» » Презентация на тему мир в зеркале искусства. Презентация по мхк на тему "мир в зеркале искусства"

Презентация на тему мир в зеркале искусства. Презентация по мхк на тему "мир в зеркале искусства"

Задачи урока: знакомство с эмоциональной составляющей искусства, его коммуникативной функцией; постижение её зна­чения для освоения окружающего мира, осмысления объектив­ных явлений через их субъективное восприятие художником, установление диалогических взаимоотношений с творцами ху­дожественных произведений; осмысление объединяющей роли искусства; понимание возможности диалога культур благодаря общечеловеческому (межнациональному) языку искусства; осо­знание роли музеев в сохранении и пропаганде мировых куль­турных традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата_____________________ класс___8_______ учитель: Бабанина И.И.

Урок искусства в 8 классе по теме: «Мир в зеркале искусства»

Задачи урока: знакомство с эмоциональной составляющей искусства, его коммуникативной функцией; постижение её значения для освоения окружающего мира, осмысления объективных явлений через их субъективное восприятие художником, установление диалогических взаимоотношений с творцами художественных произведений; осмысление объединяющей роли искусства; понимание возможности диалога культур благодаря общечеловеческому (межнациональному) языку искусства; осознание роли музеев в сохранении и пропаганде мировых культурных традиций.

Формирование УУД: личностных - воспитание в себе способности к эмпатии (сопереживания, сочувствия, содействия) во время освоения образного содержания искусства; познавательных - развитие мотивации к познавательной художественно-творческой деятельности, исследованию новых явлений искусства в процессе самообразования; коммуникативных - трактовка диалога культур как формы сближения разных народов, эпох и стилей; регулятивных - выработка критического взгляда на явления культуры и искусства в процессе их изучения; информационных - накопление информации о деятелях искусства, художественных произведениях, музеях.

Ход урока

Эпиграф: «Каждый слышит только то, что понимает».

Гёте

1.Организационный момент

2. Изучение темы урока

Каждый из нас – Вселенная. Вселенная мыслей, чувств, воспоминаний, ожиданий.

И облака, и небо надо мной,

И мириады звезд, каких не счесть,

Манящих тайн, сокрытых пеленой.

Я вижу мир таким, какой он есть:

Ранимый, хрупкий, очень уязвим,

Он может вдруг обрушить боль и месть,

Но все-таки прекрасен и любим.

И в этом мире связывает нас

Мостов духовных тоненькая нить.

Ах, как легко порвать ее подчас,

Куда сложнее вновь соединить.

Читаем мы у Андрея Горбовского

Я вижу мир

Искусство дает возможность увидеть и понять тысячи других миров, принять или отвергнуть их. В китайской притче рассказывается о путниках, которые захотели понять, что такое океан. После того, как им удалось его увидеть, один из странников сказал, что океан похож на поле, другому он напомнил лесные чащи, а третьему бескрайнюю пустыню. И каждый был по – своему прав!

3.Работа с презентацией , выделение ключевых мыслей: понимание смысла художественных сообщений, возможности их передачи сквозь века и пространство, возможности диалога с создателями произведений искусства, информационность современной культуры.

Замечательному русскому художнику В. В. Кандинскому принадлежат слова: «Понимание выращивает зрителя до точки зрения художника... Человек, который мог бы сказать что-то, ничего человеку не сказал, и тот, кто мог бы слышать, ничего не услышал». В этих словах сквозит боль и обречённость. Сколько непонятых и никем не услышанных людей прошло по нашей Земле! Что же мешало людям понять друг друга? Нежелание услышать и принять участие или неумение, неспособность к общению, диалогу? Мудрецы пытались ответить на этот вопрос ещё в древности, но ответ не найден и по сей день. В учении великого китайского философа Конфуция сформулирована получившая признание потомков истина: тайна человека сокрыта не в природных потребностях тела, не в справедливости небесного пути, а в его общении с другими людьми». Несомненно одно - всё, что способствует взаимопониманию между людьми, имеет большую нравственную ценность. Такой ценностью является и искусство, так как оно даёт нам возможность общаться с представителями разных эпох и народов, прочитывая их послания. Именно искусство способствует прямому общению с художественным гением.

