» » Silentium анализ кратко. Тютчев

Silentium анализ кратко. Тютчев

Анализ лирического произведения

  • Какова тема? (О чем?)
  • Какова идея? (Что хотел сказать автор?)
  • Композиция стихотворения.
  • Каково душевное состояние лирического героя?
  • Какими худ. средствами это достигается:
  • а) тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия и т.д.). б) языковой анализ: поэтическая фонетика - звукопись (аллитерация и ассонанс), лексика, синтаксис.
  • 6. Стихотворный размер. Рифма.
  • 7. Какие чувства вызвало чтение стихотворения?
  • Анализ стихотворения
  • Ф.И. Тютчева
  • «Silentium!»
Как развивается лирическая мысль поэта в стихотворении?
  • Обратите внимание на повелительную интонацию 1-ой строки, настойчивый повтор:
  • «Молчи, скрывайся и таи…»
  • Строфа заканчивается глаголами в повелительном наклонении - это усиливает стремление убедить кого-то:
  • «Любуйся ими – и молчи».
  • Энергию убеждения поддерживает подбор рифм - точных, смежных, мужских.
Кого же хочет убедить поэт? К кому он обращается в первой строфе?
  • Первая строфа - энергичное убеждение, обращенное к себе ли, к другому, но нуждающемуся в помощи словом со стороны более опытного человека.
  • Смысл этого убеждения: твои чувства и мечты не погибнут, они будут жить той же прекрасной жизнью в душевной глубине , «как звезды в ночи».
Как понять смысл второй строфы?
  • Речь идет о невозможности передать словом жизнь сердца , души, подсознания, то есть жизнь человеческого духа, которая не сводится к работе разума.
  • Метафора: жизнь души сравнивается с незамутненными ключами, чистейшей водой.
  • Как сердцу высказать себя?
  • Другому как понять тебя?
  • Поймет ли он, чем ты живешь?
  • Мысль изреченная есть ложь.
  • Взрывая, возмутишь ключи, -
  • Питайся ими - и молчи.
О каких двух мирах говорит поэт? Как они взаимодействуют? Каким предстает внешний мир?
  • Два мира: внешний (с наружным шумом и светом) и внутренний (названный «таинственно-волшебным») вступают в противоречие. И последствия этих соприкосновений могут быть опасными.
  • Поэт предостерегает, уговаривая: «Лишь жить в себе самом умей…» - сохрани свой внутренний мир!
  • Лишь жить в себе самом умей –
  • Есть целый мир в душе твоей
  • Таинственно-волшебных дум;
  • Их оглушит наружный шум,
  • Дневные разгонят лучи, -
  • Внимай их пенью – и молчи!..
Обратите внимание на слово, которым начинается и заканчивается стихотворение. Какой можно сделать вывод из этого наблюдения?
  • Призывом «Молчи!..» начинается стихотворение. И этим же рефреном заканчивается каждая из трех его строф.
  • Такова композиция стихотворения.
  • Слова какого стиля вы обнаруживаете, читая стихотворение? («оне», «звезды»). Какова их функция?
  • Найдите строки, ставшие афоризмом, где заключена идея:
  • Лексика стихотворения
Смысловой центр стихотворения - афористическое выражение философской мысли, познанной поэтом истины: "Мысль изреченная есть ложь" .
  • Смысловой центр стихотворения - афористическое выражение философской мысли, познанной поэтом истины: "Мысль изреченная есть ложь" .
  • Акцент сделан на образе молчания, вынесенном и в заглавие. Им начинается и завершается стихотворение: "молчанием" лирический герой стремится "окольцевать" богатый мир души - чувств, мыслей, мечтаний, рвущихся наружу, стремящихся к сердцу "другого".
  • Образ молчания символизирует психологический заслон, которым человек должен оградить свой внутренний мир и от непонимания, и от "наружного шума", "дневной" суеты, прозы жизни.
Тема и проблема стихотворения
  • Стихотворение представляет собой образец философской лирики Тютчева, раскрывающей проблему человеческого взаимопонимания (или непонимания?).
  • Почему человек обречен на непонимание его другими людьми?
  • Как спасти свой внутренний мир от непонимания, наружного «шума»?

