последовательности события, связанные с развитием культуры в Средние века: а) создание «Божественной комедии» Данте; б) появление первой печатной Библии; в) преподавание Абеляра в Парижской соборной школе; г)создание первых хроник, житий святых и эпических песен. 5. Каким свойством, по мнению алхимиков, обладал «фи лософский камень» (выберите правильный ответ): а) предсказывать будущее; б) излечивать от чумы; в) превращать любой металл в золото; г) защищать от нечистой силы?

    Творческие работы и проекты

    Групповой информационный проект «Непростая история простых предметов». Многие современные предметы обихода - вилка, очки, носовые платки, зеркала, часы - появились в Европе в эпоху Средневековья. Разделитесь на группы. С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет-ресурсов соберите информацию об истории изобретения или изменения на протяжении веков одного предмета. Систематизируйте и оформите результат работы группы, устройте в классе урок презентаций.

    Аналитическое сочинение. Сочините в парах диалоги:

    А) Пьера Абеляра и Бернара Клервоского о том, соединимы ли вера и сомнения, рассуждения;

    Б) средневекового мыслителя (например, Фомы Аквинского или Франциска Ассизского) и гуманиста (например, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо) о том, что такое человек и какова цель его жизни. Продумайте аргументы обоих собеседников. Будет ли победитель в этих спорах?

    Слово Алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia) восходит через арабское к греческому chemeia от cheo - лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование - от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.

    Европейские государства, прежде всего страны южной Европы, достаточно тесно контактировали с Византией и арабским миром, особенно после начала крестовых походов (1-й начался в 1096 году). Европейцы получили возможность ознакомиться и с блестящими достижениями арабской цивилизации, и с наследием античности, сохранившимся благодаря арабам. В XII веке начались попытки перевода на латинский язык арабских трактатов и сочинений античных авторов. Тогда же в Европе были созданы первые светские учебные заведения – университеты: в Болонье (1119), Монпелье (1189), Париже (1200). Начиная с XIII века, можно говорить о европейской алхимии как об особом этапе алхимического периода. В период с 12 по 17 век алхимией занимались известные ученые, оставившие след в европейской науке.

    Следует отметить, что между арабской и европейской алхимией имели место весьма существенные отличия. Европейская алхимия развивалась в обществе, где христианская (католическая) церковь активно вмешивалась во все светские дела; изложение идей, противоречащих христианским догматам, было делом весьма небезопасным. Алхимия в Европе с момента своего зарождения находилась на полуподпольном положении; в 1317 году папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего всякий алхимик в любой момент мог быть объявлен еретиком со всеми вытекающими последствиями. Однако европейские властители, как светские, так и церковные, объявив алхимию вне закона, в то же время покровительствовали ей, рассчитывая на выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота. Вследствие этого европейская алхимия, как и александрийская, изначально являлась герметической наукой, доступной только посвящённым. Этим объясняется характерное для европейской алхимии чрезвычайно туманное изложение достигнутых результатов. Впрочем, в течение довольно долгого времени европейские сочинения по алхимии представляли собой лишь переводы либо компиляцию арабских трактатов. Первым знаменитым европейским алхимиком стал монах-доминиканец Альберт фон Больштедт (1193-1280), более известный как Альберт Великий (Albertus Magnus). Труды Альберта Великого («Книга об Алхимии», «О металлах и минералах», «Алхимический свод» и пр.) сыграли важную роль в том, что натурфилософия Аристотеля стала наиболее значимой для европейских учёных позднего средневековья и начала Нового Времени. Альберт Великий первым из европейских алхимиков детально описал свойства мышьяка, почему ему иногда приписывают открытие этого вещества. Альберт Великий высказывал даже мнение о том, что металлы состоят из ртути, серы, мышьяка и нашатыря.

    Главным результатом алхимического периода, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. Алхимиками была разработана ртутно-серная теория (теория трёх принципов), призванная обобщить опытные данные. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.

    Однако алхимии изначально были присущи очень серьёзные отрицательные черты, которые и сделали её тупиковой ветвью развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом были подчинены этой главной цели. Во-вторых – мистицизм, в большей или меньшей степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм теории – учение Аристотеля, лежащее в основе идеи трансмутации, принималось за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки.

    В средневековой науке выделяются четыре больших направления. Первое - физико-космологическое, ядром которого является учение о движении; на основе аристотелевской натурфилософии оно объединяет массив физических, астрономических и математических знаний, послуживших почвой для развития математической физики Нового времени.