Искусство отражает окружающий мир, но не точно таким, каков он есть объективно, а через призму чувств, мыслей, субъективных взглядов художника. Таким образом, в зеркале искусства мы видим людей, природу, явления общественной жизни иногда гротескно преувеличенными, иногда, напротив, сглаженными, завуалированными - такими, какими их видит и хочет до нас донести художник согласно своему замыслу. На наш опыт восприятия мира накладывается опыт художника, и мы становимся богаче.

Восприятие и анализ содержания зрительного ряда разворота на, выделение среди иллюстраций произведений разных исторических периодов (искусство прошлых веков, современное искусство), объяснение их художественных достоинств, анализ средств их образного воплощения. Подбор музыкальных ассоциаций к зрительному ряду. Поиск ответа на вопрос: Какую информацию современному человеку передают рассмотренные произведения искусства?

Сюрреалистические работы Рене Магритта демонстрируют нечто, скрытое от глаз зрителя, предметы предстают в своей внутренней сущности, не связанной с их названиями. Художник пытается убедить зрителя в том, что вещи вовсе не такие, какими кажутся. Его живопись метафорична и, несмотря на присутствующую в ней тишину, драматична. Поразмышляйте вместе с учащимися над содержанием картины Р. Магритта «Человеческий удел». Предложите ученикам раскрыть метафорический смысл изображённых предметов и явлений, а затем расшифровать идею картины, её соответствие названию.

Но сколько поэтов, художников, музыкантов уже создали в своих произведениях отражения своих миров?

С. Дали «Женская фигура к окна»

Тревожный, наполненный страхами языческий мир стучится к нам ритмами ритуальных обрядов, динамикой наскальных рисунков, магической глубиной мифологических образов. Не познав свои самые древние корни, человек не сможет достичь вершины.

Рисунок – первобытные охотники в пещере

Мир средневекового человека может на первый взгляд показаться мрачным и скучным. Но никогда люди не уходили так глубоко в поисках постижения божественного предназначения жизни, его истинного и вечного смысла. Нидерландский художник Иероним Босх изображает свою модель мироздания на створках алтаря, которое называет «Воз сена». Сюжет его был продиктован старой нидерландской пословицей: «Мир,- стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».

И. Босх «Стог сена»

Наполнена радостной верой в человека, его почти божественное начало, картина мира эпохи, которую принято называть Возрождением. Микеланджело, создавший статуи и фрески, воспевшие красоту Человека, в одном из сонетов пишет:

Высокий дух, чей образ отражает

В прекрасных членах тела своего,

Что могут сделать Бог и естество,

Когда их труд свой лучший дар являет.

Статуя Давида - Микеланджело

Через пару столетий Джонатан Свифт в своих «Путешествиях Гулливера » наглядно показывает, насколько относительной может быть картина мира, и как она зависит от точки зрения. Лилипуты и великаны, прожектеры и йеху живут в своих замкнутых мирах, наблюдая их очертания со «своей колокольни».

Мир «Алисы в стране чудес» и «Зазеркалья» Льюиса Кэрролла - это другая реальность, живущая по законам теории относительности. В ней есть место Чеширскому коту, Мартовскому зайцу, появлениям, исчезновениям, фантазии.

Миры, созданные в произведениях искусства не похожи друг на друга. Загадочной поэзией зовет к себе романтическая страна героев Александра Грина: Лисс, Зурбаган. Там есть Бегущая по волнам и Ассоль ждет корабль с алыми парусами:

Снова месяц висит ятаганом,

На ветру догоняет лист,

Утром рано из Зурбагана

Корабли отплывают в Лисс.

Кипарисами машет берег.

Шкипер, верящий всем богам,

Совершенно серьезно верит,

Что на свете есть Зурбаган. Написал когда – то автор легендарной «Бригантины» поэт Павел Коган.

