» » Функции приставок в сочетании с глаголами движения. Правописание глаголов Глаголы с приставкой надо примеры русский язык

Функции приставок в сочетании с глаголами движения. Правописание глаголов Глаголы с приставкой надо примеры русский язык

63. В окончании 2-го лица единственного числа глаголов пишется -шь: учишь , учишь ся .

64. Личные окончания глаголов I спряжения: -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют); II спряжения: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) .

Когда личные окончания находятся под ударением, тогда бывает ясно, что́ писать: -ешь или -ишь , -ут или -ат и т.д. Чтобы не сделать ошибки в правописании глаголов с неударяемыми личными окончаниями, нужно запомнить, что из числа таких глаголов имеют окончания II спряжения: 1) глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить ; 2) одиннадцать следующих глаголов: гнать, держать, дышать, слышать, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть , а также производные от них. Остальные глаголы имеют окончания I спряжения.

Исключение. Глагол брить — I спряжения, хотя и оканчивается на -ить: бреешь , бреют .

Примечание 1. Полезно запомнить: они гоня т, держа т, дыша т, слыша т, вертя т, видя т, завися т, ненавидя т, обидя т, смотря т, терпя т .

Глагол хотеть в единственном числе — I спряжения, а во мн. ч. — II спряжения: хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят .

Примечание 2. О том как писать безударные окончания в глаголе с приставкой вы- , надо судить по бесприставочному глаголу: выспи шься — спи шь, выпье шь — пьё шь .

Примечание 3. Наряду с формой стлать (постилать, разостлать и т. д.) имеется разговорная форма стелить (постелить, расстелить и т. п.) Личные окончания употребляются только от формы стлать , т. е. I спряжения: стелешь (постелешь, расстелешь ), стелет (постелет, расстелет ), ... стелют (постелют, расстелют ).

65. В личных окончаниях глаголов I спряжения после шипящих под ударением вместо о пишется ё(е): влечё т , жжё т .

66. Окончания неопределённой формы глаголов: -ть, -чь, -ти, -ться, -чься, -тись.

Отличать окончания неопределённой формы -ться от окончаний 3-го лица -тся помогают вопросы: неопределённая форма отвечает на вопрос что делать? (или сделать?), а 3-е лицо — на вопросы что делает? (или сделает? сделают?) что что делается?

Например: Товарищ хочет (что делать?) учиться . Он думает (что сделать?) заняться математикой . Он (что сделает?) займётся математикой .

67. В повелительном наклонении после согласных пишется ь: сядь , отрежь , съешь . Буква ь остаётся и во мн. ч.: сядь те, отрежь те , съешь те , а также — перед -ся: брось брось ся , намажь намажь ся .

Исключение. От глагола лечь повелительное наклонение ля г , ля гте .

68. В неопределенной форме и в прошедшем времени суффиксы -ова-, -ева- пишутся тогда, когда в 1-м лице глагол оканчивается на -ую, -юю: беседо вать (беседую) , горе вать (горюю) , вое вать (воюю) ; если же 1-е лицо оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на а, то в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется ы, и: рассказы ваю — рассказывать , рассматри ваю — рассматривать ; при ударении на а пишется -еваю, -евать: одоле ва́ть — одоле ва́ю, наде ва́ть — наде ва́ю и т. п.

Глагол - одна из самых непростых в изучении и написании частей речи, имеющихся в русском языке. Самой сложной орфограммой в данной теме считается правописание окончаний глаголов в безударной позиции. Их правильное написание зависит от такого понятия, как спряжение.

Что такое спряжение?

Спряжение - это лингвистический термин, обозначающий изменение лица и числа глагола. Иными словами, это тот набор личных окончаний, который приобретает слово при изменении лица и числа. К счастью обучающихся, в русском языке всего два типа спряжения. Какой бы глагол из нескольких миллионов существующих ни был взят для примера, при изменении он будет приобретать флексии:

  • У/Ю, ЕШЬ, ЕТ в единственном числе и ЕМ, ЕТЕ, УТ/ЮТ во множественном.
  • У/Ю, ИШЬ, ИТ, в единственном числе и ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ во множественном.

Проспрягаем глагол спать: я спл-ю, мы сп-им, ты сп-ишь, вы сп-ите, он сп-ит, они сп-ят . Его окончания при изменении показывают, что он относится ко второму спряжению. Другое слово - жить. Я жив-у, мы жив-ем, ты жив-ешь, вы жив-ете, он жив-ет, они жив-ут . Следовательно, это глагол первого спряжения.

Приставка вы- и спряжение глагола

Глаголы, имеющие приставку, относятся к тому же спряжению, что и однокоренные к ним бесприставочные. Эта информация очень важна для слов с приставкой вы- , которая имеет свойство "оттягивать" на себя ударение. Например, чтобы определить спряжение слова вылетит , нужно убрать приставку, и получится глагол летит с ударным личным окончанием, который относится ко второму спряжению.

Таким образом, на принадлежность к тому или иному спряжения указывают окончания глаголов в личных формах, находящиеся под ударением. Но как поступить, если ударным оказывается не окончание, а основа слова? Ведь в этом случае нужная буква слышна неотчетливо, она находится в слабой позиции, и можно допустить ошибку. На помощь приходит правило.

Как определить спряжение, если личное окончание безударно?

Чтобы определить, к какому из двух имеющихся в русском языке типов спряжения относится глагол, если ударение падает не на окончание, а на основу, нужно образовать начальную форму слова. Эта форма называется инфинитивом и к ней можно задать вопросы что делать? (совершенный вид) и что сделать? (несовершенный вид). Далее следует посмотреть, на что оканчивается полученное слово, и применить правило. Иными словами, безударные окончания глаголов можно написать правильно только в том случае, если определить их спряжение.

Ко 2 спряжению принадлежат глаголы, имеющие безударные личные окончания, которые в форме инфинитива оканчиваются на -ить .

К 1 спряжению принадлежат глаголы с личными окончаниями в безударной позиции, которые в инфинитиве оканчиваются на любые буквы, кроме -ить . Это могут быть комбинации -еть, -ать, -оть, -ть, -чь и многие другие.