    Ересь, еретики - На языке церковной догматики Ересь означает сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и формулированного догмата веры христианской, и вместе с тем
    - выделение из состава церкви нового общества. Ересь нужно различать: от
    1) раскола, который означает также обособление от состава церковного союза или общества верующих, но вследствие несогласия подчиняться данному Иерархическому авторитету, по разногласию, действительному или мнимому в обрядовом учении.
    2) от непреднамеренных ошибок в догматическом учении, происшедших вследствие того, что тот или другой вопрос самою церковью не был, в данное время, предусмотрен и предрешен символически.

    Такие ошибочные мнения встречаются нередко притом у многих авторитетных учителей и даже отцов церкви (напр. у Дионисия Великого, особенно у Оригена) в первые три века христианства, когда имела место большая свобода мнений в области богословия, а истины церковного учения не были еще формулированы в символах и подробных вероизложениях соборов вселенских и поместных. Источниками Е. обыкновенно были:

    1) нежелание иудеев и язычников, а также последователей восточного дуализма, принявших христианство, окончательно расстаться со своим прежним религиозным и философским мировоззрением, и усилия скомпилировать в одно целое старые доктрины с новыми христианскими.
    Смешение восточного дуализма с христианством произвело манихейство, Е.
    Вардесана, монтанизм, мессалиан и мн. др. секты, в несколько изменившемся виде существовавшие даже в новой европейской истории (вальденсы, богомилы и др.). Из смешения с христианством древнего иудаизма возникли самые первые по времени секты, с которыми боролись еще апостолы и отцы церкви II III вв.; из стремления скомпилировать в одно целое наиболее отвлеченные доктрины христианства (учение о
    Боге-Слове) с учением о Логосе платоников и неоплатоников получили свое начало Е. Рационалистические III и IV в. (монархиане, субординационисты и т. д.).

    2) Стремление более сильных умов поставить христианское учение, данное как Богооткровенное, на один уровень с философским миросозерцанием античного мира, обосновать его на философских и диалектических методах последнего. Намерение у этих учителей было доброе, но по самой природе вещей неисполнимое, и привело к рационализму, каковым и была самая сильная Е. всех времен - арианство, с его отраслями.

    3) Самобытное богословствование христианских учителей, на основании
    Св. Писания и чистых начал разума, лишенное узаконенных церковью руководительных начал - церковного предания и общего голоса вселенской церкви, Отсутствие этих начал, при самомнении и самоуверенности, влекло к нарушению нормального состава учения церкви.

    Кроме указанных трех категорий учений - Ересей, расколов, непреднамеренных ошибок церковных учителей, - вне состава символического, общеобязательного для всех христиан учения церкви находятся еще так называемая частные или личные мнения церковных учителей и отцов церкви о разных детальных вопросах христианского учения, которых церковь не авторизирует своим именем, но и не отрицает, предоставляя их благочестивой пытливости верующих (таковы, напр., некоторые мнения Евсевия Кесарийского, Григория Нисского и др.).
    Этим учением о дозволенных частных мнениях православная церковь отличается от католической, которая во всем составе христианского богословия хочет видеть лишь догматы. На пространстве церковной истории, от начала церкви до наших дней, непрерывною вереницей тянется ряд бесчисленных Е., древних и новых; из повторения старых условий возникает повторение старых, лишь видоизмененных внецерковных учений о христианск. догматах.

    Церковь борется с ними, опровергает их, побеждает; а еретиков, после безуспешных попыток обратить их к своему учению, предает отлучению. Грекоримское государство, в интересах спокойствия, а также
    "оберегаючи матерь свою, св. церковь", подвергает их уголовному преследованию; еще более фанатические западноевропейские средневековые католические государства предают их сожжению, иногда не желая различать настоящих еретиков от людей науки, не имеющей непосредственного отношения к церковным доктринам, но по теории средневекового католичества долженствующих состоять в зависимости от догматики; их примеру следует (Иосиф Волоцкий - ересь жидовствующих), хотя и не в такой степени и не без протеста лучших представителей самой церкви, древняя допетровская, а от части и послепетровская Русь. Значение ересей и расколов в истории состоит в том, что, свидетельствуя о наличности высших духовно-нравственных интересов в обществе в данный исторический период, они, с другой стороны, вызывали на усиленную интеллектуальную деятельность самую церковь, побуждая ее к более подробному раскрытию и более точному формулированию своего учения, наконец - к систематизации его, каковая для церкви Восточной сделана была еще в VIII в. Иоанном Дамаскиным. Полное, вполне научное изучение ересей, особенно древних, в настоящее время представляется еще не вполне возможным; мы знаем их доктрины отчасти только по тем очеркам, их какие находятся в ересеологических (описательных) сочинениях древних церковных писателей (ереси трех первых веков), а ереси четвертого и пятого веков - почти исключительно по их опровержениям отцами церкви того времени. Сочинения самих еретиков (древних) истреблялись церковью столь же ревностно, как истреблялись в века языческих гонений списки Св. Писания и сочинения самих отцов церкви.

