» » Общая характеристика источников средних веков их изучения. Основные источники по истории средних веков

Общая характеристика источников средних веков их изучения. Основные источники по истории средних веков

История феодального общества Западной Европы отражена в многочисленных источниках, преимущественно письменных. Для изучения начальной стадии феодализма важны археологические памятники, а также памятники архитектуры, искусства, монеты и пр., дающие ценные сведения по истории средневекового сельского хозяйства, ремесла, строительства, денежного обращения и т. п.

Средневековые письменные источники распадаются на несколько видов: документальные материалы (публичные акты, частные акты, документы хозяйственного характера, административные, финансовые, военные и т. п. документы государственной власти), юридические памятники («правды», т. е. записи обычного права германских и других народов, кодексы гражданского, уголовного и церковного права, отдельные законы и указы, городские хартии, судебные протоколы, юридические трактаты), повествовательные источники (анналы, т. е. летописи, хроники, биографии, жития святых, переписка неофициального характера, публицистика), фольклор, литературные произведения и пр.

Документальные и юридические источники, как правило, дают обильный материал по истории хозяйства, социальных и правовых отношений. Повествовательные источники содержат преимущественно данные для политической истории.

Из всех типов источников документальный материал обладает наибольшей достоверностью. В повествовательных источниках в большей степени, нежели в документах и правовых памятниках, события отра­жены сквозь призму сознания их авторов. Поэтому источникам этого типа присуща субъективность восприятия, иногда сознательное умолчание о тех или иных фактах или даже намеренное их искажение.

Образование на территории Западной Римской империи варварских государств и складывание феодального строя потребовали письменного Оформления обычаев, действовавших у германских народов, и принятия законов, регулировавших их отношения с покоренным населением. Поэтому уже в V в. у германских народов, поселившихся на территории бывшей империи, возникли писаные законы; для начальной стадии становления феодализма они являются единственными письменными источниками, отражающими социально-экономические отно­шения. Будучи по своему назначению судебниками, т. е. перечнем штрафов и других наказаний за различные преступления и проступки, эти записи обычного права дают богатый и чрезвычайно ценный материал для исследования уровня производительных сил, форм собственности, начинающейся социальной дифференциации, пережитков общинно-родового строя, форм судебного процесса и т. д. в период зарождения феодального строя.

Такие же писаные законы возникли затем у германских и кельтских народов Северной и Центральной Европы, не знавших рабовладельческого строя и римского владычества. Процесс разложения общинно-родового строя и складывания феодализма проходил у некоторых из этих народов медленнее, поэтому запись законов была осуществлена позже - в VIII-IX вв., а у скандинавских народов еще позднее - в XII-XIII вв.


На русском языке большинство этих правовых памятников называют «правдами» по аналогии с названием «Русской правды». Их обычное латинское наименование (большая часть написана на латыни) - lex (т. е. закон) в добавлением названия племени или народа (например, lex saxsonum, lex frisionum). Собирательно их называют обычно «Варварские правды» («Leges barbarorum»). Они представляют собой запись уже существовавших правовых норм, постепенно выработавшихся в процессе развития общества (так называемое обычное право). Однако даже в самых ранних редакциях «правд» нормы обычного права при их фиксации подвергались некоторым изменениям под воздействием королевской власти. С течением времени «правды» изменялись и дополнялись в соответствии с развитием феодального строя; на этой стадии народ уже не принимал участия в законодательстве. Крепнувшая государственная власть издавала законы, изменявшие отдельные положения «правд».

Текст «правд» обычно очень сложен по своему составу вследствие позднейших наслоений, вставок, многочисленных редакций (т. е. вариантов). До нас дошли Вестготская, Бургундская, Салическая, Рипуарская, Алеманнская, Баварская, Саксонская, Фризская, Тюрингская и англосаксонские «правды». Запись обычного права лангобардов называется «Эдикт Ротари». Особого внимания заслуживает «Салическая правда» (закон салических франков), в своей старейшей редакции начала VI в. наиболее близкая к древнегерманским обычаям. Важнейшим источником для изучения аграрного строя Византии VIII в. является «Земледельческий закон», представляющий собой свод византийско-славянского обычного права, по ряду своих черт напоминающий «правды» германских народов.

До нас дошла лишь малая часть реально существовавших документальных материалов раннего средневековья. Кроме того, сама общественная жизнь того времени ограничивалась сравнительно узкой областью отношений, требовавших официального закрепления в документах. Постановления королевского суда (местные суды еще не фиксировали свои решения), акты дарений, купли-продажи и обмена земли, завещания, акты, закреплявшие отношения зависимости, - основные типы раннефеодальных грамот. Наряду с ними существовали еще сборники формул, т. е. образцов типичных грамот, по которым писались реальные документы различного содержания, дающие представление о всех типах совершавшихся сделок, но в абстрактной форме, без упоминания имен, дат, конкретных описаний земель и т. п. VIII-IX вв. в монастырях возникают полиптики, т. е. описи поместий (например, составленный в начале IX в. подробный полиптик Ирминона, аббата Сен-Жерменского монастыря под Парижем), и картулярии, т. е. сборники грамот и других документов, обычно в копиях. В это же время появляются инструкции по управлению крупными поместьями. К последним относится, например, «Капитулярий о поместьях» («Capitulare do villis») Карла Великого, составленный около 800 г. Полиптики, картулярии, инструкции дают представление об организации крупного феодального землевладения, формах эксплуатации зависимого населения, основных типах зависимости крестьян.