Например, слово мечтаешь . Ударение падает не на окончание, а на основу слова. Для определения спряжения ставим глагол в форму инфинитива: что делать? - мечтать . Оканчивается на -ать. Значит, этот глагол относится к 1 спряжению, и, изменяясь по лицам и числам, он будет принимать соответствующие окончания.

Пилишь. Образуем начальную форму - пилить . На конце слова -ить , следовательно, это глагол второго спряжения, и набор личных окончаний будет соответствующим.

Итак, чтобы правильно написать гласные в окончаниях глаголов в безударной позиции, нужно поставить слово в форму инфинитива и в зависимости от того, на что оно оканчивается, определить спряжение. Кажется, все просто. Но если бы в русском языке на каждое правило не приходился бы десяток исключений, он не считался бы одним из сложнейших в изучении языков мира. И в простом правиле о спряжении тоже есть коварные слова-исключения.

Глаголы-исключения

Исключения - это те слова, которые не подчиняются общему правилу. В правиле о спряжении есть 14 глаголов-исключений, которые необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок в написании.

Есть 7 слов на -еть, которые, изменяясь по лицам и числам, принимают окончания глаголов 2 спряжения: это слова обидеть , зависеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, видеть . Например, слово терпеть принимает такие окончания: я терплЮ, мы терпИМ, ты терпИШЬ, вы терпИТЕ, он терпИТ, они терпЯТ.

4 глагола на -ать , которые тоже спрягаются не в соответствии с правилом и имеют личные окончания 2 спряжения: гнать , слышать, держать, дышать . Я слышУ, мы слышИМ, ты слышИШЬ, вы слышИТЕ, он слышИТ, они слышАТ .

И наконец, 3 глагола на -ить - стелить, брить и зиждиться - имеют личные окончания глаголов 1 спряжения: я стелЮ, мы стелЕМ, ты стелЕШЬ, вы стелЕТЕ, он стелЕТ, они стелЮТ .

Окончания этих 14 глаголов нужно знать на память, потому что они не подчиняются общему правилу.

Разноспрягаемые глаголы

Примечательно, что есть в русском языке 2 интересных глагола, которые называют разноспрягаемыми, потому что, при изменении лица и числа, они приобретают в некоторых формах окончания первого спряжения, а в других - второго, не подчиняясь никаким правилам. К счастью, их личные окончания ударны, поэтому ошибок в их написании не возникает. Но все же их нужно запомнить. Это глаголы хотеть и бежать . При их спряжении получается следующая картина.

Хотеть: я хочУ, мы хотИМ, ты хочЕШЬ, вы хотИТЕ, он хочЕТ, они хотЯТ (в единственном числе глагол изменяется по типу 1 спряжения, во множественном - по типу второго). Бежать: я бегУ, мы бежИМ, ты бежИШЬ, вы бежИТЕ, он бежИТ, они бегУТ (в форме 3 лица множественного числа глагол имеет окончание 2 спряжения, во всех остальных формах - окончания, свойственные 1 спряжению).

Алгоритм выбора окончания глаголов

Итак, правописание окончаний глаголов подчиняется довольно простому и логичному правилу, важно просто понять его. Чтобы правильно писать окончания глаголов, необходимо уметь определять их спряжение. Для этого следует использовать четкий алгоритм.

1. Посмотреть, куда падает ударение: на окончание или на основу слова (не забываем про коварную приставку вы : если она есть, необходимо определять спряжение по бесприставочному синониму).

2. Если ударение падает на личное окончание, то по нему и определяется спряжение, в соответствии с правилом.

3. Если ударной оказывается основа, то необходимо поставить глагол в форму инфинитива. Важными будут три последние буквы образованной формы.

  • Глагол оканчивается на -ить (кроме трех исключений), значит, он второго спряжения. Сюда же отнесем 7 глаголов, оканчивающихся на -еть, и 4 глагола на -ать .
  • Глагол в начальной форме оканчивается на любые другие буквы (кроме вышеперечисленных 11 глаголов), значит, он спрягается по типу первого спряжения. Добавим сюда 3 глагола-исключения на -ить.

4. Глаголы хотеть и бежать - разноспрягаемые, их нельзя отнести ни к первому спряжению, ни ко второму, и эту особенность нужно просто запомнить.

Подведем итоги

Правописание окончаний глаголов требует знания правил и применения четкого алгоритма. Главное - правильно определить, к какому из двух спряжений относится слово, и в зависимости от этого написать нужную букву в безударном личном окончании. Глаголы коварны, среди них есть множество исключений, которые не желают подчиняться общим правилам, но внимание к слову и применение несложного правила помогут избежать многих ошибок!

В этой статье мы рассмотрим функции приставок в сочетании с глаголами движения. Глаголы движения сами по себе непростая тема, а большое количество приставок усложняет ее еще больше. Но всегда стоит помнить, что язык логичен, и все в нем имеет свой смысл. Если вы еще не выучили все пары глаголов движения и не практиковали их до автоматизма, то разбирать тему "приставки + глагол движения" лучше на одном-двух глаголах.

Итак, рассмотрим, как приставки меняют значение глаголов. В описании мы используем слово "объект". Это может быть что угодно, что как-то участвует в нашем движении или является его свидетелем: дом, гора, мост и так далее.

Приставка В -, ВО - означает:
движение внутрь объекта либо движение вверх (с определенными глаголами).

Ученик вошел в класс (глагол "идти")
Трактор въехал на гору (глагол "ехать")

Приставка ВЗ - (ВС -, ВЗО -) означает движение вверх.

Мы должны взойти на эту гору (глагол "идти")

Приставка ВЫ - означает:
движение изнутри объекта;
отсутствие (при условии, что вскоре субъект вернется обратно);
отправление (при условии, что мы знаем время отправления).

Ученик вышел из класса (глагол "идти")
Мужчина вышел покурить (глагол "идти")
Мы выезжаем через десять минут (глагол "ехать")

Приставка ПРИ - означает достижение цели.