Сочинение

Ф.И. Тютчев – известный русский поэт XIX века. Его творчество очень эмоционально и разнообразно: в нем мы услышим и шум весенних вод, и первый гром, и страдания от безответной любви, и философские размышления о смысле жизни. Философская лирика – одна из тем его литературного наследия. Обратимся к одному из таких стихотворений.
Слово «Silentium» переводится с латыни на русский язык как молчание. В этом слове и заключена основная мысль стихотворения – одиночество поэта, его внутренний мир, скрытый от посторонних глаз. Стихотворение было написано в 1830 году, впервые напечатано в пушкинском журнале «Современник». Поэт долго работал над ним, тщательно оттачивая каждое слово.
Произведение состоит всего из трех строф, но они наполнены очень глубоким смыслом, и каждую строфу можно считать отдельной частью стихотворения. Первая строфа начинается и оканчивается одинаковым глаголом «молчи», это же слово – в конце каждой из строф. Не случайно поэт повторяет его, акцентирует именно на нем внимание читателя. В этом слове – одновременно и тема, и идея стихотворения. Где же, по мнению Тютчева, должны храниться самые сокровенные мечты и чувства поэта, Человека?
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи…
Эпитет «в душевной глубине» подчеркивает недоступность внутреннего мира человека для окружающих, он скрытен от посторонних глаз. Читая эти строки, мы представляет себе тихую ночь, звездное небо, и такое сравнение не случайно. Звезды безмолвно (наречие имеет одинаковый корень со словом «молчание») всходят на небосклоне, так же и человеческие мысли рождаются в его душе. Космос необъемлем и велик так же, как внутренний мир человека.
Вторая часть начинается риторическими вопросами:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Поэт ведет разговор с читателем как с близким другом, и в этом ему помогает местоимение «ты». Но может ли даже самый близкий человек понять, что происходит в твоей душе? Конечно же, нет. Тот, кто слишком откровенен, привык делиться с окружающими, порождает вокруг себя их сплетни, зависть:
Мысль изреченная – есть ложь
Взрывая, возмутишь ключи…
Так нужно ли доверять друзьям свои тайны? Обратимся к третьей части стихотворения:
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум…
Радуйся миру, который тебя окружает, но не пускай никого внутрь самого себя:
…Их оглушат наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!...
Человек, его душа – загадка и для окружающих, и для него самого.
Восклицательное предложение вновь акцентирует внимание читателя на ключевом слове в стихотворении. А после него поэт использует умолчание, оно также связано с идеей стихотворения: поэт не пустит посторонних в свою душу, этот мир принадлежит лишь ему.
В стихотворении Тютчев использует много устаревших » форм слов: «оне» (вместо «они»), «внимай» («слушай», «понимай»), «звезды ‘дят», «садятся»), а также слова со’ходят» (вместо «захо’ (вместо «звезды»), «за старославянскими приставками: «взрывая», «возмутишь», «изреченная». Такие слова наполняют стихотворение патетикой, придают ему особую торжественность.
Глаголы преобладают над другими частями речи, большинство используемых Тютчевым глаголов стоит в повелительном наклонении, выражают просьбу поэта к читателю, вызывают его на откровенный разговор.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, одним из любимых размеров поэтов первой половины XIX века, что придает ему особую напевность.
Мне нравится это произведение, так как оно очень необычно. Это философское размышление поэта о внутреннем мире человека, который скрыт от посторонних глаз. Основная мысль выражена в названии и не раз подчеркивается автором однокоренными словами: «молчи», «безмолвно». Когда читаешь эти строки, чувствуешь глубокое страдание одинокой души поэта, и становится по-человечески жаль его. А еще задаешь себе вопрос: а каков твой внутренний мир, что тебя тревожит, настолько ли он богат, что ты не можешь придать мыслям словесную форму, и поэтому скрываешь их? Таковы мои впечатления после чтения этого стихотворения.

