» » Народы Европы: культура и традиции. Как жили люди в средневековье Последние советы раздела «История»

Народы Европы: культура и традиции. Как жили люди в средневековье Последние советы раздела «История»

Европеец 16-18 веков – это человек эпохи Возрождения и Просвещения. Впрочем, культурное возрождение и движение просвещения вряд ли явственно коснулись его, если это среднестатистический европеец. Он, скорей всего, не умеет ни читать, ни написать собственного имени и ставит крест вместо подписи. Уже высшие круги населения теперь живут более светской, чем религиозной, как в средние века, жизнью, и культура стала уже мирской, а не религиозной. Но простой человек живет по-прежнему по принципам средневековья, в глубокой религиозной вере.

Население Европы в тот период, как и средние века, делится на сельское и городское. Большинство живет в селах. Среднестатистическая женщина того времени рожает за жизнь десять-пятнадцать детей. Но выживает из них в лучшем случае половина, а часто и треть.

Жизнь в городах

Города эпох Возрождения и Просвещения напоминают города средневековые: в них почти ничего не меняется. По-прежнему города окружены средневековыми каменными крепостными стенами и валами, а в центре города, на возвышении, находится замок местного вельможи, феодала. По-прежнему, как в средние века, власть этого феодала над жителями города очень сильна.

Города грязные, улочки узкие и чаще всего немощеные, а жители выливают помои прямо на улицу, рискуя окатить прохожего. Случайный путник, берегись! В дождь на улице можно провалиться в лужу, в яму с грязью, да там и застрять. По улицам гуляют свиньи, куры и гуси местных жителей.

Горожанина того времени прежде всего волнует, появится ли в городе хоть какая-то канализация, как обещают ему городские власти?

Устройство дома и быта

В доме среднего европейца 16-18 веков все домочадцы едят из общей посуды и спят в единственной общей комнате дома. Если это крестьянский сельский дом, то и кроватей в нем нет – все обходятся охапкой сена на полу. Расписной красивый сундук имеется только в доме богачей. Моются европейцы в то время тоже редко, и одежду стирать не любят, зато лихо пользуются новинкой техники – блохоловкой. С ее помощью отлавливают вшей, что водятся в костюме.

Интересно, но тогда все вторые блюда, кроме супов и похлебок, например, жареное мясо, ели только руками. Первые изобретатели вилок с двумя зубцами были подняты обществом на смех как чудаки. Особенно воспитанные дамы вытирали ручки после еды платочком, а остальные – об одежду или о свои нестриженые волосы. Вельможи вытирали жирные пальцы о волосы своих слуг. Правила хорошего тона тогда строго воспрещали плевать в тарелку с едой…

БЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В ЭПОХУ СРЕДЕВЕКОВЬЯ


Все средневековые жилища – от замка до самой убогой хижины – были тождественны в одном: они должны были скрыть, спрятать, защитить их владельца от внешних, враждебных сил. В отличие от античного (например, римского) строения, которое в определенном смысле было “открытым” домом, жилище средневекового человека должно было не только дать приют, но и скрыть его обитателей от любопытных непрошенных взоров. Именно поэтому оно подобно крепости или маленькому городу, было обнесено глухой стеной или забором, имело узкие окна, закрывавшиеся ставнями. Ибо, по выражению французского историка Э.Фараля, “быть увиденным в Средневековье означало потерять свободу”.До ХП в. городские дома мало чем отличались от сельских. И в этом не было ничего удивительного: большинство городских жителей составляли выходцы из деревень, которые принесли с собой и свои строительные навыки. Конечно тип и материал (из которого возводили дома) были разнообразны и зависели, в первую очередь, от состоятельности владельцев, их положения в обществе, богатства, а также местных условий. Вплоть до конца средних веков большая часть жилищ крестьян и простых ремесленников строилась из ивняка, обмазанного глиной, бревен и плохо отесанного камня. Встречались также полуземлянки, крытые соломой. Замки, дворцы, городские дома существенно менялись за период средних веков, но деревенское жилище, по сути дела, почти не изменилось с древности до ХХ в. Европейские феодалы (за исключением Южной Италии и с определенного времени Италии), как правило, селились вне городов. Те, кто имел возможность, возводили замки. Первые замки возникли в 1Х-Х вв. во Франции и на первых порах представляли собой деревянную, а затем каменную прямоугольную в плане башню – донжон, возводившуюся чаще всего на естественном либо насыпном искусственном холме, который окружали ров, вал и палисад. Донжон разделялся на несколько ярусов-этажей деревянными перекрытиями, нижний ярус мог быть забит балластом, жилище феодала и его семьи находилось на третьем этаже. Постепенно строительство замков усложнилось. Их начали возводить из камня, палисад сменила стена, укрепленная угловыми башнями с зубцами и бойницами. Далее находился сухой или наполненный водой ров, через который был перекинут подъемный мост.В ХП-ХШ вв. почти все европейские замки превратились в своего рода неприступные крепости и усложнились не только как фортификационное сооружение, но и стали включать, помимо донжона, целый ряд других построек, как-то: дом, замковую капеллу, дома ремесленников, тюрьму, колодец, “банальную” печь, всевозможные хозяйственные постройки. Такой замок очень напоминал эмбрион будущего города.

Дома в период Средневековья строились из разных материалов. Преобладание деревянного или каменного строительства в том или ином регионе зависело прежде всего от местных традиций и природно-географических условий. В Средиземноморье, где леса были достаточно рано уничтожены, кирпич и камень (а также гранитные блоки) служили строительным материалом чаще, чем на севере Европы, в Скандинавии, Англии, лесистых районах Франции и Германии. К северу от Луары во Франции, а также Германии и Англии дома первоначально были бревенчатыми. И лишь с Х1 в. их стали заменять жилища на каменном цоколе, на котором возвышались 2-3 этажа. Деревянные каркасы этих этажей заполнялись глиной с рубленой соломой, камнем. С течением времени (примерно с Х1У в.) в городах получило распространение каменное строительство; стали воздвигать жилища из камня и кирпича, что, безусловно, означало определенный прогресс средневекового строительства (Хотя следует признать, что к северу от Луары каменные дома горожан в Х1У в. были еще редкостью. И, как говорят исторические источники, в массе своей городские постройки были весьма невзрачны. Множество небольших городков до конца Средневековья продолжали оставаться деревянными). Вначале из камня строили церкви, затем стали возводить дома знати и отдельные муниципальные здания, а также жилища тех ремесленников, которые в своем производстве использовали печь и горн (например, пекарей, кузнецов, аптекарей). Уже в ХУв. во Флоренции дома из камня возобладали над деревянными. В это же время начал «одеваться камнем» Париж. В Лондоне кирпич стал употребляться в строительстве лишь в ХУ1 в. при Елизавете, но окончательно утвердился только после пожара 1666 г., уничтожившего третью часть города. До этого (в своем большинстве) городские и сельские постройки Англии возводились с использованием деревянного каркаса с глиняным наполнением. Впрочем, несмотря на успехи строительной техники, кварталы бедняков как и раньше строились из ивняка, глины и плохого дерева.