В империи Карла Великого появляется обширное и разнообразное королевское законодательство - капитулярии (названные так потому, что текст разделяется на капитулы, т. е. главы). В Византии издание императорских указов не прерывалось со времени поздней Римской империи.

Источниками по политической и отчасти социальной истории раннего средневековья являются анналы и «истории» отдельных народов. Анналами (лат. - annales от annus - год) назывались в Западной Европе летописи. Унаследованные от Рима, они появились в монастырях с VI в. и имели форму кратких заметок на пасхальных таблицах, в которых на несколько лет вперед были указаны дни празднования подвижного церковного праздника пасхи. Первые записи появились вначале против отдельных лет, при этом далеко не каждый год отмечался каким-нибудь событием; затем записи стали более частыми, а с конца VII в. - ежегодными. К VIII-IX вв. относятся анналы более широкого территориального охвата, составлявшиеся при королевских дворах: «Королевские анналы» при дворе Карла Великого, «Англосаксонская хроника» при дворе короля Альфреда в Англии.

Наряду с анналами в странах Западной Европы с VI в. появились «истории» отдельных германских племен, расселившихся в провинциях бывшей Римской империи. В них содержатся предания о предках, о переселениях, о первых герцогах и королях, народные песни, саги, а также гораздо более подробные, чем в анналах, известия о первых веках истории отдельных германских народов: «О происхождении и деяниях готов» Иордана, «История готов» Исидора Севильского, «История франков» Григория Турского, «История лангобардов» Павла Дьякона, «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного и т. д. Ценные сведения по политической истории содержат также появившиеся с IX в. биографии государей, епископов и других крупных феодалов, среди которых широкую известность получила «Жизнь Карла Великого» Эйнгарда.

Особую ценность имеют повествовательные источники этого периода в Византии. Авторы византийских исторических сочинений - высшие сановники или монахи - широко используют античные историографические традиции и, обладая более широким политическим кругозором, чем историки Запада, дают в своих трудах историю не только Византии, но и соседних с ней народов. Наибольшую известность получили труды историка VI в. Прокопия Кесарийского, посвященные событиям правления императора Юстиниана. Позднее в X в. развитие производительных сил нашло отражение в византийском трактате «Геопоника», где собрано много данных по сельскому хозяйству. К X в. относится и важный источник по истории византийского города - «Книга Эпарха» - собрание правительственных распоряжений, регулировавших организацию ремесла и торговли в Константино­поле. Книга дает ценные сведения о хозяйственной жизни и цеховом строе византийской столицы.

Важный исторический источник раннего средневековья представляют собой жития святых. В них, несмотря на обилие легендарного материала, сохранились многие черты народной жизни и ценные сведения по истории церкви, о росте ее землевладения, о быте, нравах, идеологии, чаяниях и верованиях народных масс.

Для изучения истории культуры раннего средневековья первостепенное значение имеют памятники народной поэзии: ирландские, исландские, скандинавские саги и англосаксонский эпос. Древний эпос других германских народов дошел до нас, как правило, в позднейших переработках, но и они содержат много интересных данных.

На территории бывшей Западной Римской империи правовые и повествовательные источники раннего средневековья писались по латыни. Но, как правило, это был не литературный латинский язык, а народные провинциальные диалекты, усвоенные германскими народами. В Англии, Ирландии и Исландии законы и некоторые исторические труды писались на народном языке, так как латинский язык был чужд кельтам и англосаксам и оставался в этот период в значительной степени языком церкви. В империи Карла Великого язык анналов и особенно исторических произведений был ближе к литературному латинскому языку, понятному лишь духовенству и отчасти знати, но для народа он становился все менее понятным, так как народные языки все более отходили от латыни. Византийские источники, документальные и повествовательные, были написаны на греческом языке, которым пользовалось большинство населения.

Период развитого феодализма характеризуется значительным прогрессом в жизни народов Европы. Появились города, начали складываться национальные государства, зарождалась национальная культура. Все это способствовало количественному росту источников, их многообразию и появлению новых видов.

Рост производительных сил в XI-XV вв. прослеживается уже не только по археологическим данным и по косвенным свидетельствам документов и анналов. В XIII в. в Западной Европе был составлен ряд сельскохозяйственных трактатов; от XIV-XV вв. до нас дошли трактаты по торговому делу, по сукноделию. Очень ценными источниками по истории городского ремесла являются цеховые статуты. На миниатюрах рукописей, на барельефах и витражах соборов и ратушей, на коврах сохранилось много изображений сцен ремесленного и сельскохозяйственного труда: косьбы, жатвы, молотьбы, приготовления вина и масла, ткачества, строительства.