Название стихотворения переводится с латинского как «Молчи!». Этот призыв лейтмотивом проходит через все произведение. Побуждение к молчанию здесь выходит на первый план, потому оно отражено в заглавии. Тютчев повторяет мольбу в конце каждой строфы, активно воздействуя на читателя.

Стихотворение можно охарактеризовать как очень личное, несмотря на то, что оно наполнено обращениями к собеседнику. Дело в том, что оно принадлежит к числу первых произведений Тютчева, которые он писал «в стол» - для себя, а не для публики. Убедить напечатать некоторые из них поэта смогли близкие друзья.

В данном стихотворении поднимается тема сакральности рассуждений и размышлений, понять которые суждено только их автору. Тютчев пишет о них, как о чем-то волшебном:

«Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум…».

Поэт проводит четкую грань между внутренним миром и внешним. Причем последний рисуется нам как враждебный и «чужой».

Это становится ясно из слов

«Лишь жить в себе самом умей…».

Внутренний мир, наоборот, полон романтики и светлых красок. Читая данное стихотворение, мы ощущаем нарастание смутной тревоги и зарождение страха. Исходит оно от заключительных строк каждой строфы. Градация «любуйся - питайся - внимай» усиливает этот эффект. Первое слово носит легкое, несколько отстраненное значение, а последнее приобретает более суровый оттенок.

Краски сгущаются еще сильнее, когда мы в середине произведения натыкаемся на строку «Другому как понять тебя?». Кажется, что здесь кроется не опасение открыться перед собеседником, пусть даже и самым близким другом, а разочарование. Над читателем и автором нависает другой вопрос: стоит ли делиться своими переживаниями и мыслями? Не обернется ли это против меня? Тютчев, будучи дипломатом, привык осторожничать, и данная черта характера поэта раскрывается здесь в достаточной мере.

Все это произведение похоже на диалог с собой. Молчаливым собеседником, о котором упоминалось ранее, на самом деле, является сам автор. Поэтому он может давать советы такого характера, быть напористым, местами даже агрессивным. Ведь речь идет о благополучии самого близкого ему человека - о нем самом.

Именно за счет того, что стихотворение изначально писалось не для общественности, оно и кажется нам таким притягательным. Создается впечатление, что мы получили доступ к чему-то личному, таинственному и потому настолько интересному. Оттого и совет «Молчи!» нам так нравится. В нем нет лицемерия, наигранности, он не подстроен под обстоятельства и не выдуман просто ради поддержания беседы. Он наполнен искренностью. Хочется верить Тютчеву.

Стихотворение написано в 1830 году, в эпоху заката русского романтизма. Этим и обосновываются разочарование, страх, стремление к таинственности и погружение в собственный внутренний мир - как никак, это признаки того направления общественной мысли, распространеного во второй половине XIX века.

Тютчев - талантливый русский поэт, романтик и классик, который писал в первую очередь не для кого-то, а для себя самого, раскрывая на бумаге свою душу. Каждое его стихотворение пропитано истиной, правдой жизни. Создается ощущение, что поэт опасается высказывать свое мнение в глаза людям, иногда даже наедине с самим собой он боится признаться в своих чувствах и приказывает себе молчать и не раскрывать тайн, хранящихся глубоко в сердце. Тютчев «Silentium» написал в 1830 году, как раз в период ухода эпохи романтизма и прихода буржуазно-прагматической эры. Стихотворение показывает сожаление автора об ушедших днях и его непонимание того, что же будет дальше.