    Алхимия и астрология оказали огромное влияние на формирование знаковой среды средневековья.

    Средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но в то же время она не ограничивалась только пассивным усвоением достижений античной науки. Ее вклад в развитие научного знания состоял в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, ряд новых понятий и методов исследований, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для науки Нового времени.

    Основной интерес к явлениям природы состоял в поиске иллюстраций к истинам морали и религии. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с помощью толкования текстов Священного писания. Природа больше не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага человека. Бог всемогущ, и способен в любой момент нарушить естественный ход природных процессов во имя своих целей. Сталкиваясь с необычными, поражающими воображение явлениями природы, человек воспринимал их как чудо, как промысел Божий, непостижимый для человеческого ума, слишком ограниченного в своих возможностях.

    В сознание человека проникает идея, которая никогда не возникла бы в античности: раз человек является господином этого мира, значит, он имеет право переделывать этот мир так, как это нужно ему. Именно христианское мировоззрение посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и прийти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира.

    В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией. В этой ситуации наука становилась средством решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов.

    Стремление найти для каждой вещи подходящее место в иерархии бытия четко прослеживается и в тенденции к систематизации и классификации знания
    - занятии, которое считали своим долгом ученые-схоласты. Очень популярным жанром в научной литературе были сочинения типа энциклопедий. В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, которые подготовили возможность образования современной науки. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки.

    Ситуация в средневековой науке стала меняться в XII в., когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Тогда наука столкнулась с теологией и пришла с ней в противоречие. Разрешением этого противоречия стала концепция двойственной истины, то есть признание права на сосуществование “естественного разума” наряду с верой, основанной на откровении. Но даже в этих обстоятельствах еще очень долгое время все опытное знание и выводы, полученные из него методом дедукции, признавались лишь вероятными, обладающими только относительной, а не абсолютной достоверностью.

    Не менее важными для становления современной науки были религиозные обряды и ритуалы, подчинявшие жизнь горожан строгому ритму, распорядку, почасовой регламентации; особую роль играли также средневековая школа и университет, которые не только поощряли книжную ученость и усвоение элементов античной науки, но и столетиями прививали нормы логико- дискурсивного мышления и искусство аргументации. Это привело к высочайшему уровню Европейское Возрождение.

    27.Монастыри, школы и университеты средневековья. Средневековая система образования.

    Небольшая комната с низким сводчатым потол­ком. Сквозь узкие окна пробиваются редкие лучи солнечного света. За длинным столом сидят ма­льчишки разных возрастов. Справная одежда вы­даёт детей обеспеченных родителей - бедняков здесь явно нет. Во главе стола - священник. Перед ним большая рукописная книга, неподалёку лежит пучок розог. Священник бубнит молитвы на латин­ском языке. Дети механически повторяют вслед за ним непонятные слова. Идёт занятие в средне­вековой церковной школе...

    Раннее средневековье иногда называют «тёмны­ми веками». Переход от античности к сред­невековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры.

    Не только варварские вторжения, добившие За­падную Римскую империю, привели к гибели куль­турных ценностей древности. Не менее разруши­тельным, чем удары вестготов, вандалов и ланго бардов, стало для античного культур­ного наследия враждебное отношение со стороны церкви. Открытую войну против античной культуры вёл Папа Григорий I (см. ст. «Папство»). Он запретил чтение книг древ­них авторов и изучение математики, обвинив пос­леднюю в связях с волшебством. Важнейшая об­ласть культуры, образование переживало особенно тяжёлые времена. Григорий I однажды провозгла­сил: «Невежество - мать истинного благочестия». Поистине невежество царило в Западной Европе в V-X вв. Грамотных людей почти невозможно было сыскать не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари ставили вместо подписи крест. До конца жизни так и не смог научиться писать ос­нователь франкского государства знаменитый Карл Великий (см. ст. «Карл I Великий»). Но император был явно неравнодушен к знаниям. Уже в зрелом возрасте он прибегал к услугам учителей. Начав незадолго до смерти изучать искусство письма, Карл бережно хранил под подушкой навощённые дощечки и листы пергамента и в свободное время учился выводить буквы. К тому же государь покро­вительствовал учёным. Его двор в Аахене стал цент­ром образования. В специально созданной школе знаменитый учёный и писатель, выходец из Брита­нии, Алкуин обучал основам наук сыновей самого Карла и детей его приближённых. В Аахен при­езжали немногочисленные образованные люди со всех концов неграмотной Европы. По примеру древ­ности общество учёных, собравшихся при дворе Карла Великого, стали называть Академией. В пос­ледние годы жизни Алкуин стал аббатом богатей­шего монастыря Св. Мартина в городе Туре, где так­же основал школу, ученики которой позднее стали известными учителями монастырских и церковных школ Франции.