Картина феодальных производственных отношений отражена в разнообразных документах. Грамоты, описи поместий, списки крестьянских повинностей являются основными документами для аграрной истории XI-XII вв. К сожалению, основная масса этих документов дошла до нас не в подлинниках, а в копиях или в виде резюме, вписанных в картулярии.

В связи с развитием товарно-денежных отношений в XIII-XV вв. появились новые виды документов: акты, оформлявшие различные земельные сделки (куплю-продажу, залог и аренду земли, залог и продажу земельной ренты и т. п.), установление фиксированных крестьянских повинностей, выкуп крестьян из крепостного состояния и т. п. Большая часть этих документов также сохранилась в копиях - в форме нотариальных минут (т. е. кратких записей о содержании сделки) или же в составе городских и сеньориальных регистров. Важный материал по аграрной и социальной истории Англии XI-XIII вв. дают земельные переписи - результаты правительственных расследований. Наибольший интерес среди них представляют «Книга Страшного суда», составленная в Англии в 1086 г. и являющаяся переписью почти всех землевладений, населенных пунктов, включая города, и населения страны, а также. «Сотенные свитки» 1279 г. - сплошная опись земельных владений некоторых графств Центральной Англии. Для Германии характерно появление в XIII в. «Марковых уставов«, т. е. записей обычного права, в которых фиксировались общинные распорядки, а иногда также повинности крестьян в пользу феодалов.

В странах, где и при развитии товарно-денежных отношений феодалы продолжали в значительных масштабах вести барское хозяйство, большое значение приобрели в XIII в. описи поместий (экстенты в. Англии, урбарии в Германии и других странах), отчеты управляющих, счета, инструкции и т. д. Эти источники дают порой возможность даже производить более или менее точные статистические подсчеты.

Развитие городов вызвало к жизни городские хартии и статуты, регулировавшие внутригородскую организацию и отношения городов с сеньорами. В XIII в. впервые стали записываться уставы, определявшие внутреннее устройство цехов. Среди источников такого рода выделяется составленная в Париже около 1268 г. «Книга ремесел» - свод 100 цеховых статутов. Начиная с XIV в. в городах появляется большое число актов, оформлявших дарения, куплю-продажу, завещания, брачные контракты, закладные и долговые обязательства, кредитные документы и т. п. В тех странах, где еще в XIV-XV вв. появились зачатки капиталистических отношений, например в Италии, в крупных компаниях уже ведутся торговые книги.

Для периода XIII-XV вв. характерны записи феодального обычного права («Зерцала» в Германии, «Кутюмы» во Франции, «Фуэрос» в Испании, «Иерусалимские ассизы» в государстве крестоносцев и т. д.), что отразило перемены, происходившие в социально-экономическом развитии тех или иных стран. В этих документах, составленных, как правило, судьями, оформлялось право, действовавшее в пределах более или менее крупных областей и регулировавшее отношения феодальной собственности на землю, судопроизводство, взаимоотношения отдельных сословий, вассальные связи и имущественные отношения внутри класса феодалов, а также оброчные денежные отношения между крестьянами и земельными собственниками. В Византии вследствие сохранения централизованного государства и законодательства, а также в силу длительного господства римского права юри­дические сборники представляли собой руководства для юристов в форме изложения отдельных судебных случаев (сборник «Пира» XI в. и др.).

В XIII-XV вв. в городах оформилось свое собственное городское право, построенное в значительной степени на нормах римского права.

В государствах с крепнувшей центральной властью в это же время развивалось королевское законодательство (ордонансы - во Франции, статуты и ордонансы - в Англии), внесшее известное единообразие в сферу судопроизводства и обеспечившее нормальные условия для развития торговли и промышленности. Для Византии характерно непрерывное развитие императорского законодательства. Особо следует отметить появление в середине XIV в. в Англии, Франции, Испании, Италии, Нидерландах так называемого рабочего законодательства, устанавливавшего рабочий день и фиксировавшего заработную плату появившихся в то время наемных рабочих.

Все эти правовые памятники, а также протоколы (регистры) судебных учреждений начиная с XIII в. становятся вместе с документами хозяйственного, финансового и административного характера важнейшими источниками по истории имущественных и социальных отношений. Они обрисовывают также управление, суд, полицию и финансы феодального государства.

Важнейшими источниками для политической истории X-XV вв. являются анналы и хроники. В феодально раздробленной Европе X-XII вв. анналы велись в отдельных, довольно многочисленных центрах летописания - монастырях и других церковных учреждениях. Одновременно появляются хроники, в которых в отличие от анналов дается связное и порой очень подробное изложение событий в хронологической последовательности, но с отступлениями, вставками, сопоставлениями и т. п. Анналы носят безличный характер. В хрониках же отчетливо проявляются личность автора, его интересы, симпатии, литературный стиль; это уже авторские произведения. Хроники X - XII вв., особенно XIII в., по кругу своих интересов и по своим политическим тенденциям шире анналов. Крестовые походы, рост городов и их политической роли, расширение экономических, политических и культурных связей - все эти новые явления нашли отражение в хрониках.