Мы приехали на море (глагол "ехать")

Приставка ПРО - означает:
сквозное движение;
движение мимо чего-то;
количественный результат движения.

Чтобы попасть на рынок, нужно пройти два квартала (глагол "идти")
Не проходите мимо (глагол "идти")
За день мы прошли больше двадцати километров (глагол "идти)

Приставка ПЕРЕ - означает перемещение с одного места на другое. А также совершенное непродолжительное действие, описывающее движение.

Он перешел через мост (с одного берега на другой) (глагол "идти")

Приставка ПО - означает начало движения или намерение совершить движение в будущем.

Утром я проснусь и пойду на работу (глагол "идти")
Летом мы поедем на море (глагол "ехать")
Перед сном полезно походить на свежем воздухе (глагол "ходить")

Приставка У- означает удаление на довольно продолжительное время, надолго.
Мне надоела вечеринка и я ушел домой (глагол "идти")

Приставка ПОД - (ПОДО -) означает приближение (при условии, что преодолено маленькое расстояние)
Парень подошел к девушке и пригласил танцевать (глагол "идти")

Приставка ОТ - (ОТО -) означает удаление (при условии, что преодолено маленькое расстояние).
Когда начался дождь, мы отошли под дерево (глагол "идти")

Приставка ДО - означает движение до конкретного места.
Была сильная гроза, я кое-как дошел до дома (глагол "идти").

Приставка ЗА - означает:
движение, вследствие которого субъект оказывается за чем-то (позади чего-то);
движение с остановкой;
перемещение в какое-то место ненадолго.

Он зашел за угол и понял, что заблудился (глагол "идти")
По дороге домой я зашел в магазин и купил хлеб (глагол "идти")
Заходите к нам в гости (глагол "ходить")

Приставка О - (ОБ -, ОБО -) означает:
движение вокруг;
покрытие движением всего объекта;

Он обошел вокруг дома в поисках ключей (глагол "идти")
Во время прогулки мы обошли весь парк (глагол "идти")

Приставка С - (СО -) означает:
движение вниз. Используется в сочетании с окончаниями -СЯ, -СЬ;
совершенное движение туда и обратно.

К вечеру мы сошли с холма (глагол "идти")
Я сходил в магазин за молоком (глагол "ходить")

Приставка РАЗ - (РАС -, РАЗО -) означает движение в разные стороны. Используется в сочетании с окончаниями -СЯ, -СЬ.
Уже поздно, время расходиться по домам (глагол "ходить").

1. Ударные личные окончания пишутся в соответствии с произношением, например: 1) везёшь, везут; поёт, поют; бережёт; печём (I спряжение); 2) летит, летят; молчит, молчат (II спряжение).

Написание глаголов с безударными личными окончаниями определяется по спряжению.

Ко II спряжению относятся:

а) глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить (строить, строиться, носить, носиться)-,

б) 11 глаголов-исключений: гнать, держать, дышать, слышать, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, а также производные от них (выгнать, задержаться, увидеться и т. п.).

Остальные глаголы с безударными окончаниями - I спряжения, например: колоть - колют, бороться - борются, рыть - роют, веять - веют и т. д.

Исключения: глаголы брить и зиждиться относятся к I спряжению бреешь, бреют; зиждется, зиждутся .

Примечания: 1. О том, как писать окончания глаголов с приставкой вы- , надо судить по бесприставочному глаголу, например: выспишься - спишь, выльешь - льёшь и т. п.

2. Наряду с формой стлать (постлать, разостлать и т. п.) имеется разговорная форма стелить (постелить, расстелить и т. п.). Личные окончания употребляются только от формы стлать , т. е. от формы I спряжения: стелешь (постелешь, расстелешь, постелешься), стелет (постелет, расстелет, постелется), стелют (постелют, расстелют, постелются).

2. Буква ь пишется:

а) в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопрос что делать? или что сделать? , например: Товарищ хочет (что делать?) учиться (сравните: Товарищ (что делает?) учится в институте). Ему надо (что сделать?) заняться математикой (ср.: Он (что сделает?) займётся математикой);

б) в окончаниях 2-го лица единственного числа, например: учишь, учишься;

в) в повелительном наклонении после согласных, например: брось, бросься, бросьте, бросьтесь; отрежь, отрежьте. (Форма повелительного наклонения от глагола лечь - ляг, лягте .)

3. Следует различать формы 2-го лица множественного числа глаголов I спряжения изъявительного и повелительного наклонений: в изъявительном наклонении пишется -ете , в повелительном - -ите , например: 1) Когда выйдете на дежурство, проверьте журнал посещаемости (выйдете - изъявительное наклонение). - Выйдите завтра на дежурство (выйдите - повелительное наклонение).

Примечание. В глаголах II спряжения во 2-м лице множественного числа пишется -ите и в повелительном, и в изъявительном наклонении, например: Посмотрите новый кинофильм. - Когда вы его посмотрите?

4. В основах глаголов прошедшего времени перед суффиксом пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределённой форме, например: слышал (слышать), видел (видеть), клеил (клеить), сеял (сеять).

5. В неопределённой форме и форме прошедшего времени глагола пишется суффикс -ова- (ева) , если глагол в 1-м лице настоящего вдемени оканчивается на -ую - -юю , например: проповедова ть (проповедую), беседова ть (беседую), ночева ть (ночую), горева ть (горюю). Если же в форме 1-го лица единственного числа глагол оканчивается на -ываю - -иваю , то в неопределённой форме и форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ыва- - -ива- , например: докладыва ть (докладываю), учитыва ть (учитываю), рассматрива ть (рассматриваю), настаива ть (настаиваю).

Примечание. Глаголы с суффиксами -ова- - -ева-, -ыва- - -ива- надо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва- , например: запева ть, налива ть, подава ть. Перед суффиксом -ва- пишется та гласная, которая есть в корне глагола (т. е. без суффикса -ва- ): запеть, налить, подать. Но: затмевать (хотя затмить), застревать (хотя застрять), разевать (хотя разинуть).

