» » Матрёнин двор анализ произведения. Крестьянская тема в рассказе александра солженицына матренин двор

Матрёнин двор анализ произведения. Крестьянская тема в рассказе александра солженицына матренин двор

» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына из­вестным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том чис­ле - «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР. А в 1970 г. Солженицын был удостоен Нобелевской премии.

Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит се­ло без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено. По этим же при­чинам год действия в рассказе с 1956-го был заменен автором на 1953-й. «Матренин двор», как замечал сам автор, «полностью автобио­графичен и достоверен». Во всех примечаниях к рассказу сообщается о прототипе героини - Матрёне Васильевне Захаровой из деревни Мильцово Курловского района Владимирской области. Рассказчик, как и сам автор, учительствует в рязанской деревне, живя у героини рассказа, да и само отчество рассказчика - Игнатич - созвучно с от­чеством А. Солженицына - Исаевич. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы.

Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солжени­цына отметил А. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, про­стая труженица. И однако ее душевный мир наделен такими качест­вами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твар­довскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть - на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».

Первое название рассказа «Не стоит без праведников» за­ключало в себе глубокий смысл: российское село держится на лю­дях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях доб­ра, труда, сочувствия, помощи. Так как праведником называют, во- первых, человека, живущего в соответствии с религиозными прави­лами; во-вторых, человека, ни в чем не погрешающего против пра­вил нравственности (правила, определяющие нравы, поведение, ду­ховные и душевные качества, необходимые человеку в обществе). Второе название - «Матренин двор» - несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от нее. Оза­главив рассказ «Матренин двор», Солженицын сосредоточил внима­ние читателей на удивительном мире русской женщины.

Род, жанр, творческий метод

Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обра­щался нечасто, для «художественного удовольствия»: «В малой фор­ме можно очень много поместить, и это для художника большое на­слаждение - работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встре­ча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя. В основе рассказа обычно - случай, раскрывающий характер главного героя.

По поводу рассказа «Матренин двор» в литературоведении име­ли место две точки зрения. Одна из них представляла рассказ Сол­женицына как явление «деревенской прозы». В.Астафьев, назвав «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики», считал, что наша «деревенская проза» вышла из этого рассказа. Несколько поз­же эта мысль получила развитие и в литературной критике.

Вместе с тем рассказ «Матренин двор» связывали со сформиро­вавшимся во второй половине 1950-х годов оригинальным жанром «монументального рассказа». Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова «Судьба человека».

В 19б0-е годы жанровые черты «монументального рассказа» уз­наются в «Матренином дворе» А. Солженицына», «Матери человече­ской» В. Закруткина, «При свете дня» Э. Казакевича. Главным отли­чием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. При­чем изображение простого человека дается в возвышенных тонах, а сам рассказ ориентирован на высокий жанр. Так, в рассказе «Судьба человека» просматриваются черты эпоса. А в «Матренином дворе» уклон сделан на жития святых. Перед нами житие Матрены Василь­евны Григорьевой, праведницы и великомученицы эпохи «сплош­ной коллективизации» и трагического эксперимента над целой страной. Матрена рисовалась автором как святая («Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки»).

Тематика

Темой рассказа является описание жизни патриархального рос­сийского села, где отражается, как процветающий эгоизм и хищ­ность обезображивают Россию и «рушат связи и смысл». Писатель поднимает в небольшом рассказе серьезные проблемы русской де­ревни начала 50-х гг. (ее жизнь, обычаи и нравы, взаимоотношение власти и человека-труженика). Автор неоднократно подчеркивает, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: «Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала болеть - из колхоза ее отпустили». Человек, по мнению автора, должен заниматься своим делом. Вот и Матрена смысл жизни находит в работе, ее сердит не­добросовестное отношение других к делу.

Идея

Поднятые проблемы в рассказе подчинены одной цели: рас­крыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир: растас­кивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные по­житки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумыва­ется, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы Матрени- ного двора (как личного мира героини) до масштабов человечества.

Основные герои

Главной героиней рассказа, как это и обозначено в названии, является Матрена Васильевна Григорьева. Матрена - одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она по­теряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чу­жих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни - дом:«... не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего...».

Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способ­ности сопереживать с другими радость и горе. Она бескорыстна: ис­кренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает. Все богатство Матрены составляют грязно-белая коза, хроменькая кошка да большие в кадках.