    Культурный подъём, произошедший в годы правления Карла Великого и его преемников (Каролингов), получил название «Каролингского воз­рождения». Но он был недолгим. Вскоре культур­ная жизнь вновь сосредоточилась в монастырях.

    Монастырские и церковные школы представля­ли собой самые первые учебные заведения средне­вековья. И хотя христианская церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней об­разованности (в первую очередь - латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связы­вавшая разные эпохи.

    Низшие церковные школы готовили в основном приходских священников. Платное обучение велось на латинском языке. Школу посещали дети феода­лов, богатых горожан, зажиточных крестьян. Учёба начиналась с зубрёжки молитв и псалмов (религи­озных песнопений). Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молит­вы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописные книги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было ещё далеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивали наиболее употребительные слова и вы­ражения, не вникая в их смысл. Не мудрено, что

    Около трёх лет требовалось для обучения пись­му. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже). Кроме чтения и письма учились изображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умноже­ния, тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами католического веро­учения. Несмотря на это, многие воспитанники школы навсегда проникались отвращением к зуб­рёжке, к чуждой им латыни и выходили из стен школы полуграмотными, умеющими кое-как чи­тать тексты богослужебных книг.

    Более крупные школы, дававшие образование посерьёзней, возникали обычно при епископских кафедрах. В них, согласно сохранившейся римской традиции, изучали так называемые «семь свобод­ных искусств» (грамматику, риторику, диалекти­ку, арифметику, геометрию, астрономию и музы­ку). Система свободных искусств включала два уровня. Начальный состоял из грамматики, рито­рики, диалектики. Высший образовывали все ос­тавшиеся свободные искусства. Самой трудной бы­ла грамматика. В те времена её часто изображали в виде царицы с ножом для подчистки ошибок в правой руке и с бичом в левой. Дети зазубривали определения, упражнялись в спряжении и склоне­нии. Любопытное толкование давалось буквам: гласные - это души, а согласные подобны телам; тело неподвижно без души, так и согласные буквы без гласных не имеют никакого смысла. В риторике (искусство красноречия) проходили правила син­таксиса, стилистики, упражнялись в составлении письменных и устных проповедей, писем, грамот, деловых бумаг. Диалектика (так тогда именовалось искусство мыслить, названное впоследствии логи­кой) учила не только рассуждать и делать выводы, но и находить в речи противника положения, про­тиворечащие учению церкви, и опровергать их. Уроки арифметики знакомили со сложением и вы­читанием, в меньшей степени - с умножением и делением (написание чисел римскими цифрами сильно затрудняло их). Школяры решали арифме­тические задачи, вычисляя время религиозных праздников и возраст святых. В цифрах видели ре­лигиозный смысл. Считали, что цифра «3» симво­лизирует святую Троицу, а «7» - сотворение Богом мира в семь дней. За арифметикой следовала гео­метрия. Она давала лишь ответы на общие вопросы (что такое квадрат? и т. п.) безо всяких доказа­тельств. В курсе геометрии сообщались и географи­ческие сведения, часто фантастические и нелепые (Земля - блин, плавающий в воде, Иерусалим - пуп земли... и т. п.). Потом изучали астрономию. Знакомились с созвездиями, наблюдали движение планет, Солнца, Луны, звёзд, но объясняли его не­правильно. Думали, что светила обращаются во­круг Земли по разным сложным путям. Астрономия должна была помочь вычислить сроки наступ­ления церковных праздников. Занимаясь музыкой, ученики пели в церковном хоре. Обучение нередко растягивалось на 12-13 лет.