В XIII в. (а во Франции и в Италии с XII в.) с ростом городов появляются городские анналы, которые с самого начала имели иной, светский характер и другие политические задачи. Для них характерны антифеодальные тенденции, выработавшиеся в длительной борьбе городов с сеньорами, ясное изложение, деловой подход ко всем вопросам. Очень быстро городские анналы превратились в связные и подробные городские хроники, составлявшиеся преимущественно городскими должностными лицами. Эти хроники, особенно многочисленные в Италии и Германии, представляют собой важнейший источник для истории городов и один из главных источников для политической истории этого периода.

В Англии, Франции, Испании и в других странах появились своды «королевских хроник» (например, «Большие французские хроники», «Сент-Олбанские хроники» в Англии), в которых под пером сменявших друг друга хорошо осведомленных авторов создавалась история страны, последовательно освещенная с прогрессивной для того времени точки зрения интересов центральной власти. Эти хроники, отразившие начальный этап становления централизованных государств, получили в XIV-XV вв. дальнейшее развитие и широкое распространение, что привело к созданию в XV в. во многих странах исторических произведений национального масштаба.

В отличие от более раннего периода авторами хроник XIII в. были не только монахи, но и светские люди, главным образом рыцари и крупные феодалы, писавшие уже на национальных языках и предназначавшие свои произведения для более широких кругов читателей и слушателей, чем монахи - авторы латинских хроник.

В XIV-XV вв. хроники писались, как правило, королевскими советниками, рыцарями, горожанами или городскими духовными лицами, близкими к горожанам по своим политическим интересам. В центре их внимания стоят длительные войны уже не местного, а европейского масштаба, способствовавшие более отчетливому проявлению национальных интересов и симпатий. За немногими исключениями повествования хронистов о многочисленных народных восстаниях этого времени резко враждебны народу, а факты нередко искажены. На со­держании и стиле хроник отразились изменившиеся запросы читателей, круг которых постоянно расширялся. Это способствовало росту количества хроник. Но значение их как исторических источников постепенно уменьшается отчасти потому, что с середины XIV в. увеличивается количество документального материала, который становится основным источником для воссоздания политической истории; отчасти в силу того, что хроники XIV-XV вв., за исключением городских или составлявшихся королевскими советниками, утратили важнейшее качество источника по политической истории - достоверность сообщаемых сведений. Усложнение социальной и политической жизни и начавшееся в это время засекречивание некоторых сторон деятельности государства затрудняло своевременное получение большинством хронистов необходимой информации. Хроники этого периода в массе своей сохраняют большое значение главным образом как источники для истории общественного мнения, идеологии, культуры и быта, а также для истории языка и литературы той эпохи. Наиболее характерна в этом отношении французская хроника XIV в., принадлежавшая перу «певца рыцарства» Фруассара.

Иной характер имели хроники в Византии. Историографическая традиция там не прерывалась. По-прежнему авторами были близкие к правительству крупные сановники, подражавшие стилю античных историков, или монахи, писавшие на разговорном языке. Гибель почти всего византийского документального материала делает повествовательные памятники основными источниками по политической истории Византии XI-XV вв.

Начиная с XIV в. во всех странах быстро увеличивается число документов, связанных с государственным управлением, дипломатией и т. д., - регистры, счета, отчеты, инструкции, ранее немногочисленные. Теперь эти документы лучше хранятся и регистрируются; сама жизнь вызывает появление все новых и новых документов - протоколов заседаний центральных и местных органов управления, повседневной деловой переписки, многочисленных писем и инструкций руководящих лиц, крупных общественных деятелей и т. д. Ценность этих источников для истории Западной Европы очень велика; это самые надежные исторические источники. Они непосредственно и точно отражают действительность, фиксируют все перемены в политике правительства и вскрывают ее тайные пружины, детально освещают деятельность многих крупных политических и общественных деятелей, надежны в отношении дат, имен и вообще фактического материала. В документальных источниках (главным образом, в судебных протоколах, городских регистрах и т. д.) содержится много ценных сведений по истории классовой борьбы XIV-XV вв.

Особое место занимают источники по истории католической церкви и папства. Главные из них - папские грамоты («апостолические грамоты», с XIV в. обычно называвшиеся буллами (буллой называлась свинцовая печать, подвешенная на шнурке к папской грамоте; это название затем было перенесено и на саму грамоту), и малые грамоты - бреве, издававшиеся по поводу различных конкретных событий) ; они отражают политику папства в странах Западной Европы. Акты церковных соборов раскрывают католическое вероучение и освещают жизнь церковных учреждений. Церковь и духовенство жили по особому церковному (каноническому) праву, которое в начале XIII в. было сведено в единый кодекс. По истории ересей основными источниками являются богословские трактаты и протоколы инквизиционных судов.