Матрена - сосредоточие лучших черт национального характе­ра: стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсутствие доса­ждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие. Четверть века проработала она в колхозе, но потому, что не на заво­де, - не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за кормильца. В итоге пенсии она так и не добилась. Жить приходилось чрезвычайно трудно. Она добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, по­могая выживать и тем, кто находился рядом.

Образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символиче­ский характер. Матрена у Солженицына - воплощение идеала рус­ской женщины. Как отмечается в критической литературе, облик ге­роини подобен иконе, а жизнь - житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.

Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не все­гда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Мат­рену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко - «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь. Нещадно пользовались все Матрениной добро­той и простодушием - и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, лю­бит ее и сын Фадцея, и ее воспитанница Кира.

Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу жестокого и алчного Фаддея, который стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.

Двор Матрены - один из ключевых образов рассказа. Описание двора, дома подробное, с массой деталей, лишено ярких красок Матрена живет «в запущи». Автору важно подчеркнуть неразрыв­ность дома и человека: разрушат дом - погибнет и его хозяйка. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матре­ны наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит их трех частей. В первой части речь идет о том, как судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Бывший заключен­ный, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком- нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в до­ме пожилой и познавшей жизнь Матрены. «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не проте­кала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрены и меня, жили в избе еще - кошка, мыши и тараканы». Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой.

Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодо­сти, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фаддей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа, Ефим, оставшийся после смерти один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вы­шла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия неожи­данно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала лю­бить. Тяжелая жизнь не ожесточила сердце Матрены. В заботах о хлебе насущном прошла она свой путь до конца. И даже смерть на­стигла женщину в трудовых заботах. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал до­жидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель.

В третьей части квартирант узнает о гибели хозяйки дома. Опи­сание похорон и поминок показали истинное отношение к Матрене близких ей людей. Когда родственники хоронят Матрену, они пла­чут скорее по обязанности, чем от души, и думают только об окон­чательном разделе Матрениного имущества. А Фаддей даже не при­ходит на поминки.

Художественные особенности

Художественный мир в рассказе выстраивается линейно - в со­ответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, чело­века, много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутряной России». Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным сви­детелем праведности. Во второй части героиня рассказывает о себе сама. Сочетание страниц лирического и эпического, сцепление эпи­зодов по принципу эмоционального контраста позволяет автору ме­нять ритмику повествования, его тональность. Таким путем идет ав­тор к воссозданию многослойной картины жизни. Уже первые страницы рассказа служат убедительным примером. Его открывает зачин, рассказывающий о трагедии на железнодорожном разъезде. Подробности этой трагедии мы узнаем в конце рассказа.

Солженицын в своем произведении не дает подробного, кон­кретного описания героини. Лишь одна портретная деталь посто­янно подчеркивается автором - «лучезарная», «добрая», «извиняю­щаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, под­боре «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Мат­рены». И далее - уже прямая авторская характеристика: «У тех лю­дей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокой­ное, больше живое, чем мертвое».

В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в ее речи. Выразительность, яркую индивиду­альность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лек­сики (приспею, кужоткому, летость, молонья). Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои слова: «Они начина­лись каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». «Матренин двор» минимально включает пейзаж, больше внимания он уделяет интерьеру, который появляется не сам по себе, а в ожив­ленном сплетении с «жителями» и со звуками - от шорохов мышей и тараканов до состояния фикусов и колченогой кошки. Каждая де­таль здесь характеризует не только крестьянский быт, Матренин двор, но и рассказчика. Голос рассказчика открывает в нем психо­лога, моралиста, даже поэта - в том, как наблюдает он за Матрёной, её соседями и родственниками, как оценивает их и её. Поэтическое чувство проявляется в эмоциях автора: «Только грехов у неё было меньше, чем у кошки...»; «Зато и вознаградила меня Матрёна...». Осо­бенно очевиден лирический пафос в самом финале рассказа, где даже синтаксический строй меняется, включая абзацы, переводя речь в белый стих:

«Все мы жили рядам с ней /и не поняли, / что есть она тот

самый праведник, / без которого, по пословице, / не стоит село.

/Ни город./Ни вся земля наша».

Писатель искал новое . Примером тому могут служить его убедительные статьи о языке в «Литературной газете», фантастиче­ская приверженность Далю (исследователи отмечают, что примерно 40% лексики в рассказе Солженицын заимствовал из словаря Даля), изобретательность в лексике. В рассказе «Матренин двор» Солжени­цын пришел к языку проповеди.