Из кровельных материалов наиболее употребительными были солома и тёс. Черепичные крыши (и гонт) появились только в позднее Средневековье, хотя и в это время не было недостатка в крышах, покрытых соломой (особенно в деревнях) и дранкой, которые представляли собой серьезную опасность из-за легкой воспламеняемости. По свидетельству источников (хроник и др. средневековых документов), магистраты ряда европейских городов во избежание пожаров обещали денежную помощь и компенсировали часть расходов тем горожанам, которые заменяли крышу своего дома с соломенной на черепичную. Опять-таки погорельцам оказывалась помощь лишь в тех случаях, когда их дома были покрыты черепичной, а не соломеной крышей. Но тем не менее крыши из черепицы (а также шифера) были очень дорогим удовольствием (не говоря уж о том, что они были слишком тяжелы для деревянного каркаса жилых строений) и даже на исходе Средневековья оставались редкостью. В силу дороговизны черепичные крыши были символом состоятельности владельца. Впрочем, дороговизна и престижность черепичных (а также шиферных) крыш толкали жителей средневековых городов на всевозможные подделки и имитации. Например, дранку и солому окрашивали в красный цвет. На одной из миниатюр ХУ в. средневековая Вена выглядела как сплошное «море» красных крыш, оказавшихся при ближайшем рассмотрении, как отмечает итальянский гуманист Сильвио Пикколомини, соломенными.

В Средиземноморье преобладали дома с плоскими крышами, к северу от Альп – с островерхими. Но и там, и здесь средневековый дом выходил на улицу торцом, имевшим более двух-трех окон и не имел нумерации; ее заменяли отличительные знаки: барельефы на религиозные сюжеты и скульптурные портреты владельцев (являвшиеся, кстати, своеобразным украшением фасада). Двери средневековых домов были окованы железом, окна нередко зарешечивались и закрывались плотными ставнями.

Земля в городской черте стоила очень дорого. Поэтому в средневековых городах (в отличие от античных) дом рос вверх и обычно состоял из нескольких этажей. Впрочем, городские дома разрастались вверх не только за счет этажности, но и за счет антресолей, консолей, мезонинов, чердаков. Комнаты и комнатушки лепились друг к другу в беспорядке; этажи образовывали выступы, так называемые эркеры или «фонари», нависавшие над улицей. Под лестницей возникали каморки, под крышей – чердаки, и в выемках (например, первого этажа) – чуланы. Кроме того, дом разрастался вниз - за счет полуподвалов, подвалов; и вглубь - за счет задних помещений и пристроек.

Комнаты даже одного этажа могли находиться на разных уровнях и соединяться между собой узкими лесенками, ступеньками, извилистыми коридорчиками. Дом рядового горожанина – ремесленника или купца – (помимо жилых помещений) включал в себя мастерскую или лавку. Он был местом, где работали. Тут же жили ученики, подмастерья, слуги. Таким образом, трудовая деятельность, и рабочее время еще не вычленились из домашнего, бытового времени и пространства. Мастерская или лавка размещалась, как правило, в нижнем этаже городского дома, здесь же хранилось сырье и инструменты. Если дом использовали как лавку, оконные ставни раздвигались на шарнирах: нижняя часть опускалась и служила прилавком; верхняя – поднималась и выполняла роль навеса.

Поработав в мастерской на первом этаже, хозяин мог подняться отдохнуть в жилое помещение на втором этаже. Каморки подмастерьев и слуг находились этажом выше, в мансарде. Чердаки служили складами. Кухни (если они были) обычно располагались на первом или в полуподвальном этаже. Во многих семьях они одновременно служили и столовой. Только в замках и монастырях пищу приготавливали в особом помещении. Внутри средневекового жилища (будь то замок знатного феодала, или дом простого горожанина) было сумрачно и не очень просторно, как могло показаться снаружи. Жилище, помимо столовой, состояло из нескольких комнат и спальни (даже у королей, кроме залов, была всего одна общая спальня.Кстати, само по себе это новое явление, присущее лишь Средневековью: в средневековом доме не было обособленной женской половины (гинекея), как в доме античном). Главным были не роскошные покои, а надежные стены. В домах простонародья (особенно деревенских) спальня не отделялась от столовой-кухни. Такой дом состоял, как правило, из одного жилого помещения (служившего одновременно горницей, спальней, кухни), к которому примыкали сарай, стойло для скота, закрома. Помещения для скота и хозяйственных нужд располагались под одной крышей с жилым (например, во многих районах Италии и Франции, Северной Германии) или обособлено от него (например, в Южной Германии, Австрии). При всем многообразии региональных вариантов деревенские дома были в целом грубее и проще, архаичнее и консервативнее городских.

Полы нижнего этажа рядового средневекового дома были земляными. Его покрывали в зависимости от времени года сеном (зимой) или свежей душистой травой (летом). Врачи поддерживали этот обычай. На верхних (втором и последующих) этажах полы были деревянными. Такой пол не только защищал от холода, но и давал “приют” бесчисленным насекомым. Паркет появился только в Х1У в., но был большой редкостью вплоть до ХУШ в. даже во дворцах. Со временем в состоятельных домах среднего и высокого достатка полы нижнего этажа стали покрывать каменными и керамическими плитками.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ БЫТ

Даже в то время, когда денежное хозяйство продвинулось далеко вперед, «рыцарские» будни отчетливо зависели от законов природы и сельского хозяйства. Как отдельно взятый рыцарь, так и все средневековое общество в целом зависело от урожая в сельском хозяйстве, где работало 90% населения. Рыцарь лишь тогда мог сражаться, если его могли прокормить его крестьяне и урожай в его наделе. Так что приходилось все время оглядываться на сельскохозяйственные нужды - и это проявлялось при смене времен года. Конец лета и начало осени было традиционным временем битв. Дни становились менее жаркими, дороги не такими пыльными. Без труда можно было прокормить большие массы войск своим, а лучше захваченным урожаем. Большие рыцарские битвы со многими участниками происходили чаще всего с конца августа по конец сентября.
К зиме, как правило бои затихали, искались компромиссы. Иногда холод имел достоинства, так как замерзшие дороги были проходимы для тяжелых повозок и всадников, покрытые льдом реки и болота не служили больше препятствием. Кто вел войну зимой, обеспечивал себе элемент внезапности. Тем не менее войны, касавшиеся в основном рыцарей, отнюдь не были единственным занятием населения Европы. И горожане, и селяне вели большей частью однообразную и унылую жизнь, полную трудов и забот.

Однако жизнь средневекового общества вместе с тем бывала и праздничной, и веселой даже для низших слоев населения, поскольку официально существовало время, предназначенное для труда, и время для развлечений. Каждый день им посвящались послеобеденные и долгие вечерние часы, а каждую неделю - день обязательного воскресного отдыха. Кроме того, любая важная церемония сопровождалась коллективными увеселениями, собиравшими рыцарей и вилланов, горожан и деревенских жителей.
Во Франкфурте зажиточная и знатная молодежь по-своему провожала зиму. Дело происходило в самом городе. Нарядившись в белые купальные костюмы, они носили по городским улицам одного из своих товарищей на носилках, покрытых соломой. Товарищ должен был изображать скончавшуюся зиму, а все остальные представляли похоронную процессию. Обойдя город, они заканчивали свое празднество в каком-либо погребе за кружками вина, пели и плясали.
Особенно чествовали везде первое число мая-месяца. Во многих городах этот древний народный праздник справлялся с особенными церемониями. В этот день буквально наступало царство цветов. Цветы и зелень были всюду: и в церквях, и в домах, и на одеждах. Молодежь выбирала из своей среды распорядителя майского праздника, так называемого «майского графа или короля». Майский граф выбирал себе из девушек «майну». В лесу рубили деревцо, привозили его на место потехи, устанавливали там, и вокруг этого «майского дерева» царило бесконечное веселье, в котором принимали участие и старый, и малый. В других местах избранный майским графом, в сопровождении своей тут же составившейся свиты, выезжал из города в соседнюю деревню. В лесу нарубался целый воз березок. Срубали их в присутствии майского графа и его свиты. Когда воз со свежей зеленью выезжал из лесу, на дороге нападала на него и отбивала его толпа горожан. Это должно было означать, что лето завоевано, что оно в их власти. Тут же зелень расхватывалась присутствующими, как какая-то драгоценность. Обыкновенно майский праздник сопровождался стрельбой в цель. Цех стрелков, разумеется, старался в этом случае отличиться на славу. Призы, раздававшиеся самым ловким стрелкам, состояли из серебряных ложек и других предметов из того же металла. Общество стрелков рейнских городов приглашало иногда на свои праздники жителей соседних больших городов.
Чрезвычайно интересно праздновался также Иванов день - древнейший праздник во славу Солнца. В это время, по древним верованиям, благословение проносится над каждой нивой, как благодатный ветерок, чудодейственные силы изливаются во всей своей полноте. Ночь перед этим днем горожанин проводил за городом. Когда наступали сумерки, на возвышенных местах разводились костры - «Ивановы огни», на высоком берегу реки зажигались деревянные обручи и скатывались вниз, к воде. Остававшиеся на эту ночь в городе также веселились. На городских площадях зажигали костры, через них перескакивали, вокруг них танцевали.
Из зимних праздников самым веселым было Рождество. Горожане наряжались, дарили детей, устраивали процессии. Нарядившись чертями, веселые толпы бродили по улицам, причем каждая имела своего предводителя или шафера. Один городской совет брал с таких шаферов денежный залог, который пропадал в том случае, если толпа, предводимая тем или другим шафером, совершала какие-либо бесчинства, входила в церкви или на кладбище.
Любимейшим развлечением в средние века были танцы, хотя на них смотрели не всегда благосклонно как духовные лица, так и городские советы. Когда прошло время такой неблагосклонности, городские правители стали давать разрешение на устройство особых танцевальных помещений. Иногда танцы устраивались и в зале городской ратуши, далеко, впрочем, не во всех городах. Танцы разделялись на несколько видов, но все они могут быть сведены к двум: один вид соединялся с прыганьем, отличался, так сказать, большей ширью, удалью; другой заключался в движениях спокойных, сводился к медленному и плавному круговращению. Собственно танцем назывался второй вид. Танцевали под музыку, но иногда и без нее. В таком случае прибегали к пению, причем пел кто-нибудь один или все присутствующие хором. Постепенно распространился обычай соединять танцы с играми. Если танцы происходили на свободе летом, по окончании их играли в мяч.

Большинство развлечений являлись общими для всех социальных категорий: прогулки и зрелища (театр, жонглеры, животные), музыка и пение, танцы, но, кажется, любимое развлечение средневековых жителей - это азартные и домашние игры. Однако существовали развлечения, присущие лишь аристократии.
Турниры служили основным развлечением рыцарей. В большей степени, чем война - где настоящие сражения были редкостью,- они составляли основу военной жизни и наиболее верный способ приобрести славу и состояние. Их средневековая форма получила распространение на территории между Луарой и Маасом во второй половине XI века. Впрочем, на протяжении XII и XIII веков церковь порицала эти пустые встречи для игры в сражение, часто служившие причиной смерти, порождавшие упорную ненависть и ослаблявшие силы христианского рыцарства, единственной заботой которого должна быть защита Святой земли. Однако эти запреты не приносили ощутимых результатов.. Действительно, во второй половине XII века именно Франция, ее северная и западная части, представляли собой поистине райское местечко для любителей турниров.
В турнирах участвовали в основном молодые, неженатые рыцари, не имевшие феодов, те, кто, объединившись в неугомонные банды, отправлялись на поиски приключений и богатых наследниц. Турнир действительно можно назвать видом спорта. Даже командным видом спорта, поскольку конных поединков, где сражались бы один на один, не существовало до начала XIV века. А турнир XII века - это противостояние не отдельных воинов, но нескольких, хотя их правильное построение перед началом сражения быстро превращалось в беспорядочную свалку, где, как и на настоящем поле боя, бились небольшими группами, активно используя при этом различные опознавательные знаки. Скорее всего, именно турниры, а не войны стали в XII веке главной причиной распространения гербов среди представителей знати. В этой области существовали свои профессионалы, продававшие собственные услуги тем группам участников, которые предлагали наиболее высокую цену. Некоторые из них, объединившись вдвоем или втроем, специализировались на каком-нибудь одном определенном виде боя. В этом случае они особенно ценились. Кроме того, турнир, возможно, в большей степени, чем война, служил источником обогащения участвовавших в нем рыцарей. Противника захватывали в плен, отнимали оружие, сбрую, коня. Множество сделок и взаимных обещаний совершалось как в пылу сражения, так и после его окончания. На этом делались целые состояния. Многочисленные раненые, убитые - не редкость, причем церковь зачастую отказывала им в христианском погребении. Использование «куртуазного» оружия с тупыми остриями и лезвиями и даже сделанного из дерева очень медленно получало распространение. Вплоть до середины XIII века вооружение участников турниров ничем не отличалось от оружия настоящих воинов.
Однако если турниры и напоминали войну, они не были ею. Турниры воспринимались как радостное событие. Кроме периода Великого поста, их устраивали с февраля по ноябрь каждые пятнадцать дней на территории своей же провинции, но не в крупных городах, а возле одиноких крепостей, на границе двух княжеств или феодов. Их не проводили ни на сельской площади, ни на подступах к замку, а выбирали ровное поле, ланды или луг, где пространство не ограничено. Самому турниру предшествовала серьезная подготовка. Сеньор, бравший на себя его организацию, за несколько недель должен был объявить по всей округе время и место его проведения. Также ему следовало послать гонцов в соседние провинции, обеспечить жилье участникам (иногда их съезжалось несколько сотен) и тем, кто их сопровождал, запасти продовольствие, подготовить трибуны, палатки, конюшни, светские развлечения и увеселения для народа. Каждый турнир становился праздником, собиравшим множество людей. И если в самом сражении участвовали только аристократы, то «поболеть» за них разрешалось выходцам из любых социальных слоев. Этот праздник служил, кроме того, и ярмаркой, за счет которой существовали целые толпы артистов, фокусников, поваров, торговцев, нищих и преступников.
Турнир продолжался в течение нескольких дней, обычно трех. Сражения начинались на рассвете, сразу после утрени, и заканчивались только вечером, перед церковной службой. Несколько лагерей - созданных по географическому или феодальному признаку,- сражались друг с другом, сначала по очереди, затем одновременно. На поле царила такая неразбериха, что герольдам, специальным глашатаям, приходилось вести для зрителей своеобразный репортаж: описывать основные воинские подвиги и выкрикивать имена тех, кто их совершил. Вечера посвящались перевязыванию ран, пирам, музыке, танцам, любовным интрижкам. На следующее утро все начиналось заново. Вечером последнего дня, когда каждый подсчитывал свои доходы, самая знатная дама вручала рыцарю, отличившемуся в бою особой доблестью и куртуазностью, символическое вознаграждение.

Охотой, в отличие от войн и турниров, занимались во все времена года. У большинства она превращалась в безграничную страсть, и ради нее многие рыцари решались терпеть любую непогоду и самые ужасные опасности. Впрочем, занятие охотой диктовалось не только страстью, но и необходимостью. Ведь круглый год стол сеньора следовало обеспечивать крупной и мелкой дичью, поскольку питались в основном мясным. Иногда же целью было уничтожение некоторых хищных зверей (лисиц, волков, медведей), угрожавших урожаю, домашней птице, а порой и крестьянам. Именно в таких случаях в полной мере раскрывался дикий, опасный и азартный характер охоты.
Особое место следует отвести соколиной охоте, появившейся на Западе в начале XI века и очень быстро ставшей одним из излюбленных развлечений аристократического общества. Занятие действительно в высшей степени благородное, жестокое и красивое одновременно, коим не пренебрегали даже дамы. Подобная охота представляла весьма сложное искусство, и будущему рыцарю приходилось посвящать ему не один час занятий. Он должен был знать, как поймать птицу, как ее кормить и ухаживать за ней, как научить ее слушаться жестов и посвистываний, распознавать жертву и охотиться на нее. Этой тонкой науке, считавшейся самой изысканной в куртуазном воспитании, посвящены многочисленные трактаты, большинство из них составлены на Сицилии, а некоторые сохранились и до наших дней.
В большей степени, нежели собаке и коню, именно соколу выпала честь стать любимым животным рыцарей. Вилланам запрещалось владеть этой исключительно благородной птицей. К тому же на покупку хотя бы одного сокола требовалась значительная сумма, а подарок подобного рода расценивался как поистине княжеский. Смерть сокола становилась для хозяина горестной утратой. Не случайно трактаты, посвященные дрессировке этих птиц, содержали множество советов, как продлить их жизнь, хотя в отличие от описания техники обучения они оказываются недостаточно серьезными и зачастую противоречат друг другу.

Среди многочисленных домашних игр наибольшей популярностью пользовались кости. В ту эпоху они имели такое же значение, какое впоследствии приобретут карты. Представители всех социальных категорий в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях предавались этой игре с губительной страстью, тщетно порицаемой суверенами и прелатами-реформаторами. Здесь проигрывались деньги, одежда, лошади и жилища. Хотя игроки пользовались рожком, нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намагниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счет примеси свинца. В результате возникали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны.
Гораздо более безобидной считалась игра «марель» , не столько азартная, сколько требовавшая размышлений: победителем считался тот, кто первым составлял геометрическую фигуру из перпендикулярных или наклонных линий при помощи трех (иногда пяти) пешек. Однако лучшая домашняя игра, в отношении которой авторы просто неистощимы,- это шахматы. Во Франции они появились в XI веке, а вовсе не во времена Карла Великого, как это иногда утверждают. Очень скоро они сделались любимым времяпрепровождением аристократического общества. Умение играть в шахматы считалось одной из составных частей воспитания юного рыцаря. Шахматная доска из дерева или металла считалась предметом роскоши. Владелец демонстрировал ее с неизменной гордостью, даже если сам не умел пользоваться ею. Она делалась больших размеров и часто служила верхней частью богато украшенной шкатулки, внутри которой находилась табль, а на противоположной стороне - марель. До конца XII века шахматная доска была однотонной (обычно белой), и прорезанные (иногда отмеченные красным) линии делили ее на 64 клетки. Современный вид - чередование черных и белых клеток - доска приобрела только в начале правления Филиппа Августа. Это не изменило правил игры - и сегодня можно играть в шахматы на одноцветной доске - однако облегчило видение и проверку ходов. Сами ходы несколько отличались, поскольку фигуры имели несколько иной характер и правила передвижения. Прежде всего «ферзь» (от персидского слова, обозначавшего визиря) двигался не во всех направлениях, а только по диагонали и не больше, чем на одну клетку за ход. Сила этой фигуры на шахматной доске была невелика. Так же и «альфен», заменявший современного слона, продвигался по диагонали на две клетки через две (и мог при этом перепрыгивать через другие фигуры). Зато король, ладья, конь (вместе с рыцарем на спине) и пешки ходили точно так же, как и в современной игре, если не считать некоторых незначительных отличий. Например, король и ладья могли делать рокировку в любом положении, а пешкам в начале игры разрешалось передвижение только на одну клетку, не допускалось также взятие на проходе. Цель игры, как и сегодня,- поставить мат королю противника, и так же, как и сегодня, говорили «шах», если ему угрожала непосредственная опасность.

Нигде социальные отличия не проявлялись в средневековом обществе так сильно, как в питании. В раннее средневековье, когда знать жила в деревнях или в их близи, различить жилье знати от жилья крестьян можно даже по пищевым отходам. Еда была важнейшим атрибутом статуса - аристократия и остальное население куда меньше отличались в одежде жилье, чем в пище.
Если простой рыцарь оказывался за столом господина, то он уже мог себя поздравить, даже если это была повседневная еда, а не праздник. Если простой рыцарь в 14 или 15 вв. владел собственным замком, то ему удалось сильно продвинуться по социальной лестнице. По остаткам пищи в замках мелкой знати археологам удалось реконструировать: естественно ели мясо, но почти исключительно свинину и говядину. Свиньи и коровы ели и крестьяне, но говядина была жесткой и происходила из их старых тягловых животных. Чтобы получить полную питательную ценность мяса, и крестьяне, и рыцари варили его. Дичь играла лишь подчиненную роль. Таким образом не приходиться говорить о существенных качественных отличиях в питании рыцарей и крестьян. Другая картина вырисовывается, если мы посмотрим на количественные отличия. По результатам исследований пищевых привычек в позднесредневековой Оверни мы знаем, что сельские жители потребляли в среднем 26 кг мяса на человека в год, мелкая знать же около 100 кг - в четыре раза больше, чем крестьянин.
Свежее мясо зимой было редкостью. Поскольку фуража на зиму не хватало, скотину забивали осенью. Мясо засаливали и хранили в глиняных сосудах. Важнейшей составной частью рациона на протяжении всего средневековья было однако не мясо, а зерновые продукты, которые попадали на стол как хлеб, каша или пиво, реже как булки, коржи, пироги, пряники, кренделя. В нормальное время разница между рыцарем и крестьянином здесь была не очень велика и скорее выражалась в качестве: чем богаче был дом, тем светлее хлеб - от черного хлеба крестьян до белого пшеничного хлеба. Зерновые продукты полностью покрывали потребность в пище представителя знати и почти полностью таковые крестьянина. Неурожай и неуклонно следовавшее за ним повышение цен непосредственно било по нижним слоям и делало очевидным неизвестное нам мерило: позиция на социальной лестнице в период скудности продовольствия определяла, кому жить, а кому умереть. По сравнению с зерном все остальные продукты, даже мясо, были лишь приправой, чье соотношение однако говорило о качестве жизни и ее продолжительности: зерно могло покрыть лишь базовую потребность в калориях, но не в витаминах. В первую очередь следует упомянуть об овощах, которые становились все разнообразнее и выращивались в каждом замке.
Фрукты в раннее средневековье были поставлены прежде всего дикими сортами, с 11-12 вв. - полученными с засаженных фруктовыми деревьями лугов. Яблоки и груши часто варили, виноград часто перерабатывали в вино, уксус, крепкие напитки, фрукты перерабатывали в желе, варенье, сироп. Лес давал ягоды, шиповник, бузину, желуди, каштаны, орехи. Все это в раннее и высокое средневековье было доступно и крестьянам, но с ростом плотности населения все сильнее регламентировалось. Значительно большую роль, чем сегодня играла рыба, классическая еда поста. Средневековье знало 70 дней поста, благочестивые христиане постились также по пятницам и субботам, а особо сильно верующие также каждую среду. В эти дни мясо, птица и молочные продукты были табу, кроме того вместо двух основных приемов пищи оставался один.
Особенно любима была сильно приправленная еда. Всем слоям населения, по крайней мере теоретически, были доступны все местные специи во всей непривычной для нас широте - частично как замена дорогой соли. Иначе было со специями, поступающими из средиземноморского бассейна, Западной Африки или Дальнего Востока. Маленькая баночка шафрана стоила как корова, фунт мускатного ореха не менее 7 быков, за перец, имбирь или корицу давали кусающиеся цены. Для тех, кто желал продемонстрировать богатство, здесь было широкое поле, на этом не экономили и перчили даже вино.

Что касается напитков, то здесь социальная разница отражалась на качестве употребляемых продуктов, а не на их ассортименте. И дворяне, и простолюдины опьяняли себя одной и той же жидкостью: вином, лучшим напитком средневековой Европы.
Пиво употреблялось лишь в некоторых областях: Фландрии, Артуа, Шампани, Северной и Центральной Англии. Там же, где его не производили, оно мало ценилось. В Анжу, Сентонже, Бургундии и даже в Париже пить пиво значило то же, что приносить покаяние. Поскольку пиво плохо сохранялось и не выдерживало перевозок, его старались выпивать сразу же после приготовления. Впрочем, пиво воспринималось скорее как женский напиток, мужчины пили его лишь в том случае, когда не хватало вина. Для получения пива в солод превращали не только ячмень, но и пшеницу, овес и полбу. Вплоть до XV века пиво не ароматизировали хмелем, и оно больше напоминало ячменное пиво, производившееся в античности (его название не сохранилось), а не тот напиток, который мы пьем сейчас. Пиво варили разных сортов: слабое, крепкое, подслащенное медом, пряное и даже мятное.
Сидр считался недостойным напитком в доме человека с нормальным достатком, он оставался уделом самых бедных крестьян Западной Франции. Более распространена была грушовка, менее кислая по вкусу; в большинстве деревень ее разбавляли водой и называли детским напитком. До семи-восьми лет дети также пили молоко, употребление которого взрослыми людьми воспринималось как признак крайнего ослабления или же безрассудства. Гораздо большее распространение получил мед, подававшийся в конце трапезы; его пили чистым или смешивали с вином, а также активно использовали на кухне для приготовления многочисленных приправ. Из некоторых дикорастущих плодов (тутовой ягоды, терна, орехов) готовили некрепкие, сильно ароматизированные вина, занимавшие, особенно у крестьян, место современных ликеров. Фруктовая водка была еще не известна, знали лишь зерновой спирт (в основном ячменный), но он чаще служил лекарством, нежели сопровождением трапезы. Наконец, перед сном пили настой из трав (вербены, мяты, розмарина) с добавлением пряностей или меда.
Но лучший напиток для всех случаев и для любого времени суток - это, конечно, вино. Считали, что оно является источником здоровья, приносит пользу для жизни человека и представляет собой дар природы, заслуживающий чуть ли не религиозного уважения. Поэтому виноград выращивали повсюду. Начиная с 1000 года виноградники появляются вдоль рек, в окрестностях городов, вокруг монастырей и замков. Часто этот процесс вызывал определенные проблемы, потому что происходил в ущерб пахотной земле, а не той, что оставалась под паром; ведь все, от самых богатых до самых бедных, стремились иметь собственный виноградник, и каждый считал свое вино лучшим. Тогда виноградники существовали далеко за пределами современных климатических границ, вплоть до Фрисландии и Скандинавии.
Большинство территорий имело свою особую специализацию. На севере производились легкие белые вина, в Бургундии - красные, густые и крепкие. Вплоть до середины XII века за аристократическим столом предпочтение отдавалось белому вину. Позднее, возможно под влиянием пристрастий мещан, вкусы изменились, и стали больше ценить столовые вина из Бона и сладкие - из Лангедока, Каталонии или с Востока. К географической разнице добавлялась социальная. Церковь, князья и богатые горожане уделяли внимание качеству разводимого винограда, а крестьяне - его количеству.
Вино, как и пиво, сохранялось плохо. Его следовало употребить в течение одного или, самое большее, двух лет. Техника виноделия еще долго оставалась на довольно низком уровне, а методы виноградарства уже тогда были весьма совершенными (без изменений они сохранились вплоть до XIX века). Хотя старое вино порой превращалось буквально в сусло, пили его много, как и вина, настоянные на травах, приправленные перцем, медом и ароматическими веществами. Видимо, вкус натурального вина считался неудовлетворительным. Водой вино разбавляли только женщины, больные и дети.

Несмотря на периодические неурожаи и голод, люди XII-XIII веков ели не столько мало, сколько плохо: в крестьянской пище отмечался недостаток протеинов и избыток мучнистых продуктов, а на аристократический стол подавалась слишком обильная и чересчур пряная еда. Поэтому практика воздержания (сознательного или нет) выполняла неоспоримую диетическую функцию.
Действительно, церковь предписывала верующим соблюдение многочисленных постных дней. После григорианской реформы их количество даже возросло: в обычное время постились два дня в неделю (среду и пятницу), во время Рождественского поста - три (иногда четыре) дня в неделю; в Великий пост - все дни, кроме воскресенья; также пост соблюдался накануне всех больших праздников. К каноническим постам добавлялось полное или частичное воздержание, накладываемое в исключительных случаях епископом. На практике дело зачастую обстояло иначе, тем более что частое повторение постов сопровождалось слишком большими требованиями. Ведь пост тогда заключался в том, чтобы есть только один раз в сутки, после вечерней службы, а также воздерживаться от вина, мяса, сала, дичи, яиц, сладкого и всех животных продуктов, кроме рыбных. Каждый соблюдал пост сообразно своим средствам: самые бедные питались водой, хлебом и овощами; самые богатые пользовались этим временем, чтобы вволю насладиться лососем, угрем, щукой, сыром (единственным допустимым молочным продуктом), а изредка - фруктами. Однако одного воздержания в еде считалось недостаточно. К нему добавлялись отказ от развлечений и охоты; необходимость сохранять целомудрие; сосредоточение в размышлении и молитве; милостыня из средств, сэкономленных на пирах и удовольствиях.
Естественно, эти ограничения чаще всего оставались только в теории. Чтобы скрупулезно выполнять предписания церкви, нужно было обладать добродетелями Людовика Святого. На самом деле каждый постился по-своему. В основном старались избегать излишеств.

Нравы и обычаи трапезы известны лучше, чем собственно меню, хотя тоже недостаточно. Последние десятилетия XII и первые десятилетия XIII века нельзя назвать ни временем изысканной кухни, ни временем настоящего этикета. Во Франции изменения в этой области, так же как и в моде на одежду, произошли только в годы правления Филиппа II (1270-1280). Однако это уже совсем не та грубая эпоха начала феодализма; куртуазные романы показывают значительно большую вежливость в манерах, хотя, возможно, несколько опережая действительность.
Прием гостя всегда проходил в соответствии с одним и тем же церемониалом: хозяин замка ждал гостя у въезда в свое владение, помогал ему спешиться, приказывал принять его оружие и позаботиться о лошади; одна из дочерей накидывала плащ на его плечи. Затем слуга трубил в рог, созывая сотрапезников; гостя приглашали вымыть руки под умывальником или в красивом тазу, приносимом в большой зал; протягивали полотенце, чтобы он мог вытереть руки. Все садились за стол, покрытый ослепительно белой скатертью и уставленный посудой из золота и серебра; хозяин приглашал гостя сесть рядом с ним, есть из одного блюда и пить из одного кубка. Подавались многочисленные кушанья, богатые и изысканные, и превосходные вина. Чтение, зрелища и песни помогали забыть о длительности трапезы. Наконец, с полными желудками и в веселом расположении духа все поднимались из-за стола; слуги убирали и снимали скатерти, затем господа снова мыли руки и расходились по комнатам или направлялись на прогулку по саду.
Не было ни вилок, ни ложек, нож зачастую подавался один на двоих. Жидкие и полужидкие кушанья слуги наливали в блюда с ушками, также обычно рассчитанные на двоих, и соседи по столу отхлебывали по очереди. Рыбу, мясо и твердую пищу подавали на широких кусках хлеба, пропитанных соусом или соком. Ножом их разделывали на куски, а затем руками отправляли себе в рот. Вино пили из чаши, она наливалась перед едой из расчета на несколько соседей, или из индивидуальных кубков, по первому требованию наполняемых виночерпием. Блюда с кухни приносили накрытыми полотенцем, а снимали его только в момент подачи. Этот обычай литературные тексты расценивают не только как способ сохранить пищу горячей, но и как средство предотвратить любую попытку отравления. В романах рассказывается также о специальных слугах, пробовавших пишу, а также описывается чудесный профилактический способ обнаружения яда посредством рога единорога или зуба змеи.
Сколько времени длились застолья, также почти неизвестно. Они на самом деле бывали длинными, однако с уверенностью можно сказать, что тем не менее они не продолжались по пять, шесть или даже восемь часов, как повествуют о том эпические сказания. Вероятнее всего, обед в среднем длился около полутора часов, а ужин - около двух с половиной. Вечерняя трапеза действительно затягивалась дольше, чем дневная; в это время ели более основательно, и именно по вечерам жонглеры представляли фокусы, труверы читали стихи, паломники рассказывали о дальних странствиях.

Народы Европы - это одна из самых интересных и вместе с тем сложных тем в истории и культурологии. Понимание особенностей их развития, быта, традиций, культуры позволит лучше понять современные события, которые происходят в данной части света в самых различных областях жизни.

Общая характеристика

При всем многообразии населения, проживающего на территории европейских государств, можно говорить о том, что, в принципе, все они прошли один общий путь развития. Большинство государств сформировалось на территории бывшей Римской империи, которая включала в себя огромные пространства, от германских земель на западе до галльских областей на востоке, от Британии на севере до северной Африки на юге. Именно поэтому можно говорить о том, что все эти страны, при всей их несхожести, тем не менее сформировались в едином культурном пространстве.

Путь развития в раннем Средневековье

Народы Европы как национальности начали складываться в результате великого переселения племен, которое охватило материк в IV-V веках. Тогда в результате массовых миграционных потоков произошла коренная трансформация социальной структуры, которая существовала на протяжении веков в период древней истории, и оформились новые этнические общности. Кроме того, на образование национальностей оказало влияние и движение которые основали на землях бывшей Римской империи свои так называемые варварские государства. В их рамках и сложились народы Европы примерно в том виде, в каком они существуют на современном этапе. Однако процесс окончательного национального оформления пришелся на период зрелого Средневековья.

Дальнейшее складывание государств

В XII-XIII веках во многих странах материка начался процесс формирования национального самосознания. Это было время, когда сложились предпосылки для того, чтобы жители государств стали идентифицировать и позиционировать себя именно как определенную национальную общность. Первоначально это проявилось в языке и культуре. Народы Европы стали развивать национальные литературные языки, которые определяли их принадлежность к тому или иному этносу. В Англии, например, этот процесс начался очень рано: уже в XII веке известный писатель Д. Чосер создал свои знаменитые «Кентерберийские рассказы», которые заложили основу национального английского языка.

XV-XVI века в истории стран Западной Европы

Период позднего Средневековья и раннего нового времени сыграл решающую роль в формировании государств. Это был период становления монархий, оформление основных органов управления, формирования путей развития экономики, а, главное - формировалась специфика культурного облика. В связи с указанными обстоятельствами, традиции народов Европы были очень разнообразны. Они определялись всем ходом предшествующего развития. В первую очередь сказался географический фактор, а также особенности складывания национальных государств, которые окончательно оформились в рассматриваемую эпоху.

Новое время

XVII-XVIII века - это время бурных потрясений для западноевропейских стран, которые пережили довольно сложный период в своей истории в связи с трансформацией общественно-политической, социальной и культурной среды. Можно сказать, что в эти столетия традиции народов Европы прошли испытание на прочность не только временем, но и революциями. В эти века государства вели борьбу за гегемонию на материке с переменным успехом. XVI век прошел под знаком господства австрийских и испанских Габсбургов, следующее столетие - под явным лидерством Франции, чему способствовал факт установления здесь абсолютизма. XVIII век пошатнул ее положение во многом из-за революции, войн, а также внутриполитического кризиса.

Расширение сфер влияния

Следующие два столетия ознаменовались серьезными переменами в геополитической ситуации в Западной Европе. Это было связано с тем, что некоторые ведущие государства встали на путь колониализма. Народы, проживающие в Европе, освоили новые территориальные пространства, в первую очередь северо-, южноамериканские и восточные земли. Это существенно повлияло на культурный облик европейских государств. Прежде всего это касается Великобритании, которая создала целую колониальную империю, охватившую почти полмира. Это привело к тому, что именно английский язык и английская дипломатия стали влиять на европейское развитие.