Фонд источников по истории культуры XI-XV вв. чрезвычайно велик и многообразен. Тут и народные песни, баллады, сказки, и городской театр с его мистериями (представлениями на евангельские темы) и фарсами, и богатая рыцарская литература: рыцарские поэтические и прозаические романы, любовная лирика, обработка древних эпических сказаний. Источниками по истории научных знаний в средние века могут служить появившиеся в XII в. философские, медицинские, филологические и другие трактаты. Большой материал по исто­рии средневековой культуры дают архитектурные памятники, а также памятники изобразительного искусства, представленные главным образом миниатюрами в многочисленных рукописях, витражами и скульптурой в соборах.

Классификация исторических источников.

Слабосинтезный путь развития феодальных отношений.

Безсинтезный путь развития феодальных отношений.

Синтезный путь развития феодальных отношений.

Наиболее активно феодальный синтез протекал там, где античное и варварское начала были достаточно уравновешены. Классическим примером такого варианта развития являются северо-восточная Галия, где феодализм утвердился рано (уже в 8-9 в.в.) и был относительно слабо отягощен дофеодальными пережитками в виде различных модификаций первобытнообщинного и рабовладельческого уклонов и их надстроенных проявлений. Степень активности феодального синтеза в том или ином регионе зависела от многих факторов:

1.Численное соотношение варваров и римлян, оказавшихся на одной территории (в сев.-вост. Галии соотношение 1:10). Наиболее успешно феодализм развивался именно здесь. Влияние германцев как господствовавшего этноса было намного больше их доли в населении.

2.Сам характер расселения варваров на территории империи (территории варваров, которые соприкасались с владениями римлян способствовали хозяйственному взаимодействованию и появлению общих дел и интересов).

3.Сравнительный культурный уровень пришедшего и местного населения. Провинции были освоены римлянами далеко не равномерно. Скорость процесса еще зависела от религиозных и правовых факторов. Природно-географические и внешнеполитические условия – тоже оказывали заметное влияние (почвы, ландшафт).


Пример Византии. Поселение варваров на территории империи создало лишь предпосылки феодального синтеза (автоматически качественного скачка не произошло). Для того, чтобы произошло взаимодействие двух систем (позднеантичного и варварского обществ) потребовалось минимум полтора-два столетия. В первые же десятилетия феодализация проходила у каждого из двух народов по своему продолжая прежнюю линию развития, но уже в принципиально новых условиях. В начале эволюция к феодализму проявилась больше в римском обществе (с 4 в.) резкое ослабление государственного вмешательства привело к росту частной власти, продолжается трансформация социально-экономической структуры и права классической древности, изменяется статус раба (уже как обладатель имущества). Римское поместье превращается в феодальную вотчину. Еще больше испытывают влияние новой среды варвары – они знакомятся с римской агротехникой и организацией римских поместий, римским правом. Германская знать подражает римской.


Применительно к средневековью целесообразно выделить пять типов источников, различающихся по формам фиксирования социальной информации:


1) природно-географические, т. е. поддающиеся непосредственному изучению данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и других компонентах окружающей среды, как подвергшихся воздействию человеческой деятельности, так и просто видных для понимания ее конкретно-географической специфики;

2) этнографические, представленные дожившими до наших дней старинными технологиями, обычаями, стереотипами мышления, обликом жилищ, костюмом, кухней, а также фольклором и древ­ними пластами современных живых языков;

3) вещественные, к которым относятся добытые археологией или как-то иначе уцелевшие материальные реликты прошлого: постройки, орудия труда, средства транспорта, домашняя утварь, оружие и т. д.;

4) художественно-изобразителъные, отразившие свою эпоху в художественных образах, запечатленных в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства;

5) письменные , каковымисчитаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.

В принципе лишь сочетание данных всех типов источников позволяет составить всестороннее представление о средневековом обществе. Однако в практической работе медиевиста они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при исследовании раннего средневековья. Фольклорные, этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего средневековья, так как за редкими исключениями при передаче информации по памяти более или менее точно сохраняются реалии и представления лишь сравнительно недавнего времени. Главными же для всех периодов средневековья и для всех аспектов его истории являются источники письменные, причем с течением времени, в связи с распространением грамотности и улучшением условий хранения рукописей, их коли­чество, разнообразие и информативность возрастают.

Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса:

· нарративные (повествовательные), описывающие реальную или иллюзорную действительность во всем богатстве ее проявлений и в относительно свободной форме;

· документальные фиксирующие отдельные моменты преимущественно социаль­но-экономической, социально-юридической и социально-политической жизни посредством специальной, во многом формализованной лексики;

· законодательные которые, будучи также юриди­ческими по форме, отличаются от документальных тем, что отра­жают не только существующую правовую практику, но и преобразующую волю законодателя, желающего эту практику изменить, а главное - попыткой упорядочить об­щественные отношения, систематизировать социальные градации и ситуации.

Постепенно, особенно в эпоху Возрождения, в рамках нарративных, а отчасти и законодательных источников конституи­руется особый класс научной литературы, где описание явлений уступает место раскрытию их сущности при помощи теоретического анализа.

Несколько раньше от нарративных памятников отделилась художественная литература, отображающая действительность путем обобщения различных явлений в художественных образах.