«Бегущая по волнам» - иллюстрация

У братьев Стругацких в одной из повестей есть сюжет фантастической картины будущего. На ней по одну сторону Стены живет мир счастливых утопий, по другую мир, где нет гармонии, постоянные войны приводят к гибели цивилизации. Джордж Оруэлл в антиутопии «1984» создает вымышленную реальность: «Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным – кроме расклеенных повсюду плакатов. С каждого заметного угла смотрело лицо черноусого. С дома напротив тоже. СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ, – говорила подпись».

«1984» - иллюстрация

Проверить «алгеброй гармонию», научно обосновать тайны творчества пытались много раз. Ученые вычислили параметры и пропорции скрипок Страдивари, спектрально проанализировали составы лака, но есть недосягаемая черта, перед которой бессильны расчёты и компьютеры, и эта сила заставляет плакать и смеяться, грустить и мечтать вместе с музыкой, стихотворением, фильмом.

Скрипка Страдивари

«Начало знания - удивление», - говорили в древности. Человек может понять, как устроен атомный реактор, но о том, как случайное слово, взгляд превращаются в чувство, как из него вырастает картина, соната или поэма – остается тайной искусства, которое, если верить легенде, было даровано людям богами. Неповторимость, уникальность произведений подлинного искусства – ценнейшее его свойство. Многие научные открытия постепенно устаревают, а древнейшие произведения искусства - нет, потому что в них сохранены общечеловеческие проблемы.

С. Боттичелли «Весна»

Искусство часто сравнивают с зеркалом. Но это зеркало показывает лишь то, что показал автор, пропустив все через горнило своей души, ее чувства и переживания. Художественные образы рождаются из событий и явлений жизни. Анна Ахматова писала:

«Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда.

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен.

На радость всем и мне».

Н. Альтман «Портрет А. Ахматовой»

Пережив в своем сердце художественное произведение, человек не может остаться прежним. В своих дальнейших мыслях, чувствах, поступках он несет след прочитанного, услышанного, увиденного.

«Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба»,- считал Борис Пастернак.

Л. Пастернак « Портрет Б. Пастернака»

Стать богаче духовно, выбрать свою дорогу в этом мире человек учится на примерах шедевров мирового искусства. Его опыт бесценен, ведь каждый из нас - это часть человеческого сообщества. Мы все, люди Земли, связаны между собой, независимо от расстояний и времени. «Красота спасет мир» - это не просто цитата. Только в гармонии с другими людьми, народами, природой, Вселенной можно сохранить нашу планету.

«Красота спасет мир» - картинка

«Я знаю Тайну… Веришь? Слушай!

Наш Мир вокруг - как Белый лист…

На нём рисуют наши Души,

А вот и кисточка - Возьмись!

Цвета… палитры - всё как знаешь…

Твой мир такой…, как Хочешь ты!

Каков Твой Мир - Тебе Решать!

Цветными… Яркими мазками

Раскрасит лист твоя Душа…

Ты Веришь в Тайну? Знаю - Веришь…

Пусть сложно…, но - пора начать…»

4. Работа в группах: 1 -я группа - тема «Музеи»; 2-я группа - тема «Конкурсы, фестивали, проекты».

Изучение информации учебника, актуализация имеющихся знаний по каждой из тем (какие музеи ребята знают, каково содержание коллекций этих музеев; конкурсы, их классификация, фестивали, их задачи; творческие проекты - школьные, телевизионные, международные и т. п.). Представление результатов деятельности групп, их обсуждение.

5. Восприятие зрительного ряда . Учащимся предлагается перечислить, какие шедевры мирового искусства представлены в различных музеях и картинных галереях. Если подростки испытывают затруднения при выполнении этого задания, учитель должен быть готов исправить ситуацию и показать презентацию, в которой каждый музей будет представлен хотя бы одним шедевром, название и автора которого рекомендуется записать в творческую тетрадь (Эрмитаж, Лувр, музей Метрополитен, Прадо, Дрезденская картинная галерея).