Значение произведения

«Есть такие прирожденные ангелы, - писал в статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын, как бы характеризуя и Матрену, - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи, скажем мы теперь словами самого писателя, произнесенными значительно позже. Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х гг. Пра­ведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое челове­ческое и в столь недоступных для этого условиях. Как писал Н.С.Лесков, праведность - это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага».

Рассказ называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». В отзывах о нем отмечалось, что он и среди рас­сказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цель­ностью поэтического воплощения, выдержанностью художествен­ного вкуса.

Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» - на все времена. Особенно он актуален сегодня, когда вопросы нравственных ценно­стей и жизненных приоритетов остро стоят в современном россий­ском обществе.

История создания

После окончательного освобождения из лагеря (1953 г.) и ссылки (1956 г.) А. И. Солженицын устроился в селе Мальцево Владимирской области. Писатель жил в доме М. В. Захаровой, ставшей прототипом художественного образа. Этому периоду своей жизни Солженицын и посвятил рассказ «Матренин двор».

Рассказ был написан во второй половине 1959 г. В конце 1961 г. Солженицын отдал «Матренин двор» в редакцию «Нового мира». А. Твардовский (главный редактор) поначалу отказался от него. Однако после публикации «Одного дня Ивана Денисовича» редакция решила «пустить» «Матрену» (1963 г.).

Смысл названия

Авторское название произведения — «Не стоит село без праведника». Твардовский на редакционном обсуждении посчитал его слишком назидательным и предложил свой вариант — «Матренин двор». Солженицын был не против.

Изменение названия рассказа немного снизило его смысловое значение. С другой стороны, «Матренин двор» концентрирует внимание на судьбе одинокой крестьянской женщины. Дом Матрены выступает символом уходящего в прошлое традиционного уклада жизни, основанного на добре и милосердии. В широком смысле он олицетворяет собой всю Россию, ставшую объектом для проведения «социалистического эксперимента».

Тема

Основная тема рассказа — разрушение русской деревни.

Солженицын идеализировал дореволюционную патриархальную Русь. Он считал, что Советская власть нанесла непоправимый удар не только по крепкому крестьянскому хозяйству, но и по национальному самосознанию.

Образ Матрены — чудом уцелевший осколок старого мира. Одинокая бедная женщина выглядит анахронизмом среди остальных жителей села, озабоченных лишь накоплением «добра». Односельчане откровенно посмеиваются над простодушием и безотказностью Матрены. Едва сводящая концы с концами крестьянка с радостью готова оказать любую помощь, не требуя за это платы.

Рассказчик сразу же почувствовал симпатию к Матрене и ее скромному хозяйству: «пятнадцать соток песочка», фикусы, «колченогая кошка» и «грязно-белая коза». Матрена безропотно несет свой тяжелый крест. Не получая пенсию, она помогает колхозу. Единственный грех женщины состоит в воровстве торфа, но этим вынуждены заниматься все жители села.

Еще при жизни Матрены на ее скромное имущество алчно поглядывают три сестры и Фаддей. «Ненасытный» старик вынуждает ее немедленно отдать отдельную горницу, что и становится причиной трагедии.

Привычка Матрены мешаться в «мужичьи дела» (т. е. оказывать помощь всем без исключения) привела ее к страшной и нелепой гибели. Рассказчика поражает расчетливое «оплакивание» покойной, за которым скрывается материальный интерес. Даже единственная подруга Матрены, проплакавшись, не забывает об обещанной ей «вязаночке серой». Из всех собравшихся на поминки искренно плачет лишь приемная матренина дочь Кира.

Только после смерти Матрены рассказчик осознает, что вся ее невероятно трудная, бескорыстная трудовая жизнь была доказательством истинной праведности. Вопреки презрительному отношению односельчан без таких праведников не сможет устоять ни село, «ни вся земля наша».

Подобные Матрене праведники и в царской России выглядели «белыми воронами». Но в СССР они превратились в настоящих изгоев, которым нет места в четко регламентированной общественной системе. Официальное осуждение накопительства превратилось в пустой лозунг. В условиях массовой нищеты крестьянства жадность Фаддея уже не вызывает осуждения и одобряется односельчанами, так как терять имущество (добро) «перед людьми постыдно и глупо».

Проблематика

В раннем периоде творчества Солженицын по вполне понятным причинам еще не осмеливался открыто критиковать советскую власть. «Матренин двор» считается одним из первых произведений т. н. «деревенской прозы», поставившей проблему гибельного наступления новой эры под флагом научно-технического прогресса.