Названные классы письменных источников распадаются на виды. Так, среди нарративных источников выделяют исторические повествования, специально освещающие ход политических событий; разнообразные агиографические сочине­ния, рассказывающие о подвижничестве и чудесах святых; па­мятники эпистолярного творчества; проповеди и всевозможные наставления; до определенного времени также научная и художественная литература. В свою очередь они могут быть поделены намногочисленные разновидности. Например, среди исторических со­чинений средневековья различают анналы, хроники, биографии, генеалогии и так называемые истории, т.е. посвященные какому-либо конкретному событию или отрезку времени «монографии». Хроники делят по различным признакам на всемирные и местные, прозаические и стихотворные, церковные и светские, расчленяя последние на сеньориальные, городские и т. д.


Раннее средневековье характеризуется переходом от античности и варварства к феодализму (отразилось в источниках 5-11 в.в.). Это эпоха господства натурально хозяйства, слабых торговых и иных связей между странами и областями, весьма примитивной государственности, низкой граммотности. В раннем средневековье большинство населения зап. и южн. Европы жило по старым римским законам, постепенно просыпаясь к новому времени. В 6 в. по распоряжению византийского императора Юстиниана I эти законы были кодифицированы (Кодекс Юстиниана). Новые законы (новеллы) самого Юстиниана, высказывания наиболее известных юристов античности, краткий специальный учебник права (Институции). Все вместе они получили название в 12 в. Свод гражданского права, тогда же оформился и Свод канонического права – в нем важнейшие акты церковного законодательства. Свод гражданского права – основа византийского законодательства, является ценным источником раннего средневековья. На западе Свод Юстиниана был почти неизвестен до 11-12 в.в. Германские, кельтские и славянские народы сохраняли свои древние обычаи, фиксировали их на письме. Документальные источники – грамоты, акты. Грамоты составлялись по определенному образцу. Были документы по делопроизводству, инвентарные описи церковных поместий. Среди историографических сочинений на первом месте находятся истории – «История войн Юстиниана», «История франков»). Публицистика еще не выделилась, она содержалась в посланиях и трактатах «Об управлении империей». Народная литература связана с фольклором – песни, героические сказания.

4.Источники по истории средних веков (V - XV вв).

Законодательные и документальные источники по истории средних веков.
Законодательные В раннее средневековье большинство населения Западной и Южной Европы жило по старым римским законам, постепенно приспособляемым к меняющейся действительности. В VI в. по распоряжению византийского императора Юстиниана I они были кодифицированы. Все они составили обширный свод, получивший позднее, в XII в., название «Свод гражданского права». Тогда же, в XII в., оформился «Свод канонического права». Они являлись ценными источниками по истории VI в. На Западе Свод Юстиниана почти не был известен до XI — XII вв., Западноевропейские юристы пользовались более ранним сводом римских законов — Кодексом императора Феодосия II (438 г). Известны многочисл. письм законы, записанные с конца V в. по начало IX в. правды (бургундская, Вестготская, Салическая, Саксонская и т.д.). Из добавлений и поправок к правдам постепенно выросло королевское законодательство: Капитулярии франкских королей, обретшие свою классическую форму на рубеже VIII - IX вв.

Документальные источники распределяются по регионам очень неравномерно. От VIII в. до нас дошли сотни документов, из Италии, прирейнской и придунайской Германии и Северо-Восточной Франции, от IX — X вв. — также из других районов Франции, из Испании и Англии. В XI в. количество западноевропейских документов измеряется уже многими тысячами. Практически все документы этого времени написаны на латыни. Документы делопроизводства раннего средневековья фиксировали постановления королевских, реже — княжеских судов, личные распоряжения и пожалования монархов, акты дарений, купли-продажи, обмена земли, оформляли завещания. Грамоты составлялись по определенным образцам, они назывались формулами. И меются документы инвентарные (полиптики), представленные описями церковных поместий. Дипломатика различает акты публичные и частные. К числу первых относятся грамоты и дипломы императоров, королей, феодалов. К частным актам относят документы, составленные нотариями.

Источники по истории XI — XV вв. Важными источниками по истории хозяйства являются земельные описи и кадастры. К ним относятся, например, английская «Книга Страшного суда» (1086) — материалы всеобщей поземельной переписи Анг. королевства.. Большим разнообразием отличаются юридические источники периода развитого феодализма. – городские хартии и статуты. В XIII — XV вв. составляются записи феодального обычного права, действовавшего в отдельных областях или провинциях Западной Европы. К ним относятся французские кутюмы, немецкие «зерцала», испанские фуэрос («Кутюмы Бовези», «Саксонское зерцало»). В государствах Европы развивалось и королевское (императорское) законодательство: ордонансы во Франции и Англии, привилегии , патенты и мандаты в Священной Римской империи. Византийское право в это время по-прежнему основывалось на нормах Юстинианова права. Императорские законы в Византии назывались новеллами . В XI - XV вв. они чаще всего издавались в виде жалованных грамот. Новые виды источников появляются в период становления сословной монархии. Это парламентские акты и статуты в Англии, протоколы заседаний штатов во Франции, акты германских имперских собраний и т.д. Встречались трактаты . Они охватывают почти все сферы науки и общественной практики («Сумме теологии» Фомы Аквинского XIII в,)

Нарративные (повествовательные) источники по истории средних веков.