Обсуждение значения конкурсов, фестивалей, творческих проектов по тексту учебника. Прослушивание

6. Обобщение: художественный язык разных видов искусства интернационален, понятен всем без перевода.

Домашнее задание:

  1. Подготовить и записать информацию о региональном музее или об одном из культурных объектов вашей малой родины.
  2. Представить себя в роли экскурсовода (по музею, городу), разработать маршрут и записать текст экскурсии для определённого возраста.

Искусство как универсальный способ общения

Мир в зеркале искусства

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.

Икона Владимирской Богоматери


Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры, дворцы и храмы, приобщая современных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропустили через свое сознание и свои чувства.

Колизей. Рим

Гладиаторы


Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, необя зательно иметь специальные знанияпо музыке, архитектуре, живописи.

Главное - при встрече с художественным творением сопереживать .

М.Аникушин. Памятник А.С.Пушкину в Санкт-Петербурге


Произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному.

Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями? Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу. Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства, если, конечно, понимание языка произведения позволит вступить в информационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир гениального художника, писателя, композитора откроет свои секреты.

Оперный театр в Сиднее








Роль искусства в сближении народов

Музей (греч. museion - храм, музей) - учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе.

Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.

Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур. По мнению академика Д. Лихачева, исследователя древнерусской литературы, «культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Чем больше человек окружен духовной культурой, погружен в нее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность».

Хранилищами художественных шедевров являются музеи. Во всем мире известны такие музеи, как Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Петербург), Лувр, Музей современного искусства (Париж, Франция), музей Прадо (Мадрид, Испания), Национальная картинная галерея (Дрезден, Германия), Британский музей (Лондон, Англия) и др.

Благодаря просветительской деятельности этих музеев, буклетам и альбомам, которые они выпускают, путешествиям их экспонатов по разным странам и континентам, знатоки и любители искусства могут любоваться такими шедеврами культуры, как Владимирская икона Богоматери, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Золотая осень» И. Левитана и др.

В 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на основе компьютерных технологий была создана виртуальная галерея шедевров в стиле хайтек (англ. high technology , high tech , hi - tech ). Этот стиль, в котором используются новые материалы и композиции, возник в архитектуре и дизайне в 80-е гг. XX в. Позднее его черты стали проявляться и в других направлениях художественного творчества. В этой галерее зрители могут общаться с персонажами более чем 20 картин и скульптур, среди которых «Тайная вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гибель Помпеи» К. Брюллова, «Дискобол» Мирона и др. Зрители могут задать им вопросы, увидеть, что делали они за миг до того, как их изобразил художник или скульптор, наблюдать их передвижения в пространстве.

Задания:

Рассмотрите репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников на сайте "Искусство". Выберите одну из них, которая привлекла ваше внимание. С помощью каких особенностей языка, композиции созданы эти образы.

Какую эстетическую и нравственную ценность представляют эти шедевры для зрителей XXI в.

Музеи мира Обзор

Британский музей



Британский музей в Лондоне является одним из величайших музеев мира за всю человеческую историю. Его собрание насчитывает более тринадцати миллионов экспонатов со всех континентов, оно иллюстрирует и документирует историю культуры с самого начала цивилизации и до сегодняшних дней. Чудеса привозят в музей в Блумбсбери со всех самых потаенных уголков мира. Этот и современные шедевры и напоминания о тех народах, которые ушли в далекое прошлое: греках, ассирийцах, ацтеках, древних китайцах и индусах.