Федор Иванович в душе был романтиком, ему чужд прагматизм, поэтому источник его вдохновения исчез с приходом Июльской Наступивший хаос разрушил все надежды и ожидания поэта, оставив его в смятении и сожалении о безвозвратно утерянной эпохе романтизма. Таким настроением проникнуты практически все того периода стихотворения Тютчева, «Silentium» не стал исключением. Автор не может избавиться от теней прошлого, но сам себе дает обет молчания, убегая от суеты внешнего мира и закрываясь в себе.

В начале стихотворения поэт описывает привычные для его лирического героя: звезды на ночном небе, водные ключи. Первые символизируют что-то божественное, высшие силы, а вторые - образ природы, что-то земное и понятное каждому из нас. Тютчев «Silentium» написал, чтобы объяснить людям гармонию Бога с Природой и то, как она действует на человечество. С другой стороны, каждый должен познать свою собственную Вселенную, микрокосмос, царящий в душе.

В середине стихотворения поэт задается вопросами о том, как правильно озвучить свои мысли, чтобы другой человек тебя правильно понял, не истолковал слова превратно, изменив их смысл. Тютчев «Silentium» написал с немым призывом молчать и все держать в себе, хранить тайну невысказанной мысли. Также можно воспринять вынужденную немоту как протест против обыденного сознания, хаоса, который творится вокруг. К тому же поэт мог прибегнуть к романтическому мотиву, передавая таким образом одиночество своего лирического героя, лишенного понимания.

Тютчева «Silentium» показывает полное бессилие слова, которому не по силам полностью передать то, что творится в его внутренние переживания и колебания. Каждая личность индивидуальна и неповторима в своих суждениях, мыслях и предположениях. Человек имеет свои представления о жизни, по-своему реагирует на те или иные события, поэтому ему не очень понятно, как его чувства будут интерпретированы другими людьми. У каждого из нас бывали моменты, когда терзали сомнения, поймут ли нас, что подумают или скажут.

Написал Тютчев «Silentium» для того, чтобы доказать, что он верит в то, что будет понят человечеством. Поэт просто пожелал подчеркнуть, что вовсе незачем делиться с общественностью каждой своей мыслью, обсуждать с первым встречным важные вопросы. В некоторых ситуациях лучше скрыть свои чувства, оставить при себе свое мнение и унять эмоции. У каждого должен быть свой скрытый от посторонних глаз: к чему его открывать людям, которые никогда не поймут и не оценят озвученных идей.

1. Тема стихотворения: чувства, душа человека (название стихотворения переводится как "молчание"); 2. Основная мысль: человеку следует обращать внимание на чувства другого человека, а не на слова (чувства человека искреннее слов); 3. Лирический герой: человек, призывающий не открывать свою душу другим людям во избежании непонимания; 4.

Средства выразительности: градация (молчи, скрывайся и таи), многосоюзие (и чувства, и мечты), эпитет (душевной глубине), олицетворение (встают и заходят оне), эпитет (безмолвно любуйся), сравнение (как звёзды в ночи), эпифора в четверостишии (...и молчи), ассонанс (любуйся ИмИ И молчи, то есть, повторение гласных звуков), риторические вопросы (как сердцу высказать себя? другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь?), метафора (возмутишь ключи), метафора (питайся ими (ключами)), ассонанс (пИтайся ИмИ И молчИ), инверсия (лишь жить в себе самом умей), инверсия и гипербола (целый мир в душе твоей), эпитет (таинственно-волшебных дум), олицетворение (шум оглушит), аллитерация (оглуШит наруЖный Шум), эпитет (дневные лучи), инверсия (дневные разгонят лучи); 5. Жанр - стихотворение; 6. Размер, рифма: размер - четырёхстопный ямб, рифма - парная); 6. Мои впечатления: мне понравилось это стихотворение, его философское, даже немного с романтикой, направление. Но я не согласна с мыслью, заложенной автором в это стихотворение. Я считаю, что невозможно, чтобы человек всегда держал все чувства, мечты в себе, не делясь даже с самыми близкими ему людьми. Думаю, человеку не стоит замыкаться, жить только своим внутренним миром.