Нарративные источники разнообразны и многочисленны. До нас дошли, далеко не все сочинения, созданные в ту эпоху. Дороговизна пергамена также мешала сохранности раннесредневековых сочинений, поскольку нередко старый текст соскабливали, чтобы освободить место для нового (палимпсесты). Среди историографических сочинений раннего средневековья на первое место следует поставить «истории» — крупные произведения, посвященные серии значительных политических событий. «История войн Юстиниана» византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.). «История франков» Григория Турского (VI в.), «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (VIII в.). Наряду с историями и хрониками средневековая историография представлена также биографиями (например, «Жизнь Карла Великого» Эйнгарда, начало IX в.) и анналами — погодными записями наиболее важных событий. Анналы являются краткими, сухими, внешне беспристрастными перечнями малосвязанных между собой основных вех политической и церковной жизни. Важным источником являются агиографические сочинения: жития реальных и вымышленных людей, причисленных церковью к лику святых, Создание большинства из них приходится на период христианизации. Среди нарративных источников XI — XV вв. наиболее важны исторические сочинения — анналы, хроники и истории. Большое число хроник связано с историей крестовых походов. Среди них «Деяния франков и прочих иерусалимцев», написанные простым и не слишком образованным рыцарем, участником Первого крестового похода. «Взятие Константинополя» маршала Шампани Жоффруа Виллардуэна, и описание того же события амьенским рыцарем Робером де Клари. С XIII в. создаются сводные хроники, относящиеся к истории страны в целом. Немалую ценность представляет и средневековое эпистолярное наследие, насчитывающее сотни тысяч писем, различных по типу и содержанию.

Весьма многообразны и литературные памятники периода развитого феодализма – от рыцарского романа и поэзии трубадуров и вагантов до народных песен и баллад.

Публицистика в рассматриваемую эпоху еще не выделилась в самостоятельный жанр и была как бы растворена в историографии, а также в посланиях (ценных как источник и по другим аспектам истории, от экономики до философии) и особенно в трактатах, имевших часто открыто дидактический характер. Таковы, например, трактат «О дворцовом и государственном управлении», написанный реймсским архиепископом Гинкмаром для короля Карла Простоватого (конец IX в.), и трактат «Об управлении империей», адресованный византийским императором Константином VII Багрянородным своему сыну Роману (середина X в.). Подобные наставления интересны не только как памятники общественной мысли; они содержат важные сведения о государственном строе, внешней политике, соседних народах, взаимоотношениях внутри господствующего класса и т.д.

Принципиально иной облик свойствен народной литературе раннего средневековья, тесно связанной с фольклором и представленной по преимуществу героическими песнями и сказаниями, создававшимися уже на народных языках. Таковы немецкая «Песнь о Хильдебранде» и английский «Беовульф», дошедшие в списках IX — X вв., германский эпический памятник «Песнь о Нибелунгах», французская «Песнь о Роланде», исландские саги, уцелевшие в записях и обработке XI — XIII вв.

Наши знания о средневековом мире, о системе дорог и коммуникаций в значительной мере основываются на «Книгах путешествий», итинерариях (описаниях маршрутов путей), навигационных картах-портоланах. Наиболее известна «Книга» венецианского путешественника XIII в. Марко Поло, посетившего страны Юго-Восточной и Средней Азии, Китая.

Применительно к Средневековью целесообразно выделить пять типов источников, 1) природно-географические , т.е. данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и, 2) этнографические, старинными технологиями, обычаями, обликом жилищ, костюмом, кухней, стереотипами мышления, фольклором; 3) вещественные постройки, орудия труда, домашняя утварь, оружие и т.д.; 4) художественно-изобразительные памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства; 5) письменные , каковыми считаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма. Они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при изучении раннего Средневековья, относительно бедного текстами и произведениями искусства. Фольклорные и другие этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего Средневековья, Главными же являются источники письменные, Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса: 1) нарративные (повествовательные), 2) нормативные, отражающие не только существующую правовую практику, но и волю законодателя, местные обычаи, постановления церковных соборов, уставы монастырей, ремесленных цехов, университетов и т.д.; 3) документальные, фиксирующие отдельные моменты преимущественно социально-экономической, -юридической -политической жизни посредством специальной, во многом формализованной лексики. В рамках нарративных источников постепенно, складывается особый класс научной литературы, Несколько раньше от нарративных памятников обособляется художественная литература, отображающая действительность путем обобщения явлений в художественных образах. Названные классы письменных источников подразделяются на виды. Так, среди нарративных источников выделяют исторические повествования, агиографические сочинения, рассказывающие о подвижничестве и чудесах святых; памятники эпистолярного творчества; проповеди и всевозможные наставления; до определенного времени также научная литература, представленная всевозможными трактатами. В свою очередь они могут быть поделены на многочисленные разновидности. Например, среди исторических сочинений Средневековья различают анналы, хроники, биографии, генеалогии и так называемые истории, Хроники делят на всемирные и местные, прозаические и стихотворные, церковные и светские, последние - на королевские, городские, семейные и т.д.