Метрополитен


Художественный музей Метрополитен коротко называют «Met» это один из самых больших музеев в мире. Он расположен в США в городе Нью-Йорк на восточной стороне Централ-парк в Манхэттене. В состав музея Метрополитен входит галерея «Cloisters», в которой выставлены произведения средневекового искусства. Постоянная экспозиция Метрополитена расположена в девятнадцати отдельных секциях, за каждым из которых стоит целый персонал кураторов, реставраторов и ученых.
В состав постоянной экспозиции Метрополитена входят более двух миллионов произведений искусства со всего мира. Тематические собрания начинаются от классики античности с ее греческими и кипрскими галереями и заканчиваются почти полным собранием европейских мастеров: их полотен и скульптур. В экспозиции представлено множество образцов американской культуры, расширенные собрания египетской, африканской, азиатской, средневосточной, византийской и мусульманской культуры. Здесь можно также увидеть энциклопедическую коллекцию музыкальных инструментов со всего мира. Отдел вооружения и доспехов покажет любопытному зрителю коллекцию античного оружия и доспехов, военные предметы искусства Европы, Японии, США, Среднего Востока. Каждая коллекция находится в своем временном отделении.
Впервые Художественный музей Метрополитен был открыт в феврале 1872 года в Нью-Йорке.


Музей Прадо. Испания город Мадрид



Одной из главных ценностей Мадрида является музей Прадо, Национальный музей живописи и скульптуры, или, как его уважительно величают испанцы, «Museo del Prado».

Крупнейшее художественное собрание Испании образовано в 1819 на основе испанских королевских и церковных коллекций. Сейчас живописная коллекция музея насчитывает более 8600 полотен. К сожалению, из-за недостатка местa, из них выставлено менее 2000.

Первым монархом, решившим сохранить свою художественную коллекцию для наследника, был испанский король Карлос I, он же император Священной Римской империи Карл V Габсбург (1500-1558).
Это был страстный коллекционер и собиратель, обладавший тонким художественным вкусом. Его любимым художником был Тициан. Его наследник Филипп II (1527-1598) продолжил начатое.

Карл V и Филипп II старались все лучшее из подвластных им территорий привезти в Испанию. Именно им музей Прадо обязан богатыми коллекциями ранней нидерландской и итальянской живописи. В Италии скупались полотна Мантеньи и Беллини, заказывались картины Тициану, Тинторетто и Веронезе.

Художественная коллекция Прадо содержит множество шедевров во всех жанрах живописи. Музей Прадо стал одним из символов Испании, как Лувр - Франции, ансамбль египетских пирамид в Гизе - Египта или Московский Кремль - России.



С амо здание музея является шедевром мирового искусства, в его стенах хранятся картины великих художников всего мира и именно это привлекает в Мадрид большинство путешественников и любителей культуры.


Здесь можно увидеть творения рук Тициана, Рубенса, Рафаэля, а так же многих других мастеров живописи. Но самой большой коллекцией остается испанская живопись со времен XII столетия и до наших дней.

Тут кроме картин можно увидеть фрески и готику времен Ренессана, полное собрание руки Веласкеса, Мурильо, творения великого Гойи, Эль Греко и других мастеров мирового уровня, взглянуть на которые мечтают многие, а иметь в своей коллекции – самые крупные музеи мира.

Знать картины

1. Рубенс (1577-1640-фламандский художник - ныне Бельгия) Сад любви



Рубенс довольно часто писал картины не на заказ, а для себя, для украшения своего дома, выбирая при этом темы, которые волновали его самого и отвечали его душевному настрою. Это в полной мере относится к полотну "Сад любви", созданному в пору творческой зрелости и в годы душевного подъема, когда он вступил во второй брак с юной Еленой Фоурман. Последние десять лет жизни она была для художника источником вдохновения.

В одной из пар Рубенс изобразил себя с молодой женой. Талант художника ко времени создания картины раскрылся в полной мере.