    С XI в. число церковных школ росло. Немного позднее стремительное развитие городов приводит к появлению светских городских частных и муни­ципальных (т. е. находящихся в ведении городского совета) школ. Влияние церкви было в них не так сильно. На первый план выступали практические потребности. В Германии, например, первые бюр­герские школы, готовящие к занятиям ремеслом и торговлей, возникли: в Любеке в 1262 г., в Висмаре в 1279 г., в Гамбурге в 1281 г. (см. ст. «Бюргер», «Средневековый купец»). С XIV в. в некоторых школах преподавание ведётся на национальных языках.

    Растущим городам и крепнущим государствам требовалось всё больше образованных людей. Нуж­ны были судьи и чиновники, врачи и учителя. К образованию всё чаще приобщалась знать. По опи­санию английского средневекового поэта Чосера, дворянин XIV века

    Пришёл черёд образования высших школ - университетов. Они возникали либо на основе быв­ших кафедральных (епископальных) школ (так по­явился в XII в. Парижский университет, выросший из школы, существовавшей при соборе Парижской Богоматери), либо в городах, где жили прославлен­ные учителя, всегда окружённые способными уче­никами. Так из кружка последователей знамени­того знатока римского права Ирнерия развился Болонский университет, центр юридической науки.

    Занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать италь­янского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. На латыни общались студенты и между собой. Однако в быту «чужаки» вступали в общение с местными пекарями, пивоварами, хозя­евами трактиров и сдатчиками жилья. Последние не знали латыни и были не прочь обсчитать и об­мануть чужеземного школяра. Поскольку студенты не могли рассчитывать на помощь городского суда в многочисленных конфликтах с местными жите­лями, они вместе с преподавателями объединились в союз, который и назывался «университет» (по-латыни - община, корпорация). В Парижский университет входило около 7 тыс. преподавателей и студентов, а помимо них членами союза являлись книготорговцы, переписчики рукописей, изготови­тели пергамента, перьев, чернильного порошка, ап­текари и т. д. В долгой борьбе с городскими влас­тями, шедшей с переменным успехом (иногда пре­подаватели и школяры бросали ненавистный город и переселялись в другое место), университеты до­бились самоуправления: они имели выборных ру­ководителей и собственный суд. Парижскому университету независимость от светских властей была дарована в 1200 г. гра­мотой короля Филиппа II Августа.

    Нелёгкой была жизнь школяров - выходцев из бедных семей. Вот как описывает её Чосер:

    Прервав над логикой усердный труд,

    Студент оксфордский с нами рядом плёлся.

    Едва ль беднее нищий бы нашёлся...

    Выносить Нужду и голод приучился стойко,

    Полено клал он в изголовье койки.

    Ему милее двадцать книг иметь,

    Чем платье дорогое, лютню, снедь...

    Но студенты не унывали. Они умели радоваться жизни, своей молодости, веселиться от души. Осо­бенно это касается вагантов - бродячих школяров, переходящих из города в город в поисках знающих преподавателей или возможности подзаработать. Часто им не хотелось утруждать себя учёбой, с удо­вольствием распевали ваганты на своих пирушках:

    Бросим все премудрости, Побоку учение!

    Наслаждаться в юности - Наше назначение.

    Преподаватели университетов создавали объеди­нения по предметам - факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избира­ли ректора - руководителя университета. Средне­вековая высшая школа имела обычно три факуль­тета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала 5-6 лет, то будущего филосо­фа-богослова - целых 15. Но прежде чем поступить на один из трёх основных факультетов, студент дол­жен был закончить подготовительный - артисти­ческий факультет (на нём изучали уже упомянутые «семь свободных искусств»; «артис» по-латыни - «искусство»). На занятиях студенты слушали и за­писывали лекции (по-латыни - «чтение») профес­соров и магистров. Учёность преподавателя прояв­лялась в его умении разъяснить прочитанное, свя­зать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. По­мимо лекций проводились диспуты - споры по за­ранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.

    В XIV-XV вв. появляются так на­зываемые коллегии (отсюда - коллед­жи). Сначала так называли общежития студентов. Со временем в них также стали прово­диться лекции и диспуты. Коллегия, которую осно­вал Робер де Сорбон, духовник французского ко­роля, - Сорбонна - постепенно разрослась и дала своё название всему Парижскому университету. Последний был самой крупной высшей школой

    средневековья. В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия - уже 79. Наиболее громкой славой пользовались Па­рижский, Болонский, Кембриджский, Оксфорд­ский, Пражский, Краковский. Многие из них су­ществуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.