Средневековые письменные источники по сравнению с источниками по истории античности или нового времени обладают определенными особенностями. В силу малого распространения и в целом низкого уровня грамотности в средние века к письму обращались сравнительно редко. Культура той эпохи, прежде всего раннего средневековья, была в значительной мере устно-ритуальной, так что информация в основном передавалась по памяти. Между живым разговорным языком и языком письменным существовал разрыв, сказавшийся на стиле, терминологии и характере использования изучаемых источников. Положение стало меняться только во второй период средневековья, когда появляется все больше текстов на народных языках. К XIV - XV вв. в большинстве стран Западной Европы они уже преобладают, однако в некоторых областях общественной жизни (дипломатия, церковь, наука) латынь сохраняет свои позиции вплоть до нового времени. Кроме того, в ряде стран латынь сосуществовала сразу с двумя народными языками - местным и чужеземным. Слабо описана Технология производства, урожайность с\х культур, имущественное расслоение, тип семьи, повседневная жизнь, мировосприятие народных масс и др. Искомые сведения присутствуют, как правило, в виде скрытой информации, уловить которую бывает трудно.

Законодательные В раннее средневековье большинство населения Западной и Южной Европы жило по старым римским законам, постепенно приспособляемым к меняющейся действительности. В VI в. по распоряжению византийского императора Юстиниана I они были кодифицированы. Все они составили обширный свод, получивший позднее, в XII в., назва­ние «Свод гражданского права». Тогда же, в XII в., оформился «Свод канонического права». Они являлись ценными источниками по истории VI в. На Западе Свод Юстиниана почти не был известен до XI- XII вв., Западноевропейские юристы пользовались более ранним сво­дом римских законов - Кодексом императора Феодосия II (438 г). Известны многочисл. письм законы, записанные с конца V в. по начало IX в. правды (бургундская, Вестготская, Салическая, Саксонская и т.д.). Из добавлений и поправок к правдам постепенно выросло королевское законодательство: Капитулярии франкских королей, обретшие свою классическую форму на рубеже VIII - IX вв.

Документальные источники распределяются по регионам очень неравномерно. От VIII в. до нас дошли сотни документов, из Италии, прирейнской и придунайской Германии и Северо-Восточной Франции, от IX-X вв. - также из других районов Франции, из Испании и Англии. В XI в. количество западноевропейских документов измеряется уже мно­гими тысячами. Практически все документы этого времени написаны на латыни. Документы делопроизводства раннего средневековья фиксировали постановления королевских, реже - княжеских судов, личные распоряжения и пожалования монархов, акты дарений, купли-продажи, обмена земли, оформляли завеща­ния. Грамоты составлялись по определенным образцам, они назы­вались формулами. И меются документы инвентарные (полиптики), представленные описями церковных поместий. Дипломатика различает акты публичные и частные. К числу первых относятся грамоты и дипломы императоров, королей, феодалов. К частным актам относят документы, составленные нотариями.

Источники по истории XI -XV вв. Важными источниками по истории хозяйства являются земель­ные описи и кадастры. К ним относятся, на­пример, английская «Книга Страшного суда» (1086) - материалы всеобщей поземельной переписи Анг. королевства.. Большим разнообразием отличаются юридические источники периода развитого феодализма. – городские хартии и статуты. В XIII-XV вв. составляются записи феодального обычного пра­ва, действовавшего в отдельных областях или провинциях Запад­ной Европы. К ним относятся французские кутюмы, немецкие «зерцала», испанские фуэрос («Кутюмы Бовези», «Саксонское зерцало»).В государствах Европы развивалось и королевское (императорское) законодательство: ордонансы во Фран­ции и Англии, привилегии , патенты и мандаты в Священной Рим­ской империи. Византийское право в это время по-прежнему ос­новывалось на нормах Юстинианова права. Императорские законы в Византии назывались новеллами . В XI-XV вв. они чаще всего издавались в виде жалованных грамот. Новые виды источников появляются в период становления со­словной монархии. Это парламентские акты и статуты в Анг­лии, протоколы заседаний шта­тов во Франции, акты германских имперских собраний и т.д. Встречались трактаты . Они охватывают почти все сферы науки и общественной практи­ки («Сумме теологии» Фомы Аквинского XIII в,).

Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья.

Общие сведения

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация - переход к Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 - начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.

Характеристика эпохи Средневековья

В данный период происходило формирование В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии - парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

Общественная структура

Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:

  • Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
  • Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
  • Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.

Государственное устройство

Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде "варварских королевств". На 2-м этапе государство и представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками - населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.

Второй период

После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории - поместья, а в идеологическом - у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.

Роль церкви

Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь - от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа - Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.

Влияние религии на развитие цивилизации

Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки - нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день.

Экономическое развитие

По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации.

Формирование нового восприятия

В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.

В заключение

Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину "феод" - пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:


Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, - все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.