После ссылки рассказчик хочет «затеряться в самой нутряной России», но с изумлением видит, что такой «тихий уголок» уже не просто найти в многострадальной стране. Издевкой над великим русским языком выглядит название станции — Торфопродукт (реальная станция и поселок во Владимирской области).

Прогресс неуклонно вторгается и в самые глухие деревни: электричество, железная дорога, торфоразработки. Однако все это не облегчает крестьянскую жизнь, а налагает новые обязанности и создает трудности.

В словах неграмотной Матрены выражается неосознанный протест крестьянства против технократической цивилизации: «Все новые, новые [машины]… куды старые складывать будем?»; «… чего-нибудь изменят, зиму или лето [искусственные спутники]».

Матрена неспроста испытывала суеверный страх перед поездами. Она словно бы предчувствовала свою гибель на переезде, за которой последовало уничтожение ее двора, а в масштабах всей страны — разрушение деревенского мира.

«Матренин двор » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

«Не стоит село без праведника» — таково первоначальное на-звание рассказа. Рассказ перекликается со многими произведе-ниями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее ви-дится судьба Матрены посреди этой обстановки.

Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному и тяжелому труду кресть-янскому. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за болезни ее оттуда выпустили и теперь уже при-влекали тогда, когда отказывались другие. И работала она не за деньги, денег никогда не брала. Уже потом, после ее смерти, ее золовка, у которой поселился рассказчик, будет зло вспоминать, а точнее припоминать ей эту ее странность.

Но так ли уж проста судьба Матрены? А кто знает, каково это — полюбить человека и, не дождавшись его, выйти замуж за другого, нелюбимого, а потом увидеть своего суженого через не-сколько месяцев после свадьбы? И каково потом жить с ним бок о бок, видеть его каждый день, чувствовать на себе вину за несложившуюся его и свою жизнь? Муж не любил ее. Она родила ему шестерых детей, но ни один из них не выжил. И ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вло-жила в свою приемную дочь Киру. Пережила Матрена так много, но не утратила того внутреннего света, которым светились ее глаза, отливала улыбка. Она ни на кого не держала зла и только огорчалась, когда ее обижали. Она не сердится на своих сестер,появившихся только тогда, когда все в ее жизни уже стало бла-гополучно. Она живет тем, что есть. А потому не накопила за свою жизнь ничего, кроме двухсот рублей на похороны.

Переломным моментом в ее жизни стало то, что у нее хотели увезти горницу. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее дом, в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет прове-ла она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу — значит разломать и разрушить ее жизнь. Для нее это был конец. Не слу-чаен и реальный финал романа. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похо-рон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.

Солженицын показывает ту эпоху, когда с ног на голову пере-вернулись жизненные устои, когда собственность стала предме-том и целью жизни. Автор не зря задается вопросом, почему вещи называют «добром», ведь это по сути дела зло, причем страшное. Матрена понимала это. Она не гналась за нарядами, одевалась по- деревенски. Матрена — это то воплощение истинной народной нравственности, нравственности общечеловеческой, на которой весь мир держится.

Так и осталась Матрена не понятой никем, никем не оплакан-ной по-настоящему. Только Кира одна плакала не по обычаям, а от души. Опасались за ее рассудок.

Рассказ мастерски написан. Солженицын — мастер предмет-ной детализации. Из мелких и, казалось бы, незначительных де-талей выстраивается у него особый объемный мир. Этот мир зрим и ощутим. Этот мир — Россия. Мы можем с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но мы пре-красно понимаем, что в этой деревне — вся Россия. Солженицын соединяет общее и частное и заключает это в единый художе-ственный образ.

План

  1. Рассказчик устраивается учителем в Тальново. Поселяется у Матрены Васильевны.
  2. Постепенно рассказчик узнает о ее прошлом.
  3. Фаддей приходит к Матрене. Он хлопочет за горницу, что Матрена обещала Кире, его дочери, воспитанной Мат-реной.
  4. При перевозе сруба через железнодорожные пути Матре-на, ее племянник и муж Киры погибают.
  5. Из-за избы и имущества Матрены долго идут споры. А рас-сказчик переезжает к ее золовке.