В картине "Сад любви" Рубенс представил счастье возлюбленных. На цветистой полянке на фоне парка с итальянской беседкой и фонтаном гуляют элегантные молодые люди, они отчаянно флиртуют, отдыхают. Эта картина изображает встречи на открытом воздухе в подернутой слабой дымкой томной атмосфере долгого теплого летнего вечера, а женщины в своих шелковых разноцветных одеждах похожи на цветы. Рубенс, вероятно, был вдохновлен модными в то время любовными поэмами, - грациозными, чувственными, остроумными стихами, - ибо не он сам назвал картину "Сад любви", он поставил другое название - "Модные беседы". Каким бы, однако, ни было название картины, совершенно ясно, что она - вклад самого Рубенса в прославление грациозности и галантности молодого поколения и его второй жены. Идея сада, предоставленного в распоряжение счастливых молодых возлюбленных, уходит своими корнями в средневековье, отражает тщательно соблюдаемые условности придворной любви. Французские художники XVI века возродили ее в своих веселых полотнах, которые Рубенс не мог не видеть во время своих посещений Парижа и Фонтенбло. Он вдохнул новую жизнь в давнюю фантазию, которая через влияние, оказанное его картиной, вернулась во Францию в виде модного сюжета в XVIII.

2. Эль Греко (1541-1614) Испания. Мужской портрет с рукой на груди

На закате XVI столетия в творчестве испанского художника Эль Греко (1541-1614) возникает новый тип портрета, в котором передается не обычная внутренняя сосредоточенность человека, интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или застывшие позы. Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.

3. Диего Веласкес (1599-1660) Испания Менины

Ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая по всей видимости только что вошла в комнату со своей свитой. Свет, также как и взгляды родителей, направлен на девочку. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего, персонифицированных в лице маленькой принцессы.

Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является ее дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Действие, запечатленное на ней, происходит в одном из помещений дворца, превращенном в мастерскую живописца. В центре комнаты стоит маленькая белокурая принцесса Маргарита, которой одна из фрейлин подает кувшин с питьем. Другая фрейлина присела в почтительном поклоне. Сцена поднесения питья инфанте определяется дворцовым этикетом, строгим порядком церемонии и воспроизведена художником во всех деталях.

Молодых фрейлин, с детства служивших у принцессы, называли «менинами», отсюда название картины. Изображенная на полотне группа исполнена необычайной грации, а живая игра света и блеск красок придают ей вид изысканного цветника. Справа от принцессы – фигура любимой карлицы и мальчика-карлика, который толкает ногой большого сонного пса. Эта группа обрамляет центральную сцену справа. Слева изображена часть большого холста, повернутого к зрителю обратной стороной. Перед ним в задумчивости застыл живописец. Чуть дальше выделяются фигуры двух придворных, а в глубине картины, в дверном проеме, – силуэт еще одного человека, отводящего рукой занавес. Растворенная дверь углубляет пространство комнаты, оттуда струится свет, наполняющий комнату переливами красных, золотистых, розовых и зеленоватых тонов одежд. Стены комнаты украшены большими живописными полотнами. Почти все лица присутствующих обращены на зрителя.

Существуют различные толкования сюжета и жанра картины. Ее можно рассматривать как портрет инфанты Маргариты, младшей дочери короля, которая была всеобщей любимицей во дворце и всегда находилась в центре всеобщего внимания. Возможно, автор хотел представить одну из дворцовых сцен с инфантой, расширяя границы обычного портретного жанра. Но принцессу на картине окружают не просто придворные, а конкретные исторические лица, изображенные с достоверным сходством, и художник возле холста – это сам Веласкес. Все это позволяет говорить о картине как о групповом портрете.

Можно также рассматривать сюжет картины как одну из сцен повседневной дворцовой жизни или как творческий процесс создания живописного произведения. Но что изображает живописец, двойник Веласкеса, на огромном холсте? На кого направлены все взгляды присутствующих? Среди полотен, размещенных на дальней стене, одно словно светится изнутри. Это не картина, а зеркало, в котором отражается королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Они незримо присутствуют за пределами картины, на них направлены почтительные взгляды придворных, в них, отступив от полотна, всматривается художник. Так художник расширяет сюжет картины, включая в реальное действие домысливаемый объект и самого зрителя. А сцена с инфантой становится лишь звеном в синтезе видимого и представляемого.

Среди всех действующих лиц живописец занимает довольно скромное положение, что соответствует его социальной роли, но то, что он изображен в процессе творчества, позволяет иначе взглянуть на его роль в общем замысле картины. Это благодаря ему все, изображенное на холсте, приобрело реальное существование. Он – истинный господин положения, а короли, призрачное отражение которых мерцает в зеркале, не являются высшей духовной силой и вынуждены быть лишь свидетелями триумфа Творчества. Великолепное разнообразие фигур, светлых и темных, обозначенных контуром и погруженных в полумрак, находится в зависимости от света и цвета, которые не только расставляют необходимые акценты, но и все объединяют.

Мир в зеркале искусства.Каждый из нас – Вселенная. Вселенная мыслей, чувств, воспоминаний, ожиданий. И облака, и небо надо мной, И мириады звезд, каких не счесть, Манящих тайн, сокрытых пеленой. Я вижу мир таким, какой он есть: Ранимый, хрупкий, очень уязвим, Он может вдруг обрушить боль и месть, Но все-таки прекрасен и любим. И в этом мире связывает нас Мостов духовных тоненькая нить. Ах, как легко порвать ее подчас, Куда сложнее вновь соединить.

Читаем мы у Андрея Горбовского

Миры, созданные в произведениях искусства не похожи друг на друга. Загадочной поэзией зовет к себе романтическая страна героев Александра Грина: Лисс, Зурбаган. Там есть Бегущая по волнам и Ассоль ждет корабль с алыми парусами:

Снова месяц висит ятаганом, На ветру догоняет лист, Утром рано из Зурбагана Корабли отплывают в Лисс. Кипарисами машет берег. Шкипер, верящий всем богам, Совершенно серьезно верит,

Что на свете есть Зурбаган. Написал когда – то автор легендарной «Бригантины» поэт Павел Коган.

У братьев Стругацких в одной из повестей есть сюжет фантастической картины будущего. На ней по одну сторону Стены живет мир счастливых утопий, по другую мир, где нет гармонии, постоянные войны приводят к гибели цивилизации. Джордж Оруэлл в антиутопии «1984» создает вымышленную реальность: «Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным – кроме расклеенных повсюду плакатов. С каждого заметного угла смотрело лицо черноусого. С дома напротив тоже. СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ, – говорила подпись».

«Начало знания - удивление», - говорили в древности. Человек может понять, как устроен атомный реактор, но о том, как случайное слово, взгляд превращаются в чувство, как из него вырастает картина, соната или поэма – остается тайной искусства, которое, если верить легенде, было даровано людям богами. Неповторимость, уникальность произведений подлинного искусства – ценнейшее его свойство. Многие научные открытия постепенно устаревают, а древнейшие произведения искусства - нет, потому что в них сохранены общечеловеческие проблемы.

Устная часть ОГЭ по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к ГИА.


СКАЧАТЬ 10 ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ

- Учебно-тренировочные варианты
- Подготовка к выполнению заданий - Примеры рассуждений по теме №3 - Карточки собеседника-экзаменатора - Обобщённый план варианта устного собеседования.

Конспект урока по теме «Словари» .
Цели:
Образовательная : Знать: какие бывают словари, как строятся словарные статьи. Уметь: работать со словарями, использовать справочную ли­тературу, составлять словар­ную статью, составить словарную статью на самостоятельно выбранное слово в соответствии с образцом.
Развивающая: совершенствовать умение передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)
Воспитательная: воспитывать любовь к слову посредством изучения словарей.
План урока. I.Организационный момент.
Ребята сдают домашнюю работу. Раздают проверенные тетради.

Ребята, вам в детстве читали стихотворения Маршака? Например, Мой Веселый, Звонкий Мяч, Ты куда Помчался Вскачь?, Жил человек рассеянный на улице Бассейной. (да, читали) Я хочу вам так же прочитать стихотворение Самуила Яковлевича, вы его послушаете и попытаетесь догадаться, какая же сегодня у нас будет тема урока.
С.Я.. Маршак. “Словарь”.
Усердно с каждым днем смотрю в словарь. В его столбцах мерц…