279. Спишите, образуя от данных глаголов формы 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени. Поставьте ударение, укажите вид глагола и спряжение, обозначьте личные окончания.

Бросать - броса[ют] (несов. в., I спр.) - бросить - брос[ят] (сов. в., II спр.), обидеть, обижать, утешиться, утешаться, зависеть, гнать, гонять, слышаться, слушаться, дышать, встретить, встречать, лаять, расклеить, просеять, молоть, стлаться, расстилаться.

280. Выпишите глаголы с пропущенными буквами, объясняя графически выбор окончания.

Образец: стро[ят] (II спр.).

I. 1) Блёкн..т травы. Дремл..т хаты. 2) В лицо мне дыш..т свежая трава. 3) А во ржи дорога стел..тся. 4) И, глубокие, бездонные, так и пыш..т синевой небеса разоблачённые над моею головой. 5) Понапрасну травушка измята в том саду, где зре..т виноград. 6) С молодыми гармонистами соловьи завод..т спор. 7) И ласточки крыльями маш..т, и топ..тся чья-нибудь печь. 8) Он стоит и каждый кустик слыш..т, каждый камень вид..т впереди... Ничего особого не пиш..т, только пиш..т: «Люба, подожди».

(М. Исаковский)

II. 1) Ночь стел..т тень и влажный берег студ..т, ночь тян..т вдаль свой невод золотой - и скоро блеск по-меркн..т и убуд..т. 2) На Альпы к сумеркам нисход..т облака. 3) Целый день печ..т дорожки солнце. 4) Ветер вдаль меня влеч..т, звонко песнь мою разнос..т. 5) За дверью у соседа стуч..т часы и кап..т с окон лёд. 6) Проход..т облака всё выше и нежней, а ветер суш..т сад и мягко в окна ве..т. 7) Скоро гром смелее грян..т, жутким блеском даль заж..тся.

(И. Бунин)

281. Спишите. Глаголы, данные в скобках, поставьте в форме повелительного наклонения. Объясните употребление буквы ь .

1) Туман начинает клубит(?)ся над рекой. (Пауст.) 2) Городок начал ей даже нравит(?)ся. (Пауст.) 3) Не старе..т твоя красота, разг..рает(?)ся только сильней. (Твард.) 4) Ты идёш(?) по земле молодой - зелене..т трава за тобой. (Твард.) 5) Нет! Где дело идёт о народе, там я первый увлеч(?)ся готов. (Н.) 6) Довольно бар вы тешили, (потешить) мужиков. (Н.) 7) Помалкивайте, (кланяться), да не (перечить) хворому, мы вас возн..градим. (Н.) 8) И скажу я без утайки, приведись мне там и..ти, я хотел бы к той хозяйке постучат(?)ся на пути, попросить воды напит(?)ся... (Твард.)

282. Замените описательные обороты речи синонимическими глаголами в повелительном наклонении (обязательно с ь ).

1) Сделайте приготовление к производству опытов. - Приготовьтесь к производству опытов. 2) Немедленно наведите справку о времени отхода поезда. 3) Определите массу этого минерала. 4) Зря не заводите споров. 5) Снимите пальто.

283. Составьте с каждым данным глаголом по два предложения: в первом он должен входить в составное глагольное сказуемое (в неопределённой форме), во втором - употребляться как простое глагольное сказуемое (в форме 3-го лица настоящего или будущего простого времени). Запишите предложения. Подчеркните -тся и -ться .

Образец. Тебе эта книга может пригодиться .- Тебе эта книга пригодится .

Увидеться, двинуться, отправиться, бояться, вернуться, заботиться, справиться, окунуться, столкнуться, включиться, подивиться, встретиться, возвратиться, удаться.

284. Спишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме.

1) Чуть брезжит(?)ся. Ни один листок не колышет(?)ся. 2) Надо скорей собират(?)ся на рыбную ловлю. 3) Необходимо хорошо подготовиться к походу. Неплохо бы захватить с собой плащ-палатку: она может пригодит(?)ся в пути. Пригодит(?)ся в лесу и топорик. 4) До туристской базы можно добрат(?)ся и поездом, и теплоходом. Лучше всё-таки отправит(?)ся на теплоходе: перед ужином удаст(?)ся ещё выкупат(?)ся. 5) Местность кругом нам очень нравиться, да разве может она не понравит(?)ся: лес, река, обилие грибов и ягод. 6) Туристы, ушедшие в поход, обещали вернут(?)ся к вечеру, но они задержат(?)ся, не вернуться вовремя. 7) Чувствует(?)ся, что гроза надвигает(?)ся. Удаст(?)ся ли им возвратит(?)ся до дождя?

285. Спишите, ставя глаголы в нужной личной форме настоящего времени. Укажите спряжение каждого глагола.

I. 1) Зрители (смотреть) с интересом новый фильм. 2) (Дуть) ветры яростные, (гнать) лодки парусные. (Маяк.) 3) Зной (палить) и (пыхать). (Даль) 4) Чуть (колыхаться) войлок юрты. (Пришв.) 5) Дворники на тротуаре (колоть) лёд. 6) Озими (стлаться), ровно Дунай. (Даль)

II. 1) Косой и назойливый дождик так и (хлестать) в лицо. (Стан.) 2) Клубы дыма (стлаться) над рейдом. (Стан.) 3) Море (дышать) бодрящей свежестью. (Нов.-Пр.) 4) (Бороться) с волнами и ветром упорные моряки. 5) Утро тихое и туманное. (Ползти), (двигаться) белые призраки, (прятаться) в море. (Нов.-Пр.) 6) Руки мои крепко (держаться) за железный трап рубки. Море (грохотать). Я мокрый до последней нитки, но уходить вниз не (хотеться). (Нов.-Пр.) 7) Какие-то шаги (слышаться). (М.-С.) 8) Твёрдое дерево плохо (пилиться). (Т. С.) 9) Солнце (резать) глаза. (Ч.) 10) (Махать) крыльями мельница. (Ч.) 11) Тревожно (плескаться) и (кричать) гуси и лебеди. (А. Б.) 12) (Дремать) бор сосновый. (В. Бр.) 13) С шумом на белые камни чёрные волны (находить). (В. Бр.) 14) Сладко (таять) на поляне вешний снег. (В. Бр.) 15) В сгущающихся сумерках (реять) снежинки (Нов.-Пр.)

286. Прочитайте отрывок из стихотворения В. Солоухина. Какое значение имеет форма глагола 2-го лица единственного числа в тексте? Найдите выразительные средства языка. Какова их роль в тексте?

      Бывает так: в неяркий день грибной
      Зайдёшь в лесные дебри ненароком,
      И встанет лес игластою стеной,
      И загородит нужную дорогу.

      Я не привык сторонкой обходить
      Ни гордых круч, ни злого буерака.
      Коль начал жить, так прямо надо жить,
      Коль в лес пошёл, так не пугайся мрака.

      Всё мхи да топь, куда ни поверни;
      Где дом родной, как следует не знаю.
      И вот идёшь, переступая пни
      Да ельник грудью прямо разрывая.

      Потом раздвинешь ветви, и в лицо
      Ударит солнце, тёплое, земное.
      Поляна пахнет мёдом и пыльцой,
      Вода в ручье сосновой пахнет хвоей.

287. Спишите, обозначая графически выбор орфограмм.

I. 1) Вы пиш..те красиво и грамотно. Пиш..те мне чаще. 2) Вспомн..те стихотворение А. С. Пушкина «Чаадаеву». Когда вспомн..те, то прочтите. 3) Вынес..те из комнаты лишние вещи. Когда вынес..те вещи, скажите мне об этом. 4) Как только выйд..те из лесу, увид..те поле. Выйд..те на несколько минут из комнаты: её надо проветрить. 5) Выбер..те из этих статей материал, нужный для доклада. Когда выбер..те, приступайте к оформлению доклада.

II. 1) Стукн..те мне в окно, когда пойдёте на рыбалку. Когда вы стукн..те, я мигом соберусь. 2) Выскаж..те всё, что вы дума..те об этом деле. Если вы всё выскаж..те, то стан..те спокойнее. 3) Выпиш..те из текста определения. После того как вы их выпиш..те, выбер..те из них наиболее яркие эпитеты. 4) Прыгн..те на лыжах с этого трамплина. Когда вы прыгн..те, почувствуете большое удовольствие. 5) Если буд..те в Ялте, обязательно посетите домик Чехова.

288. Употребите данные глаголы в форме прошедшего, а затем настоящего или будущего времени. Спишите, подчёркивая в неопределённой форме и в прошедшем времени глагольный суффикс, а в настоящем и в будущем времени - личные окончания. Устно составьте с каждой формой глагола предложения.

I. Видеть - видел - видит, обидеть - обидел - обидит ; ненавидеть, сеять, веять, реять, таять, лаять, чуять, лелеять, каяться, маяться, надеяться, затеять, слышать.

II. Цепенеть - цепенел - цепенеет ; одеревенеть, окостенеть, обледенеть, остолбенеть.

289. Спишите. Подчеркните глаголы прошедшего времени одной чертой, настоящего - двумя.

1) Лёд та..т. Снег раста..л. 2) В небе ре..т орёл. Он далеко вид..т кругом. Вот увид..л внизу зайца и камнем рухнул вниз. 3) Тихон полностью завис..т от своей матери Кабанихи. Тихон завис..л от своей матери. 4) На улице громко ла..т собачонка. Она пола..ла, пола..ла и замолчала. 5) Осторожно пробирается заяц, слыш..т каждый шорох, издалека чу..т опасность. Услыш..л, как хрустнула ветка, почу..л недоброе, притаился.

290. Прочитайте. Определите стилевую принадлежность текста. Найдите случаи употребления форм настоящего и будущего времени для изображения картин прошлого. Подберите к этим глаголам синонимичные формы. Сравните их изобразительные возможности. Какие ещё выразительные средства языка используются в этом тексте?

Сад у тётки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом - крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, - ветви лип обнимали его, - был он невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, - так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени. Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, - окнами с перламутровыми от дождя и солнца стёклами. А по бокам этих глаз были крыльца, - два старых больших крыльца с колоннами... И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом!

Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах. Во всех комнатах - и в лакейской, в зале, в гостиной - прохладно и сумрачно: это оттого, что дом окружён садом, а верхние стёкла окон цветные: синие и лиловые. Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы с инкрустациями и зеркала в узеньких и витых золотых рамках никогда не трогались с места. И вот слышится покашливание: выходит тётка. Она небольшая, но тоже, как и всё кругом, прочная. На плечах у неё накинута большая персидская шаль. Выйдет она важно, но приветливо, и сейчас же под бесконечные разговоры про старину, про наследства начинают появляться угощенья... (И. А. Бунин)

291. Образуйте от данных глаголов совершенного вида глаголы несовершенного вида при помощи суффиксов -ыва-, -ива-, -ва- и, где нужно, чередования звуков в корне. Корни обозначьте.

Опозд ать - опазд ывать, созна ться - созна ваться ; размолоть, распороть, оглядеться, оттаять, запаять, осмеять, раскаяться, подогреть, выпить, напеть, вылить, одолеть, развеять, развить, достать, узнать, издать, распродать, восстать, развалить, развеяться, рассказать, устать.

292. От данных глаголов при помощи суффиксов -ива-, -ыва- образуйте другие. Подчеркните корневые гласные о или а и расставьте ударение. Составьте словосочетания с глаголами, образованными от выделенных слов.

Зарабо́тать - зараба́тывать , освоить, удостоить , усвоить, удвоить , затронуть.

Обусло́вить - обусло́вливать , опорочить, подытожить, сосредоточить , узаконить, уполномочить , упрочить.

293. Спишите. Подчеркните корневые гласные в глаголах на -ива-, -ыва- .

1) Войска сосредотачивались у переправы. 2) Дальнейшие переговоры уполномочивался вести глава делегации. 3) Нельзя мириться с недоделками в жилищном строительстве и узаконивать их. (Газ.) 4) Осв..ивались новые области нашей необ..ятной Родины. (Ушаков) 5) Леса обусловливают климат. (Ч.)

294. Спишите, подбирая к выделенным словам синонимы.

Концентрировать все силы на своевременной уборке урожая; реставрировать разрушенный дворец; аннулировать неправильное постановление; форсировать ход событий; мотивировать внезапный отъезд; фальсифицировать факты; иронизировать над кем-либо; потерпеть фиаско .

295. Спишите, выбирая из синонимов, данных в скобках, подходящий по смыслу (глаголы ставьте в прошедшем времени).

1) Он широко... и подпрыгивал. (Т.) Стрелковый батальон, готовясь к параду, ... на площади (маршировать, шагать). 2) Световыми сигналами самолёты... стрельбу артиллерии. Связисты... повреждение на линии (исправлять, корректировать). 3) Обстановка дома вполне... с его обитателями. (Т. С.) Полученное ранее известие... действительности (гармонировать, соответствовать). 4) Знаменитые певцы обычно... эпизодическими ролями. (Л. Н.) Эскадра, приближаясь к острову Цусима, совершенно... противника. (Нов-Пр.) (игнорировать, пренебрегать).

296. Проанализируйте два стихотворения А. Фета и определите, какими морфологическими средствами достигается в них впечатление движения, беспрерывного изменения природы или состояния человека. Глаголы каких наклонений использует поэт в последнем стихотворении? Объясните их написание.

      Тёплым ветром потянуло,
      Смолк далёкий гул...
      Поле тусклое уснуло,
      Гуртовщик уснул.

      В загородке улеглися
      И жуют волы,
      Звёзды чистые зажглися
      О навесу мглы.

      Только хор свой огибает
      Месяц золотой,
      Только стадо сберегает
      Пёс сторожевой.

      Да и тот задремлет чутко -
      Не усну лишь я...
      Огонёк блеснул... малютка,
      Верно, ждёт меня.

      Если зимнее небо звездами горит
      И мечтательно светит луна,
      Предо мною твой образ, твой дивный скользит,
      Предо мною ты вся создана.

      И светла и легка, ты несёшься туда...
      Я гляжу и молю хоть следов,
      И светла и легка - но зато ни следа;
      Только грудь обуяла любовь.

      И летел бы, летел за красою твоей,
      И пускай в небе звёзды горят,
      И быстрей и светлей мириады лучей
      На пылинки ночные глядят.

297. Прочитайте текст, озаглавьте его, перескажите. Составьте предложения с фразеологизмами, запишите их. Как появились фразеологизмы остаться с носом, зарубить на носу?

Из биографии слов и фразеологизмов

Оказывается, эти фразеологизмы не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос как обозначению части лица.

По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появились выражения показать нос, водить за нос (вводить в заблуждение, дурачить).

Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой (здесь нос - от глагола носить ) неграмотные люди, делая на ней различные зарубки. (А. Арсирий)

298. Прочитайте и укажите значение фразеологических оборотов (при затруднении используйте словари). Спишите, с выделенными фразеологизмами составьте предложения.

Иметь значение, играть роль , играть первую скрипку, прох..дить красной нитью, положить под сукно , ув..нчать лаврами, подве..ти итоги, прилагать усилия, зан..мать первое место, предпр..нять шаги, пр..нять меры , оставляет желать много лучшего, вскрывать недостатки, произвести впеч..тление , головой ручаться.

299. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении глаголов и использовании фразеологических оборотов. Исправьте предложения.

1) Русские войска совершили победу. 2) Гоголь вскрывает самодержавно-крепостническую Россию. 3) Онегин мечется в поисках применения своих сил. 4) Пейзаж имеет в романе большую роль. 5) Положительные художественные образы играют огромное воспитательное значение.

300. Спишите. Укажите вид глаголов, в которых пропущены буквы, и обозначьте корни. Подчеркните чередующиеся гласные.

1) Дуновение живой силы к..снулось сердца матери, будя его. 2) Нет ничего, что не к..салось бы честных людей. 3) Слова легко всплывали из глубины её сердца и слагались в песню. 4) Рисуя образы, дорогие ей, она вл..гала в свои слова всю силу, всё обилие любви. 5) Егор закинул голову, закрыл глаза и зам..р. 6) Всё странно зам..рало в сумрачной неподвижности. 7) Николай кончил говорить, снял очки, выт..р их, посмотрел стёкла на свет и стал выт..рать снова. 8) Он любовно заж..гал дрова.

(М. Горький)

301. Спишите, заменяя выделенные существительные однокоренными глаголами, ставя зависимые слова в нужной форме. При затруднении проверьте по орфографическому словарю. Среди образованных вами глаголов подчеркните непереходные.

Проп..ведь новых взглядов, р..ферат статьи, проп..ганда юридических знаний, ст..билизация положения, ч..ство удовлетворения, доклад о работе ком..сии, ч..ствование победителей, уч..стие в спектакле.

В русском языке глаголы образуются главным образом префиксальным способом. Всего в русском языке 26 глагольных приставок. Одна и та же приставка может выступать в нескольких фонетических вариантах. Например, приставка о-(об-, обо-): окрасить, обходить, обойти.

Каждая глагольная приставка имеет несколько значений. Например, у приставки пере- 9 значений. Вот некоторые из них: 1) движение через предмет (перепрыгнуть через лужу); 2) повторное действие (перечитать книгу ещё раз); 3) деление предмета на части (перепилить бревно пополам); 4) чрезмерная полнота действия (пересолить еду); 5) распространение действия на все предметы (перечитать все книги); 6) взаимное действие (с постфиксом ся-) (переписываться с родителями); 7)достижение победы, выигрыша (перехитрить всех).

Некоторые приставки, присоединяясь к глаголу, не вносит дополнительных оттенков значения слова, а меняют несовершенный вид глагола на совершенный: делать – сделать, печь – испечь, писать – написать.

Приставочные глаголы часто употребляются в переносном значении: войти в положение, перенести болезнь, окинуть взглядом, уйти на пенсию.

Глаголы с приставкой в-/во-

Глаголы с приставкой в- имеют такие значения:

6. движение внутрь: войти, въехать, внести, вписать, вклеить, ворваться и др.

7. движение вверх: влезть (на дерево), втащить (по лестнице);

8. углубление в действие (глаголы восприятия): вслушаться, вдуматься, всмотреться.

Сочетаемость глаголов:

Глагол + в + В.п .: войти в дом, вмешаться в разговор, внести мебель в комнату, вслушаться в разговор, внимательно всмотреться в фотографию;

Глагол + на + В.п .: влезть на дерево, въехать на гору, внести чемодан на пятый этаж.

Переносное употребление:

Входить/войти в историю, в традицию, в привычку, в положение, в курс дела

Вводить/ввести в заблуждение

Вносить/внести вклад

Вкладывать/вложить смысл, знания, силы

Упражнения

  1. Прочитайте. Определите значение приставки в- в глаголах. Найдите случаи употребления глаголов с приставкой в- в переносном значении.

1)У нас во шло в традицию раз в 5 лет встре чаться с одно классниками. 2) Трудно вбить гвозд ь в бетонную стену. 3) Мальчики с трудом въехали в гору на велосипедах. 4) Мо лодого специалиста начальник ввел в курс дела, а коллеги помо гали советами.5) Оперу нужно воспринимать, вслушиваясь в каждый звук. 6) Ото пление включили в середине октября.

2. Прочитайте, вставляя нужные глаголы. Определите значение приставки в этих глаголах.

1)Молодая семья …. в новую квартиру. 2) Дети не должны … в разговоры взрослых. 3) Девочка пожалела котёнка и … его в дом. 4) Бабушка … в рамку фотографию внучки. 5) Надо … телевизор: сейчас будут передавать последние новости. 6) Преподаватель … в положение студента и разрешил ему сдать экзамен досрочно. 7) Имя Юрия Гагарина вошло в историю космонавтики.

Для справок: войти/входить, въехать/въезжать, вмешаться/вмешиваться, вставить/вставлять, впустить/впускать, включить/включать

3.Придумайте ситуации, когда можно употребить выражения ввести в заблуждение, внести вклад, войти в привычку.

Глаголы с приставкой вы-

Основные значения:

1. движение изнутри: вынести из дома, выбросить (мусор), выпустить (птицу из клетки), высыпать (сахар из пакета);

2. исчерпанность действия: выплакаться, выслушать, выспаться, выказаться.

Сочетаемость:

Глагол + из + Р.п.: выйти из магазина, выселиться из квартиры;

Глагол + в, на + В.п.: выбежать на улицу, выехать из Минска в Москву;

Глагол + В.п.+ из + Р.п.: выписать слова из текста, вытащить руки из карманов;

Глагол + на + П.п., Глагол + с + Т.п.: выступить на конференции, на собрании, выступить с докладом, с речью, с предложением.

Переносное употребление

Выйти/выходить из печати (о книге), выйти/выходить на экраны (о фильме)

Выйти/выходить из строя (испортиться, нуждаться в ремонте)

Вынести/выносить жару, холод, трудности, перегрузки

Выглядеть хорошо, плохо, больным, усталым

Выйти/выходить замуж

Выйти/выходить из себя

Упражнения

1. Прочитайте. Определите значение приставки вы- в глаголах.

1)В Третьяковской галерее выставлены произведения знаменитых художников. 2) Студенты мечтают хорошо выспаться после сессии. 3) Во время защиты дипломной работы студенты должны выступить с небольшим сообщением о своём исследовании. 4)Уходя, выключайте свет. 5) Скоро выйдет из печати учебное пособие по словообразованию. 6) После летних каникул все выглядели довольными, загоревшими, отдохнувшими. 7) Стиральная машина вышла из строя – надо вызвать мастера. 8) Сколько горя люди вынесли во время войны: голод, холод, страдания и смерть близких людей. 9) Когда читаешь новый текст, выписывай незнакомые слова и проверяй их значение по словарю. 10) Ты очень плохо выглядишь - не выходи на улицу и вызови врача на дом. 11) Когда разговариваешь, вытащи руки из карманов.

2.Прочитайте словосочетания. Подберите к ним противоположные по значению. В глаголах обозначьте приставки. Определите значение приставок.

Образец: влезть в люк – выле зти из люка

Вво зить в страну валюту - …, впускать зрителей в зал - …, вбе жать в аудиторию - …, вта щить чемодан в купе - …, влить воду в чайник - …, всыпать сахар в сахарницу - …, включить пылесос - …, въехать в гараж - …, вка тить ко ляску в подъезд дома - … .

Объясните правописание выделенных букв.

3.Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу приставки.

1) На этой машине ездить нельзя: она …шла из строя. 2) Этот фильм …шел на экраны год назад и …сразу … шёл в число самых популярных кинофильмов. 3) Нужно сначала получить образование, а потом …ходить замуж. 4) Чуткий человек – тот, кто..ходит в положение других людей, находчивый человек – тот, кто умеет …йти из трудного положения. 5) Каждое утро я …хожу из дома в восемь часов, а в полдевятого уже..хожу в здание университета. 6) Мы …дыхаем кислород, а..дыхаем углекислый газ. 7) Когда хлынул ливень, прохожие...бегали в магазины, подземные переходы, чтобы спрятаться от дождя, но всё равно …мокли до нитки.

Выпишите предложения, в которых глаголы употребляются в переносном значении.

Глаголы с приставкой вз-/вс-

Основные значения:

1.подняться вверх: взлететь в небо, вспорхнуть, всплыть на поверхность воды;

2. нарушение состояния: взорвать, вскипеть, вскопать, взбить.

Сочетаемость:

Глагол + на + В.п. : взбежать на второй этаж, взобраться на гору, взлететь в небо;

Глагол + В.п.: вскипятить чай, взрыхлить землю, вскопать грядку, взбить крем.

Переносное употребление

Всходить/взойти (о посевах, о солнце). Рожь начала всходить. Скоро взойдёт солнце.

Всплыть/всплывать. В конце заседания неожиданно всплыл ещё один вопрос.

Упражнения

1. Прочитайте. Вставьте приставки в-, вы-, вз-/вс-.

1)Ранней весной мы …копали грядки, ..садили луковицы тюльпанов в землю. Очень скоро наши тюльпаны..шли. Они..пустили зелёные стрелы. Потом из бутонов..глянули острые красные лепестки. Если внимательно..смотреться в эти цветы, увидишь, сколько в них свежей прелести.

2) …шло солнышко. …летела за мёдом пчёлка. А вот появилась первая бабочка. Она …порхнула над цветком и начала пить сладкий сок. ..бежали на работу трудолюбивые муравьи.

Объясните значение приставок.

2. Закончите высказывания, используя слова из скобок.

1) Работа сапёров очень опасная, потому что … (взорваться/взрываться).

2) Сегодня мы будем печь торт, помоги мне…..(взбить/взбивать).

3) В инструкции написано, что перед употреблением этого лекарства … (взболтать/взбалтывать)/

4) Чтобы заварить чай, надо сначала … (вскипятить).

Глаголы с приставкой до-

Основные значения:

  1. доведение действия до конца, до определённой границы: доехать (до дома), дописать (письмо);
  2. достижение результата, несмотря на трудности: дозвониться, договориться, дождаться, додуматься;

Сочетаемость:

Глагол + до + Р.п.: до жить до старости,до плыть до берега;

Глагол + В.п. + до + Р.п.: до слушать песню до середины, до читать книгу до конца;

Глагол + В.п.: до зваться детей, до будиться сына (с трудом);

Глагол + Д.п. (+ к + Д.п.; + до + Р.п.): до звониться подруге,к подруге, до подруги;

Глагол + с + Т.п. (о + П.п.) до говориться с подругой о встрече, до гадаться о причине (чего?)

Переносное употребление

Дойти/доходить, довести/доводить, донести/доносить до зрителя, читателя.

Довести/доводить до сведения, до конца

Упражнения

  1. Прочитайте. Выделите в глаголах приставки, определите их значение.

1)Ты ни за что не догадаешься о том, кто к нам приехал! 2) Космический корабль долетел до Луны. 3)Дети так увлеклись игрой, что мать никак не дозовётся их обедать. 4) У меня руки не доходят написать тебе письмо. 5) Режиссёру удалось донести до зрителей мысль о всепобеждающей силе любви. 6) Юноша помог соседке донести до квартиры тяжёлую сумку. 7) Дети не могли дождаться Нового года. 8) Удивительно, как птицам удаётся долететь до другого берега без отдыха. 9) Мы так спешили, что даже не допили чай.

2. Перестройте высказывания, используя глаголы с приставкой до-, образованные от выделенных глаголов.

1) Мой дедушка жил очень долго и умер в 96 лет. 2) Я тебе вчера целый вечер звонила , но никто не брал трубку. 3) В университет я еду ровно 30 минут. 4) Мать долго будила сына, но он не хотел просыпаться. 5) Тебе надо ещё работать над этим рефератом. 6) Я пока не могу сдать эту книгу в библиотеку, потому что ещё продолжаю читать её.

3. Составьте предложения, используя выражения: довести до конца, доходить с трудом, добежать до финиша, дождаться встречи.

Глаголы с приставкой за-

Основные значения:

  1. движение вглубь или за предмет: зайти за угол дома, забросить мяч в сетку, засунуть руки в карманы;
  2. попутное действие: зайти по дороге в магазин, заехать за другом;
  3. распространение действия на всю поверхность: зашить дырку, забрызгать краской одежду, засадить участок цветами;
  4. чрезмерное действие: засидеться в гостях, зачитаться до утра;
  5. начало действия: заплакать, закричать, зацвести
  6. совершение действия заранее: закупить продукты, запланировать поездку;
  7. доведение действия до конца: записать телефон, зажарить мясо;

Сочетаемость:

Глагол + за + В.п.: забросить за забор, зайти за дерево;

Глагол + В.п. + Т.п.: засыпать землю снегом, заселить дом жильцами

Переносное употребление:

Заводить/завести часы, машину, мотор, собаку, рыбок

Заходить/зайти (о солнце)

Забрасывать/забросить учёбу, занятия, спорт, работу

Упражнения

  1. Прочитайте. Определите значение приставок в глаголах с приставками.

1) Первый искусственный спутник земли был запущен в 1957 году в Советском Союзе. 2)Писатель задумал написать исторический роман о войне 1812 года. 3) Зайди ко мне хоть ненадолго, чтобы договориться о поездке. 4) Я люблю наблюдать, как всходит и заходит солнце. 5) Если вы завели собаку, она становится членом вашей семьи. 6) Он успешно доучился до третьего курса, но потом вдруг забросил занятия. 9) За ночь снег засыпал землю и крыши домов. 10) Фигурное катание так захватило детей, что во дворе они сами залили каток. Когда вода замёрзла, они начали кататься на коньках. 11) Услышав шаги хозяина, собака запрыгала и радостно залаяла.

2. Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу приставки.

1) Все гости …смо трелись на красавицу невесту, … любовались её белым свадебным нарядом. 2) От страха ко тёнок …лез на крышу и не мог слез ть с неё. 3) Путники решили … но чевать в ле су. 4) Запасливые белки …готовили на зиму сухие грибы, ягоды, орехи.

4) Весной ре ка разлилась и зато пила прибрежные луга. 5) По дороге в университет я …шёл за другом и мы отправились вместе. 6) Волейболист забросил мяч в сетку. 7) Солнышко …гля нуло в окно, по полу …прыгали солнечные зайчики. 8) Мы …вели кошку, но хотим ещё …вести рыбок. 9) Когда …цве тает сирень, по всему городу разносится ее слад кий аромат. 10) Все дорож ки и тропинки …мела ме тель.

Объясните правописание выделенных букв.