Творчество русского советского прозаика А. И. Солженицына относится к наиболее ярким и значимым страницам нашей литературы. Главная заслуга его перед читателями заключается в том, что автор заставил народ задуматься о своём прошлом, о мрачных страницах истории, рассказал жестокую правду о многих антигуманных порядках советского режима и вскрыл истоки бездуховности последующих - послеперестроечных - поколений. Рассказ «Матрёнин двор» в этом плане наиболее показателен.

История создания и автобиографические мотивы

Итак, история создания и анализ. «Матренин двор» относится к рассказам, хотя по своим размерам значительно превышает традиционные рамки упомянутого Написан он был в 1959 году, а напечатан - благодаря стараниям и хлопотам Твардовского, редактора самого прогрессивного на то время литературного журнала «Новый мир» - в 1963 г. Четыре года ожиданий - совсем небольшой срок для писателя, отсидевшего в лагерях с клеймом «враг народа» и опального после публикации «Одного дня Ивана Денисовича».

Продолжим анализ. «Матренин двор» прогрессивная критика считает даже более сильной и значительным произведением, чем «Один день…». Если в истории о судьбе зэка Шухова читателя захватывала новизна материала, смелость выбора темы и её изложения, обличительная сила, то повествование о Матрёне поражает изумительным языком, мастерским владением живым русским словом и тем высочайшим нравственным зарядом, чистой духовностью, которыми наполнены страницы произведения. Солженицын планировал назвать рассказ так: «Не стоит село без праведника», чтобы главная тема и идея были заявлены изначально. Но цензура едва ли пропустила бы столь эпатажное для советской атеистической идеологии название, потому эти слова писатель вставил в конец своего произведения, озаглавив его по имени героини. Впрочем, рассказ только выиграл от перестановки.

Что ещё важно отметить, продолжая анализ? «Матренин двор» относят к так называемой деревенской литературе, справедливо отмечая его основополагающее значение для этого направления в русском словесном искусстве. Принципиальность и художественная правдивость автора, твёрдая нравственная позиция и обострённая совестливость, невозможность идти на компромиссы, как того требовали цензоры и конъюнктура, стали причиной дальнейшего замалчивания рассказа, с одной стороны, и ярким, живым примером для писателей - современников Солженицына, с другой. как нельзя более полно соотносится с тематикой произведения. Да и нельзя было иначе, повествуя о праведнице Матрёне, пожилой крестьянке из сельца Тальново, живущей в самой что ни на есть «нутряной», исконно русской глубинке.

С прототипом героини Солженицын был знаком лично. По сути, он рассказывает о себе - бывшем военном, десятилетие проведшем в лагерях и на поселении, безмерно уставшем от тягот и несправедливостей жизни и жаждущем отдохнуть душой в спокойной и немудрёной провинциальной тишине. И Матрёна Васильевна Григорьева - это Матрёна Захарова из деревеньки Мильцево, в избе у которой снимал Александр Исаевич угол. А жизнь Матрёны из рассказа - несколько художественно обобщённая судьба реальной простой русской женщины.

Тема и идея произведения

Кто читал рассказ, того не затруднит и анализ. «Матренин двор» - своего рода притча о бессребренице, женщине потрясающей доброты и незлобливости. Вся её жизнь - служение людям. Она проработала в колхозе за «палочки-трудодни», потеряла здоровье, а пенсию не получала. Ездить в город, хлопотать трудно ей, да и не по душе жаловаться, плакаться, тем более что-то требовать. Зато когда требует выйти на работы по уборке урожая или прополке, как бы плохо себя ни чувствовала Матрёна, а все-таки шла, помогала общему делу. И коли соседи просили подсобить картошку копать - также себя вела. Никогда не брала платы за труд, радовалась от души чужому богатому урожаю и не завидовала, когда своя картошка была мелкой, словно кормовая.

«Матренин двор» - сочинение, основанное на наблюдениях автора за загадочной русской душой. Именно такая душа у героини. Внешне невзрачная, живущая крайне бедно, почти нище, она необыкновенно богата и красива своим внутренним миром, своей просветлённостью. Никогда не гналась за богатством, и всё добро её - коза, серая колченогая кошка, фикусы в горнице да тараканы. Не имея своих детей, она подняла и воспитала Киру - дочь бывшего жениха. Ей отдаёт она часть избы, а при перевозке, помогая, гибнет под колёсами поезда.