Еще одно событие сильно отразилось на геополитической карте материка - две мировые войны. Народы, проживающие в Европе, оказались на грани уничтожения в результате опустошения, которое нанесли ей боевые действия. Разумеется, все это сказалось на том, что именно западноевропейские государства повлияли на начало процесса глобализации и создание общемировых органов по улаживанию конфликтов.

Современное состояние

Культура народов Европы в наши дни определяется во многом процессом стирания национальных границ. Компьютеризация общества, бурное развитие Интернета, а также широкие миграционные потоки поставили проблему стирания национальных самобытных черт. Поэтому первое десятилетие нашего столетия прошло под знаком решения вопроса о сохранении традиционного культурного облика этносов и национальностей. В последнее время, при расширении процесса глобализации, наблюдается тенденция к сохранению национальной самобытности стран.

Культурное развитие

Быт народов Европы определяется их историей, менталитетом и религией. При всем многообразии путей культурного облика стран можно выделить одну генеральную черту развития в этих государствах: это динамичность, практичность, целеустремленность процессов, которые происходили в разное время к науке, искусстве, политике, экономике и в обществе вообще. Именно на последнюю характерную особенность указывал известный философ О. Шпенглер.

История народов Европы характеризуется ранним проникновением в культуру светских элементов. Это определило столь бурное развитие живописи, скульптуры, архитектуры и литературы. Стремление к рационализму было присуще ведущим европейским мыслителям и ученым, что и обусловило бурный темп роста технических достижений. В общем, развитие культуры на материке определялось ранним проникновением светского знания и рационализмом.

Духовная жизнь

Религии народов Европы можно выделить в две большие группы: католицизм, протестантизм и православие. Первая является одной из наиболее распространенных не только на материке, но и во всем мире. Поначалу она была господствующей в западноевропейских странах, но потом, после Реформации, произошедшей в XVI веке, возник протестантизм. Последний имеет несколько ответвлений: кальвинизм, лютеранство, пуританизм, англиканская церковь и другие. Впоследствии на его основе возникли отдельные общности замкнутого типа. Православие распространено в странах Восточной Европы. Оно было заимствовано из соседней Византии, откуда проникло и на Русь.

Лингвистика

Языки народов Европы можно условно разделить на три большие группы: романская, германская и славянская. К первой принадлежат: Франция, Испания, Италия и другие. Их особенностями является то, что они сформировались под влиянием восточных народов. В Средние века эти территории подверглись вторжению арабов и турок, которое, несомненно, сказалось на складывании их речевых особенностей. Эти языки отличаются гибкостью, звучностью и певучестью. Недаром именно на итальянском языке написано большинство опер, и вообще, именно он считается одним из самых музыкальных в мире. Эти языки достаточно легки для восприятия и обучения; впрочем, грамматика и произношение французского могут вызвать некоторые затруднения.

Германская группа включает в себя языки северных, скандинавских стран. Эта речь отличается твердостью произношения и выразительным звучанием. Они более сложны для восприятия и обучения. Например, немецкий язык считается одним из самых сложных среди европейских языков. Скандинавская речь также характеризуется сложностью построения предложений и довольно трудной грамматикой.

Славянская группа тоже довольно трудна для освоения. Русский язык также считается одним из самых сложных для обучения. Вместе с тем, общепризнанным является мнение, что он очень богат по своему лексическому составу и смысловым выражениям. Считается, что обладает всеми необходимыми речевыми средствами и языковыми оборотами для передачи необходимых мыслей. Показательным является тот факт, что именно европейские языки в разные времена и столетия считались мировыми. Например, поначалу это были латинский и греческий, что было связано с тем обстоятельством, что западноевропейские государства, как уже было сказано выше, сформировались на территории бывшей Римской империи, где оба были в ходу. Впоследствии большое распространение получил испанский в связи с тем, что в XVI веке Испания стала ведущей колониальной державой, и ее язык распространился на другие континенты, в первую очередь в Южную Америку. Кроме того, это было связано с тем, что австро-испанские Габсбурги являлись лидерами на материке.

Но впоследствии ведущие позиции заняла Франция, которая к тому же также вступила на путь колониализма. Поэтому французский язык распространился на другие континенты, в первую очередь на Северную Америку и Северную Африку. Но уже в XIX веке стала господствующим колониальным государством, что и определило главную роль английского языка по всему миру, что и сохраняется в наши. Кроме того, этот язык очень удобен и прост при общении, его грамматическая структура не так сложна, как, например, у французского, а в связи с бурным развитием Интернета в последние годы английский сильно упростился и сделался почти разговорным. Например, многие английские слова в русском звучании вошли в обиход в нашей стране.

Менталитет и сознание

Особенности народов Европы следует рассматривать в контексте их сравнения с населением Востока. Этот анализ был проведен еще во втором десятилетии известным культурологом О. Шпенглером. Он отметил, что для всех европейских народов характерна что и обусловило бурное развитие в разные века техники, технологий и промышленности. Именно последнее обстоятельство определило, по его мнению, тот факт, что они очень быстро встали на путь прогрессивного развития, стали активно осваивать новые земли, улучшать производство и так далее. Практический подход стал залогом того, что эти народы достигли больших результатов в деле модернизации не только экономической, но и общественно-политической жизни.

Менталитет и сознание европейцев, по словам того же ученого, испокон веков были направлены на то, чтобы не только изучить и познать природу и окружающую их действительность, но и на активное использование результатов этих достижений на практике. Поэтому мысли европейцев всегда были нацелены не только на получение знаний в чистом виде, но и на то, чтобы использовать их в преобразовании природы для своих нужд и улучшения условий бытия. Разумеется, вышеуказанный путь развития был характерен и для других регионов мира, однако именно в Западной Европе он проявился с наибольшей полнотой и выразительностью. Некоторые исследователи связывают такое деловое сознание и практически направленный менталитет европейцев с особенностями географических условий их проживания. Ведь большинство невелики по размеру, и поэтому для достижения прогресса народы, населяющие Европу, пошли по т. е. ввиду ограниченности природных ресурсов стали разрабатывать и осваивать различные технологии для улучшения производства.

Характерные черты стран

Обычаи народов Европы весьма показательны для понимания их менталитета и сознания. Они отражают их и приоритеты. К сожалению, очень часто в массовом сознании формируется образ той или иной нации по чисто внешним атрибутам. Таким образом накладываются ярлыки на ту или иную страну. Например, Англия очень часто ассоциируется с чопорностью, практичностью и исключительной деловитостью. Французы очень часто воспринимаются как веселый светский и открытый народ, непринужденный в общении. Итальянцы или, например, испанцы представляются очень эмоциональной нацией с бурным темпераментом.

Однако народы, населяющие Европы, имеют очень богатую и сложную историю, которая наложила глубокий отпечаток на их жизненные традиции и быт. Например, тот факт, что англичане считаются домоседами (откуда и пошла поговорка «мой дом - моя крепость»), несомненно, имеет глубокие исторические корни. Когда в стране шли ожесточенные междоусобные войны, по-видимому, и сформировалось представление о том, что крепость или замок какого-нибудь феодала является надежной защитой. У англичан, например, есть еще один интересный обычай, который также восходит к эпохе Средних веков: в процессе парламентских выборов победивший претендент буквально с боем пробирается к своему месту, что является своеобразной отсылкой к тому времени, когда шла ожесточенная парламентская борьба. Также до сих пор сохранился обычай сидеть на мешке с шерстью, так как именно текстильная промышленность дала толчок к бурному развитию капитализма в XVI веке.

У французов же до сих пор сохранилась традиция к стремлению особенно выразительно обозначать свою национальную принадлежность. Это связано с их бурной историей, особенно это относится к XVIII веку, когда страна пережила революцию, наполеоновские войны. В ходе этих событий народ особенно остро почувствовал свою национальную идентичность. Выражение гордости за свое отечество также является давним обычаем французов, что проявляется, например, при исполнении "Марсельезы" и в наши дни.

Население

Вопрос о том, какие народы населяют Европу, представляется очень сложным, особенно ввиду бурных миграционных процессов в последнее время. Поэтому в данном разделе следует ограничиться лишь небольшим обзором на данную тему. При описании языковых групп выше уже говорилось о том, какие этнические группы населяли материк. Здесь же необходимо обозначить еще несколько особенностей. Европа стала ареной еще в раннем средневековье. Поэтому этнический состав ее чрезвычайно пестр. Кроме того, в свое время на ее части господствовали арабы и турки, которые наложили свой отпечаток. Однако все же необходимо указать на список народов Европы с запада на восток (в данном ряду перечисляются только наиболее крупные нации): испанцы, португальцы, французы, итальянцы, румыны, немцы, скандинавские этносы, славяне (белорусы, украинцы, поляки, хорваты, сербы, словенцы, чехи, словаки болгары, русские и другие). В настоящее время особенно остро стоит вопрос о миграционных процессах, которые грозят изменить этническую карту Европы. Кроме того, процессы современной глобализации и открытость границ грозят размыванию этнических территорий. Этот вопрос сейчас является одним из главных в мировой политике, поэтому в ряде стран обозначилась тенденция к сохранению национальной и культурной обособленности.

В целом быт и повседневная жизнь крестьян определялись уровнем развития хозяйства и степенью их эксплуатации. Большинство исследователей сходится на том, что крестьянская жизнь в средние века была балансированием на грани голодной смерти. Отсюда – бедность, наличие только самого необходимого. Жилища, пища, одежда, утварь были простыми, созданными обычно своим трудом; покупали мало.

Преобладающей формой крестьянского поселения оставалась деревня. Даже там, где были распространены выселки, хутора, они тяготели к более крупному поселку как административному, религиозному, экономическому центру. В нем вершились общинные и вотчинные дела, была церковь, нередко - торжище, куда свозились оброки. Насчитывали деревни обычно не более 200-400 человек. Усадьба, крестьянский двор - сложный комплекс, включавший в себя дом и другие строения, сад, огород, небольшие земельные участки. При этом трудовая деятельность крестьянина, даже крепостного, в его дворе никем не регламентировалась.

Хозяйственный подъем ХII-ХIII вв. отразился и на сельском домостроительстве. Прежние землянки и полуземлянки повсеместно сменяются наземными домами. Преобладали так называемые однокамерные дома (одна жилая комната с печью и холодным тамбуром). Из-за нехватки в Западной Европе строительного леса стены домов делали из деревянного каркаса, забутованного битым камнем и глиной. Но фундаменты с ХII в. уже повсеместно были каменными. Покрывали крышу домов соломой, камышом, дранкой. Лишь богатые крестьяне могли позволить себе двухкомнатные дома, полностью сложенные из камня. Недостаток леса на западе особенно обострился после "великих расчисток". А ведь лес нужен был еще на дрова. Окон в домах нередко не было, а небольшие отверстия в холодное время затыкали соломой. Печи с дымоходами были у богатых, остальные довольствовались курным способом топки. Готовили пищу и согревались от очагов.

Территории деревень обычно обносились изгородями, прежде всего для охраны скота от хищников. Строить более мощные укрепления было привилегией лишь феодалов.

О санитарном состоянии средневековых деревень данных мало.. Из предметов личной гигиены чаще встречаются костяные гребни. Бриться могли маленькими тонкими ножами с тупыми концами. Посуду с пригоревшей пищей обычно выбрасывали, ибо глиняная посуда изготавливалась практически в каждой деревне и была столь же непрочной, сколь и дешевой. Ее обломками буквально усеяны все исследованные археологами поселения.

В пище крестьян преобладали овощи (особенно бобовые, капуста), дикие фрукты и коренья, вареное зерно, рыба. Трудности обмолота зерна, малочисленность мельниц и хлебных печей, баналитеты на их использование предопределяли редкость хлеба и преобладание каш и похлебок в рационе крестьян. Хлеб, особенно белый, давали больным. Мясо употребляли только по праздникам. На питание влияли и церковные ритуалы, посты и праздники, когда было принято есть мясо. Охоту и рыбную ловлю ограничивали феодальные запреты. Все это делало крестьянское меню весьма однообразным и ограниченным.

Крестьянская семья обычно состояла из родителей с неженатыми детьми и насчитывала 4-5 человек. Невеста должна была приносить приданое (обычно это было движимое имущество: одежда, постельное белье, хозяйственная утварь или деньги). Жених также делал подарок (в зависимости от размера своего имущества или приданого невесты). Но делал этот подарок обычно уже в качестве мужа, то есть наутро после свадьбы (так называемый "утренний дар"). Жена обычно находилась под покровительством мужа, который мог применять и телесные наказания ("не до крови"). Еще большей была его власть над детьми. Имущественные сделки осуществлялись с согласия обеих супругов. Уравнивал мужа и жену в деревне труд. При пахоте плуг держал и направлял взрослый мужчина, подростки правили тягловым скотом и чистили плуг. На мужчин возлагалась и забота о тягловых животных. За остальным домом ухаживали женщины, хотя общинный скот обычно пасли мужчины. На жатве чаще были заняты женщины, на косьбе - мужчины. Обмолачивали урожай мужчины и женщины совместно. Судя по миниатюрам ХIII-ХIV вв., в корчевании пней при расчистках вместе с мужчинами участвовали и женщины.

Связь жителей деревни с внешним миром была ограничена. Быт носил замкнутый, патриархальный характер. Все интересы крестьян концентрировались в родной деревне, были связаны отношениями с соседями, своим и соседними сеньорами. Феодальный обычай запрещал крестьянам носить оружие. По той же причине были запрещены и вооруженные столкновения крестьян между собой. На поведении крестьян сказывалась и двойственность их положения. С одной стороны они зависели и от феодала - собственника земли, и от общинных распорядков. Причем эти распорядки служили некоей гарантией стабильности крестьянских хозяйств. С другой стороны, крестьяне имели наделы, вели индивидуальное хозяйство. И постепенно их частные интересы входят в противоречие не только с интересами их сеньоров, но и с авторитетом общин.

Важным элементом общественной и духовной жизни крестьянства были церковь и приходский священник. Местная, приходская церковь была общественным центром в деревне, при ней создаются различные братства не только для религиозных целей, но и для починки дорог, охраны полей и т.п. До активной внутренней колонизации и усиления связей с городскими рынками в ХI-ХIII в. приходский священник был основным советчиком и авторитетом у крестьян.