Анализ произведения «Матренин двор» помогает выявить интересную закономерность. При жизни люди, подобные Матрёне Васильевне, вызывают в окружающих и родственниках недоумение, раздражение, осуждение. Те же сёстры героини, «оплакивая» её, сокрушаются, что ничего не осталось после неё из вещей или иного богатства, им и поживиться-то нечем. Но с её смертью будто погас в деревне какой-то огонёк, будто темнее, скучнее, грустнее стало. Ведь была Матрёна той праведницей, на которой держится мир, и без которой не стоит ни село, ни город, ни сама Земля.

Да, Матрёна - немощная старуха. Но что будет с нами, когда такие вот последние хранители человечности, духовности, сердечности и доброты исчезнут? Вот об этом и предлагает нам писатель задуматься…

АНАЛИЗ РАССКАЗА А. И.СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР»

Цель урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека» , разобраться в философском смысле рассказа.

Методические приемы: аналитическая беседа, сопоставление текстов.

ХОД УРОКА

1.Слово учителя

Рассказ «Матренин двор», как и «Один день Ивана Денисовича», написан в 1959 году, а опубликован в 1964 году. «Матренин двор» - произведение автобиографическое . Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области , жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой (там он закончил первую редакцию «В круге первом»). Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.

П. Проверка домашнего задания.

Сопоставим рассказы «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича».

Оба рассказа являются этапами осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Герои обоих рассказов – «простые люди», жертвы обездушивающего мира. Но отношение к героям разное. Первый назывался «Не стоит село без праведника», а второй – Щ-854» (Один день одного зека)». «Праведник» и «зек» - это разные оценки. То, что Матрене предстает как «высокое» (ее извиняющая улыбка перед грозной председательшей, ее уступчивость перед наглым напором родни), в поведении Ивана Денисовича обозначается «подработать», «богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку», «пробежать по каптеркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь». Матрена изображена как святая: «Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила…». Иван Денисович – обычный человек с грехами и недостатками. Матрена не от мира сего. Шухов – свой в мире ГУЛАГа, почти обжился в нем, изучил его законы, выработал массу приспособлений для выживания. За 8 лет отсидки он сросся с лагерем: «Уж сам он не знал, хотел он воли или нет», приспособился: «Это как положено – один работает, один смотрит»; «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху». Правда, удалось ему не потерять своего человеческого достоинства, не опуститься до положения»фитиля», что вылизывает миски.


не осознает окружающего абсурда , не отдает себе отчета в ужасе своего существования. Он покорно и терпеливо несет свой крест, как и Матрена Васильевна.

Но терпение героини сродни терпению святой.

В «Матренином дворе» образ героини дается в восприятии рассказчика, он оценивает ее как праведницу. В «Одном дне Ивана Денисовича» мир видится только глазами героя, оценивается им самим. Оценивает происходящее и читатель и не может не ужаснуться, не испытать потрясения описания «почти счастливого» дня.

Как раскрывается характер героини в рассказе?

Какова тема рассказа?

Матрена не от мира сего; мир, окружающие осуждают ее: « и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…».

В общем, живет «в запущи». Бедность Матрены смотри из всех углов: «Многие годы ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные помогали ей мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусоренной книжке учетчика».

Но рассказ не только о страданиях, бедах, несправедливости, выпавшей на долю русской женщины. писал об этом так: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние». Писатели выходят на главную тему рассказа – «чем люди живы». Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным , открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою « лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого!

Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тяжелью не считала. Свекор кричал: «Матрена, Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить» Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой, из тех некрасовских крестьянок, что «коня на скаку остановят»: «Раз конь с испугу сани понес на озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановили…» И в последний миг своей жизни она кинулась «пособлять мужикам» на переезде – и погибла.

И совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви: «в первый раз совсем по-новому увидел Матрену», «В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть,- прошептала она. – Тут роща была… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну… Пошел он на войну – пропал… Три года затаилась я, ждала. И не весточки, и ни косточки…

Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором».

Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: « Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию - «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрене глубоким обобщающим, философским смыслом.


Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?

Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой, образы-символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора2. Да и само название «Матренин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает, наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: « Милей это места мне не приглянулось во всей деревне». Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам», и « все показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось здесь жить».

Словно противится разрушению дома сама природа – сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, - похоронили.

Символический характер носит и страх Матрены перед железной дорогой, ведь именно поезд, символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрену.

Ш. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, смысл земного существования – не в благоденствии , а в развитии души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, ее связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы , согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Об этом он говорил в своей Нобелевской лекции: «В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может много в своем народе – и должен… Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом».